21 сентября 1949
	г., \ 26 (118)

2 Отделе пропаланды и питации
ЦК ВКП(б)
	О ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ В ПАРТОРГАНИЗАЦИЯХ
ПЕНУ, EDU ©
	КАЛУЖСКОЙ ОБЛ
	серьезным ошибкам. В политшколы и круж-
ки коммунисты зачисляются без учета их
общеобразовательной и политической подго-
товки. В Медынском районе, например, в по-
литшколу при парторганизации районной
больницы райкомом ВКП(б) зачислены 1 че-
ловек с высшим образованием, 13 человек со
средним образованием, 15 человек. незакон-
ченным средним и 2 человека с низшим об-
разованием. В Мешовском районе в полит-
школу зачислена т, Афонина, имеющая
8 классов образования. «Хочу изучать историю
партии, — говорит она,— а меня енова зачис-
лилц в политшколу».

Отдел пропаганды и агитации Калужского
обкома проявляет равнодушие к организации
самостоятельного изучения коммунистами
марксистеко-ленинской теории. В прошлом
году лекторы обкома партии.не читали цик-
лов лекций по вопросам теории и истории
ВКП(б) ни в одном сельском районе. Не луч-
	ше обстоит дело и в этом году. Лекторская
	группа до сих пор еще не провела подгото-
вительной работы к чтению циклов лекций.
Несмотря на запросы райкомов партии, чте-
ние циклов лекций не намечено ни в одном
сельском районе.

В Высокиничеком, Думининеком и Ме
дынском районах самостоятельно изучать
марксистско-ленинскую теорию будут сотни
коммунистов и беспартийных, Однако в nor
мощь им до сего времени еще не подобраны
консультанты, В других районах количество
выделенных консультантов совершенно недо-
статочно, В Бабынинском районе самостоя-
тельно будут изучать теорию 197 человею а
райком партии подобрал только 7 консулв-
тантов, В Калужском районе выделено всего
лишь 10 консультантов на 470 человек, зани-
мающихся политическим самообразованием,

Не освещает на своих страницах хода под-
готовки партийных организаций к занятиям
в системе партийного просвешения областная
газета «Звезда», В июле-августе этим вопро-
сам не было посвящено ни одной статьи.

Отдел пропаганды и агитации обкома, от-
делы пропаганды и агитации многих райко-
мов партии не осуществляют повседневного
гуководетва партийным просвещением.

1 октября во всех городах, на железнодо-
рожных узлах, промышленных предприятиях
и 15 октября в сельеких районах начнутея
занятия школ и кружков. Оставшееся до на-
чала учебного года время надо использовать
для быстрого устранения серьезных ошибок
и недостатков в подборе и подготовке поо-
пагандистских кадров, в комплектовании
	школ и кружков, в организации оказания по-.
	мощи самостоятельно изучающим марксист-
ско-ленинскую теорию.
	`В отделе пропаганды и агитации ЦК
BKII(5) one заслушан доклад секретаря Ка-
лужского обкома ВКП(б) т. С. Белякова о ходе
подготовки к новому учебному году в системе
партийного просвещения.

В Калужекой области в 1948/49 учебном
тоду 11 проц, состава областной парторгани-
зации не было вовлечено в партийную учебу,
почти половина политшкол и кружков по изу-
чению «Краткого курса истории ВКИ(б)» не
выполнила программы,

Эти серьезные недостатки отдел пропаган-
ды и агитации Калужского обкома BKII(6)
должен был учесть при подготовке‘ к новому
учебному году. Но этого не произотило. Про-
веденная проверка и обсуждение доклада по-
казали, что подготовка к новому учебному го-
ду во многих партийных организациях, осо-
бенно в сельских районах области, проходит
неорганизованно. -

В Сухиничеком, Кировеком, Дзержинеком
районах пропагандисты назначаются райко-
мами партии только на основании анкетных
данных, без предварительной беседы © ними
и ознакомления с их политической и обше-
образовательной подготовкой; в ряде случаев
к пропагандистской работе привлечены недо-
статочно подготовленные коммунисты, кохо-
рые не смогут обеспечить высокое качество
проведения политических занятий. `

В области не выполнен установленный OK
ВКП(б) контингент подготовки сельских про-
пагандистов на месячных \курсах при обкоме
партии, Ухудшилась работа трехмесячных
курсов при Калужском горкоме ВКП(б), мно-
гие пропагандисты стали приходить на за-
нятия неподготовленными, а некоторые из
них совсем перестали посещать занятия. Не
во всех еще районах начали работать по-
стоянно действующие семинары пропаганди-
стов политшкол и кружков, не организована
работа с консультантами,

В Мещовском, Перемышльском, Бабынин-
ском районах ‘сеть школ и кружков устанав-
ливалась решением бюро райкомов партии до.
проведения индивидуальных бесед с комму-
нистами, Примером такого формального от-
ношения к комплектованию сети партийного
просвещения является директива Мешовско-
го райкома партии, разосланная всем секре-
тарям первичных парторганизаций, В ней го-
ворилось: «На основании постановления бю-
ро райкома ВКП(б)... в вашей парторганиза-
пии создается политшкола (кружок). Райком
ВКП(б) обязывает вас немедленно провести
комплектование политшколы (кружка) и ре-
комендует от каждого слушателя принять за-
явление»,

Формально-бюрократический подход к ком-
плектованию школ и кружков приводит к
	Упорядочить издание литературы
о новаторах производства ~—
	Во всех отраслях народного хозяйства
нашей страны работают замечательные нова-
торы производства — стахановцы поелевоен-
ной пятилетки. Это люди, смело прокладыва-
ющие новые пути в технике и организации
производства, создающие новые методы высо-
копроизводительного труда, являющиеся но-
сителями ‘технического прогресса. Это люди,
достигшие выдающихся технико-экономиче-
ских показателей работы в промышленности
и на транспорте, значительного повышения
урожайности полей и продуктивности живот-
новодетва в сельском хозяйстве. По ним рав-
няютея, у них учатся вее рабочие, все колхоз-
ники.

Пропаганда опыта передовиков имеет важ-
ное государственное значение. Широкое, по-
всеместное распространение методов работы
стахановцев представляет еобой источник
дальнейшего роста производительноети тру-
да, резерв нового мощного под’ема экономики
советского государства. Пропаганда передово-
го. опыта способствует росту культурно-тех-
нического уровня рабочего класса и колхоз-
ного крестьянетва,

Среди различных форм пропаганды пере-
дового опыта важное место занимает издание
книг и броппор, посвященных труду новато-
ров производства, что входит в задачу многих
центральных и местных издательств,

Особенно. большую работу по выпуску мзе-

совой литературы ‘об опыте передовиков про-
водят крупные центральные издательства —
Профиздат и Сельхозгиз. Профиздат, напри-
мер, с 1946 по 1949 год издал около 45 брошюр
общим тиражом свыше 700 тысяч экземпля-
ров. Сельхозгиз только в 1948—1949 гг. вы-
пустил 217 брошюр из серии «Производствен-
ный опыт Героев Социалистического Труда»
общим тиражом в 2.035 тысяч экземпляров.
_ Среди литературы, выпущенной Профизда-
том за последнее время, имеются весьма по-
лезные брошюры, такие, как «Слово масте-
Ров» — 0б опыте стахановцев предприятий тя-
желого машиностроения, «Слово начальников
цехов» — о работе командиров производства
крупнейших машиностроительных заводов
Москвы и Ленинграда, «По часовому гра-
фику» — о методах работы мастера-бригади-
ра Московского электролампового’ завода
В. Хрисановой, и другие. С большим удовле-
творением встречены читателями изданные
Сельхозгизом брошюры бригадира трактор-
ной бригады Старо-Бешевекой МТС Сталин-
ской области Героя Социалиетического Труда
Tl. Ангелиной-«Люди колхозных полей»,
председателя колхоза «Борец» Бронницкого
района Московской области П. Ажиркова-
«Как колхоз «Борец» стал передовым социа-
листическим хозяйством», писательницы
Г, Николаевой -«Колхоз «Трактор».

Однако деятельноеть Профиздата и Сель-
	хозгиза по выпуску книг и брошюр об опыте
	етахановцев страдает серьезными недостатка-
ми. Значительное число. изданных брошюр не
отвечает своему назначению: они зачастую
весьма поверхностны, информационны и не
освещают существо стахановских приемов ра-
боты. В этих брошюрах соплошь и рядом под
маркой стахановского опыта пропагандиру-
ются старые, отжившие методы труда и орга-
низации производства:

В брошюре «Поточный метод производства
штукатурных работ», выпущенной Профизда-
том в 1948 году, очень мало места уделяется
механизации штукатурных работ, больше
говорится о производстве штукатурных работ
	’ развития строительной индустрии
бротиюра популяризирует старые методы ра-
боты, которые тянут строителей назад.

В брошюре «Рождение потока» (Профиздат,
1949 год) не показаны элементарные средетва
механизации труда. В ней рассказывается о
TOM, как рабочие таскали на себе «под дуби-
нушку» балки, трубы и другие материалы.

Сельхозгиз в 1948 году издал брошюру «Как
мы повысили плодородие почвы», в которой
воспевается старая агротехника, пропаган-
дируются приемы ‚ земледелия, в конечном
счете разрущающие структуру. и снижающие
плодородие почвы, В брошюре выдается за по-
ложительный опыт такая неправильная прак-
тика, когда в севообороте колхоза по пласту
эспарцета высеваетея озимая пшеница, что
в корне противоречит травопольной системе
земледелия. .

В некоторых брошюрах стахановцы--нова-
торы производства -— изображаются в отрыве
от коллектива, принижается роль инженерно-
технических работников, оказывающих ста-
хановцам непосредственную помошь в улуч-
шении организации. и усовершенствовании
технологии производства. Эти недостатки в
той или иной мере характерны, например, для
выпущенных Профиздатом книг «Больше ка-
рамели, хорошей и разной», «Стахановекий
план борьбы с производственными  потеря-
ми», «Заметки технолога» и других. В брошю-
рах недостаточно освещается роль партий-
ных и профсоюзных организаций в деле вос-
питания новаторов производства, обходятся
вопросы масеово-политической работы на
предприятиях, Бропиоры не дают читателям
хотя бы общего предетавления о стаханов-
ском движении в той отрасли производетва,
о которой написана книга,

Многие брошюры, ‘издаваемые Сельхозги-
зом, слабо популяризируют преимущества
колхозного етроя, не показывают роли совет-
ской агрономической науки, передовых прие-
мов социалистической организации труда в
развитии сельского хозяйства. В подавляю-
щем чиеле брошюр даже не ‘упоминаются
имена великих русских ученых Тимирязева,
Вильямса, Докучаева, Мичурина, не раскры-
вается значение их научных открытий для
социалистического сельского хозяйства. Так,
в брошюре «3.500 килограммов чайного листа
с гектара» в разделе «Великие преобразовза-
ния», где идет речь о разведении цитрусовых
культур, ни единым словом не упоминается
о великом преобразователе природы И. В. Ми-
чурине. . . :

О низком уровне литературы, посвященной
пропаганде передового опыта, говорит и тот
факт, что многие выпущенные брошюры
написаны технически безграмотным языком,
нередко искажают даже элементарные произ-
водственные вопросы. В той же брошюре
«Больше карамели, хорошей и разной» под
видом усовершенствования технологического
процесса пропагандируются нарушения пра-
вил технической эксплоатации оборудования,
Брошюра «В. борьбе за изобилие продуктов»
грубо искажает вопросы организации произ-
водства. на колбасном заводе, . :

Серьезные недостатки и ошибки в книгах и
броциорах об опыте стахановцев послевоен-
ной пятилетки во. многом об‘`ясняются отор-
ванностью Профиздата и Сельхозгиза от про-
изводства. Редакторы и другие работники
этих издательств не изучают производства, не
знают хорошо людей, о которых выпускают
брошпоры. Издательства слабо привлекают ин-
	работают в отрыве‘ от министерств и научно“
исследовательских институтов, занимающих-
ся обобщением опыта передовиков производ-
ства.

Подготовка брошюр о стахановском опыте
нередко отдается на откуп небольшой группе
лиц, значительная часть которых нигде не
работает или же занята в учреждениях и ор-
ганизациях, совершенно не связанных с про-
изводством, Эти дельцы под видом брошюр о
стахановском опыте “преподносят читателям
свои безграмотные писания, Выпущенная
Профиздатом книга «В борьбе за изобилие
продуктов» составлена неким Коганом, Hu
чего общего не имеющим с пищевой промыш-
ленностью. Рабочие мясокомбината имени
Микояна с возмущением сообщают, что этот
делец наскоро состряпал свою безграмотную
брошюру, а Профиздат поспешил выпуетить
ее в свет,

Такие дельцы, вроде Когана, охотно берут
на себя «литературную обработку» брошюр об
отыте стахановцев самых различных отрас-
лей производства, будучи одинаково полными
невеждами в этих отраслях производства.
Профиздат широко пользуется, например,
услугами И. Араличева. Этот автор сегодня
пишет книгу. о рабочих Лианозовекого ваго-
ностроительного завода, завтра берет на себя

‘труд «литературной обработки» брошюр об
опыте етахановцев бумажной фабрики, о ме-
тодах работы стахановцев речного флота: В
роли такого же универсального «популяри-
затора» опыта передовиков выступают некий
Лельгант и многие другие. Дельцов и халтур-
щиков привлекает высокий ‘и легкий зарабо-
ток, который они получают за «литературную
обработку», Профиздат грубо нарушает уста-
новленный законом порядок оплаты авторов.

В Сельхкозгизе в качестве «составителей»
книг. серии «Производственный опыт Героев
Социалистического Труда» нередко подвиза-
ются люди, являющиеся полными невеждами
в вопросах экономики и организации колхоз
ного производства. В числе этих «литерато-
ров» -киносценарист С. Кананыкин, Г. Яффе,
А, Дунаевский, И. Волк и другие лица, не
имеющие специального образования.

Профиздат и Сельхозгиз не проявляют

должной оперативности в работе, нередко
запаздывают с выпуском литературы об опы-
те стахановцев, Профиздат, например, выпу-
стил в 1948 году брошюру О. Кузнецовой «Поэ-
новому организовать труд сушильшщиц тор-
фа» лишь к концу торфяного сезона. До сих
` пор не вышла в свет брошюра об опыче рабо-
ты инициатора движения за отличное каче-
ство продукции лауреата Сталинской премии

‚А. Чутких.

® ВЦСПС мало уделяет внимания Профизда-

ту, не направляет, должным образом его рабо-
ту; Слабо вникают в содержание деятельно-
erm Сельхозгиза Министерство сельского хо-

‘зяйства СССР и Министерство совхозов
сСсв.

Необходимо в короткий срок навести. боль-

‚ тневистский порядок в издании литературы
об опыте новаторов производства. Весьма важ-
но привлечь к выпуску книги брошюр о пере»
довом опыте инженерно-технических и науч-
ных работников, которые могут оказать изда-
тельствам большую помошь в изучении и об-
общении передового опыта. Читатели — рабо-
чие и колхозники — ждут от Профиздата и
Сельхозгиза больше хороших книг и брошюр,
глубоко и всесторонне раскрывающих опыт
новаторов производетва.
	вручную, Вместо. пропаганды достижений   ж.

IEEE EEE EE OS ке ee ere

енерно-технических работников. для кон-

штукатуров-механизаторов, показа нового   сультации. по производственным вопросам,

“ee

SNE we Ae eV VA 4 oe

А. ГУНИЯ.
В. ПЕРОВА.
			KYABT YP
	вых произведений писателей-дальневосточ-
ников. Для участников творческой конфе-
ренции организуетея чтение докладов на’ли-
тературные и политические темы. Крайком
ВКП(б) утвердил оргкомитет по подготовке и
проведению‘ творческой конференции.
хх :

При Кировском горкоме начались занятия
вечернего университета марксизма-лениниз-
ма, Помимо двух основных курсов универси-
тета, работают филиалы для учителей, инже-
нерно-технических работников завода «Кир-
сельмаш», работников искусств, Всего в уни-
верситете обучается 700 человек.

© Ш, Павло Е

стаивал и развивал материалистическую тон-
ку зрения, которую воспринял у русских ре-
волюционных демократов прошлого века, У
И. М. Сеченова. ’

«В глубине мозговой массы, — писал он,—
происходит. определенный процесе, и вы: мо-
жете математически предсказывать все отно-
сительно его движения» (стр. 353). Говоря о
явлениях высшей нервной деятельности, он
подчеркивал: «Мы об’яеняем это чисто физиос-
логически, чието материально, чисто про-
странетвенно» (стр. 352).

С присущей ему остротой Павлов подме-
THA, что у буржуазных психологов, у физио-
логов, стоящих на идеалистических позини-
ях, дуалистов и анимистов, как их называл
Павлов, «имеется желание, чтобы их пред-
мет оставался нераз’ясненным, вот какая
странность!» (стр. 473), Он бросает им бичую-
щее обвинение во «вредном, я бы сказал, па-
скудном, стремлении уйти от истины...»
(стр, 415), :

Критикуя в своих выступлениях на знаме-
нитых «средах» буржуазных психологов и
Ффизиологов-—Кёлера, Иеркса, Шеррингтона,
	анэ,— Павлов вскрывает корни их оптибок..
	Среди современных психологов «все еще
дает себя знать дуализм в виде анимизма,
т. е, понятия о своеобразной субстанции, про-
тивополагающейся остальной природе и обя-
зывающей исследующую мысль держаться в
отношении ее иначе, чем в отисшении мате-
риальных явлений» (стр. 515—516).

Павлов, по его выражению, ведет жестокую
борьбу, воюет с психологом Еблером, кото-
Revi стремился увести науку в дебри мисти-

и и агностицизма, который утверждал, буд-
то наш ум не имеет отношения к нашему
мозгу. Обрушиваясь со всей беспощадностью
на Кёлера, Павлов подчеркивает; «автор, ока-
зывается, в Берлинском университете читает
психологию на богословском факультете,
Там, конечно, не встанешь на нашу точку
зрения» (стр. 511—512).

‚Страстный борец за материализм, И. П.
Павлов бичует французского философа-идеа-
листа Бергсона, В этой связи вызывает недо-
умение попытка проф, В. Ефимова в книге
«Возрастная физиология», изданной в 1948г,
Академией педагогических наук РСФСР, по-
ставить знак равенства между учением Пав-
лова и взглядами Бергсона.

В однотомник избранных произведений
включены общественно-политические статьи
и выбтупления академика Павлова.

В знаменитом письме к молодежи Павлов
учил молодое поколение наузных работни-
ков последовательности, сдержанности и тер-
пению в работе, учил делать черновую рабо-
ту в науке, учил скромности и коллективиз-
му, призывал быть страстным в работе, Он
давал молодым научным работникам наказ
не зазнаваться и быть самокритичным, твер-
до опираться на факты, которые составляют
«воздух ученого». Одновременно on предо-
стерегал против эмпиризма, отмахивающего-
	A XPOHUKA
	Бюро Хабаровского крайкома ВКП(б) при-
ияло решение провести с 15 по 20 октября в
Хабаровске творческую конференцию писате-
лей Дальнего Востока. Утвержден план’ работ
конференции и намечены мероприятия по. ее
подготовке; ь :

В работе конференции примут участие пи-
сатели и поэты Хабаровского и Приморекого
краев, Амурской, Сахалинской и Читинской
областей. Конференция . обсудит доклад
«Творчество писателей Дальнего Востока пос-
ле решения ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда»
и «Ленинград». На секциях прозы, поэзии и
драматургии будут разобраны рукописи но-
	B Omdenax nponarandst u aiumayuu обкомов BKIT(6)
	САРАТОВ
		pom были прослушаны и обсуждены лекции
по вопросам марксистско-ленинской теории.

В леквторские группы обкома партии и гор-
KOMOB привлечены новые кадры, которые
- включились в работу в качестве внештатных
лекторов.

Штатными и внештатными лекторами об-
кома, горкомов и райкомов ВКП(б) подготов-
лены лекции по истории ВКП(б), политэко-
номии, диалектичесвому и историческому ма-
териализму:

Во всех 44 сельских г`файонах области
будет читаться цикл лекций по истории
ВКП(б), в 23 сельских районах будет про-
должено чтение цикла лекций по политэко-
номии, начатое в прошлом году, в 12 районах
будет читаться цикл лекций по философии.
	ЕЛЯБИНСК
	закончился областной семинар лекторов,
посвященный подготовке к новому учебному
году в системе партийного просвещения. Для
участников семинара был прочитан ряд лек-
ций. В заключение семинара был заслушан
доклад заместителя заведующего Отделом
пропаганды и агитации обкома ВКП(б)`т. Че-
лядиновой о задачах лекционной пропаганды
В 1949/50 году.

Лекторы обкома выехали в районы обла-
сти, где будут выступать на семинарах еель-
ских пропагандистов, у
	ТАМБОБ

——-

В подготовке к новому ‘учебному году
в ‘сети партийного просвешения боль’

ное внимание уделяется дальнейшему рас-
ширению лекционной пропаганды. При этом
особое внимание обращено на повышение
идейно-теоретического уровня читаемых лек-
ций, `С этой целью в июле проведен семинар
лекторов обкома и горкомов ВКП(б) на кото-
	Приближается столетняя годовщина © дня
рождения великого ученого, замечательного
сына русского народа академика Ивана Пелт-
ровича Павлова. К юбилейной дате Государ»
ственное издательство ‘политической литера-
туры выпустило сборник избранных произвет
дений И. П. Павлова. Избранные произведе-
ния И. П. Павлова предетавляют выдающий-
ея интерес не только для специалистов, но и
для широких кругов советской общественно-
сти.

Центральное меето в, однотомнике избран-
ных произведений занимают работы Павлова
по высшей нервной деятельности. Им пред-
шествуют отдельные фрагменты из рабог
Павлова, посвященных физиологии кровооб-
рашения и пищеварения. Замечательные
экспериментальные и теоретические исследо-
вания. Павлова в этих облаетях физиологии
послужили основой для дальнейших работ в
области высшей нервной деятельности жи-
вотных, позволили Павлову создать блестя-
щую технику эксперимента, открыли перед
ним новые направления и возможности ис-
следования; 5

Свою замечательную речь, «Естествозна-
ние и мозг» Павлов начал словами: «Можно
с правом сказать, что неудержимый со вре-
мени Галилея ход естествознания впервые
заметно приостанавливается перед выещим
отделом мозга, или, общее говоря, перед ор-
ганом сложнейших отношений животных к
внешнему миру. И, казалось, что это неда-
ром, что здесь действительно критический
момент естествознания, так как мозг, который
в высшей его формации — человеческом моз-
Ту — создавал и создает естествознание, сам
становится об’ектом этого естествознания»
(стр. 184), .

Павлов отвергает попытки судить о внут-
ренних процессах у животных по образцу че-
ловеческих суб’ективных состояний и выдви-
тает материалистическое требование об’ектив-
ного изучения поведения животных, строго
научного сопоставления воздействий внешне
го мира и ответных реакций животного оргё-
низма,

Взгляды Павлова на роль выешней среды в
жизнедеятельности животных тождественны
воззрониям биологов-мичуринцев, Павлов
указывает, что животный организм находится
в непрекращающемся взаимодействии ©
внешним миром, находится с ним в относи-
тельно уравновешениом состоянии благодаря
наличию определенных реакций на внешние
и внутренние раздражения. Эти реакции осу-
ществляются нервной системой в виде реф-
лексов, Животное обладает рядом постоянных
ефлексов, безусловных, как их называет
ре К ним относятся пищевой, оборони-
тельный рефлексы и ОО,
сре бе ерывно изменяе , 5
ны Я недостаточно для нормаль-
ной жизнедеятельносйи организмов. Нервная
система животных путем образования услов-
ных рефлексов осуществляет временные свя“
зи в теми или иными условиями внешней
среды. В результате этого животное может,
например, находить потребную пищу по вре-
менным, косвенным, случайным признакам.

Павлов подчеркивал, что условные ре
сы со временем могут превращаться в 0е3°
	+3

Организованный в селе Грибовичи Брюхо-
вичского района Львовской области лекторий
проводит среди колхозников и крестьян боль-
шую политическую работу. .

По примеру лектория села Грибовичи в
колхозах и селах области теперь создано 300
сельских лекториев, в которых об’единено
свыше 3 тысяч лекторов. К лекционной рз-
боте привлечена сельская интеллигенция —
учителя, врачи, агрономы, инженеры, руко-
водящие партийные и советские работники.
За три месяца прочитано свыше 5 тысяч лек-
ций, которые прослушали 275 тысяч крестьян.

В городах и районах области проходят со-
брания лекторов и пропагандиетов, на кото-
рых обсуждается вопрос о задачах лекцион-
ной пропаганды в новом учебном году,

Вопрос о состоянии лекционной пропаган-
ды обсуждался в обкоме ВКЦ(б).

бранные произведения
	®

Однако это указание Павлова не всегда
учитывается некоторыми нашими физиоло-
гами, которые принижают регулирующую
роль центральной нервной системы, припи-
сывая ее вегетативной, периферической
нервной системе. :

Учение об условных рефлексах, созданное
гением Павлова, позволило ответить на мно-
гие вопросы: каким образом возникают но-
	вые связи организма ео ередой, как анали-
	зйруют внешнее раздражение, что такое гин-
нотическое есетояние и сон, как возникают
нарушения нервной деятельности, неврозы.
Павлов, обогащенный результатами евоих
работ над животными, обратилея к изучению
высшей нервной деятельности человека. Он
подчеркивал, зто было бы большим легко-
мыелием непосредетвенно переноеить на че-
ловека все закономерности, обнаруженные
при изучении физиологии животных. Одно-
временно Павлов установил общие физиоло-
гические закономерности высшей нервной
деятельности человека и животных и зало-
жил основы научной пеихологии.
	Он решительно двинул весь арсенал своих
достижений в области физиологии в помощь
медицине.
	Посещая клиники нервных болезней, Пав-
	лов с глубоким удовлетворением отметил, что
	«наше физиологическое понимание неврозов
не есть фантазия, что нами в самом деле за-
	 кладывается прочное основание для поетоян-
	ного контакта наших лабораторных фактов
с человеческими невропатологическими явле-
ниями» (стр, 408).

В однотомник включены работы Павлова
по психологии и психиатрии, которые впер-
вые вывели на дорогу подлинно научного
исследования эти отрасли знания. Тем более
странно слышать после этого, будто теория
условных рефлексов не имеет отношения к
анализу поведения животных и человека. В
изданной в 1947 г. книге «Об основных фор-
мах нервной и  психонервной деятельно-
сти» акад И. Беритов, выступая против пав-
ловского учения, писал: «Физиология коры
мозга не только не может заменить психоло-
гию, но даже не может послужить основая
нием для понимания психических законо-
мерностей». В изданной в том же году книге
проф. А. Леонтьева «Очерк развития психи-
ки», в которой раесматривается поведение
различных животных, от микроорганизмов
до человека, не нашлось места для изложе-
ния павловских взглядов. С нападками на
основы павловского учения выступил иедав=-
но проф. Н. Бернштейн в книге «О noerpoe-
нии движений».

Все это свидетельствует о том, что вокруг
павловского учения идет упорная борьба.
Явные и скрытые идеалисты пытаются при-
низить, опровергнуть великие научные до-
стижения Павлова,

Павлову еще при жизни пришлось бороть-
ся с идеалистами всех мастей. Сам ом от-
	условные, Его выводы совпадают с установ-
ками мичуринской биологии. «Можно прини-
мать, - указывал он,-—-что некоторые. MS yer
ловных вновь образованных рефлексов позд-
нее наеледственностью превращаются в без-
условные» (Полное собрание трудов, т. ИТ,
стр. 217).

Павлов отверг ненаучные, идеалистические
представления о «душе» животных и поста-
вил изучение высшей нервной деятельности
на прочную наузную базу, открыв основное
явление данной области физиологии —
условный рефлеке.

«Что такое рефлекс физиологов? — епраши-
вает он. — Здесь есть три главных элемента.
Во-первых, непременный внешний агент,
производящий раздражение. Затем опреде-
ленный нервный путь, по которому внешний
толчок дает себя знать рабочему органу.
Это — так называемая рефлекторная дува,
цепь из воспринимающего нерва, централь-
ной части и нентробежного, или относящего
нерва. И, наконец, закономерность: не елу-
чайность или капризноесть, а закономерность
реакции» (стр. 341).

Изучение условных рефлексов позволило
Павлову открыть основные формы движения
	нервных процессов; раздражение и торможе-
	ние, Растекание и распространение этих про-
цессов по коре, их концентрация в тех или
иных пунктах, их взаимные переходы лежат
в основе работы головного мозга.

На основании павловской теории разви-
лась физиология органов чувств, способных
воспринимать и разлагать воздействия вне-
шнего мира, Метод условных рефлексов по-
зволяет устанавливать пределы, до которых
тот или иной орган чурств может анализм-
ровать падающие на него раздражения, Та-
ким путем удалось установить, например,
что собака слышит звуки, недоступные для
человеческого уха, Помимо анализаторов,
воспринимающих воздействия внешнего. ми-
ра (глазной, ушной, кожный, ротовой и. дру-
гие), «надо признать,— указывал Павлов,-— в
больших полушариях существование. еще
особых анализаторов, которые имеют целью
разлагать огромный комплексе внутренних
явлений, происходящих в еамом организме»
(стр, 250), Е

На основании этого указания Павлова ака-
демик К. М. Быков успешно развивает уче-
ние о связи коры головного мозга с внутрен-
ними органами, { ~

Павлов твердо установил руководящую и
координирующую роль больших полушарий
мозга в жизнедеятельности организма, в
установлении правильных взаимоотношений
между организмом и средой. Он узил, что
«чем совершеннее нервная система животно-
го организма, тем она централизованней,
тем высший ее отдел является все в большей
и большей степени распорядителем и раепре-
делителем всей деятельности организма, не-
смотря на то, что это вовсе ярко и открыто
не выступает» (стр. 318—319).
	ея от теоретической работы. «Изучая, экепе-
риментируя, наблюдая, старайтесь’ не. оста-
ваться у поверхности фактов. Не превра-
щайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь
проникнуть в тайну их возникновения. На-
стойчиво. ищите законы, ими управляющие»
(erp. 51). -

Он призывал научную‘ молодежь к патрио-
тическому подвигу во имя Родины. «И для
молодежи, как и для нас,— писал он,— вопрос
чести — оправдать те большие упования, ко-
торые возлагает на науку наша родина»
(erp. 51).

Павлов был страстным патриотом: «Что ни
делаю, — читаем мы его слова,— постоянно
думаю, что служу этим, сколько позволяют
мне мои силы, прежде всего моему отече-
ству» (стр. 57), Успехи отечественной науки
наполняли его чуветвом гордоети. В письме
Ленинградекому обществу физиологов им.
И, М. Сеченова он писал: «Да, я рад, что

‚вместе с Иваном. Михайловичем и полком
моих дорогих сотрудников мы приобрели для
могучей власти физиологического исследова-
ния вместо половинчатого. весь нераздельно

‘животный организм. И это — целиком наша
русская неоспоримая заслуга в мировой на-
уке, в общей человеческой мысли» (стр. 49).

Погруженный в научную работу, Павлов
тем не менее не отрывался от жизни нашей
страны. Он внимательно следил за социали-
стической перестройкой и мечтал увидеть
плоды этой великой созидательной работы.
Его глубоко волновали и радовали yenexu
науки и культуры в нашей стране. ‹

Отвечая на приветствия при посещении
г. Рязани в августе 1935 г., Павлов подчерки-
Вал: «<... у нас теперь чествует науку весь на-
род, Это я видел сегодня утром и при ветре-
че на вокзале, и в колхозе, и когда приезжал
сюда. Это не случайно. Я думаю, что не оши-
бусь, если скажу, что ‘это — заслуга  прави-
тельства, стоящего во главе моей страны»
(стр. 56). .

Всенародная любовь, постоянная поддерж-
ка партии и правительства способствовали
развитию и расцвету павловского учения. В
речи на приеме правителеством делегации
ХУ Международного конгресса физиологов
11 августа 1935 г. в Большом Кремлевском
дворце Павлов указывал: «Мы, руководители
научных учреждений, находимся прямо в
тревоге и беспокойстве по поводу того, будем
ли мы в состоянии оправдать все те сред-
ства, которые нам предоставляет правитель-
етво», На это товарищ Молотов ответил! «Уве-
рены, что безусловно оправдаете!» (стр. 55).

Великий научный подвиг академика
И. П. Павлова был оценен Лениным как имс-
ющий «огромное значение для трудящихся
всего мира». Товарищ Сталин в историческом
докладе 6 ноября 1941 г. назвал Павлова в ря-
ду лучших, выдающихся людей русского на-
рода.

Труды Павлова являются исисчерпаемым
источником глубоких научных идей, они во-
оружают и вдохновляют на борьбу за мате-
риалистическое мировоззрение, они призы-
вают работать и побеждать во имя нашей
социалистической Родины.
	Ю. ЖДАНОВ.