` ЭТ сентября 1949 г.,№26(П8) .
			новой Чехословакии
	«Леса, горы и их летние и зимние красо-
ты были знакомы нашим трудящимся го-
родов только по иллюстрированным жур-
налам, по фотографиям или из какого-либо
	фильма... Из роскошных отелей и пансио-_
	нов, построенных для небольшого круга

богачей, —говорится в книге «Чехословакия

за работой», —исчезли скучающие лица, до-
рогие меха и драгоценности».

Теперь все эти места заполняют трудящие-
ся, ударники, передовики производства, цвет
новой, трудовой Чехословакии.

Но Чехословакия не только строит, она
учится, создает новую культуру, новую ин-
теллигенцию. При капиталистическом строе
правящие классы всячески ограничивали тру-
дящимся доступ к высшему образованию. В
новой Чехословакии сделан коренной пере
лом и в этом деле.

Создана единая школа и введено. всеобщее
обязательное обучение. Расширена система
высшего, и специального технического обра-
зования. Создана высшая школа социально-
политических наук. Рабочая, трудящаяся мо-
лодежь все больше заполняет стены выеших
учебных заведений и. курсов.

‘Забота народно-демократического государ-
ства о развитии культуры народа находит
свое отражение прежде всего в том, что го-
сударетво отпускает. по бюджету на эти нуж-
ды огромные. средства. По бюджету 1949 года
самая большая сумма, свыше 8 млрд. крон,
ассигнована на нужды Министерства Е
щения, науки и искусства.

Театры, ранее доступные лишь привилеги-
рованной верхушке и служившие местом вре-
мяпрепровождения и развлечения богатых, те-
перь, после их национализации, стали важным
фактором культурного воспитания и просве-
шения масс. Впервые созданы сельские теат-
ры. Из репертуара театров изгоняются пье
сы, проповедующие гнилую буржуазную мо-
раль. Передовые люди искусства настойчиво
овладевают принципами социалистического
реализма. В театрах Чехословакии часто ста-
вятся пьесы советских авторов.

Государство берет в свои руки и самое мас-
совое из искусств — кино. По пятилетнему
плану предусмотрены увеличение выпуска
кинофильмов и дальнейшее расширение сети
кинотеатров.

Заметные сдвиги произошли в области му-
зыки и изобразительного. искусства. Создан
единый Союз чехословацких композиторов и
критиков-музыковедов. Широко развивается
музыкальная самодеятельность трудящихся,
Многие художники, находившиеся под силь-
ным влиянием формализма и эстетства, ре-
IIMTCALHO порывают со своими заблуждения-
ми и становятся на путь создания .реалисти-
ческой живописи, отвечающей интересам и
требованиям народа.

Но особенно! разительные перемены произо-
шли в книгоиздательском деле. Государство
национализировало все издательства и тем
самым закрыло каналы для заполнения книж-
ного рынка вредной, ера ее
литературой.

Необычайно возрос интересе интеллигенции
и самых широких массе к изучению марксист-
ско-ленинских произведений. Быстро расту-
шие тиражи политической литературы уже
	не удовлетворяют спроеа читателей. В стране
	быстро разошлись сотни тысяч экземпляров
«Краткого курса истории ВКП(б)», сочинений
В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Приступлено к. изданию «Национальной
библиотеки» из 150 книг выдающихея чеш-
ских писатёлей прошлого и современных пи-
сателей: Ян Hepyaza, Алсиза Ирасека, Яро-
слава Хашека, Юлиуса Фучика, Марии Майе-
	ровой, Марии Пуймановой и многих других.
	Чехословацкие поэты и писатели все чаще
обрашаются к темам современности. Новое
отношение рабочих к труду идейно обогати-
	AO поэтов и писателей Чехословакии, подсека-
	зало им новые темы.

Книги «Чехословакия на пути к сопиализ-
му» и «Чехословакия за работой» убедитель-
но рассказывают о больших преобразованиях
в Чехословакии, о неодолимости того вели-
кого движения наролов к социализму, которое
открыл им Советский Союз своей историзе-
ской-победой над германским фашизмом.
	«Без союза е СССР, без его братекой по-
моши Чехословакии народ не мог бы се
годня строить свое новое, независимое и
`народно-демократическое государство, не
мог бы устоять перед политическим и эко-
номическим нажимом западных империа-
‚ листов и снова очутился бы у них в подчи-
`нении» (К. Готвальд).
		Груд и культура в

Недавно Министерство информации и про-
свешения Чехословацкой народно-демократи-
ческой республики издало на русском языке
две книги: «Чехословакия на пути к социа-
лизму» и «Чехословакия за работой». Обе
книги написаны коллективами авторов и OC~
нованы только на действительных фактах. В
них просто и без прикрас рассказывается о
борьбе трудящихся Чехословакии под руко-
водством коммунистической партии за пре-
образование страны, за уничтожение капита-
лизма и создание нового общественного и
государственного народно-демократического
строя, за развитие народного хозяйства и
культуры по социалистическому пути. -

Советская Армия освободила Чехословакию
от тяжелой фаптистской неволи. В результате
победы Советской Армии над. гитлеровской
Германией Чехословакия была спасена и от
новой опасности — от превращения ее в коло-
нию англо-американского империализма.

Народы освобожденной Чехословакии Ут-
вердили в своей стране народную демокра-
	тическую республику, порвали с прогнившим
	строем капитализма и встали на единственно
правильный путь — путь построения социа-
лизма. : : .

Нелегко дались народам Чехословакии их
первые успехи”в строительстве новой жизни.
Каждое ‘мероприятие, очищавшее страну от
пороков и бед старого капиталистического об-
щества, встречало бешеное ‘сопротивление
внутренней реакции, ее покровителей и вдох-
новителей из Лондона и Вашингтона.

Ни угрозы и шантаж империалистов по ад-
ресу молодой народно-демократической pec
публики, ни засылка шпионов и диверсантов,
ни заговоры контрреволюционеров, ни фак-
тическая экономическая блокада со стороны
крупных держав капиталистического мира,
ни происки Ватикана, пытающегося расколоть
единство трудящихся Чехословакии, поме
шать мирному строительству, —- ничто ‘нев со-
стоянии ‘остановить дальнейшее развитие
страны. Твердо став на путь социализма и
имея прочную гарантию своей независимости
в лице верного и неутомимого ‘защитника
	свободы народов — Советского Союза, народы
Чехословакии вправе гордиться первыми
	Чехословакии вправе гордить‹
крупными успехами и победами,
	В книге «Чехословакия на пути Е социа-
лизму» рассказывается о больших достиже-
ниях в преобразовании страны.
	Общественный. сектор охватывает свыше
95 проц. всей промышленности, банки и фи-
нансы, внешнюю и оптовую торговлю, госу-
дарственные и общественные имения и. хо-
зяйства и тосударственные пути сообщения.
Этот сектор является ведущим, и его роль в
народном хозяйстве непрерывно растет.

В прежней, капиталистической Чехослова-
кии, в которой хозяйничали свои и иност-
ранные капиталисты, нищета и массовая без-
работица, экономические кризисы, разорение
трудящегося крестьянства были обычным
явлением. Безудержнсе ограбление гитлеров-
цами страны в годы оккупации нанесло ог-
ромный ‚урон народному хозяйству. В по-
следние дни войны англо-американские
самолеты разрушили или же нанесли значи-
тельные. повреждения важнейшим чехосло-
вацким промышленным предприятиям.
	Под руководством компартии, при братской
помоши Советского Союза народы Чехослова-
кии сумели справиться с трудностями после-
военного восстановления хозяйства. В р=-
зультате выполнения двухлетнего плана вос-
становления народного хозяйства удалось
превзойти довоенный уровень промышлен-
ного производства и окончательно ликвиди-
ровать безработицу. Были достигнуты и пер-
вые успехи в деле индустриализации прежде.
	экономически отсталой Словакии. Нромыише
	ленное производство в Словакии к концу
двухлетки достигло 225 проц. по сравнению с
уровнем 1937 года.

С большим под’емом, как свое кровное,
жизненное дёло, восприняли трудящиеся Че-
хословакии новый, пятилетний план разви-
тия народного хозяйства. Под лозунгом
«пятилетка — путь к социализму» трудящие-
ся Чехословакии развернули широкое трудо-
вое. соревнование за выполнение ‘и перевы-
полнение народнохозяйственного плана.

«Пятилетний план,—говоритсея в книге
«Чехословакия на пути к социализму», —
является важным этапом в развитии
народной демократии на пути к социа-
лизму, особенно потому, что он уси-
лит и укрепит национализированную про-
мышленность, увеличит механизацию и
	электрификацию сельского хозяйства и тем.
	самым заложит основы для более прогрес-
сивных общественных производственных
форм на этом участке хозяйства. При этом
		Фридрих ЭНГЕЛЬС. Диа- н, Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, Г. И. УСПЕНСКИЙ. Полное

лектика природы. Государст- Полное собрание ^ сочинений, собрание сочинений. Том девя-

венное издательство политиче- Том 2. Государственное изда- тый. (1884—1886). — Издатель-

ской литературы. 1949 г., ти- тельство художественной лите- ство Академии наук СССР.

nase 100 000. эка. 398 сть... we. sarvon 1949 в. тираж 15.000 1949 г. тираж 6.000 sx3., 672
4 ны: ИСК”,   ge
	экз., 944 етр., цена 18 руб.
д. И. МЕНДЕЛЕЕВ. Сочи-
нения Том 12. Издательство
	Академии наук CCCP. 1949 r.,
тираж 3.000 9x3., 1.094 стр.
	стр., цена 30 руб.

А. К. ТОЛСТОЙ. Избранное.
Государственное издательство
художественной литературы.
1949 г., тираж 25800 экз., 479
cTp., пена 7 руб. 50 коп.
	pax 100.000. экз., 328 стр., це- ратуры.

на 7 руб. 50 коп. экз., 94

В. И. ЛЕНИН. О лозунге д. и
Соединенных Штатов Европы, нения,
Военная программа пролетар- Академ
ской революции. Государствен- тираж

Hoe Издательство политической nena 59
	оставшиеся капиталистические элементы

будут постепенно ограничиваться и вытес-

няться из всех отраслей народного хозяй-
ства» (стр. 118). —

Американская и английская империалисти-
ческая. пропаганда твердила о неминуемом
крахе народного хозяйства, о том, что наро-
дам Чехословакии не обойтись без преслову-
ТОЙ «помощи» из-за океана. Империалисты
хотели бы впрячь Чехословакию в колесницу
маршаллизованных стран, подчинить ее по-
литически и экономически MarHatam Уолл-
стрита и Сити.

Народы Чехоеловакий сумели разгадать ко-
варные замыслы империалистов. Они воочию
убедились, что только избранный ими но-
вый путь, путь строительства социализма,
путь дружбы и сотрудничества е СССР’ мо-
жет навсегда избавить страну от капитали-
стического рабства и обеспечить ей расцвет
хозяйства и культуры, упрочить ее нацио-
нальную независимость.
	Никакие козни империалистов и их жалких
наемников из бандитской шпионекой клики
Тито не в силах повернуть страны народной
демократии на путь капитализма.

Книга «Чехословакия за работой» показы-
вает на многочисленных примерах творче-
ский пафос, которым охвачены трудящиеся
Чехословакии, успешно осуществляющие пя-
тилетний план развития народного хозяйства
республики.

В книге приводятся интересные факты о
самоотверженном труде рабочих Чехослова-
RUM, +;

В сентябре 1945 года в Остравском районе
Чехословакии ‘зародилось первое в респуб-
лике трудовое соревнование горняков... Вско-
ре соревнование охватило тысячи горняков.
Это принесло евои результаты. Забойщики,
включившиеся в соревнование, повысили
свою’ выработку в среднем за смену Ha 40
проц. Среди них родилась и получила все-
народное распространение идея встречных
планов. Это сделали первыми горняки «Но-
вой шахты» в районе Тешина, взявшие обя-
зательство, давать сверх. плана. ежедневно
500 т. угля.
	«Время летит! Время не ждет!

Должны и мы ускорить наш шаг!

Ветрезный план силу труда повышает!

Встречный план сократит нам рабочий

год!»

Так говорится в стихотворении чехословац-
кого поэта Ярмила Секера «Встречный план»,
опубликованном в книге «Чехословакия за
работой». т
	Какие неисчерпаемые народные таланты
вскрывает раскрепощшенный ‘труд, труд на
свое родное государство, труд на себя, труд
без эксплоататоров! Вот, например, рядовой
горняк Вилем Гайн из Детмаровииц, отвечая
на призыв родины поднять добычу угля, вы-
ступил новатором, применил по примеру со-
ветских стахановцев новые методы труда и
превысил норму выработки на 350—500 проц.
Горняки Чехословакии внимательно изучают
и заимствуют опыт работы советских стаха-
новцев. Появились ударные бригады. Они ис-
числяются уже тысячами. Всей стране стали
известны имена ударников, передовиков со-
ревнования, рабочих металлистов и горняков
Ладислава Крейчи, Индржиха Тонцара, Яна
Брзобогатого, Зденека Слама, Отто Бержуцко-
го, Михаила Огурчака и многих других.

От горняков не отетают и металлисты. Ме-
таллургическая промышленность перевынол-
нила двухлетний план-на 6,9 проц. Этому со-
действовали широкое распространение сорев-
нования ‘среди рабочих, развитие движения
рационализаторов и ветречных планов.

Успешное выполнение планов первого года
пятилетки показывает, что трудящиеся Че
хословакии настойчиво осуществляют зада-
чу дальнейшего развития экономики своей
страны. За первое полугодие первого года пя-
тилетки промышленность выполнила план
на 101,9 проц. (без пищевой), а по Словакии—
на 105 проц.
	Народно-демократическая власть проявляет
огромную заботу об улучшении жизни и бы-
та рабочих, о повышении их культурного
уровня и политической сознательности, об
улучшении дела здравоохранения трудя-
ткихся,.
	В 1948 году осуществлено всеобщее нацио-
нальное страхование, охватывающее до 95
проц. населения республики. Впервые трудя-
щиеся получают возможность пользоваться
бесплатной. медицинской помощью.

Народное государство национализировало
курорты и здравницы, предоставив их в поль-
зование трудящихся,
	литературы. 1949 г., тираж я le Т. а МСТ 5 FF
200.000 экз, 24 стр. пена ны о та Р. ВАРФОЛОМЕЕВА. Реак-
пионная внешняя политика

40 к
. . ” 00 Ой
Be ony SIEHHH. Couwnenna. CCCP. 1949 r.. тираж 5 SKS французских правых  социали-
	360 стр., цена 24 руб.
Павловские среды.
	стов (1936—1939 гг.). Государ-
	Том 2. Riwe ,yeueeTue URE EE OE
ственное издательство полити-
	И И Павловские
Армянское государственное из- Uanarenteran

aman
	БА ye И о
дательство. Ереван. 1949 г.
тираж 5.000 экз., 636 стр., це-
на 8 руб.

И. В. СТАЛИН. Сочинения.
Том 6 (на белорусском языке).
Госупарственное _ излательство

Издательство Академии
СССР. 1949`г., тираж 5.000 экз.,
626 стр., цена 39 руб.

Тарас ШЕВЧЕНКО. Полное
собрание сочинений в 10 томах.
Том 3. Издательство Академии

ческой литературы. 1949 г., ти-
раж 25.000 экз., 147 стр., цена
2 руб.

Джастин ГРЕЙ. Правда об
Американском aernone. Ha-

ween et eeneA)  Ue NAGA ища
	наук УССР. Киев. 1949 г., ти-
раж 50.000 экз., 478 стр., цена
	ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
	Запоздалые «Новости дня»
	Центральная студия документальных филь-
мов еженедельно выпускает на экран новый
номер киножурнала «Новости дня». Ценность
киножурнала — об этом говорит и его назва-
ние — состоит в актуальности его материалов.
К сожалению, киножурнал не оправдывает
своего названия; он доходит до зрителя с
большим опозданием, во многом утрачивая
свое значение как боевого оперативного ор-
гана документальной кинематографии.

Тридцатый номер киножурнала «Новости
дня» был закончен произволством на студии
25 июня. В Туле, Калуге, Свердловске и Но-
восибирске его получили на двадцатый день,
а до сельских киноустановок в этих областях
он еще не дошел и в настоящее время. В этом
номере журнала, в частности, помещен сю-
жет, посвященный выпускным экзаменам в
средней школе. Вот и получается, что мас-
совый зритель в качестве «новостей дня»
смотрит выпускные экзамены школьников в
то время, когда уже идет новый учебный год.

Киножурнал № 34 закончен производством
20 июля. В журнале помещен сюжет о нача-
ле уборки урожая в Крыму. Этот номер ки-
ножурнала получен в Крыму и на Украине
лишь 10 августа. При ограниченном количе-
стве высылаемых на места копий киножур-
нал дошел до широких масс сельских зри-
телей, когда уборка хлеба уже была закон-
чена.

В чем причины такого отставания кино-
журнала «Новости дня» от действительных
новостей жизни? Эти причины заложены в
неправильной системе работы редакции кино-
журнала.

Как правило, снимаемые ры
	на местах сюжеты поступают в редакцию
	журнала с большим опозданием. Например,
сюжет, посвященный подготовке к Дню шах-
тера, успели включить только в сороковой
номер «Новостей дня». Печатать тираж это-
	го номера‘ киножурнала начали 30 августа,
	то-есть спустя двое суток после Дня шахте-
ра. В середине сентября журнал, наконец,
был разослан по областным конторам Глав-
кинопроката. Шахтеры города Сталино впер-
	По поручению Бсесоюзного общества. по
распространению политических и научных
знаний профессор Г. Васецкий прочитал
9 сентября 1949 г. публичную лекцию на те-
му о движущих силах советского общества.

Посвященная важнейшему вопросу разви-
тия коммунистического общества лекция
привлекла внимание научных, преподава-
тельских и пропагандистских кругов города
Москвы. Но лектор обманул надежды слу-
шателей и обстоятельного ответа на постав-
ленные вопросы не дал.

Движущие силы социалистического обще-
ства т. Васецкий рассматривал отвлеченно,
в отрыве от практики социалистического
строительства.- Лекция изобиловала общими

фразами, скучными, абстрактными рассужде-
ниями.
	В лекции не было главного — анализа зако-
номерности развития социалистического. об-
щества, обстоятельной характеристики его
движущих сил.
	Лекция была построена весьма ‘примитив-
но. Автор только перечислил движущие си-
лы социалистического общества, не раскрыл

вые увидели посвященный их празднику ма-
териал 16 сентября.

Вместо того, чтобы бороться за ликвидацию
отставания киножурнала от освещаемых в
нем событий, показывать в нем действитель-
но новости дня; работники кинематографии
принимают различного рода меры к тому, что-
бы это отставание не очень бросалось в гла-
за зрителю. Так, например, в заглавных тит-
рах журнала из номера в номер указываются
лишь год и месяц его выпуска. Можно поду-
мать, что журнал ежемесячный, в то время
как выпускается он еженедельно, а иногда
и чаще. В дикторском сопроводительном тек-
сте, ‘как правило, всегда опускается дата по-
казываемого события, и поэтому весь поме
щенный в журнале материал выглядит на
экране как бы вне времени.

Например, в журнале показано празднова>
‚ние 100-летнего юбилея Сормовского завода,
но не сказано, когда оно происходило («Но-
вости дня», № 35). В сюжете, посвященном
200-летию со дня смерти А. Н. Радищева, не
указана дата («Новости дня», № 42).

Другим моментом, во многом предопреде
ляющим несвоевременный показ очередных
номеров журнала «Новости дня» зрителю,
особенно в сельской местности, является.
крайне ограниченный тираж номеров журна-
ла. Журнал имеет тираж в 600 экземпляров,
из которых лишь 450 копий поступают в мас-
совый кинопрокат. Каждая область, распола-
гающая сотнями кинотеатров и киноустано-
вок, получает в среднем от 2 до 5 копий жур-
нала, которые успевают дойти до низовой ки-
ноустановки лишь спустя 2—3 месяца со дня
их получения. И зритель видит «последние
новости» о весеннем севе — во время убороч-
ной кампании, о лыжных соревнованиях —.
в разгар лета.

Министерству кинематографии СССР необ>
ходимо покончить с запаздыванием киножур-
нала «Новости дня» и в коатчайший срок
превратить киножурнал «Новости дня» в опе-
ративный боевой орган советской докумён-
тальной кинематографии.

. Tr. CEMEHOB.
	мосвязи. Перечисляя движущие силы социа-
листического общества, лектор’ механически
свалил все в кучу. Создалось впечатление,
что в социалистическом обществе действует
много разобщенных, совершенно не связан-
ных между собой движущих сил.

Лектор много говорил о. морально-полити-
ческом единстве советского общества и друж-
бе народов, но ничего не сказал, почему мо-
рально-политическое единство советского об-
щества и дружба народов являются движу-
шей силой нашего развития, в чем . прояв-
ляется их значение как движущей силы, ка-
кова их роль в деле строительства коммуниз-
ма. Советскому патриотизму, пропаганде ко-
торого партия большевиков уделяет такое
большое внимание, лектор посвятил лищь не-
сколько фраз.

Профессор Васецкий отнесся к порученно-
му ему заданию недобросовестно, поднялся
на ответственную трибуну неподготовленным
и прочитал лекцию на низком идейно-теоре-
тическом уровне.

Форма изложения лекции также была не-.
удовлетворительной. Лектор читал лекцию, не
отрываясь от текста, не глядя на аудиторию,
торопливо произнося слова и фразы, допу-
скал очень много оговорок, стилистических
ошибок, делал неправильные ударения в сло-.
вах.

Всесоюзному обществу по распространению
политических и научных знаний необходимо
обратить внимание на улучшение лекций, ор»
ганизуемых Обществом.

С СОРОКИН.
	Lilo материалам зазеты
	«Культура и жизнь»
	«Преодолеть недостатки в работе
Института зкономики»
	Дирекция Института экономики Академии
наук СССР и партбюро, обсудив статью
«Преодолеть недостатки в работе Института
экономики», помешенную в газете «Культура
	и жизнь» 31 августа 1949 г., признают оцен-
	ку работы института и критику его недо-
статков целиком и полностью правильными.

Институт экономики до сих пор еще не стал
подлинным центром экономической науки и
руководящим научным ‘учреждением, свою
	научную работу ведет в отрыве от практики
	социалистического строительства, не изучает
глубоко социалистическую экономику, а так-
	ке экономику и политику империалистиче-
	ских стран, не проявляет должной инициати-
вы в постановке и разработке актуальных
экономических вопросов и не дает серьезных
научных работ в области советской экономи-
ки и экономики зарубежных стран.

Дирекция института и партбюро обязуются
преодолеть недостатки в работе института,
обеспечить должную большевистскую прин-
ципиальность в научной работе и дать серь-
езные труды по актуальным вопросам совет-
ской и зарубежной экономики.

Дирекцией института и партбюро в настоя-
щее время разрабатываются конкретные ме-
роприятия по улучшению научной работы
института, по укреплению института новыми
научными кадрами, связанными с практикой
социалистического` строительства, и по по-
	вышению теоретического уровня журнала
«Вопросы экономики».
	К. ОСТРОВИТЯНОВ.
Директор Института экономики  Акаде-
	мии наук СССР.
М. ЛУКЬЯНОВА.
Зам. секретаря парторганизации Инсти-
``’ тута экономики.
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕ

Неудачная` лекция
	дательство иностранной лите-
ратуры. 1949 г., 187 стр., цена
9 руб. 20 коп.
	Toc дарственное издательство LOM

БССР. Минск. 1949 г., тираж наук У
раж 50

20.000 9x3. 433 стр. цена
6 руб. , 30 руб.
		За годы советской вла-

сти неузнаваемо измени-
лась жизнь рабочих и

крестьян Карело-Финской

республики. Здесь созда-

на мошная лесная и целлюлозно-бумажная
промышленность. Широкое развитие получи-
ла пищевая и рыбная промышленность.
Достаточно сказать, что по сравнению
с 1913 годом об’ем промышленной’ про-
дукции увеличился в десять раз. В ста-
рой Олонецкой губернии на 100 чело-
век приходилось всего 10 человек rpa-
мотных; сейчас все взрослое население Ка-
рело-Финской республики не только владеет
грамотой, но и пользуется благами советской
социалистической культуры — библиотеками,
клубами, театрами, газетами и журналами.
	Показать этот гигантский рост республики,
	величие тех дел, которые совершает карело-
финский народ под мудрым водительством
большевистской партии, — вот что является
основной задачей карело-финских писателей
и их центрального органа — журнала «На ру-
беже» *. Справляется ли журнал с этой важ-
нейшей задачей, показывает ли он сегодняи-
ний день карело-финского народа в произве-
дениях высокой идейности и большого худо-
жественного мастерства? К сожалению, этого
сказать нельзя. :

При первом же знакомстве е журналом «На
	рубеже» бросается в’ глаза отсутствие в нем.
	материала на современные темы. Те редкие
произведения, которые посвящены современ-
ной советской действительности, в большин-
стве случаев являются незрелыми и недора-
ботанными.

Главную роль во всяком литературно-худо-
жественном журнале играют произведения
художественной прозы, посвяшенные важ-
нейшим темам современности. В журнале
«На рубеже» художественная проза представ-
лена повестью Дмитрия Гусарова «Плечом к
плечу» (№№ 1, 3, 4, 5).

Автор поставил своей задачей показать ге-
роическую борьбу колхозников карельских
сел против фашистских захватчиков, нарисо-
вать картину народной партизанской войны,
Получились же у него лишь бледные эпи-
зоды, механически связанные друг с другом.
Самая завязка повести дана в высшей степе-
ни неправдоподобно и фальшиво. Часть кол=
хозников деревни Туланда остается на Tep-
ритории, временно оккупированной белофин-
нами. Они не успели эвакуироваться, пото-
му что по требованию командиоа батальона
уступили лодки отступающему батальону со-
ветских войск. Не приходится и говорить, что
	* «Ha рубеже», литературно-художественный и
общественно-политический журнал Союза советских
писателей Карело-Финской ССР, №№ 1—7, 1949г.
	Журнал, отставиий от жизни
	в действительности советские воины в пер-
вую очередь старались обеспечить эвакуацию
женщин и детей. Очевидно, эта сцена потре-
бовалась автору лишь для того, чтобы об?яс-
нить, почему колхозники не ‘успели эвакуи-
роваться.

Автор искажает действительность и в опи-
сании отступления советских войск. Коман-
	дир батальона изображен настолько. расте-
	рянным и потрясенным всем происходящим,
что одному из колхозников приходится его
подбадривать: «Успокойтесь! Что это вы, как
баба!»

Картины из партизанской жизни в повести
даны разрозненно, так, что не всегда улав-
ливается их сюжетная связь. Автор не сумел
показать организованный характер партизан-
ского движения, партийное руководство пар-
тизанекой. борьбой. В повести много действу-
ющих лиц, но ни одно из них не раскрыто
в полной мере. Несомненно, что и автор, и
редакция поторопились © опубликованием
этой художественно слабой повести, содер-
жащей серьезные ошибки.

Более широко npemcTapaeHa в журнале «На
рубеже» поэзия. _

Наибольшую ценность представляют опу-
бликованные в журнале замечательные песни
народных сказителей и сказительниц Каре-
ло-Финской республики. Они проникнуты
глубокой любовью к своей Родине и вождю
народов товарищу Сталину. Они воспе-
	 ’вают счастье советских людей

и их

радост-
	ный труд. Народные сказы и руны являются
замечательной художественной ценностью
карело-финского народа, Большой интерес
для читателя представляют также опублико-
ванные в журнале стихи ненца Н. Вылки,
мансийки В. Вахрушевой, хантыйца Г. Лаза-
рева, чукчи Эрмитегин — поэтов с ярким са-
мобытным талантом.

Однако в. разделе поэзии проявляется основ-
ной недостаток журнала — оторванность от
современности. Читатель не найдет здесь
произведений, посвященных социалистиче-
скому строительству в Карело-Финской. рес-
публике. Эта тема разрабатывается лилпть в
единственной поэме Юлия Никонова «Воз-
рождение». Автор рассказывает о солдате,
возвратившемся се Отечественной войны и
принявшемся за мирный труд. В поэме есть
ряд удачных мест, но в целом она имеет опи-
сательный характер. Духовный мир главного
героя поэмы остается почти нераскрытым.
Одним из основных недостатков поэмы яв-
хяется. несоответствие стихотворного разме
	ра, которым она написана, ее теме и содер
жанию. В поэме встречаются сентименталь-
ные сравнения и эпитеты. Есть места и про-
сто стилистически безграмотные. Что можно
понять в таком описании труда гончара:

«И каждый день в оранжевом пожаре
‚ Гонзарной печи — творческой мечты

Рождались ясные и смелые мечты».

Автору поэмы надо еше много работать над
содержанием и художественной формой свое-
го произведения.

Совершенно оторван от современности, от
жизни трудящихся республики публицисти-
ческий отдел журнала. В номерах журнала,
вышедших в этом году, напечатано несколь-
ко публицистических статей. Ни одна из стё-
тей не затрагивает тех волнующих проблем,
которыми живут сейчас трудящиеся респуб-
лики. Статья инженера В. Г. Досталя «Зав-
трашний день в лесах Карелии» интересна по
замыслу, но не дает ясного представления о
будущем республики. В ней в ряде случаев
за будущее выдается то, что уже стало на-
стоящим, Изображая «завтрашний» день Ка-
релии, автор пишет: «С удовлетворением мы
увидели в столовой  этажерку, заполненную
книгами, радиоприемник, музыкальные ин-
	‚струменты...х Нужно ли обрашаться в «бу-
	дущее», чтобы увидеть то, что вошло уже
давно в быт сегодняшней Карелии?

Наиболее слабым в журнале «На рубеже»
является отдел критики и библиографии.
Можно даже сказать, что его вообще нет, на-
столько малочислен и случаен подбор кри-
тических статей и рецензий. Отдел критики
и библиографии не выполняет своей основ-
ной задачи: в нем не нашло ‘отражения со-
стояние карело-финской литературы. Лить
одна статья посвящена молодым поэтам Ка-
рело-Финской республики, 1

Статьи критико-библиографического отдела
не отличаются высоким теоретическим` уров-
нем. у
Среди случайно появляющихся в журнале
«На рубеже» критико-библиографических ма-
териалов особо выделяется формалистическая
и путаная статья Т. Хмельницкой «Творче-
ство Эльмара Грина». .

Вместо того, чтобы дать верную и глубоку
характеристику творчества талантливого пи“
	сателя Э. Грина и указать на лействительные
	достоинства и недостатки, имеющиеся в его
произведениях, критик огульно охаивает все
творчество писателя.

Ранние рассказы писателя критик именует
«трагическими», герои в НИХ «похожи на вы-
	разительные примитивы

у Финских народных ху-
BT ее

Критик утверждает, что

«редкий рассказ Грина

обходится без подробного, любовного описа-

ния физических подвигов героев — борь-

бы, драки, подзгема невероятных тяжестей.

Дерутся и в «Пиетри», и в «Эйно», и в «Вет-

ре с юга». Убивают в «Друзьях» и в «Темных

елях», не говоря уже о военном рассказе

«Хейно получил винтовку».

Хмельницкой нет дела до того, за что бо-
рются герои рассказов, куда они стремятся,
ей важно подчеркнуть «нелепость, бессмыс-
ленность, странность» в произведениях та-
лантливого писателя. До каких несуразностей
доходит Хмельницкая в своей развязной ста-
тье, можно судить по следующим перлам:

«..Грин дает эти драки в необычайном ра-
курсе. Так, в «Пиетри» драка людей описана
с точки зрения свиньи, ожидающей корма,
которая смотрит на эту драку в щелочку
хлева».

В другом рассказе Э. Грина «Друзья», как
утверждает критик, «...смертельная схватка
Иоганнеса Карьямаа со своим глухонемым
батраком Юлиусом Пимма опять-таки описа-
на с точки зрения цепного пса Иоганнеса».
Bee stu измышления Т. Хмельницкой на-
столько возмутительны по своей пошлости и
невежеству, что позволительно спросить авто-
ра: с какой точки зрения написана ее статья?
Ответ` на это только один: е точки зрения
махрового буржуазного формализма.

Разделавшись со всеми рассказами писа-
теля, Хмельницкая добирается ‘и до. романа
Э. Грина «Ветер с юга». И в этом талантли-
вом произведении критик прежде всего за-
мечает разного рода мелкие детали, но толь-
ко не идейно-художественное существо ро-
мана. Хмельницкая и здесь с разного рода
двусмысленностями и оговорочками охаивает
и это лучшее произведение Э. Грина.

Так, облыжно охаяв произведения Э. Гри-
на, критик делает следующий «глубокомыс-
ленный» вывод: «Истина, преломленная
сквозь призму заблуждений героя, становит-
ся для Грина неиссякаемым источником под-
линных творческих удач».

Вот тут и разберись, за что хвалит и за
что ругает критик писателя! у

Состояние журнала «На рубеже» свиде-
тельствует о том, что`редакция не обеспечи-
вает . высокоидейного и художественного
уровня публикуемых произведений. Она не
работает с авторами. Она утратила чуветво
политической ответственности за свой жур-
нал, допустила грубейптие промахи и ошибки.
			Изд.
			Апоес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн. 258. Телефоны: К 6-63-60, Д 3-30-52.