30 сентяб} я 1949 г., № 27 (119)

Повысить качество технической
литературы Оля шахтеров
	зочных машин ВИМ-1 в комплексе с конвейе-
рами СТР-30 на шахтах комбината Ростов-
уголь».   и

Углетехиздатом издан сборник «Добыча
угля открытым способом в США и Англии».
Этот сборник составлен по устаревшим ре-
кламным статьям из американских и англий-
ских журналов, относящихся к 1943—1944 гг.,
и не представляет никакой ценности.
	Нельзя сказать, что Углетехиздат выпу-
скает книги не на актуальные темы. Но, к
сожалению, содержание их очень часто
не соответствует названиям. Так, например,
недавно была издана больщая книга II, Baa-
жевича, Р. Ковальской и К. Осадченко на
актуальную тему; «Стахановские методы ор-
ганизации труда в строительетве». Но порок
этой книги состоит в том, что сна оторвана
от практики шахтного строительства и не от-
вечает разработанным министерством планам
внедрения новой техники. В книге не учтен
опыт лучших стахановцев; она оторвана от
прогрессивного поточно-скоростного метода
строительства, не дает никаких решений ком-
плексной механизации строительных работ.
	На проходившем в этом‘ году сб еди-
ненном с’езде профеоюза угольной промыш
ленности, а также на Х Веесоюзном с’езде
профсоюзов делегаты справедливо упрекали
Министерство угольной промышленности за
то, что оно недостаточно способствует массо-
вому` обучению новых кадров и не издает
необходимой литературы для угольщиков.
	Углетехиздат и по сей день неудовлетвори-
тельно организует издание высококачествен-
ной учебной литературы для шахтеров. Вы-
пущенное Углетехиздатом руководство
В. Глаголева «Технический минимум для на-
чинающего работать в шахте» с предисло-
вием и под общей редакцией начальника из-
дательства Г. Иваненко справедливо встре-
тило резкую критику специалистов горного
дела, которые указывают, что эта книга напи-
сана без знания дела и является худшим
видом халтуры.

Углетехиздат нередко выпускает никому
не нужные сборники, выплачивая за них
высокие гонорары. В качестве автора изда-
ний, идущих в макулатуру, подвизается.
редактор Углетехиздата И. Амитин. Он яв-
ляется автором изданного Углетехиздатом
«Справочника шахтера-угольщика», большая
часть тиража которого уничтожена за непри-
годностью. Что это за справочник, видно хотя
бы из того, как автор об’ясняет советским
горнякам такие «непонятные» для них со-
кращенные слова: Донбаее — Донецкий бас-
сейн; Кузбасс —Кузнецкий бассейн; зарпла-
та—заработная плата; спецодежда — специаль-
ная одежда; соцсоревнование-—социалистиче-
ское соревнование: техминимум —техниче-
	ский минимум: сдельшина—сдельная оплата
	ит. д. ит. п. Автор с «ученым видам» пове-
	ствует шахтерам о четырех действиях ариф-.
	метики. Он включил в справочник шахте Pe
сведения, случайно попавшиеся под руку, о

ом, как называются главные оетрсва Япо-
нии, из скольких штатов состоит Америка,
какой была территория Германии в границах
до 1938 года. Подвернулась Амитину книжон-
	ка об огородничестве, он и из нее добрую
половину переписал в свой справочник.

В 1949 году Углетехиздат выпустил «капи-
тальный» труд (более 15 авторских листов)
И. Амитина и С. Хейфеца-—«Справочник по
технике безопасности в угольной промыш-
ленности». Нечего и говорить, как нужно
сейчас угольщикам квалифицированное ру-
ководетво по технике безопасности, есстав-
ленное с учетом применения в угольной про-
мышленности врубовых машин, угольных
комбайнов, стругов, электровозов и других
машин и механизмов. Но книга Амитина и
Хейфеца ничего общего не имеет с таким
справочником, это сборник правил и инетрук-
ций, механически перепечатанных из других
изданий, многие из которых имеют двадцати-
летнюю давность.

Работники редакционного аппарата Угле-
техиздата не всегда ответственно относятся
к подготовке рукописей к печати. Редакторы
		требований к авторам и рецензентам, не вни-
кают в существо рукописей и рецензий на
		вы несведущим людям, а многие из них
вовсе не рецензируются.

Существенным недостатком в работе yrae-
техиздата является то, что планы издания
литературы, как правило, составляются без
учета задач, стоящих перед угольной про-
мышленностью, Тематические планы изда-
ний почти не обсуждаются среди научно-тех-
нической общественности. Многие работы,
включенные в планы, поступают от авторов
в порядке самотека. Это главным образом уз-
коведомственные сборники, не имеющие серь-
езного значения для увеличения добычи
угля. Так, например, план на 1949 год по ре-
дакции производственно-технической литера-
туры носит случайный характер.

уществующие в составе Министерства
угольной промышленности два Бюро техни-
ческой информации свою работу по выпус-
ку литературы также проводят несогласован-
но с планами и мероприятиями министер-
ства. Характерно, что из ‘двадцати брошюр,
подготовленных к печати Бюро технической
информации и изданных Углетехиздатом в
1949 г..— одиннадцать брошюр получили
отрицательную оценку после их издания.

Министерство угольной промышленности
обязано устранить серьезные недостатки в
работе Углетехиздата. Министерство уголь-
ной промышленности и Углетехиздат должны
перестроить работу редакций, укомплекто-
вав редакционно-издательский аппарат ква-
лифицированными инженерами-угольщи-
ками. {

Важнейшей задачей Углетехиздата являет-
ся издание высококачественной учебной, на-
учно-производетвенной, справочной и попу-
лярной литературы, широко освещающей me-
редовые методы труда и организации произ-
водства в угольной промышленности.

Необходимо поднять уровень работы Угле-
техиздата, обеспечив государственный под-
ход при составлении тематических планов
изданий и выеокое качество выпускаемой
	литературы. ЗЕЕ
vee 10. KOHIONIAN,
	Угольная промышленность является важ-
нейшей отраслью социалистической инду-
стрии. Работники угольной промышленности
соревнуются за досрочное выполнение после-
военной пятилетки, борются за осуществле-
ние величественной задачи, выдвинутой
товарищем Сталиным, — давать стране в бли.
жайшие годы до 500 миллионов тонн угля
в год.

Партия и правительство поставили перед
угольной промышленностью задачу — осу-
ществить полную механизацию добычи угля.
Программа технического перевооружения
угольной промышленности ‘требует особой
заботы о подготовке кадров: Исключительно
большое значение приобретает пропаганда
передовых методов работы, новейших дости-
жений техники. В решении этих задач важ-
нейшим рычагом должно являться научно-
техническое издательство Министерства
угольной промышленности — Углетехиздат.
Выпуская учебную, справочную, научно-про-
изводственную литературу, Углетехиздат
призван помогать рабочим, инженерам и тех-
никам, научным работникам в выполнении
пятилетнего плана, всемерно способствовать
научно-техническому прогрессу в угольной
промышленности.

Углетехиздат издает немало литературы,
но он плохо заботится о качестве выпускае-
мых им книг, Выпущенная Углетехиздатом
в конце 1948 года и в первом полугодии
1949 г. литература недостаточно отражает
достижения новой передовой техники, не
освещает задач технического перевооруже-
ния угольной промышленности.
	В изданной Углетехиздатом в 1949 году
брошюре «Итоги внедрения полуторацик-
личного графика работы в комбайновой лаве»
не анализируется работа угольных комбай-
нов, а рекомендации, данные по улучшению
работы комбайновых лав, в большинстве сво-
ем не обоснованы. В брошюре «Техника бу.
ро-взрывных работ на открытых разработ-
ках», также изданной в 1949 г. автор ее
М, Косачев, говоря о способах бурения, по-
чему-то приводит дорогостоящее алмазное
бурение, которое для целей взрывных работ
на открытых разработках нигде не приме-
няется. В брошюре отсутствует даже упами-
нание о комбинированных станках канатно-
ударного и вращательного бурения. В то же
время указаны конструкции станков, не при-
годных для горных работ.
	Броипора «Закалка буров токами высокой
частоты» имеет ряд грубых научно-техниче-
ских ошибок. Известный специалист в обла-
сти термической обработки металлов токами
высокой частоты лауреат Сталинской пре-
мии М. Лозинекий в своем заключении на
эту брошюру пишет: «Брошюра является ре-
зультатом бесконтрольного расходования‘ го-
сударственных средств. Под видом техниче-
ской информации в ней повествуется о неза-
конченных и никчемных исследованиях. Из-
дание данной брошюры бесспорно приносит
делу развития новой техники термической
обработки гораздо больше вреда, чем пользы».
	На низком научно-техпическом уровне на-
	писана брошюра «Опыт работы  врубо-погру--

В начале текущего года журнал «Театр»
был реорганизован. Он стал органом не толь-
ко Комитета по делам искусств при Совете
Министров СССР, но и органом Союза. совет-
ских. писателей СССР; Реорганизация пре
следовала цель-—-усилить роль журнала в
развитии театрального искусства и драматур-
гии, сделать его центром разработки актуаль-
ных вопросов теории ‘советского TeaTpa,
театральной критики. .

Созданная после реорганизации новая ре-
дакционная коллегия журнала «Театр» имеет
ясную программу своей деятельности, опре-
деленную всей политикой партии в области
	искусства и литературы и нашедшую
свое дальнейшее развитие в решениях
ЦК ВКП(б) по идеологическим ‘вопросам.
	задачи журнала были определены также
выступлениями партийной печати против
антипатриотической деятельности группы
театральных критиков-космополитов и кри-
тическими статьями о пьесах А. Софро-
нова «Карьера Бекетова» и В. Кожевникова
«Огненная река». Основная, главная задача
журнала состоит в том, чтобы бороться за.
неуклонное повышение идейного и художе-
ственного уровня произведений еоветского
театрального искусства, за дальнейшее совер-
шенствование мастерства драматургов, ре-
жиесеров, артистов, за развертывание прин-
ципиальной большевистской критики против
всяких проявлений в искусстве чуждой,
враждебной советскому народу буржуазной
идеологии.

Недоброй была слава журнала «Театр» в
прошлом. После реорганизации журнал не-
сколько изменил свое лицо, поставил некото-
рые новые важные темы на своих страницах.
Однако вышедшие в текущем году восемь
номеров журнала «Театр», в том числе пять
номеров, подготовленных новым составом
редколлегии, свидетельствуют, что перестрой-
ка журнала еще далеко не завершена, что
проводится она робко и не во всем идет по
правильному пути.

Главный недостаток журнала в настоящее
время состоит в том, что он, как правило,
освещает лишь отдельные факты, а не типич-
ные явления театрального искусства и дра-
матургии, не анализирует и ‘не обобщает
большого опыта, накопленного деятелями
театра и лучшими советскими драматургами,
не способствует поэтому закреплению успехов
в развитии советского театрального искус-
ства, Не поняв правильно евоих задач, ред-
коллегия превратила журнал в более или ме-
нее аккуратного регистратора событий, подме-
нила констатацией фактов его организующую
функцию в театральном искусстве, Эта прак-
тика, чуждая традициям боевой большевист-
ской печати, естественно, привела к измель-
чанию журнала,

Передовые статьи журнала «Театр», как пра-
вило, пишутся поверхностно и не раскрыва-
ют полностью существа темы, Так, например,
в передовой статье (№ 4), посвященной поста-
новлению Правительства о присуждении
Сталинских премий за 1948 год, редакция
журнала ограничилась перечнем имен, назва-
ний произведений, но ни слова не сказала
о том, какие новые явления характеризуют
театральное искусство за минувший год, ка-
кие выводы нужно сделать для того, чтобы
умножить достигнутые успехи, Также по-
верхностно написаны передовые статьи и по»
следующих номеров журнала, хотя они и по”
свяшены важным вопросам,
	В Московской, Омской, Ульяновской и дру-
гих областях и краях страны растет число
колхозных библиотек. За два последних года
организовано свыше 900 библиотек.

В Омской области за короткий срок созда“
но около 2 тысяч колхозных библиотек.

о.
	гс Чо TT

В 33 колхозах Тагайского района. Ульянов
	ОР: ЛИР ЕЕ Е РТИ ЕН

ской области созданы колхозные библиотеки.
На приобретение книг израсходовано свыше
	30 тысяч рублей.
	‚Журналы полжны. выходить
	своевременно
	и агитатор» и миритея с подобными пороч-
ными порядками в издании журнала, 7
	К сожалению, Факты нетерпимо равнодун--
ного отношения к интересам читателей, неор-
ганизованности и расхлябанности в ‘работе.
наблюдаются и в друтих редакциях журна“
лов. Систематически опаздывает по вине ре“.
дакционной коллегии ежемесячный журнал.
«Вопросы экономики» (главный редактор
т. Островитянов). Три последних. номера за
1948 г, были  выпущены только в текущем го-
ду. В сентябре разослан подписчикам лишь.
шестой, июньский номер журнала, Редакция
стыдливо опускает дату. выхода журнала,
ставя на обложке только очередной номер и
не сообщая, когда он вышел. Лишь в конце.
номера любознательный читатель ‘может уз-
нать, что апрельский номер подписан редак-.
цисй к печати в мае, а майский-в июне.
Неужели редакционная коллегия серьезно.
считает, что она оказывает своевременную и
существенную помошь экономистам и другим
работникам народного хозяйства, что при-та-
ких темпах издания журнала можно откли-
каться на злободневные, волнующие читателя
темы? -

С большим опозданием выходит О
ный журнал «Вопросы истории» (главный ре
дактор т, Удальцов). Сейчас разослан подлис-.
чикам только майский номер. В сентябре чи-
татели узнали, например, из напечатанной в.
журнале хроники, что в первых числах марта,
т. е. полгода тому назад, происходила сессия
отделения истории и философии Академии.
наук СССР.
	Журнал «Вопросы философии» (главный.
редактор т. Чесноков) должен выходить три
раза в год. Но 1949 год на исходе, а ни один
номер журнала еше не вышел. Редакция все
ellle перестраивает свою работу.
	B 1947 году ЦК ВКЦ(б) сократил периодич-
ность журналов «Искусство кино», «Советская
музыка», «Архитектура и строительство» вви-
ду их систематического опоздания с выхолом
в свет. Однако Министерство кинематографии
СССР, Комитет по делам искусств и Комитет
по’ делам архитектуры попрежнему. неудов-.
летворительно руководят своими журналами.
и не принимают нужных мер к своевременно-`
му их выпуску. Журналы «Советская музы-“
ка» (редактор т. Коваль), «Искусство кинод»
{редактор т. Еремин), «Архитёктура и строи-
тельство» (редактор т. Кусаков) выходят с ме-.
сячным опозданием. Также не уделяет долж-
ного внимания своим журналам Комитет по.
делам физкультуры и спорта. Справедливое
недовольство физкультурников вызывает
журнал «Физкультура и спорт» (редактор.
т. Петухов). Легко представить себе удивле-
ние и возмущение читателей этого журнал
получивших в жаркие июньские дни апре
ский номер с призывом: «Вперед, совете
лыжники.
	Некоторые журналы опаздывают также;
вине издательств и типографий. Редакто..
журналов и директора типографий часто 1
выдерживают графика издания журналов 1
нередко амнистируют друг друга за счет им
тересов читателей. Иногда журналы находя
ся в производстве до двух и более месяцев
Например, номера журнала «Стекло и кера-,)
мика» печатались в 13-й типографии от 60
до 94 дней. 13-я типография находится в ве
дении Главполиграфиздата, но как Главпо--
лиграфиздат может проявлять особое внима-`
	ние к печатающимся в его типографии жур-. ``.
	налам, если его собственный ежемесячный
журнал «Полиграфическое производетво» вы-
ходит с опозданием на 5 месяцев? т
	Необходимо выправить положение дел со.
сроками выхода некоторых журналов, наве-
сти здесь должный порядок. Всякое. на-
рушение сроков ‘выхода в свет журнала
должно ‹ рассматриваться как совершенно.
недопустимов явление,
	Неезсвоевременный выход журналов проти-
воречит духу и традициям большевистской
печати, снижает роль журналов в социали-
стическом строительстве. Советский читатель
должен во-время получать каждый ЕР
журнала.

В. ПОЛКУРКОВ.
	Роль советских журналов в борьбе нашего
народа за дальнейшее развитие хозяйства, за
расцвет науки и культуры очень велика.
«Наши журналы,-— говорится в постановле-
нии ЦК ВКПбб) о журналах «Звезда» и
«Ленинград», являются могучим. средством
Советского государства в деле воспитания
советских людей»,
	ЖКурналы выполнят стоящие перед ними.
задачи лишь в том. случае, если они будут“
вестись на высоком идейно-политическом
уровне, будут разнообразны и богаты по с0-
держанию и оформлению. йе

Своевременный выход журналов—одно из
важнейших и непременных условий их дей-
ственности, влияния на читателя. ‘Журнал
опаздывающий —бесполезный журнал, ибо
опубликованные в нем материалы потеряли
свою актуальность.
	В апреле 1947 года ЦК ВКШ) принял
специальное постановление «О мерах улуч-
шения ведения ведомственных журналов», в
котором министерствам и редакциям журна-
лов было предложено ликвидировать опозда-
ния журналов и впредь установить такой
порядок, при котором журналы должны вы-
ходить в обозначенные на номерах сроки,
	Редакция, выпускающая журнал с опозда-
нием, проявляет. неуважение к своим читате-
лям, пренебрегает их интересами, нарушает
указания ЦК ВКП(б) о своевременном выхо-
де журнала. Совершенно недопустимо, когда
редакция не принимает необходимых мер к
тому, чтобы обеспечить своевременный вы-
ход журнала.
	за носледние годы многие журналы улуч-
шили свою работу и выходят своевременно.
Однако у нас еще есть немало редакций, гру-
бо нарушающих сроки выхода журналов.
Редакции некоторых партийных, научных,
производственных и других журналов систе-
матически выпускают номера, на которых.
указанные сроки выхода расходятся на ме-
сяц, а порой и больше с действительной
датой выхода журнала в свет, ‘
	Безответственно относится к порученному.
ей делу редакционная коллегия журнала
Главного Политического Управления Воору-
женных Сил СССР «Пропагандист и агита-
тор». Журнал призван оказывать помощь
партийно-политическим работникам Воору-
женных Сил, во-время давать армейским про-
пагандистам и агитаторам нужные им `мате-
риалы. Но ни один номер журнала «Пропа-
гандиет и агитатор» в текущем году не вышел.
во-время. Являясь двухнедельным, журнал
систематически опаздывает на месяц. Январ-
ские номера.были доставлены подписчикам в
феврале, апрельские — в мае, августовские—
в сентябре. Вместо восемнадцатого номера.
сейчас“вышел только шестнадцатый. Номера
журналов, в которых помещены материалы к
1 Мая, Дню танкистов, 200-летию со дня ро-
ждения А, Н. Радищева, вышли после того,
как страна отметила эти даты.
	Бполне естественно, что читатели весьма
нелестно отзываются о журнале «Пропаган-
дист и агитатор». Так, например, читатель
т. Колебяков пишет: «Пятый номер жур”
нала, который должен быть разослан под-.
писчникам еще в первой‘ половине марта, мы
получили 6 мая. Кетати, в этом номере опуб-
ликованы материалы для докладов и бесед к
1 Мая. Мы спрашиваем главного редакто-
ра журнала т. Василенко; какая польза армей-
ским пропагандистам и агитаторам от редак-
тируемого им журнала, если журнал прихо-
дит к читателям е ABY XMCCHIHDIM _OT10-
зданием?».
	Тлавный редактор журнала т. Василенко,
члены редколлегии тт, Козлов, Краскевич
и др., очевидно, равнодушны кв тому, что жур-
	нал опаздывает, отстает от жизни, что редкол-
	легия часто работает впустую и вместо опера-
тивного, боевого журнала выпускает журнал
	для архива, так как агитаторы и пропаганди-.
	сеты лишены возможности своевременно во
пользоваться публикуемыми материалами в
своей практической. работе. Главное Полити-
ческое Управление Вооруженных Сил спокой-

взирает на совершенно недопустимое по-
ложение с выходом журнала «Пропагандист
	шаяся перестройка
	Журнал <Геатр»,
№№ 1—8 за 1949 г.
	Журнал не проявляет инициативы в борьбе
за высокую идейность и художественный уро-
вень драматургии, не пытается глубоко ана-
лизировать текуший театральный репертуар,
оценить репертуарную политику Комитета по
делам искусств, его местных органов и теат-
	‘ров. Такова, в частности, редакционная статья
	«О неудачных пьесах и нетребовательной
критике» (№ 7). Напрасно искать в этой статье
серьезного разбора’ качества репертуара,
принципиальной критической оценки работы
тех драматургов, . которые не заботятся об
идейном и художественном уровне своих
	произведений и наносят серьезный ущерб
	нашему искусству. А такие пьесы, к сожале-
нию, еще есть, но о них журнал хранит мол-
чание, В этой же статье редакция, критикуя
другие органы печати за восхваление слабых
пьес «Карьера Бекетова» и «Огненная река»,
забывает, что журнал «Театр» многократно.
писал об этих пьесах, относя их к числу «ин-
тересных и значительных по идейно-полити-
	ческому и художественному звучанию», «обо-
	гативших нашу комедиографию».
	Курнал «Театр» слабо освещает вопросы
	развития советской драматургии. Из поме-
щенных в журнале статей нельзя назвать ни
одной, в которой были бы глубоко рассмотре-
ны главные вопросы драматургии. Некоторые
		журнала, не выполняют этой задачи. Недо-
статочно редакция уделяет внимания нацио-
нальной драматургии.

Важно, чтобы статьи по вопросам драматур-
гии, появляюиеся в специальном журнале,
	каким является «Театр», содержали не только.
	оценку бесспорных, уже достигнутых успехов,
но с позиций принципиальной, товарищеской
критики обращали внимание драматургов на
еше нерешенные творческие вопросы. Однако
этой задаче не отвечают ни статья В. Залес-
ского о пьесе К. Симонова «Чужая тень», ни
статья Г. Гурко «Аугуст Якобсон», ни статья
И. Захарова о трех пьесах А. Сурова.

Факт далеко не завершенной перестройки
журнала «Театр» и невнимательного отноше-
ния к. журналу Союза советских писателей
подтверждается также тем, что среди авторов
статей, появившихся в последних пяти номе-
рах, —только один драматург. Неужели живо-
трепещущие вопросы творческой жизни дра-
матургии не интересуют тех, кто работает в
этой области литературы, не волнуют Союз
советеких писателей?
	Стиль бесстрастного повествования в пол-
	ной мере свойственен и материалам журнала,
посвященным сценическому искусству, Ре
дакция не организовала ни одной статьи,
освешающей коренные проблемы теории
советского театра и театрального строитель-
ства в стране на базе осуществления иетори-
ческих указаний партии. Борьба за современ-
ную советскую тему, глубоко разработанную
и художественно воплощенную на сцене,
анализ творческого метода советского теат-
рального искусства, повышение уровня ма-
стерства режиссеров и исполнителей, оео-
бенно в создании новых советских спектак-
лей, конкретизация положений метода социа-
листического реализма применительно к раз-
личным сторонам многогранного театрально-
	ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	музей Владимира Ильича Ленина в г. Улья-
	новске, В первый же месяц работы музея его
посетило около 9 тысяч экскурсантов.

Среди посетителей жители гг. Горького, Са-
ратова, Москвы, Казани, Баку, Актюбинска,
Ленинграда, моряки Тихоокеанского флота,
студенты из Ленинграда и Ташкента и т. д.
	$ $ +
Общественность Львова и области отметила
	10-летие областной газеты «Вильна Украина».
Это первая газета, созданная на Западной
	* .
го искусства,— все эти и множество   других
действительно актуальных и ray6ore: волну-

остаются за пределами 4турнала’ Театр»,
не находят отражения на. ‚ ГО стоя нах. Ya-
ето оперируя термином «cd fetema Станиелав-
ского», журнал, однако, ничего не сделал вам
и не призвал работников/ искусств к тому,
чтобы творчески развивать эту систему даль-
ше по пути социалистического реализма.

В оценке текущих событий на фронте
театрального искусства журнал, как правило,
не поднимается выше одного спектакля или,
в лучшем случае, нескольких спектаклей од-
ного театра, печатает преимущественно ре-
цензии, которые мало чем отличаются от
обычных газетных обзоров, Взять, к примеру,
статью Ал, Абрамова «Московекие премьеры»
(№ 4). Статья представляет собою лишь не-
сколько заурядных рецензий, об’единенных
общим заголовком. Такая статья, конечно, ни-
какой серьезной помощи оказать театрам
не может. -

Слабые стороны материалов, публикуемых
в журнале, наиболее ярко выражены в статье
И. Крути «Одушевленное творчество и архаи-

ческая театральность» (№ 8). Почти десять
	журнальных страниц автор занял для поверх-
ностного рассказа с спектаклях Ленинград-
ского академического театра драмы имени
Нушкина во время его гастролей в Москве.
В конце своей статьи И. Крути вдруг неожи-
данно заявляет, что он... «не вправе, основы-
ваясь на одних впечатлениях от гастроль-
ных выступлений театра, высказать какие-
либо предположения...», т. е, по существу,
расписывается в своей неспособности дать
квалифицированную опенку творчества теал-
			ОБ ОТВЕТАХ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ.
	Газета «Труд» регулярно помещает на сво-
их страницах статьи, освещающие положение
рабочего класса в капиталистических стра-
	нах, Это очень важный раздел пропагандист-
	ской работы в газете. Трудящиеся нашей Ро-
дины, создавшие социалистический строй,
должны знать о той беспросветной нужде,
безработице, обнищании, бесправном положе-
	нии, на которые обрекает рабочий класс ка-
питалистическая система хозяйства. Статьи
	питалистическая система хозяйства, Статьи
в «Труде» содержат большой и интересный
	фактический материал, но, к сожалению, не`
	всегда соответствуют по своему теоретиче-
скому уровню тем требованиям, которые
пред’являет советекий читатель к материа-
лам, публикуемым в нашей печати.

Примером этому могут служить статьи тт.
И. Геевского и Д. Валентея в №№ 218 и 222
	газеты. В статье «Безработица постоянный ©
спутник капитализма», являющейся ответом
	на вопрос читателя т. Гук о безработице и ее
причинах, автор Д. Валентей отнесся безот-
	ветственно к евоей задаче и ввел в заблужде-
	ние не только т. Гук, но и многих читателей
газеты «Труд».
	Рассматривая причины неизбежноети без-
работицы при капитализме, автор статьи об’-
ясняет их неправильно. Он. видит эти причи-
ны только в том, что капитализм разоряет
крестьян, кустарей, ремесленников и мелких
торговцев. Между тем, безработица—относи-
тельно избыточное рабочее население—неиз-
бежно возникает в процессе самого капита-
листического накопления, сопровождающего-
ся ростом органического состава капитала.
Маркс писал: «,.рабочее население, производя
накопление капитала, тем самым. в возра-
стающих размерах само производит средства,
которые делают его относительно избытеч-
ным населением. Это-—свойственный капита-
листическому снособу производства закон
населения...» ‘Теоретическая часть статьи
т. Валентея получилась неверной, искажаю-
щей марксистско-лениинское определение при-
чин безработицы.

Накопление капитала есть увеличение про-
летариата, говорит Маркс, Исходя из этого
положения, автор статьи должен был показать
читателям, что с ростом производительной
силы труда, происходящим на основе разви-
тия техники производства, изменяется орга-
нический состав капитала, быстрее увеличи-
вается часть капитала, аваисируемая на сред-
	ства. производства, и медленнее растет часть
капитала, идущая на заработную. ‘плату ра-
бочим.

В статье обойдено. чрезвычайно существен-.
ное положение Маркса о росте относительно.
избыточного населения в результате капи-
талистического применения машин. Flox
скольку спрос на рабочую силу: определяет-
ся не всем капиталом, действующим в про-
изводстве, а только той его частью; кото-
рая идет на заработную плату, то количество
рабочей силы, потребляемое общественным
капиталом, по еравнению с его возрастающим
об емом уменышается. Растет избытсечное‘ ра-
бочее население, так как более совершенные
машины, вводимые на ‹капиталислических.
предприятиях, выталкивают все новые и _но-
вые массы рабочих на «рынок труда». Кроме.
того, введение новых машин при капитализ--
ме всегда сопровождается усилением интен-
сивности труда, которая увеличивает’ армию‘
безработных. Эта своеобразная армия, будучи
продуктом накопления капитала, является в
то же время необходимым условием суще.
ствования капиталистического способа. произ-
водетва,
	Могут ли поэтому капиталисты всерьез пы-
таться уничтожить безработицу? Товгрищ.

Сталин дал исчерпывающий ответ на этот во-
прос: «..ни один капиталист никогда и ни

за что не согласится на полную ликвидацию
безработицы, на уничтожение резервной ар-
мии безработных, назначение которой давить
на рынок труда, обеспечивать дешевле опла-.
чиваемые рабочие. руки». :
	Не лучше обстоит дело и со статьей`т, Геев-
ского «Обнищание трудящихся в странах ка-
питала» в № 218 газеты «Труд». Автор недо-
пустимо сузил теоретическую трактовку во-
проса об обнищании трудящихся массе в кз-
питалистических странах. Он обходит молча-
нием такие признаки обнищания, как огром-
ный рост интенсивности труда, который па-
губно отражается на рабочем, приводит к
резкому сокращению периода его работоспо-
собности и жизни, рост заболеваемости, трав-
матизма. ит. д. Е
	Редакции газеты «Груд» следует пред’явить.
к авторам ответов на вопросы читателей бо-
лее высокие требования. .
	А. МОРОЗОВ.
	В том же номере напечатана статья «На
ложном пути» В. Залесекого, Автор статьи
и редакция журнала спустя месяц после вы-
ступления «Правды», подвергшей суровой
критике деятельность Ленинградского театра
комедии и его бывшего руководителя Н, Аки-
мова, не смогли ничего сказать в своей запо-
здалой статье о том, как же Ленинградский
театр комедии должен перестроить свою ра-
боту и какие перед ним стоят задачи.

Многие важные вопросы совершенно не ос-
вещаются на страницах журнала «Театр».
К их числу принадлежат прежде всего во-
просы развития научно-исследовательской ра-
боты в области театрального искусства, под-
готовки новых кадров и перестройки учебно-
	го процесса в специальных учебных заведе-
	ниях,
Журнал eaabo показывает то огромное пле-
	дотворное влияние, которое оказывает совет-
	сксе театральное искусство на развитие ми-
рового искуества и в первую очередь искуз-
	ства стран народной демократии.
	Стать на деле боевым помощником совет-
ской художественной интеллигенции, пропа-
гандировать и разрабатывать дальше. метод
	социалиестичееского реализма, бороться против.
	проявлений формализма и буржуазного эетет-
ства, за высокую идейность; за художествен-
ное мастерство в драматургии и театре- вот
чего ждет от журнала «Театр» его читатель,
все работники советского театрального искус-
ства и драматургии. В решении этих задач
должны помочь журналу и Союз советских
писателей, и Комитет по делам искусств при
Совете Миниетров СССР.
		Украине после освобождения ее от гнета пан-
ской Польши. :

За десять лет своего существования «Виль-
на Украина» завоевала среди массе большой
авторитет и популярность. Число ее рабсель-
коров превышает 3.000 человек.

В связи е юбилеем в Доме партийного про-
свещения состоялось общегородеское собрание
журналистов, писателей, рабселькоров и чи-
тателей газеты совместно с предетавителями
партийных, советских и профеоюзных орга-
низапций,
	Возобновил свою работу после ремонта Дом-