г. № 27 (119)
	30 сентября 1949

В странах народной демократии
	Репертуар болгарских театров
	Софийские театры успешно подготовились
к сезону. Народный театр откроется 15 ок-
тября пьесой болгарского писателя Андрея
Гуляшки «Обязательство перед правитель-
ством». В ней ярко отражены достижения
трудящихся Народной республики Болгарии.

Филиал Народного’ театра поставит ньесу
писателя Л. Стрелкова «Разведка». В програм-
му этого театра включены пьесы советских
драматургов: «Макар Дубрава» А. Корнейчу-
ка, «Московский характер» А. Софронова,
«Обыкновенный человек» Л. Леонова и др.

К 32-й годовщине Великой Октябрьской ре
волюции Народный театр поставит пьесу Bee-
волода Иванова «Броненпоезд 14-69».

Театр оперы в сезон 1949/50 г. открывается
оперой «Момчил», написанной болгарским
композитором Л. Пипковым. Здесь будут
также поставлены: балет «Соперницы» Герте-
	ля, ‘оперы «Риголетто» Верди, «Черевички»
Чайковского, «Севильский цирюльник» Рос-
сини.
	Из постановок прошлого сезона в театре
оперы пойдут: «Евгений Онегин» Чайковского,
«Иван Сусанин» Глинки, «Кармен» Бизе и
другие.

Музыкальный театр подготовил к постанов-
ке оперетту «Девичий переполох» Милютина.
Готовятся к постановке оперетты: «Верный
друг» Соловьева-Седого, «Взаимная любовь»
Каца, «Вольный ветер» Дунаевского.

Народный театр молодежи работает над
пьесой` «Снежок» В. Любимовой.

Приняты к постановке и репетируются
пьесы латвийского писателя А. Григулиса—
«Глина и фарфор», «Я хочу домой» Сергея
Михалкова,
	Народное образование в Румынии
	По грамотности Румыния занимала одно из
последних мест в Европе. Неграмотные со-
ставляли около 50 проц. населения страны.
	После установления в Румынии демократи-
ческого строя делу народного ‘образования
стало уделяться огромное внимание. Румын-
ская рабочая партия и правительство широ-
ко развернули кампанию по ликвидации не-
грамотности. Через школы ликбеза за период
с 1947 по 1949 год прошло около 900 тысяч че-
ловек. Значительно возросло количество на-
чальных и ‘средних школ. В высших учеб-
	ных заведениях созданы новые факультеты:
текстильный, путей сообщения, нефтепро-
мьъииленности и природного газа, сельскохо-
зяйственного машиностроения, мелиорации,
пищевкусовой, землемерный, планово-эконо-
мический и финансовый. Впервые открыты
высшие учебные заведения в Плоешти, Пет
рошани, Кымпулунг Молдовенеск, Галаце,
В 1948/49 учебном году обучалось свыше
50 тысяч студентов.

В корне перестроены программы и учебные
планы во всех учебных заведениях. Введено
изучение русского языка, В прошлом учеб-
ном году было издано невиданное в истории
Румынии количество учебников — 6 милли-
онов экземпляров.
	Конференция польских композиторов
	Недавно в Лагове Любском состоялась кон-
ференция польских композиторов.

Эта конференция, в которой принимали
участие 25 выдающихся польских композито-
ров, была крупным событием в культурной
жизни Польши. В течение пяти дней работы
конференции обсуждались задачи польского
музыкального творчества.

Выступления участников конференции ил-
люстрировались отрывками из симфониче-
ской и камерной музыки в исполнении
Познаньской рабочей филармонии и соли:
стов.

Осенью текущего года состоится общеполь-
ский с‘езд композиторов.
	Пьесы советских авторов
	на сцене венгерских театров

Венгерские театры открывают сезон поста“
новкой ряда новых пьес венгерских и совег
ских авторов.

Четыре крупнейших театра столицы и мно-
гие из провинциальных театров открывают
свой сезон премьерами советских пьес. Бу-
дапештский театр «Белварош» намечает
открыть сезон пьесой «Московский характер»
А. Софронова, столичный театр «Мадьяр син-
хаз» готовит премьеру спектакля К. Симоно-
ва «Чужая тень». В ‘начале этого сезона те-
атры покажут также «Зеленую улицу» А. Су-
рова, «Егор Булычев и другие» М. Горького,
«День отдыха» В. Катаева, «Анну Каренину»
по Л. Н. Толетому.
	ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

‘торонников мира.

силы

Могучие
	Однако поджигателям войны не удалось
и не ‘удастся запугать народные массы,
вступившие в борьбу за мир. Силы мира мно-
гочисленнее и могущественнее сил поджига-
телей войны. Под знамя борьбы за мир ста-
новятся все новые и новые участники, ряды
борцов все более крепнут и становятся орга-
низованными, В 12 странах уже созданы на-
циональные комитеты сторонников мира. Ко-
митеты защиты мира создаются на предприя-
тиях и в деревнях, они организуются из
ученых и артистов, ветеранов войны и до-
машних хозяек. Во Франции возглавляют
борьбу за мир более, 3.000 местных комитетов
сторонников мира, сотни их действуют в
Англии, в Италии. Эти комитеты об’единяют
представителей самых различных политиче-
ских течений, религиозных вероисповеданий,
профессий, всех, кто кровно заинтересован
в мире, кто не хочет служить военным пла-
нам капиталистических монополий.

В самых разнообразных формах организа-
ции сторонников мира ведут свою благо-
родную работу по просвещению и организа-
ции масс народа, претворяя естественное
стремление народов к миру в действенную
борьбу против поджигателей войны.

В этом благородном и могучем движении
в защиту мира выдающуюся роль играет пе-
редовая интеллигенция, мастера культуры,
науки и искусства. Во главе национальных
организаций сторонников мира в большин-
	стве случаев стоят выдающиеся деятели куль
	туры, поднявшие свой голос против угрозы
новой войны. Поджигатели войны, несущие
с собой уничтожение и разложение культуры,
не могут рассчитывать. на поддержку. той
засти интеллигенции, — а ее большинство, —
которая заинтересована в сохранении и при-
умножении культуры. На стороне мира луч-
птие поэты и писатели современной Западной
Европы и Америки: Элюар и Луи Арагон,
Пабло Неруда и Жоржи Амаду, Андерсен
Нексе и Говард Фаст. В рядах сторонников
мира знаменитый французский физик Жолио-
Кюри и английский ученый Д. Бернал, вы
дающийся американский астроном Харлоу
Шепли и многие другие известные деятели
науки Западной Европы, Северной и Южной
Америки.

Передовые писатели, художники, ученые
своими произведениями и всей своей дея-
тельнестью приносят неоценимую пользу дви-
жению за мир, разоблачая клевету врагов
мира и помогая массам усваивать лозунги
борьбы за мир и дружбу между народами.
Стихи Пабло Неруды и Луи Арагона нахо-
дят огромную аудиторию, они наводят страх
на реакцию, которая злобно накидывается с
репрессиями на их авторов. Смелый голос
	английского ученого fl. Бернала клей-
мит поджигателей войны, стремящихся
поставить достижения науки на службу
	своим кровавым замыслам. Перед громад-
ными аудиториями выступает Поль Робсон,
боевые песни которого поднимают массы на
борьбу с реакцией. Ежедневно в разных кон-
	‚пах мира на митингах и собраниях,. в газете
	и по радио, преодолевая всеяческие Tipe
пятствия, звучит благородный голос мно-
гих и многих ‘ученых, деятелей искус-
ства и литературы, раз`ясняющий насуш-
ные задачи укрепления мира во всем мире.
Тщетны попытки реакции заглупить этот
голос барабанным боем своей пропаганды, —
он пробивает себе путь к сознанию простых
людей ‘и встречает там горячую поддержку.

На весь мир прозвучали слова передовой
части интеллигенции Америки, выступившей
против поджигателей войны с трибуны Аме-
риканского континентального конгресса в за-
щиту мира. Конгресс, на который с’ехалось
1.500 делегатов из США, Мексики, Канады,
Аргентины, Бразилии, Чили и других латино-
американских стран, убедительно продемон-
стрировал волю народных масе Северной и
Южной Америки к миру. и сотрудничеству с
другими народами. В своих выступлениях. на
конгрессе выдающийся мексиканский поэт
Энрике Гонсалес, Пабло Неруда, кубинский
писатель Хуан Маринельо и другие деятели
культуры осудили реакционные правитель-
ства своих стран, готовящие новую войну,
и призвали народы американского континен-
та к решительной борьбе за мир. Делега-
ты Соединенных. Штатов Америки подчерк-
нули в своих выступлениях, что, несмотря на
		репрессии, движение за мир в их стране ‘уси
ливается. Они выражали твердую уверен-
ность, что американский народ не станет
орудием Yoha-erpura, замышляющего заговор
против других народов. з

С особой теплотой делегаты конгресса
говорили о великой стране социализма, вер-
ном поборнике мира, надежде всех прогрес-
сивных сил, борющихся за мир. ‘

Всенародное движение в защиту мира, раз-
вернувшееся в большинстве стран мира,
имеет своим надежным оплотом Советский
Союз, который является ведущей силой де-
мократического лагеря. Это хорошо понима-
ют поджигатвли войны. Нет такой клеветы,
которую не возвели бы они на нашу страну,
стремясь подорвать ее авторитет в глазах на-
родов.

Однако народы усваивают истину в конце
концов на своем собственном политическом
опыте. А опыт последних десятилетий пока-
зал им, что Советский Союз неустанно
и последовательно борется за установление
прочного и демократического мира, за сокра-
щение вооружений, за запрещение средств
массового уничтожения, и в первую очередь
атомного оружия. Эта борьба Советского
Союза вселяет уверенность в ряды всех сто-
ронников мира, придает им новые силы в их
благородной борьбе за мир.

Исключительное значение для дела мира во
всем мире имела Всесоюзная ‘конференция
сторонников мира’в СССР. С трибуны этой
конференции прозвучал спокойный и твер-
дый голос советского народа, вдохновляюще-
го все народы на последовательную ‘борьбу
за мир. :

Всесоюзная конференция сторонников мира
нашла широкий отклик во всех странах. 06
этом свидетельствует, в частности, TOT IPO
мадный интерес, который вызывают высту-
пления у себя на родине иностранных гостей,
присутствовавших в Москве на конференции
сторонников мира. Недавно на митинге в
Лондоне выступили английские участники
конференции. Их речи, в которых они рас-
сказали о деятельности советского народа на
пользу мира, были выслушаны многочислен-
ными участниками митинга с огромным вни-
манием и горячим одобрением. «В Советском
Союзе, — заявил Х. Джонсон,— правительство
и народ едины в своей решительной борьбе
за обеспечение длительного мира». Участни-
ки митинга встретили горячими аплодисмен-
тами профессора Бернала, который, высту-
пая в Москве, ‘осудил использование науки
в Англии для’ военных целей и в ре
зультате этого стал мишенью для брани
со стороны английской печати. «Меня крити-
куют,—заявил OH,—3a утверждение, что в
Англии руководство наукой находится в ру-
ках людей желающих войны. Однако это
факт. В Англии из общей суммы 100 млн.
	‘фунтов стерлингов, ассигнованных на науч-
	ную работу, 69 млн. пошло на исследования
военного характера».
Лидер итальянских социалистов Пьетро
	Ненни, делясь впечатлениями о конференции
	в Москве, заявил: «Всесоюзная конференция
сторонников мира, провозгласив волю совет-
ских народов к миру, не только констатиро-
вала этот Факт, но осветила также общую
единую установку народов и правительств
16 республик и центрального правительства
СССР. Народы Советского Союза хотят мира,
	и, к нашему счастью, они достаточно сильны
	для того, чтобы, если это понадобится, прину-
дить к\соблюдению мира».

С боль`чим под’емом.прошли также митинги
и собра чя в льна, Венгрии, Чехослова-
кии, Ру .щнии, г е выступали деятели этих
стран; присутствезавшие. на Всесоюзной кон-
ференции сторонников мира.

Народы всего мира в Международный день
борьбы за мир обращают свои взоры к вели-
	кому Советскому Союзу. Трудящиеся нашей.
	страны, самоотверженно работающие над вы-
толнением планов пятилетки, стоят в аван-
гарде борьбы за мир. Укрепляя экономическое
и политическое могущество Советского госу-
дарства, они укрепляют тем самым дело мира
во всем мире. Под руководством. великого
вождя товарища Сталина трудящиеся нашей
страны разобьют черные замыслы реакции
и отстоят мир и безопасность народов.
		Международный день борьбы за мир, прот,
водимый 2 октября по решению Постоянного
комитета Всемирного ‘конгресса сторонников
мира, является новой значительной вехой в
развертывании всемирного движения в за“
шиту мира. Огромный размах, который
получила подготовка к этому дню в боль-
шинстве стран, свидетельствует о непреклон-
ной решимости народов бороться против под-
жигателей новой войны. В последние месяцы
по всем странам прокатилась волна мощных
манифестаций, конгрессов и митингов в за-
щиту мира.

Поджигатели войны не оставляют своих
надежд на новые военные авантюры. Об этом
говорят бешеная гонка вооружений импе
риалистических стран и не прекращающаяся
разнузданная пропаганда войны в капитали-
стической прессе, радио и кино. Кучка под-
жигателей войны рассчитывает поправить
безнадежное дело сохранения капиталисти-
ческих порядков ценой крови народов и уни-
чтожения человеческой культуры. Эти опас-
ные планы, вынашиваемые реакцией, пол-
ностью разоблачены благодаря неустанной
деятельности Советского Союза по упроче
нию дела мира и сплочению всех миролюби-
вых народов. Возглавляемые великим Совет-
ским. Союзом, прогрессивные силы зорко
стоят на страже мира. у
	С каждым днем растут и крепнут силы
сторонников мира во всех странах. Один за
другим прошли многотысячные митинги в
защиту мира в городах Англии; широкие
круги интеллигенции и профсоюзов деятель“
но подготавливают английский конгресс сто-
ронников мира, который состоится в октябре.
Завтра в Чикаго открывается Всеамерикан-
ская профсоюзная конференция в защиту ми-
ра. С успехом прошли «недели мира» в Шве-
нии и Норвегии, проходит «месячник мира»
в Финляндии, который заверитится откры-
тием 2 октября конгресса финских сторонни-
ков мира: Несмотря на преследования и ре-
прессии правительства, созываются митинги
и собрания в защиту мира в Индии; в ноябре
состоится Всеиндийская конференция сторон-
ников мира в Калькутте.
	Во Франции < большим успехом проходит
по всей стране организованное комитетами
сторонников мира голосование за мир; каж-
дый, кто хочет выразить свою решимость
бороться за мир, опускает в урну бюллетень,
в котором говорится: «Я голосую за мир,
потому что я не хочу, чтобы Франция снова
стала полем сражения, разрушения и смер-
тИз.. В Италии проходят массовые митинги
и манифестации в защиту мира. Итальян-
ская молодежь готовится в День мира раз-
жечь «костры мира» и провести «эстафеты
мира», которые будут организованы преиму-
шественно на местах партизанских боев про-
тив немецких оккупантов. В Мексико прошел
`в сентябре американский континентальный
конгресс в защиту мира. Массовым митин-
гом в Мельбурне открылась австралийская
национальная кампания за всеобщий мир.

_ Веюду пришли в движение мощные силы,
зыступающие на борьбу против врагов мира,
`‘рожающих независимости и свободе наро-

з.

Догучее народное движение за мир вызы-

‚г страх и злобу у реакции. Поджигатели

яны прибегают к лжи, угрозам и откры-

му насилию, чтобы приостановить народ-
ное движение за мир, парализовать волю
народов к борьбе. Правители Бразилии и
Аргентины, поошряемые своими хозяевами
из США, запрещают конгрессы сторонников
мира; бросают в тюрьмы многих их участни-
ков, силой разгоняют манифестации в защи-
ту. мира. Голландские власти запретили
’ митинг в Амстердаме, который должен был
пройти под лозунгом «За мир и дружбу с
Советским Союзом». Против сторонников ми-
ра‘натравливаются фашистские банды, гото-
вые убивать и жезь, по примеру куклукс-
клановцев, учинивших фашистское нападе-
ние в Пикскиле на участников концерта из-
вестного борца за мир Поля Робсона.
	Французский министр внутренних дел
разослал циркуляр, в котором. утверждает,
что Участие в подготовке Международного
дня борьбы за мир является «посягатель-
ством на республиканскую законность и кон-
ституцию». Поошряемые министром, поли-
цейские предприняли настоящий поход про-
тив сторонников мира: разбивают урны для
тгслосования за мир, производят аресты.
			По материалам зазеты «Культура и жизнь»
	«Недопустимое равнодушие к важному делу»
	лять деятельность и осуществлять контроль
за. работой редакций.

На ближайших заседаниях коллегии наме-
чено заслушать отчеты редакций журналов
«Колхозное производство», «Социалистиче-
ское сельское хозяйство» и «Селекция и се-
меноводство». Признано необходимым укре
пить редакционные коллегии журналов, по-
полнив их научными и руководящими работ
никами сельского хозяйства.

Приняты также меры по ликвидации запаз-
дывания выпуска журналов и улучшению
качества их полиграфического оформления.
	тя»
	Коллегия Министерства сельского хозяйст-
Ba CCCP 17 сентября с. г. обсудила статью
«Недопустимое равнодушие к важному
делу», напечатанную в газете «Культура и
жизнь» от 11 сентября с. г., и признала совер-
шенно правильной критику недостатков и
ошибок в работе редакций сельскохозяйст-
венных журналов и издательства Министер-
ства.
	Коллегия наметила ряд практических ме-
роприятий по улучшению работы редакций
журналов и издательства. Коллегия обязала
заместителей министра улучитить руководст-
во работой журналов, повседневно направ-
	«Ложка
	ком языке, правильной. Конкретные винов-
ники, допустившие ошибки, получили адми:
нистративные взыскания.
	Дирекция и партбюро разработали ряд меё-
роприятий по усилению контроля за оформ-
лением книг.
	5 письму учащихся редколлегия вынесла
т. Ибряеву строгое взыскание.
	Редколлегия «Пионерской правды» наме
тила ряд конкретных мероприятий по улуч-
	шению работы с письмами пионеров и
тткольников.
		Дирекция и партийное бюро издательства
литературы на’ иностранных языках, об-
судив заметку «Ложка дегтя», опубликован-
ную в газете «Культура и жизнь» 11 сентяб-
ря с. г. признают критику недостатков, име-
ющихся в оформлении первого тома избран-
ных произведений А. С. Пушкина на немец-
	Редколлегия газеты «Пионерская правда»
обсудила опубликованное в газете «Культу-
ра и жизнь» 31 августа 1949 года письмо
«История одного похода» и признала пра-
вильной. критику, работы литературного со-
трудника газеты «Пионерская правда» т. Иб-
ряева. За небрежное, формальное отношение
		«История одного похода»
	‚Следует покончить с имеющим хождение
‘разговором о нашей литературе как о «мест-
ной», «провинциальной», которой якобы мож-
но делать скидки. В советской стране давно
ужо нет глухих уголков далекой провинции
в старом понимании этого слова. Советский
читатель не будет делать писателям Таджи-
кистана никаких скидок ни на молодость, ни
Ha отдаленность от центра. Партия и народ
пред’являют высокие требования ко всем
писателям страны, и OHM обязавы давать
только высокоидейные и безупречные в
художественном отношении произведения.

Наши писатели обязаны глубоко изучить
неисчерпаемую сокровищницу теоретической
мысли— произведения классиков марксизма-
ленинизма. Только марксистско-ленинская
теория дает возможность правильно об’яс-
нить / прошлое, глубоко понять настоящее,
видеть перспективы движения вперед. Тад-
жикским писателям необходимо учиться
художественному мастерству у русских
классиков и современных советских писате-
лей, глубоко изучать русский язык.

Самое серьезное внимание необходимо об-
ратить на усиление литературной критики и
литературоведения. Критики и литературо-
зеды в Таджикистане пока работают неудов-
летворительно, У нае нет критических работ,
которые содержали бы глубокий анализ coper
ской таджикской литературы, которые учили
бы писателей, поднимали их творческую ак-
тивность. Помещаемые в республиканских
газетах и литературно-художественном жур-
нале «Шарки Сурх» критические статьи под-
час поверхностны.

Литературоведы обязаны критически пере-
работать классическое наследство нашего та-
лантливого народа, дать правильное мар-
ксистско-ленинское толкование прошлого, от-
бросив негодные попытки некоторых космо-
политствующих «специалистов» по истории
Средней Азии отнести ряд выдающихся пред-
ставителей таджикского народа к числу араб-
ских или иранских.

Декада таджикской литературы принесла
огромную пользу нашим писателям и работ-
никам искусств. Она помогла полнее увидеть
наши недостатки. Общение с писателями ве-
ликого русского народа, встречи с учеными,
студентами, стахановцами московских пред-
приятий, знакомство с достопримечательно-
стями столицы дали много новых впечатле-
ний, вдохновили на новые творческие дости-
жения.

Писатели Таджикистана и все участники
лекады таджикской литературы, покидая
Москву, выражают чувство сердечной благо-
дарности москвичам и в их лице всему рус-
скому народу, Союзному правительству,
Центральному Комитету Коммунистической
партии (большевиков) и лично товарищу
Сталину за неустанную помощь таджикской

республике в развитии ее экономики и соц
алистической культуры,

ОЕ ОТ Е Е О нинппапинппапишана
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
	Изд. № 691.
	Сегодня в Москве заканчивается декада
советской таджикской литературы, продемон-=
стрировавшая большие достижения культу“
ры таджикского народа.

Таджикский народ имеет богатые культур-
ные традиции. Товарищ Сталин говорил:
«Таджики имеют богатую историю; их боль-
тие организаторские и ‘политические способ-
ности в прошлом ни для кого не составляют
тайны».

Всему миру известны имена основополож-
ников таджикской литературы Рудаки и Фир-
доуси, философа, ученого и поэта Абу-Али-
ибн-Сино (Авиценна), Омар Хайяма, Хафиза,
Носир Хисроу; Бедиля, Саади, Джами и мно-
гих других, чьи произведения вошли в сокро-
вишницу мировой литературы. Таджики гор-
дятся своим классическим наследством.

По-настоящему расцвели таланты таджик-
ского народа только после Великой Октябрь-
СкОЙ социалистической революции. Больше-
вики Таджикистана, осуществляя ленинско-
сталинскую национальную политику, возгла-
вили борьбу таджикского народа за развитие
‘народного хозяйства республики, за создание
культуры, национальной по форме и социа-
листической по содержанию.

Таджикистан за годы советской власти пре-
вратился из отсталой ранее страны в передо-
вую советскую социалистическую. республи-
ку, имеющую развитую промышленность и
‘основанное на современной науке и технике
социалистическое сельское хозяйство. Taz-
жикский народ достиг выдающихся. уснехов
‘в области культуры, создал свою националь-
ную советскую драматургию, музыку, кинема-
тографию, ‘изобразительное искусство. Пере-
вод на таджикский язык произведений клас-
сиков марксизма-ленинизма и прежде всего
сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)».
способствовал быстрому идейному росту кад-.
ров. На таджикский язык переведены и из-
даны большими тиражами произведения рус-
ских классиков художественной литературы,
современных советских писателей и лучших
прогрессивных писателей западных стран. В
республике издаются 69 газет общим тиражом
‚В 250.000 экземпляров, 5 журналов.

Таджикская советская литература является
неразрывной составной частью литературы
всего великого советского народа. Она росла
‘вместе со своим народом и отображала вели-
‘кие социалистические преобразования, про-
‘исшедшие в жизни республики.
	Писатели Таджикистана упорно и настой-
чиво работали, овладевали методом социали-
стического реализма, учились художествен-
ному мастерству у писателей народов ccce
и прежде всего у русских писателей. Класси-
ческая русская литература и современная
советская литература оказывали и оказывают
огромное влияние на развитие таджикской
художественной литературы. ‘Творчество
Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого,
Чехова является тем образцом, которому
‘следуют писатели Таджикистана. Они учатся
методу социалистического реализма у Горь-
			оветская таджикская литература
		жи к русской литературе и русскому языку.
Воспитательное значение этого высокохудо-
жественного произведения Айни велико.

Таджикские драматурги за последние годы
также создали несколько произведений о
жизни советского народа.

Проведение декады в Москве является
большой честью для молодой таджикской ли-
тературы и высокой оценкой ее достижений,
Писатели и работники искусства Таджикиста-
на во время декады теснее сблизились с но-
выми для них читателями и зрителями, с ра-
бочими московских предприятий и интелли-
генцией столицы. Они встретились со слутша-
телями Военно-политической академии
имени В. И. Ленина, студентами Московского
государственного университета, с работника-
ми Трехгорной мануфактуры и завода «Серп
и молот», с московскими писателями и кри-
тиками.
	На протяжении декады в клубе Союза со-
ветских писателей была открыта выставка
произведений таджикских писателей, которую
посетило очень большое число москвичей. На
заседаниях в Союзе советских писателей со-
стоялось обстоятельное обсуждение таджик-
ской поэзии, прозы. и драматургии. В обсуж-
дении приняли участие писатели и критики
В. Инбер, К. Федин, В. Луговской, В. Каве-
рин и другие.

Они. высоко оценили достижения таджик-
ской литературы и по-товарищески отметили
ее недостатки.

У писателей Советского Таджикистана нет
никаких оснований переоценивать свои успе-
хи и останавливаться на достигнутом. То, что
сделано, —только начало, первые шаги серьез-
ной перестройки. Советская таджикская лите-
	‚ратура, в особенности проза и драматургия,
	все еще отстает от практики социалистиче-
ского строительства, слабо и поверхностно.
освещает вопросы современности. Тема герои-
ческого труда народа, в послевоенный период
еще не нашла своего полного отражения в
таджикской литературе, в прозе и драматур-
гии. Недостаточно разрабатывается тема борь-
бы против феодально-байских пережитков.

Таджикские писатели должны настойчивей
овладевать методом социалистического реа-
лизма, совершенствовать литературно-худо-
жественное мастерство. . Необходимо преодо-
леть еще встречающиеся в творчестве неко-
торых наших писателей элементы натурализ-
ма и формализма, увлечение устаревшими
литературными формами. Надо уметь нахо-
дить типичные явления в жизни советских
людей, вскрывать внутреннее содержание со-
вершающихся событий, а не скользить по по-
верхности. Надо развивать богатство форм
художественного творчества, добиваясь орга-
нического единства их с новым содержанием
	нашей литературы.
	кого, Маяковского и лучших советских писа-
телей.

Основоположником советской таджикской
литературы по праву считается старейший
писатель Таджикистана Садриддин Айни. Он
с восторгом встретил и воспел Великую Ок-
тябрьскую социалистическую революцию.
Айни активно сотрудничал в первых совет-
ских журналах и газетах и написал ряд
	крупных прозаических произведений, рису-
	ющих борьбу народа против поработителей,
за победу новой, советской социалистической
жизни. Таковы его произведения: «Бухар-
ские палачи», «Одина», «Дохунда», «Рабы»,
«Смерть ростовщика». Хорошие произведения
создали в первые годы советской власти пи-
сатели Пайрав Сулаймони, Мухамеджан Ра-
хими, Амин-Заде.

В начале 30-х годов нашего времени в тад-
жикскую литературу приходят новые моло-
дые силы. Выступивший вначале с неболь-
шими рассказами писатель Джалол Икрами
берется за большой роман из жизни колхоз-
ного села. Публикует первые песни талант-
ливый М. Турсун-Заде, начинают появляться
в печати произведения М. Миршакара,
С; Улуг-Заде, А. Мирзоева и других. Одним
из наиболее удачных произведений довоен-
ного периода явилась поэма Миршакара «Зо-
лотой кишлак», воспевающая торжество но-
вой, социалистической жизни в Советском
Таджикистане. Тогда же появляются первые
драматургические произведения.

В годы Великой Отечественной войны писа-
тели Таджикистана добились новых творче-
ских успехов. В нашу литературу пришел но-
вый герой, советский воин, выполняющий
свою историческую миссию разгрома фашиз-
ма, несущий высоко знамя интернационализ-
ма и подлинного социалистического гуманиз-
ма. Появились превосходные стихи М. Тур-
сун-Заде, М. Миршакара, М. Рахими, Боки
Рахим-Заде, Розии Озод, народных сказите-
лей Курбен-Джалила, С. Вали-Заде, Бобо
Юнуса. Новые рассказы написали Фотех
Ниязи, Рахим Джалил. Начали печататься
молодыё поэты Аширмат Назаров, А. Каххо-
ри и другие. Драматург С. Улуг-Заде написал
пьесу «В огне», Джалол Икрами—пьесы «Дом
Надира» и «Сердце матери». С. Айни опуб-
ликсвал ряд статей, а также патриотическую
повесть о героической борьбе таджиков про-
тив иноземных захватчиков. В ‘произведе-
ниях, созданных писателями-таджиками во
время войны, с особой силой раскрывается
тема сталинской дружбы народов—этого мо-
гучего источника непобедимости нашей со-
ветской Родины. :

Исторические постановления ЦК ВКП(б) по
идеологическим вопросам помогли таджик-
ским писателям вскрыть недостатки в своей
работе и перестроить. творческую. деятель“
ность. Тема борьбы советского человека за
	T. TIYJIATOB
Секретарь ЦК КП(б) Таджикистана
	oo 9

построение коммунизма, тема советского
патриотизма, преданности нашего народа
	партии большевиков, великому делу Ленина-—
Сталина стала ведущей в творчестве писате-
лей Талжикистана.
	3a последние годы таджикские писатели
создали ряд высокоидейных, актуальных по
темам и политически целеустремленных
произведений. Следует прежде всего отметить
созданный Мирзо Турсун-Заде цикл прекрас-
ных стихов об Индии, за которые он’ удо-
стоен Сталинской премии, Поэт глазами
советского человека посмотрел на Индию,
заклеймил английских колонизаторов, пока-
зал величественный расцвет своей социали-
стической Родины. В текущем году, незадол-
го до декады таджикской литературы в Мо-
скве, Турсун-Заде опубликовал второй цикл
стихов об Индии,

Мирсаид Миршакар написал поэму «Непо-
корный Пяндж». Поэт показывает расцвет
социалистической жизни советских памир-
цев и раскрывает мрачную картину жизни
трудящихся в Афганистане и Индии, где хо-
	зяйиничают империалисты,.
	В поэме «На берегу Кафирнигана» поэт
Аширмат Назаров рассказывает о самоотвер-
женном труде женщины-таджички, ставшей в
наши дни Героем Социалистического Труда.
В другой поэме «Мой край» Назаров показы-
вает воина-таджика, мужественно сражавше-
гося на фронтах Великой Отечественной
войны. .

Таджикская поэзия обогатилась и другими
замечательными произведениями. Хорошие
стихи создали М. Рахими, Боки Рахим-Заде,
А. Дехоти, М. Амин-Заде, А. Шукухи, А. Ках-
хори, Бахори, Фархат и другие.

Крупный шаг вперед сделали наши прозаи-
ки. Д. Икрами создал талантливый роман
«Шоди», в котором показана победа колхозно-
го строя в Таджикистане. Рахим Джалил
написал роман «Пулат и Гульру», посвящен-
ный первым годам советской власти в Таджи-
кистане, борьбе против басмачей и проведе-
нию в республике земельно-водной реформы.

Хорошую повесть «Верность» о воинах-тад-
жиках написал Фотех Ниязи.
	значительным событием нашей литературы
является выход двух томов «Воспоминаний»
С. Айни. В своих мемуарах Айни рассказы-
вает 0б истории таджикской интеллигенции
старшего поколения. Очень ценно свидетель-
ство автора о тяготении таджикской молоде-
	Аппес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, момн. 258. Телефоны: К 6-63-60, Д 3-30-52.
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.