” ноября 1949 г.; Ne 31 (123)
	УАБГУРА
		2-я зодовщцина Великой Октябрьской
	социалистической революции
	Доклад Г. М. МАЛЕНКОВА на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1949 года
	Товарищи!
	претворяется в жизнь. За последний год колхозы и
	‘совхозы увеличили поголовье крупного рогатого ско-
	та на 20 процентов, поголовье овец — на, 13 процен-
тов н’ поголовье свиней — на 72 процента.

В настоящее время успешно закаячиваются хле-
бозаготовки и заготовки других сельскохозяйствен-
ных продуктов. В текущем году колхозы и совхозы
сдали государству хлеба на 128 миллионов пудов
больше, чем_в прошлом году. (Аплодисменты). Зна-
чительно больше заготовлено также маслосемян,
сахарной свеклы, мяса, молока и других сельскохо-
	‘зяйственных продуктов.
	Венгерская народная республика; вместо враждеб-
ной Советскому Союзу Румынии — дружественная
Румынская народная республика; вместо старой
Болгарии, являвшейся придатком гитлеровской воен-
ной машины, Советский Союз имеет верного друга в
лице Болгарской народной республики; польский,
чехословацкий, венгерский, румынский, болгарский
народы спаяны вечной дружбой с народами Совет-
ского Союза; на Востоке с Советским Союзом. грани-
чит связанная с нами многолетней дружбой Мон-
гольская` народная республика; нашим дружествен-
ным соседом является молодая Корейская народно-
демократическая республика; и, ‘наконец, вместо
закабаленного хищниками иностранного капитала
Китая мы имеем теперь на Востоке великого сосе-
да — дружественную нам, свободную Китайскую на-
родную республику. (Бурные аплодисменты).

Встречая тридцать вторую годовщину Великой
Октябрьской социалистической ‘революции, совет-
ские люди полны непоколебимой уверенности в успе-
хах дальнейшего движения нашей страны вперед
по пути к коммунизму. В величайшем соревновании
двух систем — системы социализма и системы капи-
тализма ясно видно превосходство социалистической
системы.

Достаточно вспомнить, что Советский Союз на
протяжении тридцати двух лет своего существования
выдержал две тяжелых войны -— войну 1918 — 1920
годов против внутренних и‘внешних врагов и Вели-
кую Отечественную войну 1941 — 1945. годов против
гитлеровских захватчиков. В то же время известно,
что Соединенные Штаты Америки, являющиеся са-
мой сильной страной капитализма, более 80 лет
развивались по существу в мирных условиях, когда
им никто не мешал строить. свое хозяйство. Кто хо-
чет добросовестно и об’ективно оценивать успехи CoO-:
циалистической системы хозяйства, тот не должен
забывать этого немаловажного обстоятельства.

Наш народ глубоко верит в правоту своего дела.
Марксистско-ленинское учение, овладев массами,
	стало величайшей силой в борьбе за победу нового
	над старым, за победу социализма над капитализ-
MOM, - Г
	на основе метода социалистического реализма бога-
тую, полнокровную жизнь нашей страны, напряжен-
ный и самоотверженный труд советских людей —
строителей коммунизма. Партия и Правительство
	+

Е проявляют повседневную заботу об идеино-художе-
	ственном росте искусства и литературы. В Советском
Союзе искусство и литература служат народу, кров-
	но связаны с ним.
Советский народ ведет большую созидательную
	‘работу. Замечательно при этом то, что на всех фрон-
	тах нашего великого социалистического строитель-
ства, во всех отраслях народного хозяйства, техни-
ки, науки ведущим началом является передовое, но-
вое, прогрессивное. В этом сказывается огромное
преимущество нашего строя. Наша обязанность со-
стоит в.том, чтобы и впредь опираться на передовое,
всеми силами поддерживать его, всемерно приумно-
жать и распространять прогрессивные начинания и
положительные примеры нашей работы, вести дело
так, чтобы все мы равнялись на достижения новато-
ров, передовых советских людей.

В Советском Союзе честный труд высоко оцени-
вается и охотно поощряется. Иначе и быть не мо-
жет в обществе, где производственные отношения
основаны не на принципах эксплоатации и конку-
ренции, а на принципах творческого содружества и
социалистического соревнования.

Партия и Советское правительство широко при-
меняют систему награждений и премирования за до-
стижения и успехи в работе во всех областях хозяй-
ства и культуры.

За время после окончания Отечественной войны,
с 1945 года по 1949 год, награждено орденами и ме-
далями СССР свыше 510 тысяч рабочих, колхозни-
ков, ученых, инженерно-технических работников,
служащих, врачей, учителей и других работников за
достигнутые ими успехи в области промышленности,
транспорта, сельского хозяйства, науки, культуры и
искусства. За это же время 4.800 работников `про-
мышленности и передовиков сельского хозяйства по-
лучили звание Героя Социалистического Труда и
2.540 работников науки, техники, искусства, литера-
туры получили высокое звание лауреата Сталинской
‘премии.

Под’ем народного хозяйства, расцвет социалисти-
ческой культуры вызывают и будут вызывать новый
прилив творческой энергии, инициативы и изобрета-
тельности среди рабочих, колхозников и интеллиген-
ции. Наше государство“и впредь будет должным
образом отмечать заслуги новаторов в промышлен:
ности и в сельском хозяйстве, заслуги деятелей
науки и искусства, вносящих крупный вклад в мате-
риальную и духовную культуру нашей страны, при-
умножающих ее славу.

Наши успехи бесспорны. Ню товарищ Сталин учит
нас, что нельзя зазнаваться и почивать на лаврах.
Там, где зазнайство, благодушное самоуспокоение и
самолюбование, где отсутствует большевистская тре-
бовательность и самокритика, там прекращается
дальнейшее движение вперед, там неизбежно на-
ступает застой.

Людям свойственно преувеличивать. И в нашей
среде есть товарищи, страдающие этим пороком.
Эти люди, если начинают чем-либо восторгаться, ‘то
обязательно делают это захлебываясь. Они не мо-
гут правильно оценивать успехи ‘и в то же время
подмечать недостатки для того, чтобы их устранять,
Между тем, наши успехи, размах нашего движения
вперед в огромной мере зависят от того, насколько
решительно мы ведем борьбу с недостатками в на-
шей работе. Партия учит нас быть непримиримыми
в борьбе с недостатками.

Наша партия учит, что надо честно признавать
свои ошибки для того, чтобы быстрее исправлять
	‚их и впредь не повторять их. Но имеются горе-работ-
	ники, которые усвоили только одну часть этого ука-
зания партии. Они непрерывно допускают ошибки
в своей работе, признают их и затем со спокойной
совестью делают их вновь. Не пора ли для пользы
дела признать, что такие плодовитые на ошибки, не-
задачливые руководители являются тормозом для
нашего движения вперед?

Во всяком деле искусство руководства <остоит
прежде всего в том, чтобы предвидеть трудности и
препятствия, способные помешать или затормозить
развитие, заблаговременно направить усилия на
преодоление этих трудностей и препятствий, чтобы
тем самым не допустить перебоев, устранить опас-
ность застоя, обеспечить движение вперед.

Партия добилась успехов потому, между прочим,
что она умело проводила в своей работе метод кри-
	зиви и самокритики, исправляла допущенные ошиб-
ки и на этом воспитывала кадры.
	Сегодня народы Советского Союза и наши друзья
за рубежом празднуют тридцать вторую годовщину
Великой Октябрьской социалистической революции.

Советский народ с законной гордостью смотрит на
результаты своей борьбы и работы. Время, в которое
мы живем с вами, товарищи, войдет в историю на-
шей Родины, как великая Сталинская эпоха.

Никогда в истории нашей Родины не были столь
сплоченными между собой ‘народы, населяющие ее
необ’ятные просторы. Царившие до революции раз-
дор и ненависть между нациями уже давно смени-
	лись в нашей стране дружбой и братским сотрудни-
	чеством всех народов. В великом содружестве наций
в Советском Союзе нашли выход творческие силы
больших и малых народов.
‚ Никогда на протяжении всей своей истории наша
Родина не имела столь справедливо и хорошо уст-
роенных государственных границ. Взгляните на кар-
ту. На Западе — Украина собрала в одну семью
весь свой украинский народ. Устранена историческая
несправедливость в отношении границ Белоруссии и
Молдавии. На Западе нет болыше Восточной Прус-
сии — этого многовекового плацдарма для нападе-
ния на нашу Родину. Несколько севернее вполне
прочно обозначились новые границы в интересах
укрепления обороны Ленинграда. На Дальнем Во-
стоке по-новому, в интересах безопасности нашей
Родины, выступает гряда Курильских островов, а
Сахалин, восстановленный полностью, как целое,
играет болыпшую роль в защите Советского Союза,
чем его половина,
Никогда на протяжении всей своей истории наша
Родина не была окружена столь дружественными к
нашему государству соседними странами. С Совет-
ским Союзом теперь граничат: вместо враждебно
относившегося к России Польского государства —
дружественная народно-демократическая Польша;
вместо расчлененной гитлеровцами Чехословакии,
еще недавно изнывавшей под игом фашистских за-
хватчиков, — дружественная ’народно-демократиче-
ская Чехословакия; вместо бывшего вассала гитле-
ровской Германии — Венгрии — дружественная
	Таким образом, мы вправе сказать, что нанта про-
	‘мышленность и наше сельское хозяйство вступили
в полосу нового мощного под’ема. Все это создает
	новые возможности для дальнеишего повышения ма-
териального и культурного уровня жизни советского
народа.

В отличие от капиталистической системы хозяй-
ства социализм немыслим. — и в этом: состоит закон
	его развития,— без повседневной заботы государ-
	ства о повышении материального благосостояния и
культурного уровня трудящихся.

Заботясь о поднятии жизненного уровня трудя-
щихся, Правительство провело в конце 1947 года
после денежной реформы и отмены карточной систе-
мы снижение цен на товары массового потребления.
В результате этого снижения цен население выигра-
ло в течение года около 86 миллиардов рублей.

Дальнейший под’ем народного хозяйства СССР,
рост производства товаров массового потребления
	‚и новые достижения в области снижения себестоимо-
CTH промышленной продукции создали возможность
	провести второе снижение цен, которое и было завер-
шено к 1 марта текущего года. Население дополни-
тельно выиграло от снижения цен по всем секторам
	‘розничной торговли в течение Toma около fl милли-
‘‚арда рублей. :
	В результате первого и второго этапов снижения
цен повысилась покупательная способность рубля и
улучшился курс советского рубля по сравнению с
курсом иностранных валют. Повысилась ‘реальная
	‘заработная плата рабочих и интеллигенции, снизи-
	лись расходы крестьян по закупке промышленных
товаров.
Советскому народу не грозит никакая «маршалли-

зация»; ему не. грозит постоянный бич снижения

жизненного уровня, снижения реальной заработной
платы, как это происходит в странах капитализма.
	Han советским народом не висит, как дамоклов меч,
	угроза нищеты и безработицы. Напротив, в стране
Советов каждый трудящийся, получая по своим спо-
собностям за свой труд, имеет все возможности для
повышения своего жизненного уровня.

В больших размерах ведется жилищное строитель-
ство. За три года и девять месяцев послевоенной пя-
тилетки государственными предприятиями, учрежде-
ниями и местными Советами, а также населением с
	помощью государства построено и восстановлено в
	городах и рабочих поселках жилищ общей площадью
свыше 61 миллиона квадратных метров. В сельских
местностях за это же время восстановлено и по-
строено свыше 2-х миллионов жилых домов.

Значительные успехи достигнуты в области науки,
культуры и искусства.
	3a последнее время содружество науки с произ-
	водством, ученых с передовыми рабочими, инжене-
рами, техниками, агрономами, колхозниками несом-
ненно усилилось. Подлинная наука, связанная с
жизнью, безжалостно рвет со всеми устаревшими
традициями, не терпит косности, рутины, равноду-
шия к росткам нового. Передовая наука в условиях
социалистического общества смело смотрит в буду-
щее. Социалистическое государство создает самые
благоприятные условия для развития науки. Совет-
ская наука открывает беспредельные возможности
для использования неисчислимых богатств нашей
Родины, верно служит укреплению ее сил и могуще-
ства.

Советская наука направлена на службу делу мира
и процветания нашей Родины. Если атомная энергия
в руках имнериалистов является источником произ-
водства смертоносных орудий, средством запугива-
ния, орудием шантажа и насилия, то в руках совет-
ских людей сна может и должна служить могучим
средством невиданного еще до сих пор технического
прогресса, дальнейшего быстрого роста производи-
тельных сил нашей страны.
	Вместе с ростом производительных сил нашей
	страны развивается социалистическая по содержа-
нию, национальная по форме культура (народов
СССР. Советский народ любит и ценит искусство и
художественную литературу, правдиво отражающие

На верном пути к новым победам
	Мы стоим на верном пути к новым победам.
	Тридцать вторую годовщину Октября советский
народ встречает значительными успехами во всех
областях социалистического народного хозяйства и
культуры.

Прошло три года и десять месяцев, как советские
люди под руководством большевистской партии при-
ступили к осуществлению плана первой послевоен-
ной сталинской пятилетки. С радостным чувством
исполненного долга мы можем сейчас сказать:
довоенный уровень народного хозяйства не только
достигнут, но и превзойден. Мы имеем все основания
считать, что первая послевоенная пятилетка будет
выполнена досрочно.
	Пятилетним планом было установлено, что об’ем
продукции всей промышленности СССР в 1950 году
должен на 48 процентов превысить производство
довоенного, 1940 года. В октябре текущего года
продукция всей промышленности превзошла более
чем на 50 процентов среднемесячный ‘выпуск
1940 года. (Аплодисменты). Стало быть, промыш-
ленность СССР работает ныне на значительно бо-
лее высоком уровне, чем до войны, и на более вы-
соком уровне, чем это намечалось по пятилетнему
плану на 1950 год. Это огромный уснех нашего со-
циалистического строительства. Важно подчеркнуть
при этом; что уже в сентябре 1949 года достигнут
довоенный уровень промышленного производства
в районах страны, пострадавших от вражеской
окккупации.
	Принятые Правительством. меры в деле улучше-
ния использования производственных мощностей и
мобилизации внутренних ресурсов предприятий дали
возможность увеличить первоначально установлен-
ные планом 1949 года задания по выпуску промыш-
ленной продукции. Эти увеличенные планы пере-
выполняются из квартала в квартал. Валовая про-
дукция всей промышленности Советского Союза за
десять месяцев текущего года увеличилась. по срав-
нению с тем же перисдом прошлого года на 20 про-
центов. При этом сверх плана добыто много угля
и нефти, дополнительно выработано значительное
количество металла, электроэнергии, химикатов,
лесных и строительных материалов, продукции ма-
шиностроения, товаров массового потребления.
	Выполнение послевоенного пятилетнего плана со-
провождается разворотом нового’ промышленного
строительства. За три года и девять месяцев по-
слевоенной пятилетки восстановлено, построено и вве-
дено в действие свыше четырех тысяч шестисот го-
сударственных промышленных предприятий, не счи-
тая кооперативных и других мелких предприятий.

Неиссякаемая творческая инициатива советских
тружеников, по-большевистски заботящихся о под’-
еме народного хозяйства страны, раскрыла новые
резервы, таившиеся в социалистической промышлен-
ности. Производительность труда рабочих в про-
мышленности за 9 месяцев 1949 года возросла по
сравнению с соответствующим периодом прошлого
года на 14 процентов; снижен расход сырья, мате-
риалов, топлива и электроэнергии на единицу изде-
лия; успешно выполняется план снижения себестои-
мости. За 9 месяцев 1949 года себестоимость про-
	мышленной продукции в сопоставимых ценах снизи-
лась на 7,2 процента. :

Начатое в прошлом году по почину передовых ра-
бочих народное патриотическое движение за созда-
ние сверхплановых накоплений дало большие ре-
зультаты. За счет полученной экономии промышлен-
ность выработала более чем на двадцать миллиар-.
дов рублей дополнительной продукции.

Больших успехов добилось также и наше социали-
стическое земледелие. Еще в 1948 году валовой
урожай зерновых культур без малого достиг уровня
1940 года. Урожай же текущего года превысил уро-
вень 1940 года. Зерновая проблема в нашей стране
уже решена, и дальнейшие успехи в этой области
стоят на прочной‘ основе. Наше социалистическое
сельское хозяйство имеет все необходимые условия
для того, чтобы из года в годувеличивать урожай-
ность зерновых, технических и ‘других культур.

Принятое год тому назад постановление Партии и
Правительства — о плане полезащитных лесонасаж-
дений, внедрения травопольных севооборотов, строи-
тельства прудов и водоемов для обеспечения высо-
	ких и устойчивых урожаев, осуществляется успешно.
	Уже произведены посадки защитных. лесонасажде-
	‚ний на площади более 500 тысяч гектаров. Еще
	большая площадь‘ подготовлена для meconocaoK
в 1950 году.

Быстрыми темпами растет техническая вооружен-
ность сельского хозяйства. Социалистическая про-
мышленность с каждым годом поставляет сельскому
хозяйству все больше и больше разнообразных сель-
скохозяйственных машин. В 1949 году сельское хо-
зяйство получает 150 тысяч тракторов в переводе.
на пятнадцатисильные тракторы, 29 тысяч комбай-
нов, свыше одного миллиона шестисот тысяч при-
цепных орудий и других сельскохозяйственных
машин. Иначе. говоря, сельское хозяйство получит
тракторов и сельскохозяйственных машин в 3—4 ра-
за больше, чем в довоенном, 1940 году.

Под’ем зернового хозяйства обеспечил возмож-
ность приступить к ликвидации отставания животно-
BOACTBa — важнейшей отрасли сельского хозяйства.
Задача под’ема и всемерного развития животновод-
ства стала центральной задачей партии и государ-
ства в сельском хозяйстве.

Историческую роль в осуществлении этой задачи
призвано сыграть принятое в апреле 1949 года по-
становление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР
о трехлетнем плане развития общественного колхоз-
ного и совхозного продуктивного ‘животноводства на
1949 — 1951 годы. Этот план предусматривает обес-
печение в кратчайшие сроки, такого под’ема живот-
новодства, в результате которого производство мя-
са, сала, масла, яиц, молока и других продуктов
животноводства для снабжения населения страны
должно увеличиться в 1951 году не менее чем в 1.5
	‚раза по сравнению с 1948 годом. В значительных
масштабах намечено увеличить производство шер-
	сти, кожи и другого сырья для легкой промышлен-
HOCTH.
Встреченное с болыпшим ‘одобрением тружениками
	колхозов и совхозов это Постановление ‘успешно 1
	Г   Il. я
Советский Союз стоит за мир и отстаивает дело мира
	Товарищи! Если иметь в виду главное в нашей
внешней политике, то, коротко говоря, это главное
выражается в том, что Советский Союз стоит за
мир и отстаивает дело мира. (Продолжительные
аплодисменты). Советский Союз неотступно прово-
дит политику мира и дружбы народов. Мы не хо-
тим. войны и сделаем все возможное, чтобы предот-
вратить ее;

Мирная политика Советского-Союза- вытекает из
	самых коренных, принципиальных основ социалисти-
ческого общественного строя и интересов. советско-
го народа. Уничтожив до конца вековую эксплоата-
цию человека человеком внутри нашей страны, мы
	“у самым ликвидировали те причины и предпосыл-
	“”› которые в капиталистическом мире порождают

ee me, we ee ewe ln
	‚осстику, направленную на эксплоатацию и порабо-
щение других народов.
	(Продолжение на 3-й стр.)