4 IOOOGIUUHA
соццалисти

лы

Доклад Г. М. МАЛЕНКОВА на торжественном заседании Московского Совета’ б. ноября 1949 года.
		(Продолжение... Начало на 2-й стр.)
	Создав невиданный в человеческой истории обра-
зец братского сотрудничества народов различных
рас и наций, мы тем самым навсегда ликвидировали‘
политику, которая строит благосостояние одного го-
сударства на подавлении других государств. Нам
чужда политика, которая превращает в свой руко-
водящий принцип подавление национального сувере-
нитета других народов.

Социалистическое государство не нуждается во
внешней экспансии. Ему не нужны колониальные
захваты. Советская социалистическая система с кор-
нем вырвала причины, порождающие экономические
кризисы, из которых заправилы капиталистического
мира, обычно, ищут выхода на путях военных аван-
тюр. =

Империалисты уповают на военные авантюры по-
тому, что боятся мирного соревнования с <социализ-
мом. Но совершенно очевидно, что военные авантю-
ры не сулят империалистам ничего иного, кроме ка-

тастрофы. . :
	Советские люди не боятся мирного соревнования
	с капитализмом. Поэтому они выступают против но-.
	вой войны, в защиту мира, хотя твердо знают и аб-
солютно уверены в своей несокрушимой силе.
(Аплодисменты).

Советские люди отдают себе полный отчет в своей
ответственности перед историей. Они доказали это
и тогда, когда, не пожалев своих сил, грудью от-
стаивали свою Родину и все прогрессивное человече-
ство от натиска фашистских варваров. Они доказы-
вают это и в послевоенные годы, когда известные
последователи фашистских варваров заносят над ми-
ром кровавую руку новой войны.

Верное своей неизменно мирной политике, Совет-
ское правительство отстаивает на протяжении всего
послевоенного периода программу, осуществление
которой послужит серьезному укреплению мира и
международной безопасности. Эта программа вклю-
чает сотрудничество великих держав, сокращение
вооружений и безусловное запрещение атомного ору-
жия, Эта программа предусматривает точное выпол-
нение потсдамских решений по германскому вопросу,
мирное урегулирование с Японией, расширение тор-
гово-экономических связей между странами.

Если эта программа. не реализуется, то.только: по-..
тому, что она не устраивает поджигателей войны. *
Однако Советское правительство не ослабляет своих
усилий в борьбе за укрепление мира. Оно вновь. и
вновь предлагает осудить ведущуюся в ряде стран и,
прежде всего, в Соединенных Штатах Америки и
Англии, подготовку новой войны, безусловно запре-
тить атомное оружие и установить соответствующий
международный контроль.

Советское правительство недавно предложило,
чтобы пять великих. держав — Соединенные Штаты
Америки, Великобритания, Франция, Китай и Совет-
ский Союз заключили между собой Пакт об укреп-
лении мира. Возможно, что поджигатели войны со-
рвут это предложение. Однако Советский Союз будет
и впредь вести борьбу за мир с еще большей энерги-
ей. Советские люди не пожалеют ни сил, ни труда
для того, чтобы всемерно укреплять и расширять ря-
ды сторонников мира и сорвать преступные планы
агрессоров. (Продолжительные аплодисменты).

Мы живем в эпоху, когда с каждым днем усили-
вается движение народных масс по пути к демокра-.
тии и социализму, когда лагерь мира и демократии.
превратился в могучий paxrop всей международной.
обстановки.

История не знала такого массового движения, ка-.
ким является движение, об’единяемое международ-
ным лагерем сторонников мира. Нет ни одной стра-
ны, где бы это движение не имело своей опорной
базы, не росло как вширь, так и вглубь.

Как известно, ‘в апреле этого года в Париже и
Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников
мира. В нем приняли участие 561 национальная ор-.
ганизация, 12 международных об’единений`участни-_
ков движения за мир, против угрозы новой войны. _
Всего на конгрессе было представлено 600 миллио-
нов организованных сторонников мира.

Этот конгресс со всей наглядностью показал, что.
в основе международного движения сторонников
мира лежит не пацифистская идеология, которая’
обычно ‘сочетает отрицание войны на словах. с пол-
ным бездействием на деле, а твердая решимость ак-
тивно бороться против поджигателей войны и со-
рвать их коварные планы и замыслы. Конгресс сто-
ронников мира призвал все народы к активной борь-
бе за мир. Этот призыв встретил самый широкий от-
клик и поддержку во всех странах. Народы переста-
ли быть пассивными и готовы активно защищать
дело мира, ибо слишком живы в их памяти ужасы и
жертвы недавней войны.

Величие и мошь международного движения за
мир состоит в том, что оно об’единяет под своими.
знаменами сотни миллионов людей умственного и фи-_
зического труда, независимо от их расовой и нацио-
нальной принадлежности, от их религиозных и поли-
тических воззрений.

Сила движения за мир состоит также и в том, что
она развивается на прочной и. все укрепляющейся
	организационной основе. Известно, что почти во всех

wae 2 Аб: г.
	странах мира созданы национальные об’единения
	сторонников мира. Многие из них уже провели на-
цпиональные конгрессы, явившиеся весьма внуши-
	волна эмиграции трудящихся. По значительно пре-
уменьшенным данным, только за период с 1920 по
1939 год свыше трех миллионов человек эмигриро-
вало из этих стран. Теперь эта позорная` страница
навсегда перевернута. Теперь люди, вынужденные
в прошлом покинуть свою родину, возвращаются
обратно, активно включаясь в ряды строителей со-
циализма,

Империалисты выражают свое «неодобрение» го-
сударственному режиму в странах народной демо-
кратии. В этом нет ничего удивительного. Проти-
воестественно ожидать с их стороны какого-либо
иного’ отношения к странам, где у власти. стоит! на-
род, где национальный суверенитет не является де-
лом купли и продажи. ros

Было бы, как говорят, полбеды, если бы империа-
листы ограничивались лишь словесным неодобрени-
eM. Однако империалисты этим не ограничиваются.
Они позволяют себе бесцеремонным образом-вмеши-
ваться во внутренние дела народно-демократических
республик. Они ведут против этих стран преступную
подрывную работу, используя для этого в первую
очередь шпионско-диверсионную банду. югославских
фашистов. ое т

Судебный процесс в Будапеште над шпионским
центром Райка и его сообщниками показал, что под-
жигатели войны и их югославские ‘лакеи не останав-
ливаются ни перед чем. Они пытаются сорвать HCTO-
рический под’ем народно-демократических респуб-
лик, подготовить против них вооруженную империа-
Листическую интервенцию и превратить их в свои
колонии. uo г
	же время, что подрывные планы империалистов про-
	тив стран народной демократии ‘терпят провал за
	провалом. Националистическая, фашистская клика
Тито—Ранковича до конца разоблачена как шпион-
ская агентура империализма, используемая импе-
	риалистами для враждебной работы против Совет-
	ского Союза и стран народной демократии. Это
разоблачение нанесло сильный удар по проискам
империалистов. Теперь уже ни самим хозяевам, ` ни
их югославским прислужникам не удастся маскиро-
ваться, ибо маски сорваны, коварные планы обна-
жены, преступники пойманы на месте преступления.
	Мы можем сказать им: так будет и впредь, ибо там,
	где свободные и независимые народы сами веригат
свою судьбу, там происки империалистов и их юго-
славских лакеев будут терпеть неизбежный крах.

Исключительным успехом лагеря мира и демокра-
тии является создание Германской демократической
миролюбивой республики. Этот факт имеет перво-
степенное международное значение.

Как указал товарищ Сталин в своем ‘приветствии
президенту Германской демократической республи-
ки г-ну Вильгельму Пику и премьер: ‘министру
г-ну Отто Гротеволю, «образование Германской де-
мократической миролюбивой республики является
поворотным пунктом в истории Европы».

За последние тридцать лет Германия. дважды
выступала на мировую ‘арену. как агрессивная. сила
и дважды развязала’ кровопролитнейшую ‘войну:
сначала — первую мировую войну, ‘а’ потом — вто-
рую. мировую войну. Произошло это потому, что во
главе германской политики стояли немецкие-импе-
риалисты, агрессоры-захватчики. Если теперь с обра-
зованием Германской демократической миролюбивой
республики возобладают в Германии” ‘наролно-
демократические силы, стоящие ‚за прочный мир,
а агрессоры-захватчики будут изолированы, — то
это будет означать коренной’ поворот в историй
Европы. Несомненно, что. при наличии миролюбивой
политики Германской демократической республики
наряду с миролюбивой политикой Советского Со-
юза, имеющей сочувствие и поддержку. народов. Ев-
ропы, — дело. мира‘в Европе можно считать:обеспе-
	ченным. : . т : SN
В. создании Германской демократической“ респуб-
лики находит свое выражение процесс об’единения
и сплочения демократических сил немецкого народа.
ельзя обеспечить европейский, а «стало быть, ’и
международный мир, если не будет правильно’ ре-
	шен германский вопрос. Нельзя решить германский
	вопрос, если германская ‘демократия‘не возьмет в
	свои руки судьбу страны, не лишит рурских магна-
тов их экономической и политической базы, если она
не осуществит ‘в стране коренных демократических
преобразований.

Образование Германской демократической. ‘респуб-
	лики означает, что внутри Германии уже создаются
	эти важнеишие предпосылки для коренного решения
германской проблемы на демократической основе. *:
Демократические силы немецкого народа, руково-
	димые чувством ответственности за < будушность
	своей родины, чувством. ответственности перед. всем
	‚миром, берут судьбу: своей страны в свои‘руки.’Они
	создали демократическую республику и ныне закла-
дывают фундамент новой, миролюбивой Г ермании.
Этот акт отвечает коренным национальным интере-
сам всего германского народа. Он находится в пол-
ном соответствии с решениями Потсдамской` конфе-
ренции. Все миролюбивые народы приветствуют Гер-
манфкую демократическую республику, они окажут
ей сочувствие и активную поддержку в ее Onaropoa-
ном деле. (Аплодисменты). boa ee
Историческое значение для ‘упрочения Tena мира
приобретает победа китайского народа, вбросившего
	(Окончание на 4-й стр.)
	тельными демонстрациями воли народных масс. со-
рвать преступные замыслы поджигателей войны.
Недавно состоялся Всесоюзный конгресс сторон-
ников мира иу нас, в Советском Союзе. Как и слс-
довало ожидать, этот конгресс показал, что в нашей
стране борьба за мир является делом не отдельного
отряла советской общественности, а буквально всех
	до единого советских людей, что мирная политика:
	Советского прави-
тельства опирает-
ся на единодуш-
ную волю всего.
советского наро-
	да. (Продолжи-
тельные аплоди-
сменты).
	Об’единение сил
сторонников мира
происходит не
только в нацио-
нальном, но и
в международном
масштабе. В этом
смысле трудно пе-
реоценить значе-
ние деятельности
таких стоящих за
мир организаций,
как: Всемирная
федерация проф-
союзов, об’единя-
ющая более 70
миллионов трудя-
щихся; Междуна-
родная демокра-
тическая федера-
ция женщин, наз
считывающая 80
миллионов = чле-
нов; Всемирная
федерация  демо-
кратической моло-
дежи, об’единяю-
щая более 60 мил-
лионов молодых
рабочих, крестьян,
служащих,  уча-.
щихся; Междуна-
родный` союз сту-
дентов, имеющий
свои организации
	ванные страны под давлением Соединенных Штатов
Америки расходуют ежегодно на гонку вооружений,
на разгул милитаризма свыше 6 млрд. долларов. Та-
ким образом, одна из.главных функций «плана Мар-
шалла» в действительности состоит в том, чтобы
обеспечить форсированную милитаризацию западно-
европейской экономики.

- Совершенно. ясно, ради каких именно целей создан
в 1949 году Севе-
ро - атлантический
военный пакт.

Это—орудие пря-.
	MOH, непосред-
ственной. подго-
товки новой им-
‘периалистической
войны.

Одним из. важ-
нейших составных
элементов ‘агрес-
сивного курса под-
жигателей войны
является так на-
зываемая атомная
дипломатия, аван-
тюристический ха-
рактер которой
	полностью тецерь
	раскрыт. В самом
деле, ведь эта
дипломатия строи-
лась на абсолют-
но ложном исход-
ном расчете —
напредположении,
будто Соединен-
ные Штаты Амери-
ки являются моно-
польными вла-
дельцами атомно-
го оружия. В дей-
ствительности же,
как известно, Со-
ветское прави-
тельство не дела-
	ло секрета из то-
	го, что оно раснпо-
лагает атомным
оружием. (Апло-
	дисменты). В 1947

году (Советское
- правительство до-
	вело до сведения международной общественности,
	что секрета атомной бомбы не существует больше.
Однако зарвавшиеся и потерявшие чувство реаль-
ности поджигатели войны все еще не Е
пресловутую атомную дипломатию.

Мы не хотим войны и сделаем все возможное, что-
бы предотвратить ее. Но`пусть, однако, никто не по-
думает, что мы запуганы тем, что поджигатёли войны
бряцают оружием. Не нам, а империалистам и агрес-
сорам надо бояться войны. (Бурные, продолжитель-
ные аплодисменты).

О чем говорит исторический опыт?

Он говорит о том, что первая мировая война, раз-
вязанная империалистами, привела к победе Великой
Октябрьской социалистической революции в нашей
стране. (Аплодисменты).

Исторический опыт говорит далее о том, что вто-
рая мировая война, развязанная империалистами,
привела к утверждению народно-демократических
режимов в ряде стран центральной и юго-восточной
Европы, привела к победе великого китайского на-
рода. (Аплодисменты).

Могут ли быть какие-либо сомнения в том, что
если империалисты развяжут третью мировую вой-
ну, то эта война явится могилой уже не для отдель-
ных капиталистических государств, а для всего ми-
рового капитализма, (Бурные, продолжительные
аплодисменты).

Надо помнить и о ДВО: “Прошла пора, когда
поджигателям войны удавалось одурачить американ-
ский народ тем, что он не будет якобы нести тяжелых
жертв войны, что пушечного мяса для войны найдет-
ся достаточно в Европе и Азии. Американский народ
начинает понимать, что наступило такое время, когда
империалисты не смогут воевать руками только дру-
гих народов. Американский народ начинает понимать,
что если поджигатели войны организуют новую бой-
ню людей, то горе ‘матерей, жен, сестер, детей посе-
тит и американский континент. А это страшное горе.
В нем неизбежно захлебнутся и утонут поджигатели
войны. (Аплодисменты).
	в 54 странах, и многие другие демократические ор-.
	ганизации, об’единяющие сторонников мира.

Все громче раздаются голоса_в защиту мира, все
шире развертывается могучее движение народных
масс против агрессоров и поджигателей войны, за
национальную независимость и мирное сотрудниче-
ство народов. Прошли те времена, когда империа-
листы могли готовить войну в глубокой тайне и когда
война внезапно обрушивалась на головы народов,
	ставя их перед фактом уже начавшейся войны.
	Мощное движение ‘сторонников мира свидетель-
ствует, что народы представляют собой силу, способ-
ную обуздать агрессоров.

Именно в связи с успехами лагеря мира все в боль-
шее бешенство приходят поджигатели войны. С каж-
дым днем все более обнажается программа главных
противников мира. Эта программа предполагает со-
здание путем насилия и новых войн мировой амери-
канской империи, которая должна по своим масшта-
бам превзойти все когда-либо существовавшие в
истории мировые империи завоевателей. Речь идет
не более не менее, как о том, чтобы превратить весь
мир в колонию американских империалистов, низве-
сти суверенные народы до положения рабов.

Чем отличаются бредовые замыслы такого рода
«американизации» всех стран и континентов от сума-
	сшедшего плана Гитлера — Геринга насчет «‹герма-
	низации» сперва Европы, а затем всего мира? Чем
отличаются эти замыслы от не менее сумасшедших
планов Танака —- Тодзио насчет подчинения япон-
	ским империалистам всей Азии и бассейна Гихого
	океана? По сути дела только тем, чтр агрессивная
программа поджигателей новой войны. превосходит

вместе взятые планы их немецких и японских пред-
лественников.
	Разве не курс на подготовку войны лежит в основе
	пресловутого «плана Маршалла»? Известно, что еже-
годные ассигнования на так называемую «помощь»
по «плану Маршалла» странам Западной Европы
составляют около 4 млрд. долларов. И вот оказы-
вается, что в то же время: основные маршаллизо-
	_ Силы демократии и социализма побеждают.
		и отдает. все силы на дело укрепления и подема
своей родины. .

‚ В странах народной ‘демократии на основе госу-
дарственных планов быстрыми темпами проводится
социалистическая индустриализация народного хо-
зяйства. Довоенный уровень промышленной продук-
ции значительно превзойден. Уже сделаны первые
шаги в направлении. социалистического переустрой-
ства сельского хозяйства. Растет благосостояние на-
рода. :

Еще совсем недавно Польша, Чехословакия, Ру-
мыния, Болгария, Венгрия относились к числу. тех
государств, откуда безостановочным потоком шла
	‚Наряду с ростом и под’емом Советского Союза
растут и укрепляются силы демократии и социализ-
	“Ma BO всем мире. -
	Страны народной демократии в центральной и юго-
восточной части Европы — Чехословакия, Польша,
Болгария, Венгрия, Румыния, Албания в 1949 году
продвинулись вперед по пути социалистического
строительства. За самый короткий промежуток вре-
мени в странах народной демократии широко. раз-
вернулась творческая инициатива масс. Народно-де-
мократические республики вступили в ту полосу раз-
вития, когда народ, познавший радость свободной и
независимой жизни, чувствует себя хозяином страны