СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
		еще вдумчивого исследователя. Она
ждег его так же, как и другая тема—
о вкладе, который сделала передовая
русская критика 40—560—60-х годов.
от Белинского до Чернышевского и
Писарева, в научное изучение запад-
ноевронейских литератур... Как вну-
шительна будет в детально разрабо-
танной истории русского шекспиро-
ведения глава, посвященная русско-
му шекспироведению начала ХХ в..
куда, кроме названных уже мною
имен, войдут, конечно, и имена Бот-
кина и Аполлона Григорьева...»

Как умилительно выглядит это
мирное соседство имен и течений.
некогда воевавших друг’с другом и
почти дружески ныне встретившихся
в гостеприимном «доме» ‘историка, не
нашедшего даже нужным ‘сообщить,
в каком качестве «войдет» в ‘его
историю хотя бы Шевырев, ненави-
девший Белинского. или Ап. Гри-
горьев, с позиций «органической кри-
тики» обстреливавший Чернышевско-
го и Добролюбова.

Кстати — статьи Боткина и Ап.
Григорьева о Шекспире написаны в
1840—1850-х годах и никак не могут
быть отнесены к «началу ХХ века».
Вряд ли эта небрежность уместна в
	ИЯ записках университета.
хх
	Как приятную новость, считаем
необходимым отметить, что в появзив-
шемся «Научном. бюллетене» Ленин-
градекого университета” (№ 16—17).
посвященном Н. А. Некрасову, напе-
чатан ряд статей о его драматургия
и театре («К истории пьесы Некрасо-
ва «Осенняя скука», «Олин из 4)a-
матургических опытов Некрасова»
(«Похождения  Столбикова»). «K
	истории драмы Некрасова «Материн-.
	ское благословение» и проч.). Наше
акалемическое литературовеление,
как известно, не очень «благоволит»
к театру великих русских писателей.
В выпускаемой Академией наук
СССР истории русской литературы
нет даже знаменитого предисловия
Карамзина к «Юлию Цезарю» Шек-
спира. Отмеченные нами статьи о
пьесах Некрасова говорят не только
о текстах, но и об их театральном
воплощении. Это свидетельствует о
том, что в Ленинградском универси-
тете правильно изучают русскую ли-
тературу, во всех ее жанрах и вилах.
не упуская из поля зрения и ег связи
с театром. КНИЖНИК.
	проявляющуюся в двух исторических
периодах, разделенных монгольским
	’нашествием. Они установили нали-
чие глубоких местных  архитектур-
ных форм и традиций, непрерывно
	развивавшихся от мавзолеев Юсуфа
ибн Кусейира.` Момине-Хатун. и. дру-
	‘гих до мавзолеев Барды и Каразаг-
ляра, являющихся вершинами мастер-
`ства этого архитектурного направле-

Ленинградский институт театра
и музыки счел необходимым расска-
зать историю своего существования
й для этого опубликовал специаль-
ный проспект — очерк с перечисле-
нием всех своих заслуг перед совет-
ским  театроведением. Не считая
возможным умолчать о том, что имен-
но в стенах этого института в 1925—
1930 годах образовалась воинствую-
man формалистическая школа теат-
роведения во главе с А; Гвоздевым,
пытавшаяся пропагандировать В
России ошибочные теории немецко-
го профессора Макса Германа. авто-
ры очерка пишут об этом так:

«Эти ошибки очень скоро осознали
А. А. Гвоздев и его ближайшие co-
трудники, смело организовавшие B
1930 и 1931 годах методологическую
дискуссию «О буржуазных течениях
в советском театроведении».

Надо удивляться не «смелости»
А. Гвоздева и его сотрудников, а
авторов брошюры, извращающих всем
памятную ‘историю о том, как под
ударами советской критики и Ммоло-
дых советских театроведов т. н. шко-
ла Гвоздева была принуждена пове-
дать миру о всех своих прегрешениях
перед подлинной наукой о театре.

Перечисляя издания ‹ института,
авторы очерка горделиво указывают
на книгу «Наши работы над класси-
кой», в которой группа ленинград-
ских режиссеров рассказывала 0
том. как она калечила классиков
драматургии, превращая Гамлета в
авантюриста, Офелию в «гуляшую»
девицу и Карандышева из пьесы
Островского «Бесприданница» в... пок-
лонника Есенина. В свое время эта
вульгарная и глупая книга была на-
звана в советской печати «памятни-
ком невежества и легкомыслия». Те-
перь ее выдают за некую заслугу
института.

Знают ли составители этого пБо-
спекта. что такое самокритика? Если
бы они это знали. то читатели поо-
чли бы не только 0 достижениях
института, но и об его’ ошибках и
заблуждениях. Советские. научно-
исследовательские институты так
много сделали за 30 лет своей рабо-
ты. что не нуждаются в фальсифи-
цированных очерках их истории.

ЖЕ

В появившейся книге «Актеры и
роли» П. Новицкий рассказывает
о чулесном преврашении «ехематич-
	ной»; по его мнению, пьесы А. Кро-
на‘ «Глубокая разведка». в которой

нет «характеров». а e@CTb* TOJIbKO

«психологические заготовки», в пре-
красный спектакль Художественного
театра.

«Этот спектакль доказывает, что не
вполне удовлетворяющий литератур-
ный Материал можно поднять до вы-
сокого сценического качества. И
делают это режиссер и актер».

Столько лет советская критика 60-
ролась за  высокохудожественную
драматургию! Как вырос весь совет-
ский театр. когда в его репертуаре
появились пьесы подлинных худож-
ников слова! И вот теперь П. Но-
вицкий заявляет, что боролись мы,
‘собственно. зря и что из «заготов-
ки» можно сделать волнующий спек-
такль одними только усилиями ре-
жиссеров и актеров!

Кто же не знает, что ‘одаренный
актер может-во многом помочь авто-
ру и как бы заново «прочесть» пьесу?
Но есть пределы этого сотворчества,
и Из бездарного и скучного персона-
жа нельзя сотворить одаренного и
обаятельного человека. Однако. по
мнению П. Новицкого. именно это
совершает М. Болдуман в роли Май-
орова:

«Таков же и Майоров в «Глубокой
разведке». Назидательный, ‘чрезмер-
но добродушный, неумеренно скучный
по своему литературному  воплоше-
нию. он превращается у Болдумана
в обзятельнейшего, умного. смелого,
глубоко чувствующего человека».

Эта похвала — хуже ‘укоризны!
Если Болдуман совершил такое чу-
десное превращение, то он нарушил
авторский замысел и сыграл роль из
какой-то другой пьесы. Вернее —
другое: в самой роли были даны жи-
вые черты обзятельного персонажа.
и актеру оставалось тонко. талант-
ливо, умно воплотить их в своем сце-
‘ническом творчестве.

жж

В «Ученых записках» Московского
университета им. Ломоносова (вы-
пуск седьмой) читаем в статье А. И.
Белецкого: «Русская наука о лите-
ратуоах Запада»:

«До сих пор <охраняет известное
значение книга Шевырева «Теория
поэзии в ее историческом развитии».
Тема о Пушкине не только как о
ценителе, но и как об историке за-
палноезропейских литератур. ждет

Мистер Лжонстон
елетвНидерланды
	Голландию не американских фильмов.
Он, однако, обешал похлопотать пе-
ред правительством о разрешении сво-
бодного импорта американских филь-
мов в Голландию. Свое обещание
г-н Буцелар сдержал, и американцы
вскоре захватили 62 процента всего
кинопроката. .
	Но и этого показалось Джонстону
недостаточно. Он откровенно намек-
нул, что Голландия не получит даль-
нейших кредитов от США, пока не
будут удовлетворены все его требо-
ВАНИЯ.
	толландокие власти чутко реаги-
руют на показания долларового баро-
метра. Следуя советам Джонстона,
они начали чинить всяческие препят-
ствия. к демонстрированию советских
фильмов, используя ‘для этого вее-
возможные цензурные ограничения.
Так, недавно голландская цензура
запретила советскую картину «Сек-
ретарь райкома», и только благодаря
настойчивости советских представи-
телей фильм попал на экран, правда,
© ограничением (<только для с0-
вершеннолетних»).
	То же произошло и с Фильмом
«Белеет парус одинокий», который ©
успехом демонстрируется почти BO
всех странах мира. И этот фильм гол-
ландская цензура, после долгих раз-
думий, разрешила «только для со-
вершеннолетних», исходя, очевидно,
из того, что он рассчитан прежде
всего на детскую и юношескую ауди:
торию.
	В Индонезии голландская админи-
страция запретила фильм «Радуга»,
как «пропагандистский» и могущий
«вызвать у индонезийцев невыгодные
для голландских властей ассоциа-
ИИ».
	Видимо, запутавшись в индонезий-
ской авантюре, голландские колони-
заторы ищут в голливудских филь-
мах «идейных» оправданий для своих
действий, точно так же, как они наш-
ли способ оправдать военные расходы
продажей пиратеки захваченных ин-
донезийских судов. М, действитель-
но, любой голливудский фильм на
гангстерские или колониальные те-
мы поставляет империалистам  «мо-
ральные» и «юридические» обоснова-
ния их разбойничьей практики. Пра-
вительство г-на Беела хорошо это
знает.
	Но все-таки, несмотря на все ухищ-
рения мистера `Джонстона, его дру-
зей и единомышленников, голланд-
ский народ продолжает с интересом
смотреть советские фильмы, высоко
ценимые прогрессивной голландской
прессой. Вот яркая иллюстрация:
только за первое полугодие 1947 ro-
да (по далеко не полным данным) в
Голландии просмотрели советские
фильмы 613833 зрителя. Эта цифра
наглядно показывает, что голланд-
ский народ; несмотря на все пречят-
ствия, тянется к той жизненной праз-
де искусства, которую ‘напоасно бы-
ло бы искать в воспевающих доллар
голливудских мистических и ганг-
стерских фильмах.
	Мистер Джонстон не так давно
стал одним из правителей Гоплизуда.
Мы не сомневаемся, что если бы он
раньше занял этот пост, многие из
некогда прославленных американских
кинофильмов не увидели бы экъана.
Но хочется все же напомнить просве-
щенному и «демократическому» дик-
татору американской кинопромышлен-.
ности, что под калифорнийским не-о
бом в свое время был поставлен
фильм под названием «Мистер Смит
едет в Вашингтон». Эта картина рас-
сказывает о том, что, несмотря на
Давление трестов и синдикатов, кор-
рупцию, пронизывающую государет-
венный аппарат, полкупы, мошенни-
чество, угрозы и террор, народ рань-
me или позже изгоняет бесчасгных
дельцов и политических гангстеров.

Об этом следовало бы помнить мн-
стеру Джонстону. Впрочем, он, разу-
меезся, найдет радикальные способы
борьбы с «вредными идеями». Неда-
ром джонстоновская цензура запре-
щает вывозить из США лучшие про-
гресбивные американские фильмы, а
авторам их угрожают сул и высылка
из США:

. Мих. МАКЛЯРСКИЙ.
	Для руководителя американской
кинематографии Эрика Джонстона
лето 1947 года было полно хлонот.
Как странствующий трубадур, он
бродил по Европе и произносил пыл-
кие речи о достоинствах американ-
ских фильмов. Он воспевал свой то-
вар в Брюсселе. а после провала на
бельгийском кинофестивале с новыми
надежлами перекочевал сперва В
Польшу, а затем в Чехословакию, где
всячески добивался увеличения доли

Е р

американского кинопроката. Дейст-
вуя как опытный коммивояжер, не
скупясь на обещания и посулы, он
не поленился захватить из Мольши
две кинокартины, пообещав показать
их самому Трумэну. Джонстон, види-
мо, рассчитывал, что это польстит
полякам и они охотнее будут тратить
деньги на его фильмы. Показал ли
мистер Джонстон польские фильмы
президенту, неизвестно, но в ‘амери-
канских газетах поднялась шумиха
по поводу его самоотверженной меж-
‘дународной пеятельности.
_ Распростившись со славянскими
странами, которые, кстати сказать,
вопреки крикам о «железном занаве-
се» закупили в этом году немало аме-
риканских картин (Чехословакия —
80, Польша — 65, Болгария — 35
и т. д.) и веласть наговоривииеь на
старые темы об «обмене идеями» и
«свободной торговле», Джонстон от-
правился для очередной экспортной
«кинооперации» в Голландию. На
этот раз ему пришлось иметь дело с
голландским киносоюзом (НББ), op-
ганизованным в 1920 году и до пПо-
следнего времени бывшим фактиче-
ским монополистом по импорту ино-
странных фильмов и их прокату во
всех 410 кинотеатрах Голландии.

Почти все крупные американские
компании («МГМ», <«Парамоунт»,
«20-й век Фокс» и др.) до октябъя
1945 года состояли членами голланд-
ского киносоюза. Однако невыполне-
ние американских требований на пра-
во заключения договоров непосред-
ственно с кинотеатрами и отказ гол-
ландцев от повышения прокатных
расценок привели к тому, что. амери-
канские фирмы демонстративно выш-
ли из НББ. Голливудские кинодель-
цы никак не предполагали, что жите.
ли Нидерландов смогут обойтись без
продукции их «фабрики снов». Между
тем, голландские кинотеатры попреж-
нему посещала публика, весьма ©спо-
койно переносившая отсутствие
фильмов Голливуда. А прогрессив-
ная голландская пресса открыто за-
являла об идейных и художественных
преимуществах европейской кинопро-
дукции, подчеркивая, что это отно-
сится главным образом к советским и
французским` фильмам.

Тогла Голливуд решил прибегнуть

к дипломатическому нажиму. В ре-
зультате «дружественного вмеша-
тельства» Государственного департа-
мента США правительство Нидерлан-
дов (несмотря на категорические про-
тесты своего киносоюза) разрешило в
январе этого года открыть в Голлан-
дии представительство американской
прокатной организации МПА («Мойоп
Рение АззоНаНоп»), созданной ми-
стером Джонстоном , специально для
экспорта фильмов основных aMepH-
канских кинокомпаний,

Убедившись в том, что дальней-
щая борьба с американской кинема-
тографией и ее покровителями“ бес-
полезна, голландский киносоюз, скре-
пя сердце, начал «сотрудничать» ©
МПА или, выражаясь точнее, по при-
меру Франции пошел в кабалу к за-
океанским кинодельцам.

Но все это не удовлетворило ми-
стера Джонстона.. На специальном
приеме, устроенном в его честь ми-
нистром иностранных. дел г. Буцела-
ром, американский кинокороль при-
звал правительство Голландии немед-
ленно запретить демонстрацию совет-
ских фильмов, а кинопродукцию дру-
THX стран решительно заменить ame
риканской.

Г-н Буцелар`в ответной речи по-
спешил успокоить мистера Джонсто-
Ha, оговорившись, правда, что он ечи-
тает неудобным запретить ввоз в
	’ Исполнилось сто лет со дня смерти
‘крупного русского художника, одного
из ранних. представителей русской
реалистической живописи — Алексея
`Гавриловича Венецианова: :
  Вдохновенный певец крестьянской
жизни, он долгое время оставался не-
`’оцененным. И сейчас еще выявление
всей положительной ценности его’ но-
ваторского искусства остается зада-
чей советской науки. Его лучшие про-
изведения — «Захарка», «На паш-
не», <Весна»—приобрели широкую по-
пулярность в нашем народе.

Пройдя долгий жизненный путь
(Венецианов родился в 1780 году), ху-
дожник не сразу нашел свой жанр. В
1808 году Венецианов начал. издавать
`«Журнал карикатур” на 1808 год»,
который. был запрещен цензурой и
вызвал личное неодобрение царя, Оте-
чественная война русского народа
против Наполеона вызвала к жизни
‘целый ряд острых политических ка-
рикатур на бесславный поход инозем-
ных захватчиков в Россию. В созда-
нии их принял деятельное участие и
Венецианов.

Никогда не переставая упорно изу-
чать живописное мастерство, худож-
ник всю жизнь отличался ревностным
и преданным служением своему люби-
мому искусству. Главной сферой его
деятельности был вначале портрет.
Успехи Венецианова в этой области
были столь значительны, что в 1810
году он получил от-академии звание
«назначенного» за автопортрет, а
спустя два года стал академиком, хо-
тя сам он никогда в академии не
учился.

Однако наредкость требовательный
к себе художник и В это время не на-
ходил еше в своей работе достаточ:
ного удовлетворения. На оборотной
стороне одного*из портретов, напи-
санных им в 1823 году, мы читаем и
его собственноручную надпись: -«Ве-
нецианов в марте 1823 году сим эстав-
ляет свою портретную живопись». И
в этом же году Венецианов находит
тот. жанр, который`в будущем про-
славил его имя. Его ранняя пастель
«Очищение свеклы» (1823 год) с неви-
данной для того времени правди-
востью изображает группу простых
крестьян за обычным, повседневным
занятием. Сохраняя еше некоторую
условность в композиции, это произ-
ведение решительно порывает с пре-
жней традицией изображения празд-
ничных крестьянских сцен. Здесь
уже обнаруживается стремление ху-
дожника показать жизнь правдиво и’
без прикрас. «Дело состояло в том,
чтобы ничего не изображать иначе,
как только в натуре», — говорил тог-
да Венецианов.

Но художник не довольствуется
только воспроизведением реальной
обстановки крестьянской жизни. Про-
никновенный и скромный портрет
молодой крестьянской девушки с ва-
сильками отличается большой тепло-
той и удивительной чистотой нравст-
венного облика. ’Эта цельность ха-
рактера ‘русской женщины часто вос-
певалась и впоследствии в лучших

произведениях великих поэтов, ху-
дожников и композиторов нашего на-
рода.

Едва ли не меньшая заслуга Вене-
 цианова состоит в том, с какой _„сдер-
  KaHHOH простотой и задушевной мяг.
  костью он сумел выразить скромную
  и целомудренную красоту оусской!
‘природы. Такова. например, картина

«На жатве», изображающая молодую
		‹А. Г. Венецианов». Автопортрет. _
rer
	мать с ребенком на руках и бесконеч=
ный простор полей с теплой золотис-
той полоской еше несжатой ржи.
Сдержанно-лаконичная композиция
придает этой небольшой картине ха-
рактер подлинной монументальности.
Картина замечательна не только
своей композицией, но и тонким цве-
товым решением и особенно тем ощу-
Щением строгой гармонии и ясности,
которая неразрывно связывает здесь
человека < природой. :

Характерно, что лучшим‘ произве-
дениям Венецианова присуща. глубо-
кая внутренняя связь с ‚русской. на-
родной песней. Он воспевает и спе»
лое плодотворное лето, и прозрачный
воздух, и пленительную нежность
русской весны. Легкая. и радостная
по цвету картина «На пашне» звучит,
подобно светлой лирической песне,
Глубоко и искренне любящий приро-
ду, художник большую часть своей
жизни провел в своем любимом селе
Сафонково, Вышневолоцкого уезда,
лишь изредка выезжая в Петербург.

Венецианов не стремился отразить
жизнь деревни во всей ее полноте и
многосторонности. Утверждая впер-
вые самостоятельную роль крестьян-
ского жанра, он, естественно, выра-
зил лишь те стороны жизни, которые
были ему близки по своему характе-
ру. Его светлому оптимистическому
восприятию мира и мягкой поэтичес-
кой гармонии, согретой лучами жиз-
неутверждающего гения Пушкина,
были более близки весна и лето, чем
осень или зима.
	В последние годы жизни Венециа-
нов вновь вернулся к портретному
жанру.

Конечно, творчеству Венецианова
была свойственна и своя ограничен-
ность, обусловленная эпохой, в кото-
рую он жили работал, — она, напри-
мер, сказывается в элементах сенти-
ментальности и некоторой `понукра-
шенности его крестьянских образов.
	Венецианов создал больную живо-
писную школу из талантливых кре-
стьян, которых он сам отыскивал для
этой пели.
	С благодарностью н любовью чтим
мы сегодня память художника А. Ве-
нецианова, первого певца крестьян=
ской жизни в живописи прошлого
	века. =
Н. НЕРСЕСОВ.
	О В РЕДАЕЦИЮ
	Ценный вклад в искусствознание
	Событием в научной жизни Азер-
байджанской республики является
	изданный труд. «Архитектура “Asep- i
Яайнгана Эпоха Низамиу *_
	байлжана. Эпоха Низами» *.

Посвященный изучению архитек-’
турных памятников эпохи Низами,
этот труд — результат многолетней
кропотливой работы коллектива. ар-.
хитекторов и ученых Азербайджана.

В книге семь больших разделов,
состоящих из монографических ста-
тей по отдельным ‘архитектурным
памятникам Азербайджана. Книга
богато иллюстрирована. Первый ее
раздел посвящен исследованию бога-
той архитектурной культуры прошло-
го Азербайджана, которая предшест-
вовала блестящему расцвету культу-
ры Азербайджана эпохи Низами. Вто-
рой раздел книги показывает  исто-
рию Ганджи со времени ее основания
до ХПИ века, когда родина бессмерт-
ного Низами превратилась в богатый
цветущий город, крупнейший центр
Закавказья. В третьем разделе рас-
		Toc. арх. изд-во. Москва—Баку,
стр, 444, 113 таблиц, цена 860 р.
	СКаЗыЫВСеТЬЯ © APARECATY PAA Me
мятниках Апшерона,
Одна из статей четвертого ‚раздела о
посвящена мавзолею близ .Джульфы,
несушему в себе многие эллинистиче-
ские черты-и позволяющему судить о.
взаимовлияниях древнего Азербайд-
жана, Грузии, Армении и стран Ма-.
лой Азии и Ближнего Востока
Специальный раздел отводится в
книге ханеге на реке  Пирсагат —
чрезвычайно своеобразному и инте-
ресному памятнику ХИ века.

Наибольший интерес. представляют
материалы, вошедшие в тцестой раз-
дел книги; они посвящены. выдаю-
щимся: памятникам, архитектуры эпо-
хи Низами, гениальным  произведе-
ниям зодчего Ад ий ибн Абубекра
— мавзолеям Юсуфа ибн Кусейира и
Момине-Хатун и др:

Особую научную ценность пред-
ставляет статья 06. архитектурном
комплексе в селении !Карабагляр.
Авторы статьи проследили по из-
вестным памятникам. линию = HaXHue-
ванской школы,, последовательно

Книга разбивает бытующее в бур-
жуазной науке туманное определение
архитектуры всех стран. Ближнего
Востока и Передней Азии термином
«мусульманская. архитектура». . Она
убедительно доказывает самобыт-
ность и творческую зрелость древне-
азербайджанской архитектуры.

Издание-книги является еще одним
убедительным примером расцвета на-
уки и культуры в братских советских
республиках. Замечательные страницы
истории народного зодчества Азер-
	баиджана впервые становятся до-
стоянием мировой науки.

Ю. ЯРАЛОВ.
	Повый каталог —
_ Третьяковской галлереи
	Вышел виз печати каталог художе-
ственных произведений, храняшнхся
в Государственной Третьяковской
галлерее. Это первое издание ката-
	лога, выпущенное в советские годы.
`В нем приведены сведения о экспо-
	нированных в 62 залах галлереи_ про-
изведениях живописи, скульптуры и
	графики.
Каталог открывается кратким
очерком. дающим основные сведе-
	ния по истории ‘замечательного  <©9б-
рания национального русского искус-
ства, именным указателем хуложни:
ков и двумя планами с _порядковой
номерацией зал.
		Вернуть Одесской филармонии
стационарное помещение
	К 5-45-12; излательство — К 1-48-98.
		Нам, деятелям искусства Совет-
  ской Украины, крайне близки му-
‚зыкальные судьбы этого дорогого
‚сердцу каждого советского гражла-
вина города-героя. Поэтому мы не
‚ можем себе представить, чтобы Озес.
ская филармония не получила вновь
по праву принадлежащее ей стацио-
‘варное помещение и не заняла бы
` достойное место среди лучших фи:
`лармонических организаций Совет.
‘ского Союза. Е

Народная артистка СССР 3. Гай-
дай, народный артист СССР И. Пз-
`торжинский, народный артист СССР
Л. Ревуцкий, заслуженный деятель
	искусств УССР Б. Лятошинский,
заслуженный деятель искусств
УССР А. Штогаренко, народный
	артист УССР Н.  Рахлин, заслужен-
ный деятель искусств УССР Tipo
фессор А. Луфер, народный артист
УССР Ю. Кипаренкд-Даманский,
лауреат Всесоюзного конкурса му-
зыкантов - исполнителей пианист
Э. Гуревич.
	МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	43 Комитет по делам архитектуры при
Совете Министров СССР и постоянная
	Всесоюзная строительная выставка ор-
ганизовали семинар по повышению кВ&-
лификации руководящих работников Го-
сударственного архитектурно-строителъ-
ного контроля. Для чтения лекций п -
влечены виднейптие советские зодчие
инженеры-строители.

© При Театре им. Станиеславекого и Не-
мировича-Данченко создана музыкаль-
но-театральная студия. Ее художествен-
ный * руководитель — П. Марков. В сту-
лию принято 20 студентов. 8 декабря: на-
чались занятия. Е

© На-днях в Доме композитора В. Бе-
лый впервые исполнил написанный 2ы
цикл на песенные и танцовальные темы
народов СССР. Цикл состоит из 16 пьес
для фортепиано. На этом вечере был. ис-
полнен также вокальный цйкл компози-
тора Ан. Александрова на стихи совет-
ских ноэтов.

© В Государственном институте теат-
рального искусства им. Луначарского A
Ленинградском театральном институте с
вового года открываются отделения :усв-
вершенствования и повышевия квали-
Фигации. В ГИТИС будут приняты 6
режиссеров; а в Ленинградский инети-
Тут — 30 начальников краевых и обла-
стных отделов по делам искусств и 30
директоров театров. 2

т {3 Работникн искусств -столипы примут
активное учаетие в культурном обелу-
живании чкольников в лнн знмних ка-
никул. В. Доме Союзов состоится тради-
ционная: новогодняя елка. В Концертном
зале им, Чайковского будут организова-
ны встречи школьников е коллективами
русского хора под руковолством А. Свеш-
RRKOBa и ансамблем народного танна
oar под руководством И. Моисеева. В

трах и кино для школьников будут

ланы утренние спектакли и киносеансы,
28 В Об’единении театральных криту-
Kop при ВТО 25 декабря состоится дох-
лал проф. М Лифшипа «О сушноети фор-
мализма>. 28 и 527 декабря — обсуждение
премьер московских театров.

Вчера в Фойе кинотеатра «Ударник»
состоялись просмотр и обсужление вы»
ставки работ учащихся Московской roe
ролекой хуложестненной стучии инваля-
лов Отечественной войны. Художник К.

} слелал локлал. в котором подверг

анализу лучшие произведения, представ.
ленные на выставке.
	(ответственный редактор), А. А. СУРОВ,
	ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
САВИЦНИЙ. А И ШАВЕРЛПЯН.
	АИ
	Зак № 3392.
	Нам стало известно, что Одесская
государственная филармония оказа-
лась лишенной стационарного’ поме-
  шения и зимнего концертного зала.
  Помещение филармонии (Пушкинская
ул. д. 10) отдано другой oprann.a-
‚ции, а филармонии приходится поль-
зозаться небольшим залом консерза-
тории или неприспособленными для
‘симфонических концертов клубными
‚площадками.
’ Одесса всегда славилась. как олан
‘из крупнейших центров музыкальной
жизни Советского’ Союза. Как же
можно спокойно отнестись K тому,
‘что ‘в течение нескольких месяцев
‘зимней концертной работы Одесса—
‘Город высоких музыкальных тради-
‘ций, воспитавший многих выдающих-
‘ся музыкантов, — лишена возможно-
‘сти широкого похаза монументальных
советских и классических музыкаль-
ABIX произведений, лишена возможно-
‘сти приглашать для выступлений нуч
‘ших советских дирижеров и концерт:
‘ные коллективы Москвы, Ленингра-
 ’да, Киева и m2. °

CO BCEX KOHILOB
CTPAHDI
	пезинЕРАД. Снектаклем «Плагон
Кречет» в испотненнии spawatudeeenare

коллектива Дома медицинского рабогни-
ка открылся емотр спектаклей на совре-
	менные темы самодеятельных театраль-
ных кружков Ленинграда и области. В
  Penepryap самодеятельных кружков вхо-

дит около 1507 спектаклей, о
современную тему,

ТАЛЛИН. С болыним успехом демонсгг-
рируется на экранах республики первый

эстонский хуложественный фильм
«Килнь в цитадели». Правительство
ЭССР

высоко оненило работу ряда уча-

-1нников создания этого фильма, при:
своив им почетные звания.

РИГА _Театр оперы и балета Латвия.
	ской ОСР показал премьеру оперы В.
Мурадели «Великая дружба». Это — nap.
вая современная советская опера, ностав-
ленная на латьинокой оперной сцене
	РУНЗЕ. Вышла на экраны новая ра-
бота Киргизской студии кинохроники —
Фильк! «Социалистическое животноводст-
во Киргизии».
	‚ ЛЬВОВ. При областном Доме наролно-
го творчества создан ансамбль гуцуль-
ского танца. В нем участвует около 36
человек. Ансамбль уже дал ряд ковнцер-
тов в Доме наролного творчества и на
избирательных участках. :

ТАМБОВ. Областной драматический те-
атр показал премьеру пьесы А. Довжен.
ко «Жизнь в цвету». Спектакль постав.
лен художественным руководителем те-
атра В. Галицкиз, ;

МОЛОТОВ. Исполнилось 25’лет со дйя
основания Молотовеской государственной
художественной галлереи. В ней насчи-

‚тывается сейчае более 9 тысяч экспона-

тов, в том числе уникальная коллекция
деревянной скульптуры.

ГОРЬКИЙ. В городском Театре юного
зрителя нм. Н. К. Крупской состоялась
премьера ньесы И. Груздева и 0. Форш
«Anema Теневые
	0. _* = зоредеком Театре юного
зрителя им. Н. К. Крупской состоялась
«Алеша Пешков». рассказывающей о
детстве великого русского писателя А.М.
Горького. Роль Алеёпти Пешкова исполня-
ет артистка А. Крылова.

ТАШКЕНТ. 35 кинотеатров открыты за
последнее время в колхозах. совхозах и
MTC Узбекистана. Всего Министерство
кинематография УзССР сткрыло в теку-
шем голу 130 нов ®х кинотеатров. В го-
ролах И кишлаках Узбекистана рабогсает
с>йчас 6890 кинотеатгов.
	Редакционная коллегия:

В. Г. ВДОВИЧЕНКО (отве
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А.
Л. А. MARHOFHH,. 10. 10.
	ПРАЗДНОВАНИЕ ЮБИЛЕЯ
	ЛИАШВИЛИ
		‚дури. Лучшие  артистические силы.
	Тбилиси исполнили на вечере произ-.
ведения Палиашвили. Поэты прози-
тали свои стихи. посвященные ком-
позитору.

На вечере присутствовали  пред-.
ставители партийных, обществееных
организаций Тбилиси, деятели искус-
ства и науки Грузии.
‚Накануне на могилу композитора;
похороненного в сквере ‘оперного те-
атра, были возложены венки от #ме-
ни многочисленных музыкальных, Te>
атральных и других культурно-про-о
сБетительных учреждений. —

В Тбилисском ордена Ленина теат-
ре оперы и балета имени Палиашви-
	ли состоялся вечер,  посвящен-
ный 75-летию со дня рождения
великого грузинского KOMNO3H-
тора-—основоположника  современно-
го грузинского оперного. искусства,
	автора классических грузинских опер

«Абесалом и Этери», «Даиси» Захз-
pax Николаевича Налиашвили. С
доклалом о жизни, творчестве и му-
зыкальном ‘наследии Захария Пали-
ашвили выступил начальник Управ-
ления по делам искусств при Совете
Министтов Грузинской ССР Р. Ша-
	меняется при толковании Шекспира. ,
Ход рассуждений примерно таков:
если каждый по-своему понимает
Гамлета, как живого человека, значит,
он°не живой человек, а просто пятно.
«в общем узоре пьесы». Он не имеет
никакого отношения ни к действи-.
тельности, ни к определенной ` эпохе;
это просто «занимательный узор».

Итак, буржуазная искусствовед-
ческая наука пришла, по существу
говоря, к полному отрицанию Шекс-
пира, его гуманизма, его поогрессив-
ных идей и живой правды его искус-
ства:
`Вот новейшее тому доказатель-
ство. Советское шекспироведенке, как
известно, считает Шекспира жизне-
утверждающим пнеателем. И понятен
поэтому тот интерес, с которым мы
раскрыли книгу известного англий-
ского шекспироведа Вильсона Най-
Ta, многообещающе озаглавленную:
«Венец жизни» *. -

В начале книги автор сообщает нам,
что ‘на ее страницах он подводиг итог
своей: двадцатилетней работы, что он
считает себя’ основоположником но-
вого направления в современном
шекспироведении и что, по дошедшим
до него слухам, за последчее время в
США создан ряд концепций, чрезвы-
чайно близких его собственной. Не-
вольно заинтересованные подкупаю-
щей «скромностью» автора, мы но-
грузились в чтение. И сразу же, как
и следовало ожидать. наткнулись на
все пошлости, принятые в обиходе
современных мракобесов. Чтобы полу-
чить представление о «высоте» тео-
ретической мысли Найта, достаточно
сказать, что, по его определению, тра-
гическая вина Гамлета заключается в
том, что «он слишком много думает».
Впрочем, не только в этом. Найт на-
зывает Гамлета носителем «темы не-
нависти». Мы согласны; Гамлет нена-
видит ложь и преступление, и эта не-
нависть справедлива, благородна,
прекрасна. Олнако у Найта всё выхо»
дит наоборот. Он, оказывается, осуж-
дает Гамлета за эту его благородную
ненависть и, вдруг озлобившись,
сравнивает прекраснейшего из шекс-.

* С. Wilson Knight «The Grown of
Lifes, Oxford, University Press, 1947.
		волюции Калибана», как выражается
мистер Найт. Весь этот метод рас-
суждения, конечно, типичен не толь-
ко для современного буржуазного
шекспироведения, Ho вообще для
	современной буржуазной TearpoBed-
	ческой критики, об’являющей всяко-
го, кто осмелится упомянуть о связи
межлу искусством и жизнью, опас-
нейшим «потрясателем основ».

Мы бы на этом распрощались ©
Найтом, если бы на странице 254 его
книги се ним не приключился конфуз.
Дело в том, что здесь «ученый мис-
тик», так умильно фассуждавший о
тщете всего земного и о вечной исти-
не «божественных созерцаний», вдруг
на минуту отказался от своего’ при-
творства. «Просперо,—пишет Найт,—
против магической силы которого
мёчи бессильны, по крайней мере на
одно мгновение оказывается отнюдь
не далеким от практической жизни
мечтателем. Он снимает маску; что-
бы расправиться с революцией Ка-
либана». Что же за лицо открылось
под маской? «Магия TIpecnepo, .—
пишет Найт, — это магия моря... Он
обрел власть над морем. Так и Вели-
кобритания много положила сил, что-
бы овладеть морями»; М лальше об
являются черты сходства между
Просперо и... «ранними английскими
колонизаторами»!! Маг и волшебник,
воплощающий «божественное начало
контролирующего разума», оказался
в конце концов аллегорией... бриган-
	‚ского империализма! Автор книги тут
	же ясно намекает, что Калибан яв-
ляется воплощением колониальных
народов (что, ‘заметим, кстати, не
слишком лестно для последних);
что же касается Ариэля, то автор
книги утверждает, что аналогия по-
	нятна сама собой и что тут каждому
	легко догадаться. Признаться откро-
венно. мы этого не сумели сделать.
В самом деле, очень: интересно, нако-
нец, узнать: что же такое Ариэль?
Королевский воздушный флоте..

Жаль, что мистер: Найт не амери-
канец. Он, вероятно, тогда сообщил
бы нам, что Просперо — воплощение
благодетельной американской экспан-
сии, а дух воздуха и огня Ариэль —
самолет. с ракетным ‘двигателем и
атомной бомбой.

И мы ясно слышим голое принца
	®Датежого, но уже не оскорбленный, з
	насмешливо-презрительный... Оз гром.
ко смеется, покачивая головой и по-
вторяя: «Чтоб де--этого -деньло!».

пировских героев с гнусным /гюциои
презренным Терситом. Но и этого ему
мало. И он заканчивает тем, что ста-
рается убедить читателя в существо-\
вании черт «внутреннего сходства»
между Гамлетом и... Яго! «Чтоб до’
этого дошло!» — воскликнем мы вме-
сте с оскорбленным принцем Датским.

Оклеветав мыслящего, протестую-
wero Гамлета, Найт переходит к
«исследованию» того, как изображает
Шекспир человеческие чувства, и
говорит, что «любовь у Шекспира
всегда мистична». Признаться, мы
несколько озадачены. Веселые Бене-
‚дикт и Беатриче; влюбленная Виола,
горячие, страстные, непосредственные
в своих чувствах Ромео и Джульетта,
Дездемона, полюбившая, по  собст-
венным словам, ‘чернолицого мавра,
«чтобы жить с ним», верная в своих
чувствах Имоджена — да rae же
здесь то; что можно назвать «мисти-
кой»? Впрочем, Найт торопится нам
раз‘яснить. Оказывается, что все
творчество Шекспира, так’ сказать.
лишь «проэкция души автора». Вот
сидел человек с закрытыми глазами и
вил, как паук паутину, свои плоизве-
дения. По уверению Найта, эта от-
крытая им «истина» становится осо-
бенно очевидной при изучения твор-
чества Шекспира последнего пёриода.

Просперо—«контролирующий  ра-
зум» Шекспира. Ему прислуживБают:
Ариэль, т. е. «поэзия», и рычащий Ка-
либан, полузверь, получеловек, во-
площение «темы ненависти». Темой
«Бури» является победа «контролиру-
ющего разума» над «темой ненависти».
При этом Найт не раз упоминает: о
том, что Просперо прожил на остро-
ве двенадцать лет, т. е. приблизи-
тельно тот же срок, многозначитель-
но добавляет Найт, который огделяет
годы создания «Гамлета» и «Бури».
Получается, одним словом, следую-
щая картина... Пока Шекспир писал
свои комедии и принимал «жизнь та-
кой, какая она есть», все шло гладко.
Но стоило Шекспиру коснуться темы
общественного ‘протеста, которая
нашла наиболее яркое выражение в
«Гамлете», как им овладела мрачная.
«тема ненависти», воплощением кото-
рой является отвратительное мелан-
холически-рычащее — человеко-звери-
ное; двуликое существо Гамлет-Кали-
бан. Отсюда начались годы «внутрен-
него одиночеетва» (Просперо на’ ост-
рове), которые закончились лишь ©
преодолением в душе Шекспира «ре-

1обуганный.

i
		х

дальше от живой конкретной среды з
	, 7
  прошлом, подальше и OT настоящего!
	Ибо, конечно, эти современные костю-
мы никакого отношения к подлинной
современности не имеют. Это стили-
зованное, поддельное искусство, в
образах которого комедии Шекспира
обращаются в скетчи, а его великие
трагедии — в кровавые фарсы.
Шекспир, как известно, творил на
рубеже двух эпох. Для советских
людей ясно, что творчество великого
драматурга было прогрессивным, что
оно было устремлено в будущее. Еше
Белинский писал, что в истории но-
вого искусства Шекспир был «яркой
зарей и торжественным рассветом».
Но современные буржуазные` фаль-
сификаторы решили иначе и величай-
шего классика повернули лицом к
прошлому, спиною к настоящему,
утверждая, что шекспировская драма
абсолютно тождественна средневеко-
вой мистерии и моралите. Во времена
Шекспира, по мнению этих ученых-
мракобесов, все было проникнуто
«божественной гармонией», которую
впоследствии разрушили знание, нау-
ка, свободная мысль человека. Этот
реакционный бред особенно усердно
пропагандирует. американский HIeKC-
пировед Теодор Спенсер, об’явивший
величайшим грешником Коперника за
то, что тот нанес удар пустой и лож-
ной, но «гармоничной» птоломеевской
системе. Претенциозная и дышащая
ненавистью ко всякому знанию книга
Спенсера была предназначена для 60-
лее избранного круга читателей. Про-
пагандистам «тьмы и хаоса» нужно
было изобрести что-то более общедо-
ступное. И вот, широкое хождение
получила «теория», которую точнее
всего назвать «теорией бесемыелен-
ного узора». ‹ «Если. одни говозят о
картине, что она изображает осла, а
другие, что она изображает лошадь,

причем и тем и другим Картина нра-
вится, значит`важны краски и линии,
составляющие яркий узор. а не содер-
жание картины», — писал еше в
1942 году английский шекспировел
Люис. Этот «критерий» широко при-
	История фальсификаций Шок ‘пира
в Англии и Америке имеет давнюю
традицию. Все чаше и чаше напоми-
нает она о себе в новейших постанов-
ках пьес великого драматурга и в
трудах современных буржуазных ис-
следователей его тзорчества. Уже
вскоре после первой мировой войны
английские и американские шекспи-
роведы громко заговорили о том, что
«сценический реализм обречен» и что
живая правда не нужна искусству
так же, как и правда историческая.

_ Тогда-то и появились” постановки
Шекспира в современных костюмах.
Пол треск пулеметов и шум пропел-
леров разгуливали по сцене в визит-
ках и фраках греки и троялцы: Троил
хмуро пил виски, а Крессида, сидя в
своем будуаре, цедила легкий дам-
ский коктейль. Несколько позднее, в
тридцатых годах, подобная операция’
была проделана над «Гамлетом».
Клавлий в образе немецкого генера-

ла эпохи Вильгельма П курил сигару,
поправляя в глазу монокль; по сцене
проходил изнеженный принц Датский

в голубой пижаме, с изящной квижеч..

кой в руках и встречался с похожей

на куколку Офелией, у которой

восхищенные знатоки подмечали «не-
забудковые глаза и коралловые  ног-
	ти». Гакое надругательство над
Шекспиром продолжается и по’ сей
день.
	Недавно мы видели фотографии
одной из последних шекспировских
‘постановок в Англии: за столом, ус-
тавленным ‘шампанским и фруктами,
сидят неприятного вида военные, по-
хожие на фашистов,‘и среди них ка-
кая-то зрелых лет нарядная дама,
явно загримированная под старейшую
кинематографическую «вампу». Это—
сцена из «Макбета»...

Апофеозом этой «модернизации»
Шекспира можно считать известную
английскую постановку «Укрощения
строптивой», где каждый персонаж
был одет в костюм разной эпохи; от
вандейковских париков с локонами и
высоких ботфортов < отворотами до
фрака и одежды современного кре-
стьянина,

Ставить Шекспира в современных
костюмах стало сейчас каким-то по-
ветрием. Подальше от истории, по-
	b5444
	Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы пнформациия, архитектуры. эстралы ия цирка — К 4-15-66. отделы театра, музыки, изобразитель вых искусств, кино —
	Типография «Гудок», Москва, ул, Станкевича, 7.