2] января 1947 г., № 2 (57)

И о ок eS Peas ¢
	КУЛЬТУРА и ЖИЗНЬ

(К; выходу в свет 14-го тома
Сочинений В. И: Ленина)
	же паротийна. каки две тысячи лет тому
	назад. Ленин зло и беспощадно разоблачает
всякую игру в беспартийноеть махистов и
лругих буржуазных идеалистов. Махисты, и
западноевропейские, и русские, пытались на
	‚вее лады твердить, что их Философия якобы
	поднимается над материализмом и идеализ-
	_мом, носит надклассовый характер. Такой же
	ширмой пользуются и нынешние буржуазные
реакционные теоретики, которым выгодно
прикрыть оголтелую реакцпионность красивы-
ми словами об об сктивности и беспартийно-
сти. 2

Но уже в «Материализме и эмпирискри-
тицизме» и в других своих работах Ленин
доказал, что надклаюсовых, беспартийных
учений, теорий, философских систем в клас-
совом обществе нет и не может быть. Борьба
в теории, в филскофии является выражением
борьбы общественных классов. «Беспартий-
ность есть идея буржуазная. Партийность
есть идея социалистическая», — говорил
Ленин (Соч., т. 10, стр. 61): г

Книга «Материализм и эмпириокритицизм»
учит быть верным принципам диеглектиче-
ского материализма как им были верны
Маркс и Энгельс. Возьмите, говорит Ленин,
сочинения Маркса и Энгельса И «вы увидите
неизменный основной мотив: настаивание на
материализме и презрительные насмешки по
адресу всякого затушевывания, всякой пу-
таницы, всяких отступлений к идеализму».

Попытки затушевать или примирить борь-
бу между идеализмом и материализмом
Ленин рассматривает как ухищрения буржу-
азных профессоров философии, направлен-
ные против материализма. Ленинский мате-
риализм — материализм воинствующий и
непреклонный, не допускающий никакой по-
блажки, никакой уступки идеализму.

Ленинизм требует последовательной борь-
бы с современным мракобесием философ-
ствующих  лакеез империализма. Ныне
антло-американский империализм вербует
для борьбы © коммунизмом все черные силы
рэзакции: наемных философов и литераторов
типа Дьюи, Рессела, Сартра, Кроче, амери-
канских «персоналистов» и «неореалистов»,
лейборислеких и социал-демократических
предателей типа Бевина, Блюма, Реннера,
Шумахера, католических проповедников M
откровенных носителей фашистских расист-
ских теорий -— все они неистовствуют в своей
бессильной злобе против возрастающих сил
коммунизма, его революционных идей. На
вооружение ими взят весь арсенал религии,
мистики, идеализма.

Исторический опыт общественного разви-
тия показел всему миру великую  все-
побеждающую силу марксиетекого диалекти-
ческого метода и философского материа
лизма_ . .
		вынуть ни Одной основной ПОСЫЛКИ, ни
одной существенной’ части, не отходя\от
об’ективной истины, не падая в о©б’ятчя
буржуазно-реакционной лжи» (стр. 312).
Буржуазные философы всеми силами ста
раются затемнить сознание человека, вверг`
нуть человечество в мрак мистицизма, ли-
пить массы веры в освобождение от гнета
каниталистического рабства. То же стрица-
ние научной истины, об’ективной законо-
мерности общественной жизни, тот же
суб’ективизм и полнейший распад мысли,
которые были характерны для махизма,
свойственны и новейшим течениям реак-
ционной буржуазной философии.
Великий ленинский труд — смертельно
разящее офужие в борьбе против современ-
ных философствующих лакеев империализма,
		тие и общественное сознание, говорит Ленин,
не тождественны, точно так же как не тож-
дественны бытие вообще и сознание вообще.
Учение марксизма состоит в том, что обще-
ственное сознание отражает общественное
бытие.

Так же, как материализм вообще признает
об’ективно реальное бытие, независимое ‘от
сознания, от сщущения, от опыта ит. д. че-
ловечества, так и материализм исторический
признает общественное бытие независимым
от общественного сознания человечества. Со-
знание и там и тут есть только отражение
бытия. Диалектический и исторический ма-
териализм составляет цельную и стройную
систему марксистской философии. В ‘фило-
софии маоксизма,-— говорит Ленин, —
	KBLIAMTOK из слдого куска стали,

нельзя
	Ленин показывает, что махизм как Ффило-
софское направление идейно связан е опре-
деленной школой в физике и общее, что
роднит филскофию махистов c физика-
ми, —это философский идеализм. Разбирать
махизм, говорит Ленин, игнорируя несомнен-
ную связь его‘с новой физикой, значит изде-
ваться над духом лиалектического материа-
	_лизма; требующего рассматривать MKMACCOM-
	ские тесрии во взаимосвязи с естествозна-
нием.

B rune хх   и в начале хх вв. сделаны
величайшие открытия в физике: был офкрыт
электрон, обнаружено явление радиоактив-
ности, установлено превращение элементов.
Эти открытия, ксторые Ленин называет
революцией в естествознании, в корне из-
менили прежние взгляды на строение веще-
ства, разрушили метафизические представ-
ления. о неделимости и неизменности ато-
мов, расширили и обогатили физическое уче-
ние о материи. Однако значительная группа
физиков-спепиалистов не поняла сути но-
вых открытий и сделала неверные гносеоло-
гические выводы из происшедшей в естество-
знании революции. Не зная материалисти-
ческой теории познания, не понимая соот-
ногцения абсолютной и Этносительной исти-
ны, они растерялись, когда прогресс науки
сломал установившиеся догмы. Поставлен-
ные перед необходимостью отбросить старые
теории строения материи, которые отража-
ли лишь определенную ступень в познании
об ективного мира, многие физики вместе
с тем отказались и от признания материаль-
ности мира вообще, пришли к нелепому
выводу об исчезновении материи как об‘ек-
тивной реальности, скатились к Философ-
скому идеализму, стали добычей ее
ных философских школ,

«Новая Физика свихнулаеь в идеализм,
главным образом, именно потому, что фи-
зики не знали диалектики», — указывал
Ленин (стр. 248—249),
Критикуя физический идеализм, Ленин

одтовременно дал гениальное материали-
стическое решение коренных вопросов тео-
рии познания, которые явились ‘камнем
преткновения для буржуазных  естество-
испытателей и философов, Ленин вскрыл
одну из основных причин теоретической пу-
тавицы махистов: непонимание различия
между философским и физическим поня-
тием материи. Левин дал классическое опре-
деление материи:

«Материя есть философская категория
для обозначения об’ективной. реальности,
которая дана человеку в ощущениях его,
которая копируется, фотографируется, ото-
бражается нашими ощущениями, сущест-
вуя независимо от них» (стр. 7).
	Философское определение материи не ка-
сается постоянно меняющихся естественно-
научных представлений о строении, струк-
туре материи. Главное различие между ма-
териализмом и идеализмом заключается
в решении вопроса об источнике нашего по-
знания, об отношении познания к материи
как об’ективной реальности.

Многие физики, спутав физическое и фило-
софское. понятие материи, увидели в круше-
нии некоторых естественно-научных пред-
ставлений о структуре, строении материи
крушение об’ективной пеальности и перешли
на позиции идеализма.

Разоблачая махистов, Ленин показал, что
каждое новое научное открытие лишь под-
тверждает  диалектический о материализм,
приносит ему новые триумфы. Диалектиче-
ский материализм учит, что человеческое
познание все время. развивается и углуб-
ляется, и если вчера наше познание не шло
дальше атсма, сегодня — дальше электрона
и эфира, то

«диалектический материализм настаи-

вает на временном, стносительном, прибли-

зительном характере всех этих вех позна-
ния природы прогрессирующей наукой
человека. Электрон так же неисчерпаем,
как и атом, природа бесконечна, но она
бесконечно существует, и вот это-то един-
етвенно категорическое, единственно
безусловное признание ec существования
	вне

сознания и ощущевия

хеловака и от.

Ленинская книга-выдающийся образец
большевистской партийности и воинственно-
сти, пример страстной, непримиримой борь-
‘бы, которую всегда вела ‘и ныне ведет наша
`партия против открытых и замаскированных
врагов рабочего клаеса, против врагов комму-
	нистического мировоззрения. Появление
ленинского произведения имело величайшее
значение для большевистской партии. Книга
Ленина явилась теоретической подготовкой
	марксистской партии и составила новый, BHIC-
	пий этап в развитии филогофии марксизма.
В этом бесемертном ленинском произведе-
	нии с исключительной глубиной и яркостью
	выражено единство философии и политики,
теории и практики. раскрыто значение рево-
люционной теории в борьбе партии рабочего
класса за торжество коммунизма.

‚Почти сорок лет, прошедние с тех пор, как
появилась ленинская книга, — вполне‘ доста-
точный срок, чтобы содержащиеся. в ней
идеи были подвергнуты самому суровому ис-
пытанию и проверке. И что же? Бурное раз-
витие науки, богатая событиями жизнь цели-
ком подтвердили великую силу и научную
правливость ленинских идей.

В борьбе за утверждение и развитие пере-
дового мировоззрения, против империалисти-
ческой реакции в теории ленинское произве-
дение и ныне является идейным оружием ве-
личайшего значения.
	мом. Такая линемерная критика марксизма
была тем более опасна, что она могла
ввести в. заблуждение. рядовых членов
партии, не имевших теоретической подго-
товки, и усиливала общий фронт реакции.

Большевики, руководимые Лениным
и Сталиным, были единственными последо-
вательными сторонниками марксизма, в борь-
бе с реакцией они отстояли драгоценное
сокровище партии -—революционную теорию.

В период, наступивший после поражения
первой русской революции, вопросы теории
приобрели животрепещущее значение.
Вставала неотложная задача — сорвать лжи-
вую маску с истребителей марксизма, ра-
зоблачить  их до конца, показать их связь с
внутренней и международной реакцией, от-
стоять теоретические основы марксизма —
диалектический и исторический материа-
лизм.

Эту задачу выполнил В. И. Ленин в
своей гениальной книге «Материализм и
эмпириокритицизм»,.

Поводом для ее написания послужил выход
в свет в 1908 году сборника «Очерки по фи-
лософии марксизма», который, как говорил
Ленин, правильнее было бы назвать: «Очер-
ки против философии марксизма». В этот
сборник. вошли статьи; написанные ревизио-
нистами и перерожденцами. В своих статьях
они требовали освободиться от «серого мате-
риализма», считали диалектику «мистикой»
и т. д. Под флагом «уточнений» и «развития»
марксизма протаскивался утонченный и при-
глаженный идеализм. под видом науки upe-
	подносилось нечто невероятно сбивчивое, пу-
	таное и реакционное,

Еще задолго до выхода в свет преслову-
тых «очерков» Ленин хорошо сознавал необ-
ходимость «философекой разборки». чтобы
отсеять от марксизма все, что приписыва-
лось марксизму его врагами, теоретически
осмыслить практику революционного дви-
жения, обобщить опыт, накопленный наукой,
и дать целостное изложение марксистского
	мировоззрения. Все это диктовалось необхо-
‘димостью теоретически подготовить партию
  рабочего класса к политической борьбе
‘в условиях империализма, вооружить пар-
“тию знанием законов революционной борь-
	бы, научить ее ориентироватьея в сложных
условиях классовой борьбы.

Книга «Материализм и эмпириокрити-
цизм» была написана Лениным уже после
того, как вышли в свет «Что делать?», «Шаг
впесед, два шага назад», «Две тактики со-
циал-демократии в демократической револю-
ции». явившиеся идеблоюгической, организа-
ционной и тактической подготовкой партии
нового’ типа. Бессмертный труд В. И. Ленина
«Материализм и эмпириокритицизм» был тео-
ретической подготовкой марксистекой пар-
тии.

В своей книге Ленин не только наголову
	разбил философских реакционеров

не оста...
	вив камня на камне от их взглядов, нои от-
стоял теоретический фундамент коммуниз-
ма, теоретические основы большевистской
партии, гениально обобщил все важное и су-
щественное из того, что было приобретено
наукой за нелый исторический период.
Борьба Ленина и большевиксв за маркеист:
скую теорию против русских ревизиониетов
и перерожденцев имела международное зна-
чение. Разоблачая отступников от марксизма,
являвшихся идеологическими выразителями
ликвидаторства и отзовизма, Ленин одновре-
	менно наносил сокрушительный удар по тео-
	ретическим основам междунородного реви-
зионизма.
	Сталин боролись за революционную теорию,
совершенетвовали ее, вооружали ею больне-
вистскую партию. С величайшей поеледова-
тельностью выковывали они идейное оружие
большевизма, закладывали и развивали
теоретические основы партии нового ‘типа,
такой партии которая могла бы возглавить
революционную борьбу пролетариата в усло-
виях нового периода открытых столкновений
классов. периода пролетарских революций.

Книга Ленина «Материализм и эмпитио-
критицизм» проникнута непримиримостью к
малейшей фальши, к малейшему отступлё-

нию от существа марксистского . материа-
лизма.

«Известна та страсть и непримиримость,
с которыми марксизм-ленинизм всегда вэл
и ведет острейшую борьбу со всеми вра-
гами материализма, —говорил тов. А. Жда-
нов на недавно проведенной философекой
дискуссии. — В этой войне марксисты-
ленинцы подвергают своих противников
уничтожающей критике. Образцом больше-
вистской борьбы с противниками материа-
лизма является книга Ленина «Материа-
лизм и эмпириокритицизм», где каждое
слово Ленина представляет из себя разя-
ший меч, уничтожающий противника»,
	Разоблачая лживые и жульнические уверфт-
ки махистских реакционеров в философии.
Ленин выводит их на чистую воду-и клей-
мит как прислужников поповщины. За кучей
разных словечек, за схоластикой Ленин все-
гда находит и учит находить две основные
линии. два основных направления в филосо-
фии- материализм и идеализм.

Тот, кто игнорирует основные течения в
философии, неизбежно скатывается к пре-
зренной партии середины, к беззубому вегета-
рианетву и буржуазному об’ективизму. Стре-
мление примирить две партии в философии
или смазать между ними борьбу неизбежно
ведет в лагерь реакционной партии в филосо-
фии — партии идеалистов. Болтовня о над-
классовости философии есть глупенькая нз-
ивность, примиренческое шарлатанство.

Ленин говорил, что новейшая философия так
	Выдающийся труд В. И. Ленина «Материа-
.лизм и эмпириокритицизм» вошел в четыр-
надцатый том его Сочинений. Приступив к
работе над книгой в феврале 1908 года, Ленин
в октябре закончил ее. В мае 1909’ года
ленинская книга вышла в свет.

Еще в 1924 году, оценивая замечательный
ленинский Философский труд, товариш
Сталин в лекциях «Об основах ленинизма»
говорил:

‘«Может быть, наиболее ярким выраже-
нием того высокого значения, которое при-
давал Ленин теории, следовало бы считать
тот факт, что не кто иной, как Ленин, взял-
ся за выполнение серьезнейшей задачи
обобщения по материалистической филосо-
фии наиболее важного из того, что дано
наукой за период от Энгельса до Ленина, и
всесторонней критики антиматериалисти-
ческих течений среди марксистов. Энгельс
говорил, что «материализму приходится
принимать новый вид с каждым новым ве-
ликим открытием». Известно, что эту зада-
чу выполнил для своего времени не кто
иной, как Ленин. в своей замечательной
книге «Материализм и эмпириокритицизм»
(И. В. Сталин. Соч. т. 6, стр. 90).
	В каких исторических условиях появилась
книга В. И. Ленина «Материализм и эмпи-
риокритицизм»? у

1908—1909 годы —период глубокой реакции в
России. Первая русская революция 1905 года
окончилась временным поражением рабочего
класса и победой царизма. Все, что даже
внешне казалось демократическим, подверга-
лось жестокому гонению. Российская реакция
об’явила поход против рабочего класса по
всему фронту; она громила политические и
экономические организации пролетариата;
трудящиеся испытывали всю тяжесть дикого
разгула черносотенных сатрапов, страну ду-
шил «столыпинский галстук»; взбесившаяся
реакция вознамерилась обезглавить револю-
пионное движение. В хол была пущена не
только дубинка полицейская, но и духовная
дубинка,

Характеризуя положение в России после
поражения революции, Ленин` писал:

«Царизм победил. Вее революционные и
оппозиционные партии разбиты. Упадок,
деморализация, расколы, разброд, ренегат-
ство, порнография на место политики.Уси-
ление тяги к философскому идеализму;
мистицизм, как облачение контр-револю-
ционных настрэений» (Соч. т. ХХУ, стр.

176).

Политическая реакция сопровождалась
идеологическим наступлением на рабочий
классе и его мировоззрение. Идеологическая
борьба проводилась в самых различных фор-
мах: литература, искусство, философия, есте-
ственные науки — все было использовано для
борьбы с революцией. Шайка модных писа-
телей «разносила» ‘марксизм. проеславляла
предательство, ренегатство черную измену.
Страницами художественной литературы за-
владели мракобесы; под видом «культа лич-
НОСТИ» они вОоСПевали половой разврат. В ли-
тературе подвизались различные группы де-
кадентов, формалистов, символистов, при-
крывавших антинародное содержание своих
произведений проповедью безидейности и
внешней красивости искусства и литера-
туры. В литературном еборнике «Bexn»
Гершензон, Струве, Булгаков призывали ин-
теллигенцию расправиться с революцией. В
Петербурге развернуло свою цпеятельность
«Религиозно-филоссфское общество», ставшее
гнездом так называемого богоискательства,
Руководители общества мистик Мережков-
ский и салонная поэтесса Гиппиус © откры-
тым забралом выступили против революции,
называя ее пришествием антихриста, развер-
нули борьбу против философского материа-
лизма.

Упаднические настроения и неверие в
силы революции захватили некоторую часть
и партийных интеллигентов, не крепко
стоявших на марксистских позициях. Луна-
чарский возглавил родственное богоиска-
тельству течение — богостроительство. Группа
считавших себя марксистами интеллиген-
тов— Богданов, Базаров (примыкавшие в 1905
году Е болыневикам). Юшкевич. Валентинов
(меньшевики), Чернов (эсер)-единым фрон-
том выступила против философско-теоре-
тических и  научно-исторических основ
марксизма. Внешне их выступления шли
под флагом защиты марксизма и даль-
нейшего его развития. Но то была маскиров-
ка, ибо на самом деле сни хотели подо-
рвать и искоренить марксизм, его теоретиче-
ские основы, заменить марксизм реакцион-
ной идеалистической философией — махиз-
	В «Материализме и эмпириокритицизме»
В. И. Ленин показал, что русские критики
мархсизма не оригинальны. в основе их
взглядов лежала модная в то время на Запа-
де реакционная философия — махизм.

Русские махисты с рабеким подобостра-
стием повторяли своих учителей Маха
и Авенариуса, буквально списывая у них
основные положения суб‘ективного идеализ-
ма и пытаясь придать им вил «новейшей
философии» Ленин с глубоко язвительным
сарказмом высмеивает изобретателей «нового
направления философии», называя их «люби-
телями моды», «которые восторгаютея изно-
шенной уже буржуазными философами Ев-
фопы шляпкой» (Соч., т. 14, стр. 82).

Махизм как одна из разновидностей
идеалистической философии был офудием
й проводником реаюдии и поповшины. «Идеи»,
разносчиками которых в свое время были
махисты, сейчас, в новых условиях, так или
иначе возрождаютея, они призваны выпол-
нить те же самые социальные функции: про-
тащить в науку религию, подорвать основы
материализма, потоком мистики и мракобе-
сия затемнить пробуждающееся сознание ва-
родных масе.

Борьба се наступлением империалистичс-
ской реакции в науке — благородная и боевая
задача. И злесь надежнейшим оружием яв-
ляется великий ленинский принцип больше-
вистской партийности философии, гениаль-
но развитый Лениным в борьбе с махизмом.
Учение Маркса и Энгельса о классовом. пар-
тийном характере теории, философии полу-
чило в «Материализме и эмпириокритицизме»
дальнейшую разработку.
` Отмечая глубокую принципиальность Марк-
саи Энгельса в их борьбе с врагами рабочего
класса, Ленин писал: «Маркс и Энгельс от на-
чала и до конца были партийными в филосо-
фии, умели открывать отступления от мате-
‘риализма си поблажки идеализму и фидеизму
во всех и всяческих «новейших» направле-
ниях» (Соч., т. 14, стр. 324). Партийность осно-
воположников марксизма Ленин рассматри-
вал как величайшую и самую ценную тради-
цию.

На протяжении всей истории нашей пар-
тии ее организаторы и вожди — Ленин и
	личает диалектический материализм от
релятивистекого агностицизма и идеа-
лизма» (стр. 249).

У
	Ленинское учение о бесконечности и неис-
‘черпаемости всех об’ектов природы и о 6ез-
граничной способнюсти человечества позна-
вать мир сметает узколобые буржуазные
предетавления © границах познания, о су-
птествовании непознаваемых для человече-
ского разума вещей.

Ha огромном фактическом материале
Ленин доказал связь идеализма в естество-
знании с философским идеализмом. Вскры-
вая эту связь, разоблачая реакционеров, ис-
пользовавших кризисе в физике в. целях
опровержения материализма и насаждения
идеализма, Ленин подчеркивал, что уклон
в сторону реакционной философии, обнару-
жившийся среди части естествоиспытателей,
«есть временный зигзаг, преходящий бо.
лезненный период в истории, болезнь роста,
вызванная болыпе веего крутой ломкой ста-
рых установившихеся почятий». ;

Ленин вокрыл ожесточенную борьбу двух
основных направлений в физике: открытых
спиритуалистов, отрицающих  существова-
ние. материи, прокладывающих дорогу по-
повщине, фидеизму, и естествоиспытателей,
отктаивающих стихийно-материалистиче-
скую точку зрения на мир, которым, однако,
еще недостает знания диалектического ма-
териализма. На стороне материализма ‘неиз-
менно стоит большинство естествоиспытате-
лей, в том числе и физиков, стихийное
убеждение которых в об’ективной реально-
сти внешнего мира Ленин характеризовал
как «естественно-исторический материализм».

Разоблачив вса попытки идеалиетов дока-
зать, что новые открытия в области строе-
ния материи якобы опровергают материа-
лизм, Ленин одновременно с исчерпываю-
щей полнотой показал, как блестяще под-
тверждают эти новые открытия правиль-
ность диалектического материализма. Ленин
указывал, что современная физика подни:
мается на новую, более высокую ступень
в познании материи и тот кризис, который
oma переживает, будет преодолен.

«Материалистический основной дух фи-
зики,— писал Ленин,— как и рсего совре-
менного естествознания, победит все и вся-
ческие кризисы, но только с непременной
заменой материализма метафизического

Материализмом диалектическим» (стр. 292).

Обобщив великие открытия физики, Ленин
вместе в тем. философски осветил вперед
ха целую эпоху пути развития Payee

Современная физика, проникнув в глуб
атомного ядра, продемонстрировала все ве-
ликое значение гениальной мысли Ленина
о бесконечности каждого явления природы.
Учения о противоречивой (волновой и коо-
пускулярнюй) природе материи, о единстве
времени и пространства, о неразрывности
материи и движения, выдвинутые новейшей
физической теорией, являются триумфом
материалистической диалектики, блестящим
подтверждением ленинского вывода о том,
что современная физика «рожает диалекти-
ческий материализм». Однако этот процессе
совершается не путем плавной, эволюции, а
‘входе ожесточенной борьбы.

Острая борьба между идеалистическим и
материалистическим лагерем в науке про-
должается с нарастающей силой. Разлагаю-
щееся буржуазное общество своим тлетвор-
ным дыханием отравляет науку, порождает
У ряда ученых идеализм, мистику, глубокий
чессимизм, неверие в способности человече-
ского познания. Проповедь агностицизма,
отрицание причинности, учение об ограни-
ченности мира во времени‘ и пространстве,
выдвигаемые такими физиками, как Джинс
Эддингтон, Бор, Гейзенберг, питают попов-
щину и фидеизм, служат оплотом реакции
в естествознании. Ныне, как и COpoK лет
назад, перед марксистской философией
стоит задача беспощадного разоблачения
враждебных диалектическому материализму
идеалистических течений в буржуазной
науке, Книга Ленина «Материализм и эмпи-
риокритицизм» вооружает ученых на борьбу
против идеалистов, толкающих науку в 60-
лото поповщины, помогает естествоиспытате-
лям овладеть единственно правильной науч-
ной теорией, вершиной человеческого по-
знания —диалектическим материализмом.
					В первых трех главах евоей книги Ленин
ПУНЕтТ за пунктом разбивает теорию познания
махизма и противопоставляет eH, научно
развивает и утверждает теорию познания ди-
алектического материализма. р

При решении основного вопроса филосо-
фии — вопроса об отношении мышления в
бытию — материализм в противоположность
идеализму, в том числе и махизму, исходит
из того, что материальный мир существует
вне нас и независимо от нас, что материя,
бытие — первично, дух, сознание — вторично.
Диалектический материализм положительно
отвечает на вопросе о том: в состоянии ли
наше. мышление - познать действительный
мир? Могут ли наши представления и поня-
тия о действительном мире быть BePHEIM ero
отражением?

Человеческое мышление, как учит марк-
систекий материализм, способно во своей
природе познать об’ективный мир. Наши
знания о природе, подтвержденные практи-
кой, имеют значение об’ективных истин,

Основой процесса познания человеком
внешнего мира и критерием истинности по-
знания язляется общественная практика.
Точка зрения жизни, практики должна быть
первой и основной точкой зрения теории
познатия.

В своей книге Ленин показывает, что идея
причинности, необходимости, закономерно-
сти является отражением в человеческой
голове законов природы, внешнего мира.
Махисты же прозодили суб’ективистекую,
идеалистическую точку зрения. Для них
законы развития природы существуют не
об’ективню, т. е не в самой природе или
обществе, а в сознании, в разуме.

Ленин указывал, что суб’ективистекая ли-
ния в вопросе причинности, выведение по-
рядка и необходимости природы не из внеш-
него об’ективного мира, а из сознания, из ра-
зума, из логики и т. п. не только отрывает
человеческий разум от природы, не только
противопоставляет перзый второй, но делает
природу частью разума вместо того, чтобы
разум считать частичкой природы.

Марксистский материализм учит, что за-
коны развития природы об’ективны: не чело-
век вносит порядок и необходимость в раз-
витие природы. а в сознании человека от-
	_Pamaenrca закономерный ход развития самой
 природы,
	В борьбе е махистами Ленин защищает  и
развивает  диалектико - материалистическое
учение о свободе и необходимости. Свобода
есть  познанная необходимость -— таково
положение марксизма.
	Чем глубже будут познаны законы разви-
тия природы. и общества. тем свободнее
	будут действия людей. До тех пор, пока мы не
	знаем законо В
природы.
	развития природы, мы рабы
	Значение ленинской философской книги
неоценимо. По ней учились и учатся больша-
вистексму мировоззрению. Проникнутая от
первого до последнего слова духом больше-
вистской партийности, воинственности и ре-
волюционной критики, книга Ленина являет-
ся острейшим оружием в борьбе против

современных идеалистических течений фи-
лософии.
	Бессмертные идеи Ленина нашли даль-
нейшее развитие в классическом труде ве-
ликого продолжателя дела Ленина —
товарища Сталина, в его труде «О диалекти-
ческом и историческом материализме» Как
Ленин в книге «Материализм и эмпириокри-
тицизм» обобщил все, что было дано наукой
	‚за целый исторический период после смерти
	Энгельса, и двинул вперед марксистскую
теорию, так и товарищ Сталин в своем тру-
де дал теоретическое обобщение всего, что
дали наука и опыт революционной борьбы
за весь период после выхода книги Ленина,
и двинул вперед развитие марксистской
	теории.

«В «Кратком курсе истории ВКП(б)», в
разделе «О диалектическом и историче-
ском материализме» дано в предельно
ясной и сжатой форме гениальное изло-
жение основ диалектического и историче-
ского материализма. В этой работе
товариш Сталин дал обобщение всего того,
что внесли Маркс, Энгельс и Ленин в уче-
ние о диалектическом методе и материа-
листической теории, и развил дальше уче-
ние диалектического и исторического ма-
териализма на основе новейших данных
науки и революционной практики.
	Товарищ Сталин развивает диалектиче-
ский материализм как теоретическую ос-
	нову коммунизма, как мировоззрение
марксистско-ленинсокой партии, идейно
вооружающее рабочий класс в его борьбе
за завоевание диктатуры пролетариата и
построение коммунизма. С особой силой по-
казана в этой работе внутренняя связь,
существующая между философией мар-
ксизма-ленинизма и практической револю-
ционной деятельностью большевистской
партии. Чтобы не ошибиться в политике,
учит Сталин, надо руководствоваться по-
ложениями марксистского диалектическо-
	о метода, надо знать законы историческо-
го развития.
	Работа И. В. Сталина «О диалектическом
и историческом материализме», написан-
ная несравненным мастером марксистско-
го диалектического метода, обобщающая
гигантский практический и теоретический
опыт большевизма, поднимает на новую,
высшую ступень диалектический материа-
лизм, является подлинной вершиной мар-
ксистско-ленинской философской мысли»
(«Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая
биография», стр. 164—165).
	Великие теоретические труды Ленина и
Сталина будут жить века. По ним учатся и
будут учиться. правильному взгляду на мир
миллионы и миллионы людей. Бессмертны-
ми идеями Ленина и Сталина вдохновляют-
ся и будут вдохновляться миллионы людей
на борьбу за построение коммунистического
обтцества. :
	1. ИЛЬИЧЕВ,
В. СТЕПАНОВ.
	«У Энгельса, — говорит Ленин, - вся жизая
человеческая практика врывается в самоё
теорию познания, давая об’ективный крите-
рий истины: пока мы не знаем закона приро-
ды, он, существуя и действуя помимо, вне
нашего познания, делает нас рабами «слепой
необходимости» (Соч., т. 14, стр. 117). Но раз
мы при помощи практики, как критерия
истины, познали законы развития природы,
мы становимся господами природы.
	Ленин не ограничился критикой махизма
только в вопросах теории познания, он дал
систематическую, последовательную критику
	всей их философской концепции, в том числе
	и их экскурсов в область общественных на-
ук. «Претенциозный костюм словесных вы-
вертов. вымученные ухишрения силлогиети-
ки, утонченная схоластика, — одним словом,
то же самое и в гносеслогии, и в евоциоло-
гии, то же реакционное содержание за та-
кой же крикливой вывеской» (стр. 308),

Ленин разоблачает и высмеивает попытки
Богданова «исправить» и «развить» марксизм
в духе эмпириокритицизма, Богданов, следуя
за. своими зарубежными махистекими учите-
лями, впал в явный идеализм, проповедуя тож-
дество бытия и мышления. Общественное бы»