21 января 1947 г.; № 2 (57)
	Партийные и советские кадры
	изучают произведения классиков

шаоксизма -
		Советский строй — живое воплощение
бессмертного` учения Владимира’ Ильича
Ленина. Наш советский строй выдержал все
трудности в годы гражданской войны и ино-
странной интервенции, Советский Союз до-
бился великих побед в годы суровых испы-
таний Отечественной войны и вышел из нее
еще более окрепшим и могучим. Все это-—ре-
зультат того, что наш народ под руковод-
ством товарища Сталина твердо идет по пу-
ти, указанному великим ‘Лениным.
	В послевоенный период цперел советским на-
родом встали большие задачи по дальнейше-
му укреплению могущества социалистиче-
ской Родины, развитию техники, всемерному
росту производительности труда и под’ему
материального и культурного уровня трудя-
щихся.
	Одним из важнейших условий . успешного
решения этих задач является повседневное и
неуклонное повышение политической созна-
тельности советских людей, работа по марк-
систско-ленинскому воспитанию и больше-
вистской закалке наших партийных и совет-
ских кадров.
	Партийные организации Воронежской об-
ласти за последнее время стали уделять
больше внимания марксистско-ленинскому
образованию кадров. При этом особое зна-
чение мы придаем изучению произведений
классиков марксизма-ленинизма, трудов
Ленина и Сталина, которые вооружают на-
ши кадры глубокими знаниями законов об-
щественного развития, богатейшим опы-
том борьбы большевистской партии за побе-
ду социалистической революции, за пере-
стройку всего народного хозяйства на со-
пиалистических началах.
	З связи с выходом в свет четвертого изда-
ния Сочинений Владимира Ильича Ленина и
Сочинений Иосифа Виссарионовича Сталина
в нашей области значительно возросло чис-
ло коммунистов, изучающих  произведе-
ния классиков марксизма-ленинизма. Мно-
гие партийные, советские, хозяйственные
руководители в теоретических семинарах, в
вечерних университетах  марксизма-лени-
низма и в партийных школах повседневно и
‘настойчиво изучают труды Ленина и
Сталина. В системе партийного просвеще-
ния городских комитетов ВКП(б) видное ме-
сто занимают вечерние университеты мар-
ксизма-ленинизма, Среди 1.400 слушателей
Воронежского, Борисоглебского и Липецкого
вечерних университетов марксизма-лениниз-
ма 935 членов. и кандидатов ВКП(б).
	Опыт работы вечерних ‘университетов об-
ласти показал, что они дают нашим кадрам
глубокие ‘знания  марксистско-ленинской
теории,

Число слушателей университетов марксиз-
ма-ленинизма за последние годы значительно
возросло. Так, в 1940 году’ в Воронежском
университете обучалось 230 человек, ав
настоящее время учится свыше: 1.000 человек.
В составе слушателей. вечерних университсе-
тов — руководящие партийные ‘и советские
работники, преподаватели высших. учебных
заведений, работники искусства и другие. К
преподаванию в университетах привлечены
лучшие педагогические силы области:

Партийные организации всемерно. добива-
ются того чтобы самостоятельная работа: над
		марксизмом-ленинизмом, Политически более
подготовленные коммунисты самостоятельно
изучают произведения классиков марксизма-
чининизмаА, За‘ истекший год только по гор.
Воронежу Число коммунистов, самостоятельно
изучающих теорию, увеличилось на 1.250 че-
ловек. Партийные организации в последнее
время усилили помощь коммунистам, само-
стоятельно ‘изучающим’ теорию ‘марксизма-
ленинизма. и контроль за ux работой. В
прошлом году в помощь самостоятельно изу-
чающим теорию и историю большевистской
партии было прочитано свыше 20 тысяч лек-
ций, Большая часть лекций посвящена от-
дельным произведениям Владимира Ильича
Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина.

Кроме отдельных лекций по произведениям
	В 1948 году исполняется 120 лет со дня
рождения Л. Н. Толстого. В связи с этой го-
довшиной еше более усиливается интерес
нашего народа к творчеству великого писате-
ля, возрастает стремление советских людей
глубже уяснить историческое место Толстого
в развитии русской и мировой литературы.
За последние голы появился ряд книг и ста-
тей о Толстом *, и законен вопрос, насколь-
ко отвечают эти работы высоким требовани-
ям. пред’являемым в ним. :

В. И Ленин писал, что Толетой «дал хуло-
жественные произведения, которые всегда
будут ценимы и читаемы массами, когда они
создадут себе человеческие условия жизни,
свергнув иго помещиков и капиталистов...».

За голы советской власти произведения ве-
ликого писателя были переведены на 54 язы-
ка народов Советского Союза, тираж ‘их до-
стиг огромной цифры -20 миллионов  экзем-
пляров.

Только новая, социалистическая Россия
оказалась в состоянии дать писателю такую
	широкую народную аудиторию. Советский
али‘ р. stAZABLIN oTYTAcrwaw d к великому
	народ с любовью относится Е вле й
писателю глубоко понимает значение
культурного наследия прошлого. _ Ленин,
	гордившийся русским искуеством, с воски
шением говорил, что. в Европе некого’ по-
ставить рядом с Толстым Товариш Сталин
назвал имя Толстого в ряду дорогих каж-
дому человеку имен, воплощающих величие
русской нации.

С изумительной ‘правдивостью, силой и
красотой Толстой показал пережитое Hau
народом за целый век Он сделал неоценимо
много лля познания жизни старой России. Он
	я а Ш е-Ж:,

проник в сскровенные глубины человеческих }
ee wn

т ея Рае Е an ee
	м За

отношений и с беспошадной прямотой, от-
крыто и резко заявил. что буржуазно-дворян-
ское обшество основано на угнетении ъи
несправедливости, что оно эгоистично. лживоа
и жестоко С ясностью гения выразил он
историческое солержание своей эпохи —эпохи
между отменой крепостного права и первой
русской революцией В его произведениях ст-
ражены ломка устоев старой патриаохальной
России. белствия нарола. связанные с этой
ломкой. и нарастание протеста Macc против
гнета эксплоататорских классов. _

Ленин ‘назвал Толстого зеркалом русской
революции Он раскрыл народный характер
творчества Толстого. коТорое стало потряса-
ющшим обвинительным актом против старой,
самодержавной, помешичье-буржуазной Рос-
сии. «Великое народное море. взволно-
вавшесся до самых . глубин.’ со всеми
своими слабостями и всеми сильными своими
стооонами отразилось в учении Толстого».

Если Плеханов рассматривал Толстого как
«большого баоина», а в его миоовоззрении
вилел лить столкновение отвлеченных, вне-
	* Н. К. Гудзий. «Лев Толстой». Гослитиздат. 194% г,
Н. К. Гудзий. «Лев Толстой». Стенограмма публичной
лекций. Издание лекционного бюро при Комитете
по пелам высшей школы, 1945 г. В, С. Спиридонов.
«Л. Н. Толстой». Госполитиздат, 1943 г. Н. Н. Гусев.
«Лев Николаевич Толстой». Издательство, культурно-
просветительной литературы. 1946 г. А. Зерчанинов,
Д. Райхин, В. Стражев. «Русская литература». Учсб-
ник для 9-го класса средней школы, 1946 г. Б. ЭЙхен-
бзум. «Толстой Лев Николаевич». Большая советская
	эзциклопедия; том 54. 1996 Г.
	классиков марксизма-ленинизма, ряд райко-
мов ВКП(б) организуфт чтение циклов лек-
ций,

Циклы лекций вносят определенную си-
стему в самостоятельную работу коммуни-

стов, изучающих произведения классиков
маоксизма-ленинизма.
	Большая помощь самостоятельно изучаю-
шим. произведения ‘классиков марксизма-
ленинизма оказывается путем проведения
консультаций. При многих партийных каби-
нетах райкомов и горкомов ВКН(б) созданы
группы внештатных консультантов. Так, по
гор. Воронежу выделено из числа наиболее
политически подготовленных коммунистов
357 внештатных консультантов. Эти това-
рищи прикреплены к первичным партийным
организациям и регулярно проводят с ком-
мунистами теоретические собеседования,
групповые и индивидуальные консультации.
	Значительная часть партийного и советско-
го актива ‘учится в постоянно действующих
теоретических семинарах. В области создано
115 таких семинаров. Руководителями многих
семинаров являются секретари райкомов
ВКП(б). Слушатели постоянно действующих
теоретических семинаров ряда райкомов
ВКП(б) за последнее время изучили «Мани-
фест коммунистической партии» К. Маркса и
Ф. Энгельса, труды В. И. Ленина «Три источ-
ника и три составных части марксизма», «Что
такое «друзья народа» и как они воюют про-
тив социал-демократов?», «Что делать?», «Шаг
вперед, два шага назад». ‘произведения
И. В. Сталина «Об основах ленинизма»,
«Класс. пролетариев и партия пролетариев».

Эта форма политической учебы наших
кадров вполне справдала себя. Сейчае теоре-
тические семинары организуются не только
при горкомах и райкомах ВКП(б), но и при
партийных комитетах крупных предприятий
и учебных завелений.
	Многие коммунисты областной партийной
организации, закончив изучение «Краткого
курса истории ВКП(б)», успешно изучают
произведения В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Секретарь партийной организации. завода
«Сельмаш» тов. Шебанов в’ истекшем году
серьезно работал над изучением произведе-
ний Ленина «ПТаг вперед, два шага назад»,
«Развитие капитализма в России» изучил
произведения товарища ‘Сталина, вошедшие
в нервый том его Сочинений. Изучение ‘произ-
ведений ‘классиков марксизма-ленинизма
способствовало более быстрому повышению
идейно-политического уровня подготовки
тов. Шебанова. Сейчае он изучает диалекти-
ческий. и исторический материализм и уже
сам выступает с лекциями и докладами по
вопросам теории и истории большевистской
партии.

Систематически, глубоко изучают марксист-
ско-ленинскую теорию хозяйственные кад-
ры — директора предприятий, начальники це-
хов, рядовые инженеры, коммунисты-произ-
водственники. 36 коммунистов парторганиза-
	ции липецких железных рудников изучают.
	историю ВКИ(б) по первоисточникам, для них
организовано чтение цикла лекций по произ-
велениям классиков марк<сизма-ленинизма.
	Повышение идейно-теоретического уровня
наших кадров позволило в прошедшем году
более правильно и без существенных перебо-
ев решать хозяйственно-политические во-
просы. Наша партийная организация доби-
лась значительного улучшения работы про-
мышленности-и-под’ема сельского’ хозяйства
области.

Воронежская областная партийная органи-
зация располагает марксистски образованны-
ми кадрами пропагандистов, имеющих бога-
тый опыт работы в сети партийного просве-
шения. Задача заключается в том, чтобы, опи-
‹ раясь на эти кадры, правильно используя их,
значительно выше поднять уровень марксист-
ско-ленинской подготовки ` руководящих
кадров и всех коммунистов областной партий-
ной организации. м

а В. ТИЩЕНКО.

Секретарь Воронежского обкома ВЕЦ(б).
	временных начал — христианства и язызе-
ства, аскетизма и любви к жизни, то Ленин
показал, что противоречия Толстого — «дей-
ствительное зеркало тех. противоречивых
условий. в которые поставлена была истори-
	ческая деятельность крестьянства в нашей
	революции». 2

Ленин писал, что мировое значение Толето-
го отражает мировое. значение русской рево-
Люций. :

«..^. Толстой сумел поставить в своих ра:
ботах столько великих вопросов, сумел под-
няться до такой художественной силы, что
его произведения заняли одно из первых
мест в мировой художественной литературе.
Эпоха : подготовки революции в одной из
стран, придавленных крепостниками, высту-
пила. благодаря гениальному освещению Тол-
стого, как шаг вперед в художественном раз-
витии всего человечества».

Творчество Толстого оказало огромное вли-
‚яние на развитие мировой хуложественной
литературы. Между тем находятся литерату-
роведы, которые пытаются отрицать творче-
скую самостоятельность русского националь-
ного гения. представляют его лишь подража-
телем и учеником западных писателей и фи-
лософов. Так. проф. Б. Эйхенбаум в ряде
своих трудов утверждал, что корни «Поли-
кушки» следует искать в творчестве немец-
ких писателей, истоки «Крейцеровой сона-
ты»—в романах Поль де Кока, что «Анна Ка-
	ренина» создана под влиянием реакционных.
	писаний Шопенгауэра. Советекая обществен-
ность с негодованием отвергла подобные
антинаучные взгляды. Наследие Толетого-
наше бережно хранимое достояние и напта
национальная гордость!‘ ‘

Ленин учил видеть и ценить в наследии
Толстого то,. что принадлежит будущему. Но
он также учил видеть у писателя то, что
принаплежит прошлому, что выражает не ра-
зум. а предрассудок. Трудно найти писателя,
в произведениях которого сталкивалось бы
столько непримиримых противоречий, В уче-
нии и творчестве: Толстого причудливо сов-
мещались`беспошадная критика современного
ему строя, самый трезвый реализм, «срыва-
ние всех и всячевких масок», страстный про-
тест против несправедливости и лжи обще-
ственных отношений — и юродивая пропо-
ведь непротивления злу насилием, ханже-
ский призыв к «нравственному совершен-
ствованию», как средству устранения с0-
циальной несправедливости, проповель под-
малеванной, подчищенной, но от этого еще
более вредной религии Толстой проповедо-
вал «вечные истины» религии, обращалея и
к христианству, и к белигиозным учениям
Востока. к буддизму, конфуцианству и др.
Ленин YUVA видеть в этом KTOACTORCKOM
боге» идеологическое отражение патриар-
хального крепостнического строя.

В своей критике буржуазно-лворянского об-
шества Толстой стоял на точке зрения патри-
архального, наивного крестьянина. Он выра-
жал искренность, страстность протеста кре-
	В. И. Ленин и И. В. Сталин.
	Рис. заслуженного деятеля: искусств ПП. Васильева.
	ДЕМОНСТРАЦИЯ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО)

И января состоялись выборы в местные
Советы депутатов трудящихся Белорусской,
Казахской, Грузинской, Азербайджанской.
Киргизской союзных республик. 16 января
прошли выбофы в областные, городские, рай-
оные, поселковые и кишлачные Советы де-
путатов трудящихся Таджикистана. 18 янва-
ря состоялись выборы в местные Советы де-
путатов трудящихся в Литве, Латвии, Эсто-
нии и Туркмечии. Результаты выборов. во
всех этих еоюзных республиках еще раз ярко
продемонстриоовали морально-политическое
единство советского народа. его сплоченность
вокруг большевистской партии, его любовь и
преданность великому Сталину.
	В голосовании принимали участие почтя
все избиратели. В Белорусской `Советекой Со-
нпиалистической Республике приняло участие
в голосовании: в областные ‘Советы -— 99,96
проц: избирателей в районные Советы
99:95 про. в_городекие. Советы -99.92 ‘проц,,
	в сельские и поселковые Советы-9998 проц.
	избирателей. Высокую активность и орган

зованноеть проявили также избиратели APY.
гих союзных республик. В Азербайджанской
ССР. например, на выборах в районные Со-
веты, в городские Советы, в районные Сове-
ты в городах, в сельские и поселковые
	Советы голосовало 99,99 проц. избирателей.
	Во всех союзных республиках, где прошли
выборы в местные Советы депутатов тоудя-
	щихся, избиратели с огромным воодушевле-
	нием голосовали за кандидатов сталинского
блока. коммунистов ` и беспартийных. В. Бело-
русской. Советской Социалистической Pec-
	литики, за дальнейшее npolpeTanue нашей
социалистической ‘Родины.

С большим патриотическим нод’емом про-
шло голосование за соратников великого
Сталина, выдающихся деятелей партии и
советского государства. К 11 часам утра про-
толосовали все избиратели 520-го избиратель-
ного округа Баку, где в депутаты Бакинского
городекого Совета баллотировался Вячеслав
Михайлович Молотов. Дружно и организо-
ванно протило голосование в избирательных
округах Ашхабада, где баллотировалиеь в. де-
путаты городекого Совета товарищи. В. М.
Молотов, А. А. Жданов, А. А. Андреев.,

Дни избирательной кампании в местные
Советы трудящиеся Белоруссии, Казахстана,
Грузии, Азербайджана, Киргизии, Талжики-
стана, Литвы, Латвии, Эстонии, Туркмении
ознаменовали новым производственным под’-
емом. Горняки Караганды выдали тысячи
тонн угля сверх годового плана, еще шире
развернулось соревнование бакинских. неф-
тяников за досрочное вылолнение нятилет-
ки, на миллионы рублей продукции. сверх
плана дали рабочие и служащие промыш»
ленных предприятий Минска. и Минской 06-
ласти.

Прошедшие выборы еще раз ярко mpone-
монстрировали морально-политическое един-
ство советского народа, показали высокую
политическую сознательность ‘советских
людей, их. сплоченность вокруг партии
Ленина — Сталина, горячее стремление. до-
биться под ее руководством нового- О
социалистической Родины. у
	исследователь, Н.Н. Гусев, совсем He касает-»
ся ошибочных представлений Толстого. Чи-
тателю внушается мысль, что образ Кутузова
У Толстого = исторически верный образ. на-
родного полководца. Ни В. Спиридонов, ни
Н. Гусев ни слова не говорят о ложности и
вредности реакционной  фаталистической
идеи, котсрая привела Толетого к искажению
образа полководца,

Толстовская «философия истории» проник-
нута духом пессимизма; она утверждает бес-
помощность человека перед лицом историче-
ских событий.

Толстой сказал великую правду, раскрыв
значение морального фактора, духа “BOWCK и
народа для победы над врагом. Он показал
преданность родине и самоотверженно женность
простых русских людей.

И в то же время, противореча себе, Толстой
развивает мысль, что «только одна бессозна-
тельная деятельность приносит плоды», что в
критические периоды большая часть людей
не обращает внимания на общий ход дела, а
живет частной жизнью, руководствуясь лишь
личными интересами настоящего.

Эту бессознательную, «роевую», как говоз
рит писатель, жизнь олицетворяет. Нлатон
Каратаев. Его не волнуют никакие великие
вопросы, он легко и охотно принимает и
плохое и хорошее в своей судьбе. Мировоз-
зрение Каратаева основано на ‘паессивности,
рабекой покорности судьбе, равнодушном от-
ношении к добру и злу, оно постыдно при-
нижает человеческую. личность, В ‘образе
Каратаева Толстой идеализировал некоторые
черты патриархального крестьянства.

Передовые русские ‘люди всегда ‘сзитали
каратаевшину отрицательным явлением.
Между тем авторы учебника «Русская лите-
ратура» для средней школы изображают Ка-
ратаева чуть ли не национальным ‘героем,
воплощением русского. духа.

Со всей остротой внутренняя противоречи-
воеть творчества Толстого проявилась ‘в его
романе «Воскресение»; Н. Н. Гусев -и-В, С.
Спиридонов говорят об огромной разоблачи-
тельной силе этого произведения, Да, в своем
романе Толстой беспощадно срывает все и
всяческие маски с эксплоататорских. классов,
господствовавших в России, разоблачает уч-
реждения насилия и угнетения в помешичье-
полицейском государстве. Он показывает лю-
дей, испивших до’дна горькую: чашу униже-
ния и бесправия, разоблачает ложь бареко-
экеплоататорской идеологии, ложь казенной
целжви. И все же‘великий художник не был
послелователен ‘до конца Поеле всего mepe-

житого. после всех потоясевий и разочаро.
	ваний. Нехлюдов, герой «Воскресения», на-
ходит. утешение в лживой и реакционной
евангельской проповеди всепрощения, .

Советский. исследователь должен ‘полным
голосом ‘сказать о всем значении критики
Толетым современного ему строя, но он не
имеет права не сказать и о ложности тех
рецептов лечения социальных HeAYTOB, ко-
торые предлагал писатель. ^

Наши литературоведы и критики в. анали-
зе произведений Толстого должны основы-
	(Окончание на 4-Й стр.)..
	ЕДИНСТВА СОВЕТСКОГО НАРОДА
	публике во все местные Советы избрано
64.587 депутатов, в Казахстане— 53.219, в Гру-
зии-26.652 в Азербайджане-—23.348, в Кир-
гизии- 12.735 депутатов. Все избранные дену-
таты являются кандидатами блока коммуни-
стов и беспартийвых. Члены и кандидаты
БКП(6) среди депутатов составляют: в Бело-
руссии-- 26,69 проц., в Казахстане- 52,33 проц.,
в Грузии- 40,09 проц, в Азефбайджане-
50.30 проп. в Киргизии —46,81 проц.
	Среди депутатов местных Советов-значи-
тельное число женщин, В Казахской ССР из-
Spano 33,81 проц. женщин, в Киргизской
CCP—33,49 проц, в Азербайджанской ССР-
35.15 прой. женщин и т. д. Эти цифры харак-
теризуют в национальных республиках BO3-
Босштую ‘роль женщин, которые ‘до револю-
ции были неграмотны и бесправны. `

С огромным воодушевлением депутатом го-
родских Советов Минска, Алма-Аты, Тбили-
ги. Баку. Фрунзе, Сталинабада Вильнюса,
	Риги, Таллина, Ашхабада избран Иосиф
	Виссарионович. Сталин. Голосование
товарища Сталина вылилось в мощную
демонстрацию пламенного советского па-
	триотизма, глубокой преданности партии
Ленина—Сталина. В Сталинском округе
Сталинабала уже в 10. час. 30 минут
	утра все без исключения избиратели прого-
лосовали ‚за первого всенародного депутата -—
великого Сталина. Голосуя за товарища
Сталина; избиратели с огромным энтузиаз-
мом голосовали за советскую власть, за ве-
ликую партию Ленина-— Сталина, за торже-
ство ленинско-сталинокой нашиональной по-

, Толстого м некоторых его истолкователях

х он раскрыл силу чазрлотизна Uli
poxux масс непобедимую мощь рус
	духа. Эта книга и сегодня помогает постигать
незабываемые страницы истории нашей
Родины. Но нельзя закрывать глаза ‘на то,
что некоторые образы эпонеи Толстого, неко-
торые идеи ее находятся в противоречии е
исторической правдой. }

Прежде всего в. ложном ‘свете показан та-
кой исторический деятель, как Кутузов. Об-
раз этого героя двойственен у Толетого. Но-
рою Кутузов изображается энергичным и
мудрым, способным круто повернуть руль
событий. Его стратегические решения оза-
рены блеском гениальной мысли. Вепом-
ним хотя бы, как в Филях он с мудростью и
железной решимостью принимает на себя
одного историческую ответственность за
оставление Москвы... Порою ‘же Кутузов ри-
суется пассивным созерцателем, не вмеши-
вающимся Ни вос что, и писатель начинает
обстоятельно доказывать, что воля коман-
дующего на’войне не имеет никакого влия-
ния ва ход событий. : :

Толетой фаталистически истолковывал ха-
рактер и смысл исторических событий, не
оставляя места для сознательной инициати-
вы целеустремленной ‘человеческой воли.
Сила Кутузова, по Толстому, заключалась
лишь в способности «спокойного созерцания
хода событий», неизбежного и предопреде-
ленного свыше. И нельзя не видеть, как
несправедлив Толстой к Кутузову, как под
влиянием ложной фаталистической теории
нелооценивает он дальновидность, энергию,
силу воли великого полководца.

В Кутузове выдающийся государственный
ум сочетался с полководческим искусством,
поевзошедшим полководческое искусство. На-
полеона. Бои, проведенные Кутузовым, отли-
чались гениальными замыслами сражений,
искусством построения боевых порядков, уме-
лым использованием. резервов, гибким управ-
лением боем. ‘Действия Кутузова были стро-
го последовательны, смелы, осмотрительны и
тщательно взвешены. Он глубоко понимал
народный характер войны и был первым
полководнем, который придавал действиям
партизанских отрядов тирокий тазмах,
офганизовал их взаимодействие се регуляр-
ными войсками, : ,

Кутузов не был человеком, пассивно взи.
рающим на’ предопределенные судьбой собы»
тия. С мудростью и энергией он: руководил
своими войсками, неуклонно и твердо вел их
к победе «Гениальный полководец Куту-
зов загубил Наполеона и его армию при по-
мощи хорошо’ подготовленного контрнасту-
пления» = писал’ товариш Сталин.
	Естественно требование, чтобы наши ли-
	тературоведы, разрабатывающие наследие
Толстого, оценивали ©озданные им. образы
с точки зрения исторической правды.

Но пооф. В. С. Спиридонов говорит о Куту-
зове почти исключительно словами Толетого,
Он полностью воспринял взгляды писателя,
не замечая в них ничего. неверного. Другой
	стьянских массе, но вместе с тем вносил в
свое творчество и отчаяние людей, не знаю-
щих истинных путей к достижению спра-
ведливого общественного устройства, ‘их
отсталость, незрелость, непоследовательность
в борьбе. Толстой видел «золотой век» ‘чело-
вечества  в далеком прошлом, в патриархаль-
ной старине, он выступал против прогрессив-
ных, революционных движений современно-
сти, и это делало утопическим и реакцион-
ным его мировоззрение,

Большевистская партия всегда е величай-
шей непримиримостью разоблачала реакцион-
ное содержание «толстовщины» Большевизм
ставил перел собой задачу политического
просвещения и революционной закалки на-
родных масс. Толстовская проповедь пассив-
ности, призыв к смирению, пропаганда обнов-
ленной религии были серьезным препят-
ствием на пути подготовки народа к рево-
люции. веригами, сковывавшими человека.
Именно потому, что шла борьба за массы, за
их освобождение от отсталых настроений, от
влияния реакционной идеологии, Ленин ука-
зывал: «Всякая попытка идеализации уче-
ния Толстого, оправдания или смягчения его
«непротивленства», его апелляций к «Духу»,
его призывов к «нравственному самоусовер-
шенствованию» его доктрины «совести» и
всеобщей «любви» его проповеди аскетизма
и квиетизма и т п. приносит самый непо-
соедственный и самый глубокий вред»,
	В буржуазном литературоведении была в
	ходу вредная и антинаучная точка зрения,
согласно которой в сущности признавалось
раздельное существование Толстого-художни-
	ка и Толетого-мыслителя. К сожалению, и до
сих пор эти далекие от требований мар-
ксистоекой диалектики взгляды проникают

на страницы книг исследователей и WCTOAKO-
вателей Толетого. .

„В книжке проф. В. С. Спиридонова утвер-
жЖдается, что Ленин и Горький высоко цени-
ли Толстого «только как художника, а
как философа-моралиста они резко критико-
вали и учение его считали  реакци-
онным; вредным, для нае совершенно непри-
емлемым». Получается, что Ленин и Горький
критиковали Толстого-моралиста и не кри-
тиковали Толстого-художника, Но это и есть
по сути дела концепция о двух Толстых, да
еще‘прикрываемая ссылкой на Ленина и
Горького. Между тем именно Ленин впервые
показал, что ложные, реакционные взгляды
Толстого проявляются ив художественных
произведениях писателя. что они не остают-
ся чем-то внешним по отношению в литефа-
турному, творчеству, а отображаются в худо-
жественных образах. соэданных Толстым.
	Одним из самых выдающихся произведений
исателя является его героическая эпопея
«Война и мир». Это - полотно. необ’ятного
исторического содержания, запечатлевшее
борьбу нашего народа с иноземными за-
хватчиками. — Толстой показал - войну
1812 года как нафодную отечествентую
	я