11 апреля 1948 г., № 10 (65)
		КУЛЬТУРА и ЖИЗНЬ
	НОВЫЕ КИНОФИЛЬМЫ
И СЦЕНАРИИ
	Художественный совет Министерства кине-
матографии СССР рассмотрел новые закон-
ченные  производством кинофильмы.

«Третий удар» (постановщик И. Савченко,
автор сценария А. Первенцев, производство
Киевской киностудии) является первым за-
конченным фильмом из серии больших ху“
дожественно-документальных кинокартин,
посвященных Великой Отечественной войне.
Художественно-документальные кинокарти-
ны являются новым жанром советской кине-
матографии. Фильм дает реалистическое изо-
бражение: разгрома немецких войск в Кры-
му в 1944 году. В фильме сняты массовые
батальные сцены, показызающие ` размах
происходивших боев. а

Кинофильм «Рядовой Александр Матросов»
(постановщик Л. Луков, автор сценария
Г. Мдивани, производство «Союздетфильма»)
посвящен бебсмертному подвигу Героя Со-
ветского Союза Александра Матросова, кото-
рый во время атаки советских войск закрыл
своим телом’ амбразуру вражеского дзота и
тем обеспечил успех боевой операции.

Кинокартина «Мальчик с окраины» (поста-
новщик В, Журавлев, авторы сценария В. Ко-
жевников и И. Прут, производство «Союздет-
фильма») показывает жизнь советского изо-
бретателя, одного из типичных представите-
лей народа, выросшего при советской вла-
сти из мальчика с окраины в представителя
передовой советской технической интелли-
генции,

хз &
	Министерство кинематографии. Латвийской
ССР представило на рассмотрение Художе-
ственного совета сценарий Ф. Рокпелниса и
В. Крепса «Райнис»-—о жизни и революцион-
ной деятельности выдающегося поэта. Лат-
вии Яна Райниса. После тщательного обсуж-
дения Художественный совет принял сцена-
рий, но предложил авторам совместно с по-
становщиком фильма поработать над даль-
нейшим совершенствованием образа Райниса
и над литературно-художественной стороной
сценария.

Художественный совет. рассмотрел и одоб-
рил литературный сценарий Т. Семушкина и
В. Катинова «Мистер Томсон бежит в. Аме-
рику», написанный по роману Т. Семушкина
«Алитет уходит. в горы» —о Советской Чу-
котке. Совет рекомендовал авторам ввести в
сценарий дополнительные эпизоды, отобра-
жающие новую Чукотку, полнее использо-
вать богатейший материал. популярного  ро-
мана «Алитет уходит в горы»,
	Рассмотрен представленный — Министер-
ством кинематографии Украинской ССР еце-
	нарий А. Боршаговского и М. Винярского.
	«Потолок мира». Его тема — дальнейшее за-
	воевание стратосферы советскими стратонав-
	тами — HE получила необходимого художе-
ственного разрешения. Научное и. практиче-
ское значение завоевания стратосферы в еце-
нарии не показано. Совершенно не удались
	авторам сценария образы советских ученых.
	и летчиков-стратонавтов. Сценарий подверг
	ся резкой критике на заседании Художе-
	ственного совета и отклонен как слабый в
литературном и неудачный в идейном и ху-
лоежественном отношении.
	Активно прошло обсуждение представлен-
ного Министерством кинематографии Казах-
ской ССР сценария А. Ольшанского «Друг
нашей юности» на тему о советской’ школе:
Отмечая‘ достоинства сценария, члены Худо-
жественного совета критиковали‘ содержа-
щиеёся в нем недостатки. А. Ольшанскому
даны указания, в каком направлении необхо-
димо переделать сценарий.

B Художественном. совете обсуждался
представленный Министерством кинемато-
графии Азербайджанской ССР киносценарий
И. Касумова «Огни Баку» на тему о совет-
ских нефтяниках. Художественный совет
отметил, что в сценарии имеется основа для
создания хорошего фильма. Однако сцена-
рий не свободен от недостатков, которые не-
обходимо устранить.
	Министерство кинематографии Армянской
	ССР представило в Художественный совет
	для рассмотрения сценарий М. Чаманова
«Девушка Араратской долины». В сценарии
имеются данные ‘для создания веселой uy
зыкальной комедии.

ses
	Художественный совет рассмотрел пробные
с’емки артистов на кинопленке для новых
фильмов. Рекомендованы артисты для испол-
нения главных ролей в фильмах: «Сказка о
царе Салтане» — по одноименному произве-
дению А. С. Пушкина; «Сухой дол» — о  по-
волжекой деревне, превратившейся за годы
‘советской властиов цветущий колхоз; «Суд
чести» — о воспитании чувств высокого общке-
ственного долга и национального достоинства
советских людей; «Два капитана» — по одно-
именному произведению В. Каверина; «Спут-
ники» — по одноименному произведению В.
Пановой; «Счастливого плавания» — о воспи-
танниках нахимовских училиш,
	699)
Б. РОМАШОВ

Быть всегда на передовой линии!

млн &.
	Без этого они не сумели бы создать свои вые
дающиеся произведения.

Именно этому учат нас, писателей, успехи
литературы в 1947 году: смелее вторгаться в
жизнь, внимательно, любовно и вдумчиво
изучать нашу современную  действитель-
ность. Побеждают те, кому присуще беспо-
койное, но зато подлинно творческое чувство
нового. Безнадежно. отстают слепые и равно-
душные к нашей жизни писатели, брюзгли-
вые эстеты, не желающие (или не умеющие)
выйти из своего маленького, никчемного и
никому не нужного мира.

Гнилые рассуждения некоторых отсталых
или ленивых литераторов о том, что должны,
дескать, пройти десятилетия после войны
для того, чтобы можно ‘было приступить к
созданию широких полотен, сейчас опроки-
нуты самой жизнью.

Тем и примечателен успех ‘романа
И. Эренбурга «Буря», что писатель сумел в
нем дать действительно эпическую, много-
красочную и’ масштабную картину мира в
дни войны. Действие романа выходит за
пределы нашей Родины, и писатель, верный
исторической правде, ярко показывает, кл-
кое решающее значение для человечества
имела борьба с ‘фашизмом, которую вела
наша героическая Советская Армия. Пусть
не все персонажи дамы автором достаточно
выпукло и не все странийы одинаково хоро-
ши, тем не менее успех «Бури» весьма по-
учителен. Писатель должен не только уметь
видеть, но и уметь осмысливать ценное и
обобщать его. Именно этим примечательны
и роман «Буря», и поэма А. Недогонова
«Флаг над сельсоветом», и очерки Б. Галина
«В Донбассе» и «В одном населенном пунк-
те».

‘Вторжение в жизнь требует от писателя
подлинной большевистской страстности и
смелости. Писатель не должен бояться пока-
зывать всю сложность жизни. Противоречия,
	сще имеющиеся в нашей действительности,
	не могут да и не должны быть им отброше-
ны. Писатель обязан честно и об’ективно
разобраться в них.
	Художник не смеет приукрашивать жизнь.
Наша социалистическая действительность и
не нуждается в этом. Напротив, величие на-
шего времени и наших дел в том и состоит,
что мы в борьбе побеждаем все старое, кос-
ное, уничтожаем «родимые пятна капита-
лизма». Уметь показать в нашей жизни са-
мое главное, самое существенное, показать,
как в борьбе со старым побеждает и торже-
ствует коммунизм,— да есть ли задача вели-
чественнее!

Н. Вирта в пьесе «Хлеб наш насущный»
показал, как происходит эта борьба в сего-
дняшней советской деревне. Он показал ста-
рых врагов колхозного строя под их новой
	маской. Он заклеймил и пособников этих
	врагов, горе-руководителей типа... Твердовой.
Остро и талантливо показана борьба старого
и нового в пьесе А. Софронова «В одном го-
роде».

Некоторые критики упрекали В. Панову за
то, что в ее романе «Кружилиха» ‹ нет
идеальных людей, но есть Уздечкин. К со-
жалению, Уздечкины существуют еще в на-
шей жизни, как же может писатель умол-
чать о них? Люди не, сразу становятся
идеальными, достойными подражания. Про-
цесс становления человека великой социали-
стической эпохи, в котором все больше раз-
виваются и крепнут новые благородные ка-
	‚чества, в борьбе со старым утверждают свое
‚ господство коммунистическое мировоззрение,
советская мораль, в котором все.в большей.
	мере гармонически сочетаются обществен-
ные и личные ‹интересы,— все это сложные
процессы. В. Панова захотела эти процессы
		У наших писателей бывает elle излишняя
торопливость в работе, „спешка, неряшли-
вость, пренебрежение к художественным ‘ка-
чествам. Между тем суровая требователь-
ность к себе обязательна для каждого худож-
ника. Без совершенствования мастерства нет
	роста писателя. Высокое идейное содержание.
	требует и безупречной, художественно совер-
шенной формы.
	За работы в области литературной крити-
ки и искусствоведения Сталинские премии
присуждены впервые. Высокой наградой от-
мечены книги Б. Асафьева — «Глинка»,
Б. Мейлаха — «Ленин и проблемы русской
литературы конца ХХ и начала ЖХ века»,
М. Нечкиной-—«Грибоедов и декабристы».
Это серьезные и значительные произведе-
ния.

1947 год был для нашей литературы годом
богатым, урожайным. И урожай этот по до-
стоинству оценен партией, правительством,
народом. Мы гордимся успехами советской
литературы. Но ‘было бы неправильно успо-
коиться на достигнутом. Впереди — новые
высоты. Нае ждут.новые темы. Народ тре
бует новых и еще более совершенных книг.

На сталинскую заботу о советской литера*
	туре писатели должны ответить новым могу-
	чим творческим под’емом:
Бор. ГОРБАТОВ.
	ному Союзу, на языках всех национально
стей... Это ли не всенародная слава! .
Театр Островского, являясь гордостью на-
шей русской культуры, в то же время дав-
но стал одной из вершин мировой классиче-
ской. литературы. А. Н. Островский был
величайшим драматургом своего време-
ни. Только ему оказалось под силу в годы,
когда европейская сцена заполнялась сочи-
нениями убогих разносчиков. ходячей бур-
	 ’жуазной морали, не просто сохравить, HO #
	продвинуть‘ дальше традиции подлинного
реализма в драматургии. Внимательно при-
слушиваяеь к потребностям ‚народной жиз-
ни, он создал репертуар’ поистине. мирового
идейно-художественного значения.

Островский. оставил 48 оригинальных gpa
матических произведений, не считая перево-
дов.. Его. деятельность. является иримером
высокого ‘служения своему призванию И
долгу, образцом всестороннего изучения на-
родной жизни.
	Богатое знание жизни народа не, далось
ему само собой; оно’ было ‘результатом его
огромных наблюдений, постоянного общения
с людьми различных сословий: и в бытность
его в пору молодости‘ мелким ‘чиновником
Совестного и Коммерческого судов.в родном
Замоскворечье, ‘и главным” ‘образом во
время тех поездок по верховьям Волги и ее
притокам, когда он .с научной ‘добросовест»
ностью изучал жизнь народа, его быт и нра-
вы —и народный говор в приволжеких го-
родах, и предания старины, и чудесные на-
родные песни, которые ‘он так любил слу-
шать, и сказания, и памятники ‘народной
литературы... Тогда же запомнились ему на
всю жизнь картины величавой русской при-
роды, пейзажи могучего плеса красавицы-
Волги; они покорили его на всю жизнь и
живым фоном вошли в его пьесы.

Но еше больше, чем пейзаж и народная
поэзия, привлекала его картина ‘современной.
ему народной жизни. Русского человека
Островский наблюдал в тяжелую. годину на-
шей истории. Жестокие нравы города Кали-
нова, дремучие дебри крепостнического про-
‘извола, разнузданное самодурство и самодо-
вольный произвол = все это, о чем мы чи-
	таем сейчас в его-пьёсах,  Островский`видел .
сам, Он видел, как, сопротивляясь и проте-
	Постановление Совета Министров CCCP o
присуждении Сталинских премий за выдаю-
щиеся литературные произведения 1947 го-
да вызывает чувство большой радости. Это
радость и за своих товарищей, отмеченных
заслуженной наградой, и за нашу литерату-
ру, обогатившуюся новыми хорошими кни-
гами; это радость и за наш умный, талантли-
вый советский народ. Советская литература
созидается самим народом. Она — его детище.
Поэтому присуждение Сталинских премий —
всегда праздник не только для литераторов,
но и для всего народа.

В этом году праздник наш особенно зна-
чителен. Никогда еще не был столь богат и
разнообразен урожай на литературных ни-
вах, как в этом году. Никогда еще не отме-
чалея высоким признанием столь широкий
круг авторов. Тридцать восемь советских
литераторов — прозаики и поэты, очеркисты
и критики, драматурги и киносценаристы,
литературоведы и искусствоведы-—увенчаны
лаврами Сталинской премии.   :

Все это свидетельствует о том, что наша,
литература переживает могучий nome.
Этого нельзя не заметить. Это невозмож-
но и отрицать, как бы ни хотелось иным за-
рубежным злопыхателям. Советская литера-
тура прочно стоит на первом месте среди ли-
тератур мира. Теперь это ясно каждому.

Мы, советские литераторы, знаем, в чем
основа такого под’ема. Мы благодарно пом-
ним, кто указал и указывает нам путь к
высотам, кто помог и помогает нам преодо-
левать трудности под’ема на вершину.

Исторические решения ЦК BRKTI(6) no so-
просам литературы и искусства широко раз-
двинули. перед советскими писателями идей-
ные горизонты. Напомнив 0б огромной от-
ветственности писателей перед народом, пар-
тия вдохновила советских литераторов на
труд ревностный и благородный, И резуль-
таты сказались. Они — в успехах нашей ли-
тературы за 1947 год.

Читая книги, отмеченные в этом году пре-
миями, думая над ними и анализируя их,
видишь, в чем секрет успеха, почему именно.
эти книги получили всенародное признание.

Народ полюбил эти произведения за то, что
он находит в них ответ на мысли и чувства,
его волнующие, В них, в этих произведени-
ях, запечатлена жизнь нашего народа, наро-
да-победителя, народа-созидателя, жизнь,
полная героизма, борьбы и побед. :

Жизненной правдой, современностью в са-
мом высоком смысле этого слова пронизаны
лучшие книги 19417 года. Советский человек
в дни войны и мира — вот главный герой
этих книг. Черты характера советского че-
ловека — вот что привлекает внимание ху-
дожника.. Советский патриотизм — вот живо-.
творный источник вдохновения.

В прекрасном поэтическом романе М. Бу-
беннова «Белая береза» мы видим советского
человека на фронте в трудные дни 1941 го-
да, а в повести В. Авдеева «Гурты на доро-
гах» тот же советский человек и почти в те
же дни предстает перед нами как скромный
труженик тыла. Солдат Лопухов совсем не
похож на зоотехника Веревкина. Это раз-
ные люди, и характеры у них разные. Но их
обоих отличают высокое мужество, самоот-.
верженная любовь к Родине и вера в победу.

Герой романа украинского писателя А. Гон-
чара «Знаменосцы» Хома Хаецкий действует
в иные дни, чем герои Бубеннова. Хома
Хаецкий победу уже завоевал. Далеко за ру-
бежами нашей Родины шагает он, неся осво-
бождение народам мира. И опять с новой и
прекрасной стороны раскрывается перед чи-.
тателем советский человек. Насколько он
выше, чище и красивее людей, которых еще
давит ярмо капиталистического рабства!

В романе, П. Навленко «Счастье» мызвидиме
советского человека, вернувшегося после’
испытаний войны к мирному созидательно-
	му труду. И тут открываются перед’ нами
	новые богатства души советских людей, для.
которых подлинное счастье —‘в борьбе за
счастье для всех трудящихся. И хотя опять-
таки не похож полковник Воропаев на Егора
ПТирокова — героя поэмы A. Недогонова
«Флаг над сельсоветом», много общего у
этих людей и борьба у них общая, и
счастье — одно!

Так с разных сторон показывают нам кни-

ги лауреатов нашу жизнь и нашего совет-
ского человека.
	Разнообразен материал, привлекаемый пи-
сателями. Герои поэмы Н. Грибачева «Кол-
хоз «Большевик» действуют на селе, люди в
романе Ф. Панферова «Борьба за мир» — на
заводе. Автор очень интересной пьесы «Вели-
кая сила» Б. Ромашов вводит нас в лабора-
торию ученых, свердловский писатель
И. Ликстанов — в класс ремесленного учи-
лиша. Одних писателей привлекают герои
романтического склада («Звезда» Э. Казаке-
вича), других — простые, рядовые, внешне
«будничные» люди («Буря» И. Эренбурга).
	Каждого лауреата отличают свои, ‘особен-
ные творческие приемы. своя собственная
манера письма, свой стиль. Но всем им свой-
ственны чувство правды, высокая. идейность;
	На недавнем совещании деятелей совет-
ской музыки в ЦК ВКИ(б) товарищ
А. А. Жданов, говоря о высоких традициях
русской классической музыкальной школы,
указал, что они заключаются в «сочетании
высокой идейности и содержательности му-
зыки, ее правдивости и реалистичности, глу-.
бокой, органической связи © народом, его
музыкальным, песенным творчеством, в с0-
четании с высоким профессиональным ма-
стерством».

«Мы не утверждаем, - сказал далее товарищ
Жданов,- что классическое наследство есть
абсолютная вершина музыкальной культу-
ры. Если бы мы так говорили, это означало
бы признание того, что прогресс кончился
на классиках. Но до сих пор классические
образцы остаются непревзойденными. Это
значит, что надо учиться и учиться, брать
из классического музыкального наследства
все лучшее, что в нем есть и что необхо-
димо ‘для дальнейшего развития советской
музыки».

Эти замечательные мысли имеют прямое
отношение ко всему нашему искусству, в
частности к нашей драматургии и к наше
му театру... Они се полным правом приходят
нам на ум и тогда, когда мы думаем о том
богатейшем наследстве, которое оставил нам
великий русский драматург А. Н. Остров-
ский. :

125 лет тому назад родился этот подлин-
ный богатырь нашей литературы, гениаль-
ный художник театра, чье прекрасное твор-
чество так совершенно и так проникнуто
народным духом, что его сценические созда-
ния и доныне блещут свежими и пленитель-
ными красками, словно время только способ-
ствовало их могучему расцвету.

м 2 И
	SPN AA CAS ENT OEE

В чем же причина неувядаемости созданий
	Островского? В том, что. он. писал для своего
великого народа, для «свежей публики», как
он любил выражаться, и У родного народа
учился и мудрости, и прекрасной речи, и со-
вершенной простоте,

Народ отплатил добром великому своему
поэту, но понадобилось несколько десятиле-
тий, чтобы, свершив Великую Октябрьскую
социалистическую революцию, народ открыл
себе доступ к богатствам своей националь-
ной культуры. .

Если при жизни Островского ето пьесы,
уже пользовавшиеся широким признанием.
демократического зрителя, “WAM Только B
нескольких десятках театров, то в наши дни.
они идут в сотнях театров, по всему необ’ят-
	эолычие творческие задачи.
	Присуждение Сталинских премий за кино-
картины 1947 года имеет огромное значение
для всех работников кинематографии, оно
	обязывает нас еще глубже, вдумчивее, смелее
	относиться к своему делу и создавать новые
высокохудожественные произведения кино-
искусства.

В постановлении о кинокартине «Большая
жизнь» ЦК ВКП(б) указал работникам совет-.
ского кино на крупнейшие‘ошибки в их твор-.
честве, наметил пути, по которым они дол-
жны итти в своей дальнейшей работе, пред’
явил им справедливое требование поднять
выше идейное и художественное качество
кинокартин.

Постановление Центрального Комитета
партии вызвало большой творческий под’ем
среди деятелей кинематографии. Почти все
мастера советского кино дружно взялись за
работу. Прошлый год был годом напряженно-
го труда для коллективов киностудий, стре-
мящихся ответить новыми полноценными
произведениями искусства на постановления
ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искус-
ства. В результате в 1947 году были
созданы кинокартины, которые являются
бесспорным достижением нашего искусства.
Тринадцать лучших художественных и до-
кументальных кинофильмов удостоены
Сталинских премий: «Сельская учительни-
ца», «День победившей страны», «Русский
вопрос», «Советская Украина», «Сказание о
земле сибирской», «Пирогов», «Москва —
столица СССР», «Жизнь в цитадели», «Со-
ветская Латвия», «Подвиг разведчика», «День
воздутного флота СССР», «Алишер Навои»,
«Всесоюзный парад физкультурников 1941 го-
да». Шестьдесят семь режиссеров, сценари-
стов, операторов, артистов и художников. по-
лучили высокое звание лауреата Сталинской
премии.

Можно с уверенностью сказать, что в про-
шлом году советская кинематография доби-
лась некоторык успехов и в ее работе наме-
тился известный перелом,

Важнейшим достижением советского кино-
искусства является создание крупных худо-
жественных и документальных фильмов о
жизни советского народа, о его героизме в
дни Отечественной войны и послевоенного
‚мирного строительства, об укреплении мощи
советского государства и о расцвете его со-
циалистической культуры. В фильмах «Сель-
ская учительнииа», «Сказание о земле сибир-
		дели» правдиво и убедительно показываются
формирование новых, советских людей, их
замечательные качества в бою, в созидатель-
ном труде, рост новой культуры, Наши до-
кументальные фильмы «День победившей
страны», «Советская Украина», «Советская
Латвия», «Москва — столица СССР», «Всесоюз-
ный парад физкультурников 1947 года» и
«День воздушного флота СССР» являются
своеобразным отчетом о великих делах и до-
стижениях советского народа, ярким расска-
зом о. повседневном труде миллионов совет-
ских людей, строящих коммунистическое
обткество.

Художественный кинофильм «Русский во-
прое» знакомит советских людей с современ-
ным разлагающимея миром капитализма,
	‘разоблачая его хишнические устремления и
	человеконенавистнические нравы.

Сосредоточив главное внимание на темах
современности, мастера советского кино про-
должали работать и над созданием фильмов
о выдающихся деятелях нашего народа в
прошлом. Лучшие кинокартины этого жанра
«Пирогов» и «Алишер Навои» удостоены
Сталинских премий.

В текущем году Сталинские премии при-
суждены за четыре цветных фильма. Это —
свидетельство того, что цвет, как новое сред-
	ство художественной выразительности, обо-
	гашающее киноискусство, прочно входит в
нашу кинематографию.

Но, говоря об успехах, нельзя забывать и
обходить молчанием наши неудачи и оптибки.
Еще не все мастера кинематографии до конца
поняли свою ответственность перед народом
в связи с постановлениями ЦК ВКП(б) по во-
просам искусства. Выбрав для своих работ
большие и весьма актуальные темы, некото-
рые режиссеры и сценаристы не проявили
серьезного отношения к своей работе и не
смогли в своем творческом решении развер-
нуть их и донести до зрителя в художествен-
но правдивой и занимательной форме вею
глубину содержания жизни советского наро-
	да, богатство его человеческих характеров.
	Значительная часть выпускаемых художе-
ственных фильмов все еще является слабой
в идейном и художественном отношении.
	Главная причина этого — в нас самих, твор-
	ческих работниках.

Исключительное внимание и повседневная
забота ‹ партии, правительства и лично
товариша Сталина о нашем киноискусстве
	обязывают нас, мастеров советекой кинема-
	тографии, работать еще более настойчиво,
упорно и дерзновенно. Мы не имеем права
удовлетворяться достигнутыми успехами. В
работе кинематографии следует решитель-
ным образом уетранить пока еще существую-
	в образе Романа Дубровина в пьесе «Бое-
вода» и в фигуре Козьмы Минина,

А. Н. Островский был подлинным новато-
ром в драматургии. Новаторство его. глубоко
прогрессивно, тесно связано с передовыми
идеями своего времени. Недаром ему близки
демократические идеалы революционных
публицистов Добролюбова и Чернышевского,
недаром в течение шестнадцати лет он был
связан с журналом «Отечественные запис-
ки», которым руководили Некрасов и Салты-
ков-Щедрин,

Творческое и идейное развитие Островско-
	го протекало сложно. На протяжении ‘своей
	жизни он не раз изменял дружбе с идеоло-
гами революционной демократии и сближал-
ся с реакционными славянофильскими кру-
гами, Близость к Аполлону Григорьеву отра-
жалась на его творчестве крайне отрица-
тельно. Свои лучшие произведения он со-
здал в те годы, когда чувствовал свое внут-
реннее родство с революционными демокра-
тами, В годы болезни Некрасова он, «обще-
народный пиватель», по выражению Льва
Толстого, писал больному поэту: «Как вам
умирать, с кем же тогда мне итти в лите-
ратуре? Ведь мы с вами только двое настоя-
	ших народных поэтов, мы только двое зна-
	ем его, умеем любить его и сердцем, и чув-
ствовать его нужды, без шаблонного запад-
ничества и без детского славянофильства»,

Отдав все свои силы театру, А. Н. Остров-
ский смотрел на драматическое искусство
как на «могучий двигатель в народном обра-
зовании». Его никогда не покидало созна-
ние ответственности перед народом. Считая
театр нравственной школой воспитания зри-
теля, он видел в излюбленном им жанре вы-
сокой комедии «лучшее средство для дости-
жения нравственной цели».

В лучших своих пьесах Островский стре-
мился ставить серьезные общественные и
морально-этические проблемы своего’ време-
ни. Он всегда оставался злободневным, по-
настоящему  публицистичным; неизменно
заботясь о том, чтобы «идеалы были опреде-
ленны и ясны, чтобы в зрителях ие остава-
лось сомнения, куда им обратить свои симпа-
тии или антипатии».

Часто уже! в. названии пьесы он давал про-
трамму своего произведения. Товарищ
	щую переоценку достигнутых положительз
ных результатов и, как следствие этого, не-
которую  самоуспокоенность  благодушие.
Постоянное чувство неудовлетворенности
своей работой, самокритичное отношение к
своим произведениям, неукротимое желание
превысить достигнутое — вот что является
непременным условием движения нашего
искусства вперед. Глубоко и всесторонне
анализируя достижения и неудачи прошлого
года, работники советской, кинематографии
будут совершенствовать свое профессиональ-.
ное мастерство и всей силой своих способно-
стей двигать наше искусство навстречу не-
измеримо выросшим требованиям и культур-
ным запросам народа.

В 1922 году, когда советская кинематогра- -
фия только начала зарождаться, Владимир
Ильич Ленин указывал, что из всех искусств
самое важное для: нас — кино. Это определе-
ние нашего искусства Лениным как самого
важного было дано еще в ту пору, когда
советский кинематограф переживал младен>
ческий период своего развития, когда еще.
		го киноискусства и когда в кинематографию
не пришел еше ни звук, ни цвет.
За годы советекой власти значение и роль

кино неизмеримо выросли. «...Кино, -- указы ——

вает товарищ Сталин,— помогает рабочему
классу и его партии воспитывать трудящихся
в духе социализма, организовывать массы на
борьбу за социализм, подымать их культуру.
и политическую боеспособность».

Нам надо всегда помнить указания Ленина.
и Сталина. Они говорят о том, что оенова
основ нашего киноискусства — в его народно-
сти. И только те кинофильмы поднимутся до
уровня подлинных произведений передового
искусства, которые будут служить народу,
подымать его культуру, помогать ему стро-
ить коммунистическое общество. Вот поче-
му, приступая сейчас к работе над новыми
фильмами, выбирая темы си намечая планы
будущих кинокартин, мы всецело должны `
исходить из этой главной задачи и цели на-
шего искусства — служить советскому наро-
ду. Для этого необходимо изучать народ,
понимать его коренные интересы, учиться
у него.

В жизни героического советского народа, в
его борьбе и труде надо черпать темы длз
	будущих кинокартин и стремиться к тому,
	чтобы картины отвечали народу на волную-
шие его вопросы, воспитывали его и вызыь
вали в нем желание перенимать лучшие,
благородные качества изображаемых на экра-
не людей. :

Наши картины должны увлекать зрителя
не только своим содержанием, но и своей
занимательной формой, богатством человече-
ских характеров, красотой национальных.
особенностей, быта, обычаев и фольклора
народов нашей Родины.

„Наши картины должны не только воспиты-
вать зрителя, но и одновременно давать ему
истинное эстетическое наслаждение. После
просмотра кинокартины зритель должен ухо-
дить радостным, бодрым, воодушевленным, -
Советское киноискусство, будь то по жанру.
	драма, трагедия или хроника, должно всегда :
	быть жизнеутверждающим и оптимистичным.
Для этого надо показывать жизнь .совет-
ских людей такой, какая она есть, в ве слож-_
ности и многогранности. Между тем отдель-
ные мастера кино, как бы пугаясь ярких
красок жизни, выбирают для своих. картин
тусклые, унылые, однообразные тона. Другие
же, боясь сложности’ и противоречивости
жизненных явлений, пытаются в своих кар-
тинах пригладить все противоречия жизни,
представить их в стилизованном, поделащен-
ном виде. Как те, так и другие картины не.
могут вызвать у зрителя ничего, кроме ан-
	типатии. Советские люли любят полнокровное,
	здоровое искусетво, правдиво и ярко отра-
	`жающее жизнь во всем ее многообразии.
	Подлинное народное искусство -— это He
формалистическая схема, не ползучий эмпи-

ризм, натурализм и бытовизм, а высокий реа>-
лизм, насышенный большевистской страёт-.

ностью, высокой эмоциональностью и ре-

волюционной ‘романтикой. Только такое  .

искусство сможет показать всему миру вели-.

чественное созидание коммунистического об-
шества в нашей стране. Только такому

искусству под силу отобразить в. своих произ> _

ведениях величие человека социалистическо=
го строя, как человека самого передового, гу“
манного, мужественного!

Все это потребует от нас, творческих ра-
ботников кинематографии, быть не только
прекрасными профессионалами и хорошими

исполнителями авторских замыслов, но стать`
большими художниками, творцами, глубоко .
		перед партией и народом.
Мы лполжны путем смелых исканий итти.к
	‘новым жанрам, к новым формам реалистиче-—
ского искусства, способным глубоко.охватить _
	и полноценно выразить те великие задачи, .

которые. наша партия и товариш Сталин
поставили перед советским народом. .
Иван ПЫРЬЕВ..
Заслуженный деятель искусств.
	о Жданов говорил о том, что «русская клас-
	сическая музыка была, как правило,  про-
	граммной». Такой же была и русская драма>
тическая литература, вачиная от Фонвизи»
	на, Грибоедова, Гоголя, и Островский следо-
вал в своем творчестве их прогрессивным
традициям. Он творил, думая о пользе для
своего народа, мечтая о создании русской
	национальной школы драматического
	кусства. «Мы должны начинать сначала, — чи-
таем мы в его уже цитированной «Запис-
ке», — должны начинать свою родную школу,
а не слепо итти за французскими образцами,
и‘ писать по их шаблонам разные тонкости, _
интересные развё только уже пресыщенно- ^
му вкусу». =>
А. Н. Островский глубоко верил в твор-
ческиз силы русского народа. «Ведь мы K
сценическому искусству едва ли не самый
способнейший в мире народ,— пишет он,—
ведь школы, из которых выходят Мартыновы
и Васильевы, — это радость, это гордость на.
родная!» :
Радостью этой за огромные богатства pyc
ской культуры полиы высказывания Остров-
ского о драматургии и театре. a
Такой «гордостью народной» было и твор-

чество самого Островского, Его ‘пьесы — не...

исчерпаемый источник драматургического
опыта для молодых писателей. Его пьесы -
вечно живая и действенная сила в культур»
ной жизни нашего народа. Они учат глубо-
кому уважению к народной культуре; к`тру-
ду простого, скромного русского ‘человека,
учат ненависти к жестокому и томительно
мрачному прошлому, обобщенный реалисти-
ческий образ которого дал в своих пьесах:
великий драматург.

Мастерство драматургии Островского до-
стойно глубокого изучения. Композиция ‘его

пьес стройна, занимательность не ослабевает ‹-
		до виртуозности, его вБомедии полны WHS
ненной убедительности, свежих характеров
и здорового. юмора.
	Драгоценное наследство, ‘оставленное нам
	А. Н. Островским,- это живое, неисчерпаемое
	богатство, ‘которым’ мы должны пользовать-
ся, чтобы совершенствовать и развивать род
ную советскую драматургию. ’

Партия вооружает советское искусство,
ориентируя его на внимательную учебу у
великих мастеров-классиков.. Следуя этим
указаниям, советские ‘писатели, музыканты,
артисты достигнут новых веошин в своем
	‚творческом развитии.
		стуя, подымалея русский человек ‘против
гнета и ‘леспотизма.
	Изучая язык народа, он проникал в мысли
русского ‘человека, в его думы, угадывал
черты его характера — независимого, гордо-
го, стойкого. И недаром удавалось ему ¢ та-
ким мастерством живописать словом, созда-
вая для каждого действующего лица свой
сочный, образный, выразительный язык. И
так чудесно написаны его «Снегурочка»,
«Гроза», «Бесприданница», «Сон на Болге»,
«Правда хорошо, а счастье лучше», «Бедность
нё порок» и многое, многое другое,

Добролюбов с полным основанием писал в
одной из своих статей что «Островский
умеет заглядывать в глубь души человека,
умеет отличать натуру от всех извне при-
нятых уродств и наростов»,

Но. в том-то и заключается огромное зна-
чение его драматургии, что в ней не только
отображено «темное царство» феодально-кре-
постническик порядков и чудовищной капи-
талистической эксплоатации, но и выражена
глубокая вера в могучие силы великого. рус-
ского народа... Рядом с. социальными. урода-
ми, страшными своим моральным безобрази-
	ем, со всеми этими помещиками-тунеядцами,
	самодурами-купцами, . чиновникам: ‘взяточ-
никами, буржуазными делягами, болтливыми
либералами А. Н. Островский сумел пока-
зать честных, простых русских людей, ха-
рактеры смелые, чистые, благородные, обна-
руживающие. неиссякаемый источник мо-
ральных сил и духовной красоты народа...
	И разве можно забыть Катерину, замеча-
тельную русскую женщину, полную самоот-
верженной любви, моральной чистоты и гор-
дости, горячего и честного Жадова, благо-
родного студента Мелузова, пылких серд-
	‚цем ‘русских девушек Дуню Русакову, Ila-
	рашу, Людмилу, душевно чистого Платона
Зыбкина, благородного и самсотверженного
актера `Несчастливцева, несчастного, забито-
	ro длеспотизмом ЛАюбима  Торцова. Привлека-
	тельные черты русского характера воплощены