21 апреля 1948 г, № 11 (66)

разаник
	Присуждение  Сталинских премий за выда-
ющиеся работы во области искусства за
1947 год является свидетельством новых ус-
пехов в развитии многонациональной совете
	ской культуры, MOKasaTeAeM духовного роста
нашего народа.
	Но разделу музыкального искусства
Сталинских премий удостоены представители
ряда братских республик Советского Союза.
Среди них мы видим и старейших компози-
торов-—Глизра, Гедике,  Таллат-Келшша, вос-
питанников великих. музыкальных деятелей
русской школы, и рядом с ними — молодых
питомцев советских консерваторий Б. Мок-
роусова, Н. Жиганова, Кара Караева.
	Разнообразны темы и жанры удостоенных
премий произведений. Канаты Таллат-Келп-
ша («Кантата о Сталине») и Брусиловского
(«Советский Казахстан») посвящены   истори-
ческому пути Литвы ‘и Казахстана. Талант-
ливо используя многообразные музыкальные
средства, авторы ‘этих произведений создали
широкие эпические полотна. Перед слушате-
лем проходит воплощенный в песенных обра-
зах путь этих республик, встает величествен-
	ный образ вождя советских народов товарища
Сталина. 1
	Тероическому прошлому народов нашей
страны посвящены опера «Алтын-Чач» татар-
ского композитора Н. Жиганова и балетный
спектакль Грузинского театра оперы и бале-
та имени 3. Палиашвили «Синатле». Мысли
и чувства наших людей отражены в песнях
Б. Мокроусова «Одинокая гармонь», «O род-
ной земле», «Заветный камень», «Хороши ве-
сной в саду цветочки». Лирические образы
классической восточной легенды о высокой
любви Лейли и Меджнун послужили осно-
вой для симфонической поэмы азербайджан-
ского композитора Кара Караева. Жизнера-
достностью и оптимизмом пронизаны балет-
ные спектакли: «Доктор Айболит» (компо-
зитор И. Морозов) — в Новосибирском театре
оперы и балета и «Мнимый жених» (компози-
тор М. Чулаки) -в Ленинградском Малом
оперном театре. В числе произведений, отме-
ченных премиями, — опера и кантаты, квар-
тет и симфоническая поэма, балеты и песни.

При всем разнообразии тем и жанров про-
изведений их об’единяют высокие и благо-
родные чувства, характерные для мировоз-
зрения передового советского человека, для
этики и эстетики социалистического обще-
ства. Патриотизм и героика, ‘высокая идей-
ность, чистая, светлая лирика и яркий иск-
ренний оптимизм, — вся эта многообразная
гамма чувств богато и красочно _предетав-
лена в удостоенных премии произведениях.
Не случайно некоторые из них, как, напри-
мер, «Гимн демократической молодежи ми-
ра» А, Новикова, уже получили широкое
распространение в нашей стране и странах
новой демократии.
	Все эти произведения отличает и другая
общая черта — реалистический метод творче-
ства и ясность, доступность средств изложе-
ния. Это свойственно нацевному квартету
№ 4 Р. Глиэра и многокрасочному спектаклю
«Мнимый жених», яркому исполнительскому
искусству талантливого дирижера Государст-
венного Украинского ‘хора Г. Веревки,
М. Александровичу и другим лауреатам. Но
высокая техника этих исполнителей и компо-
зиторов  не является самоцелью. Она служит
для них лишь средством художественного
выражения идеи произведения.
	В творчестве этих мастеров-ярко’ проявм-
лось богатство’ музыкальной культуры
народов Советского. Союза; Национальные
музыкальные культуры в нашей стране по-
лучили широкую. возможность развития, и
каждая из них вносит свой вклад в сокро-
вищницу многонационального › советского
искусства. В то же время их творческие до-
стижения во многом обусловлены благотвор-
ным влиянием русской музыки, а их твор-
ческий метод органически связан е принци-
пами русской классической музыкальной
эстетики.
	Сталинской премией первой степени отме-
чен спектакль «Вражья сила», поставленный
на сцене Государственного Академического
Большого театра СССР. Постановщиками
и основными исполнителями этого спектак-
ля являются молодые ‘работники театра, и
тем не менее BCH постановка. показывает
творческую зрелость исполнения, глубокое
проникновение в драматургический замысел
выдающегося русского композитора,  по-
строившего всю свою оперу на интонациях
русской народной песни.

Исторические решения ЦК ВКП(б) по во-
просам литературы и искусства сыграли ог-
ромную роль в повышении идейного содер-
жания и художественного мастерства наших
живописнев, графиков, скульпторов. Произ-
ведения, удостоенные Сталинских премий,
разные по жанру и по художественной мане-
pe, об’единяются стремлением раскрыть
большие, наполненные глубоким внутренним
содержанием темы. Они посвящены значи-
тельным событиям  общественно-политиче-
ской жизни страны, волнующим темам нашей
современности.
	«В. И. Ленин провозглашает советскую
власть» — это великое событие в историче-
ских судьбах человечества нашло. яркое во-
плошение в картине ленинградского худож-
ника В, Серова. Ему Удалось передать рево-
люционный пафос пролетариев Нитера, волю
и уверенность вождя революции Ленина и
его ближайших соратников — Сталина, Сверд-
лова, Дзержинского. Глубокую и значитель-
ную тему избрал для своей картины
художник и. Тоидзе — «Выступление
И ВН Сталина на торжественном заседании,
	носвашенном 24-й годовщине Великой Ок-
	тябрьской . Социалистической революции»,
Художник сумел передать  волнующую
атмосферу этого исторического заседания.
	В образе И. В. Сталина Ha трибуне
олицетворены спокойствие, величие, сила
советского ‘народа, его уверенность B
победе, С этой картиной как бы пере-
	кликается большое полотно молодого украин-
ского художника М. Хмелько. Художник дал
картину торжественного приема в Кремлев-
ском дворце 24 мая 1945 года. Картина про-
никнута чувством радости и величия одер-
жанной победы, в ней дан образ Сталина —
вождя и полководца, поднимающего тост за
великий русский народ. В этом. монументаль-
ном и ярком полотне раскрыта глубокая . те-
ма единства партии и народа, нерушимой
сплоченности советских людей вокруг своего
великого вождя и учителя И. В. Сталина.
Картины Серова, Тоидзе, Хмелько свиде-
тельствуют о том, что подлинных творческих
удач достигают те художники, которые стре
мятся к пироте, замысла, глубине художест-
	На днях книжная редакция Курского 05-
ластного издательства провела совещание мо-
лодых авторов области. На соващании заслу-
щшаны доклады: «Современные задачи совет-
ской литературы» и «Творчество молодых ав-
торов Курской области».

Оба доклада вызвали оживленные прения.
Участники совещания внесли предложения о
возобновлении в областной газете «Курская
правда» литературной страницы, o6 издании

Советская музыка — дело
	Ha первом
Всесоюзном с езде
советских композиторов
	и классически совершенные формы ее, часть
советских композиторов, попирая ‘лучшие
традиции классиков, увлекалась фальшивым
«новаторством» упадочной буржуазной му-
зыки, уродливыми формами американского

‚джаза. «Варваризируя» слух, они оторвались
в своей музыке от запросов и художествен-
ных вкусов народа. Сумбурные шумовые эф-
фекты, грязные пятна созвучий отвратили
широкие массы ‘слушателей ог пугающей и
раздражающей слух музыки ‘формалистов.
Так ложное новаторство, извращая и уродуя
музыку раесудочной формалистикой, лиши-
ло композиторов живительного цсточника
красоты, душевного, эмоционального тепла—
мелодии.

Резкой, уничтожающей критике подвергает
Б. Асафьев  растленное,  Формалистическое
музыкальное искусство капиталистических
стран и его реакционных «идеологов», вроде
Р. Мортимера и Б. Рассела, пытающтихся опо-
	рочить и оклеветать жизненное реалистиче-.

ское направление советской музыки, Фило-
софия и эстетика современного буржуазного
общества проникнуты самым мрачным, без-
исходным пессимизмом, Идеологи этого: за-
гнивающего общества взывают к мертвым
доктринам и философской нежити — к Гарт
ману и Шпенглеру, Бергсону и Ницше, они
ищут успокоения в сумраке фрейдовской
теории подеознательного, в безумной мисти-
ке Сввденборга и т. п. В таком загниваю-
шем обществе дух творчества уступает ме-
сто духу разрушения, уничтожения пере
довой человеческой культуры,

В музыке геростратова деятельность за-
падноевропейских и американских модерни-
стов завершилась полным распадом тональ-
ной логики, гармонии, умиранием мелодии.
Все творчество этих композиторов проник-
нуто духом крайнего суб’ективизма, мисти-
ки, мракобесия, отвратительного юродства.
Дальше итти некуда!

Так называемый неоклассицизм, неороман-
тизм, неореализм с их гальванизацией про“
шлого — явления глубочайшего упадка и
кризиса,

В свое время; указывает далее Б. Асафьев,
я много писал о Стравинском и должен ска-
зать, что я и многие другие ошибочно счи-
тали в творчестве Стравинского прогрессив-
ным то, что было в действительности только
индивидуалистским бунтарством, и Стравин-
ский кончил тем же, чем кончили многие
мелкобуржуазные «бунтари», — переходом в
лагерь самой черной реакции,

В вышедшей в 1945 году книге Стравин-
ского «Музыкальная поэтика» мы находим
и идеализацию средневековья — совсем в
духе фашистской «эстетики», и тартюфов-
ские вздохи по поводу того, что «дух наше-
го времени болен и, в силу этого, музыка
отмечена чертами патологической порочно-
сти, она способствует дальнейшему развитию
греховности в сознании человека», и мысль
о том, что «воображение есть критерий для
субзективного выражения авторской сущно-
сти».

Стравинский сочувственно цитирует Андрэ
Жида, этого растленного идеолога преда-
тельства, и тут же «извиняется» перед чи-
тателями за то, что делает слишком частые
ссылки на русскую музыку. Это ‘предел
морального падения, и мы хорошо знаем,
каким крахом ознаменовалось это падение в
самом творчестве Стравинского, превратив-
шегося ныне в молотобойца, разруппителя
русской мелодики! ©.

Декадентский формализм не имел. и не
имеет. глубоких корней в русской  художе-_
ственной культуре. Русская музыка питалась
из тех же идейных источников, что и рус
ская литература. Солнце русской литерату-
ры Пушкин был и. солнцем нашей классиче”
ской музыки. Великие русские революционет
ры-демократы, гениальные мыслители Бе-
линский, Герцен, Чернышевский, Добролю-
бов явились духовными отцами не только
русских литераторов, но и передовых рус-
ских музыкантов. Русская музыкальная
культура хотя и испытывала на себе влия-
ние других, иноземных музыкальных куль-
тур, но всегда сохраняла: свою самобытность
и решительно противостояла о «модным»
веяниям, идущим с Запада.

Советская музыкальная культура является
законной наследницей великих  художе-
ственных богатств, созданных русскими
классиками-композиторами, и традиции
русского национального искусства, как и
искусства всех народов нашей страны, по-
служили прочной основой: развития реали-
стического направления советской музыки,
Вот почему решение ЦК ВКП(б) 06 опере
«Великая дружба» мудро указывает совет-
ским композиторам на необходимость насле-
довать и развивать лучшие традиции рус-
ской классической музыки, проникнутой ‚ду-
хом народности и реализма..

Большую, заключительную часть доклада
академик Б. Асафъев посвящает важнейшим
вопросам советской музыкальной эстетики,
задачам социалистического реализма в му-
зыке. Наша советская музыкальная эстети-
ка, говорит Б. Асафьев, принципиально от-
хична от старой, в том числе даже и пере-
довой демократической эстетики. Основное
стличие ее определяется новым содержанием
нашей эпохи, новым мировоззрением совет-
ских людей, советских художников. Герои и
образы, идеи и чувства нашей современно-
сти отображают черты нового, социалисти-
ческого общества, новых. отношений между
‘людьми,

Композиторы, писатели, поэты должны
смело заглядывать в наше завтра. Контуры
коммунистического будущего отчетливо
видны уже в настоящем, они —в каждом
повседневном факте нашей’ социалистиче-
ской действительности.

Ощущая лучшие качества советского че-
ловека, реально. представляя развитие и обо-
гацение этих черт в будущем, деятели на-
шего искусства — «инженеры ‘человеческих
душ» = призваны сами активно содейство-
вать искоренению пережитков прошлого в
сознании советского человека, создавая o6-
разы благородные, правдивые и прекрасные.
«Социалистический реализм,— писал  Горь-
кий, — утверждает‘ бытие как деяние, как
творчество; цель которого непрерывное pas-
витие ценнейших индивидуальных ©пособ-
ностей человека ради победы его над силами
природы, ради его здоровья и долголетия,
ради великого счастья жить на земле... ».

Социалистический реализм предполагает
отражение жизни в непрерывном диалекти-
ческом движении, в последовательном и’ не-
YKAOHHOM становлении в ней нового и отми-
рании старого. Это значит, что положитель-
ные герои, носители нового и прекрасного,
должны быть в центре внимания наших
композиторов. Изображение передового чело-
века социалистического общества, создание
образов, ‘способных вести, увлекать, восии-
тывать наш народ, должно стать главной за-
дачей советской музыки. Но, чтобы создать
образ положительного героя, нужно глубоко
изучать, хорошо знать и любить нашу пре
красную действительность, надо в совершен-
стве владеть умением воплощать эту дей-
ствитольность в музыке и прежде всего
	Открывшийся 19, апреля в Колонном зале
Дома союзов первый Всесоюзный с ездо со-
ветских композиторов и музыковедов вызвал
живой интересе всей нашей общественности,
Делегаты с’езда — композиторы и музы-
канты шестнадцати советских республик со-
брались в Москве, чтобы обсудить остро
волнующие, жизненно важные вопросы
развития музыкального искусства, призван-
ного, служить нашему великому народу.

После краткой вступительной речи старей-
шего делегата -— композитора С. Василенко
были избраны руководящие органы с’езда.

Бурной овацией встретили делегаты пред-
ложение композитора №. Соловьева-Седого 06
избрании в почетный ‘президиум. с’езда
Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с товарищем
Сталиным.

На первом заседании делегаты заслушали
доклады академика Б. Асафьева и компози-
тора Хренникова о тридцатилетии советской
музыки и задачах советских композиторов.
Доклад тов. Асафьева — вследствие его 60-
лезни — был прочитан композитором В. Вла-
COBLIM. .

— С’езд начинает работу в ответственней-
ший, переломный период развития советско-
го музыкального искусства,— указывает в
своем докладе академик Б. Асафьев.- Не-
смотря на известные успехи наших компо-
зиторов в песенном творчестве, в области
создания музыки для кино и т, д, мы все
еце остаемся в большом неоплатном долгу
перед народом. Совещание деятелей совет-
ской музыки, проведенное недавно Централь-
ным Комитетом партии, выявило серьезное
и весьма тревожное неблагополучие в совет-
ском музыкальном творчестве, оказавшемся
под сильным влиянием антинародного фор-
малистического направления. .

Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Ве-
‚ ликая дружба» В. Мурадели» четко и ясно
определило неудовлетворительное состояние
советской музыки, правильно вскрыло ее во-
пиющие недостатки и сурово осудило фор-
мализм в музыке. Вместе с тем ностановле-
ние Центрального Комитета партии, а так-
же выступления тов. А. А. Жданова на со-
вещании деятелей советской музыки с
исчерпывающей глубиной раскрыли подлин-
ную программу эстетического развития и
расцвета советского музыкального искус-
ства.

Композиторы-формалисты  отреклись во
имя ложного «новаторства» от лучших, бла-
городных традиций русской и западной
классической музыки; увлекаясь чисто фор-
мальными «новшествами» атональной и по-
литональной музыки с ee сумбурными,
«невропатическими звукосочетаниями», они
утратили самое главное, самое дорогое, со-
ставляющее душу, сущность истинного му-
зыкального искусства, — его песенность, яс-
ную мелодическую выразительность, его
живую связь с наролным творчеством, этим
вечным и неиссякаемым источником художе-
ственного вдохновения.

Русская. классическая музыка от самых
ранних истоков своих питается народными
соками. Вся многонациональная, многооб-
разная музыка народов СССР насыщена пе-.
сенностью. Наглядное тому свидетельство —
гигантское развитие и яркий расцвет в годы.
советской власти народно-песенного искус-
ства. Песней и песенностью живет массовое
движение музыкальной самодеятельности,
получившей в нашей стране невиданный
размах. С песней растет юность. С песней
трудится и борется за светлые идеалы ком-
мунизма весь наш великий народ.

На протяжении многовековой истории рус
‚ского народа создавались неисчислимые (60-
татетва народного мезодического творчества,
Они-то и послужили благодарной почвой для
развития русской классической музыки.

С волнением говорит Б. Асафьев о драго-
ценном «свойстве общительности» о заду“
шевной связи творца музыки е народом. Это
свойство стало замечательной традицией ве-
ликих мастеров русской музыки — Глинки,
Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова,
Чайковского, умевших волновать сердце че“
‘ловека силой искренних эмоциональных ме-
лодий. .

Мелодия — душа музыки. И для каждого,
кто любит музыку и дорожит ее значением
в жизни и культуре человечества, мелодия
ассоциируется с тем прекрасным, задушев-
ным, волнующим сердце слушателя, что поет
в музыке, Поет же в музыке сама жизнь,
высокие и проникновенные чувства челове-
ка, поет его мысль о прекрасном в жизни,
Именно это мелодически-прекрасное в му-
зыке только и оправдывает весь историче-
ский рост выразительного мастерства, слож-
ной и умной техники нашего искусства. Для
`формалистов же, утративших живую связь
с народной песенностью, с задушевным и
чистым миром мелодически-прекрасного,
техническое мастерство превращается в пУ-
стую самоцель, а искусство — в уродливое
трюкачество!

Весь опыт классической русской оперы,
особенно отличающейся внутренней содер-
жательностью, изящной, красивой, ясной
музыкальной формой, свидетельствует. 0
подлинно творческом использовании и раз-
витии замечательных богатств народной ме-
лодики: ею проникнуты не только. арии и
речитативы, но и сложные полифонные фор-
мы русского оперного искусства, и прозрач-
ная гармония, и великолепный, насквозь
напевный инструментальный колорит. Pyc-
скими классиками была достигнута вершина
мелодического освоения оперы, которую
Чернышевский справедливо считал полней-
шей формой музыки как искусства. Ни одна
нация не могла противопоставить о в. своем
оперном искусстве ничего равного силе и
величавости русской оперной классики!

Говоря о мелодической выразительности
‘русской инструментальной музыки, Б. Аса-
фьев особенно подчеркивает значение сим-
фонизма Чайковского. Здесь русская музы-
ка, говорит он, силою глубокой мелодической
выразительности идет от души к душе ©
простотою песни, но во всеоружии всех
средств современного оркестра, одухотворяя
даже каждый тон инструмента, так, как
словно бы его произнес человеческий голос
‘или. спело сердце!

Крупнейшим недостатком творчества ком-
позиторов формалистического направления,
его основным пороком Б. Асафьев считает
отсутствие глубокого, проникнутого духом
народности мелодизма. выражающего  пре-
красное содержание нашей действительно-
сти; Я остановился, говорит он, на попытке
вникнуть в строй 8-й симфонии Шостакови-
ча с ее драматической взвинченностью.
Продолжать дальше я не мог, ибо мысль моя
была сбита последовавшей дезятой симфо-
нией того же Шостаковича. Вскоре я ощу-
TMA, что эта симфония прошла «неуслышан-
ной» для всей музыкальной общественности,
и не потому совсем, что она не была понят-
на, Нет, ее поняли, правильно поняли и по-
тому признали это легкомысленное, формаль-
ное произведение оскорбительным, недостой-
ным нащего музыкального искусства. А ведь
пример этот — с восьмой и девятой симфо-
ниями Шостаковича — вовсе не единичен.
У Шостаковича оказалось немало «едино-
мьишленников» ‘и подражателей, зараженных
вреднейшим формалистическим псевдонова-
торством. И. эти представители антинародно-
го формалистического направления заняли
господствующие позиции на нашем музы-
кальном фронте.

В то время как советский народ, культи-
вируя из года в год свой слух, развивал его
на все более глубоком вникании в мелодию

советской
	венного обобщения, живописному мастерству.
Этими высокими достоинствами отмечены
исторические картины А. Бубнова, Г. Мели-
хова, В. Орешникова; Монументальное полот-
но А. Бубнова «Утро ‘на Куликовом поле»
раскрывает славную страницу истории ка-
шей родины. Г. Мелихов посвятил свою
картину встрече молодого Тараса Шевченко
с знаменитым русским художником К; Брюл-
ловым. Запоминающийся образ молодого
Ленина дал художник В. Орешников в своей
картине «В, И. Ленин на экзамене в универ-
ситете».

Значительной работой в области батально-
го жанра является картина художника В. Пу-
зырькова «Черноморцы», передающая один
из героических эпизодов Великой Отече-
ственной войны — высадку десанта морской
пехоты. Картина художника Лактионова
«Письмо с фронта»—яркое жанровое полот-
но, выполненное с исключительным мастер-
ством. Значительной удачей художника
Я. Ромаса является его картина «На плоту»,
проникнутая ‚любовью к русской природе.
 Тепло и мастерскими красками выполнены
художниками В. Ефановым портрет
В. М. Молотова, П. Котовым-портрет акаде-
мика Н. Д. Зелинского и Н. Ульяновым-
портрет К. С. Станиславского.

Большой силой и правдивостью отличаются
отмеченные премиями работы художников-
графиков. В. рисунках «Есть такая партия»
и «Ленин в Разливе» художник Е. Кибрик
воплотил образы вождей революции. Картина
«М. Горький читает тт. Сталину, Молотову
и Ворошилову свою сказку «Девушка и
смерть» и портреты М. Горького, Д. Бедного,
Джамбула, И. Барбаруса, С. Нерис — работы
А. Яр-Кравченко: — отличаются жизненной
правдивостью, тщательностью и законченно-
стью рисунка. Эти работы воочию демонет-
рируют рост культуры и мастерства совет-
ской графики.

чена работа академика А. В. Щусева и груп-
пы мастеров узбекского народного искусства,
создавших замечательное здание театра опе-
ры и балета в г. Ташкенте. В этом сооруже-
нии сочетаются передовые достижения совре-
менной архитектуры с ‘мастерским исполь-
зованием традиций национального искусства
Узбекистана.

Сталинскими премиями отмечены также
лучшие работы советских скульпторов. Я. Ни-
коладзе дал выразительный, психологически
богатый скульптурный портрет В. И. Ленина.
Мастерски исполнен 3. Виленским портрет
П. И. Чайковского. Скульпторы Н. Томский
и Е. Вучетич в портретах генерала армии
И. Д. Черняховского и гвардии генерал-пол-
ковника В. И. Чуйкова блестяще раскрыли

мужество и благородство. вылающихся полко-
	водцев сталинской школы. С большим мастер-
ством исполнен скульптурный портрет
<Ф. Дзержинского художником 3. Азгуром.

В числе отмеченных премиями художников
наряду со старейшими мастерами советского
искусства мы видим имена художников мо-
лодого поколения. Нас радуют имена молодых
украинских художников М. Хмелько, Г. Ме-
лихова, В, Пузырькова, сочетавиих в своих
работах широту идейного замысла с расту-
щим художественным мастерством:

Сталинскими премиями отмечены пять
лучших спектаклей драматических театров
различных республик.

Эти спектакли проникнуты высокой идей-
ной целеустремленностью и  большевист-
ской страстностью. В них наиболее полно и
убеждающе раскрыта тема советского
патриотизма, показаны замечательные каче-
ства. советских людейр—беззаветная предан-
ность Родине, мужество, героическое служе-
ние народу, беспощадноеть к врагами
непримиримость ко всему, что мешает на-
шей Отчизне стать еще краше, сильнее, бо-
гаче.

Сталинской прёмии первой степени удо-
стоен спектакль «Великая сила» Б. Ромашова
в московском Малом театре, Этот спектакль
	‘показывает роль передовой советской науки,
	патриотизм советских ученых, их борьбу с
проявлением косности, консервативноети и
низкопоклонства перед иностранщиной, Бла-
годаря умелой режиссерской работе (К. А,
Зубов, Н. В. Петров) и слаженности актер-
ского ансамбля, идейная направленность
пьесы получила в спектакле особую убеди-
тельность и остроту.

Спектакль «Глина и фарфор», показанный
театром Драмы Латвийской ССР, рассказы-
вает о героической борьбе латышского наро-
ла за выполнение сталинского плана после-
	военной пятилетки. Герои пьесы — рабочие и.
	служащие завода фарфоровых изделий, став-
шие подлинными героями трудового фронта.
Автор пьесы, талантливый драматург Арвид
Григулис, убедительно показывает новых
людей Советской Латвии, рост их социали-
стического сознания и борьбу с капиталисти-
ческими пережитками. Режиссерская работа
В. М. Балюнас отличается идейной вырази-
тельностью и реалистической глубиной.

Теме Великой Отечественной войны посвя-
menun спектакли «Генерал Ватутин» Л. Дми-
терко в Харьковском украинском драмати-
ческом театре имени Т. Шевченко и «Кон-
стантин Заслонов» А, Мовзона в Минском
драматическом театре имени Я. Купалы. Оба
спектакля отличаются монументальностью и
подлинной романтичностью. В пьесе «Гене-
рал Ватутин» показан героический момент
борьбы за освобождение Киева от немецко-
фашистских оккупантов. В спектакле «Кон-
стантин Заслонов» нашла свое яркое отра-
	жение героическая борьба белорусского на-
	рода в период немецкой оккупации.

Спектакль «Утро Востока» в Азербайджан-
ском драматическом театре им. Азизбекова
(постановка А. Искандерова) воспроизводит
одну из ярких страниц гражданской войны
в Закавказье, показывает становление совет-
ской власти в Азербайджане и разоблачает
политику английских интервентов, пытав-
тихся превратить свободный ‚Азербайджан
в английскую колонию.

Сталинские премии 1947 года, присужден-
ные за выдающиеся произведения музыки и
театра, живописи, скульптуры и архитекту-
ры,- это новое свидетельство огромного вни-
мания партии и правительства к советскому
искусству. Они служат действенным стиму-
лом для дальнейшего развития реалистиче-
ского искусства нашей страны, неразрывно
связанного с политикой советского государ-
ства — жизненной основой советского обще-
ства, искусства, призванного самоотвержен-
HO и свято служить своему народу.
	Вл. ПРОКОФЬЕВ.
I. ПИСАРЕВСКИЙ.
Е ЯРУСТОВСКИЙ.
	средствами правдивой и яркой мелодиче»
	ской выразительности. Между тем, как ска
	зал в своем выступлении на совещании дея“
телей советской музыки тов. А, А. Жданов,
«в музыку привносится столько грубого,
вульгарного, столько фальшивого, что музы
ка пербёстает отвечать своему назначению —
поставлять наслаждение». `Доставлять на“
слаждение музыкой-—это прежде всего уметь
выражать прекрасное нашей действительно-
сти средствами музыки.

Любить, собирать, изучать народное искус-
ство, учиться у народа, у великих мастеров
русской и западноевропейской классической
музыки — это святой долг каждого советеко-
го композитора, говорит Б. Асафьев. Без жи“
вой творческой связи с народом, с народным
искусством, без глубокого освоения родной
классической музыки мы не сможем создать
советской музыкальной классики.

Наши композиторы призваны широко
использовать и мастерски развивать в своем
творчестве все многообразие самобытных
художественных форм, которым так богаты
национальные музыкальные культуры наро-
nop CCCP. Б. Асафьев призывает компо-
зиторов деятельно изучать ценнейший
музыкальный фольклор наших братских
республик. В нём — неиссякаемый источ-
ник творческого вдохновения для ком“
позиторов, создающих музыкальное искус
ство советской страны — искусетво, социа®
листическое по содержанию, национальное
по форме. Только в тесном союзе профессио-
нального и народного художественного ма-
стерства рождается стиль эпохи — ссциали-
стический реализм как высшее достижение
в области художественной культуры народа,
победоносно строящего коммунизм. :

Постановление ЦК ВКПИСб) от 10 февраля
1948 г. ясно и глубоко утверждает значение
музыки как дела’ всего народа, подчерки-
вает Б. Асафьев. Так именно оно было
прочувствовано миллионами. сердец. Наша
музыка всегда творилась и создавалась
народом. Творчество советских композиторов
окружено величайшей заботой всего народа,
коммунистической партии, нашего советско-
го правительства и великого Сталина. Сила
советского музыкального искусства в том,
что в нем отражены чувства и мысли наро-
да, его художественное я, его эстетика. Это

нам следует хорошо понять и почувствовать,
‚ дорогие друзья и товарищи! .
Советская музыка предстает перед всем
‚ прогрессивным человечеством как юное,
бодрое, убежденное в правоте своих исканий
и утверждений искусство. В нем по-вешнему
звенит чувство рождения нового мира и
пламенеет ненависть к врагам его.

В нашей стране родились тысячи музы

кальных профессиональных коллективов,
воздвигнуты новые театры-дворцы, поетро-
ены грандиозные концертные залы,

Центральный Комитет дал нам в руки до-

кумент величайшей силы и ценности. В нем,
как и в замечательных выступлениях
тов. Жданова, — ясность перспективы и глу-
бина большевистского анализа, основы новой
эстетики, стиля социалистического реализма.
Созданы все условия, чтобы творчество наше
действительно стало достоянием многомил-
лионных слушателей. Дело теперь за настоя-
щим, полноценным творчеством! Дело за
созданием произведений, ‘достойных нашей
великой сопиалистической эпохи!
		культуры
	Областное. совещание молодых авторов
	Генеральный секретарь Оргкомитета Co-
юза советских композиторов Т. Хренников
в своем докладе подробно  охарактери-
зовал 30-летыий путь развития советской
музыкальной культуры, Докладчик подчер-
кнул, что партия и советское правитель“
ство с первых же дней Великой Октябрьской
революции ориентировали писателей, худож-
ников, музыкантов. на создание подлинно
народного искусства, провозглашая принципи
народности и .идейности нашего искусства,
осуждая буржуазный снобизм, формализм,.
стремление, творить для «избранных».

Тов. Хренников напомнил высказывания
В. И. Ленина о а И а и
искусства:

— Ленинские мысли о партийности лите-
ратуры вновь прозвучали с огромной силой
в докладе тов. А. А. Жданова о. журналах
«Звезда». и «Ленинград», Эти мысли с пол-
ным основанием должны быть отнесены и к
музыке. Наши музыканты не вправе быть
аполитичными, прятаться от современности
в своем индивидуальном мирке. Нам не
нужны композиторы-сверхчеловеки, оторвав-
шиеся от того дела, которым живет весь со-
ветский народ. Музыка, как и литература,
должна быть проникнута духом идейности,
должна играть активную, преобразующую
роль в общественной жизни, в коммуниети-
ческом воспитании советского человека,

Анализируя историю советской музыки,
докладчик отметил,.что она развивалась под
знаком борьбы двух направлений — реали-
стического ли формалистического, -отрицаю-
mero классическое наследие, культивирую-
щего ложное новаторство под влиянием за-
падного упаднического искусства,

За последнее время, особенно после спу-
бликования постановления ЦК ВКНИ(б), во-
просы музыкальной критики стали в центре
внимания.

Тов. Хренников остановился на задачах,
стоящих перед советскими композиторами в
области создания полноценных, высокохудо-
жественных произведений во всех жанрах —
оперной, симфонической и камерной музы-
ки, массовых песен и музыки для народных
инструментов, оперетты и музыки к кино-
фильмам и т.д.

Заканчивая’ свой доклад, т. Хренников от
имени советских композиторов заявляет:

— Мы отбросим прочь со своего пути все,
что долгие годы мешало нашей музыке стать
подлинно демократической, и добьемся того,
чтобы нашим творчеством мог гордиться
Ham замечательный народ. Нам обеспечены
невиданные возможности для творческой
работы, У нае есть прекрасная аудитория,
чуткая и. доброжелательная, неизмеримо
выросшая в культурном отношении. Нами
руководит, идейно вдохновляя нас, самая
передовая в мире партия, большевистская
партия Ленина- Сталина. Мы богаты та-
лантливейшими людьми. Ни одна страна на
земле не. обладает. сейчае таким мошным и
многообразным. по характеру дарования
отрядом композиторов, как наш Советский
Союз. Мы являемся законными. наследника-
ми и продолжателями лучших традиций пе-
редовых  композиторов-классиков; именно
нам выпала историческая миссия — спасти
музыкальное искусство от декадентекого
распада и гибели, противопоставить растлен-
ному «искусству» буржуазного. мира новую
могучую советскую классику. ,

Будем глубже изучать нашу прекрасную
советскую действительность. Ближе к жиз-
ни, товарищи композиторы! Весь. свой
творческий пыл и энтузиазм, все свои 3Ha-
ния и способности мы отдадим на осуще-
ствление задач, поставленных перед совет-
ской музыкой. большевистской napruert и
великим Сталиным!

пы

20 апреля с содокладами о развитии музы-
ки в союзных республиках выступили ком-
позиторы т.т. Штогаренко (Украинекая ССР),
Кара Караев (Азербайджанская ССР), Эуген
Каин. (Эстонская CCP) Таллат-Келиша
(Литовская ССР), Садыков (Узбекская ССР),
1. Мшвелидзе (Грузинская ССР) и Перга-
мент (Карело-Финская ССР),

21 апреля продолжаются содоклады, затем
‚начнутся прения по докладам и содокладам,
	альманаха и о создании литературного об’еди-
нения.

На секционных занятиях были обсуждены
произведения молодых авторов — «Треуголь-
ник Швенцеля» Н, Белых, «Гадание» Груни-
на, стихи Юрченко, Москаленко и Найговзи-
		Молодые авторы приступили к созданию
очерков о передовиках промышленности и
сольского хозяйства Курской области,