кой биологии

ственно изменяет с
вательно, направлёе
	мёняет среду их обитания, Следо-
направление изменения среды и
ети организмов во всяком случае
	U3MECHYNBOCTH Op! aie een Am myra
HG могут быть независимыми друг от друга,
	Учение И. В. Мичурина и’В. Р. Вильямса
о о лллиноние слияние в иесле-
	нашло удачное соединение, Anne 3 ees

дованиях акад. Т. Д. Лысенко, блестяще до-
казавшего, что «организм и необходимые для
го жизни условия представляют единство».
Познание этого единства и открывает путь
к пелеустремленному управлению живой
природой в интересах человека; «Знание
природных требований и отношения орга-
низма к условиям внешней среды дает воз-
можность управлять жизнью и развитием
этого организма, Управление условиями
жизни и развития растений и животных
позволяет вее глубже и глубже постигать
‘их природу и тем самым устанавливать сно-
собы изменения ее в нужную человеку сто-
рону. На основе знания способов управления
развитием можно направленно изменять на-
следственность организмов» (Т. Д. Лысенко).
у
	вопросу было посвящено содержательное
выступление акад. В. М. Юдина, показавше-
го, как передовые. ученые, руководствуясь
мизуринским Учением, преодолевают вред-
ный менделизм-морганизм в области. зоотех-
нической науки. Директор Госплемрассадни-
ка костромекой породы скота тов. В. А. Ша-
умян доложил © блестящих достижениях
т, С. И. Штеймана в создании костромской.
породы крунного рогатого скота. Эти дости-
жения = не только подтверждение великой
научной правды мичуринского учения, но и
развитие его в воотехнической науке,
	Большая группа выступлений была посвя-
	шена достижениям в практическом осуще
ствлении и в развитии учения В. В; Доку-
чаева = В; Р; Вильямса и органического
идейного единства этого учения с учением
И. В. Мичурина.
	Антимичуринцы вначале имели намерение
	отмолчаться на сессии. К тому у них были
известные основания: у них не было ничего
теоретически правильного и практически по-
лезного, что можно было бы противопоста-
вить достижениям мичуринцев. Но отмол-
чаться им все же не удалось, и антимичу-
ринцам пришлось выступить В своих вы-
ступлениях они ототаивали вое те же обвет-
шалые положения вейсманизма (менделизма-
морганизма), скрывая реакционную идеали-
стическую сущность этого направления сло-
весными заверениями о своей враждебности
идёализму и метафизике, Антимизуринцы
	идеализму и метафизике, Антимичуринцы
всеми силами пытались доказать, что они
за И. В. Мичурина, но только против акад,
	Т. Д. Лывенко (выступление С: И. Алиханяна,
Б. М. Завадовекого и др.). Стремление вбить
клин между учением И. В. Мичурина. и его
	продолжением в трудах акад. Т. Д. Лысенко
	было характёрным почти для всех выступле-
ний антимичуривниев;
	Отвечая на выступления антимичуринцев
HA сёссий, акад. Т. Д. Лысенко в своем 32-
	ключительном слове говорил: «Выступавшие
	здесь сторонники так называемой хромосом-
	ной теории наследственности отрицали, что
	они вейсманисты, и называли себя чуть ли
не противниками Вёйсмана. В то же время
		представителей мичуринского направления
яёно показано, что вейсманизм и хромосом-
	ная теория наследственности -=одно и то Me,
	Зарубежные менделисты-морганиеты ни:
сколько и не скрывают этого. Никакиё иб-
	пытки выступавших и не выступавших ‘ма
сёссии защитников хромосомной теории на4-
следственности. придать своей теории матё
риалистическую видимоеть He изменят ха-
	рактер этой теории, как идеалистической по
своему существу». Такая оценка выступле
ний мёнделистов-морганистов на сессии была
	‘одобрена подавляющим больнтинством.
	Особенно He удовлетворило участников
сессий выступление академика И. И, Шмаль-
гаузена. Часть выдвинутых обоснованных
	обвинений против его теоретических работ
он голословно отрицал, а часть обошел пол-
ным молчанием. Так он обошел молчанием
одно из самых принципиальных обвинений -
	развиваемую им «теорию» непознававмости
причин ‘изменчивости наследственности,
«теорию» исторической необусловленности
	наследственных изменений и т. д. Проф,
А. Р. Жебрак в своём выступлении уклонил-
ся от обсуждения принципиальных положе-
ний доклада президента Академии академи-
ка Т. Д. Лысенко. Он предпочел ограничить-
ся изложением экспериментальных Mare-
риалов и пустой декларацией, что хромосом-
ная теория верна, научна. Академик В. С,
Немчинов пошел еще дальше-—он утверждал,
что хромосомная теория вошла в «золотой
фонд человечества». Тем самым академик
В. С. Немчинов невольно об’яенил, почему
двери Тимирязевской академии были за-
крыты для мичуринцев, для мичуринских
работ; Весьма не удовлетворило сессию вы-
ступление Б. М. Завадовехого, упорно ишу-
щего какую-то «третью линию» в биологии,
не замечая или делая вид, что не замечае*,
что его «третья линия» — по внешности
обычный эклектизм, а на деле — прямая апо-
логетика морганизма-менлелизма,
	Эклектизм везде и всегда был препятетви-
	ем развитию истинной материалистической
науки. Этот эклектизм, ныне конкретно вы-
ражающийся в попытках менделистов-морга-
нистов об’единить мичуринское учение с
хромосомной теорией наследственности,
является серьезной опасностью для дальней-
шего развития мичуринского учения.
		ния среды и направления изменчивости орга*
низмов. Эта принципиальная ошибка - источ-
ник всех последующих ошибок о двух неза-
вивимых вущновтях, ошибок, характеризую-
щих весь менделизм-морганизм. Утвержде-
ние о том, что направление изменений сре-
ды и изменчивости организмов независимы
‘друг от друга, исключает даже самую возмож-
нобть управления развитием растений и жи“
Ботных. Именно на этой основе в свое время
возникло реакционное учение о неизменяе-
мости вистых линий.

Сила развивающейся в СССР материали-
стической биологической науки в том, что
бна бвладела ныне основными закономерно-
стями взаимоотношений мира органического
и мира неорганического, Мичуринское учеё-
ние открыло, что только условия ЖИЗНИ
	изменяют  наследетвенность организмов;
только Условия жизни определяют фор-
му организмов, опоеделяют направление
	формообразования. В свою очередь учение
В. Р. Вильямса доказало, что жизнедеятёль-
ность организмов коренным образом, каче-
	s Мичуринцы исходят из дарвиновекой тео=
рии развития. Но кому не ясно (кроме толь-
Ко «ортодоксальных дарвинистов» тина ака®
демика Б. М. Завадовекого), что теория вамс-
го Дарвина совершенно ‘недостаточна для
решения практических задач сбциалиетиче-
екого земледелия. Поэтому в основании на+
шей матёриалиетической биологим лежит
дарвинизм, «преобразованный в свете узения
Мичурина-—Вильямса и тем самым превра-
венный в советский творческий дарвинизм»
(Т. Д. Лысенко). Благодаря развитию учения
Мичурина- Вильямса, благодаря исбледова=
ниям Т. Д. Лысенко дарвинизм очизтаетея
от недостатков и ошибок. Он ноднимаетея на
более выесекую ступень и в значительной
степени; в ряде евоих положений, видоийзмс-
няется; «Из науки, преимущественно .956’яб-
няющей прошлую историю органического
мира, дарвинизм становится творческим,
дэйственным средством но.‘ планбмерному
овладению, под углом зрения практики, жи-
вой природой» (Т. Д. Лысенко).

За творческую, действенную материалисти-
ческую биологию, за мичуринское направле-
ние и вел борьбу в последние годы широкий
фронт мичуринцев, возглавляемый акад:
Т. Д. Лысенко.

Научноеть своего мышления в биологии
мизуриниы защищали не схоластическими
спорами; а упорным изучением об ективной
действительности, постоянной проверкой до-
бытых знаний о законах природы в бгне
практики; опыта, Они, мичзуринцы, прекраено
знают, что причинноеть, необходимость сле-
дует искать в об’ективной. действительности,
а найденные, раскрытые закономерности
немедленно проверять в той же об’ективной
действительности, стараясь все лучше и луч-
ше практически управлять живой природой.

Своим противникам в науке — мендели-
стам-морганистам — мичуринцы отвечали и
отвечают не только развитием материалисти-
ческой биологической теории, но и ‘практиз
ческими успехами исследовательских работ.

Прошедшая июльская сессия Вебсоюзной
Академии сельскохозяйственных наук име-
ви В. И; Ленина показала; как значитель-
но вырое в теоретическом и практическом
отношениях фронт мичуринской биологии.

В прениях по докладу акад. Т. Д. Лысенко
выступило более 50 ученых. различных отра-
слей биологической науки. Среди выступив
ших были сторонники мичуринского на
правления, были и сторонники антимичу-
ринского направления,

Остановимся прежде всего на выступле-
ниях сторонников мичуринского Направле-
ния. Каждое из них имело свои специфиче-
скиё черты; Но все они вместе наривовали
одну общую, яркую картину значительных
достижений мичуринцев в познаний живой
природы и в управлении ею: Давно уже уче-
ние Мичурина вышло из границ эксперимен-
тов в плодовых садах. Менделисты-моргани-
еты долгое. время внушали мысль, что Ми-
чурин только талантливый садовод, а не
ученый. Ныне всём очевидно, что мичурин=
ское учение — общебиологическое учение
огромной преобразовательной силы, огром-
ной практической значимости. Оно проникло
во все ‘отрасли растениеводства, И в 210м
большая заслуга акад. Т. Д. Лысенко перед
биологической наукой,

На сессии докладывали о ввоих/достиже-
ниях не _ только  мичуринцы-плодоводы
(акад. И. Н. Яковлев „ зав. ‘кафедрой селекции
плодовых и овошных культур Саратовского
с-х. института, С. И. ‘Исаев и др.), но и
мичуринцы других отравлей растенибвод-
	ства. Нанример, акад. И. ИП; Лукьяненко
рассказал о замечательных достижениях
селекции зерновых, акад. Д. А.. Долгу-
	шин доложил о научных основах системы
семеноводства зерновых, разрабатываемой
мичуринцами. Акад. А. А. Авакян осветил
новые исследования в области углубления
познания процессов стадийного развития
растений. Акад. П. П. Лобанов сообщил о
том, как мичуринское учение распиростра-
няется среди солекционеров. — хлопководов,
свекловодов и приносит там выдающиеся
успехи. , у

Веве достижения растениеводэв-мичуриниев,
о которых было сообщено на сессии, служат
научным, непреодолимым опровержением
менделизма-морганизма, разоблачением его
реакционной сущности и практической бес-
плодности.

Ныне мичуринское учение начинает нро-
	никать и в животноводческую науку, Этому
	Сессия закончила свою работу. Она полб-
жила начало новому: периоду развизия нае
шей библогической науки. Мичуринскому
направлению должно быть обеспечено б93-
раздельное господство в бизлогической нау-
ке. Необходимо изгнать из ебвётской биоло-
гии чуждую советскому народу . идеологию
вейсманизма-менделизма-морканизма. Нужно
смести все препятствия на пути развития
мичуринского учения. Дальнейшая разрабоч-
ка и пропаганда мичуринекбго учения дол-
жны стать основой деятельности исслелова-
тельских учреждений системы Министерства
сельского хозяйства, биологических институ-
тов Академии наук СССР и институтов рес-
публикенских‘. академий, университетов
и т. д. Сейчас, как никогда, остро ватает за-
дача подготовки мичуринских кадров. От это-
го во многом зависит дальнейший уснех раз-
BUTUA мичуринской биологии, распростране-
ния мичуринских идей. Укренлёние кадров
общебиологических кёфедр наших высших
учебных заведений, создание нолноценных
	учебников по мичуринской биологии тали.
	сейчас одной из актуальнейщих, первоочеё-
редных задач. Задача эта не из легких. Но
можно не сомневаться, что она будёт разре-
шена. Два условия, обеслечиваюнтие уепех,
имеются у нас. Первое и самоё главное усло-
вие: повседневная и всесторонняя помощь,
оказываемая мичуринскому направлению на-
ей партией и правительбтьом. _ .
	_ A. Ленин и И. В. Сталин открыли
И. В. Мизурина для вовезекого народа. Они
сделали его учение достоянием масс. Своим
отеческим вниманием к его работе они епас-
ли для биологии замечательное мичуринское
учение. И сейчае мичуринцы ощущают
постоянную заботу и помощь co стороны
партии и лично товарища Сталина лаль-
	тво мичур

o6 $6

В. СТОЛЕТОВ
		ской общественности огромный интерес. Все
материалы сессии опубликованы в‘ нашей
печати: Ныне можно подвести. некоторые
итоги этой сессии, знаменующей важный
этап в развитии материалистической биоло-
гичееской науки.
	наука. о развитии организмов, о наследствен-
ноети и ее изменчивости. Без преувеличения
можно сказать, что от состояния Генетиче-
ской науки в значительной мере завиеит ус-
пех всех специализированных разделов био*
логии и биологической науки в целом.
Основание науки о развитии организмов,
о наследственности и ее изменчивости поло-
жил Дарвин. Своей теорйей бтбора OH дал
	рациональное об’яснение целесообразности в
	живой природе. Возникновениё дарвинизма
было большим завоеванием человечества в
познании живой природы.

Классики марксизма-ленинизма дали высо-
кую оценку дарвиновекой теории. Но одно-
временно они указали и на ошибки, допу-
щенные Дарвином. Например, большим про-
махом является то, что Дарвин ввел в евою
теорию эволюции, наряду с материалиетиче-
ским началом, реакционные мальтусовекие
идеи, Этот большой промах, говорил акад.
	Т. Д. Лысенко в свэем докладе на сессии,
усугубляетея реакционными.. биологами.
Учение Дарвина положило начало материа-
листической биологии. Но сразу стало очё-
видным, что научное, материалистическое
ядро дарвинизма—учение о развитии живой
природы —находится в антагонистичееком
противоречии © идеализмом;, господетвовав-
шим в биологии. Дальнейшее развитие мате-
риалистического учения ещё более углубля-
ло это противоречие. Поэтому реакционные
биологи сделали все от них зависящее, что-
бы выбросить из дарвинизма его материали+
бтические элёменты. «В побледарвиновский
период подавляющая часть биологов ‘мира,
вместо дальнейшего развития учения Дарви-
на, делала все, чтобы оношлить дарвинизм,
удушить его научную основу. Наиболее яр-
ким олицетворением такого опошления дар-
	винизма являются учения Вейсмана, Менде-
ля, Моргана, основоположников современной
	реакционной генетики» (Т. Д. Лысенко).
	$ #
Шмальгаузена: «Неопределенными будут,
следовательно, все новые изменения орга-
низма, не имеющие еще своего исторического
прошлого» (см. «Факторы эволюции» стр. 12).
Читатель вправе заключить, что у акад.
ИТмальгаузена, отрипающего историческое
прошлое изменчивости, рёчь идет о чистой
случайности, взятой изолированно, о беепри-
чинном явлений. ‘Такое заключение тем
более справедливо, что оно подтверждает-
ся собственными словами автора. Он пишет:
«Возникновение оглельных мутаций имеет
	все признаки елучайных явлений. Мы не мо-
	жем ни предеказать, ни вызвать нпроизволь-
но ту или иную мутацию. Какой-либо законо-
мерной связи между качеством мутации и
определенным ‘  изменением в факторах
внешней среды пока установить не уда-
лось» (там же, стр. 68).

Но раз изменения наследственности
(мутации) не имеют исторического прошлого,
следовательно, У исследователя нет основа=
ний, болёе того, нет необходимости ибкать
причины, вызвавшие мутации. Раз в приро=
де мутации возникают внёзапно, неожидан-
HO, TO, следовательно, нет оснований искать
прелшествующую причину, силой ‘которой
можно было бы вызывать появление желае-
мых мутаций. Эвкспериментатор может искать
лишь такие средства воздействия; которыми
можно вызывать внезапные, ‘неожиданные
изменения. Такими средствами сегодня
признают рентген или колхицин. Завтра мо-+
жет быть найдено какое-нибудь другое сред-
с1вб; Воздействие на организм такими слу-
чайными средствами, безусловно, изменяет
наследственность организма. Например; пу-
тем воздействия колхинином увеличивают
число хромосом в клётке. Среди организмов,
измененных с помошью колхицина, возмож-
но случайное появление полезных форм; Нэ
oto будут дойетвительно только чисто слу-=
чайные редкие находки. Поиски таких полез=
ных изменевий с надеждой на счастливый
случай Мичурин называл кладоискатель=
ством. Расчет? на случайную находку желае-
мой формы растения, животного означает
отказ от познания закономерностей образо-
вания форм, разоружает биолога в исследова-
нии закономерностей развития живой приро-
ды. Совершенно очевидно; что такая перспек=
тива непознаваемости биологических законо-
мерностей и расчет на случай не могут быть
признаны генеральной дорогой развития ма-
териалистической биологии.

Основоположники марксизма-ленинизма
давным давно раз’явнили происхождение
«внезапных», «случайных» явлений в обще-
стве и в природе. Всякие внезапные, неожи-
данные явления в ‘природе, говорил
В. И. Ленин, внезапны, неожиданны совер-
шенно так же, как внезапно рождается ребе-
нок, если протекли девять месяцев после
зачатия.

Нетрудно догадаться, что, если исследова-
тель, особенно биолог, стремится понять
сущность явления, он должен е достунной
при данном уровне яауки полнотой разо-
браться в эмбриональном периоде, предше-
ствующем видимому явлению. Тем более обя-
зан исследователь разобраться в`эмбриональ-
ном периоде явления, когда он исследует
его е пелью управления им. Поэтому-то ис-
следователей мичуринского направления ин-
тересуют? закономернозти развития измене-
ний, их интересуют узловия возникновения
видимых изменений. На изучении условий
	возникновения видимых изменений, на изу-
чении процееса исчезновения старых и BO3-
никновения новых свойств у организма они
	и сосредоточивают евои усилия. Такой под-`
	ход только и может быть признан единствен-
но научным,
	Антинаучное утверждение о непознаваемо-
сти причин изменчивости наследственности,
антинаучное утверждение о внезапности, о
неожиданности наследственных изменений
без предшествующего исторического пооцес-
са закрывает исследователю путь познания
закономерностей форм5сбразования в живой
природе, обрекает биолога на пассивное с0-
зерцание происходящего, Такое состояние не
присуще истинной науке, тем более такой
науке, как материалистическая биолсгия.

«Провозглашая «неопределенность» наслед-
ственных изменений, так называемых «му-
таций», морганисты-менделисты мыслят на-
следственные изменения принципиально не
предсказуемыми. Это — своеобразная кон-
цепция непознаваемости, имя ей- идеализм
в биологии. Утверждение о «неопределенно-
сти» изменчивости закрывает дорогу для на-
учного предвидения и тем самым разоружает
сельскохозяйственную практику», — говорил
акад, Т. Д. Лысенко в докладе на сёссвии..
		гичееких идей из нашей биологии, препят-
ствующих развитию действенной агрономи-
ческой науки, и всестороннее развитие
подлинно научной материалистической —Ми-
чуринской биологии, кровно связанной с
практическими задачами дальнейшего под’е-
ма  социалистического сельского  хозяй-
ства, и явились главной задачей всех про-
		С 31 июля по 7 августа в Москве ббетоя-
лась очередная сессия Всесоюзной Акаде-
мии сельскохозяйственных наук имени
	В. И. Ленина. Сессия заслушала доклад пре!
		зидента Академии академика Т. Д. Лысенко
«О положении в биологической науке». Рабо-
та сессии вызвала в широких кругах совет-
	Материалистическая биология исследует
об’ективные закономерности развития жи-
вой природы. Знание таких закономерностей
необходимо для практического управления
миром растений и животных в интересах чё-
ловека, Эту цель биологической науки впер-
вые яено определил великий биолог совре-
менности И. В. Мичурин. Наша задача,
	говорил он, не только о’’яснить раетитель-
	ный и животный мир, но и управлять им, не-
рестраивать его в соответствии с потребно-
стями человека. Данное определение целей и
Задач знаменовало начало новой эры: в разви-
тии биологической науки. До Мичурина. био-
логия была преимущественно созерцательной,
описательной, в лучшем случае ‘об’яеняю-
шей наукой. От Мичурина пошло начало
действенной; преображающей биологической
	науки; активно управляющей живой при-
		родои. й

Современная биология pacnanaerta на мно-
жеетво спепиализированных разделов; Это
разделение науки на специализированные
разделы разумно: оно повышает производи-
тельность труда исследователя. и улучшает
его качество, Неразумное обнаруживает ее-
бя лишь там, где возникает представление,
что каждый раздел биологической науки
есть законченное и самостоятельное целое;
Забвение того, что каждый из разделов биоло-
гической науки—это лишь одна из сторон
единого целого, неизбежно приводит к заблу-
ждениям, к формализму. Разделениё науки
на специализированные участки не устраня-
ет единой и неделимой жизни с ее собетвен-
ными закономерностями, с ее собственными
взаимосвязями, знание которых только и но-
зволяет управлять живой гриродой. Поэтому
	теория развития живой природы, научное
исследование сущности живого составляет
сердиевину материалистической, научной
	биологии. Научным изследованием сушноети
	Вейсманизм, а равно и вариация того же
вейсманизма — менделизм-морганизм, своим
острием направлен против материалистиче-
ских основ теории развития.

Все учение Вейсмана-— Менделя Моргана
исходит из того; что существуют две
большие категории живого вещества: наслед-
ственное вещество, или идионлазма, и «пита-
тельное вещество», или трофоплазма (сома).
Наследственное вешество представляет как
бы особый Мир; автономный от тела орга=
низма И его условий жизни. Наследственное
вемество, согласно вейсманизму, бессмертно
й никогда вновь не зарождается. Оно пере-
даетея из поколения в поколение неизмен=
ным. Живое тело и его клетки; соглаено
вейсманизму (менделизму-морганизму),— это
только вместилище и питательная среда для
наследственного вещества. Живое тело не
производит из себя зародышевых клеток и не
в силах повлиять на них, изменить их.
«Бессмертное наследственное вешество, не-
зависимое от качественных особенностей
развития живого тела, управляющее бренз
ным телом, но не порождаемое им, —такова
открыто идеалистическая, мистическая в сво-
ем существе конценция Вейсмана, вылви=
нутая им под завесой слов «о неодарвиниз=
ме». Менделизм-морганизм великом воепри=
нял и, можно сказать, даже усугубил эту
мистическую вейсмановскую схему»
(Т. Д: Лысенко),

Один из столпов веовременного менделизма-
морганизма, Меллер, сботношение  хромбз
сом («наследетвенного вещества») и живого
тела (сомы) иллюстрировал аналогией отно-
шения радиорепродуктора и радиослушате=
ля: радиорепродуктор, говорил Меллер,; спо-
собен влиять на радиослутшателя, формиро-
вать его воззрение, настроение, а радиослу-
шатель не способен влиять на радиоренро-
дуктор:

Разница между Вейсманом и современны-
ми Менделистами-морганистами разве лишь
В ТОМ, Что ясно изложенную Вейсманом реак-
нионную сушность они облекли огромными
массами словесной шелухи, схоластики, фор-
мализма, призванных скрыть истинное, вейс-
манистское, содержание хромосомной тео-
рии наследственности. Проф. Н. П. Дуби-
нин и другие морганисты приложили немало
сил, чтобы выдать идеалистический вейсма-
низм за материализм.
	Современный морганизм считает; что уело-.
	вия жизни не епоеобны изменять ‘наелед-
ственности. Приобретаемые организмом в
определенных условиях его жизни индиви-
дуальные отличия, согласно морганизму; не
наследуются. Морганисты, и среди них о0е0-
бенно такие, как проф. Н. Ц. Дубинин, нацело
отринают наследование приобретаемых
свойств. Между тем бесспорно, что материа-
листическая теория развития живой природы
немыслима без признания необходимости
наследования приобретаемых признаков.

Соглаено хромосомной теории, наследствен-
ность организмов или неизменна, а если она`
и изменяется, так только под действием сил,
скрытых.в хромосомах, в самом наследствен-
ном веществе. Шредингер в своей книге «Что
такое жизнь с точки зрения физики?» пишет,
что редкие изменения. наследственности про-
исходят лишь в силу Ёвантовых скачков,
происходящих в генной молекуле, Идеали-
стическая конценция автогенеза, * ‘соглаено
которой организм автономен в своем разви-
тии от условий жизни, является душой хрс-
мосомной тебрии. С

По воззрениям менделизстов-морганистов
при развитии любой особи факторы внешней
среды выступают в основном лишь в роли
агентов, освобождающих течение известных,
предопределенных генами, формообразова-
тельных пронессов. «Внутренние регулятор-
ные механизмы» этих пропесеов скрыты в
клеточном ядре. Внешние факторы расема-
триваются лишь как «освобождающая причи-
на». Роль внешних условий сведена. лишь к
реализации автономного процесса. Эта чисто
формалистская автономистическая теория
не научна по ®зоему существу, она  насквозь
идеалистична, Между тем на этой теоретиче-
ской позиции стоят все современные морга-
висты. Наиболее усердно автогенетическую
концепцию развивает Н. ЦП. Дубинин. Эта же
теоретическая позиция подробно обосновы-
вается в книге акад. И. И. Шмальгаузена
«Факторы эволюции» (1946).

Логическим следствием, вытекающим из
сушества хромосомной теории, является ут-
верждение о непознаваемости причин измен-
чивости наеледотвенности организмов:

Мутации (изменения наследственности) и
их различные выражения, соглаено современ-
ному морганизму, не имеют исторического
прошлого. Мутации имеют неопределенный,
необусловленный характер. Необуеловлен-
ность состоит в том, что всякое вновь
возникающее видимое, качественное изме-
нение не имеет предшествующей истории.
Возникающему. качественному измене-
нию не предшествует процесс мелких количе-
ственных изменений, Только так и приходит
ся понимать следующие слова акад. И. И.
	грессивных воветских биологов в той дискус-
сии по коренным войросам биологической
науки, которая длится уже многие годы;
		Уже в Пёрых своих выступлениях
(в 1935—1936 г.г.) против менделизма-морга-
низма академик Т. Д. Лысенко предупреждал
свойх слушателей и читателей, что дело идет
не о частных вопросах биологии, а о прин-
пипах, о направлении исследований в био-
	логической науке. Основой расхождения ме-
	жду биологами служат `различные взгляды
на пронёсс эвблюции растительного и живот:
ного мира. Характер исследований биолога,
успех этих исследований во многом зависят
от того, стоит ли он на научных; материали-
стических позиниях или находитея в нлену
	У идеализма, у метафизики. Защита научных
	методов мышления при исследований биоло-
гических закономерностей была для акад.
Т. Д. Лысенко основной целью дискуссии.
Борьба разгорелась вокруг ‘учения Мичу-
рина.

‚ Великий биолог нашего времени И; В. Ми-
чурин своими блестящими исследованиями
и невиданными лосёле в истории практиче-
	 CKMMMU достижениями положил начало ново-
	му этапу развития материалиетической
биологии. — /

И. В. Мизурин считал, что ` менделизм
«противоречит естественной правде в приро-
де, перед которой не-уетоит никакое искус-
ственное сплетение ошибочно понятых явле-
ний. Желалось бы,— писал Мичурин,— чтобы
мысляний беепристраетно наблюдатель оста-
	_новилея бы перед моим заключением и лич-
	но проконтролировал бы правдивость наетоя-
щих выводов, они Являются как основа, ко-
торую мы завешаем естествоиспытателям
грядущих веков и тысячелетий» (И. В. Мичу-
рин. Cow, т. Ш, стр. 308—309).

Мизурин не просто опроверг менделизм-
морганизм как бесплоднэз направление в
биологической науке, не способное оказы-
вать помошь сельскохозяйетвенной практи-
ке в управлении живой природой и в то же
время ебивающее исследователя на антина-
учный, идеалистический путь. Он. свойми
открытиями начието теоретически и нпрак-
тически опроверг . менделизм-морганизм,
раскрыл его лженаучность: ‘

В борьбе в менделистами-морганиетами
акад. Т. Д. Лысенко отстоял мичуринекое
учение, развил его дальше, Илодотворное ми-
чуринское направление в биологии оказалось
способным не только раскрыть бесплодность
морганизма-менделизма, но и теоретически
разгромить это реакционное течение,

В противоположность мёнделизму-морга-
низму, © 6го утверждением непознаваемости
причин ‘измёнчивости природы организмов
и с его отрицанием возможности направлен-
ного изменения природы растений и живот-
ных, девиз И. В. Мичурина главит: «Мы нё
MOXEM ждать милостей от природы; взять их
у нее-—натта задача».

Современные культурные формы растений
и кивотных, хорошо приспособленные K
удовлетворению запросов человека, не свали-
лись готовыми с неба. Они. созданы мМногове-
ковым трудом человека, возделывавшего ра-
стения на своих полях, вырашивавшего жи-
вотных на своих скотных дворах. Но прош-
лый путь человеческой деятельности в этой
области был путем эми пирическим, путем сле-
ной практики S108  ‘нуть”верный, но весвма
медленный, Сегодня он уже неё может удовле=
творить нас.

Величайтее значение И. В. Мичурина для
современной биологической науки состоит в
том, что он показал, как можно и как нужно
ускорять движение, по пути совершенствова=
ния форм культурных растений и домашних
животных. «При вмешагельетве человека, =
писал И. В. Мичурин,- является возможным
вынудить каждую форму животного или ра-
стения более быстрь изменятьвя и при том.
в еторону, желательную человеку. Для челб-
века открывается обширное поле самой поз
лазной для него деятельности...» (И. В. Мичу-
рин. Соч., t. IV, erp. 72).

И. В. Мичурин заложил основы науки об
управлении природой растений. Управление
развитием возделываемых раетений и до-=
машних животных предполагает знание
причинных связей. Биологическая наука как
раз и призвана постигать сложные биологи-
ческие взаимосвязи, закономерности жизни
и развития растений и животных.

Ло Мичурина биологи очень мало занима-
лись исследованием природно-исторических
закономерных связей, которые существуют
между отдельными телами, отдельными яв-
лениями, между частями отдельных тел и
звеньями отдельных явлений. Между тем
только эти связи, соотношения, закономер-
ные взаимодействия и позволяют познать
процесс развития, процесс формообразования
в природе, сущность биологических явлений.
Мичуринское учение опровергло основное
положение менделизмаяморганизма- положе-
ние о независимости евойств  наследственно-
сти от условий жизни растений и животных.
Исследования И. В. Мичурина и Т. Д; Лы-
сенко показали, что в организме нет особого,
автономного от тела организма наследствен-
ного вещества. Зародышевые клетки возни-
кают не из зародышевых же клеток, как это
постулировал Вейсман и из чего исходит
менделизм-морганизм, зародышевые клетки
возникают из телесных клеток. Изменения

‚телесных клеток отражаются и в изменениях
	зародышевых клеток. Изменение наследствен-
ности организма или наслелственности от-
дельного участка его тела всегда является
результатом изменения самого живого тела:
Изменение наследственности, приобретение

новых свойств, их усиление и наконление
	в ряде последовательных поколений всегда’
	онределяются условиями жизни организма.
«Наследственность изменяется и Усложняет-
ся путем накопления приобретаемых орга-
низмами в ряде поколений новых призна-
ков и свойств», — говорит акад; Т. Д. Лысенко.

Мичуринны утверждают, что наследование
свойетв, приобретаемых растениями и живот-
ными в процессе их развития, возможно и
необходимо. И. В. Мичурин овладел этими
возможностями сам и учит других биологов,
кэк нужно постигать эту науку.

Исслодования Т. Д, Лысенко еше бблее
углубили наши знания о путях направлен-
ного изменения наследственности организ-
мов. Мичуринское учение открыло путь
управления природой растительных и жи-
вотных организмов, путь. изменения этой
природы в нужную для практики сторону.

Первым условием успешного движения по
мичуринскому пути является правильное
решение вопроса о взаимосвязях, существую-
щих между живыми телами и условиями их
жизни. Мы уже говорили ранее, что, согласно
антинаучным воззрениям менделистов-морга-
нистов, живое тело разорвано‘ на две нёзави-
симые сущности: наследственнов вещество и
тело (сома). Организм и условия жизни для
менделистов-морганистов —-такжеё двё незави-
симые сущности. :

Кому не ясно, что законы движения мерт-
БОЙ Природы, изучаемые физическими и
химическими науками, отличны от законов
движения живой природы, Но биолог допу-
скает непоправимую ошибку, когда он декла-
рирует независимость направления измене-
			нейшему развитию мичуринского учения,
Священный долг мичуринцев—быть достой-
ными этого внимания, этой заботы. А быть
ДОСТОЙНЫМИ — 5то значит оберегать и даль-
ше мичуринское учение от всех попыток
антимичуринцев исказить его, развивать
дальше это учение, непрестанно усиливать
помощь нашим колхозам и совхозам, борю-
щимся за осуществление великого сталин-
ского плана обновления советской земли.
	Второе условие состоит в том, это в нашей
	стране построено крупное социалистическое
земледэлив, нуждающееся в. науке, предо-
ставляющее все необходимое для ее примс-
нзэния и ибвседневно обогаающее биологи:
чоскую науку сзоим онытом.
	В свое время И. В. Мичурин писал, что
	«Колхозный строй, через посредство которого
коммунистическая партия начинает вести
великое дело обновления земли, приведет
трудящееся человечество к действительному
могуществу над силами природы. Великое
будущее всего нашего естествознания — Е

колхозах и совхозах» (И. В. Мичурин, Соч,
. Т, стр. 417). 2
	высокого урожая, ряды которых растут из
года в год, ныне показывают буквально чу-
деса управления живой природой. Они -= са-
мая благодатная среда для исследовательской
деятельности наших биологов. Они спобоб-
ствуют самому быстрому и плодотворному
развитию мичуринекого учения. Развитие
мичуринского учения! немыслимо без орга:
нической повседневной связи мичуринцев 6
нашими колхозами и совхозами.
	Вся наша советская современность — за

Ар
	лог новых грядущих
учения, новых успез
биологии.
	oh TRAY ци успехов мичуринского
новых успехов материалистической