11 августа (1948 г., №20 (77
		KYADTY PA

и ЖИЗНЬ
		УЧИТЕЛЬСКИЕ СОВЕЩАНИЯ
		обязательном условии успешной борьбы с
неуспеваемостью и второгодничеством, дол-
жен быть предметом глубокого обсуждения
на учитёльоких совешаниях.
	Серьезное внимание необходимо уделить
задаче коренного улучшения учебной и идей-
но-воспитательной работы всех школ и каж-
дого учителя. Фундаментом для формирова-
ния у молодежи марксистеко-ленинского ми-
ровоззрения, большевибтекой идейноети и
принципиальности, новых моральных. ка-
честв советского человека являются основы
наук; изучаемые в школе; «Коммуниетом,-—
учил Ленин,— стать можно лишь тогда; ког-
да обогатить свою память знанием всех тех
богатств; которые вырабогало. человечество»,
Каждый учитель должен ясно и отчетливо
представлять, какие возможности заложены
в преподаваемом им учебном. предмете для
разрешения задач коммунистического воспи-
тания и как их использовать на своих уро-
ках или на внеклассных занятиях с учаши-
мися. Опыт, накопленный передовыми учи-
телями в этой области, должен быть широко
обобщен на учительских совещаниях, чтобы
дело не ограничивалось общими раесужде-
ниями и абстрактными лозунгами, а дало
необходимые результаты.

Общие усилия вех учителей должны по-
мочь в наступающем: учебном году еще выше
поднять уровень учебно-воспитательной ра-
боты школы, призванной прививать учашим-
ся основы марксистско-ленинского мировоз-
зрения, воспитывать школьников горячими
и деятельными патриотами страны социа-
лизма:

Серьезное внимание в процзесе преподава-
ния каждого учебного предмета должно уде-
ляться раскрытию заслуг русских, совет-
	ских ученых в развитии мировой науки; по-.
	казу их приоритета во многих отвЕрытияаА и
изобретениях. ‘

Важным дополнением к воспитательной
работе на уроках является внеклассная и
внешкольная работа в вамых разнообразных
ее формах. Необходимо, чтобы содержание
внеклассной и внешкольной работы было
идейно насыщенным, разпиряло культурные
запросы и кругозор учащихся, привлекало
их интерес к практическому ‘участию в о5-
	тпем тоуде советекого народа по поетроению
	коммунистического общества. Нужно обеспе
	чивать практическое участие школьников в
	этом труде в доступном для них об’еме и
без ущерба для основных учебных обязан-
ностей.

Для сельской школы особое значение
имеет приобщение учащихся к сельскохозяй-
ственному труду, в первую очередь на при-
школьных земельных участках, где юные
опытники должны практически использовать
	полученные на уроках“ти в кружекак знания,
	расти мастерами высоких урожаев, пытли-
выми, инициативными и переловыми участ-
никами сельскохозяйственного производетва
в колхозах и совхозах.

Организаторами разносторонней и содер-
жательной жизни советских школьников дол-
жны быть комсомольские, пионерские и уче-
нические организации. Вопрос об улучшении
их работы необходимо поставить на учитель-
ских совещаниях © особой остротой. В на-
	ступаюшщем учебном году комеомольские и.
	пионерские организации должны на деле
обеспечить свою ведущую роль в борьбе за
качество обучения, за укрепление сознатель-
	ной дисциплины, за политическое просвешще-
ние, за разумную организацию досуга во
внеурочное время и вовлечение учащихся в
посильную для них общественную работу,

Успех веякого дела решают кадры, их де-
ловая и политическая подготовка. ` Поэтому
вопросы повышения квалификации учителей
и их идейно-политического воспитания долж-
ны занять подобаютнее мезто на совешаниях,
На осноне опыта истекшего года нужно на-
метить конкретную программу действий в
этой области и сделать ее достоянием учите-
лей района, добиваясь, чтобы каждый учи-
тель систематически работал над повышени-
ем своего. идейно-политического уровня, по-
вышал свою квалификацию.
	На учительских совещаниях ‘большое ме-
сто: должно быть отведено обсуждению во-
проса о всеобуче; Безоговорочное выполне-
ние закона о ввеобщем обязательном обучё-
нии является важнейшей. государетвенной
Задачей, в решении которой; наряду со шко-
‚ой, обязаны принимать живое и деятель-
ное участие местные Советы депутатов тру-_
дящихея, партийные, комсомольские; проф-
союзные организации; колхозы и широкая
родительекая общественность; Воррое ов всеё-
	„обуче- — это вопрое в дальнейшем пол’еме
	культуры и просвещения в стране, вонрое о
повышении производительности труда рабо-
чих и колхозников и, в конечном счете, об
ускорении нашего движения вперед, к ком-
мунизму. Поэтому борьба за выполнение за-
кона о всеобуче. должна быть нодлинно вее-
народным делом. и одной из важнейших за-
дач учителя: .

Нельзя обойти молчанием вопроб о готов-
ности школ к ‘учебным занятиям, об итогах
той огромной работы, которая в большинетве
облаётей, краев и республик проводится сей-
час на основе развернувшегося по почину
горьковчан и новосибирнев сопиалистиче-
	-екого соревнования за образповую подготов-
	ку к новому учебному году.

Учитывая большое значёние учительских
совещаний для определения задач и перспек-
тив работы школы в наступающем учебном
году, местные партийные и советские орга-
ны обязаны уделить их подготовке и прове-
дению особое внимание. Непосредетвенное и
	активное участие в их работе должны при-
	нять руководители. районных партийных и
советских организаций, представители совет-
ской науки, видные общественные деятели.
Учительский коллектив района должен знать,
как оценивают положение дела в шко-
лах райком партии и райисполком, какие
требования они пред’являют к руководите-
лям школ, учителям, к районному отделу
народного образования, к сельским советам,
какую помошь они будут оказывать школам
в течение учебного года.
	Партия и правительетво высоко оценили
труд педагогов, провели ряд мер но даль-
нейшему улучшению материально-бытового
положения учителей. Это вызвало огрбм-
ный под’ем среди учительства,  вооду-
шевило его. на. более упорную и настойчи-
вую: работу по обучению и воспитанию дё-
тей, на искоренение недосгатков, имеющихся
в школах. Партийные и советские организа-
ции должны направить творческие усилия
учителей на более успешное решение ко-
ренных задач советской школы, почетных и
ответственных задач коммунистического вос-
питания подрастающего поколения.
	Через двадцать дней начинается новый
учебный год в школах: С чуветвом огромной
ответственности приступит к своему благо-
родному труду по воспитанию и обучению
молодого поколения более чем миллионная
армия советского учительства. Успех работы
школы решают прежде всего труд учителя,
его большевистекая воля, его высокая идей-
ность и научная вооруженноесть, его неисся-
каемое творческое вдохновение:

Перед началом учебного года во’ веех рай-
онах и городах страны по давно. установив-
шейся традиции собираются совещания учи-
телей, чтобы подвести итоги истекшего учеб-
ного года, дать всесторонний и глубокий
анализ работы школы и наметить конкрет-
ные задачи на предстоящий учебный год.

Учительские совещания этого года следует
06060 тщательно и вдумчиво подготовить.
Каждое выступление на совешании должно
исходить из понимания вее возрастающих
требований к советской школе.

Прежде всего необходимо организовать
дело так, чтобы на Учительских совещаниях
была широко развернута большевистская
критика и самокригика недостатков в работе
тпкол и органов народного образования. Учи-
тельские совещания не емогут решить етоя-
ших перед ними задач, если на них не про-
звучит острая, принципиальная вритика и
самокритика, :

) ‘Товарищ Сталин учит, что критика и само-
критика есть неот’емлемое и постоянно лей-
	_ствующее оружие в арсенале большевизма,
	неразрывно связанное с самой природой
большевизма, с его революционным „духом.
Самокритика — большевистский метод вос-
питания кадров в духе революционного раз-
вития, борьбы за высэкую партийность.
Этот замечательный большевиетский метбд
должен, быть всемерно использован для
дальнейшего ‚Улучшения. ‚работы совежской
школы и всей системы народного образова-
ния.
	На @советекой школе лежит главная ответ
	ственноесть за воспитание молодежи, предан-
ной идеям ‹ марксизма-ленинизма, делу
Ленина- Сталина, способной настойчиво
преодолевать любые трудноети на пути по-
строения коммунистического общества.
Успешное решение задач коммуниестическо-
го воспитания невозможно без развертыва-
	ния большевистской критики и самокритики.
	в повеедневной работе таколы и всей систе-
мы народного просвещения.

В минувшем учебном году школы и учи-
теля добились бесспорных успехов. Возрое
йдейный уровень обучения и воспитания
учащихся в первую очередь у тех учителей,
которые глубоко уевоили решения ЦК
ВКИ(б) по идеологическим вопросам и
сумели сделать из них необходимые выводы.
Улучшилось во многих школах качество
знаний учащихея но основам наук о чем
свидетельствуют итоги переводных испыта-
ний и выпускных экзаменов.

Однако многие серьезные недостатки в ра-
боте школ еще не преодолены. Значительное
число учащихся не усвоилэ достаточно проч-
HO и основательно учебный материал в
0б еме требований школьных программ и
оставлено на повторный куре. Второгодниче-
ство; несмотря на некоторое снижение его,
продолжает оставаться олним из крупней-
ших и нетерпимых недостатков работы со-
ветской школы. Вопрос о дальнейшем улуч-
тшении качества знаний всех учащихся, как
		В ‚Отделе nponarandat и питации
TK ВКП).
		олюдать, бывать на предприятиях, больше
делать зарисовок с натуры.

Искусствоведы тт. М. Л. Иоффе и А. А. би-
доров признали, что искусствоведение почти
не занимается плакатом. Никто не cobupaer
выходящие в стране плакаты.

Тов. В. А. Серов (ответственный секретарь
Академии художеств CCCP) констатировал,
что работа художников над образом советско-
го человека недостаточно углублена. В пла-
кате еще нет ярких образов людей рабочего
класса, колхозного крёстьянства, интеллиген-
	ции, В Академии художеств необходимо ор-
	ганизовать изучение плаката в общей систе-
ме изучения советского искусства,

Народный художник СССР т. А. М. Гера-
симов признал, что оргкомитёт Союза coker
ских художников очень мало сделал для
улучшения плаката. Нужно организовать
повышение квалификации художников-пла-
катистов.

Тов. Н. И. Толкачев (нач. Отдела агита-
ции Главного политического управления Во-
оруженных Сил) заявил, что художники дол.
жны и в мирное время создавать плакаты,
воспитывающие наших воинов в духе совет-
ского патриотизма, боевой готовности выпол-
нить присягу.

Тов. П. И. Лебедев (председатель Комитета
по делам искусств при Совете Министров
СССР) признал правильной критику работы
Комитета в области плакатного искусства.
	Центральная Фигура в создании плаката -ху-
	ложник. Ему надо помочь, разобраться в его
нуждах, организовать его политическое вос-
питание. Следует ввести ежегодные выстав-
ки плакатов. :
Секретари по пропаганде ЦК КП(б) Грузии
и ЦК компартии Эстонии тг. Р. С. Шадури
и И. Г. Кэбин, заместитель начальника Уп-
равления пропаганды и агитации ПК КП)
	Украины т. ИП. Д. Копица отмётили нелоста..
	точноеть руководства делом издания плакя-
	‘тов и контроля за их качеством со стороны
	партийных органов.

Участники совещания внесли практические
предложения по улучшению издания полити-
зеских плакатов в стране.
		О ПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛАКАТЕ .
	та днях в Отделе №

d . ponarangn w arntaunn
ЦК ВКП(б) состоялось совещание о полити-

ческом плакате. В совещании. приняли уча:
стие художники, искусствоведы, работники
центральных и местных издательств, поли:
графических предприятий, Комитета по ne-
лам искусств при Совете Министров СССР,
отделов пропаганды и агитации ПК компар-
тий союзных республик, крайкомов и обко-
мов ВКП(б). :

С докладом о состоянии и мерах улучше-
ния издания политических плакатов BLICTY-
пил зам. зав. Отделом пропаганды и агитации
ЦК ВКНИ(б) т. К. %. Калашников. .

В докладе и выступлениях было отмечено,
что за последаие годы возросла роль полити-
ческого плаката как одного. из средств идей-
но-политического воспитания советского на-
рода и мобилизации его сил на решение за:
дач послевоенной пятилетки. Однако вбежоя-
ние плакатного дела в настоящее время не
соответствует еще требованиям, пред’являе-
мым в политической агитации `послевовн=
ными задачами. В издании плакатов. имеют:
ся крупные недостатки и ошибки.

Художник т. В. ВБ. Корецкий в своем ны-
ступлении отметил, что характерной чер-
той плакатов Великой Отечественной войны
являлось наличие в них активного сюжеса,
художественного образа советского человека
в обстановке борьбы: В ‘послевоенных плака-
тах они уступают место етатичной символике,
декоративным атрибутам. Наблюдаетея выбб-
комерное отношение к плакату как К «низ.
тему» жанру. Издательству «Искусбтво» нб:
хватает организованности в работе над пла:
катом; Художник т. Д. А, Шмаринов выразил
мнение, что художники-плакатисты еще нё-
достаточно глубоко изучают советскую дей:
ствительность, не ищут новых средств выра-
жения её, находятся во власти штампован-
ных; схематических образов. Работа худож:
ников-плакатистов —-вне поля зрения Комите-
та по делам искусств, оргкомитета Союза со-
ветских художников, Академии ‘художеств
СССР, Художник-плакатист т. В. С. Иванов
полагает, что тема социалистичаского труда
ждет еще своего разрешения в плакате. Ху:
дожникам-плакатистам нужно больше на-
	В секторе местных газе Отдела пропаган=
ды и агитации ЦК ВКП(б) состоялась беве-
да с редакторами владимирской областной
газеты «Призыв» т. Монько и Костромской
областной газеты «Северная правда» т. Хача-
туровым.

Газеты «Призыв» и «Северная правда» за
последнее время несколько улучшили свою
работу, чаще стали выступать с содержа-
тельными материалами по отдельным вопро-
сам партийной жизни, работы промышлен:
ности и сельского хозяйства. Владимирская
газета «Призыв» напечатала ряд интересных
материалов: «Они прославили нашу отчизнуя
(страница рассказывает о достижениях вла-
димирских предприятий). Особо отмечалиеь
подборки «Мой колхоз, и я оберегаю его
честь», «Все колхозное для нае дорого и
свято» и «Каким должен быть колхозник».

«Северная правда» проявила инициативу в
организации встречи стахановцев фабрик и
полей. Колхозники-льноводы совместно е ра-
бочими-текстильщиками и научными работ-
никами Костромского текстильного институ-
та обсудили вопрос, как добиться высоких
урожаев и. организовать бесперебойное снаб-
жение промышленности льносырьем, ‚Газета
показывает” соревнование между костромеки-
ми и ивановскими текстильшщиками, впосбб-
ствуя его расширению, систематически зна-
комит читателей с интересными событиями,
происходящими в соседних областях. .

Вместе с тем газеты «Призыв» и «Северная
правда» имеют серьезные недостатки, их
идейно-политический и культурный уровень
	ИНСТРУКТИРОВАНИЕ РЕДАКТОРОВ МЕСТНЫХ `ГАЗЕТ
		все еще невысок. Редакция газеты «Призыв»
не ставит основных вопросов работы про-
мышленности, развития сельского хозяйства;
Неудовлетворительно освещается  деятель-
ность партийных организаций области. В ot-
деле «Партийная жизнь» печатаются поверх-
ностчые, однообразные материалы, в кото-
рых хотя и говорится иногда об опыте, но
показа самого опыта нет. Уровень корреспон-
денций и статей о практике агитационно-
пропагандистской работы низок. На страни-
цах газеты отсутствуют публицистические
статьи на партийные темы, статьи, построен-
ные на примерах и фактах из местной прак-
тики, статьи, воспигывающие коммунистов
в духё неуклонного выполнения Устава
ВКП(б). Газета очень слабо помогает комму-
ниетам, изучающим историю и теорию боль-
шевизма, теоретические статьи и консуль-
тании публикуются редхо.
	Редакция «Северной правды» слабо связа-_
	на с районами, промышленными предприя-
тиями области, партийными, советекими и
хозяйственными организациями, Значитель-
ная часть корреспонденций и даже передо-
	вых статей пишется без глубокого знания
	дела, они неубедительны и поверхностны.

Неудовлетворительно освешается работа
лесной промышленности. Вопросы массово-
политической работы, культурно-бытовых
	условий рабочих; организации труда, внедое-
	ния техники не находят на страницах газе-
ты должного отражения.

Редакторам даны конкретные указания
по улучшению работы релакциж
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

и путаных поучениях.
	ную ограниченность, париетские иллюзии и
прочие недостатки и слабости, советекий ге-
нерал ПТувалов, по воле исторически плохо
подготовленного автора, высказывает сбвер-
тненно фантастические суждения о. характе-
ре и значении восстания Пугачева, припи-
сывая свои рассуждения. Пушкину: «По-
моему, Пушкин так рассуждал: Пугачева
тогда нельзя было пускать в Москву и Пи-
тер со евойми Хлопушами. и неграмотными
обозленными яицкими казаками и башкира-
ми. Они бы впервоначалу бвпалили Москву,
добрались бы до Питера — и его под ножи-
чек. Обошлись бы с Суворовым, Екатериной,
как с капитаном Мироновым. То есть на
крюк бы их, на перекладину. А потом...

— А потом подвалили бы к Питеру англи-
Yard, добрые на помощь, постреляли бы из
пушечек по башкирнам, распяли бы Пуга-
чева и Хлопушу, а из России получилась
бы новая Индия. А в Москву прискакали бы
всадники в перьях наподобие Лисовецкого...
И отбросили бы нас пугачевцы на с\олетие
	‚назад, Выкарабкивайся потом всеми. четырь-
	мя лапами из обвала, Не созрели тогда пу-
тачевцы в своем первобытном, злом, пускай
справедливом, гневе ‘до руководства  та-
кой огромнейшей и В империей...»
(erp. 31 — 32).

B stom danracrmne нет ни исторической,
ни политической правды, а только- простые
перепевы наиболее реакционных . концен-
ций буржуазных историков; которые. тракто-
вали крестьянскую войну под предводитель-
ством Пугачева как бессмысленный и реак-
ционный бунт, В нашей советской историче-
ской литературе уже не раз давался отпор
попыткам ‘осудить восстание Пугачева, как
рвакционное, на том основании, что оно мог-
ло бы подорвать «руководство такой огром-
нейшей и сложной империей», какой была
империя Екатеривы И. Нодобные. историки,
как и наи: автор; забывали, что историческое
значение крестьянских войн, как -нодчерки-
вают Ленин и Сталин, в. том как раз и со-
стояло, что они расшатывали’ крепостниче-
скую империю и приближали час ее круше-
ния, ускоряя торжество новых, более про-
грессивных, сравнительно с феодально-кре-
постническим строем, буржуазно-капитали-
стических отношений.

Нельзя не выразить удивления, что автор
романа «Честь смолоду» и его редакторы за-
были ту оценку, которую дал личности и
борьбе Пугачева товариш Сталин в беседе с
немецким писателем Людвигом, ;

«Мы, болышевики, всегда интересовались
такими историческими личностями, как Бо-
лотников, Разин, Пугачев и др. Мы видели
в выступлениях этих людей отражение сти-
хийного возмущения угнетенных классов,
стихийного восстания крестьянства против
феодального. гнета».
	Антиисторическая оценка событии, модер-
низация ‘прошлого, неправильная характери-
стика исторических традиций встречаются и
в ряде других мест романа. \

Примеры непродуманного обращения с
историческими фактами говорят о том, что
автор. не владеет основами марксистско-
ленинского понимания вопросов истории.
Редакторы журнала не помогли писателю
во-время ‘заметить и выправить допущенные
им исторические ошибки и методологические
недочеты. Нёльзя ‘воспитывать на пу-
таных и вредных поучениях генерала Шу-
валова нашу советскую молодежь.
	в. ПАНКРАТОВА,
Член-корреснондент Академии наук СССР.
	невежественных.
	care, есть Швабрин» («Октябрь», № 1, стр. 31.
Подчеркнуто иною.-= А. TH).

Приведенные рэссужления ИТувалова (сле-
	довательно, и автора) неверны и ничего, кро-
	ме путаницы, не могут принести. Не говоря
‚уже о том, что Гринев и по существу «не из-
менял государству», и не нарушал присяги,
бтказавшись перейти на службу вк Пугачеву
	и даже сражаясь с ним, автор становится на.
совершенно антиисторическую позицию в во-_
просе о государстве, о присяге, о чести рус-
ского офипеоа Во всяком случае. это- пози-
	ского офицера. Во всяком случае, это — пози-
ция писателя-дворянина ХХ века, а не со-
ветского нисателя, Который должен знать,
что нельзя считать «изменой» борьбу народа
(в том числе и демократически настроенного
офицерства) с дворянско-помещичьим госу-
дарством, что самая присяга в. царское время
	‘давалась на «верность престолу», а не наро-
	ду и родине, и нарушение такой присяги
	никогда ни один революционер не считал
	изменой ‘даже в прошлые времена, Если со-
гласиться с фальшивыми рассуждениями 0
«чести русского офицера», которые автор
вложил в уста советского генерала, тогда он
	должен осудить не только Гринева, который
вошел в случайное общение с Пугачевым,
	но в гораздо большей мере декабристов,
не пожелавших присягнуть новому царю
Николаю Т и поднявших вооруженное вос-
стание против царизма. Еще более резкое
осуждение с этой антиисторической и
	_антимарксистской позинии, лолжны вызвать
	такие солдатские и матросские восстания,
как восстание броненосца «Потемкин», как
севастопольсное восстание в ‘ноябре 1905 г.
	во главе. с лейтенантом ТЕмидтом, как вос-`
	стания в Кронштадте и Свваборге в 1996 г,
й многие другие единичные и массовые «нае
рушения присяги» царю со стороны солдат”
и офицеров в старой царской армии и флоте,

Советское понимание «чести», которую дей-
ствительно необходимо воспитывать смолоду,
Заключается в другом: в сознательной,
активной и органической связи каждого ‘со-
ветского гражданина со своим советским го-
сударством и со своим народом, идущим под
знаменем партии Ленина— ‚Сталина к комму-
низму. Все,.что умножает и крепит славу,
достоинство и процветание нашего советеко-
го государства, составляет честь советского
гражданина; все, что вредит нашему госу-
дарству и, следовательно, нашему народу, —
наносит ушерб и делу чести каждого гра-
жданина.

К сожалению, автор романа не сосредото-
чил своего творческого внимания на этой
простой, ясной и единственно правильной
идее советсНёй чести, Вместо этого он увлек-
ся историческими и литературными анало-.
гиями й нокритически воспринимаемыми
примерами из протплого,

Чувствуя, очевидно, политическую фальшь.
своих рассуждений о «чести смолоду» (неза-
висимо от того. о какой «чести» идет
речь), автор поспешил заставить генерала
Шувалова продолжить свои литературно-
исторические «параллели», чтобы  «оправ-
лать» позицию Пушкина, которую он якобы
занимэл, «примериваяеь к молодежи». Почс-
му же в этом случае Пушкин, по мнению
автора романа, «фактически поддерживал
правящую линию»?

Ответ, который дает генерал Шувалов на
им же поставленный вопрос, приводит
читателя в еще большее изумление, чем вы-
шеприведенные его рассуждения о чести.
Хотя каждый советский школьник знает вы-
сказывания клаосихов марксизма-ленинизма
о прогрессивном значении крестьянских
войн, несмотря на их отихийность, локаль-
	Писатель Аркадий Первенцев напечатал в
журнале «Октябрь» (№№ 6, 71) начало своего
	нового романа «Честь смолоду». Судить о
романе в целом еще рано, но нельзя пройти
мимо отдельных, несовместимых с нашей
	исторической наукой, теоретических рассу-
ждений его автора.

`Роман посвящен «героической советской
молодежи, Ленинскому комсомолу». Тема po-
мана — воспитание «чести смолоду»-в выс
шей степени актуальная, многие страницы
романа читаются с живым и волнующим ин-
тересом. Переживания молодого героя рома-
на во многом искренни и правдивы. Tem 60-
лее! резким диссонансом являются в этом ин-
тересном по началу романе фальшивые сен-
тенции, для подкрепления которых автор
прибегает к поямому искажению истории.
	Не касаясь содержания еще незаконченно-
го романа, необходимо обратить внимание
его читателей на антиисторическое понима-
ние автором ‘вопроса о чести, о присяге, об
обязанностях советского гражданина и воина,

Нет никакого сомнения, что воспитывать
советскую молодежь, «беречь честь CMOAO-
ду», — совершенно необходимо. Но как нони-
мает правильную русскую пословицу «Бере-
ги платье снову, а честь — смолоду» наш ав-
тор? Прежде всего, для него такие понятия,
как «честь», «присяга», «верность», являются
моральными категориями общего характера,
пригодными для всех времен, независимо от
классового характера общества и государ-
ства.

Герой романа Сергей Лагунов, от лица ко-
торого ведется повествование, восемнадцати-
летний юноша-комсомолец, храбро сражав-
шийся в тяжелых боях летом 1941 года, был
арестован и должен быть предан воённому
суду по обвинению в критике действий воин-
ского командования. По счастливой случай-
ности делом Лагунова заинтересовалось
	«высокое начальство» в линпё генерала ШУ-.
	валова. Последний решил, что «надо душев-
но воспитывать молодежь, а не пинками,
успитками ( ) в живот.» С этой целью он
проводит большую беседу с провинившимся
	молодым солдатом на тему о «чести смоло-
	ду». Напомнив Сергею Лагунову этот эни-
граф к повести Пушкина «Капитанская доч-
ка», генерал Шувалов пусгилея в рассужде-
ния о том, почему Пушкин не извинил Гри-
Hépy «измену государству», а передал его
судебной комиссии: «Тогда еще, проживая
в царские, невыносимые для. человеческого
нормального духа времена, Александр Cep-
геевич Пушкин задумался над советом лля
молодежи, как вести себя... Я так думаю,
Стронский (здесь Шувалов обратился к при-
сутствующему при «назидательной» беседе
политработнику Стронскому. — А. П.), мог же
Александр Сергеевич, возмущенный и оекор-
бленный силами реакции, бросить русского
офицера-дворянина в 0б ятия Пугачева, на-
родного вожака, и извинить ему измену го-
сударству? Мог извинить Гриневу его по-
ступки, не насылать на него судебную ко-
миссию? Как вот ты думаешь, Стронский?

— Конечно,  мог,— ответил Стронский.

— Все было во власти писателя,— утверди-
тельно произнес Шувалов,- а вот не захотел
он направить мозги молодежи на измену
присяге. Имеется у него в повести и второй
офицер, как его, Лагунов?

— Швабрин, - тихо ответил я.

— Ишь, фамилию какую придумал! Щваб-
рин. Знаешь, что такое швабра?

— Тряпка для мытья полов...

— Верно. И вот офицер, изменивший приз
	Редакционная коллегия в областной газете
	Важную роль в жизни коллектива редак-
ции играют заседания редакционной колле-
гии. На них обсуждаются месячные темати-
ческие планы отделов и общередакционные
планы, передовые статьи и другие важные
материалы, отчеты заведующих отделами и
собственных корреспондентов, доклады руко-
водителей издательства‘и типографии о тех-
ническом оформлении газеты и сокращении
срока ее выхода из печати,

Часто практикуется коллективное обсужде-
ние теоретических статей местных авторов,
Серьезному и всестороннему разбору под:
	верглиев; например, статьи: «Организанион-
	ные основы большевистекой партий», «О ра-
боте И. В; Сталина «Марксизм. и, националь-
ный вопрос» и другие. Эти статьи были
опубликованы на страницах «Волжской ком-
муных».

Обсуждение теоретических статей имеет
большое значение как для повышения or
ветственности членов редакционной колле
гии, так и для привлечения к участию в га-
зете научных работников, пропагандистов,
лекторов. Если раньше пропагандистские
	статьи местных авторов были редким явле-
	нием в газете, то сеичас положение измени-
AOCH. Только: за последние месяцы напеча-
тано более 25 таких статей.
	Деятельность редакционной коллеёгии, одна-_
	ко, не ограничивается заседаниями. Наобо-
рот, большая часть времени уделяется прак-
тической организации дела. Члены редакци-
онной коллегии осуществляют руповодство
несколькими отделами. В -их обязанности
входит редактирование наиболее важных ма-
териалов, чтение поступающих в редакцию
писем, дежурство по выпуску газеты (вме
сте с редактором и ero заместителем).
Высокая идейность и принципиальность
любой газеты во многом зависят от руковод-
ства деятельностью редакции 60 стороны
партийного комитета. Создание редакцион=
	ной коллегии при газетах способствует уси-
	лению партийного руководства.
„Теперь обком стал более оперативно и KOn-
кретно руководить газетой. Члены редакци-
сонной коллегии часто приглашаются на за»
седания бюро обкома. Некоторые заседания _
редакционной коллегии проводились при
участии секретарей обкома. .
Создание редакционной коллегии было
своевременной. и крайне необходимой орга-
низационной мерой: теперь стало. правилом
коллективное: решение. основных вопросов
редакционной жизни, повысилась ответствен-
ность среднего звена редакции — заведую-
щих отделами — за улучшение газеты; Это _
	мероприятие способствовало развитию твор-
			В постановлении о газетах «Молот» (Ростов-
на-Дону), «Волжская коммуна» (г. Куйбы-
шев).и «Курская ‘правда» ЦК ВКП(б), наряду
.е другими мерами по улучшению этих газет,
рекомендовал обкомам партии создать при
каждой из них редакционную коллегию в
составе 5—7 руководящих работников редак-
ции. Вскоре бюро Куйбышевского обкома
ВКП(б) утвердило редакционную коллегию
«Волжской. коммуны», В редакционную кКол-
легию вошли: редактор и его заместитель, от-
вегственный секретарь. редакции, заведую-
шие отделами = партийной жизни, пропаган-
ды, промышленности и сельского хозяйства.
	Почти двухлетний опыт Баботы редколле-
гии показывает, что эта организационная
мера положительно сказалась на содержании
газеты. Создание редакционной коллегии да-
ло возможность наиболее полно использовать
творческие силы‘ коллектива.

В своей работе редакционная коллегия
обращает особое внимание на то, чтобы в
выполнении плана газеты участвовал не
только аппарат редакции, но прежде всего
авторский актив.

За последнее время редакционная колле-
гия заметно улучшила работу с активом,
Были проведены совещания актива по вопро-
сам работы цеховых комсомольских органи-
заций, культурного обзлуживания нефтяни>
ков и борьбы с расточительностью на про-
мыслах «Ставропольнефти» о деятельности
профессиональных клубов, о краеведческой
работе, В июле в редакции состоялось сове*
шание группы секретарей райкомов ВК1б),
на котором обсуждались вопросы культуры
в работе партийного аппарата: Но материа-
лам совешания была опубликована специ-
альная полоса в газете, которая вызвала
больной интерес среди партийных работни-
ков и активно обсуждается в городских и
сельских райкомах ВКП(б),

Газета постоянно укрепляет евом связи ©
читателями. Это проявляется в возрастающем
притоке писем в редакцию, Только за первые
тесть месяцев нынешнего года поступило
свыше 6.500 писем, т. е. в два раза больше,
чем в прошлом году за такой же срок,

Редколлегия коренным образом ‘перестрои-
ла методы и содержание планирования рабо-
ты редакции. Дело в том, зто раньше наши.
планы были чрезмерно громоздкими. Они
чаше всего представляли собой своеобразный
«реестр» тем и заголовков почти всех статей.
за месяц. В мелочах нередко тонуло главное, -

Редакционная коллегия Учла этот корен-
ной порок в практике планирования, Сейчас
при составлении очередного плана мы стре-
мимся выделять главное в работе областной
партийной организации, B жизни нашей
области.

Большое внимание редакционная коллегия
уделяет планированию каждого очередного
номера газеты. :

Номер вначале планифуется секретарем,
затем макеты просматриваются членами ре
дакционной коллегии, которые вносят свой
замечания, Уточнения, дополнения. Коллек-
зивниый обмен мнениями помогает редак-
	“eee a

пионной коллегии, делать номера более содер-_

a он о часайе с < ба ЕС:
	Е ни к --

жательными, на страницах газеты стали ‘ae
те появляться материалы авторского актива.
	«Конечно, в работе редакционной коллегии.
«Волжской коммуны» еще много пробелов и
упущений, Не устранены ло конца нелостат-.
ки «Волжской коммуны». вскрытые pele
нием ЦК ВКП(б). Редакционная коллегия
принимает все меры; чтобы с каждым днем
улучшать газету и превратить ее в подлин-
ный центр политической работы в массах.
	ге Н. СТРАХОВ.
Редактор газеты «Волжская коммуна».