аи
	9 24 (79).
	fe Pt ee erage Вы. ак маи

„  Учащимся
	На днях во всех республиках, краях И
областях закончились учительские совеша-
ния, обсудившие итоги работы школ в прош-
лом году и задачи, стоящие перед ними в на-
чинающемся учебном году. Совещания про-
шли по-деловому и с под’емом. В докладах
и выступлениях широкое освещение нашли
практические достижения многих школ и
учителей. Глубокая благодарность партии и
правительству за неустанную заботу об учи-
теле звучала в выступлениях. С чувством
большой ответственности обсуждали учителя
задачи, стоящие перед ними в новом году.
Критическому обсуждению были подвергнуты
серьезные недостатки в учебно-воспитатель-
ной работе, ‘

Необходимо вместе с тем отметить, что в
содержании работы ряда учительских сове-
щаний не было достигнуто должного теорети-
ческого уровня и что метод большевистской
критики и самокритики все еще недостаточно
используется в борьбе за дальнейшее повы-
шение качества школьной работы.

В работе ряда учительских совещаний боль
шое место заняло обсуждение вопросов ицей-
но-политического воспитания учащихся. Это
вполне понятно, ибо перед советской школой
стоит болышной важности историческая задача
подготовки миллионов строителей коммуни-
стического общества, преданных делу партии
	Ленина-—Сталина, проникнутых большевиет- .
	ской идеиностью и принципиальностью, горя-
чим чувством советского патриотизма.

Однако на некоторых совешаниях при об-
суждении вопросов идейно-политическог) вос-
питания учащихся недостаточно ясно было
сказано главное и основное — что успешное
решение задач воспитания прежде всего опре-
деляется качеством усвоения учащимися ос-
нов наук, качеством знаний учащихся.

В своей речи на Ш сезде РКСМ в 1920 году
В. И. Ленин говорил: «..наша школа должна
давать молодежи основы знания, давать
уменье вырабатывать самим коммунистиче-
ские взгляды, должна делать из них образо-
ванных людей».

В постановлении от 16 мая 1934 года «О пре-
подавании гражданской истории в школах
СССР» Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) ука-
зывали, что решающим условием прочного
усвоения учащимися курса истории AB
ляетея соблюдение исгторико-хронологиче-
ской последовательности в изложении
исторических событий с обязательным за-
креплением в памяти учащихея важных
исторических явлений, исторических дея-
телей, хронологических дат’ и что только
на этой основе возможны правильный разбор
и правильное обобщение исторических собы-
тий, подводяшие учащихся к марксистекому
пониманию истории. Это указание относится
и к другим учебным предметам. Каждый
преподаватель обязан закреплять в памяти
учашихся конкретные факты, явления, про-
цессы. Правильный анализ и оценка фактов
будут приводить учащшихея к марксистеким
выводам и обобщениям. Забвение этого поло-
жения советской педагогики порождает схе-
матизм и абстрактность преподавания, выхо-
лащивает из него воспитательную сущность.
Без конкретных знаний выводы, ` которые
	преподаватели сообщают учащимея, пови-
сают в воздухе.
Вооружение ‘подрастающего поколения
	глубокими и прочными. знаниями — важ-
нейшая государственная задача школы и
прямой патриотический долг советского ‘учи-
тельства. Только на этой основе возмож-
но правильное решение задач идейно-поли-
тического воспитания учащихся.

Активно прошли на учительских совеша-
ниях там. где они были хорошо подготовле-
ны; секции преподавателей по отдельным
учебным предметам — историков, словесви-
ков, биологов, физиков, химиков, географов
и. т. д.

Особый интерес в текущем году приобрела
работа секций биологов, обсуждавших итоги
нелавно закончившейся сессии Всесоюзной
	‘академии сельскохозяйственных наук им.
	В. И. Ленина и выводы, которые необходимо
сделать из них для работы школы.

В своих выступлениях учителя критикова-
ли существующие программы и учебники,
			‚ Накануне.
учебного года
	32 миллиона советских школьников сядут
зазтра за парты. В 1948—49 учебном году бу-
дут работать 197,5 тыс. начальных, семилет-
них и средних школ. На основе ши-
роко развернувшегося во всех республиках
и областях социалистического соревнования
трудящихся города и деревни: хорошо отре-
монтированы и полностью обеспечены топли-
вом десятки тысяч школ. С помощью населе-
ния выстроено свыше тысячи новых шхол,
Армия учителей, насчитывающая 1.188 тысяч
чоловек, пополняется новым отрядом в 90 ты-
сяч учителей, окончивших в нынешнем году
педагогические и учительские институты и
педагогические училища.

К началу учебного года на языках народов
Советского Союза выпущено 106 миллионов
экземпляров учебников. В школы направ-
ляется 187 миллионов тетрадей, 81 миллион
карандашей, 125 миллионов перьев.
	#*%**х
В Российской Федерации — 117 тысяч школ.
Более 18 миллионов школьников начнут за-
нятия в этом учебном году в школах РСФСР.
Значительные успехи в подготовке школ Ев
	занятиям имеются в краях и областях рее-
	публики, Проведена большая работа по ре-
монту школьных зданий. Подходит к концу
заготовка топлива для школ и квартир учите-
лей, Впереди идут Горьковская, Омская, Мур-
манская, Тюменская области, Красноярский
край. Школы Челябинека, Горького, Ростова-
на-Дону уже завезли необходимое на всю зи-
му топливо.

Подготовка школ к новому учебному году
в этом году протекает на основе широкого
социалистического соревнования краев и об-
ластей, развернувшегоея по призыву горь-
ковчан и новосибирцев. На многочисленных
воскресниках сотни тысяч трудящихея заго-
товляли топливо, ремонгировали школьные
здания и мебель, помогали в строительстве
новых школ. По инициативе колхозников ме-
тодами народной стройки в республике по-
строена 291 сельская школа и заканчивается
‚‘етроительство еше 976 школ. у
		прочные знания
	говорили о том, что мичуринское учение
должно стать господствующим в преподава-
нии биологии в советской школе. На уроках
ботаники, зоологии, дарвинизма преподава-
тели должны с привлечением серьезного
фактического материала о практических до-
стижениях. Мичурина, Лысенко и их после-
дователей показать учащимся силу мичу-
ринского направления в биологии и его
значение для развития производительных
сил нашего сельского хозяйства, для повы-
шения урожайности сельскохозяйственных
культур и продуктивности животноводства,
Необходимо, чтобы знания, получаемые по
биологии на основе мичуринского учения,
учашиеся применяли практически в работе
на пришкольных Участках, в звеньях юных
мастеров высокого урожая, в кружках юных
‚ мичуринцев и т. д. Учителя ставили вопрос
о необходимости собственной переподготовки
в целях ликвидации до конца последствий
пооникновения в школу вейсманистско-мор-
	гановекого направления в биологии,
	В работе других секций раскрывалось зна-
чение изучения данной учебной дисципли-
ны в формировании мировоззрения подра-
стающего поколения. Учителя-историки
подчеркивали, что ‘изучение истории должно
подводить учащихся ‘на основе прочного и
основательного усвоения исторических
фактов к марксистскому пониманию законо-
мерностей развития человеческого общества,
великой силы марксистско-ленинской тео-
рии, ее творческой, революционно-преобра-
зующей роли в процессе общественного
развития. ‘На совещании подчеркивалось
особое значение для коммунистического
воспитания учащихся изучения советского
	периола истории СССР.
	Ka
	удивлением отметит, что на его страницах
он не найдет ни однсй сколько-нибудь зна-
	чительной статьи 00 оэтих научных тоудах-
	советских историков. Зато журнал заполнязт
свои страницы рассуждениями о различиях
в патриотизме Александра Невского и Ломо-
носова, Чернышевского и Суворова (№ 4 за
1947 г.), весьма туманными рекомендациями
0 необходимости подчеркивать историческую
ограниченность прогрессивных явлений
(№ 2 за 1948 г.). Журнал не публикует мате-
‚риалов по истории советского государства
периода 1921—1941 гг. и, таким образом,
плохо вооружает учителя в трудном. деле
преподавания истории.

В журналах, издаваемых для учителей,
публикуется немало статей и материалов, в
которых излагаются вопросы методики пре-
подавания: Многие из этих статей поражают
своей односторонноетью -в них главным
образом рассказывается, как нужно обучать,
но весьма малое внимание обращается на то,
чему обучать, Статьи по методике превра-
аются в схоластические мудрствования,
если‘они не излагают новейших научных до-
стижений. Так, например, тщетно было бы
искать в журналах, издаваемых Министер-
ством просвещения для учительства, статей
о научных работах, удостоенных Сталинских
премий. Ни одной статьи о трудах лауреатов
Сталинских премий не поместила и «Учи-
тельская газета». Это отнюдь не помогает
учителю в его трудном деле преподавания
основ, наук.

Большое место в школьном образовании за-
нимают наглядные пособия и учебные при-
боры. Предприятия Министерства просвеще-
ния изготовляют немалое количество пособий
и приборов. Однако. приборы; основанные ‘на
результатах новейших научных иселедова-
ний, производятся еще в очень ограниченном
количестве и крайне медленно: Школы долж-
ны иметь модели реактивных двигателей,
электропечей, фотореле, камеру Вильсона и
др. В этом деле серьезную помощь школе
должны оказать лаборатории и предприятия
промышленности, научные институты.
	Учительство пред’являет справедливый
счет ик Академии наук СССР, упрекая неко-
’/торые академические учреждения в равно-
душном отношении к нуждам школы. Много
ли академиков и научных сотрудников ин-
ститутов академии принимает участие в ео-
ставлении школьных учебников и учебных
пособий? Много ли ученых выступает на
страницах журналов для учительства? Дело
популяризации науки, ее достижений для
‚колы должны взять на себя сами ученые.
Пока можно сказать, что академические изда-
ния, носящие названия научно-популярных,
не имеют основания называться популярны-
ми.

Достаточно заглянуть в издаваемый Акаде-
мией наук журнал «Природа», перелистать
ряд книг, публикуемых в академической
научно-популярной серии, чтобы убедиться,
как далеко стоят эти издания от интересов
школы. Журнал «Природа», как и издания
заучно-популярной серии, раесчитаны только
на научных работников, желающих попол-
нить свои знания в смежных областях науки.
Академия наук отгородилась от ‘огромной
армии учителей, от школы.

В старой России представители передовой,
революционно-демократической мысли стра-
стно выступали против так называемого «ли-
тературного» или «классического образова-
ния» и воспитания. Принципы этого образо-
вания, доведенные до логического конца в
системе Д. Толстого — Делянова, означали
изгнание из школы естествознания, замену
русекой литературы изучением «классиче-
ской древности» и древних языков, исклю-
чение, из преподавания данных по истории
науки. Современные деляновы за рубежом
организуют «обезьяньи процессы» и запре-
щают в школах книги Ленина и Сталина,
Толстого и Горького, Дарвина и Мичурина,
	Только Октябрьская революция ликвидиро-
вала эту порочную  толстовеко-деляновскую
систему. История науки, сведения о великих
подвигах русских ученых, землепроходцев,
изобретателей, тружеников делают привлека-
тельным и интересным преподавание любо-
го предмета в советской школе. На этом бла-
городном материале воспитываются патрио-
тизм и любовь к советской науке миллионов‘
школьников. Вот почему особенно нетерпимо,
когда в некоторых учебниках и изданиях за-
малчиваются или искажаются вопросы исто-
рии русекой науки, когда’ предаются забве-
нию имена великих русских ученых и изо-
бретателей.

За последние голы немало сделано совет-
скими учеными, чтобы восстановить подлин-
ную историю русской науки, ее роль в раз-
витии нашей страны и всего человечества.
Но как медленно проникают эти данные о
русской науке и ее деятелях в учебники,
учебные пособия, школьное преподавание.
Здесь непочатый край работы для Академии
педагогических наук, для научно-популярной
деятельности Академии наук СССР,

Великие русские революционеры-демокра-
ты мечтали о том, чтобы наука опиралась на
демократию, была сильна демократией. Эта
мечта осуществлена в советском обществе.

Подлинная демократичность советской на-
уки сказывается в том, что ее основы доетун-
ны для всех в социалистическом обществе.

Где высоко стоит наука,
Стоит высоко человек,—

писал еще в прошлом веке посэт-революци-
онер Полежаев. Наука, занимающая почетное
место в нашем обществе, занимает такое же
место и в школе. И эта роль науки в школе
раскрывает огромные перспективы для роста
школы, для дела коммунистического воспи-
тания народа, для развития самой науки.
Партия и правительство проявляют посто-
янную заботу-о школе, о развитии советской
школы в неразрывной связи с жизнью, с
практикой социалистического строительства.
Дело чести могучей армии учителей и на-
	учных работников — поставить преподавание
основ наук в школе на Зысоту, достойную
сталинской эпохи.
	на нужды ‘просвещения
	Передовые предприятия горячо откликну-
лись на призыв сессии Свердловского обла-
стного Совета депутатов трудящихся окру-
жить школу всенародной заботой. Перво-
	уральский новотрубный завод и другие `
	предприятия и учреждения отремонтировали
подшефные школы и полностью обеспечили
их топливом.
	УЧИТЕЛЯ
Он — активный общественник, депутат сель-
ского Совета.

За свой благородный труд т. Метлин на-
гражден правительством орденом Трудового
Красного Знамени,

Недавно общественность района в торже-

ственной обстановке отметила славный юби-
лей п. В Метлина,
	Советское государство превратило школу
в могучее оружие культурной революции.
Впервые в истории человечества школа была
поставлена на действительно научные рель-
сы. Советская система образования является
строго научной, во-первых, потому, что она
построена на принципах марксистско-ленин-
ской теории, во-вторых, потому, что совет-
ская школа ставит своей главной задачей
усвоение школьниками основ наук.

Каждый год в день 1 сентября миллионы
девочек и мальчиков, переступзющих порог
школы, делают первый шаг к познанию основ
наук. Каждый новый день в школе расши-
ряет эти познания. Больше того, сама наука
находит в советской школе первоначальный.
фундамент своего роста и неисчерпаемый ре-
зерв своих кадров.

Советский народ справедливо гордится сво-
ими школами, в которых воспитание и обра-
зование имеют свсёй целью формирование
сознательных граждан социалистического об-
щества, владеющих основами наук. Но имен-
но эта великая цель и сознание больших
успехов, достигнутых школой, диктуют со-
ветским людям критическое отношение и вы-
	сокую требовательность к ее работе.
	Ууепех в деле воспитания коммунистич?®-
ского отношения к труду, воспитание никог-
да не гаснушего интереса к науке — такова
мерка достижений нашей школы.
	‚ Великие русские педагоги и ученые Ушин-
ский и Тимирязев в свое время мечтали о
воспитании нового поколения учителей, кото-
рые сумеют обеспечить проникновение науки
в школу. Такое поколение учителей выросло
в советской стране.

Воспитанные в советских учебных заведе-
ниях, овладевшие научными знаниями в CBO-
ей области, учителя несут свои благородные
обязанности коммунистических воспитателей
и просветителей молодого поколения.
	Тысячи советских учителей готовят нашу
молодежь для практической деятельности в
промышленности, сельском хозяйстве, в го-
сударственном аппарате, готовят будущих
студентов техникумов’ и вузов — техников и
агрономов, врачей и инженеров, историков и
экономистов. -

Любознательные школьники жадно слуша-
ют учителя, раскрывающего перед ними тай-
ны природы. Как благодарен труд рассказать
школьнику об исследованиях академика 3e-
линского и профессора Гаврилова, в которых
разрабатывается новая теория строения бел-
ка, о работах физиков Алиханова и Алиха-
няна, исследующих космические лучи. Широ-
ко раскрывается мир перед школьником, если
познакомить его с работами советеких гео-
	логов, исследующих недра нашей Родины,
	биологов, разрабатывающих основы высоких
урожаев на родных полях и быетрого разви-
тия животноводства, медиков, дающих новые
методы лечения болезней, ранее считавшихся
неизлечзимыми. А
	Но в этом важном деле пропаганды науч-
	ных достижений в школе учитель нуждаетея
	в серьезной помощи. Учителя, если они не
хотят отстать от жизни, от науки, должны
пользоваться рядом источников для поетоян-
ного пополнения и совершенствования своих
знаний. Такими источниками, помимо спе-
	циальной научной литературы, которая не
	всегда может быть доступна учителю, должны
являться учебники и учебные пособия, жур-
налы, издаваемые для учителей по: различ:
	‘ным областям знания, труды Академии педа-
	гогических наук, научно-популярная лите-
ратура и т. п. Е

Необходимо, однако, отметить, что некото-
рые из этих источников не только не несуг
научных знаний учителю, но иногда ‘дез-
ориентируют его, выдавая лженауку за на-
учные открытия и достижения.

Так, журнал «Естествознание в школе»,
который призван нести в школу идеи. пере-
довой мичуринской биологической науки, си-
стематически пропагандировал реакционные,
вейсманистские концепции. В. школе при
изучении дарвинизма школьникам преподно-
силась менделистско-моргановская  прему-
дрость.

Нельзя дальше мириться с тем, что в неко-
торых учебниках преподносятся обветшалые
идеи и истины, ибо это наносит вред не толь-
ко школе, но и самой науке. Наука в состоя-
нии быстро развиваться и. воспроизводить
свои кадры, когда в массах распространяют-
ся правильные научные представления о за-
конах природы и общества.
	Бет нужды говорить о значении курса Фи-
зики в школе. Между тем и в программе и в
учебнике по физике Соколова игнорируются
успехи современной науки. Так, молекуляр-
но-кинетическая теория строения вещества
не была положена в основу изучения тепло-
ты и общих свойств тел. Еще более разитель-
ным является замалчивание крупных науч-
ных достижений, уже бытующих в социали-
стической действительности. В школьной
программе по физике не нашли места столь
продуктивно используемые принципы реак-
тивного двигателя, успехи радиотехники в
области телевидения, радиолокации. Исправ-
ления, внесенные в последнее время: в  про-
грамму по физике, не достигают в должной
мере цели, так как эти исправления не кос-
нулись вновь изданного учебника Соколова.
Подобного рода недостатками отличаются
также учебник физической географии для
5-го класса, журналы «Физика в школе»,
«География в школе» и другие издакия.

В деле воспитания любви к советской Ро-
дине огромное значение имеет преподавание
отечественной истории. Учитель советской
школы должен опираться в своей работе на
классические труды Ленина и Сталина, в ко-
торых раскрывается героическая история
народов нашей страны. Труды советских
историков лауреатов Сталинских премий —
Грекова, Вяткина, Нечкиной, Дружинина,
созданная коллективом историков «История
дипломатии» являются ценными пособиями
в работе учителей по поеподаванию истории.
	Однако, если учитель обратится в журна-
лу «Преподавание истории в школе», то с
	300 миллионов фублей
	СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). Предприятия
и учреждения Свердловской области оказы-
вают большую . материальную помощь шко-
лам. В текущем году на нужды народного
просвещения ассигновано болез 300 миллио-
нов рублей, что составляет около 40 прон,.
			Соглаесованная работа преподавателей исто-
рии и Конституции СССР должна помочь
учащимся глубоко понять преимущества
советского социалистического строя перед
любым другим общественным строем, сущ-
ность советской демократии, в условиях
которой рабочим, крестьянам и интеллиген-
ции обеспечено подлинно человеческое суще-
ствование. Лучшие учителя рассказывали,
как они разрешают эту задачу на ярких,
конкретных и убедительных фактах нашей
социалистической ‘действительности, сопо-
ставляя их с условиями жизни трудящихся
в прошлом и в современных капиталистиче-
	ских странах.
	В Украинской ССР восстановлена довоен-
ная сеть школ, в этом году открывается еще
1.005 семилетних и средних школ.

По призыву трудящихся Житомирекой
области закончена подготовка к новому учеб-
ному году почти всех школ республики. Вы-
строены 31 городская и 16 сельских школ. В
Житомирской, Закарпатской, Тернопольской,
Дрогобычекой, Винницкой, Херсонской, Одес-
ской областях, в Киеве и Харькове отремон-
тированы все школы, квартиры учителей, за-
	везено топливо. Большую помощь школам
	оказали на многочисленных воскресниках
колхозники, рабочие шефствующих  пред-
приятий,

. жж

В наступающем учебном году в Белоруссии
будет работать 11.695 школ, в которых при-
ступит к занятиям свыше полутора миллио-
нов учащихся. .
	°За три послевоенных года в Бедоруесии_
поётроено и воестаноз но ‘1.368 школьных.
	зданий. В 1946 году в республике только ме-
тодами народной стройки построено 329
школ, 595 школ будут построены к 31-Й го-
довщине Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции. Школами ‘республики по-
лучено на 2.600 тысяч рублей учебно-нагляд-
ных пособий.
wk oe oe
	`В результате социалистического соревно-
вания в Восточно-Казахстанской` области от-
ремонтированы все школы Завезено топли-
во. Колхозники своими силами построили
25 сельских школ, 31 домов для учителей.
Всего по области для учителей передано
678 домов,

Первым в области завершил подготовку
школ к новому учебному году инициатор со:
пиалистического соревнования — Шемонаи-
хинский район.
			Преподавателями литературы отмечалась
важнейшая задача — конкретно показать
учащимся в связи с изучением и анализом
содержания художественных произведений
высокую идейность советской литературы,
пронаганду ею в художественной форме ру-
ководящих идей политики “партии и прави-
тельства, беззаветное служение интересам
советского. народа, раскрытие высокого мо-
рального облика советских людей, проникну-
тых законной гордостью за свою великую
	Родину.
	К сожалению, не.на всех учительских со-
вещаниях было обеспечено правильное
направление в работе; В некоторых случаях
забывалось, что успдшное разрешение шко-
лой стоящих перед нею задач определяется
качеством научных знаний учащихся. Так,
	имел место факт, когда в Москве на собра-
нии преподавателей истории и Конституции
докладчик из Института. повышения .квали»
фикации Учителей неправильно ориентиро-
	вал

а

удиторию в вопр

ocax  идейно-политиче-
	ского воспитания учащихся, рассматривая их
изолированно от содержания исторической
науки, принизил значение учебной работы
по истории, выдвигая на первый план вне-
школьную работу. Вместо мобилизации учи-
телей на необходимость дальнейшего повы-
шения теоретического уровня преподавания
и непрерывной работы над собой докладчик
пыталея убедить аудиторию, что знание
материала у учителей вполне достаточное и
дело лишь в неразрешенности некоторых
методических проблем. :
Недочеты и ошибки, имевшие место в про-
ведении отдельных учительских совещаний,
должны быть исправлены в работе с учите-
лами в первые же. дни учебных занятий.
		Ближ
	е к жизни!

саметки
9 сельской м/Жоле
	о и
лыкову присвоено звание Героя Социалисти-
‘ческого Труда, четверо его учеников награж-
дены медалями «За трудовую доблесть».

Передовые колхозники оказывают школе
практическую помошь в решении воспита-
тельных задач. Широкий отклик получает
призыв знатной туркменской колхозницы Ге-
роя Социалиетического Труда Айнабат Беген-
чевой организовать при каждой сельской
школе участок высокого урожая, где бы
школьники знакомились со всем годовым цик-
лом сельскохозяйственных работ и учились
выращивать высокие урожаи. В далеком ауле
у подножия Копет-Дага в Ашхабадской обла-
сти такой участок организован, и 40 детей
колхозников под руководством учителей
школы и т. Бегенчевой уже обрабатывают
полгектара длинноволокнистого хлопчатника.

Педагогические коллективы передовых
сельских школ, исходя из особенностей сель-.
ской школы, стремятся разрешить одну из
важнейших проблем политехнического обра-
зования.

Однако в большинстве сельских школ пре:
подавание носит формальный характер, зна-
ния учащихся не связаны с окружающей
жизнью, никакой практической подготовки
для будущего учащиеся не получают, Многие
учителя не принимают активного участия в
улучшении работы сельской школы, в укре-
плении ее связи с жизнью.

Одной из основных причин этого является
недостаточное внимание к вопросу практиче-
ской подготовки учащихся сельских школ со
стороны работников советской педагогической
науки и руководящих органов народного об-
разования. Не помогают учителям в этом дела
и существующие программы и учебники. В
педагогической литературе нет руководящих
статей, освещающих проблему связи сельской
школы се жизнью. Очень мало конкретных ме-
тодических материалов, в которых указыва-
лось бы, как осуществить в сельской школе
подготовку учащихся к последующей дея-
тельности в сельском хозяйстве,

Инициатива и достижения передовых учи-
телей в этой области не распространяются
должным образом,

Академия педагогических наук в июле это-
го года провела сессию, посвященную пробле-
ме сельской школы, К участию в сессии были
‚привлечены лучшие сельские учителя — это
несомненное достижение академии. Но учи-
тельство, охотно отозвавшееся на’ предложе-
ние Академии педагогических наук совмест-
но обсудить вопросы учебно-воспитательной
работы в сельской школе, к сожалению, не
	Главная задача городской и сельской со-
ветской школы -— дать учащимся глубокие,
прочные знания основ наук, воспитать их
пламенными советскими патриотами, актив-
ными строителями коммунистического об-
щества. Качество обтщего образования и уро-
вень коммунистического воспитания в школе
зависят от того, как‘ учителя осуществляют
ленинское указание oO связи школы ©
жизнью, о связи обучения и воспитания с
производительным трудом. В сельской школе
обучение и воспитание детей надо вести в
тесной связи с социалистическим сельскохо-
зяйственным производством.

На живых местных примерах преподава-
тель может дать учащимся ясное представле-
ние о колхозе, разобрать с ними Устав сель-
скохозяйственной артели, показать величай-
шие преимущества социалистической систе-
мы сельскохозяйственного производства пе-
ред частнособственническим земледелием.

Колхозное хозяйство развивается всеето-
ронне, ведется на основе науки, Оно вооруже:
но передовой техникой, В сельском хозяйстве
все ‘более широкий размах приобретает элек-
трификация. Это дает возможность вести пре-
подавание на основе фэктов и примеров, взя-
тых из близкой детям колхозной действитель-
ности, Используя эти возможности, лучшие
учителя добиваются повышения качества пре-
подавания и успеваемости учащихся, которые
в гроцессе изучения биологии, химии, мате-
матики, физики приобретают необходимые
практические знания для предстоящей трудо-
вой цеятельности.

Преподаватели организуют экскурсии в пе-
	редовые колхозы и совхозы, привлекают де-
тей к участию в сельскохозяйственном произ-
водстве, развивают опытничество и работу
юных натуралистов. Все это подчиняется за-
дачам вооружения школьников глубокими
знаниями основ наук и того, как применять
эти знания на практике. Прежде всего нуж-
но в преподавании естествознания ироко
поцуляризировать передовую советскую ми-
чуринскую науку, на основе которой. разви-
вается наше социалистическое земледелие.

Опыт некоторых школ и учителей намечает
и новые формы обучения детей в тесной свя-
зи с сельскохозяйственным производством и
подготовки учащихся к практической работе
после школы. Чоботовская школа Московской
Области в 1947 году выступила инициатором
вовлечения школьников в работу по садовод:
ству. В конкурсе на. лучшего юного садовода,
организованном по призыву этой школы Цен-
	альным Комитетом ВЛКСМ, в 1947 году
участвовало свыше миллиона пионеров и
школьников, посадивших болев 10 миллионов
плодово-ягодных деревьев и кустарников.

Всесоюзную известность получил опыт учи:
теля Шуринской начальной школы Кемеров-
ской области В. Баклыкова, вырастившего
вместе со своими учащимися высокий урожай
ошеницы на участке в 10 гектаров, Тов. Бак-
	встретило должной поддержки со стороны
руководящих работников этого учреждения.
Никто из действительных членов и членов-
корреспондентов академии на сессии не вы-
ступил. -

Не уделяют должного внимания сельской
школе и руководящие педагогические журна-
лы. В журнале «Народное образование» за два
последних года напечатана только одна
статья, посвященная непосредственно сель-
ской школе, да две ` небольшие статьи о
краеведческой работе. Мало публикуется ма-
териалов о сельской школе в журналах: «Со-
ветская педагогика» и «Начальная школа»,

Интересы развития социалистической куль-
туры и социалистического сельского хозяй-
ства требуют от министерств просвещения и
Академии педагогических наук улучитить ру-
ководство сельскими школами.
	Необходимо научно обосновать особенностие
	учебно-воспитательной работы в сельской
школе, обобщить опыт передовых учителей
по укреплению связи школы с колхозной
жизнью. Указания по этим вопросам должны
быть разработаны как по отношению к учеб-
но-воспитательной работе школы в целом, так
и по преподаванию каждого. предмета в от:
дельности. с учетом его специфики. :

Необходимо издать массовым тиражом ме-
тодическую литературу, освещающую все ос:
ноБные вопросы учебно-воспитательной рабо-
ты в сельской школе и, в частности, работы
на пришкольных участках и в юннатских
кружках, Больше внимания проблемам учеб-
но-воспитательной работы в сельских шко-
лах обязаны уделять и все педагогические
журналы. ;

Учащимся школ необходима хрестоматия по
сельскому хозяйству. Яркое художественное
слово об успехах колхозного производства, о
великих достижениях советской сельскохо-
зяйственной науки, о знатных мастерах вы-
соких урожаев и передовиках животноводства
будет служить могучим средством в воспита-
нии учащихся, средством, прививающим лю-
бовь к труду и вызывающим интерес к сель-
скому хозяйству.

Сельская школа нуждается в наглядных по-
собиях, отражеющих применение биологии,
физики, химии и других наук в колхозной
жизни,

Все эти и многие другие недостатки, задер-
живзющие развитие советской сельской шко-
лы, должны быть устранены министерствами
и издательствами.
	На августовских учительских совещаниях
серьезно обсуждался вопрос о дальнейшем
укреплении работы сельских школ. Все цен-
ные предложения по улучшению работы
сельских школ, укреплению их связи е
жизнью, высказанные на совещаниях, ROAR
ны быть учтены и быстро осуществлены от-
делами народного образования.
		КАЛОВ. (Наш корр.). Заведующий В.-Ка-
райгерской начальной школы Чкаловской об-
ласти Петр Васильевич Метлин прожил
15 лет, из них 55 лет он отдал целу народно-
	го образования. Благодаря его педагогической.
	деятельности более 2.009 учащихся получили
начальное образование.

Народный учитель П. В. Метлин не огра-
ничивает свою работу лить в стенах школы.