7 ноября 1948 в., № 32 (87),
	Жизнь

>

/ ‚ Великой ия
LU ческой револю

Доклад В. М. МОЛОТОВА на торжественном заседании Московского. Совета 6 ноября 1948 года
	Октябрьская революция положила начало крушению
системы капитализма, но на протяжении почти трех
десятилетий Советский Союз был единственной стра-
ной социализма. После второй мировой войны от капи-
тализма отпали такие страны Европы, как Польша, Ру-
мыния, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Албания,
Югославия. Гигантскими шагами продвигается вперед
народно-освободительное движение в зависимых и ко-
лониальных странах. Несмотря на все препоны, демо-
	кратические силы растут и закаляются в борьбе с си-
	лами реакции в странах капитализма. Все больше ра-
стет международный авторитет СССР, как главного
оплота демократического и антиимпериалистического
лагеря, противостоящего лагерю империализма и агрес-
сии.

Под великим знаменем Ленина — Сталина неш народ
идет вперед, с удовлетворением оглядываясь на прой-
денные годы героической борьбы и славных побед,
полный уверенности в своем будущем.
	I,
м пол’еме
	придавало важнейшее значение. Развернувшееся со-
ревнование между областями и районами, а также ме-
жду республиками, дало серьезные результаты. Вы
	знаете об этом по многочисленным письмам на имя
	товарища Сталина, которые опубликованы в нашей пе-
чати. Несмотря на засуху на большой территории По-
	BOJUKbA, план хлебозаготовок в этом году успешно.
	заканчивается выполнением. Целый ряд областей и
краев сдали государству хлеба значительно больше,
чем в прошлом году, и больще, чем они сдавали в до-
военные годы. Достаточно сказать, что в этом году
сдано больше хлеба, чем в прошлом году, по Украине
на 131 миллион пудов, по Северному Кавказу на
77 миллионов пудов, по Сибири на 40 миллионов пудов.
Теперь не только полностью обеспечено текущее снаб-
жение населения хлебом, но и созданы необходимые
государственные запасы на будущее время.

В целях ускорения дальнейшего под’ема сельского
хозяйства, — зерна, хлопка, свеклы и других культур,
а также создания кормовой базы для всестороннего
под’ема животноводства, государством развертывают-
	ся широкие мероприятия по повышению агротехниче-
	ской культуры в колхозах и совхозах, по снабжению
минеральными ‘удобрениями и всеми нужными маши-
нами. При поддержке государства колхозы смогут те-
перь поднять все отрасли общественного животновод-
	ства при одновременном повышении его продуктивно-
	сти. Сельское хозяйство получит в этом году от госу-
дарства в три раза больше тракторов, в два раза боль-
ше автомобилей, в два раза больше сельскохозяйствен-
ных машин, чем в довоенном, 1940 году. Государством
проводятся все новые и новые мероприятия, чтобы все-
	‘мерно поднять техническую базу сельского хозяйства,
	облегчить труд колхозников и повысить производитель-
ность их труда.
	В этом году особенно широко развернулось соревно-
вание в: колхозах и совхозах, что является заслугой,
прежде всего, наших партийных организаций. Одновре-
менно с этим ‘колхозы стали успешнее вести борьбу с
лодырями и дезорганизаторами колхозного труда, а это
будет способствовать дальнейшему улучшению органи-
зации колхозного производства и под’ему благосостоя-
ния колхозной деревни. Прошлогоднее решение Пра-
вительства о наградах за’ большие успехи в сельском
хозяйстве сыграло важную`роль в под’еме социалисти-
ческого соревнования в деревне. Мы имеем теперь ты-
сячи Героев Социалистического Труда в колхозах, а
	также среди работников совхозов. Десятки тысяч кол-
хозников и колхозниц награждены орденами и медаля-
	ми за большие достижения в сельскохозяйственном
труде. В этом году принято решение повысить требова-
	ния к тем, кто будет впредь награждаться Правитель-
	ством за свои успехи в земледелии, животноводстве и
	В овладении сельскохозяйственной техникой. Можно
не сомневаться в том, что ряды награжденных не толь-
	ко не сократятся, а еще больше увеличатся в этом го-
ду: За это говорит размах соревнования и растущий
	  трудовой под’ем в колхозах.
	Всего несколько дней назад опубликовано. принятое
по инициативе товарища Сталина Постановление Пар-
тии и Правительства «О плане полезащитных лесона-
саждений, внедрения травопольных  севооборотов,
строительства прудов и водоемов для обеспечения вы-
соких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных
районах европейской части СССР». Поставлена цель
Tak использовать имеющийся большой практический
опыт и достижения сельскохозяйственной науки, чтобы
колхозы и совхозы степных и лесостепных районов,
вооруженные передовой техникой, в течение ближай-
ших лет сделали существенный скачок в дальнейшем
развитии земледелия и животноводства. При этом осо-
	‘бое значение придается освоению травопольной систе-
	мы земледелия и организации в широких размерах ра-
бот по полезащитному лесонасаждению. Осуществле-
ние этого грандиозного государственного плана, при-
нятием которого об’явлена война засухе и неурожаям
в степных и лесостепных районах европейской части
нашей страны, выведет наше сельское хозяйство на
прямой путь высоких и устойчивых урожаев, сделает
труд колхозников высокопроизводительным и во мно-
гом поднимет экономическое могущество Советского
Союза. Наша уверенность в осуществлении этого исто-
рического плана великих работ говорит о том, насколь-
ко быстро растут наши силы, наши успехи и наши воз-
можности, когда мы идем по пути, указанному Комму-
нистической Партией, Великим Сталиным. (Бурные ап-
лодисменты).

В соответствии с возникшими более сложными Зада-
чами руководства народным хозяйством перед нами
встали новые задачи в области государственного пла-
нирования, организании материального снабжения,
внедрения передовой техники во все отрасли хозяйства.

В деле планирования народного хозяйства приобрели
особое значение вопросы координации и ускорения
под’ема отдельных отраслей производства. Как изве-
стно, планы производства и строительства составляются
теперь для предприятий, исходя из прогрессивных тех-
нико-экономических норм использования оборудования
и материалов, что способствует ускорению под’ема
промышленности, транспорта и других отраслей народ-
ного хозяйства. Контроль за исполнением планов имеет
пелью не простое достижение общей суммы валовой
продукции, но и обязательное выполнение заданий по
основной номенклатуре, ассортименту и по улучшению
качества продукции.

От правильной организации дела материального снаб-
жения, создания нужных материальных резервов и эко-
номного использования государственных ресурсов во
многом зависят темпы под’ема нашего хозяйства. При
теперешнем огромном размахе производства и строи-
тельства четкая организация снабжения и контроль за
соблюдением установленных норм расходования мате-
риальных ресурсов имеют для государства важнейшее
значение.

Ускорение механизации трудоемких работ и внедре-
ние передовой техники во все отрасли промышленности,
транспорта и сельского хозяйства всегда считалось
важнейшим делом большевистской партии. В связи с
нашими хозяйственными задачами товарищ Сталин го-
ворил: ‹...механизация процессов труда является той
новой для нас и решающей силой, без которой. невоз-
можно выдержать ни наших темпов, ни новых масшта-
	бов производства». Наши возможности в Этом деле в
огромной степени выросли. Промышленность Совет-
ского Союза может теперь производить любые машины,
причем размеры машиностроения уже далеко превзо-
шли довоенный уровень. Действующий парк станков в
нашей стране значительно увеличился по сравнению с
1940. годом и в короткий срок может быть еще больше
увеличен. Планомерное внедрение передовой техники во
все отрасли народного хозяйства является могучим ры-
чагом в деле дальнейшего увеличения мощи Советского

государства.

Важнейшим мероприятием, осуществленным в нашей
стране после 30-й годовщины Октября, было проведе-
ние денежной реформы одновременно с отменой кар-
точной системы снабжения населения и установлением
единых сниженных государственных цен на промыш-
ленные и продовольственные товары. Это решение по-
могло быстро ликвидировать отрицательные  пПослед-
ствия излишка денег в обращении, образовавшегося в
период военного времени, и создало благоприятные
предпосылки для ускорения под’ема народного хозяй-
ства. В результате снижения государственных рознич-
ных цен на продовольственные и промышленные това-
ры и последовавшего вместе с этим снижения цен в
кооперативной торговле и на колхозном рынке, покупа-
тельная способность рубля повысилась в два раза.
Вследствие этого, а также в связи с ростом денежной
зарплаты, реальная заработная плата рабочих и служа-
щих по сравнению с прошлым годом поднялась более,
чем в два раза. (Продолжительные аплодисменты),

Таким образом, денежная реформа и государствен-
ные мероприятия в области улучшения торговли во
многом способствовали повышению материального
уровня жизни рабочих и служащих.

Проведение этих мероприятий стало возможно уже
через два года после окончания войны, когда вторг-
шиеся фашисты причинили нашей стране неслыханные
бедствия и разорение, Этот факт демонстрирует перед
всем миром, какими громадными силами и внутренними
возможностями располагает Советское государство.

Вместе с тем, после отмены карточной системы снаб-
жения встали во весь рост новые задачи в области со-
ветской торговли, как в городе, так и в деревне. Необ-
ходимо все сделать для того, чтобы всемерно расши-
рить производство предметов широкого потребления и
улучшить качество и ассортимент этой продукции, а
также улучшить обслуживание потребителя со сторо-
ны торговых организаций — государственных и коопе-
ративных.
	С другой стороны, полностью обеспечить положи-
тельные результаты денежной реформы мы можем
только’ в том случае, если будем во всем соблюдать
режим экономии, не допускать излишеств, беречь со-
ветскую копейку. Сознание важности этих простых за-
	“дач проникло теперь в самые широкие круги советских
	людей.
	Товарищи!
	‚ Сегодня мы празднуем 31-ю годовщину Социалисти-
ческой революции в нашей стране.

Трудящиеся Советского Союза встречают эту годов-
щину Великого Октября‘ славными победами третьего,
решающего года послевоенной пятилетки. Ширится и
крепнет социалистическое соревнование в рабочем
классе, среди колхозного‘ крестьянства, в рядах совет-
	ской интеллигенции, с каждым днем умножая успехи’
народов СССР в деле строительства коммунизма. Твор-.
	ческие усилия советских людей направлены на осущест-
вление великих планов под’ема промышленности и сель-
ского хозяйства небывалого размаха и значения. На на-
ших глазах растет экономическая мощь Советского
Союза, идет неуклонный под’ем материального благо-
состояния нашего народа. Все больше крепнет дружба
народов СССР, окрыленных советским патриотизмом,
проникнутых безграничным доверием и любовью к
Сталинскому руководству нашей страной.
	Ha HOBO
	В основе всей работы нашего народа после победо-
носного окончания Великой Отечественной войны ле-
жат известные указания товарища Сталина:

«Закончив войну победой над врагами, Советский
Союз вступил в новый, мирный период своего хозяйст-
венного развития. В настоящее время перед. советским
гародом стоит задача — закрепив завоеванные пози-
ции, двинуться дальше вперед к новому хозяйственно-
му под’ему. Мы не можем ограничиваться закреплением
этих позиций, ибо это привело бы к застою, — мы дол-
жны двинуться дальше вперед, чтобы создать условия
для нового мощного под’ема народного хозяйства. Мы
должны в кратчайший срок залечить раны, нанесенные
врагом нашей стране, и восстановить довоенный уро-
вень развития народного хозяйства с тем, чтобы значи-
тельно превзойти в ближайшее время этот уровень, по-
высить материальное благосостояние народа и еще
больше укрепить И А ВИ мощь Совет-
ского государства».
	Теперь все видят, что советские люди успешно осу-
ществляют эту Сталинскую программу прочного за-
крепления завоеванных позиций и дальнейшего движе-
ния вперед, к новому хозяйственному под’ему.

Если план первого года послевоенной пятилетки не
был полностью выполнен, поскольку в первый после-
военный год много сил ушло на перевод промышлен-
ности с военных рельс на рельсы мирного развития,
а также ввиду возникших дополнительных трудностей
в связи с засухой и неурожаем 1946 года, то уже во
второй год пятилетки положение улучшилось по всему
хозяйственному фронту. В 1947 году наша промышлен-
ность не только выполнила, но и значительно пере-
выполнила свой годовой план. В результате этого был
полностью выполнен и общий план двух первых лет
послевоенной пятилетки. Большим достижением совет-
ского народа был тот факт, что уже в конце прошло-
го года наша промышленность поднялась до уровня
довоенного, 1940 года.

При таком положении решающее значение для вы-
полнения послевоенного пятилетнего плана имеет ны-
нешний, третий год пятилетки. От успехов нашей ра-
боты, от работы партийных организаций, профсоюзов,
комсомола зависит выполнение всей пятилетки и, что
особенно важно, возможность ее досрочного выполне-
ния. А мы знаем, что идея досрочного выполнения
пятилетки глубоко проникла в сознание рабочего
класса.
	Еще в прошлом году рабочие и работницы Ленин-
града обратились к рабочим и работницам всей страны
с призывом выполнить пятилетку в четыре года. Этот
призыв нашел широчайший отклик. Мы добились того,
что в первом квартале текущего года не было обычного.
снижения выработки промышленной продукции по
сравнению с последними месяцами предшествующего
года. В этом году наша промышленность из квартала в
квартал идет с перевыполнением установленных зада-
ний. За первые девять месяцев валовая продукция про-
мышленности дала прирост в 27 проц. против соответ-
ствующего периода прошлого года. Один этот факт го-
ворит о том, как быстро идет послевоенное восстанов-
ление и экономический под’ем нашего государства. Об
этом же свидетельствует и тот факт, что в текущем го-
ду наша промышленность идет на таком уровне, кото-
рый на 17 проц. выше довоенного, 1940 года. (Аплодис-
менты).
	Вместе с восстановлением и ростом промышленности
идет под’ем материального благосостояния рабочего
класса. Фонд заработной платы рабочих и служащих
в этом году почти в два раза превышает фонд заработ-
ной платы 1940. года. Идет широкое жилищное строи-
тельство, строительство школ, больниц, домов отдыха,
культурных учреждений. Принятая в пятилетнем плане
щирокая программа улучшения быта трудящихся и ус-
ловий их труда успешно осуществляется.
	Разумеется, мы не будем успокаиваться на достигну-
тых успехах. Мы не забудем также о том, что ряд
отраслей тяжелой и легкой промышленности, где до
сих пор сказываются разрушительные последствия
военного периода, еще не достигли довоенного уровня
и еще нередко не ведется должной борьбы за улучше-
ние качества промышленной продукции. Вместе с тем,
имеющиеся достижения позволяют нам. ускорить под’-
ем отстающих отраслей промышленности и обеспе-
чить досрочное выполнение послевоенной пятилетки
промышленности. Партия зовет нас вперед, — еще луч-
ше организовать и развернуть на предприятиях и в кол-

хозах планомерную борьбу за выполнение пятилетки
в четыре года.

В Советском Союзе имеет место общий и неуклон-
ный под’ем. промышленности, которой руководит социа-
	листическое государство. Геперь на этот путь встали
также страны народной демократии. Этого нельзя ска-
зать о странах капитализма, хотя они пострадали от
войны в неизмеримо меньшей степени, чем СССР и чем
государства новой демократии.
	В Соединенных Штатах Америки промышленность
сейчас не имеет и 80 проц. от уровня 1943 года, когда
она, питаясь огромными военными заказами, достигла
своего наивысшего уровня. Несмотря на это, прибыли
американских акционерных компаний продолжают ра-
сти. Если в 1939 году эти прибыли составляли 6,4 мил-
лиарда долларов, а в разгар войны они’ превышали
24. миллиарда долларов`за год, то в прошлом году при-
	были американских монополий достигли почти 30 мил-
	лиардов долларов С другой стороны, заработная плата
американских рабочих за последние годы резко отстает
от роста цен, что «означает значительное ухудшение по-
ложения рабочего класса. Если по официальным с00б-
щениям число безработных в Соединенных Штатах
лишь едва превышает два миллиона человек, что по
многим данным преуменьшено по крайней мере в три
раза, то количество полубезработных, работающих не-
	полную неделю, даже по официальным данным, дости-
	гает уже свыше восьми миллионов человек.

Или возьмите Францию, где положение рабочего
класса привлекает всеобщее внимание. Реальная зара-
ботная плата французских рабочих, ввиду повышения
цен на товары, упала за послевоенные годы в два раза.
Из опубликованных данных стало известно, что в пер-
вом полугодии этого года прибыли французских капи-
талистов составляли 43 проц. от всего национального
дохода Франции, а заработная плата рабочих и служа-
щих только 39 проц. этого национального дохода. Эти
данные показывают, что прибыли французских капита-
листов значительно превышают всю сумму заработной
платы, получаемой всеми рабочими и служащими
Франции.
	В то время, как под’ем нашей промышленности цели-
ком основан на наших внутренних ресурсах и трудовых
усилиях советских людей, в капиталистических стра-
нах Европы все строится на расчетах получения кре-
ДИТОВ ОТ «американского дядюшки».
	Всем известна шумиха вокруР «плана Маршалла» в
Европе. Этот план рекламируется как спасительное
дело для послевоенного восстановления европейской
экономики. Если послушать некоторых английских или
французских государственных деятелей, то без амери-
канских кредитов по «плану Маршалла» будто бы не-
возможно обеспечить экономическое восстановление
стран Европы. Однако, американские доллары, кото-
рые в этом году. потекли в карманы европейских капи-
талистов по кредитному плану США, не дали настоя-
щего под’ема промышленности в странах капиталисти-
ческой Европы. Они и не могут дать этого под’ема, так
как американские кредиты предназначены не для то-
го, чтобы восстанавливать и поднимать конкурирую-
щую с Соединенными Штатами Америки промышлен-
ность европейских государств, а для того, чтобы обес-
печить более широкий сбыт американских товаров в
Европе и чтобы поставить эти государства в экономи-
ческую и политическую зависимость от господствую-
щих в Соединенных Штатах капиталистических моно-
полий и их агрессивных планов, не считаясь с интере-
сами самих народов Европы.
	В отличие от этого послевоенное восстановление и
под’ем промышленности в СССР не находится в зави-
	симости от каких-либо капиталистических стран и все-_
	цело служит удовлетворению нужд своего народа.

Как промышленность, так и сельское хозяйство Со-
ветского Союза вступило в период нового мощного
под’ема.

Вот некоторые факты.

В этом году валовой сбор зерновых культур уже до-
стиг уровня довоенного, 1940 года. Мы достигли этого,
несмотря на то, что посевные площади еше не дошли
до довоенного уровня и еще не возмещены в сельском
хозяйстве те тяжелые потери в тракторах и сельско-
хозяйственных машинах, которые имели место во вре-
мя вражеской оккупации. Тем большее значение имеет
тот факт, что в результате более правильного исполь-
зования имеющейся техники и значительного улучше-
ния организации труда колхозников и колхозниц, уро-
жайность зерновых культур в этом году превысила
урожайность довоенного, 1940 года. Теперь мы хорошо
знаем, что наши главные задачи в земледелии заклю-
чаются в том, чтобы добиться дальнейшего повышения
урожайности зерновых, а также других сельскохозяй-
ственных культур.

Всем известно, насколько успешным был ход хлебо-
заготовок в этом году, чему наше Правительство всегда
	В текущем году родилось новое патриотическое дви-
жение в рабочих массах — движение за мобилизацию
внутренних резервов, за рентабельную работу предприя-
тий, за сверхплановые накопления. Общая сверхплано-
вая экономия от снижения стоимости промышленной
продукции составила за девять месяцев этого года свы-
ше 4-х миллиардов рублей. Развернувшееся соревно-
вание позволяет надеяться, что к концу года эта сумма
сверхплановых накоплений увеличится, по крайней ме-
ре, в полтора раза. Соревнование в этом деле ведет
вместе с тем к лучшему использованию машин и всего
оборудования на предприятиях и содействует лучшей
организации производства, что заслуживает поощрения
со стороны всех наших руководящих органов. Это дви-
жение, охватившее многие тысячи предприятий страны,
приобрело общенародное значение по инициативе
коммунистической организации и трудящихся нашей
столицы — Москвы, которая и на этот раз оправдала
данную ей товарищем Сталиным высокую оценку как
	«знаменосца новой, советской эпохи». (Продолжитель-
ные аплодисменты).
	Мы живем в такое время, когда наши рабочие, слу-
жащие и крестьяне-колхозники по всей стране уча-
ствуют в социалистическом соревновании. Теперь нет
и не должно быть таких фабрик и заводов или колхо-
зов, которые не участвовали бы в соревновании или не
стремились бы увеличить число соревнующихся вну-
три предприятия, внутри колхоза. «Соревнование есть
коммунистический метод строительства социализма»,
по выражению товарища Сталина. И вот мы видим,
что этот коммунистический метод строительства со-
циализма стал уже достоянием всей массы трудящих-
ся нашей Родины. Это’ такое великое завоевание Ок-
тябрьской революции, которое нельзя переоценить.
	Бессмертный Ленин говорил:
	«Социализм не только не угашает соревнования, а
напротив, впервые создает возможность применить его
действительно широко, действительно в массовом раз-
мере, втянуть действительно большинство трудящихся
на арену такой работы, где они могут проявить себя,
развервуть свои способности, обнаружить таланты, ко-
торых в народе — непочатой родник и которые капи-
тализм мял, давил, душил тысячами и миллионами.
	Наша задача. теперь, когда социалистическое прави-
тельство у власти, — организовать соревнование».
Ленин говорил дальше:
	«Широкое, поистине массовое создание возможно-
сти проявлять предприимчивость, соревнование, смелый
почин является только теперь. Каждая фабрика, где
выкинут вон капиталист или хо

тя бы обуздан настоя-
щим рабочим контролем, каждая деревня, где выкури-

ли помещика-эксплуататора и отобрали его землю, яв-
ляется теперь, и только теперь, поприщем, на котором
может проявить себя человек труда, может разогнуть
немного спину, может выпрямиться, может почувство-
вать себя человеком. Впервые после столетий труда на
чужих, подневольной работы на эксплуататоров являет-
ся возможность работы на себя, и притом работы, опи-
рающейся на все завоевания новейшей техники и куль-
туры».

Ленин писал эти строки в декабре 1917 года, то-есть
больше 30 лет тому

назад. Теперь все воочию ВИДЯТ
иронии нмтзо ни: та Ш —— ee
	В EEA ANA AREA RK ES
принцициальное и практическое ‘значение этих вели-

ких Ленинских заветов.
	(Продолжение на 3-й cTp.).