7 ноября 1948 г., Ne 32 (87).

КУЛЬТУРА

SL годовщина
соицалисп

ee
po
J .
	Доклад В. М. МОЛОТОВА на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1948 года

Размах и глубина сопиалистического соревнования
показывают, что весь советский народ превратился в
дружную семью трудящихся, независимо от националь-
ных различий и вероисповедания. Ежедневно печатае-
мые в наших газетах сообщения и отчеты на Имя
товарища. Сталина о трудовых достижениях заводов и
колхозов, строительств и научных учреждений, районов
и городов, целых отраслей промышленности и отдель-
ных видов транспорта, областей, краев и советских рес-
публик, — все это свидетельствует о том, что наше го-
сударство превратилось в дружную семыю народов,
показавшую свою несокрушимую сплоченность и непо-
бедимость в годы Отечественной войны, и теперь каж-
дым днем своего участия на трудовом фронте демон-
стрирующую растушую силу морально-политического
единства советского народа и его социалистической со-
знательности. (Аплодисменты).
	‚ В нашей стране все — трудящиеся, у нас нет и не
должно быть тунеядцев, паразитов. Иногда за рубежом
говорят, что мы, сбросив этих господ с насиженных
мест, поступили не совсем демократично. Результаты,
однако, оказались неплохими. Именно потому, что
мы — государство трудящихся, где нет места ни туне-
ядцам, ни паразитам, — мы сегодня составляем друж-
ную, многонациональную трудовую семью и, вместе
с тем, крепко организованную, могучую и непобедимую
армию. (Бурные, продолжительные аплодисменты).

Ленин и Сталин учат нас не зазнаваться и не успо-
каиваться на имеющихся достижениях. Товарищ
Сталин неустанно раз’ясняет значение метода критики
и самокритики для нашего движения вперед, для ра-
ботников всех без исключения рангов.
	Все больше растет размах и значение работы наших
	организаций на культурном фронте. У нас 730 тысяч
	учащихся в высших учебных заведениях и, кроме того,
270 тысяч вузовцев-заочников и свыше 34 миллионов
учащихся в средних и начальных школах и технику-
мах. Наша печать, наши культурные организации ведут
огромную научно-просветительную работу в массах.
Пусть об’явится такое капиталистическое государство,
которое захотело бы потягаться < Советским Союзом
в области под’ема культуры страны! (Аплодисменты).
	Мы имеем право гордиться успехами советского ис-
кусства и в последнее время, в особенности, успехами
советской литературы (аплодисменты), что является
не малым достижением направляющего руководства
партии. Наша литература, кино и другие виды искус-
ства все больше обогащаются такими пройзведениями,
которые в своих образах раскрывают идейный смыел
событий и работы людей советской эпохи. Подлинное
искусство доходчиво и оставляет глубокие следы в
сознании людей, и поэтому так велико значение тепе-
решнего под’ема в советском искусстве для развития
успехов в коммунистическом воспитании советского
народа. Советское искусство проникает далеко за ру-
бежи страны, освещая дела и дни нашей Родины, ко-
торые капиталистическая печать стремится скрыть или
извратить в глазах трудящихся.

Для под’ема научно-теоретической работы имеет
большюе принципиальное и практическое значение по-
следняя дискуссия в научных кругах по вопросам био-
логий.

Дискуссия по вопросам теории наследственности. по-
ставила большие принципиальные вопросы о борьбе
подлинной науки, основанной на принципах материа-
лизма, с реакционно-идеалистическими пережитками
в научной работе, вроде учения вейсманизма о неиз-
менной наследственности, исключающей перэдачу при-
обретенных свойств последующим поколениям. Она
подчеркнула творческое значение  материалистических
принципов для всех областей науки, что должно содей-
ствовать ускоренному движению вперед научно-теоре-
тической работы в нашей стране. Мы должны помнить
поставленную товарищем Сталиным перед нашими
учеными задачу: «Не только догнать, но и превзойти
в ближайшее врёмя достижения науки за пределами
нашей страны». (Продолжительные аплодисменты),
°— Дискуссия по вопросам биологии имела и большое
	поводов, чтобы не допустить запрещения преступного
атомного оружия.

В этом отношении все более определяются два основ-
ных лагеря в общественном мнении. .
	В Соединенных Штатах Америки за запрещение
атомного оружия выступила недавно возникшая про-
грессивная партия во главе с Уоллесом и немало аме-
риканских ученых и общественных деятелей, не говоря
уже о миллионах трудящихся, голос которых не нахо-
дит отражения в купленных и наемных органах желтой
буржуазной печати. Летом прошлого года в так назы-
ваемом «рабочем Комитете» при Атомной комиссии Со-
вета Безопасности большинство государств, включая и
Англию, высказалибь за уничтожение атомных бомб,
хотя из-за давления со стороны США они недолго удер-
жались на этой позиции. Давно известно, что многие
английские ученые считают позицию Советского Союза
в этом вопросе правильной. Нет сомнения, что в любой
стране число сторонников запрещения атомного ору-
жия составляет подавляющее большинство народа, хо-
тя это и не находит своего отражения в Генеральной
Ассамблее.

Чем упорнее будет сопротивление со стороны агрес-
сивных элементов запрещению атомного оружия, тем
все больше будет углубляться раскол между силами
агрессии и империализма, с одной стороны, и силами,
защищающими дело укрепления всеобщего мира и
демократии, с другой стороны. Из этого следует, что
с каждым днем будет расти изоляция сторонников
атомного оружия в международном общественном
мнении. Из этого также следует, что, возглавляя
борьбу за запрещение преступного атомного оружия,
Советский Союз стоит во главе всех миролюбивых на-
родов, во главе передовых людей всего мира. (Продол-
жительные аплодисменты). ~

До второй мировой войны кагиталистический мир
был разбит на страны буржуазной демократии и стра-
ны фашизма. Тогда роль застрельщиков агрессии игра-
ли фашистские и милитаристские страны — Германия,
Италия и Япония, создавшие так называемый анти-
коминтерновский блок. Они и развязали вторую миро-
вую войну, закончившуюся позорным провалом для
всех фашистов.

Советский Союз задолго до второй мировой войны
призывал все неагрессивные страны об’единиться для
противодействия фашистской агрессии и всегда
осуждал сделки отдельных великих держав с агрес-
сивными фашистскими странами за счет других миро=
любивых народов, вроде позорного сговора в Мюнхе-
не за счет Чехословакии.

Когда грянула вторая мировая война, Советскому
Союзу не пришлось менять своей политики, вступая в
антигиглеровскую коалицию вместе с Англией и Соеди-
ненными Штатами Америки. Это было естественным
продолжением той внешней политики; которую Совет-
ское правительство проводило и до второй мировой
войны.

Грозная опасность, нависшая над Европой, и на
только над Европой, со стороны фашистской Германии
и агрессивной Японии с их сумасбродными планами
мирового господства и разгрома всех противящихся
этому государств, заставила правящие круги Англии
й Соединенных Штатов Америки об’единиться с Совет-
ским Союзом против сил агрессии и фашизма. В ре-
зульгате этого союза между СССР и демократиче-
скими странами была одержана победа над ‘агрессив-
ными державами и были приняты важные соглашения
в отношении послевоенного устройства. _

Советский Союз и теперь стоит на базе этих согла-
шений, направленных на защиту интересов демократии
и на. предупреждение. новой агрессии. Советский Союз
законно требует, чтобы эти соглашения выполнялись

на деле и чтобы возникающие-в связи с этим новые во-
просы также решались по взаимному соглашению за-
интересованных держав. Никто не может отрицать
последовательности Сталинской внешней политики Со-
ветского Правительства’и того, что она полностью со=
ответствует интересам международной безопасности.

Все дело в том, что со времени окончания второй
мировой войны в политике правящих кругов Соединен-
ных Штатов Америки и Англии произошли такие изме-
нения, которые на деле означают отказ от заключен-
ных вместе с СССР соглашений, направленных на
установление после войны прочного демократического
мира, и выражают стремление этих кругов навязать
другим странам свой — империалистический мир, что
несовместимо с освободительными целями антигитле-
ровской коалиции держав.

Они, видимо, считают, что с тех пор, как для них
прошла военная опасность, они могут игнорировать
старые соглашения с СССР и не считаться с их суще-
ствованием. Среди правящих кругов этих стран имеет-
ся немало охотников взяться за осуществление своих
захватнических планов, направленных на достижение
мирового господства англо-американского блока. Они
считают, что после победы над Германией и Японией
расчищено поле для осуществления их планов господ-
ства над всеми другими народами, хотя и не могут
сказать об этом открыто. Со все усиливающимся шу-
мом и визгом печать империалистических кругов на-
падает на нашу страну, поскольку всем известно, что
Советский Союз является непримиримым противником
захватнических планов империализма.

После этого становится понятным, почему важней:
шие международные соглашения, принятые с участием
Советского Союза, нарушаются теперь на каждом ша-
гу, и что, например, берлинский вопрос, несмотря на
достигнутые соглашения между СССР, США, Англией
и Францией, остается нерешенным. ,

Товарищ Сталин дал глубокое об’яснение этой по-
литике правящих кругов Соединенных Штатов Америч
ки и Англии:

«Дело в том, что вдохновители агрессивной политиз
ки в США и Англии не считают себя заинтересованныз
ми в соглашении и сотрудничестве с СССР. Им нужна
	(Окончание на 4-Й стр.).
	практическое значение, особенно для дальнейших ус-
пехов социалистического сельского хозяйства. Неда-
ром эту борьбу возглавил академик Лысенко, заслуги
которого в нашей общей борьбе за под’ем социалисти-
ческого сельского хозяйства всем известны. Эта дис-
куссия прошла под знаменитым девизом Мичурина:
«Мы не можем
ждать милостей от
природы; взять их
у нее — наша за-
дача». Этот мичу-
ринский завет, мо-
жно сказать, про-
никнут большеви-
стским духом и 30-
вет не только раз
ботников науки, но
й миллионы прак-
тиков сельского
хозяйства к живой
творческой работе
на пользу и славу
нашего народа.

Научная дискус-
сия по вопросам
биологии была
проведена под на-
правляющим влия-
нием нашей пар-
тии. Руководящие
идеи товарища
Сталина и здесь
сыграли  решаю-
ную роль, открыв
новые широкие
перспективы в на-
учной и практиче-
ской работе.

На новом под’е-
ме находится на-
ша страна.

Об этом говорит
тот трудовой под’-
ем и улучшение
быта простых со-
ветских людей, те
достижения  лЮ-
дей науки и искус-
ства ите успехи
соцпиалистического
строительства, ко-
торые мы видим
повседневно, уча-
ствуя в них каж-
дый по своим си-
лам, и которыми
мы имеем право гордиться. Вчера еще наити враги пы
тались превратить громадные ‘территории нашей стра-
ны в «зону пустыни», громя и разрушая все на своем
вражеском пути. Мы еще не залечили многих ран вой-
ны, не восстановили целого ряда городов, не построили
тех зданий и жилищ, которые нам нужны, чтобы покон-
чить с последствиями нашествия фашистских варваров.
Но мы ведем эту работу успешно и все быстрее и уве-
реннее идем вперед, оставив уж позади многие дости-

жения довоенного времени.

На большом под’еме находится наша страна, где
семья советских народов спаяна дружбой и совмест-
ным трудом на пользу Родины, показывая невиданный
в истории пример сотрудничества и братских отноше-
ний между народами многонационального Советского
Союза; (Аплодисменть).

_ Нас об’единяет, воодущевляет к борьбе и ведет впе-
ред большевистская партия, великий вождь советского

народа товарищ Сталин. (Бурная овация всего зала).
	ское правительство настаивает на полном ‘запрещении
военной промышленности в Японии и на установлении
соответствующего международного контроля, чтобы
не допустить здесь восстановления военной промыш-
ленности. Но, вместе с тем, Советское правительство
считает, что нельзя душить мирную промышленность
ни в Германии, ни
в Японии. Надо
предоставить как
германскому, так
и японскому наро-
ду возможность
обеспечить себя
всем, что им мо-
жет дать их <об-
ственная промы-
шленность, обслу-
живающая = мир-
ные нужды.

Если мы Хотим
быть верными
тем обязатель-
ствам, которые
приняли на себя в
отношении мирно-
го урзгулирования.
относительно Гер-
мании и Японии,
мы должны пойти
по этому пути.
Только те, кто хо-
тят без конца за-
тянуть оккупацию
Германии и Япо-
нии, не считаясь с
законными интере-
сами их народов,
могут уклониться
от выполнения
упомянутых меж-
дународных согла-
шений.

Так обстоит де-
ло с главными за-
дачами послевоен-
ного мирного уре-
гулирования.

Другим  основ-
ным вопросом вне-
шней — политики
СССР является
борьба против но-
вых сил агрессии

‚и, соответственно этому — против пропаганды ‘и под-
жигателей новой войны,
	С этой целью еще в 1946 году Советский Союз внес
на рассмотрение Организации Об’единенных Наций из-
вестное предложение о всеобщем сокращении вооруже-
ний и о запрещении атомного оружия. Несмотря на со-
противление агрессивных элементов, это предложение
в основном было принято Организацией Об’единенных
Наций. .

В прошлом году Советский Союз внес на Генераль:
ную Ассамблею свое предложение о мерах против про:
паганды и поджигателей новой войны. После всяких
оговорок и ограничений, внесенных в наш проект, Орга-
низация Об’единенных Наций приняла соответствующее
решение. Резолюцию Генеральной Ассамблеи так ста-
рательно помыли во всех водах и так тщательно почи-
стили, что в ней ни словом не упоминается о поджига-
телях новой войны. Только в заголовке этой резолюции
осталось упоминание о том, что она направлена против
поджигателей новой войны. Тем не менее и эта резо-
люция`имеет положительное значение в глазах всех
честных сторонников международной безопасности, по-
скольку в ней осуждается любая форма пропаганды,
имеющая целью или способная создать или ускорить
угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.

Чтобы резолюция о сокращении вооружений и о за-
прещенийи атомного оружия не осталась только на бу-
маге, Советский Союз внес в этом году конкретные
предложения в развитие указанного решения Органи-
зации Об’единенных Наций.

Советский Союз предложил сократить на одну треть
в течение года все наличные вооруженные силы и во-
оружения Соединенных Штатов Америки, Англии, Со-
ветского Союза, Франции и Китая,— пяти стран, несу-
щих, в качестве постоянных членов Совета Безопасно-
сти, главную ответственность за поддержание между-
народной безопасности. Это. предложение непосред-
ственно касается только великих держав и не затра-
гивает вооружений ни одного другого государства.
Кроме того, Советский Союз предложил запретить
атомное оружие, как оружие, предназначенное для
агрессивных целей, а не для целей обороны. Для на-
блюдения и контроля за проведением в жизнь меро-
приятий по сокращению вооружений и вооруженных
сил и по запрещению атомного оружия мы предложи-
ли учредить в рамках Совега Безопасности междуна-
родный контрольный орган, которому должны быть
	представлены полные официальные данные о состоянии т
	вооружений и вооруженных сил в Соединенных Шта-
тах Америки, Англии, СССР, Франции и Китае.
Больше месяца обсуждался этот вопрос в Генёраль-
ной Ассамблее и ее комитетах. Под всякими предлога-
ми великие державы не соглашались на сокращение
своих вооруженных сил и вооружений и на за-
прещение атомного оружия и добились принятия Гене-
ральной Ассамблеей угодной им резолюции.
Представители Соединенных Штатов и Англии осо-
бенно недружелюбно встретили наше предложение 0
запрещении атомного оружия. Они не могут опроверг-
нуть бесспорное утверждение, что атомная бомба
это — оружие агрессии, а не оружие обороны, что оно
предназначено для массового уничтожения мирных
жителей и, главным образом, больших городов, и что
об использовании такого оружия могут мечтать толь-
ко фашистские изверги, а не представители свободных
народов. Но те, кого товарищ Сталин назвал послуш-
ными «учениками Черчилля по-агрессии», ищут всяких
	и.
В авангарле борьбы за прочный,
демократический мир
	Нельзя сказать, что эти обязательства остались
только на бумаге. Достаточно напомнить, что между-
народная Организация Об’единенных Наций создана
и действует, хотя ее работе нередко стремятся придать
направление, несообтветствующее ее основным целям.
Заключены пять ‘мирных договоров: с Италией, Болга-
рией, Румынией, Венгрией и Финляндией, которые явля-
ются важным вкладом в дело мирного урегулирования
в Европе.

С другой стороны, нельзя закрывать глаз на то, что
мирный договор с Германией не двигается с места.
Вместе с этим, в американской, английской и француз-
ской зонах оккупации Германии, которые, вопреки со-
глашениям между Советским Союзом, Соединенными
Штатами, Англией и Францией, поставлены вне конт-
роля четырех держав, происходит восстановление на
командных должностях промышленности и управле-
ния старых деятёлей гитлеровского режима. При этом
многие демократические организации лишены возмож-
ности нормальной деятельности, что Советский Союз
считает недопустимым произволом.

Не двигается дело и с мирным договором для Япо-
НИИ.

Понятно, что Советский Союз настаивает на ускоре-
нии выработки мирных договоров для Германии и Япо-
нии в соответствии с тем, как это было предусмотрено
соглашениями союзников. Это значит, что выработка
указанных мирных договоров должна иметь целью
недопущение восстановления Германии и Японии, как
агрессивных держав, и, следовательно. она должна
содействовать проведению демилитаризации и демо-
кратизации этих государств. В соответствии с этим
Советское правительство настаивает на полном разо-
ружении Германии и на проведении известного плана
международного контроля в отношении Рурской про-
	Четыре года тому назад товарищ Сталин, определяя
задачи послевоенного периода, говорил:

«Выиграть войну с Германией значит осуществить
великое историческое дело: Но выиграть войну еще не
значит обеспечить народам прочный мир и надежную
безопасность в будущем. Задача состоит не только в
том, чтобы выиграть войну, но и В том, чтобы сделать
невозможным возникновение новой агрессии и новой
войны, если нё навсегда, то по крайней мере в течение
длительного периода времени».

Чтобы содействовать успешному осуществлению
этих нелей, СССР принял активное участие в выра-
ботке ряда международных соглашений еще в период
второй мировой войны.

Всё помнят о том, как было выработано соглашение

между Советским Союзом, Соединенными Штатами
Америки и Англией, к которому присоединились Китай
и Франция, положенное затем в основу Устава Органи-
зации Об’единенных Наций. Важнейшее значение име-
ли соглашения между Советским Союзом, Соединен-
ными НИатами и Англией по германскому вопросу,
‚принятые в Ялте и Потсдаме. Известно также, что
`потсдамские решения определили общее направление
°дела послевоенного урегулирования не только в Ев-
ропе. Специальная Потсдамская декларация относи-
тельно Японии .должна служить, наряду с Каирской
декларацией и Ялтинским соглашением, основой для
мирного урегулирования и на Дальнем Востоке. Нельзя
забывать о том, что эти международные соглашения
скреплены кровью наших народов, принесших неисчи-
слимые жертвы и давших нам возможность победонос-
но закончить войну против фашизма и агрессии В
Европе и в Азии.

С тех пор Советский Союз неизменно настаивал на
том. чтобы обязательства, принятые по этим соглаше-
	Е Е О EEE

ниям. свято соблюдались и на деле выполнялись вбеми 1 мышленной области, как главной базы германской воен-
	государствами.
	  > г
} HOH промышленности, В соответствии с этим же Совет-
	А