7 ноября 1948 г., № 52 (9/).

KYADTYPA
			Доклад В. М. МОЛОТОВА на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1948 года
	(Окончание)
	известно, что такие вещи не любят света. Но прошло
то время, когда народы были слепым орудием тех
или иных правящих клик. (Аплодисменты).

Происходившие 2 ноября выборы в Соединенных
Штатах Америки дали победу демократической партии
и президенту Трумэну. Провал республиканской пар-
тии и Дьюи, выступавших на выборах с откровенно
реакционной и наиболее агрессивной программой, по-
казывает, что большинство американского народа от-
вергает эту программу.

Рторая мировая война, закончившаяся разгромом
фашизма, привела к существенным изменениям в Евро-
пе, да и не только в Европе.

Удельный вес окрепшего Советского Союза в между-
народных делах поднялся на новый уровень. На путь
социализма встал целый ряд стран народной демокра-
тии, с которыми СССР связан узами дружбы и взаимо-
помоши, Предательство руководящей националистиче-
ской группы Югославии нанесло большой ущерб свое-
му народу, но можно не сомневаться, что коммунисти-
ческая партия Югославии, опираясь на свои интерна-
ционалистические традинии, найдет пути, чтобы Юго-
славия смогла снова войти в дружную семью, об’еди-
няющую СССР и страны новой демократии. (Аплоди-
сменты).

Выроели и окрепли коммунистические партии в стра-
нах Европы. Разгром фашизма открыл широкие воз-
можности для роста и сплочения сил всего демократи-
ческого и антиимпериалистического лагеря.

После второй мировой войны коренным образом из-
менилось и положение в Азии.

Из двух с четвертью миллиардов людей на земном
царе население Азии составляет один миллиард двести
	миллионов. человек. Теперь народы Азии пришли в дви-
	жение, в котором все большую роль играют народно-
освободительные силы. Только заклятые враги прогрес-
са человечества могут бросать палки в колеса этого
народно-освободительного движения.

Таков поступательный ход истории.
‚ Устои империализма все больше разрушаются и ста-
новятся ненадежными. Одновременно с этим растут и
сплачиваются силы демократии, мира и социализма.
	В этих условиях империалистические силы все чаше
строят свои расчеты на усилении агрессивности своей
политики, на создании атмосферы военной истерии
инт. п. Эти приемы хорошо известны.

Чем болыше будут шуметь господа поджигатели но-
вой войны, тем все болыше они будут отталкивать от
себя миллионы простых людей во всех странах и тем
скорее будет происходить международная изоляция
	этих господ, Одновременно С этим международный ла-
герь сторонников мира и демократии, в авангарде ко-
	торого стоит СССР, все больше крепнет, превращаясь
в великую и несокрушимую силу. (Продолжительные
	аплодисменты).
	родный авторитет СССР и его влияние в межлународ-
ных делах, подтверждая правильность политики нашей
партии. В соответствив с‘этим, Сталинская внешняя
политика проникнута непоколебимой последователь-
ностью и спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

Нашими успехами мы обязаны большевистской пар-
тии, руководству Ленина и Сталина. (Бурные, продол-
жительные аплодисменты).

Когда летом 1917 года, в период военных поражений
и хозяйственной разрухи наши противники заявнли,
что в России нет такой политической партии, которая
согласилась бы взять государственную власть целиком
в свои руки, Владимир Ильич Ленин сразу же отвегил,
что такая партия есть, что «наша партия от этого не от-
казывается: каждую минуту она готова взять власть
целиком». В том же году большевистская партия, на-
считывавшая гогда всего 240 тысяч членов, возглавила
Октябрьскую Социалистическую Революцию и привела
нашу Родину к победе народной, советской власти.
(Бурные, продолжительные аплодисменты).

Вслед за этим большевистская партия вывела стра-
ну из империалистической войны, передала помещичью
землю крестьянам и ликвидировала попытки сопротив-
ления со стороны капиталистов и помещиков. Тогда же
нами была одержана победа над иностранными интер-
вентами, которые создали марионеточный «союз 14 го-
сударств» и которые были биты вместе с их попытками
восстановления буржуазно-помещичьей власти в Рос-
сии.

После этого главной задачей большевистской пар-
тии было — преодолеть хозяйственную ‘разруху, вы-
званную затянувшейся гражданской войной. Наши вра-
ги говорили: «большевики могут только разрушать».
Сколько раз они заклинали, что без помещиков и капи-
талистов нельзя восстановить народного хозяйства,
Партия Ленина — Сталина ‘ответила на эти заклинания
большевистским планом социалистической индустриа-
лизации, победоносными сталинскими пятилетками,
преобразившими нашу страну. (Аплодисменты).

После этого стали пророчествовать, что «большеви-
ки сломят себе шею на крестьянском вопросе», что со-
пиалистическое преобразование сельского ‘хозяйства
невозможно. Под руководством товарища Сталина
большевистская партия решила и эту задачу, осущест-
вив ликвидацию кулачества, как класса, и коллективи-
зацию многих миллионов крестьянских хозяйств и со-
здав невиданные раньше предпосылки для под’ема сель-
ского хозяйства и для коренного улучшения быта кре-
стьянства. В результате этих преобразований мы доби-
лись того, что союз рабочих и крестьян поднялся на
	высшую ступень, превратившись в морально-политиче-
	ское единство социалистического общества, примеров
чего не знала всемирная история. (Продолжительные
аплодисменты).

Осуществляя эти задачи, партия не раз встречала
сопротивление со стороны агентов классового врага,
особенно со стороны троцкистов и бухаринцев, очистив-
шись от которых большевистская партия еще больше
окрепла и сплотилась вокруг товарища Сталина. (Бур-
ные аплодисменты).

События Великой Отечественной войны у всех в па-
мяти. Сталин возглавил дело защиты нашей Родины
и взял в свои руки руководство вооруженными силами
страны‚,— и советский народ одержал победу над гер-
манским фашизмом и его союзниками. Думали, что
		оскудеет и ослабнет СССР, а он еще больше окреп во
время Великой Отечественной войны. Рассчитывали,
что после войны Советский Союз окажется в зависи-
мости от главных капиталистических государств, а Со-
ветское государство, как и раньше, проводит свою неза-
висимую сталинскую внешнюю политику, руководству-
ясь интересами советского народа и международной
безопасности. (Бурные, продолжительные аплодисмен-
ты):

Окончилась война. Мы получили возможность взять-
ся за мирный труд. Советский Союз. перевыполняет
свою новую, послевоенную пятилетку. Идет под’ем и
в других странах, ставших на путь социализма. Теперь
в господствующих буржуазных кругах развелись -вся-
кие нелепые «страхи» — напуганы нашими успехами,
боятся развертывающегося экономического под’ема
СССР. Разумеется, это не заставит советский народ

gt
	ослабить свои трудовые усилия, а, наоборот, еще боль-
	ше воодушевит миллионы трудящихся нашен страны! ——
рабочих, колхозников, советскую интеллигенцию, нашу
молодежь. ‘

`В чем основа наших новых и новых успехов? Можно
кратко ответить на этот вопрос. Основой наших успехов
является руководство большевистской партии, Великого
Сталина, сплотившее рабочий класс и трудящихся кре-
стьян в их борьбе за победу социализма. (Бурная, про-
должительная овация).

Есть капиталистические страны, в-которых накопле-
ны немалые богатства и опыт людей, имеются природ:
ные ресурсы и многое другоз. Но сама отжившая свой
век система капитализма, < ее частной собственностью
и анархией производства, с раздирающими ее социаль-
ными и политическими антагонизмами и кризисами, об-
рекает эти страны на неустойчивость и катастрофиче-
ские провалы, на периодическую качку и революцион-
ные потрясения..

Другое положение в Советском Союзе, где окреп со-
циалистический общественный строй, являющийся неис-
сякаемым источником роста сил нашего государства,
трудового энтузиазма и духовного под’ема советских
людей. В нашей стране, как в больших делах, так и
в каждом малом деле видна направляющая и мобили-
	зующая воля коммунистической партии, которая. не
знает непреодолимых преград. (Продолжительные

аплодисменты).
	История Октябрьской Революции проверила и заза
лила ленинско-сталинское руководство нашей партии,
завоевавшее безграничное доверие и любовь советского
народа. Наш народ занял свое почетное историческое
место среди других народов и доказал, что под руко-
водством коммунистической партии и Великого Сталина
он способен совершать новые и новые великие дела,
(Бурные, продолжительные аплодисменты). г
	Да здравствует наша Советская Родина — твердыня
дружбы и славы народов нашей страны! (Бурные, про-
должительные аплодисменты).

Да здравствует великая партия большевиков, партия
Ленина — Сталина, закаленный в боях авангард <овет-
ского народа, вдохновитель и организатор наших побед!
	Под знаменем Ленина, под водительством Сталина,
вперед, к победе коммунизма! (Бурная, долго не смол-
кающая овация. Все встают. Возгласы: «Да здрав-
ствует наш родной товарищ Сталин!», «Великому
Сталину ура!», «Да здравствует наша великая Социа-
листическая Родина!»).
	нашей страны, требует решения многих
сложнейших научных и технических про
блем, мобилизации всех сил кадров совет:
ской науки и техники. Для решения ‘этих
	проблем у нас имеются все возможности,

В советском государстве наука занимает
исключительно благоприятное положение. В
странах капитализма между наукой и наро-
дом существует непроходимая пропасть,

В буржуазном обществе научные достиже:
ния используются главным образом в. ко-
рыстных целях империализма, служат либо
средством наживы, либо средством войны,
Горькая насмешка судьбы: внимание К
ученым повышается в странах капитализма
лишь в той мере, в какой наука оказывается
способной служить не процветанию и сози-
данию культуры, а разрушительным целям
агрессивной, захватнической, империалисти-
ческой войны! Примером могут служить о!
ромные затраты средств в США на производ
ство исследовательских работ, связанных с
атомным оружием.
	Советские ученые живут и работают в Ус-
лоБИЯх Иной общественной системы, в усло-
виях социалистического общества, где все
поставлено на службу миру, а не войне, ро-
сту народного богатства, под»ему производи-
тельных сил, а не их уничтожению.
	У нас ученые не сомневаются ни на мину-
ту, что каждый новый успех, достигнутый в
науке и технике, будет плодотворно исполь-
зован, и чем больше будет этих успехов, -тем
	лучше и для ученых, для страны, для всего
советского народа,

be
	Советские ученые имгют все основания для
того, чтобы сознавать во всем свое огромное
преимущество перед работниками науки в
странах капитализма. Прежде всего мы: тор-
димся тем, что служим силам будущего, си-
лам прогресса, а не силам реакции. Мы мо-
жем гордиться достижениями советской. нау-
ки, воплощенными в бурном росте нашей
промышленности, транспорта и сельского хо.
зяйства, в выигрыше многолетнего сражения
за, полную экономическую независимость на
шей Родины в годы сталинских пятилеток.
в славной победе над силами фашизма_в го:
ды Великой Отечественной войны и в н0-
вейших успехах Советского Союза в ‘делё
восстановления нашего народного хозяйства
после войны, :

Могущество Родины и благо uamero Ha
рода куется неустанными трудами больше-
вистской партии, руководимой величайшим
человеком нашего времени, корифеем науки
и первым ее другом — товарищем Сталиным,
Перед советскими учеными товарищ Сталин
поставил задачу — не только догнать, но и
превзойти в ближайшее время достижения
науки за пределами нашей страны, Можно не
сомневаться, что эта задача будет осущест
влена, ибо цели, которые ‘стоят перед совет“

ким народом, величественны и прекрасны,
К rm! um me mh. ох
	aa RN ER BE RE Ak Neel

ибо в советском обществе для этого созданы
все Условия.
	не соглашение и сотрудничество, а разговоры о согла-
шении и ‘сотрудничестве, чтобы, сорвав соглашение,
взвалить вину на СССР и «доказать» этим невозмож-
ность сотрудничества с СССР. Поджигатели войны,
стремящиеся развязагь новую войну, более всего боят-
ся соглашений и сотрудничества с СССР, так как по-
литнка соглашений с СССР подрывает позиции поджи-
гагелей войны и делает беспредметной агрессивную
политику этих господ».

Товариш Сталин определил эту политику, сказав,
что «Политика нынешних руководителей США и Анг-
лии есть политика агрессии, политика развязывания
новой войны», и

С этой точки зрения понятно, почему во всех частях
земного шара создаются все новые военные американ-
ские базы, почему американские власти хотят держать
свои войска во многих странах, почему американский
военный бюджет раздулся в’ этом году до размеров
военного времени и в одиннадцать раз больше, чем. он
был, например, в довоенном, 1940 году. С этой точки
зрения понятно и то; почему в Вашингтоне до сих пор
сохраняют созданный во время второй мировой войны
англо-американский военный штаб, разрабатывающий
новые планы агрессии втайне как от американского,
так и от английского народа.
	В последнее время идет особенно много, шума вокруг
создания всякого рода «союзов». и «блоков» западных
государств, хотя им и не угрожает ни одно другое го-
сударство. Вся эта возня вокруг «западных союзов»,
«атлантических союзов», «средиземноморских. блоков»
и т. п. прикрывается оборонительными декларациями,
могущими ввести в заблуждение лишь слишком наив-
ных людей. На деле эти «союзы» и «блоки» преследу-
ют цели подготовки новой агрессии и развязывания
новых войн, в когорых заинтересованы те или иные пра-
вящие группы, но отнюдь не народы Соединенных
Штатов Америки, Англии или какой-либо другой стра-
ны. Что касается Англии и Франции, то они находятся
в противоречии с пактами о дружбе и взаимопомощи,
заключенными этими странами < СССР.

Товарищ Сталин сказал свое веское слово и о том,
чем может кончиться политика поджигателей новой
войны. Он сказал:

«Это может кончиться лишь позорным провалом
поджигателей новой войны. Черчилль, главный поджи-
гатель новой войны, уже добился того, что лишил себя
доверия своей нации и демократических сил всего ми-
ра. Такая же судьба ожидает всех других поджигате-
лей войны. Слишком живы в памяти народов ужасы
недавней войны и слишком велики общественные силы,
стоящие за мир, чтобы ученики Черчилля по агрессии
могли их одолеть и повернуть в. сторону новой вой-
НЫ».

Заявление товарища Сталина должно подействовать
отрезвляющим образом. Это заявление показывает, что
антисоветские интриги, которыми теперь заняты раз-
ные агенты поджигателей новой войны, находятся под
бдительным наблюдением Советского Союза и демо-
кратических сил во всем мире. (Аплодисменты). Всем
		Невиданный размах развития науки в
СССР органически обусловлен самой приро-
дой советского общественного строя, величе-
ственной программой социалистического пе-
реустройства советской страны, задачами
	строительства коммунизма. Советское госу-
даретво, опирающееся на прочную основу
марксистско-ленинской науки, использует
все, что могут дать наука и техника
для всемерного развития промышленности,
транспорта, сельского хозяйства, для даль-
нейшего повышения материального и куль-
турного уровня’ советского народа. Комму-
низм, который из мечты человечества стано-
вится явью, строится в нашей стране на
основе всех достижений науки и техники,
накопленных человечеством, и предполагает
небывалый расивет производительных сил,
а следовательно, еще более широкое разви-
тие советской науки.
	Быдающиеся русзкие ученые прошлого
оставили нам. значительное научное наслед-
ство. В развитие химических, физических,
биологических и других наук ученые России
внесли огромный вклад. Именно работам
русских ученых обязаны своими крупней-
ими достижениями многие области техни-
ки — металлургия, электротехника, аэродина-
мика, авиация и т. д.
	В условиях царской России результаты на-
учных достижений, однако, не оказывали
	существенного влияния на развитие страны.
	Пренебрежение к отечественной ‘науке со
стороны правящих классов, цареких чинов-
ников тормозило развитие науки, мешало ей
активно воздействовать на развитие про-
изводительных сил. Помощь от науки
правящие классы предпочитали получать
главным образом «из-за границы». К прак-
тическим требованиям, в частности промыш-
ленности, наука в дореволюционной России
имела, как правило, небольшое отношение,
	С возникновением советзкого. государства,
с победой социализма в нашей стране наста-
ло время действительной свободы науки, не-
эграниченных возможностей ее развития и
воздействия на все отрасли человеческой
деятельности. Великая Октябрьская револю-
ция превратила завоевания науки и техники
в достояние народа. В советских условиях
наука освободилась от парализующего влия-
ния идеализма, от всего того, что характери-
зует положение ученого в мире капитализма,
вооружилась победоносным диалектическим
методом научного познания и творчества.
Если поежле ученый в нашей стране был
одиночкой, часто работавшим на свой страх
и риск, то в советском государстве положе-
ние ученых коренным образом изменилось.
Наука в СССР, отражая плановый характер
советского народного хозяйства, сама стала
плановой, приобрела черты коллективности.
Широкое распространение метода коллектив-
ной научной работы в СССР позволяет ©
успехом и в более краткие сроки осущест-
влять сложнейшие научные исследования,
	На новом под’еме находится наша страна. Этот под?-
ем виден в хозяйственных успехах, в размахе и содер-
жании культурной работы, в морально-политическом
единстве советского народа, поднявшемся на новую,
	‚более высокую ступень. Из года в год растут силы
	советского народа. Все выше поднимается междуна-

аука на слу:
	бе COU}

ализма
	решать важнейшие проблемы науки и тех- o9 9 В Академии наук СССР, в академиях наук

- союзных республик, в. университетах, в выс-
м: в‘ истории наука. в нашёй стране Академик И. БАРДИН ших технических училищах, промышленных

: о . нститутах и лабораториях сятки тыся
служит основой организации новых ‘обще- 0600 и ту A ратор де и ч
	ственных отношении, планового руководства
сложным, широко разветвленным социали-
стическим хозяйством. Требование товарища
Сталина управлять хозяйством на озно-
ве науки -— руководящий принцип деятельно-
сти советского государства. Факт быстрого
движения нашего социалистического госу-
дарства по пути а расцвета
и технического прогрееса — наглядное сви-
детельство глубокого apersopenia в жизнь
этого принципа.
	С мудрой целеустремленноетью и настой-
чивостью направляют партия и советское. го-
сударство развитие науки по пути служения
народу, высоким целям построения коммуни-
стического. общества, С первых же дней со-
ветской власти наука явилась любимым де-
тищем всего народа, большевистской партии
и правительства. С самого начала существо-
вания советского государства В. И, Ленин
проявлял исключительную заботу о разви-
тии науки, о путях ее увязки с нуждами об-
щества, о поддержании научных организа-
ций и кадров в те трудные времена, о моби-
лизации их на решение народнохозяйствен-
ных задач советекого государства.
	Набросок плана научно-технических ра-
бот для Академии наук, написанный
В. И. Лениным в апреле 1918 года, явился
первой великой программой научных иселе-
дований, направленных на ‘освобождение на-
шей Родины от иностранной зависимости, на
плановое развитие производительных сил
страны.

Исключительное внимание и огромную за-
боту о развитии советской науки повседневно
проявляет товарищ Сталин. Великим вдохно-
вляющим призывом для советских ученых
прозвучала произнесенная И. В. Сталиным
10 лет назад речь о передовой советской на-
уке, неразрывно связанной с жизнью и про-
кладывающей новые пути для практики.
В речи перед избирателями в феврале 1946 г.
товарищ Сталин поставил перед наукой и
учеными новые грандиозные задачи, связан-
ные с великими планами дальнейшего про-
движения СССР Ho пути строительства ком-
мунизма,

В осуществлении величественной програм-
мы социалистической реконструкции про-
мышленности и сельского хозяйства СССР
советзкая наука сыграла огромную роль,
Успех предвоенных пятилеток-—в значитель-
ной мере результат того, что они были. по-
строены на прочной научной базе. На
основах передовсй советской науки разра:
ботан и послевоенный пятилетний план вос.
	становления и развития народного хозяйства
СССР:

Наша наука открывает естественные богат-
ства страны, новые месторождения угля,
нефти, железа, редких ископаемых, ставит
их на службу социализму, создает предпо-
сылки для дальнейшего роста богатетв на-
шего народа, появления новых мошных про-
мышленных центров в различных районах
страны. По запасам ряда важнейптих полез-
	ных ископаемых советские геологи вывели
	СССР на первое место в мире.

Велико значение многих новейших дости-
жений советской науки в области физики,
химии, биологии и т. д. для развития важ-
нейших ‘отраслей народного хозяйства стра-
ны. Советские ученые содействуют неуклон-
ному росту производительных сил СССР в
послевоенные годы, значительному прогрессу
техники во всех областях народного хозяй-
ства. Необычайно широк фронт научных
работ. осуществляемых в настоящее время в
нашей стране.

Наука помогает освоению массового про-
изводства металла, новых машин, орудий
труда в промышленности и сельском хозяй-
стве, транспортных средств, химической про-
дукции, предметов широкого потребления.
Восстановление и развитие народного хо-
зяйства нашей страны в послевоен-
ные годы происходит на основе новей-
ших технических достижений и вызывает к
жизни бурный рост многих новых сложных
отраслей техники. Это касается металлургии,
машиностроительной, приборостроительной,
	электротехнической, химической промышлен-
	ности и т. д, Восстановление разрушенного
немецкими оккупантами крупнейшего уголь-
но-металлургического центра страны — Дон-
басса, металлургических заводов Приднё-
провья, создание новых промышленных оча-
гов — все это свидетельствует о новых уепе-
хах советской техники. Победы, одержанные
за первые три года осуществления пятилет-
него плана, были бы невозможны, если бы не
происходило дальнейшее совершенствование
советской техники, если бы не осущеетвля-
лось широкое применение лучших достиже-
ний научно-технической мысли. Именно на
основе широкого применения новых высоко-
производительных машин, совершенной тех-
нологии, автоматических приборов, механи-
зации трудоемких процессов, использования
новых материалов происходит дальнейшее
повышение производительности труда, эко-

номятся миллиарды рублей для народного
хозяйства. .
	научных работников ведут исследования,
связанные с решением многих сложных тех-
нических задач, поставленных послевоенным
пятилетним планом.

К советской науке, к советским ученым
страна пред?являет все более и более повы-
шенные требования. Наша страна распола-
гает сейчас огромным отрядом работников
науки и техники. Нет такой области, в ко-
торой наша’ страна сейчас зависела бы от
заграницы, как это было в прошлом.
	В советской стране выросла огромная ар-
мия специалистов всех отраслей современной
науки и техники. О высокой талантливости
наших кадров, об их успехах свидетельству-
ют ежегодные внушительные списки лаурез-
тов Сталинской премии, которой отмечаются
важнейшие достижения в разнообразных
областях науки и техники, изобретательства
и рационализации производства. В СССР не
ослабевает забота о дальнейшем росте кадров
науки и техники, Сейчас научной деятель-
ностью в стране занимается свыше 150 тыс.
человек. Растут и укрепляются очаги науки
по всему СССР, укрепляются академии наук
в союзных республиках, растут высшие учеб-
ные заведения, 730 тысяч человек обучается
ныне в стенах высшей школы (не считая
заочного обучения). Советские ученые со-
знают, что страна возлагает на них большие
	задачи, решение которых — важнейшее обтие-
		О великих задачах советской науки говорит
с особой силой постановление Совета Мини-
стров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полеза-
щитных лесонасаждений, внедрения траво-
польных севооборотов, строительства прудов
и водоемов для ‘обеспечения высоких и
устойчивых урожаев в степных и лесостеп-
ных районах европейской части СССР». В
этом постановлении находит свое проявление
характернейшая черта советской науки — ее
связь с жизнью, служба народу, содействие
в осуществлении грандиозных планов поко-
рения природы, развития производительных
сил страны, увеличения ее богатетв.

Мы видим это также в новых успехах co-
ветской агробиологии, в росте мичуринских
кадров в нашей стране, обогащающих своим
трудом, своими исследованиями советскую
биологическую науку, содействующих все но-
	вым и новым успехам социалистического
земледелия.
	Осуществление сталинской пятилетки, тех
грандиозных задач, которые выдвигаются
сейчас жизнью, практическими нуждами
дальнейшего развития народного хозййства