7 ноября 1948 г., № 32 (87).
	Двадцать первый том Сочинений
	Вышел в свет м рассылается подпис-
чикам двадцать первый том Сочинений
В. И. Ленина четвертого издания.

Двадцать первый том содержит произве-
дения В. И. Ленина, написанные в августе
1914 — декабре 1915 годов. В этих произве-
дениях Ленин поднял знамя борьбы про-
тив империалистической войны и междуна-
родного. социал-шовинмзма, обосновал тео-
рию и тактику большевистской партии по
вопросам войны, мира и революции.

Группа произведений — «Задачи ‚револю-
ционной социал-демократии в европейской
войне», «Европейская война и международ-
ный социализм», «Война и российская со-
циал-демократия», «О поражении своего пра-
вительства в империалистской войне», «Со-
циализм и война» и другие — посвящена
главным образом оценке войны и определе-
нию задач пролетарской партий и междуна-
родного рабочего движения.

Значительную часть тома составляют про-
изведения, разоблачающие международный
социал-пювинизм и центризм, вскрывающие
причины краха П Интернационала. К ним
относятся: «Крах II Интернаписнала»,
«О борьбе с социал-шювинизмом», «Положе-
ние и задачи социалистического Интернапио-
нала», «Революционные марксисты на Меж-
дународной социалистической конференции
5—8. сентября 1915 г.» и другие.
	Ряд произведений направлен по преимуще-
ству против социал-шовинизма в России:
«Русские Зюдекумы», «Под чужим флагом»,
«О положении дел в российской социал-демо-
кратии», «Поражение России и революцион-
ный кризис», «О двух линиях революции» и
другие.

В статье «О лозунге Соединенных Штатов
Европы», написанной в’ августе 1915 года,
Ленин дал формулировку гениального выво-
да о возможЕеости победы социализма перво-
начально в нескольких странах или даже в
одной, отдельно взятой, стране.

В настоящий том входит работа Ленина
«Карл Маркс», дающая сжатую и вместе с
тем исчерпывающую характеристику учения
Маркса.

В 21-й том включены четыре произведения,
впервые публикуемые в Сочинениях
В. И. Ленина. В произведениях: «В Интер-
национальную социалистическую комиссию
(1. 5. К.» и «Письмо в «Vorwdrts» m Wiener
«Arbeiter-Zeitung»»,— ACHMH вскрывает импе-
риалистическую сушность первой мировой
войны и предательство интересов рабочего
класса вождями П Интернационала. Работы
«Какое «единство» провозгласил на шведском
с’езде Ларин?» и «Письмо ЦК РСДРНИ-ре-
дакции «Нашего Слова»» направлены против
ликвидаторства и социал-шовинизма в Рос-
сии. :
		В И Пенина
	ысли о советском искусстве
		Юбилей Московского Художественного те-
атра был знаменательным событием в куль-
турной жизни Советского Союза. Не только
потому, что мы чествовали лучший театр.
Дело в том, что этот лучший в мире театр
идет во главе самого высокого в мире -
советского сценического искусства. Ou
удивителен в своей сложившейся индиви-
дуальности, но он не одиночка в нашем
искусстве — это только первый среди передо-
вых театров страны Советов, ибо вся наша
советская театральная. культура, все наше
советское искусство — знаменосцы мирового
искусства. ,
	Каждый, кто присутствовал на юбилейных
торжествах МХАТ, был участником общего
культурного праздника, Я, советский актер,
испытывал небывалую гордость, глядя, как
высоко поднята у нас профессия актера, как
много значит для народа художник, какое
огромное участие принимаем все мы, работа-
ющие в искусстве, в коммунистическом вос-
питании советских людей, в строительстве
новой жизни. Это великое счастье — творить
для народа, во имя народа. Никогда еще
творчество не приносило человеку такого
полного удовлетворения, такой возвышенной
радости. Если каждый художник знает «му-
ки творчества», то наш советский художник
в полной мере познал и счастье творчества.
И в этом отношении у нае равны и лучшие
актеры Художественного театра и только на-
чинающий свой путь Молодой актер совсем
неизвестного театра... Вместе мы делаем одно
дело, — и тем требовательнее, тем строже к
самим себе, своим достижениям и возможно-
стям мы должны относиться.

На юбилее Московского Художественного
театра я думал о будущем искусства, о его
завтрашнем дне,

Есть на. свете искусство без завтрашнего
дня — это буржуазное искусство. Художник
не может равнодушно наблюдать потрясаю-
щую картину разложения и деградации
буржуазного искусства. Ведь это литература
Мольера и Бальзака на наших глазах
вырождается на Западе в блевотину Сартра,
ведь это на родине Шекспира процветают
уныло-циничные балаганные кривляния,
ведь это ростовщики и скупые рыцари мира
скупают сейчас в оскудевшей Европе мерт-
вые души мертвого искусства... Буржуазия
никогда не могла скрыть своего враждебного
отношения к искусству, она проституировала
все стороны творчества, делала их предметом
купли-продажи, но ныне старомодное торга-
шество превратилось в открытое американ-
ское гангстерство. :

Tak, очевидно, проще и удобнее...

Буржуазное искусство достигло конечной
стадии: оно отрицает себя. Гнилостное раз-
ложение, мертвечина, психология  ‘патологи-
ческих уродов, потусторонний мир — весь
этот стандартный набор сегодняшнего капи-
талистического художества в прозе и поэзии,
в кино и на сцене — становится средством
моральной отравы народа. Буржуазный те-
arp ‘торгует ядом. Умирающее искусетво
смердит.

Мы не можем быть простыми свидетелями
этой картины. Наше искусство — боевое, на-
ступающее, воинствующее искусство. Оно
сражается за человеческую душу. Оно оздо-
ровляет нравственную атмосферу мира, вну-
шает простому человеку -из народа веру в
жизнь, веру в его силы, веру в его способ-
ность устроить жизнь разумно и счастливо.

Наше жизнерадостное, возвышенное, про-
грессивное искусство находится сейчас на
высоком под’еме. Мы снова увлечены своим
мирным трудом, и великое строитель-
ство вызывает. к жизни огромное творчество
в архитектуре, скульптуре, живописи, музы-
ке, театре. Достаточно пройти по улице Горь-
кого в Москве, чтобы понять, как выросла
наша архитектура, и увидеть, что не только
дом может быть произведением искусства—
им. становится целая улица, весь город, вся
страна. Архитектурные замыслы восстано-
вления городов-героев охватывают огромные
ансамбли, которые становятся не случайным
соседством домов, а созданием художника.
	Если говорить о великом творчестве в на-
шей жизни и в нашем искусстве, то нельзя
найти в искусстве более грандиозного замы-
сла, чем облесение степей, которое изменит
не только климат, нои пейзаж всей степной
полосы. Разве мы не видим уже свою Роди-
ну другой, внешне изменившейся по воле и
замыслу человека? Горький говорил о «второй
природе», создаваемой человеком, и эта вто-
рая природа должна исправить недостатки
первой... У нас, в Советской. Грузии, строи-
тельство электростанции в Храми создало
		искусство, ведущее людей за собой, всегда
должно быть впереди.

Я скажу прямо, меня не устраивает то, что
большинство наших драматургов только про-
токолирует новое, что они не научились еще
раскрывать человека, озаренного той целью,
к которой он идет, что нашей драматургии
недостает еще глубины раскрытия образа со-
ветского человека и пылкого увлечения сво-
им героем. Если художником сегодняшний
день, наша борьСа, наша конечная цель
познаются поверхностно, «без души», как
говорят, тогда У: него нет органического
ощущения идеи, мира, движения. Такой ху-
дожник не увидит ничего нового, не может
увлечь за собой никого, его творчество будет
только тормозить движение вперед, мешать,
Я вижу на сцене много достойных советских
людей, борющихся, творящих. Но зачастую. в
наших спектаклях на современные темы не
хватает поэтического образа, поэзии нашего
человека — строителя коммунизма. Мне ка-
хется что эту неудовлетворенность испы-
	PRETCH, “SLU SAG Saeed Oe OEE
тывает и зритель OT некоторых наших

спектаклей.
	Справедливо ли обращать такой упрек толь-
ко драматургам? Я хочу адресовать его всем
советским писателям. Мне кажется непра-
вильным навсегда приписывать писателям
одну «специальность», скажем, драматурга.
В действительности драмы писали и поэты
и прозаики, когда мысли и материал требо-
вали драматической формы. Горький, Чехов,
Толстой не были только драматургами, а их
пьесы не сходят со ‘сцены. И мне хочется
ждать новых пьес от более широкого круга
авторов, чем только театральные писатели.
Неужели у А. Фадеева или П. Павленко, у
этих певцов и энтузиастов нашей жизни,
наяней борьбы, не было творческой потребно-
сти создать драму? Почему поэты так редко
обращаются к театральным формам? Хочется
думать, что они-то и внесут свое поэтиче-
ское увлечение образом в театр...

Очень хочется поговорить © молодежи —
ведь она есть наш ‘завтрашний день на
театре.

Мы готовим ее к творческой работе в ин-
ститутах и техникумах. Но мы ‘выпускаем
наряду с творчески способными, одаренными
людьми также простых ремесленников. Часто
контингенты институтов заполняются слу-
чайными людьми. Часто юношеское ‘увлече-
ние поначалу походит на талант. Потом на-
чинаются отсевы. Какая-то часть кончает
последний курс, так и не сделавшись ни
актерами, ни режиссерами. По отношению к
искусству это преступно. Мы не имеем права
допускать’ к искусству ремесленников, мы
сами должны освободиться, очиститься от
таких случайно оказавшихся не на месте
людей. Советский театр даже в самом дале-
ком районе должен и может быть только
творческим, передовым театром.
	С другой стороны, талантливая молодежь,
принятая в крупные театры, как бы наново
проходит школу У зрелых мастеров этого те-
атра, годами ждет роли, перестаивает, ски-
сает.

Мне думается, что молодость имеет свои
права в искусстве. Кроме учебных заведений,
ей нужно дать театры-студии. Студии-теат-
ры, где шла бы смелая творческая работа на
сцене, где бы новаторство молодежи прояв-
лялось шире и полнее, чем это может быть
в вузе или театре. Пример — Художествен-
ный театр и его студия. Нужно больше дове-
рять молодежи — ведь это наша, советская
молодежь. Более того, нужно большего ждать
и требовать от молодежи — ведь она идет в
искусство из самой жизни, со свежим запа-
сом мыслей, наблюдений, образов.

Руководство искусством не может отста-
вать от его требований. В различной обсета-
новке нужны различные формы.
	Но больше всего требований пред’являешь
к самому себе. Тут счет не имеет конца.

Мы бесконечно благодарны большевистской
партии, великому Сталину, который учит со-
ветского художника быть постоянно. неудо-
влетворенным своими достижениями, быть
все более требовательным к себе, чувствовать
ответственность за свое ‘творчество перед
всем народом и итти вперед, не останавли-
ваясь на достигнутом. В этом самый вер-
ный залог новых достижений.
	Как хочется ответить на великий подвиг
нашего народа-строителя великими произ-
ведениями ‘искусства! Мы верим в то, что
эти произведения создаются в советском ис-
кусстве—единственном искусстве мира, ко-
торое несет человечеству картины его буду-
шего.
			послевоенного развития. В этой огромной ра-
Gore боевой программой деятельности для
всех партийных, советских организаций, для
всей нашей советской интеллигенции явля-
ются известные решения ЦК ВКП(б) по во-
просам идеологии.

Эти задачи требуют ликвидации пережит-
ков капитализма в сознании людей, привы-
чек и инстинктов, связанных CO старым
прошлым. Эти пережитки встречаются и в
отношении к труду на предприятиях и в
колхозах, и в отношении к государственной
социалистической собственности, и в быту, и
в отношениях между людьми, и в идеологи-
ческой работе. С этими пережитками мы не-
устанно ведем и должны будем вести борьбу
за полное торжество коммунистической
сознательности, за еще больший расцвет со-
циалистической культуры.

В докладе, посвященном 30-й годовщине
Октября, товарищ Молотов указывал на TO,
что социализм глубоко вошел BO всю
напту жизнь, что в ‘условиях советской
власти уже выросло новое поколение,
которое начинает расправлять свои ор-
линые крылья. «Следует признать, — говорил
товарищ Молотов, — что важнейшим завоева-
нием нашей революции является новый ду-
ховный облик и идейный рост людей, как
советских патриотов... В этом заключается,
действительно, величайший успех Октябрь-
ской революции, который имеет всемирно-
историческое значение», .

Развивать эти новые, ценные черты совет-
ского человека, повышать. еше более его
культурный и идейный уровень, его комму-
нистическую сознательность, все более обо-
гащать новый духовный его облик — такова
благородная и великая задача всех работни-
ков советской культуры. Воспитывать на-
ших людей в духе советского патриотизма,
все более поднимать в них чувство гордости
за страну Советов, неустанно бороться © пс-
режитками низкопоклонства перед буржуаз-
ной культурой, добиваться того, чтобы все
источники советской культуры становились
полнее и шире; — с этими задачами мы всту-
паем в 32-й год существования советского
строя. Вооруженные самой передовой тео-
рией- марксизмом-ленинизмом, руководимые
большевистской партией, руководимые на-
шим гениальным вождем и учителем
товарищем Сталиным, народы страны Советов
добьются новых великих завоеваний совет-
ской культуры — самой высокой культуры,
идущей в авангарде мировой цивилизации.
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

‚ № 855.
	А. ХОРАВА
Народный артист СССР
		новое, прекрасное озеро в горах, а засушли-
вая Самгорская степь прорезается сеичас ка-
налом, который вернет цветение этой запек-
шейся земле...

Художник не может думать об этом без
волнения. Ведь это создает наш советский
человек, которому мы посзящаем свое искус-
саво. И наше искусство растет вместе -со. ево-
им героем — советским тружеником.

Если нужно измерить масштабы роста на-
шего театрального искусства, то лучше всего
оглянуться на наши национальные театры.
Ведь они подняты на уровень самого пере
дового искусства, идут во главе развития
	мировой театральной культуры. Шекспир,
Мольер, Гольдони, античные трагедии,
Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Островский,
	Толстой, Чехов, Горький и другие клаеси-
ки — на сцене театров народов СССР.

На юбилей МХАТ многие национальные
театры Советского Союза прислали не теле-
граммы и адреса — они прислали делегации
актеров, которые выступили На сцене МХАТ
с отрывками из своих постановок. Играть на
сцене МХАТ! Это была прекрасная. демон-
страция высоты и силы национального искус-
ства, мастерства актерских кадров, взращен-
ных Октябрем.

Как ни различны особенности каждого на-
ционального театра, как ни своеобразны его
черты, — все мы говорим на одном языке со-
ветского искусства, языке правды, языке
жизни. Мы учились у Московского Художе-
ственного театра творческой системе К. С.
Станиславского. Искусство «художественни-
ков» было нашим наставником. Поколение
нынешних ведущих актеров многих театров
народов СССР воспитано великим Стани-
славским и его учением о театре. Все мы
учимся у жизни, у нашей советской действи-
тельности, учимся искусству социалистиче-
ского реализма. Это значит, что самый боль-
шой и самый скромный театры у нас живут
одними идейными и творческими интереса-
ми, волнениями, исканиями. Это значит еще,
что всех нас об’единяег одинаковое чувство
ответственности перед зрителем, перед наро-
дом, где бы мы ни раскрывали занавес—на
сцене столичного театра или на подмостках
колхозного клуба, в горах Памира. Это зна-
чит, что мы являемся активными, боевыми
участниками строительства новой жизни,
мы, идущие по пути, предначертанному вели-
кой партией Ленина-— Сталина.

Советский Союз населяют многие народы,
насчитывающие тысячелетия истории своего
существования, в прошлом имеющие выдаю-
щиеся образцы литературы, искусства, куль-
туры. Но никогда эти народы не дышали та-
кой полной грудью, как при социализме; ни-
когда человек не был так горд за свой народ,
за евою культуру, за свою историю, за свое
настоящее и будущее, как при советской
власти.

Искусство, национальнее по форме и социа-
листическое по содержанию, создается твор-
ческой интеллигенцией каждого народа. Все
мы, скрепленные нерушимой ленинско-
сталинской дружбой народов, вместе строим
новую, социалистическую жизнь, ясно видим
свой завтрашний коммунистический день.

Думать о завтрашнем цне — это, значит
думать о движении вперед. Это значит
думать о наших сегодняшних недостатках,
преодолевать эти недостатки. .

Когда мы думаем о завтрашнем дне, мы
смотрим в лицо нашему современнику. Ведь
это он своим трудом создает наше завтра.
Мало того, он всегда в движении, на пути к
завтрашнему дню или даже уже далеко в
нем. Тысячи и сотни тысяч передовых лю-
дей производства, которые к нашему Октябрь-
скому празднику выполнили‘ программу че-
тырех или пяти лет‚— ведь это и есть люди,
уже вошедшие в завтрашний день, в
1950 вод, а то и ушедшие еще дальше. И вот
мне кажется, что мы в искусстве нередко
все еще опаздываем, мы показываем сегодня
вчерацтнего человека тому, кто находится
уже на пути в завтра. Мы все еще отстаем
от роста нашего героя. Пока художник его
наблюдает, пока он создает свое произведе-
ние — скажем, пьесу, пока мы, театр, эту
пьесу разучиваем и играем, — тот, кого мы
изобразили на сцене, уже ушел вперед...

Может быть, так суждено искусству его
природой? Нет, такая природа может быть
только у отстающего искусства. Передовое

Девятый том Сочинений
И. В. Сталина
	Вышел в свет девятый том Сочинений
И. В. Сталина; подготовленный Институтом
Маркса-—Энгельса—Ленина при ЦК ВКП(б).

Девятый том Сочинений И. В. Сталина со-
держит произведения, написанные с ‘декабря
1926 года по июль 1927 года.

В этот период рабочие и крестьяне СССР
под руководством большевистской партий, на
основе решений ХГУ с’езда и ХУ конферен-
ции ВКП(б), продолжали борьбу ‘за социали-
стическую индустриализацию страны.

Укренление социалистического хозяйства
СССР вызвало резкое обострение борьбы им-
периалистических государств против Совет-
ского Союза и борьбы капиталистических
элементов против социалистических элемен-
тов внутри страны.

Против Советской власти «создается не-
что вроде единого фронта от Чемберлена до
Троцкого».

В докладе на УП расширенном пленуме
ИККИ «Ешё раз о социал-демократическом
Уклоне в нашей партии», в заключительном
слове по докладу, в речах на ХУ Московской
губнартконференции. и на собрании рабочих
Сталинских железнодорожных мастерских, в
статье «Заметки на совоеменные темы» и в
других работах И; В. Сталин защищает и
развивает ‘марксистско-ленинское учение о
партии, как основной направляющей и руко-
водящей силе Советского государства, раз-
облачает враждебные делу рабочего класса:и
большевистской партии’ «теории» лидеров
тронкистско-зиновьевекого блока и их пол-
	рывную деятельность в ВКП) ив Ком-
	ичтерне.
	КНИЖНЫЕ
	В этих произведениях И. ВБ. Сталина раз-
виваются вопросы теории и практики социа-
листической индустриализации, строитель-
ства социализма в СССР; подчеркивается
единство и нераздельность национальных и
интернациональных задач социалистической
революции; определяется линия партии в
области внешней политики в условиях уси-
лившейся угрозы нового военного нападе-
ния на СССР и намечаются задачи по укрен-
лению обороноспособности Советского Союза.

В работах «О трех основных лозунгах
партии по крестьянскому вопросу», «К во-
просу о рабоче-крестьянском правительстве»,
«О лозунге диктатуры пролетариата и бед-
нейшего крестьянства в период подготовки
Октября» развивается ленинское учение о
союзе рабочего класса и крестьянства, о ру-
ководящей роли пролетариата в этом союзе
и раскрывается классовая сущность Совет-
ского государства ‘и Советского правитель-
ства.

Значительное место в составе девятого
тома занимают произведения, посвященные
анализу движущих сил и перспектив разви-
тия феволюционно-демократического и ан-
тиимпериалистического движения китайского
народа в 1925—1927 годах. К ним относятся:
«Вопросы китайской революции», «Беседа со
студентами университета им. Сун Ят-сена»,
«Революция в Китае м задачи Коминтерна»

и. др.
	В томе впеовые публикуются пи съма
	И. В. Сталина Ксенофонтову, Зайцеву, НГин-
	кевичу, Чугунову, Цветкову и Алы я
KDOBCKOMY. , y mony, me
	И. РЯБОВ. Опыт политиче-
ской агитации в колхозе (Биб-
лиотечка агитатора). Госполит-
издат. 1948 r., тираж
500.090 экз., 46 стр., цена 70 коп.

А. С. СЕРАФИМОВИЧ. Со-
брание сочинений, tom VIII.
Государственное издательство
художественной — литературы.
1948 г, тираж 20.000 экз,
449 стр., цена 10 руб.

Паша АНГЕЛИНА. Люди
колхозных полей (на укранн-
ском языке). Украинское изда-
тельство художественной, лите-
ратуры. Киев. 1948 г., тираж
59000 экз., 168 стр.

Г. ФОРМАН. В новом Китае.
Репортаж. Перевод с англий-
ского. Государственное ‘изда-
тельство иностранной литера-
туры. 230 стр., цена 12. руб.
95 коп.
		НОВИНКИ

И. СТАЛИН. О Великой Оте-
чественной войне Советского
Союза. Издание пятое. Военное
издательство Министерства Во-
оруженных Сил Союза ССР.
Mockna. 1948 г., 207 стр., це-
на 5 руб
М. И. ` КАЛИНИН. ‘Статьи и
речи, 1941—1945 гг. (на узбек-
ском языке). Госиздат. Узбек-
ской ССР. Ташкент. 1948 r.,
454 стр., цена 11 руб.

О СОВЕТСКОМ СОЦИАЛИ-
СТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ.
Сборник статей. Государствен-
ное издательство политической
литературы. 1948 г., тираж
20.000. экз., 550 стр.; цена 10 руб.

-АКАДЕМИЯ НАУК CCCP.
Общее ‘собрание’ Академии’ на-
ук СССР, посвященное тридца-
тилетию Великой Октябрьской
социалистической революции.
		(Окончание)
	Л. САВЕЛЬЕВ. Штурм Зим-
него. Детгиз. 1948 г., тираж
60:000. экз:, 59 стр., цена 1 руб.

Беликие завоевания советской культуры
		ление Ленина. Нет сейчае в мире киноискус-
ства более высокого по своим идейным и
художественным принципам, чем советское
	искусство.

Велики и ответственны задачи работников
советского кино. Не ‘уеспокаиваясь на
достигнутых успехах, памятуя, что как
	бы ни были значительны эти успехи, нельзя
почить на лаврах и нужно неустанно думать
о дальнейшем продвижении вперед советско-
го киноискусства, его работники должны
твердо помнить о той великой ответственно-
сти, которая возложена на их плечи совет-
ским народом. Советский зритель вырос, уве-
личились его культурные запросы и требо-
вания. Партия воспитала в народе хороший
вкус и высокую требовательность к произве-
дениям искусства, и, исходя именно из этого,
каждый работник советского кино сегодня и
завтра должен неустанно думать и заботить-
ся о тех новых задачах, которые стоят перед
советским кино, и о том, как лучше эти зада-
чи разрентить.
		щих стать подлинными советскими пиеа-
телями и представляющих собой. несметную
армию тружеников литературы! Ничего по-
добного не было и не могло быть в старой
России. Если верить «Энциклопедическому
словарю» Граната за 1911 г., в тогдашней Рос-
сии было учтено 525 «здравствующих» рус-
ских писателей. Мы знаем, как мало из этих
писателей работало над вопросами‘ и пробле-
мами жизни народной.

Социалистическая революция в корне изме-
нила дело. У нас выросла новая, революцион-
ная, советская литература.

«Наша литература, — говорил товарищ
А. А. Жданов,— является самой молодой из
всех литератур всех народов и стран. Вме-
сте с тем она является самой идейной, са-
мой передовой и самой революционной ли-
тературой».

Одним из крупнейптих завоеваний совет-
ской культуры является создание мощной
отечественной кинематографии и высококва-
лифицированных кадров работников кино-
искусства. Кино в советском государстве ста-
ло могучим орудием коммунистического во-
спитания массе.
	«Кино в руках Советской власти. пред-
ставляет огромную, неоценимую силу.
Обладая исключительными возможностями
духовного воздействия на массы, кино по-
могает рабочему классу м его. партии
воспитывать трудящихся в духе социа-
лизма, организовывать массы на борьбу за
социализм, подымать их культуру и поли-
тическую боеспособнавть» (И..Сталин).
	Руководствуясь этими указаниями товарища
Сталина, советская кинематография o-
билась крупных успехов в создании многих
высокоидейных и высокохудожественных
произведений, которые являются образцами
передового советского киноискусства. Такие
шедевры советской художественной кинема-
тографии, как «Броненосец «Потемкин»; «Ча-
паев», «Ленин в Октябре», «Ленин в
1918 году», «Великий гражданин», «Kast
ва», «Адмирал Нахимов», «Депутат Бал-
тики», «Сказание о земле сибирской» ‘и
многие, многие другие кинофильмы, пред-
ставляют собой неоценимый вклад в сокро-
вищницу достижений мирового киноискус-
ства, Бессмеотный Ленин учил, что кино яв-
ляется самым важным и самым массовым из
	искусств. Вся практика советского кино пол-о
	остью подтвердила и оправдала это опреде-
		Выросли кадры технической интеллиген-
ции, кадры научных работников самых раз-
личных областей науки, кадры работников
литературы и искусства. Выросла армия. ра-
ботников народного просвещения и народно-
го здравоохранения. Выросли кадры компо-
зиторов и музыкантов, художников и ‘архи-
текторов. Каждый из отрядов великой армии
работников советской культуры имеет чем
гордиться, много сделал для прославления
советской гультуры.
находят свое яркое выражение в тех успехах
науки, техники, литературы, искусства, кото-
рые за последние. годы получают высокое
признание советского государства ‘и удоста-
иваются Сталинской премии. Сталинская
премия учреждена в. 1939 году. За период с
1939 по 1948 год Сталинскими премиями
награждены 3.678 деятелей науки, техники,
литературы и искусства; некоторые из них
уже по два-три раза.

Все это награды за крупные научные от-
крытия и работы, серьезные технические
изобретения, высокохудожественные нпроиз-
ведения литературы и искусства, в которых
нашел свое вонлощение гений народа.

Раскрываются духовные силы народа, ко-
торый отдает великим задачам  строитель-
ства новой жизни свой ум, свое сердце

В СССР впервые за вею историю человече-
ства созданы условия для массового народ-
ного творчества, и с каждым годом все шире
становится поток этого творчества, из’ кото-
рого выходят новые блестящие ученые —
физики, математики, химики, биологи, фило-
софы, историки, литературоведы, беллетри-
сты и публицисты, высокоодаренные деятели
тсатра и кино, деятели советской живописи,
ваяния, зодчества, деятели советской музыки.
	Огромен, необ’ятен фронт советской куль-
туры, и на каждом его участке все выше
взвивается знамя коммунистической идеоло-
гии, знамя марксизма-ленинизма.

Выросли и растут кадры ‘ученых-теорети-
ков, неразрывно и ‘глубоко связанных с
практикой социалистического строительства.
Одним из ярких примеров тому является
недавно прошедшая сессия Всесоюзной ака-
демии сельскохозяйственных наук имени
	В. И. Ленина, ознаменовавшая . собою новую
	крупную победу марксистско-ленинского ма-
териалистического мировоззрения — победу
мичуринского направления в биологии.
		Социализм создал новую культуру и дока-
зал высокое ее превосходство над разлагаю-
щейся культурой буржуазии. Россия стала
страною самой передовой культуры, духов-
ный. облик наших людей преобразился.
	«,. Последний советский гражданин, сво-
бодный от цепей капитала, —говорит товарищ
Сталин, — стоит головой выше любого зару-
бежного высокопоставленного чинуити, вла-
чащего на нлечах ярмо капиталистического
рабства...»
	Sa годы социалистического строительства
выросла самая передовая в мире, самая высо-
кая по своим идейным принципам советская
литература. Из среды рабочего класса и. кре-
стьянства вышли тысячи талантливых писа-
телей, «инженеров человеческих душ», рабо-
тающих в самых различных отраслях худо-
жественной литературы, литературной крити-
ки, публицистики, журналистики. Такие про-
изведения советской художественной литера-
туры, как «Железный поток» А. Серафимови-
ча, «Чапаев» Д, Фурманова; «Разгром»
А. Фадеева, «Цемент» Ф. Гладкова, «Бруски»
Ф. Панферова, «Как закалялась сталь»
H. Островского, «Тихий Дон» и «Поднятая
целина» М. ПТолохова, «Хождение по мукам»
А. Толстого, «Емельян Пугачев» В. Шишко-
ва, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Радуга»
В. Василевской, «Непокоренные» Б. .Горбато-
ва, «Буря» И. Эренбурга и многие другие
вошли в золотой фонд литературы и оста-
нутся навсегда яркими памятниками великой
эпохи социалистической революции и социа-
листического ‘строительства.

По этим книгам учатся миллионы молодых
людей машей страны и других стран мира,
вступивших на путь демократических и
социалистических преобразований. Литера-
тура стала у нас мощным средетвом комму-
нистического воспитания десятков миллионов
людей. В Союзе советских писателей сейчас
насчитывается свыше 3.200 членов. Это люди,
которые. уже прочно зарекомендовали себя
работниками на ниве художественной лите-
ратуры.и критики. А сколько поэтов, прозаи-
	ков, очеркистов и фельетонистов работает
в наших местных газетах, журналах,
сколько их ‘на предприятиях, в KOAXO-
	зах, в. вузах и школах, — людей, .мечтаю-
	Перед нашей Родиной открыты  вели-
чественные перспективы дальнейшего про-
движения вперед, к коммунизму. Решение
новых великих задач послевоенного восста-
новления народного хозяйства и дальнейше-
го развертывания социалистического строи-
тельства на путях. к коммунизму, поставлен-
ных нашей партией, товарищем Сталиным,
потребует от всех работников советской
культуры напряженной и настойчивой рабо-
ты. В. резолюции ХУПТ с’езда партии гово-
рилось:
	«В нынешних условиях, когда в СССР
безраздельно господствуют социалистиче-
ские формы хозяйства, социалистическая
собственность, социалистическая организа-
ция труда, когда решающее значение для
уснеха нашего дела приобретает коммуни-
стическая сознательность в работе на поль-
зу нашего государства, народа и всех тру-
дящихся, -гигантски поднимается роль со-
ветской интеллигенции, умеющей по-боль-
шевистски работать, по-большевистеки бо-
роться за под`ем культурности и коммуни-
стической сознательности трудящихся».
	задачи коммунистического воспитания
масс приобрели еще большее значение сей-
час, когда СССР вступил в период своего
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	Апрес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн. 258. Телефоны; К 6-63-60, ДЗ-30-52.