‚2Ё ноября 1948 г., № 33 (88).

ВБ Отделе проптанды и впитации
		О РАБОТЕ ДОМОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
	ственной самодеятельности он ограничивает
случайными семинарами, как правило, в
ближайших от Москвы областных центрах.
Слабо помогает Всесоюзный Дом народного
творчества развитию художественной само-
деятельности в национальных республиках
и областях. Забота о репертуаре для многооб-
разных видов и форм рабочей и сельской
художественной самодеятельности сведена к
переизданию одноактных пьес и сборников
музыкальных произведений.

Участники совещания критиковали также
Комитет по делам искусств при Совете
Министров СССР. Комитет слабо руководит
Домами народного творчества. -

На совещании были выдвинуты предложе-
ния по улучшению деятельности Домов на-
родного творчества и усилению их помоши
художественной самодеятельности трудящих-
ся. Всесоюзный, республиканские, краевые и
областные Дома народного творчества лол.
	жны быть подлинными методическими
центрами художественной самодеятельно-
сти. Для этого им необходимо изменить
	стиль своеи работы, ликвидировать оторван-
ность от коллективов художественной само-
деятельности, глубоко вникать в их деятель-
ность и внимательно изучать новые явления
в народном творчестве.
	дома народного творчества обязаны рабо-
тать в тесном содружестве с краевыми и об-
ластными отделами культурно-просветитель-
ной работы, оказывать им методическую по-
мошь в подготовке кадров руководителей-
общественников для художественной само-
деятельности и неустанно заботиться о по-
вышении их квалификации.

Для драматических, хоровых, хореогра-
фических кружков и других видов художе-
ственной самодеятельности необходимо
создавать репертуар на местные темы. Дома
народного творчества в этом вправе расечи-
тывать на помошь Союза советских писате-
лей, Союза композиторов и, в частности, их
отделений в республиках, краях и областях.

Совешание отметило, что некоторые мест-
ные партийные и советские органы не вни-
кают в содержание работы Домов народного
творчества. Быстрое устранение недостатков
и улучшение работы Домов народного твор-
чеетва будет возможно только при усилении
помощи им и контроля за их деятельностью
со стороны партийных организаций.
	В Отделе пропаганды и агитации ЦК
ВКП(б) состоялось совещание по вопросам
работы Домов народного творчества, В сове-
щании приняли участие директора ряда об-
ластных Домов народного творчества, работ-
ники Комитета по делам искусетв при Совете
Министров СССР, Всесоюзного Дома народ-
ного творчества им. Н. К. Крупской, Комите-
та по делам культурно-просветительных уч-
реждений ‘и Комитета по делам искусств
	при Совете Министров РСФСР, Цент-
рального Комитета ВЛКСМ, культотдела
ВЦСНС. На совещании были заслушаны
	доклады директора Всесоюзного Дома на-
родного творчества т. Анастасьева и дирек-
тора Ярославского областного Дома народ-
ного творчества т. Громовой. .
Художественная самодеятельность трудя-
щихся в нашей стране приобрела огромный
размах. При избах-читальнях, рабочих и
сельских клубах, Домах и Дворцах культуры
работают сотни тысяч хоровых, музыкаль-
ных, драматических, хореографических и
других самодеятельных коллективов, в кото-
рых участвуют миллионы трудящихся. По-
становления ЦК ВКИ(б) по идеологическим
вопросам оказали благотворное влияние на
развитие и повышение ‹ идейного уровня
художественной самодеятельности. Об этом
свидетельствуют прошедшие в текушем году
	смотры сельской художественной самодея-о
	тельности, Всесоюзный смотр профсоюзных
самодеятельных театральных коллективов,
республиканские певческие праздники в
Эстонской и Латвийской ССР.

156 Домов народного творчества призваны
изучать и обобщать лучший опыт коллекти-
вов рабочей и сельской художественной са-
модеятельности, оказывать им методическую
помощь и заботиться о репертуаре для. них.
Однако, как показали доклады тт. Анастась-
ева и Громовой и выступления участников
совещания, Всесоюзный Дом народного твор-
чества им. Н. К. Крупской и многие респуб-
ликанские, краевые и областные: Дома народ-
ного творчества неудовлетворительно справ-
ляютея с поставленными перед ними за-
дачами.- Е

Всесоюзный Дом народного творчества
оторван от коллективов художественной са-
модеятельности, не изучает и не обобщает.их
опыта, не влияет на развитие художественной
самодеятельности в стране. Методическую
помощь руководителям коллективов художе-
	кино

Новый художественный фильм «Повесть о
настоящем человеке» покоряет прежде всего
своим глубоко правдивым раскрытием харак-
теров советских людей. Герои этого фильма,
их постунки, их мысли и целеустремления
	настолько возвышенны и благородлны, на-
столько мужественны и красивы, что когда
смотришь на них, то невольно вепоминаешь
бессмертные слова А. М. Горького: «Чело-
век —это звучит гордо»

Да, поистине наш советский человек — зву-
чит гордо! Об этом красноречиво говорят его
великие дела, которые он вершит повседнев-
но своим трудом на благо Родины. Об этом
убедительно говорят и напоминают всему
миру его героические победы в годы Великой
Отечественной войны.

Фильм «Повесть о настоящем человеке»
поставлен режиссером А. Столпером по одно-
именной книге писателя Б. Полевого. Книга
эта широко известна нашему советскому чи-
тателю, пользуется у него большим успехом,
поэтому нет необходимости подробно расска-
зывать содержание фильма. Остановимся
лишь на главном.

Раненный в воздушном бою, летчик Алек-
сей Мересьев упал о своим самолетом в лес,
на территорию, занятую врагом. На переби-
тых, окровавленных и замерзающих ногах,
делая с нечеловеческим трудом десять тысяч
шагов в сутки, он пробирается к своим... И,
когда ноги отказываются итти, он, падая в
снег, замерзая, голодный, истощенный,
ползком продолжает свой путь. :

«— А все-таки не плен, а все-таки не
плен», —шенчет он, изнемогая от страданий.

Восемнадцать суток! Восемнадцать долгих
зимних суток! Через мороз, через вьюгу шел
и полз к своим родным советским людям этот
мужественный и упорный советский чело-
век. Благородная цель — вновь вернуться в
строй и сражаться с ненавистным врагом —
порождала в нем неукротимую энергию, епо-
	 собнсеть побороть, казалось бы, непреодоли-
	мые препятствия, победить смерть. На девят-
надцатые сутки Мересьева подобрали колхоз-
ники сожженного немцами села.
	И когда Мересьева клали на операционный
стол, только одна просьба была у него к хи-
рургу — «сохранить ноги», чтобы он снова
мог летать и сражаться за Родину. Но хи-
рург беесилен, он не мог сохранить ему ног.
_ После ампутании Алексей Мересьев начи-
нает угасать. Он мучительно думает о том,
что ему, летчику, навсегда лишенному люби-
мого труда, незачем больше жить. «У меня, —
говорит он,— цель была: выползти, летать,
сражаться. А сейчас у меня отрезали эту
пель». Веру и силы для дальнейшего сопро-
тивления приносит ему лежаший рядом сним
полковой комиссар Воробьев. Будучи сам при
смерти, Воробьев силой большевистской воли
помогает Мересьъеву преодолеть свом страда-
ния и вторично победить смерть.

Старый большевик, участник гражданской
войны, Воробъев напоминает молодому лет-
чику мужественный образ писателя Николая
Островского и героя его романа Павла Кор-
чагина. Воробьев достает для Мересьева ста-
рый журнал, где описано, как летчик русской
азиации Карпович, лишившись во время пер-
вой мировой войны одной ноги, путем дол-
гой тренировки добился своего возвращения
в строй и снова летал.

Мересьев этим потрясен, но он колеблется:

«— Ведь у него одной ступни не было, ау
меня — двух», -е болью восклицает он.

«— Но ‘ты же советский человек» тихо и
проникновенно говорит ему полковой комис-
сар.

«— Да разве это был самолет! Это этажер-
ка! На нем. ни ловкости ни быетроты не

нащо» 5 в
	человеке»

о настеящем
		стичности в передаче страданий своего героя»
Фильм насыщен юмором и оптимизмом.
Актеры разных школ и театров выступают
в нем как единый творческий ансамбль и
создают глубоко правдивые образы, выявив в
них главное, не погружаясь в бытовые мело-
чи и ненужные детали. Выразительными
средствами киноискусства в фильме раскры-
вается основная идея литературного произве“
дения.

Картина отличается высоким уровнем опе-
раторского искусства. Оператор (М. Магид-
сон) не пошел по традиционному пути
и не старался усугубить светом психологиче“
ские переживания героев, а, наоборот, вопре-
ки драматичности сюжетных ситуаций, на»
полнил все кадры ясным солнечным светом,
как бы подчеркивая этим радость происхо-
дящей вокруг жизни и веру в победу нового
человека. Очень хорого, в живописной мане-
ре лучших русских пейзажистов сняты
все кадры сурового зимнего леса. Радостное
впечатление производят с’емки аэродрома и
в особенности кадры пробного полета “Ме
ресьева в воздухе. т

В портретной семке главное внимание
обращено на передачу выразительности игры
актеров, их лиц и глаз. И то, что игра
Tl Кадочникова, Н. Охлопкова, В. Мер-
курьева и Л. Свердлина пленяет нас своей
глубиной и выразительной силой, во многом
определяется операторским мастерством, -ко-
торое помогает артистам раскрыть и довести
до зрителя душевный мир их образов. _-

Критика фильма будет недостаточно. об’ек-
тивна, если мы наряду с хорошими словами
о достоинствах не остановимся и на его
некоторых недостатках. ==

Мы пока еще не знаем таких кинопроизве-
дений, в которых бы глубина идейно-драма-
тургического замысла полностью сливалась ©
совершенством актерской игры и изобрази-
тельной формы и где бы все образы фильма
были одинаково сильны и ярки. Мы все
стремимся к этому, и, возможно, в недалеком
будущем у нас и появятся такие произведе-
ния. Но появиться они смогут только при
условии разносторонней и об’ективной кри-

тики всех наших произведений и при
условии подробного анализа их достижений
и недостатков. .

К недостаткам данного фильма надо отне-
сти в первую очередь следующие: сосредото-
чив свое внимание на двух главных и трех
эпизодических персонажах, режиссер не на-
шел яркости характеристик для остальных
эпизодических и групповых образов. Он не
поставил себе задачу выразить типические
черты советского человека в каждом эпизоде
и в каждой массовой сцене, показанных им на
экране.

Работа с массой, се большим коллективом
людей не везде достаточно продумана. Отсю-
да массовые ецены в фильме маловырази=
тельны и излишне шумливы. г

Недостаточно выразительной является cues
на прохода оборванных и разбитых немцев
среди взрывов в лесу. Эта сцена, очевидно,
задумывалась как некий символ, показываю-
ший разгром немцев и бегство их с нашей
территории. Но это сделано бледно.

Не найдено образное решение последнего
воздушного боя Алексея Мересьева и его
друзей се немецкими «ассами». Бой показан
только отраженно, через передачу команд по
радио и в репродуктор. Этого для выражения
такой ответственной сцены явно недостаточ-
но. Репродуктор — мертвый, схематический
знак, а здесь хочется видеть самый бой и
прежде всего активное участие в. этом бою
Алексея Мересьева. Ведь к этому бою, к этой
встрече с врагом Алексей Мересьев шел и
стремился через всю картину! В. неправиль-
ном решении этой сцены лежит и причина
некоего эмоционального спада в Финале
фильма.

Несмотря на эти недостатки, «Повесть о на-
стоящем человеке»— прекрасный, волнующий
фильм о всепобеждающей силе настоящих
советских людей, их моральной стойкости,

‘мужестве и душевной красоте.

Советский зритель будет смотреть этот
фильм с большим интересом. Мысли, образы
людей, которых он увидит на экране, он не
забудет и долго будет жить с ними, думать о
них, и они во многом помогут ему, научат и
вдохновят его.

Можно поздравить творческий коллектив,
создавший этот фильм, и всю советскую ки-
нематографию с новым и большим успехом.
	Ив. ПЫРЬЕВ
Народный артист СССР
		“дающую силу духа охватывает вас, когда
Алексей Мересьев, победивший дважды
смерть, преодолев все преграды, все нечело-
веческие трудности, страдания, ‚ осуще-
ствляет, наконец, свою мечту, свое страстное
желание и снова парит в воздухе, как гор-
дый орел! :

Герой фильма «Повесть о настоящем че-
ловеке» Алексей Мересьев не выдуман твор-
ческой фантазией писателя-сценариста. Он
живет и летает поныне. Его можно видеть на
улицах Москвы, встретить в театре и наблю-
дать рано утром его ежедневные полеты на
одном из подмосковных аэродромов.

Роль Алексея Мересьева в фильме играет
артист Павел Кадочников. Кадочников ‘поль-
зуется большой и заслуженной популярно-
стью у зрителей.

Роль Мересьева поставила перед ним не-
обычайно сложные задачи. Он должен был
преодолеть не только творческие трудности
создания сложнейшего по своим душевно-
психологическим переживаниям и поступкам
образа, но и проделать большую физическую
работу, требующую от актера необычайной
выносливости, терпения и долгого специаль-
ного тренажа. И, надо сказать, все это Кадоч-
ников прекрасно преодолел. В Мересьеве он
мужествен, прост и обаятелен. Эта работа ре-
комендует его как талантливого артиста, уме-
ющего глубока и правдиво раскрыть лучшие
качества наших советских людей, воспитан-
ных большевистской партией.

Образ Алексея Мересьевав картине не оди-
нок, и в этом ее еще болышая идейно-худо-
жественная ценность. Рядом с ним показаны
и раскрыты характеры и других советских
людей. У каждого из них своя, особая, резко
отличительная индивидуальность, а вместе 6
тем это единый коллектив, поедставляющий
	собой образ всего нашего великого народа.
	Прежде всего хочется сказать о замеча-
тельном .образе полкового комиссара Семена
Воробьева, Благодаря талантливой и глубоко
правдивой игре Н. Охлопкова совершенно
ясно представляем себе славный жизнен-
ный путь этого прекрасного человека,
пламенного большевика и патриота. Охлоп-
ков сумел своей игрой создать изумитель-
ный по душевной красоте и человечно-
сти образ Семена Воробьева. Веришь, что
этот человек каждого, кого он встречал
в своей жизни, умел поддержать и на-
править по достойному и благородному
пути. Уж на что сложившимся человеком по-
казан Герой Советского Союза, участник трех
войн, старшина Степан Иванович, но и его в
минуту душевных раздумий, тоски по земле
и колхозному хозяйству Воробьев сумел на-
править на путь продолжения борьбы до пол-
ной победы над фашизмом.

Будучи пригвожден болезнью к постели и
зная, что болезнь его тяжела и смертельна,
Воробьев не только продолжает вдохновлять
и направлять людей, но с огромной любовью
и вкусом интересуется жизнью, природой и
даже изучает немецкий язык, восторженно
восхищаясь прекрасным звучанием русских
слов.

«— Все слова, говорит он,— должны быть
звонкие, звонкие, как жизны..»

И если в образе Алексея Мересьева мы BIH
дим молодого человека нашего времени, то в
Семене Воробъеве дан образ старшего поко-
ления большевиков, тех людей, которые всю
	‚евою жизнь отдали борьбе за счастье и сво-!
	боду нашей молодежи, воспитали в ней пле-.
яду Мересьевых и, вдохновив их высокими.
идеями коммунизма, сделали возможным их
героический подвиг.

Для исполнения ряда эпизодических ролей
в фильме были привлечены первоклаесные
актерские силы: А. Дикий, Л. Свердлин,
Б. Бабочкин, Б. Добронравов, Т. Макарова,
Л. Целиковская, В. Меркурьев и другие. Ме-
жду ними как бы происходило «творческое
соревнование» на создание лучшей эпизоди-
ческой роли в этом фильме. Следует особо
отметить удачную игру В. Меркурьева и
Л. Свердлина.

«Повесть о настоящем человеке» — это луч-
шая кинокартина А. Столпера. В этой работе

‚он проявил болышой такт, избежав натурали-
	Заслуга В. Пановой в «Кружилихе» заклю-
чается в том, что она правдиво раскрыла эти
противоречия в некоторых, даже положи-
тельных, героях своего романа. К сожале-
нию, значение этого далеко не всегда пони-
мают некоторые литературные критики.
Авторы ряда литературно-критических ста-
тей, посвященных разбору романа «Кружи-
лиха» на страницах «Литературной газеты»,
упрекали писательницу именно за то, что
некоторые из этих реальных противоречий
она показала в живых образах.

Заключая дискуссию о романе «Кружи-
лиха», «Литературная газета» прямо об-
винила В. Панову в нарушении принципов
социалистического искусства, в том, что пи-
сательница построила свой роман на нети-
пических образах и нетипических обстэ-
ятельствах. Этим утверждением «Литератур-
ная газета» вольно или невольно стала на
сторону тех, кто боится правдивого изобрз-
жения противоречий в нашей действитель-
ности, кто готов об’явить уже полностью из-
	житыми, преодоленными пережитки проЕло-
	го в сознании людей. Ясно, что такая пози-
ция лишь мешает борьбе с этими пережит-
ками, мешает движению вперед.

Суб?ективно честным изображен в романе
П. Павленко «Счастье» секретарь райкома
Корытов. Но от живой действительности он
заслонился бумажками, потерял связь с мас-
сами и потому отстал от жизни. Применяя
острое оружие критики к этому отставшему
от жизни работнику, Павленко противопоста-
вляет ему образ своего положительного ге-
роя — Воропаева, ярко показывает в нем чер-
ты партийного работника, подлинного вожа-
ка народных масс.

Герой романа С. Бабаевского «Кавалер 3o-
лотой Звезды» Сергей Тутаринов показан в
борьбе против косного руководителя райис-
полкома Федора Лукича, отставшего от
жизни, не понимающего необходимости ocy-
ществления новых, широких и смелых пла-
нов советских людей. Писатель осуждает и
председателя колхоза Артамашова, который
находится в плену частнособственнической
психологии. На первый взгляд, Артамашов--
передовой человек, а в действительности
он живой носитель капиталистических пе-
режитков. С. Бабаевский вскрыл это проти-
воречие смело, по-большевистски; отрица-
тельные персонажи его романа даны как
типические характеры.

Правдиво изобразить борьбу нового со ста-
рым в советском обществе — значит пока-
зать историческую обреченность пережитков
прошлого перед лицом неодолимого нового,
коммунистического. Но это не значит, что
писатель лишь описывает внешние проявле-
ния этой борьбы, в которой одна сторона «все
равно» обречена на гибель. Партийность со-
	ветского художника состоит в том, что. он ве
	безразличен к изображаемому, что, показывая
борьбу противоречий в советском обществе,
	ОТЧЕТ РЕЛАКТОРА ОБЛАСТНОЙ ГАЗЕТЫ «ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ»
	везное убрепление колхозов, повышение уро-
жайности на основе применения передовой
агрономической науки и практики, развитие
животноводства, пропаганда передового опы-
та, не получают должного отражения.

Газета не освещает культурно-проевети-
тельной работы среди широких масс населе-
ния, не ведет должной борьбы с пережитками
капитализма в сознании людей, слабо пропа-
гандирует идеи советского патриотизма и
	‘дружбы народов СССР
	3 Отделе пропаганды и агитации ЦА
ВКП(б) заслушано сообщение редактора с=-
верб-казахстанской областной газеты «Ленин-
ское знамя» т. Ильина о работе газеты.
	Отмечено, что газета «Ленинское знамя» до
сих пор не улучшила свою работу и попреж-
нему ведется на низком идейном и культур-
ном уровне. Редакция газеты оторвана от
партийных, советских, хозяйственных и об-
ощественных организаций, многообразная

жизнь области освещается поверхностно и

односторонне.

Заполняя страницы газеты преимуществен-
но случайными. материалами, редакция упу-
скает из виду важнейшие вопросы экономи-
ки, партийного, советского и культурного
строительства. Отдел партийной жизни не за-
нимает центрального места в газете. Боль-
шинетво материалов на партийные темы но-
сит неглубокий характер, составлено без! зна-

зния дела, главным образом на основе отрица-
тельных фактов: За указанный срок редак-
ция не опубликовала ни одной корреспонден-
ции о воспитании молодых коммунистов, об
авангардной роли членов и кандидатов
‘в члены ВКП).

`__. Слабо освещается в газете состояние про-
пагандистской : работы в парторганизациях
области. Статьи в помощь самостоятельно
изучающим ‘историю и теорию ВКИ(б) печа-
таются от случая к случаю. Руководящие
партийные работники, пропагандисты и аги-
таторы в газете не выступают.

Неудовлетворительно освещаютея вопросы
сельского хозяйства. Такие злободневные те-
мы, как борьба за организационно-хозяйст-
	Социалистический реализм — руководя-
ций метод советской литературы — требует
от писателя прежде всего всестороннего и
внимательного изучения жизни, глубокого
проникновения в сущность процессов разви-
тия советского общества, правдивого отобра-
жения действительности в ее революционном
развитии. При этом правдивость художест-
венного изображения сочетается в советской
литературе с задачей идейного воспитания и
вооружения народа в борьбе за коммунизм.

Руководствуясь методом  социалистическс-
го. реализма, советская литература решает
свою главную задачу: во весь рост пока-
зать истинного героя нашего времени —со-
ветского ‘человека, строителя воциалистиче-
ского общества, новой культуры, новатора в
труде и борьбе; показать его высокие мораль-
ные качества, рожденные социалистическим
строем, ноказать, как изменяетея и духовно
растет он в ходе победоносной борьбы за ком-
мунизм. р

Основоположник `социалистического реа-
лизма Максим Горький, обращаясь к совет;
ским людям, писал: «В лице вашем на зем-
ле растет новый человек, человек с больной
буквы — Человек достоинства... Он неоспори-
мо заявляет о росте своем беспощадной борь-
бой против наследий прошлого, его неукроти-
мым стремлением к великой цели своей, его
изумительной героической работой по воору-
жению своей страны новой культурой». В
своих рассказах и очерках, написанных в по
следние годы жизни, воскрешая перед чита-
телем картины былой жизни русского наро-
да, Горький наглядно показывает величие
тех перемен, которые принесла победа совет-
ского строя, тех исторических сдвигов, кото-
рые породила в сознании наших людей совет-
ская действительность. Любовно повествует
он о будничном, незаметном, вошедшем в
быт героизме ‘простых советских людей.
«Рассказы о героях» — так называется один
из его новеллистических циклов.

`Следуя по пути социалистического реализ-
ма, советская литература одержала немало
славгых побед. :

«Мы имеем право гордиться, — сказал

тов. В. М. Молотов в своем докладе о 31-й
годовщине Великой Октябрьской социали-
стической революции, — Успехами совет-
ского искусства и в последнее время, в oco-
бенности, успехами советской литературы,
что является не малым достижением на-
правляющего руководства партии. Наша
литература, кино и другие виды искусства
все больше обогащаются такими произве-
дениями, которые в своих образах раскры-
взют идейный смысл событий и работы лю-
дей советской эпохи».

Русская классическая литература протило-
го создала ряд возвьиченных человеческих
образов, евидетельствующих о том, что даже
в мраке подневольной жизни великие Pyc-
ские писатели Пушкин, Толстой, Тургенев,
Чехов умели видеть красоту и благородство
свободного человеческого духа, преодолеваю-
шего грязь и мерзость эксплоататорского 95-
шества.

Во сто раз более яркие краски должно най-
	‚ Особо отмечалась неудовлетворительная ра-
бота редакции над улучшением языка газе-
	ты, над расширением ее литературных жан-
	ров. Материалы, заголовки, шапки во многих
случаях состоят из одних и тех же шаблон-

ных канцелярских фраз, вроде: «Больше
ВНИМаНИЯ...>», «Больше организованности...»,
«покончить», «усилить», «обеспечить»,

«формировать» и т. п. Технически ‘газета

оформляется неряшливо, печать серая.
Редактору т. Ильину предложено устра-

нить имеюнтиеся недостатки и решительно
	улучшить качество газеты. Редакции реко-
	мендовано организовать систематическую
работу © внередакционным активом и шире
привлечь к участию в газете партийных и
советских работников, передовых рабочих и
колхозников, деятелей культуры, новысить
культурный уровень публикуемых материа-
лов, полнее освешать экономику области, дея-
тельность партийных, комсомольских, совет-
ских и общественных организаций, система-
тически пропагандировать марксистско-
ленинскую тебрию, распространять политиче-
ские и научно-естественные знания.
	ти искусство нашего времени для изображе-
ния величия человека, сбросившего с себя
оковы капиталистического рабства и утвер-
дившшего подлинную свободу, поэзию ратных
и трудовых подвигов во имя победы комму-
низма, :

Многомиллионный советский читатель
кровно сроднился с замечательными героями
книг советских писателей. Стали родными и
близкими советскому народу созданные со-
зетскими писателями образы лучших людей
нашей эпохи, героические деяния которых
озарены светом бессмертных идей коммуниз-
ма. Вспомним Павла Корчагина, вспомним
большевика Давыдова, деятеля коллективиза-
ции, изображенного в «Поднятой целине»
М. Шолохова, или Глеба Чумалова из «Це-
мента» Ф. Гладкова, образы молодогвардей-
цев в романе А. Фадеева, образ летчика Ме-
ресьева, показанного Б. Полевым в «Повести
о настоящем человеке», молодого большеви-
ка Кирилла Извекова в. романах К. Федина
«Первые радости» и «Необыкновенное лето»,
образ коммуниста Лося, помогающего чукчам
подняться до, сознательной советской жизни,
которого показал T. Семушкин в романе
«Алитет уходит в горы», образ большевика
Воронаева, который помогает колхозникам
Крыма восстанавливать разрушенное войной
хозяйство, убедительно нарисованный
Tl. Павленко в романе «Счастье», образ Ту-
таринова, героя романа С. Бабаевского «Ка-
валер Золотой Звезды», исполненного пар-
тийной пелеустремленности и мужества,
человека, умеющего смело мечтать и претво-
рять свом мечты в действительность.

Важнейшим источником могучей действен-
ности всех этих образов является их жизнен-
ная правдивость. Читатель верит им, вооду-
евляется ими, потому что в этих образах
нет ничего выдуманного, фальшивого, пото-
му что подобных людей он видит вокруг себя
в жизни. Вот почему глубоко ошибочной и
вредной является та проповедь «романтизи-
рования», «приподнимания», «приукрашива-
ния» действительности, е которой настойчи-
во выступают в последнее время некоторые
критики. Сама наша действительность на-
столько прекрасна, насьицена героикой, дает
примеры таких удивительных подвигов, та-
ких великих дел, перед которыми бледнеют
самые «красивые», самые «романтические»
легенды прошлого. «Приукрашивать» нашу
действительность — значит оскорблять ee,—
вот чего не понимают эти критики.

Героика советских будней, как и недавние
великие ратные подвиги наших людей, не
нуждается в искусственном «романтизирова-
нии». Революционный романтизм, являющий-
ся составной частью социалистического реа-
лизма, не имеет ничего общего се подобным
«приукрашиванием» действительности: Он
обозначает яркое и возвышенное (и вместе с
тем глубоко реалистическое) отображение ве-
ликих деяний советского народа, героичных
	«— Но ведь ты жз советский человек»,—
повторяет ему Воробьев эти знаменательные
и дорогие для каждого из. нас слова.

Мересьев обретает в этих словах веру в свои
сильь чтобы еще раз совершить невозможное.
И позднее он. вспоминает эти замечательные
слова каждый. раз, когда на пути возникают
	‚серьезные. трудности.
	Преодолевая чудовишную. физическую
боль, он упорно и ежечасно в течение це-
лого ряда месяцев тренирует свое. тело, при-
учается в совершенстве владеть искусствен-
ными ногами и окончательно убеждает ко-
миссию в своих правах и возможности снова
летать и сражаться за Родину. _

Гордоеть за советского человека, восхище-
ние его упоретвом ‘и радость за его всепобе-
		yy > 35.33.43 <>. @ OBO OS OO DBO OR Oe O OO Oe OO OO So
	он страстно, всей силой своего таланта, ак-
тивно становится на сторону нового и всеми
средствами художественного творчества ут»
верждает победу нового, коммунистического,
над старым; частнособственническим, убеди-
тельными красками показывая, что и как дол=
жен делать советский человек, чтобы устра-
нить со своего пути пережитки и предрас-
судки проклятого прошлого.

Именно потому, что на нашей стороне
историческая правда, за нами будущее, совет-
ские писатели должны вскрывать все гнилое,
порочное, доставшееся нам в наследство от
старого, капиталистического общества и что
еще живуче в нашей действительности. Са-
мокризика — закон жизни советского обще-
ства. Это в равной мере относится и к лите=
ратуре, и к искусству, которые своими осо-
быми, специфическими, образными средства-
ми решают задачу самокритики, выступая
против пережитков и предрассудков в созна-=
нии наших людей.

Требование типичности изображаемого в
такой же мере обязательно при показе пере-
житков прошлого в сознании советских лю-
дей, как и при показе нового, передового,
рожденного социалистической действитель-
ностью. При. этом важно не смешивать типи*
ческое с массовидным. Ростки нового, ‘рож-
даюшегося могут быть едва заметными, но
они являются типическими, ибо за этими
ростками — будушее. Например, стаханов-
ские методы труда в своем начале применя-
лись лишь отдельными. работниками; тем не
менее они и тогда уже представляли собою
явление типическое, поскольку они отражали
характерную сторону  социалистического
сознания. В равной мере тот или иной порок
или недостаток может не часто встречаться
в жизни, но может быть типическим. Напри-
мер, низкопоклонство перед иностраншиной
свойственно лишь косной, отсталой части со-
ветской интеллигенции. Но для представите-
лей этого круга интеллигенции aH
ный порок ноемт в известной Me
ре типический характер. Типический-зна-
чит характерный, как в фокусе суммирую-
ий признаки того или иного явления.

Советский писатель не может забывать, что
изображение противоречий жизни, борьбы
новых, социалистических начал с пережитка-
ми прошлого в сознании людей может быть
дано правильно лишь при условии правди-
вого и активного, действенного раскрытия
основного закона развития советского обще
	ства. неодолимость нового коммунистическоз
	го в борьбе со старым. -

Бороться с пороками и недостатками, свой:
ственными некоторым людям нашего б-
итества, это значит, во-первых, глубоко изо-
бличать эти пороки, как вредные; мешающие
нам пережитки. прошлого, во-вторых, пока-
зывать эти пережитки, как тормоз нашего
движения вперед, в-третьих, показывать ве-
ликие силы советского общества, преодоле-
вающего на пути своего поступательного
развития все отсталое, чуждое духу социа-
лизма. При этом надо помнить, что и сами
	(Окончание на 4-й стр.).
	и романтичных по самой своей внутренней
сушности, такое ‘глубокое проникновение
	художника в идейный смысл событий, какое
	позволяет ему «показать наш народ не толь-
ко в его сегодняшний день, но и заглянуть в
его завтрашний день, помочь осветить про-
жектором путь вперед» (А. Жданов).

Реализм старого типа — критический
реализм — был направлен прежде всего к
раскрытию и осуждению пороков экеплоата-
торского общества.

В основе социалистического реализма ле-
жит утверждение средствами художествен-
ного образа новой, социалистической дей-
ствительности. Это не значит, однако, что в
социалистическом реализме вообще отсут-
ствует критическое начало.

Показывая силу и красоту духа советского
человека, его внутреннюю мощь и благород-
ство, воспитанные большевистской партией,
его преданность и любовь к советской Роди-
не, писатели, верные методу социалистиче-
ского реализма, должны активно бороться ©
пережитками прошлого в сознании наших
людей, показывать вред всего косного, от-
сталого, мелкособственнического, всего, что
мешает нашему движению к коммунизму.

В лучших произведениях советской лите-
ратуры мы видим не только образы людей
	‚ передовых, борющихся за новый, социалисти-
	ческий строй, за новые, высокие идеалы, но
и образы врагов, в борьбе с которыми выра-
стают новые люди, создаются новые отноше-
ния. Известно, какие беспошадно разящие
Удары направлял Маяковский против пред-
ставителей эксплоататорских классов и их
приспешников. М. Шолохов показал в «IIog-
нятой целине» мерзкую фигуру кулака
Островнова, которая вызывает яростную не-
нависть у читателей. Советская литература
активно помогала нашим людям в их борьбе
против эксплоататорских классов, против пе-
режитков капитализма в сознании людей,
воспитывала чувство политической бдитель-
ности и непримиримости к врагам народа.
Эксплоататорские классы в нашей стране
разбиты окончательно и бесповоротно. Но
остается капиталистическое окружение, со-
храняются глубокие классовые противоре-
чия и борьба в самых различных формах ме-
жду миром сопиализма и миром капитализ-
	ма. В самом советском обшестве борьба ме-
	жду старым и новым, между отмирающим и
нарождающимся не устраняется. Противоре-
чия, присущие советскому обществу, каче-
ственно отличны от тех, которые имеются в
обтцестве, разделенном на антагонистические
классы, но они сушествуют; они раскрыва-
ются в борьбе все более развивающихся и
крепнушщих социалистических начал с част-
нособственническими пережитками, старыми
навыками в быту, старыми представлениями
	‚в сознании людей. Произведения наших пи-
	сателей должны глубоко и правдиво отобра-
зить эти пронпессы, происходящие в жизни.