Рольшой интерес к культуре
страны сониализма
	(Из румынских заметок)
	Недавно 15 выдающихся деятелей. науки,
культуры и искусства Румынии были
посмертно избраны почетными членами Ака-
демии Румынской народной республики: поз-
ты Михаил Еминеску и Ал. Влахуца, драма-
тург Караджиале, писатели Крянга и Сахия,
литературные критики Доброджеану-Геря
и Т. Ибрайлеану, рабочие-поэты ‘Теодор
Некулун и Ион Паун Нинчио, художники
Штефан Лукиан, Н. Григореску и И. Андрее-
ску, изобретатель-конструктор первого py-
мынского самолета Аурел Влайку, ученые
Ст. Стойка и Багдасар.
	Освобожденный народ, строящий новую
жизнь, с признательностью чествовал своих‘
передовых деятелей науки и культуры, кото-
рые не получили признания в буржуазно-по-
мешичьей Румынии.
	Румынская буржуазия вела отвратительную
политику истребления, уничтожения всего то-
го, что создавали передовые деятели культу-
ры румынского народа. Она прививала интел-
лигенции сознание ненолнонпенности cBoevt
национальной самобытной культуры, заста
вляла ее быть раболенным носильшиком, пе
ретаскивающим из других капиталистических
	стран в евою страну отравленное империали-
	стическим космополитизмом искусство, рас
тленная идеология которого вынолняла под-
лую диверсионную работу по отношению к
прогрессивной национальной румынской
культуре освободительного движения народа,
Румынские капиталисты в `собетвенной.
стране выполняли по сушеству функции
агентов крупных империалистических дер-
жав. Иностранный капитал занимал в стране
господствующее положение, и румынская бур-
жуазия c лакейской угодливостью служила
его колонизаторской диктатуре. Чем больше
порабощалась страна колонизаторами, тем
тверже чувствовали себя румынские капита-
листы. И они принуждали румынекую интел-
лигеннию к измене своему народу.
	Ныне, когда Румыния стала свободной,
независимой народной республикой, широким
массам трудящихся стали ясны последствия
предательской политики румынских капита-
листов и помещиков. В Румынии разверну-
лась болышная работа по культурному етрои-
тельству, проводимая в условиях ожесточен-

ной борьбы е противонародной буржуазной
идеологией.

Искусство, оторванное от народа, уродливое
индивидуалистическое искусство, не имею-
ее родины и враждебное духу народа, в не-
которых случаях еше проникает на страни-
	HE журналов, на выставки картин, пытается
	визжать на музыкальных концертах, иногда
маскируясь якобы современной темой и «но-
ваторством».
	Болышое внимание развитию новой демо-
кратической культуры уделяет Румынская
рабочая партия, По инициативе ЦК Рабочей
партии в газете «Скынтея» была разобла-
чена вражеская позиция поэта Тудора Арге-
зи, произведения которого были проникнуты
гнилым регкционным инливидуализмом
	и всячески превозносились буржуазной ин-
	теллигенцией, й

Поэтееса Нина Касеиан выпустила том де
кадентеких стихов. Критик Овиде Крохмэ-
лничяну приветствовал появление этого тома
восторженной рецензией, написанной в таком
же декадентском изошренном стиле, как и
стихи Кассиан. Газета «Скынтея» выступила
с резкой критикой упадочных стихов поэтес-
сы и ошибочных утверждений рецензента,

Но инициативе ЦК Рабочей партии в газете
«Скынтея» была опубликована статья «Боль-
ше принципиальноети в отношении художе-
ственных и литературных вопросов». В. этой
статье были сформулированы основные прин-
ципы направления развития искусств, соот-
ветствующие идеологии партии. :

В литературно-общественном журнале «ла-
Kepa» — органе профсоюза писателей, журча-
листов, работников искусств — были опубли-
кованы статьи, критикующие серьезные идей-
ные недостатки в творчестве румынских пи-
сателей и призывающие писателей изучать и
правдиво отображать в литературе жизнь
народа. Журнал «Котемпоранул» поднял во-
прое о переиздании большими тиражами тех
произведений прогрессивно-демократических
писателей Румынии, творчество которых те
перь должно быть широко известно народу.

Преобладающее большинетво работников
искусства и культуры Румынии стремится
сейчас к тому, чтобы своим творчеством за-
нять достойное место в борьбе румынского
народа за торжество самого справедливого
общественного устройства, за передовую, де-
мократическую культуру. И в этой всенарод-
ной борьбе за строительство новой жизни
прогрессивную роль играет Общество румы-
но-советской дружбы (АРЛЮС), об’единяю-
щее в своих рядах более полутора миллио-
нов членов.

Румынский журнал «Новый век» в своей
передовой так характеризует деятельность

AIOC: .

«За три с половиной года, истекших со
времени первого сезда, АРЛЮС в немалой
степени содействовал достижениям побед и
успехам румынского народа. Его неустан-
ная работа в деле сокрушения лживых кри-
вотолков, в деле правильного освещения до-
стижений СССР и лежашей в основе их иде-
ологии, его труды в области ознакомления
широких масе е примерами, нодаваемыми
советскими народами во всех отраслях че-
ловеческой деятельности, равно как и его
старания выявить истинный характер под-
держки, великодушно оказываемой нам Со-
ветским Союзом, пробудили в широких мас-
сах не только интерес, но и преисполнили
горячей любви по отношению к народам
Советского Союза и к их гениальному
вождю -—Генералиссимусу И. В. Сталину».
В Румынии имеется более 12 тысяч органи-

заций АРЛЮС. Из них 1.600 находится в се-
лах. Членами АРЛЮС являются 350 тысяч ра-
бочих, 450 тысяч крестьян, 300 тысяч служа-
щих — интеллигенции, 280 тысяч учащихся,
170 тысяч ремесленников и мелких торговцев,
450 тысяч женщин ведут в АРЛЮС активную
работу. Общество располагает издательством
«Русская книга» — одним из самых крупных
в стране, издающим литературу о Советском
Союзе, его достижениях в хозяйственном и
культурном строительстве.

Только в течение прошлого года Общество
провело в стране 29 тысяч массовых меро-
приятий, посвяшенных пропаганде жизни Со-
ветского Союза, в которых приняло участие
свыше 5,5 миллиона человек. В 1948 году
участников этих мероприятий было уже свы-
ше 16 миллионов. При Обществе имеются кур-
сы лекторов, инструкторов, сотни секций
для изучения русского языка. В текущем го-
ду было организовано 400 выставок, освешаю-
щих достижения советского народа. АРЛЮС
имеет 4.425 библиотек с 1.100 тыс. постоян-
ных читателей. Общество издает информаци-
онный. бюллетень для информации загранич-
ных Обществ дружбы с СССР о своей работе.

В 1946 году АРЛЮС превратился в подлин-
но массовую, народную организацию. Для
глубокого изучения науки, культуры, искус-
ства, экономики Советского Союза были
созданы румыно-совётский Институт науч-
ных исследований и Педагогический инсти-
тут русского языка и литературы имени
Максима Горького, в котором во вре.
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	мя летних каникул, прошли подготовку свы®
ше тысячи учителей русского языка,

На встречах с румынскими работниками
искусства в Бухаресте нас приятно поразило
не только глубокое внимание к теоретическим
вопросам развития советского искусства, но
и прекрасная осведомленность аудитории да?
же о новейших произведениях советского
искусства.

Постановки балета «Бахчисарайский фон“
тан» и оперы «Князь Игорь» в Бухаресте яви-
лись крупнейшим событием в театральном
искусстве Румынии. С большим успехом идут
постановки произведений советских драма“
тургов и русских классиков на сценах мно“
гих театров Румынии. Лучшие симфониче-
ские оркестры Румынии исполняют сейчас
произведения, написанные советскими комно-
зиторами и русскими классиками. В Румы-
нии созданы первоклассные ансамбли народ-
ного самодеятельного творчества. Быстро
развивается ‘художественная самодеятель-
ность в сельских районах. Всюду в Румы-
нии мы встречали огромную волну веколых»
нувшегося народного творчества.

Но пропаганда советского искусства — это
только часть работы АРЛЮС.

11 июня 1948 года в Румынии были нацио-
нализированы все крупные предприятия.
Бывшие директора заводов и некоторая
часть инженеров — выходцев M3 крупной
буржуазии—заняли враждебную позицию по
отношению к Народной республике. Рабочий
класс взял руководство предприятиями в
свои руки.

В решении жизненных задач повышения
производительности труда, снижения себе-
стоимости продукции, внедрения передовых
методов труда огромную помощь оказывает
Рабочей партии деятельность АРЛЮС. Так,
по просьбе нового рабочего-директора кре“
кингзавода «Тележен» Крума  Царанова
плоештинский филиал АРЛЮС разыскал в
комплектах «Правды» статьи советеких ди“
ректоров заводов, юбменивавшихея юпытом
на страницах газеты, перевел их и передал
Царанову в качестве методического пособия.
Эти же статьи были потом разосланы
АРЛЮС всем новым. директорам заводов.
Рабочие завода «Конкордия» обратились в
этот же филиал с просьбой подобрать им Ma~
териалы о советском способе скоростного
фрезерования. Сюда же приходили нефтя-
ники. с требованием организовать для них
цикл лекций о советских методах бурения.
Трудявтиеся Румынии проявляют болышой
интерес к опыту стахановской работы и е0-
пиалистическому соревнованию в Советском
Союзе, :

Инженер Леонид Бойко © помощью
АРЛЮС изучил методы стахановской рабо-
ты на шахтах Донбасса и обучил работе по-
новому шахтера Попул Новика, который
сразу же добился превышения нормы на
190 процентов. Реакционные инженеры стали
травить Бойко.

С помощью партийной организации Бойко
удалось шире продвинуть советский метод,
и, наконен, шахтер, член партии, Попп Лю-
довик перевыполнил свою норму на 1.032
процента и стал зачинателем массового
движения. Инженер Бойко и шахтер Поппи
Люловик были награждены орденами Труда.
И вот что сказал инженер Бойко одному ин-
женеру, бывшему другу его детства, который
травил его и его семью за то, что Бойко стал
пропагандистом стахановского труда:

«Вы меня травили гадко, омервительно,
называли плагиатором за то, что я гово-
рил о вамой высокой в мире технической
культуре, которой достигла угольная Np
мышленность Советского Союза. Вы обе
шали когда-нибудь ‘прибить мне на лоб
гвоздем мою членекую книжку АРЛЮС.
Иногда мне было очень тяжело. Чтобы не
быть одиноким и слабым перед вами, я
вступил в партию. Я хочу быть с той тех-
никой, которая преображает людей, вели-
кую сушность которой открыл самый ве-
ликий ученый на земле — Сталин. А вы
мне напоминаете дикаря в цилиндре, вы
мой враг, враг великой культуры. Я нена-
вижу вас».
Лекции Бойко в кружке АРЛЮС о сета-

хановском движении в Донбассе пользуются
у шахтеров Петрилы неизменным успехом.

В Клужском уездном отделении АРЛЮС
существует 375 кружков, из них 243 находят-
ся в селах. Научный кружок его подготовил
55 лекторов по вопросам развития сельского
хозяйства в СССР. Крестьяне проявляют
болышой интерес к литературе о жизни с0-
ветской деревни.

Драчина Тейм, дочь крёестьянина-бедня-
ка, после чтения в кружке АРЛЮС книги Па-
ши Ангелиной поступила на курсы трак-
тористов и стала первым бригадиром жен-
ской бригады.

В местности Кодаешти (уезд Васуй), где
кружок АРЛЮС провел коллективное чте-
ние книги С. Бабаевекого «Кавалер Золо-
той Звезды», члены кружка постановили
построить у себя электростанцию, и в по-
рядке добровольных коллективных работ,
с помошью Ннриехавшей также добровольно
рабочей бригады, они построили у себя
электростанцию,

Румынский народ сейчас с вдохновением
отдает все силы строительству своей народ-
ной республики. Но на пути его стоят еше
большие трудности. В борьбе с этими труд-
ностями закаляются трудящиеся Румынии,
растет их классовое самосознание.

Во время нашего пребывания в Румынии
мы были свидетелями того, как румынские
рабочие и крестьяне — активисты АРЛЮС
с огромным под’емом изучали великий
план полезащитных лесонасаждений в СССР.
Они называли этот план «Сталинским садом
мира». Мы видели, как седой крестьянин из
Клужского уезда Маркуш Андриэн, обраща-
ясь к другим крестьянам, указывая на кар-
ту, говорил:

«Смотрите, видите, это советский народ,
труженик и воин, меняет климат мира.
Эти могучие леса будут охранять и наши
посевы от злых ветров. Генералиссимус
Сталин об’явил войну злой природе. Он
заставит ее служить народу, он занят сей-
час всечеловеческой заботой о хорошей
жизни людей. Я знаю, семена его лесов бу-
дет заносить ветер и на нашу землю. Но
чтобы они взошли на нашей земле, мы дол-
жны хорошо, дружно ее возделывать,
учиться у советских крестьян дружно
любить землю. Согласно их науке, которая
нам сейчас светит и которую они не таят—
это самое большое сбкровище на земле».
Мы видели, как после подобной беседы о

великом плане крестьяне из уезда Бахор

А ИИ день совместными
ачать общественную

дущего общественного сада. т

Исторический опыт  социалистического
строительства в СССР становится живым
источником, из которого трудящиеся Румын-
ской народной республики черпают ценный и
и
an , nan moon рудовой и культурной жиз-

‚д роения социализма в своей
	стране. : ,
Вадим КОЖЕВНИКОВ.
Sr Pa DSR БЕ нина ная
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		HORUHKH
	К. МАРКС. Заработная плата, цена и прибыль.
Государственное издательство политической лите-
ратуры. 1948 г, тираж 200.000 экз., 67 стр., цена
75 коп.

В. И. ЛЕНИН. Три источника и три составных
части марксизма. Государственное издательство
политической литературы. 1948. г., тираж 300.000
экз, 15 сто., цена 15 коп :

В. И. ЛЕНИН. Сочинения. Том 3. Издание
четвертое (на казахском языке). Казахское госу-
дарственное издательство. Алма-Ата. 1948 г.;
тираж 50.000 экз., 739 стр., цена 6 руб. 50 коп.

Перевод и издагче подготовлены Казахским
филиалом Института Маркса-—Энгельса—Ленина
при ПК ВКП(б). .

В. И. ЛЕНИН. Сочинения. Том 4. Издание чет-
вертое (на азербайджанском языке). Азербай-
джанское государственное Издательство. Баку.
1948 г., тираж 10.000 экз., 478. стр., цена 10 руб.

Излание подготовлено Азербайлжанским филиа-
лом Ичститута Маркса-—Энгельса—Ленина при
ЦК ВКП(б).

И. В. СТАЛИН. Сочинения. Том Т (на киргиз-
ском языке). Госиздат Киргизской ССР. Top.
Фрунзе. 1948 г., тираж 20.000 экз., 420 стр,
цена 6 руб.

М. ВОЛИН. Второй с’езд РСДРП. Серия «С’ез-
ды и конференции ВКП(б)». Госполитиздат. 1948 г.,
тираж 109.000 э«з.. 104 стр., цева 1 руб. 30 коп.

Ф. Н. САМОЙЛОВ. По следам минувшего (из-
дание второе, дополненное). Государственное изда-
тельство политической литературы. 1948 г., тираж
50.000 экз., 392 `стр., цена 8 руб.

Киига Ф. Н. Самойлова относится к мемуарной
литературе. В ней рассказывается о деятельности
Ивановской организации большевиков накануне и
в период первой русской революции, о рабоге
ТУ Госудаоственной думы, о суде над думской
фракцией большевиков в период империалистиче-
ской войны и т. д. —

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ПО СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ. Второе из-
дание, переработанное и дополненное. Госпланиз-
дат. 1948 г., тираж 30.000 экз., 484 стр., цена 12 руб.

Словарь-справочник подготовлен к печати кол-
лективом работников Центрального статистическо-
го управления Госплана СССР и является перера-
боткой издания, въгпедитего в свэт в 1944 году.

А. М. ДЬЯКОВ. Напиональный вопрос и
английский империализм в Индии. Государственное
издателъетво политической литературы. 1948 г.,
тираж 20.000 экз., 328 стр., цена 5 руб.

А. С МАКАРЕНКО. Педагогические сочинения.
	Излательство Академии пелагогических наук
РСФСР. 1948 г. тираж 50.000 экз., 303 стр,
цена 9 руб.
	ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ
Жизни
	Республиканское совептание вэботников пе-
чати состоялось в Тбилиси. Присутствовали
редакторы республиканских, областных, го-
родеких и районных газет и журналов, секре-
тари обкомов партии по пронаганде, заведу-
ющие отделами пропаганды и агитации гор-
комов партии, работники республиканского
телеграфного агентства, радиокомитета и
Главлита,

Совешание обсудило доклады: зам. заведу-
юшего отделом пронаганды и агитации ЦК
КП(б) Грузии т. Нуцубидзе — об освещении
в газетах вопросов партийной жизни и про-
паганды марксизма-ленинизма; редактора га-
зеты «Заря Востока» т, Павчинского — об
освешении вопросов социалистического со-
ревнования в промышленности Грузии; зам.
редактора газеты «Комунисти» т. Натрошви-
ли — 06 освещении вог?осов сельского хо-
зайства. т
	$**

В Азербайджанеком сельскохозяйственном
музее им. В. И. Ленина открыта выставка,
отображающая достижения отечественной
агро-биологической науки. На стендах широ-
ко представлены материалы, рассказывающие
с великом преобразователе природы И. В.
Мичурине и его верном ученике и последо-
вателе Т. Д. Лысенко.

Выставка демонстоирует уснехи ученых-
селекнионеров Азербайджанского научно-ис-
следовательского института земледелия, Му-
ганской опытной станции, республиканской
селекционной станции, Института многолет-
них насаждений, станции шелководства и др.
		ВМЕСТО
ОБЗОРА
ПЕЧАТИ

постановках. Выбор рецензируемых спектак-
лей чрезвычайно случаен. Публикуются
статьи о таких давно известных пьесах, как
«Овод», «Хижина дяди Тома», «Лес», и в то же
время газета проходит мимо новых спектак-
лей для детей и юношества, как пьесы В. Ка-
верина и В. Катаева, Е. Шварца и И. Штока
в театре Юного зрителя и Центральном дет-
ском театре, «Лвенадцать месяцев» С. Мар-
шака в МХАТ и др.
	Как ни странно, работа молодежи таких
театров, как Московский театр драмы и ко-
медии, Московский драматический театр, в
репертуар которых за последнее время вклю-
 eH ряд новых пьес советских авторов
(«Судья» Д, Слепян, «Я» И. Чекина, «За Ат-
лантикой» А. Гайта, «Чайка» Н. Бирюкова,
«Пути-дороги» Г. Федорова и другие), ни ра-
зу не привлекла внимания молодежной га-
BOTH, .

Особое место в театральной критике при-
надлежит «Литературной газете». В решении
ЦК ВКП(б) о репертуаре драматических теат-
ров указывалось, что «одной из важных при.
чин крупных недостатков в репертуаре дра-
матических театров является неудовлетвори-
тельная работа драматургов». ЦК ВКП(б) ука-
зал на то, что правление Союза советских пи-
сателей фактически устранилось от руковод-
ства деятельностью драматургов. Было при-
знано необходимым, «чтобы все писатели,
способные создавать произведения драматур-
гии, активно, творчески включились в насун-
ное дело создания репертуара театров, до-
стойного по своему качеству современного
зрителя».

В этих словах заключена целая программа
работы для органа Союза советских писате-
лей — «Литературной газеты». Однако pe-
дакния газеты плохо выполняет эти евои за-
дачи. За полгода она линть один раз проана-
лизировала драматургизеский — материал,
раскритиковав пъесу Козакова «Неистовый
Виссарион». Вопросы советской драматургии
на страницах газеты почти не ставились. В
статье «О чем говорит театральлая афиша»
«Литературная газета» выступила с критикой
репертуарной политики Комитета по делам
искусств и некоторых театров. Она перечи-
слила театры, которые увлекаются постанов-
кой неактуальных и малохудожественных
пьес, игнорируют новые пьесы советских
авторов. Газета назвала эти новые пьесы. То
были произведения, о которых «Литературная
газета» ничего не писала’ до этого, не разбира-
ла их лостоинетва и недостатки.
	Совершенно неудовлетворительно освештает
деятельность театров газета «Труд». За пол-
года она поместила только две рецензии о
новых постановках и две статьи о летних га-
строльных спектаклях республиканских теат-
ров в Москве.
	Такие спектакли, как «Хлеб нат насушный»
	(МХАТ), «Московский характер», «Минув-
нтие: годы», вообще не получили оценки на
страницах ни ‘одной из названных нами
газет. Редакции «не заметили» их, не расска-
зали своим читателям о творческих усилиях
коллективов театров. Работники искусства —
режиссеры, артисты хотят получить оценку
проделанной ими ‘работы, услышать через
газету слово одобрения или ссвет зрителя,
таатрального критика, советской обществен-
	ности. Но газеты хрвавят непонятное молча-
	ние, не показывают жизнь и работу театрсв
страны, -
	ЦК ВКЦб) поставил перед драматургами и
работниками театра задачу создания глубоко
идейных и высокохудожественных произве-
дений о жизни советского общества, о совет-
ском человеке. Без систематической, тща-
тельной и глубокой критики прессой
новых театральных постановок театры ли-
шаются атмосферы общественного внимания
к своей работе, без этой критики дезориенти-
руется и зритель, который нуждается в об’ек-
тивной и квалифицированной оценке новых
пьес и епектаклей.
	aedce-
	Более двух лет прошло после историческо-
го постановления ЦК ВКП(б) «О репертуаре
драматических театров и мерах по его улуч-
пению». В этом постановлении отмечалось,
что одной из причин неудовлетворительного
состояния репертуара является отсутствие
принципиальной большевистской театраль-
ной критики. ЦК ВКП(б) указал на то, что
некоторые центральные газеты «недооцени-
взю? огромное воспитательное значение
театральных постановок и отводят вопросам
искусства крайче незначительное место». ПК
ВКП(б) обязал ряд центральных газет систе-
матически публиковать статьи о новых пье-
сах и спектаклях. В числе этих газет были
названы газеты «Известия», «Комсомольская
правда», «Труд», «Литературная газета».

..Театр поставил новый спектакль на CO-
временную тему. Правильно ли сделал дан-
ный театр, включив в свой репертуар именно
эту пьесу? Верно ли раскрыл он ее идейное
содержание? Насколько ренертуарная линия
данного театра соответствует задачам воспи-
тания зрителя? Газета, выражая мнение: ши-
рокой общественности, призвана ответить на
эти вопросы, поддержать театр в его стремле-
нии создать полноценный репертуар или же
подвергнуть критике ‘руководство театра за
ошибки его регертуарной линии. Газета долж-
на. также порекомендовать зрителю одни
спектакли, указать на недостатки других, по-
мочь глубже разобраться в содержании пьесы,
в спектакле.
	Как же реализуют эти указания некоторые
натии газеты, как выполняют сни свои обя-
зательства перед театром и многомиллион-
ным советским зрителем?
	Перед нами комплекты газет «Известия»,
«Комсомольская правда», «Труд», «Литератур-
	ная газета» за последние полгода. Можно бы-_
	ло ожидать, что театральные рецензии, статьи
о рёпертуарах отдельных театров найдут до-
стойное место на страницах газет. К сожале-
нию, приходится признать, что редакции этих
газет попрежнему крайне мало публикуют
материалов о советском театре, 0 театрально
жизни страны.

‘
	Laseta «Известия» ограничивается главным
образом об’явлениями о театральных поста-
новках, За это время газета известила чита-
телей о двух с лишним десятках премьер
пьес советских писателей, состоявшихся в те-
атрах Москвы. Но, сообщив о них в об’явле-
ниях, газета систематически уклонялась от
того, чтобы высказать свое мнение о спектак-
лях. Прорецензированы на страницах газеты
были только «Бесприданница» в филиале Ма-
лого театра, «Судья» в Московском театре
драмы и комедии, два спектакля в Централь-
ном театре Красной Армии. Газета напечата-
ла еще три заметки о театрах и статью дра-
матурга Б. Ромашова о советской комедии.
Спектакли таких ведущих театров, как МХАТ,
Малый театр, театр им. Вахтангова, оказа-
лись «незамеченными» газетой. Редакция
проявляет странное равнодушие к деятельно-
сти театров, их жизни и творческим. иска-
ниям. Она почти ничего не пишет о театрах
других городов страны, питаясь исключитель-
но московскими материалами, что является
сушественным недостатком и других газет.
	В «Комсомольской правде» статьи и рецен-
зии о новых пьесах не появляются месяцами.
Последняя статья о постановках драматиче-
	ских театров, например, напе

чат,

ана

в газете.
	10 августа, В этой статье была еделана попыт-
ка проанализировать репертуар Ленинград-
ского театра имени Ленинекого комсомола,
Автор статьи Н. Калитин. сообщает, что до
решения ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 года
руководство этого театра допускало в своей
репертуарной политике ряд ошибок. Кратко
разобрав четыре постановки, е которыми
театр выступил в Москве, автор приходит к
поспешным, общим выводам о театре.

За шесть месяцев «Комсомольская правда»
поместила лишь несколько рецензий о новых
	(Окончание. Начало Ha 3-H CTD.)
	паши герои, советские люди, не сделаны из
одного куска стали, что и внутри них тоже
могу? быть эти кусочки, черточки, пережит-
ки старой нсихологии, мешающие им по-но-
вому жить и работать. Задача писателя —
показать, как настоящий советский человек
находит в себе силы для самокритики, само-
проверки, для собственного совершенствова-
ния, Изображая борьбу старого с новым, со-
ветский писатель поддерживает трудовое,
творческое, прогрессивное начало.

Если, изображая пережитки прошлого в
сознании наших людей, писатель отходит от
принципа большевистской партийности, он
тем самым изменяет методу социалистиче-
ского реализма, сползает на почву враждеб-
ных реализму направлений, в частности на
позиции натурализма.

Писатель-натуралист, будучи бессильным
проникнуть в сущность явлений, скользит
по поверхности, выдает ту или иную черту
(часто внешне наиболее бросающуюся в гла-
за) за сущность. Отеюда, между прочим, ха-
рактерный для натуралистов показ веего
уродливого, ущербного, патологического.

Натуралистические воззрения особенно
ярко расцвели в буржуазном упадочном
искусстве XX века, которое больше всего
на свете боится социалистической правды,
стремится обойти вопросы классовой борьбы
и таким образом служит делу затемнения со-
знания народных масс. Являясь симпитсемом
общего упадка буржуазного искусства, нату-
рализм всегда выступал в тесном содруже-
ствё с формализмом. Для формализма также
было свойственно враждебное отношение ко
всему реальному, типическому, закономерно-
му, бегство от действительности в мир пу-
стых фантазий и «чистых форм», стремление
ко всему «необычному», исключительнсму.

Ноявление в журнале «Знамя» (№ 6,
1948 г.) гнилой повести Н. Мельникова «Ре-
дакцпия» говорит о том, что вредоносные декг-
лентские влияния еще не изжиты до конца
в советской литературе. Главный герой этой
повести, к которому автор пытается возбу-
дить симпатию, — военный преступник ка-
питан Васильев. Именно этого человека автор
возносит на пьедестал и окружает ореолом
героизма,

Bee остальные советские люди, изображен-
ные в повести Н. Мельникова, показаны как
тупицы и ничтожества. Н. Мельников с03-
HATCABHO сторонится изображения прекрас-
	ного, патриотического, благородного, что так
	яоко выявилось в советских людях в дни
Великой Отечественной войны. Натурали-
стические позиции, занятые автором, об’ек-
тивно выразились в грубом нарушении жиз-
ненной правды, в клевете на советских л^ю-

дей,

а ww тааУВНЫ Я
	) Казакевич в своей повести «Двое в ст®-
	В 02443.
	торых прежде всего хочет видеть наш чита”
тель в качестве героев советской литературы,
этот критик презрительно именует «гладко
выутюженными».

Другой критик из журнала «Знамя» —
В. Рунин, разбирая роман Г. Коновалова
«Университет», главный его недостаток ви-
дит не в схематичносети и художеетвенной
	слабости, которые в нем, действительно, есть,
	а в том, что автор якобы симпатизирует ге-
роям, мыслящим «по вузовской программе по
истории философии» а их противников —
	представителей реакционных взглядов —
изображает внутренне несостоятельными.

Все это = разные формы ревизии метода
	социалистичеекого реализма, Эти критики
призывают писателей к вымученному ориги-
нальничанию в показе советского человека,
к выпячиванию второстепенных черт, к отхо-
	ду от реалистически правдивого воспроизве-
	дения в искусстве советской действительно-
сти. Невольно вспоминается пресловутая тео-
рия «остранения», которую в свое время про-
пагандировали формалисты. Согласно этой
теории, в искусстве ценно только «странное»,
необычайное. В своих атаках против социа-
листического реализма тт. Костелянец и РУу-
нин лишь повторяют в замаскированной
форме зады формализма.

Нельзя ослаблять огонь критики по всяко-
го рода формалистическим извращениям в
нашей литературе. Советские писатели дол-
жны высоко держать знамя социалистическо-
го реализма, борясь е проявлениями форма-
лизма и натурализма, со всем, что мешает
создавать правдивые, глубокие произведения
о нашей великой эпохе и ее замечательных
людях — строителях коммунистического об-
nrecTBa.
	Советское искусство есть воинетвующее
искусство большевизма, проникнутое партий-
но-страстным отношением к изображаемой
действительнссти.
	В этой действительности внимание совет-
ского писателя должно привлекать ‘прежде
всего то новое, что несет с собою победа со-
миализма. Советский писатель вместе с тем
может и должен обличать и бичевать пороки,
все то скверное, что осталось еще в наших
людях от навыков и идей буржуазного обще-
ства.
	Но плодотворно решить эту важнейшую
задачу можно, только основываясь на прин-
ципах социалистического реализма, един-
ственно правильного и передового новатор-
ского метода искусства, открывающего перед
советскими писателями поистине безгранич-
ные идейные и художественные возможно-
сти и перспективы. Пользуясь этим методом,
советские писатели создали свои лучшие про-
изведения, принесшие нашей литературе ми-
ровую славу и влияние, Советские писатели
должны быть верны методу социалистическо-
го реализма, а значит, верны правде, действи-
тельности, верны большевистской партийно-
	CTH.

An. TAPACEHKOB.
		ПИ» («Знамя» №5, 1948 г.) тоже отошел от ме
тода социалистического реализма, сделав ге-
poem преступника Огаркова, погубившего
своей трусостью целую дивизию. Симпатии
автора направлены не к передовому челове-
ку нашего общества, а к ущербному «герою»,
переживания которого подробно описывают-
ся в повести:

Суровый отпор должны получить попытки
«теоретического» обоснования натурализма
в нашей литературе. Совсем недавно П. Вер-
итигора в статье «О «бывалых людях» и их
критиках» («Звезда» № 6, 1948 г.) выступил с
измышлениями о том, что якобы в литера-
туре создалось такое положение, когда «гру-
бую правду» писать нельзя, и поэтому совет-
ские писатели вынуждены довольствоваться
«прилизанной правдочкой». П. Вершигора, ве-
роятно, думает, что, сказав это, он сказал что-
ТО «свежее» и «новое», нашел ключ к понима-
нию задач советского писателя. На самом же
деле П. Вершигора здесь грубо искажает
советскую действительность и своими ренеп-
тами предлагает, по сути дела, подвергнуть
ревизии основные принципы социалиестиче-
ского реализма,

Отстаивая вульгарные взгляды, автор этой
статьи обнаружил свое полное непонимание
гринципа большевистской партийноети со-
ветской литературы. П. Вершигора высоко-
мерно поучает литературную критику, что
она не должна заниматься анализом идейно-
политического содержания произведения,
требует, чтобы критика ограничила свои за-
дачи анализом «средств образной вызазитель-
ности». К сожалению, простодушная редак-
ция журнала «Звезда» не только предоста-
вила трибуну этим вредным «рассуждениям»
П. Вершигоры, но и поспешила заявить о
своем согласии с автором.
	Призыв к так называемой «грубой правде»
есть выражение обывательских, мещанеких
взглядов, которые. на практмке могут приве-
сти лишь к произведениям вроде упомяну-
той вьлише гнилой повести Мельникова.

Путаное и демагогическое выступление
П. Вершигоры не единично. Подобные нату-
ралистические и формалиестические установ-
ки последовательно проводят в своих выступ-
лениях и некоторые другие критики.

Так, критик Б. Костелянец усматривает
главное достоинство романа «Кружилиха» в
том, что В. Панова показала здесь «небаналь-
ных людей». Люди, изображенные В. Пановой,
действительно, не банальны, Но критик тол-
кует это понятие по-своему. Герои «Кружи-
лихи» привлекательны в его глазах тем, что
все они наделены теми или иными «странно-
стями». Значит, лишь бы герой выделялся
какими-нибудь «фокусами» (так именно и
пишет Б. Костелянец), лишь бы он был не по-
хож на всех, а остальное — неважно. Типич-
ное декадентское гурманетво! Духовно здо-
ровых, творчески деятельных патриотов, ко-
		Апоес редакции: Мосива, Старая плошадь, дом 4, комн. 258, Телефоны: H6-63-60, ДЗ-30-52.