т Я
	: >
СТРАТЕГ
СТАЛИНСКОЙ
ШКОЛЫ
	Харьковский театр им. Т. Шевчен-
ко создал спектакль, посвященный
командующему 1-м Украинским фрон-
том, Николаю Федоровичу Ватутину.

С искренним увлечением смотрят
этот спектакль зрители. Жанр’ пьесы
ее автор Л. Дмитерко определил, как
«еценический портрет». Из многооб-
разной и яркой биографии генерала ар-
мии он выбрал лишь одну страницу —
борьбу за Киев и последовавший за-
тем разгром армии Манштейна. В пье-
се показаны решающие бои, в Кото-
рых раскрываются качества генерала
армии, как ‘полководца сталинской
колы, большевика, ‘который свои
блестящие способности стратега,
свою энергию, всю свою жизнь, до
последней капли: крови, до последне-
го дыхания, отдал всенародному. делу
победы над гитлеровской Германией.

Сценический портрет Н. Ф. Ватути-.
на освещен’ в. епектакле не блеском.
батальных сцен, а внутренним светом
глубокой большевистской принципи-
альности, непреклонной убежденно-
сти, талантливой ‘мысли советского
стратега. М. Крушельницкий с огром-
ной убедительностью и покоряющей
художественной силой раскрыл Xa-
рактер Ватутина, как человека, и его
могучую направляющую волю, как
командующего фронтом. Последова-
тельно и правдиво, находя для каждо-.
го эпизода новые и новые убедитель-
ные черты, артист раскрывает поисти-
не сталинскую . любовь Ватутина к
людям. На этом фоне ярко рисуются.
драгоценные качества  Ватутина-
стратега, воспитанного сталинским ге.
нием, умеющего находить оригиналь-
ные решения в развитии и осуществ-
лении великих замыслов Верховного
Главнокомандующего. М. Крушель-
ницкий поистине. вдохновенно показал
то принципиально новое, что отличает
стратега сталинской школы от полко-
водцев каниталистического мира. Ар-
тист видит свою главную задачу в
подчеркивании высокой  идейности
полководца-большевика, в его нераз-
рывной связи с партией, народом.

Но жанр пьесы таит в себе некото-
рые опасности. Если все здесь сведе-
но к одному центральному персонажу,
то не превратятся ли другие герои в
безликий хор? Творческий коллектив
театра помог автору избежать этого. В
исполнении А. Сердюка образ члена
Военного Совета фронта генерала Сер-
геева поднят до высоты подлинного
хуложествённого обобщения. В его
предельно строгой, даже скупой мз-
нёре игры Сергёев предстает как пред-
ставитель большевистской партии.
Большая мудрость в решении каждого
вопроса, огромная воля и устремлен-
ность, озаренная верой в победу, де-
лают этот образ второй крупной ула-
чей спектакля. Сергеев и Ватутин,
столь различные но темпераменту, как
бы дополняют друг друга.

Невелики роли, несложны, Ka3a-
лось бы, характеры ад’ютанта Вату-
тина Рогожина и его ординарца: Про-
хора. Но и здесьталантливые артисты
М. Нокотило, Итобобенно ©. Радчук
создают своей, тонкой игрой. нечто
большее, чем им было уготовано рам-
ками пьесы, В: Прохоре—Радчуке -со
всей наглядностью встает огромная
любовь каждого бойца фронта к сво-
ему командующему, любовь, основан-
ная на непоколебимом доверии к стра-
тегу, непреклонном авторитете коман-
дира, огромном очаровании его лично-
сти Д. Антонович свсей умной а
вдумчивой трактовкой буквально ожи-
вил схематически написанную  авто-
ром роль генерала Швиденко.
	От души хочется поздравить талант-
ливый коллектив шевченковцев; рабо-
та которых удостоена высокой награ-
ды — Сталинской премии. Это победа
всех участников спектакля, его Ta-
лантливого и темпераментного режис-
сера Л. Дубовика, создавшего яркий
героический спектакль о величии <о-
ветского народа, идущего в бой под
знаменем партии Ленина— Сталина,
его художника В. Греченко, убеди-
тельно раскрывшего суровую фронто-
вую обстановку.
	Генерал-майор Ф. М. КИЯШКО,
заместитель командующего Юго-
Западным военным округом.
	он мог иметь место и дать такие бы-
стрые и замечательные результаты.
	Процесс этот не завершен и не мо-
жет быть завершен. По мере разви-
тия советского государства он при-
нимает новые формы. Так, например,
сейчас первоочередная задача — по-
могать молодым советским республи-
кам Прибалтики, Молдавии. И преж-
де всего помогать в идейном насы-
щении и обогащении их искусства, а
вместе с тем — в преодолении фор-
малистических влияний и пережит-
ков. В этих республиках они по по-
нятным причинам держатся прочнее и
глубже, чем где бы то ни было.

Большим пороком прежнего Оргко-
митета Союза советских композито-
ров было непонимание принципиаль-
ной важности этого дела. Упоенное
прославлением и популяризацией соб-
ственного формалистического  твор-
чества, прежнее руководство ССК не
знало, что делается на местах, не по-
могало молодой музыкальной культу-
ре братских республик решать  воз-
никающие творческие проблемы. За-
кончившийся композиторский с’езд`
показал это <о всей отчетливостью.
Страдают такой боязнью мест и не-
знанием жизни искусства на обшир-
ных пространствах страны и другие
творческие союзы.

По мере того как расцветает и
зреет искусство братских народов,
оно получает возможность не только
принимать помощь русского искусст-
ва, но и в свою очёредь обогащать
его. Этот естественный и необходи-
мый в советских условиях процесс
взаимного обогащения национальных
культур принимает самые различные
формы. Речь уже не может теперь ит-
ти, скажем, лишь о традиционном ин-
тересе русской музыки к восточной
мелодике, об использовании ее в
творчестве современных русских ком-
позиторов. Национальное искусство
может и хочет дать больше. Его дея-
тели хотят шарокого обмена Xy.10-
жественными ценностями. Здесь и пе-
револ на многие языки лучших образ-
цов драматургии, и обмен спектакля-
ми, выставками, и гастроли звыдаю-
щшяихса конпертчьых FCM MUTE eH Яя
	щихся концертных исполнителей, ч
многое другое, что уже не раз было
‘проверено жизнью,
	Проведенные в свое время в Моск-
ве декады национального искусства
установили прочную традицию такого
широкого обмена. культурными цен-
ностями межлу Москвой и братскими
республиками.

Взаимный обмен достижениями ис-
	О спектаклях, удостоенных
Сталинских премий
	So
> BPATMHCKHM
		ВОЛНУЮЩИЕ
СТРАНИЦЫ
ИСТОРИИ
	-К 30-летию Великой Октябрьской
социалистической революции Теато
им. Азизбекова поставил спектакль
«Утро Востока», рассказывающий о
борьбе азербайджанских большевиков
за установление советской власти,. за
свободу и счастье азербайджанского
народа. —

Эта волнующая тема правдиво и <
большим мастерством раскрыта а пье-
се, которой дебютировал как драма.
тург известный азербайджанский пи-
	сатель Эн. Мамедханлы. Ярко и эмо-
	ционально отражает автор героиче-
скую борьбу трудящихся против му:
саватистов и английских интервентов,
стремившихся стать хозяевами бакин-
‚ской нефти, отторгнуть Закавказье
от Советской России. Страстно, поли-
	тически остро и взволнованно BE
ствует пьеса о пережитых нашим
народом событиях, о боях ба-
	кинских трудящихся, привелших к
радостному дню провозглашения вла-
	сти Советов в Азербайджане, !1епло и
	исторически правдиво обрисованы в
пьесе образы С. М. Кирова, Г. К. Ор-
джоникилзе, А. И. Микояна. руково-
дителя азербайджанских большевиков
М. Д. Багирова.
	Постановка такоя пьесы ко многому
обязывала театр. И его коллектив по-
дошел к решению этой задачи со всей
серьезностью. Режиссер-постановщик
Алиль Исканлеров. хуложник Нусрат
Фатуллаев, актеры отнеслись к работе.
как подлинные советские художники,
отдали ей много вдохновенного твор-
ческого труда. Их усилия принесли.
хорошие плоды. Этот спектакль—луч-
шая из работ азербайджанского теат-
ра за последние годы. Он горячо при-
нят зрителем. интерес которого к по-
становке все более и более возрастает.
Как и многие другие зрители, я про-
смотрел этот спектакль уже дважды.

Лучший образ в спектакле создан
артистом Дагестанлы Галжиевым —
первым исполнителем роли Ленина на
азербайджанской сцене. С. М. Киров
в его изображении предстает перед
нами таким, каким многие из зрителей
помнят этого замечательного больше-
вика, пламённого трибуна и велико-
лепного организатора, таким, каким
знает и любит его советский народ.

Проникновенно, с болышим мастер-
ством ведет центральную роль пьесы
— рабочего революционера Фархала—
наролный артист республики Джафар
Афганлы. Это—подлинный представи-
тель. бакинского пролетариата. В с03з-
данном им образе артист воплощает
черты славного сына азербайджансеко-
го народа — Ханлара,  отдавшего
жизнь за дело рабочего класса.

Трогательный и ябкий образ матерь
Фархала рисует Мария Давудова.
Скромная безграмотная женшина не
вполче понимает рдеи, движущие ее
сыном. но чувствует его правду и са
моотверженно помогает ему и его то-
варищам. Исполнение этой роли пол-
но тончайших оттенков. Давудова хо-
рошю передает нежность матери, су-
ровость труженицы, боатские чувства
азербайджанцев к русскому народу.
По заслугам отмечены Сталинской
премией исполнители ролей миллио-
нера-нефтепромышленника Агаларова
— артист Ахундов и английского ге-
нерала Томсона — артист Кязим-За-
де. В их трактовке эти персонажи
	предстают, как типичные представи-
тели своего класса, а неблаговидная

рэль Англии в период интервенции
раскрывается с исчерпывающей пол-
нотой. Не менее колоритна.в испол-
нении Мирзы Алиева и фигура Над-
жаф-бека.

Коллектив театра создал волную:
щий революционно-героический спек-
такль об исторических днях в жизни
азербайджанского народа. Постанов-
щих. художник и исполнители нашли
свежие, смелые приемы для воссозла-
ния событий большого масштаба.
	Спектакль пронизан духом CaMOOT-
верженной борьбы тоудящихся во ямя
социалистической Родины, непоколе-
бимой верой народа в грядущую побе-
ду. Он имеет огромное  воспитатель-
ное значение и свидетельствует © вы-
сокой и зрелой культуре Азербайл:
жанского драматического театра.
	АХАД АЛИКПЕР оглы ЯКУБОВ,
академик, секретарь Академии
наук Азербайджанской ССР.
		Когда открывается занавес Театра
драмы Латвийской ССР и начинает-
	  ся спектакль «Глина и фарфор», не-
	вольно увлекаешься событиями,
происходящими на сцене. Ведь пъесз
рассказывает о явлениях и пронес.
сах, которые происходят сегодня на
фабриках и заводах нашей молодой
советской республики.

Я регулярно посещаю новые по-
становки Театра драмы и © особым
интересом гляжу на сцену, когда
идут пьесы Апвида Григулиса. Ero
драмы всепда обладают острой по-
литической целеустремленнюстью,
той злободневностью, которая лик-
видирует гразь между сценой и зви-
тельным залом и превращает ‘всех
эрителей в активных союзников или
воагов действующих в пьесе лак.
Его первая пьеса «В какую гавань?»
разоблачает немецко-латышюких бур-
жуазных националистов, показывает
их звериную ненависть к трудозым
народным массам. В следующей
пьесе «Как в Гарпетерах историю
делали» разоблачаются махинации
деревенских богатеезв-кулаков. пока-
зывается острая борьба, проискодя-
шая сегодня в латышской деревне
между новым созетским укладом и
уходящим в небытие старым миром
эксплоататоров.

Действие пьесы «В. какую гавань?»
пооисхолит в 1938—1944 гг., пьесы
«Как в Гаспетерах историю делали»
— в 1945 году. Пьеса «Глина и фар-
фор» посвящена событиям 1947 гола
— борьбе за выполнение четвертой
сталинской пятилетки. Она показы-
вает, как в сегодняшней Латвии нро-
исхопит перевоспитание старых опе-
циалистов, становящихся  песедовы-
ми советскими  производственниками.
На многих предприятиях Советеко:!
Латвии старые мастера обнародовали
секреты различных технологических.
составов. Раньше в буржуазной Лат-

BYH это Не практиковалось. Мастел,
	располагающий подобным секретом,
был незаменим, возрастала его ен-
ность для фабриканта. В случае
увечья, старости мастер мог рассчи-
тывать получить кое-какие деньги за
раскрытие секрета. Сеголня в козет-
ских условиях, когда рабочие тру-
длятся ‘на себя, когда сам народ вла-
деет всеми фабриками и заводами и
страна окружает вниманием и поче-
том HOBATONOB, передовиков прэиз-
водства, когда Сталинская  Консти-
туция гарантирует всем  граждачам
право на труд, на отдых, на обеспе-
ченную <тарость,—какой смысл хра-
нить и окрызать от производства эти
технологические составы? И пьеса
А. Григулиса рассказывает, как под
воздействием коллектива мастер Ма-
тис Атвасар передает заводу только
ему известный секрет изготовления
голубого фарфора, приходя к убежде-
нию, что подобного рода производст-
	венные тайны не должны имезь места
в советских условиях.
Старый мастер Матис Атвасар в
	исполнении А. Амтман-Бриедита —
один из наиболее ярких образов спек-
такля. Большой темперамент и спо-
собность перевоплощения достигают-
ся громадным творческим опытом это-
го старейшего и популярного мастера
латышской сцены.

Тема обновления и роста челозека
в условиях советокого строя решает-
ся в пьесе не только на примере ста-
рого Атвасара. Подлинным советским
худокнихом стеновится внучка“ ста»
рего глазировщика Кайва‹ Она по-
степенно осознает, что нагод являет.
ся елинственным и полноценным вла-
деЛЬцем всех материальных и ду-
ховных ценностей, что искусство мо-
жет жить и расцветать только в тес-
ной связи с народом: Эту <ложвую
роль убедительно исполняет молодая
артистка Велта Лине,
	Советская женщина — руководи-
тель завода (в исполнении Л: Фрей.
ман), партийный руковолитель заво-
да (К. Клетниек), капитан Советской
Армии Шепакин (Р. Зандерсон), жен-
щина-мать (в исполнении «бабушки
патьшиского тезтра» — народной ар-
тистки республики Берты Румниене)
— все они являются носителями но-
вых моральных качеств, этических
принципов советских люлей.
	Присуждение спектаклю «Глина и
фарфор» Сталинской премии все тру-
длящиеся нашей республики встрети-
ли с большой радостью. Я работаю
настройщицей радиоприемников на
Государственном электротехническом
заводе «ВЭФ». По призыву Галилы
Сергиенко, я в марте 1946 года пере-
шла из конторы на производство и
за это время выполнила на своем
участке 6-летний производственный
план. Но ведь болышие производет-
венные победы достигаются в. про-
цессе острой и сложной борьбы и <
собственническими предрассудками,
с мещанскими взглядами и < други-
ми буржуазными пережитками в <оз-
нании, которые еще часто дают себя
знать в Латвии. Иъьесы Григулиса
направлены против тех, кто пытается
помешать латышскому народу итти по
избранному им ёдинственно правиль-
ному пути, по пути к коммунизму.
Герой пьесы «Глина и фарфор» инже-
нер-химик Скулте говорит: «Жизнь—
это борьба за коммунизм». Спектакль
«Глина и фарфор» зовет к новым
трудовым подвигам, воспитывает CO-
циалистическое отношение к проив-
волству, показывает, как социализм
входит в жизнь латытаского народа:
	Бирута КРЕЙШМАН,
стахановка ралиомонтажного
цеха Государственного’ элект.
ротехнического завола «ВЭФ».

PUFA.
	Александр Лактионов и Яков Ромас
удостоены Сталинской премии за
произведения бытового жанра, Факт
более чем примечательный!
	‚ Некоторые художники до сегод-
няшнего дня с высоты своего «Олим-
па» с презрением взирают на «низ-
менный» бытовой жанр. К чему, мол,
перепевать песни передвижников? Ис-
тинное искусство выше жанра! Но
зритель чаще всего и прежде всего
останавливается подле произведений
жанристов. Это не случайно. Олнимй
	только поисками эффектных цветовых »
	пятен, изысканной _ колористическон
таммы не ннйтя путик челбвеческому
	серлцу. Работы передвижников’ при--
	влекают нас главным образом тем,
что высохое живописное мастерство
неразрывно связано в них © острым,
захватывающим современным  сюже-

TOM.
	В произведениях Ромаса и Лактио-
нова зритель видит то же едиество ~
живописного мастерства © сюжетом, ©
	единство, выражающее ясные мысли
и чувства о внутреннем благородстве
советского человека, о красоте трула,
о дружбе. Сюжет в этих картинах—
не дополнение к сокровенным мыслям
азтора, а первооснова картины, взятая
	из повседневной советской деистви-
	тельности.

Дебаты вокруг картины Лактионова
«Письмо с фронта» начались еще до
вернисажа Всесоюзной художествен-
ной выставки. Картина вызвала самые
противоречивые толки среди профес-
сионалов. Но < первого же дня откры-
тия выставки сотни посетителей вос-
торженно отзывались о картине.

Некоторые художники и критики,
обрушиваясь в рецензиях и публия-
ных выступлениях на картину Лакти-
онова, называли ее сентиментальной,
слащавой, чуть ли не порочной. Упо-
добляясь некоторым эстетствующим
композиторам, эти художники и кри-
тики не желали понять, что цель
искусства — служить не узкому кру-
гу профессионалов, а всему народу, и
только ему!

Принцип народности и доступности
искусства широким массам Лактио-
нов перенял ` у своего учителя
И. Бродского. Десять лет назад
А. Лактионов закончил по его клас-
су Академию художеств. Уже ди-
пломная работа молодого художника
«Герой Советского Союза М. В.
Юдин в гостях у танкистов» обрати-
ла на себя внимание наличием тех
положительных черт, которые наибо-
лее полно и ярко. выявились уже поз-
же_в его «Письме с фронта». Речь
идет о непосредственности и теплоте
исполнения мягкой задушевности,
простом решении трудной композиции,
обилии радостного, солнечного света
и, наконец, мастерском рисунке.

Однако дипломная работа художни-
ка страдала рядом недостатков. Ка-
мерный, интимный сюжет — друже-
ская компания рассматривает стен-
ную газету — Лактионов пытался по-
дать в монументальном плане, на ог-
ромном холсте. Композиция страдала
некоторой несобранностью. Отдель-
ные персонажи были явно не связа-
ны с композиционным центром.

Почти в это же время JlaKTHOHOB ;
написал картину «И. В. Сталин в
ссылке». С той поры вплоть до!
«Письма с фронта» Лактионов не воз-
вращался к’компезиции. Он обратил-
ся к портрету, используя свое бле-
стящее дарование рисовальщика-..

В ряде портретов, показанных не-
давно в Москозском союзе советских
художников, Лактионову часто He,
удавалось проникнуть во внутренний
мир натуры. В этих работах есть от-
личный рисунок, высокая форма, но
нет художественного образа, нет
характера. Только некоторые -не-
болыние вещи — портрет колхозника.
или серия графических портретов ге-
роев финской кампании—отличаютея_
болышой образной выразительностью.

Работа над портретом помогла
А. Лактионову в создании картины.
«Письмо < Фронта», передающей
	живо и правдиво образы советских
людей. Нетрудно угадать шалуна и
егозу в мальчугане, читающем вслух
долгожданную весточку. Рядом с ним
	внимательно слушает улыбающаяся
левлика. Это обыкновенная левушика
	каких миллионы в нашеи стране, —.

милая, радушная, отзывчивая, тру до-
любивая. И зритель невольно HOKO- ;
ряется обаянию ее внутренней чисто-
ты. Можно многое рассказать о по-!

кусства, демонстрация новых и новых
талантов, выдвигаемых каждым наро-
	дом, укрепляет дружбу между наро-
дами, расширяет их взаимное позна-
ние. В этом большое политическое
значение таких мероприятий. Вместе
с тем такой культурный обмен будит
мысль людей искусства, расширяет
их эстетические представления и да-
ет им возможность шире использо-
вать неистощимое богатство создан-
ных народами выразительных средств.
При этом у нас нет опасности ниве-
лировки, унификации этих вырави-
тельных средств, ибо наше общество
не признает каких бы то ни было те-
орий расового превосходства, ибо
сильно и мощно бьют родники на-
родного творчества, ибо каждый под-
линный художник идет от своего на-
рода и обращается со своим творе-
нием снова к народу.

Тов. А. А. Жданов говорит: «Интер-
национализм в искусстве рождается
не на основе умаления и обеднения
национального искусства. Наоборот,
интернационализм рождается там, где
расцветает национальное ‘искусство.
Забыть эту истину — означает поте-
рять руководящую линию, потерять
свое лицо, стать безродными космо-
политами».

Развитие советского искусства как
искусства многонационального, до-
стигнутые им успехи стали возмож-
ны благодаря тому, что большевист-
ская партия настойчиво направляла
искусство по пути реализма. Социа-
листический реализм включает в себя
и подлинную народность, и высокую
большевистскую идейность. Социали-
стический реализм есть выражение
сущности нашего искусства, нацио-
нального по форме, социалистического
по содержанию. Бесспорно — только
искусство, верное жизни и правдивое,
в состоянии раскрыть всю ту гамму.
особенностей языка, обычаев, тради-
ций народа. которые. в конце концов,
и придают ему неповторимое своеоб-
разие и прелесть, И вместе с тем на-
циональная форма получает подлин-
ную жизнь и перестает быть музей-
ной реликвией только тогда, когда она
наполнена жизым духом времени, ком-
мунистической идейностью.

В. своем постановлении от 10 фев-
раля Центральный Комитет партии
еще раз co всей остротой предупре-
дил, что отход от реализма в сторону
фоомализма и преклонения перед
культурой буржуазного Запада ве-
дет наше искусство к сдаче всех за-
воеванных позиций, к утрате всех
его особенностей и качеств. к yrna- !
	«Письмо с фронта». Картина работы лауреата Сталинской премии
художника А. Лактионова.
			ласти жанра. Она, несомненно, вос-
ходит к традициям  передвижников.
Но ето подлинная преемственность
традиции, а не внешныее подражание.
Картина несет в себе оптимистическое
звучание сегодняшнего дня, она глу-
	 бско и по-настоящему современна.
	Ромасу удалось создать в ней надол*
го запоминающиеся типичные для на-
Шей эпохи образы советских  труже-
НИКОВ.
	Це сразу придя к бытовому жанру,
Ромас именно в нем обрел свое насто-
ящее, творческое лицо. И здесь. как
и в своих пейзажах, художник пора:
жает нас умением находить Чрезвы-
чайно разнообразные, богатые, но
всегда правдивые цветовые характери-
стщки, глубоко оправданные самой те-
	мой произведения. гто понимание рус-
ского пейзажа, умение находить в
природе самое сокровенное и дорогое
слилось воедино с искренним восхи-
щением советского человека своей
Родиной.

В своем выступлении на совещании
деятелей советской музыки в ЦК
ВКП(б) в середине января. 1948. года
тов. А. А. Жданов говорил: «ролтают
об эпигонстве и всяких таких штуках,
пугают этими словечками молодежь,
чтобы она перестала учиться у клас-
сиков. Пускают в ход лозунг, что
классиков надо перегонять. Это, ко-
нечно, очень хороню. Но для того,
чтобы перегнать классиков, нало их
догнать, а вы стадию «догоняния» ис-
ключаете, как будто это уже прой-
денная ступень. А если говорить от-
кровенно и выразить то, о чем думает
советский зритель и слушатель. то
было бы совсем неплохо, если бы у
нас появилось побольше произведе-
ний, похожих на классические по со-
держанию и по форме, по изяществу.
по красоте и музыкальности. Если
это — ‹эпигонство», что ж, пожалуй,
не зазопно быть таким эпигоном!у.
	Слова товарища 7Кданова равно от:
носятся и к музыке и к изобразитель-
ному искусству.
	Напрашивается вывод: если моло-
дые художники, правильно наследуя
у классиков-реалистов их мастерство
рисунка, владения формой,  обратят-
ся к современной теме, станут еще
чаще выходить в большую сегодняш-
нюю жизнь, они добьются подлинных
творческих успехов.
	ские метромолии насаждали «цивили-
защию» в колониях. Сейчас эти мет-
рополии в известном смысле сами
превращаются в колонии.
	Носителем отмеченной — выше
«культурной экспансии» являются
прежде всего Соединенные Штаты
Америки, Поставив на широкую, ка-
питалистически - предприниматель
скую ногу производство фильмов,
‘чтива, «популярной» музыки,  стан-
дартной драматургии, США  заполо:
нили этой продукцией весь капиталн-
стический мир. Помимо  непосредст.
венных целей экспортного бизнеса,
эта экспансия преследует и мораль-
но-политические цели насаждения
‚среди других народов норм американ-
ского «образа жизни», норм амери-
`канской морали и эстетики.
	Американские киноэкспортеры поч-
ти задушили французскую кинемато-
графию. После непродолжительной
борьбы сдалась и английская кинема-
тография. Экраны более уелких стран
давно уже стали добычей Голливуда.
Вместе с фильмами широко растро-
страняется убогая, примитивная му-
зычка. Американский джаз с удруча-
ющим однообразием звучит в дансин-
гах и кафе любой буржуазной стра-
ны. И это господство низкопробного
стандарта — страшное явление бур-
	о

жуазной культуры. Точно так же в.
	громадных количествах  экспорти-
руется из СИТА всяческое чтиво, на-
Чиная от ежедневных газет и кончая
уголовно-бульварными романами.
	Можно переезжать из одной _бур-
жуазной столицы в другую, не ощу-
щая существенной разницы в харак-
тере и содержании бытующей куль-
туры. И только в музеях остается те*
перь искать, чем отличалось в свое
время национальное искусство той
или иной страны.
	Мы счастливы тем, что вырвались
30 лет назад из тенет империалазма
и можем наблюдать зловеший и
страшный закат’ буржуазной культу-
ры <о стороны. Мы ‘радуемся, что &се
новые и новые народы уходят: из ми-
ра. буржуазного разложения и _Мгтаз-
ма. Эти народы обращаются к ‘нам. за
помощью, и мы обязаны им помочь,
	Мы рады достигнутым успехам со-
ветской культуры и постоянно пом:
ним направляющие и мудрые указз-
ния нашей партии. Мы будем -беречь
  драгоценные зерна нашей культуры,
развивая. ее путем заботливой под-
  пержки всех ее национальных рост“
Ков.

. e
	жилой женшине в стоптанных туфлях.
Она уже прочитала письмо — в руке
у нее очки, но она тотова еще и еще
раз слушать слова привета от дорого-
го ей человека. Это тоже обыкновен-
ная советская женщина. Она несла на.
своих плечах тяготы войны. воспиты-
вала детей, вела нелегкое хозяйство и,
если требовалось; шла‘ на производст-
во. Стоящий рядом © ней молодой
боец приехал на поправку в родные
места. он хорошо сражался на фролте
и Ныне так же хороню трудится Ha
заводе.

Веселые солнечные лучи заливают
улицу, ласкают лицо мальчугана,
скользят по щербатому полу и, ка-
жется, далеко выходят за пределы
картины, радуя и согревая зрителя.

Чувство большой и светлой радости
не покидает зрителя как у картины
А. Лактионова «Письмо © фронта»,
так и у полотна Я. Ромаса «На пло-
ту», родственного Лактионову по той
	’ искренне-жизненной правде, которой
	оно пронизано.

Волга. Плес: Плотю жилой будкой,
похожей на шалаш. Плотовщики со-
брались у ароматно дымящейся мис-
ки со свежей ухой. Один из плотов-
щиков что-то рассказывает. Нетрудно
догадаться, что это бывалый парень,
участник Отечественной войны, а нЫ-
не бригадир. Рассказывает он горячо,
увлекательно и, конечно, о боевых
делах. Его внимательно слушает ста-
рый рабочий в теплой, не по сезону
шапке. Он, видимо, любит людской
разговор — эдакий старый волгарь,
умеющий хорошенько поработать и х<:-
рошенько отдохнуть. И девушка, что
несет уху, прислушивается к расска-
зу...

А летний день напоен  истомой.
Теплынь. Нехотя плывут по небу
вспененные облака. Лениво катит
волну разомлевшая Волга. Залит солн-
цем высокий зеленый кряж, будто ох-
раняющий реку, и поблескивают на
солнце капельки смолы, выступающие
на сосновых бревнах, из которых сбит
плот.

И до того хороша эта простая, не-
затейливая картина, что невольно за-
видуешь людям, так ладно устроив-
шимся на волжской глади.

Не рискуя впасть в преувеличение,
можно сказать, что работа Я. Ромаса
«На плоту» относится к числу лучших
достижений советской живописи воб-
	те его социалистического первород-

ства.
aes
	С распадом реализма поступатель-.
ное движение искусства в буржуаз-.
ных странах прекратилось. Начался,
период упадка и разложения. На оп-.
ределенной ступени развития капита-
лизм поошрял реалистическое ис-
кусство. Оно помогало ему в свое вре-
мя развенчивать уходящий феодаль-
ный строй и расчищать дорогу к вла-
сти. И тогда искусство получало
национальную окраску. Живопись
Возрождения оставила нам итальян-
скую, нидерландекую, немецкую шко-
лы. Эпоха империализма принесла с
собой декаданс и широкое распро-
странение реакционной буржуазной
теории «искусства для искусства».
Это означало попытку лишить искус-
ство его прогрессивного социального
назначения. Правда стала опасной для
буржуазии, ибо правда неизбежно обо-
рачивалась против нее.

Декаданс нанес сокрушительный
удар национальным особенностям ис-
кусства. Лишенное правды, общест-
венного содержания, оно тем самым
было лишено и живой национальной
формы, возможности отвечать яу-
ховным и эстетическим потребностям
народов. Это привело буржуазное ис-
кусство в тупик, выхола из которого
оно не нашло и не может найти в ус-
ловиях капитализма.

Всякая дань формализму означает
измену лучшим традициям националь-
ного искусства, отказ художника от
служения народу и переход его на
сторону реакции, как бы ни уверяли
формалисты, что они «вне политики».
Яд формализма, проникший в нашу
музыку, убивал в ней самое пенное -—
национальную мелодику, обществен-
	во-активное содержание и возмож-
ность отвечать вкусам народа.
Процесс утраты буржуазным  ис-
кусством национального характера
происходиг и по другой линии. Мы
отчетливо наблюдаем культурную
экспансию сильных капиталистиче-
	-вих стран, навязывание ими другим
странам своих стандартов эстетики,
своего вкуса, продуктов своего «эс-
тетического производства». Модные
сейчас на Западе теорни отказа от
национального суверенитета, болтов-
ня оО «Мировом правительстве» или о
«Соединенных Штатах Европы» име.
ют целью прикрыть экономическое н
культурное порабощение снльными
капиталистическими странами более
слабых. В свое время капиталистиче.
	СПЕКТАКЛЬ 0 ПАРТИЗАНСКОЙ СЛАВЕ
	Постановка «Константина Заслоно-
ва»—вылающееся событие в творче-
скай деятельности Белорусского дра-
матического театра имени Янки Купя-
лы. Большая героическая тема, яркие
содержательные образы не только‹а:
мого Заслонова, но и его соратников
—рабочих-полпольщиков Оршанског:,
депо, захватывают зрителя своим тем-
пераментом, ненавистью к врагу, бес-
предельной самоотверженностью, ‘лю-
бовью.
	Ньеса молодого белорусского. дра-
матуога А. Мовзона хотя и не лишена
существенных недостатков, все же
обладает вполне определенными до-
стоинствами, правдиво отображая бес-
пощадную партизанскую борьбу в
тылу врага. Она сосредоточивает на-
ше внимание на центральном образе
прославленного Героя. Советского Со-
юза верного и любимого сына бело-
русского народла—Константина Зас-
лонова. Его подвиги захватывают и
лубоко волнуют зрителя. Возвышев-
ные черты советского человека в яр-
кой, художественной форме воплоще-
ны автором и народным артистом рес-
публики Б. Платоновым, исполняю-
щим эту роль. Заслоков  мужестве-
нен, умен, целеустремлен, у него 60-
“атый содержанием внутренний мир
борца и человека,
	Автору удалось хоропю показать.
рабочий коллектив железнолорожного
	узла. Фигура потомственного прол?-
тария, Мастера Кропли, в талантливом
исполнении Г. Глебова воплощает в
себе яркие черты этой среды. Твердая
вера в победу, врожденная сметка,
острый юмор — все это сверкает на.
сцене яркими актерекими красками и
отлично воспринимается зрителем.
Кропля — любимый герой спектакля.
Каждое его появление вызывает в за-
ле бурную: реакцию.
	Обаятельна дочь старого мастера
Крушины комсомолка Аня в исполне-
нии И, Жданович. Автор уделил ей в
пьесе не много места. Но даже не-
сколько маленьких ецен из ее, бога-
той большими, героическими делами
жизни, заставляют нас горячо полю-
бить эту чистую душой юную патри-
OTKY.
	Спектакль «Константин Заслонов»
поставил режиссер театра К. Санни-
ков. Опытный мастер, работающий в
‚белорусском театре с первых дней его
основания, К. Санников творчески по-
мог молодому автору в создании сне-
нического варианта пьесы.
	Получив Сталинскую премию, кол-
лектив театра не успокоился на до-
стигнутом. Спектакль лорабатывается
й совершенствуется для показа мос-
ковским зрителям в июлё этого года.
	Е. РОМАНОВИЧ,
‘драматург.
			Социалистический интернационализи
и буржуазный космополитизи

Советская эра внесла в’ мировую
сокровищницу искусства неоценимый
вклад. Она открыла в истории искус-
ства совершенно новую страницу, <о-
здав невиданные ранее литературу,
театр, живопись, кинематографию.

Самое примечательное в нашем ис-
кусстве — его идейное единство при
бесконечном многообразии националь-
ных форм.

Принцип такого развития советской
культуры был сфоомулирован пра <а-
мом ее зарождении.

«Единство в основном, в коренном,
в существенном не нарушается, а
обеспечивается многообразием в пол-
робностях, в местных особенностях,
в приемах подхода к делу...» — пи-
‹ал В. И. Ленин еще в 1918 г.
	И. В. Сталин дал исчерпывающее
определение характера и особенно-
стей социалистической культуры:

‹ «..Пролетарская культура, comHa-
листическая по своему содержанию,
принимает различные формы и спосо-
бы выражения у различных народов,
втянутых в социалистическое строи-
тельство. в зависимости от различия
языка, быта и т. д. Пролетарская по
своему содержанию. национальная по
форме, — такова та обшечеловече-
ская культура, к которой идет соци-
ализм. Пролетарская культура не от-
меняет нациочальной культуры, а да-
ет ей содержание. И наоборот, нацио-
нальная культура не отменяет проле-
тарской культуры, а дает ей форму».

ти классические определения лег-
ли в основу развития нашего искус-
ства и позволили ему развернуться во
всем блеске и многообразии  нацио-
нальных форм. В условиях капита-
лизма свободное развитие нацпиональ-
ных культур всех народов — и ма-
лых, и больших — невозможно. Там
развитие одной нации предопределя-
ет полавление и подчинение лругой,
более слабой. Только социализм на-
шел замечательное сочетание един-
ства и многообразия вациональных
культур. при которых расцвет каждой
культуры не противоречит, а укреп-
ляет и обогащает остальные. Много-
национальная о советская культура
становится вместе с тем и подлинно
интернациональной, поскольку она
зиждется на полном равноправии на-
	°

А. СОЛОДОВНИКОВ
°

ций, на взаимном уважении их OCO-
бенностей,

«Советские люди считают, что
каждая нация, — все равно — боль-
	ная или малая, имеет свой качест-
венные особенности, свою специфику,
которая принадлежит только ей и ко-
торой нет у других наций. Эти 050-
бенности являются тем вкладом, ко-
торый вносит каждая нация в общую
сокровищницу мировой культуры и
дополняет ее, обогащает ее. В этом
смысле все нации — и малые, и
большие. — находятся в одинаковом
положении, и каждая нация равно-
значна любой другой нации»
(И. В. Сталин. Из речи на обеде в
честь Финляндской Правительствен-
ной Делегации 7 апреля 1948 г.).
	В условиях социализма обеспечено
не только равноправие наций, но и
братская помощь каждому народу со
стороны более сильных и передовых
народов. Именно эта номощь позво-
лила малым народам, лишенным до
Октябрьской революции каких бы то
ни было возможностей развивать
свою культуру, подняться к культур-
ной жизни, к расцвету своего нацио-
нального искусства в небывало ко-

роткие сроки.
	Бурят-Монголия, например, в этом
	году празднует 25-летие своего госу-
	дарственного становления. да этот
короткий срок выросли и сформиро-
вались кадры бурят-монгольской ху-
дожественной интеллигенции, укре-
пился и завоевал популярность наци-
ональный драматический и музыкаль-
ный театр, появились свои худож-

ники, драматурги, композиторы. Мож-
HO себе представить, сколько лет по-.
	надобилось бы  бурят-монгольскому
народу, даже в условиях свободного
	развития, чтобы самому все начать C
	азов, — создать систему художест-
венного! образования, вырастить педа-
гогов, исполнителей, просто накопить
средства для поддержки искусства.
Советское государство и русский на-
	род щедро помогли Бурят-Монголии.
И она за какой-нибудь десяток лет
прошла, вероятно, столетний, по
прежним меркам, путь.

Подобный процесс ‘ускоренного
развития национального искусства
наблюдался в большинстве братских
республик. Не многие республики
имели к моменту рождения советско-
го строя сложившиеся традиции и
кадры национального профессиональ-
ного искусства, которые могли быть
использованы для закладки социали-
стических основ творчества. В боль-
шинстве республик искусство быто-
вало в народе, далекое от своего
профессионального оформления и за-
вершения.

Решительная исбела социализма в
нашей стране открыла новые возмож-
ности. Триднатые годы стали перио-
дом усиленного формирования калров

национальной художественной интел-.

лигенции. Целые студии из братских
республик приезжали для обучения в
Москву и Ленинград. На местах один
за другим появлялись самородки, ко?
торым опытные деятели русского ис-
кусства помо. али раскрыть и отшли-
фовать грани своего таланта. Имен-
но в этот период стали известны Ха-
лнма Насырова, Сара Ишантураева,
Куляш Байсеитова, Абрар’ Хидоятов,
Гомбо Цыденжапов и многие другие,

в дальнейшем мастера, организаторы.

и водители родного искусства.
	Весь советский народ чествует ла-
уреатов Сталинских премий 194 г :
среда которых мы находим азербайц-
жанского режиссера Адиля Исканле-
рова, латвийскую актрису Л. Фрей-
ман. литовского композитора И. Тал-.
лат-Келиша, украинского художника о
В. Греченко. грузинского балетмей-.
стера В. Чабукиани и др.

Творчество этих ярких представи-

талой WannvanLuLy vee amwoarrpauutiy

телеи национальных художественных
традиций имеет обизие черты, прежде.
всего—высокую идейную целеустрем-
ленность, в которой выражен социа-
листический интернационализм.
`Процесс обогащения передовым на-_
родом культуры других народов, про-_
цесс, сознательно проводимый и на-
правляемый, не имеет прецедента в.
истории. Только в стране социализма