ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ

на 45 КОП.

Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
	oe 4 FOPMECT
			Суббота, 15 мая 1948 года

№ 20 (108), Год издания ХХ
		о родной
				НОВЫЕ ПОСТАНОВКИ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Театр
оперы и балета им. Кирова возобновил
балет А. Глазунова «Раймонда» в по-
становке балетмейстера К. Сергеева.
Художник С. Вирсаладзе, дири-
жер Е. Дубовской. В спектакле
участвуют Н. Дудинская, И. Израи-
лева, Н. Ястребова, Э. Бибер, С. Кап-
лан, Н. Солянникоз, В. Рязанов.

В Болыгом драматическом театре
им. Горького состоялась премьера
пьесы А. Островского «Бесприданнн-
ца». Постановщик спектакля И. Шле-
пянов, художник В. Дмитриев. Роль
Ларисы исполняет молодая актриса
Н. Ольхина, матери Ларисы — А. Ни-
критина, Карандышева — В. Поли-
цеймако, тетки  Карандышева —
Е. Грановская, Паратова—Б. Фрейнд-
лих, Кнурова — А. Лариков, Робин-
зона — В. Софронов.

В Театре комедии поставлен «Вос-
кресный визит», пьеса, написанная ак-
тером этого театра Г. Флоринским.
Режиссер спектакля Н. Ханзель, ху-
дожник Н. Акимов.

.В’ Театре им. Ленинского комсомола
идет инсценировка романа В. Кавери-
‘на. <Два капитана». Постановшики
спектакля М. Чежегов и 3. Юдкевич.
	ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕМЕСЛА
	БАКУ. (Наш корр.). Памятник древ-
ности в Баку — дворец Ширваншахов
ХУ века — украшен изумительно
тонкой резьбой по камню. Сталакти-
товые ‘украшения арок, орнаментная
резьба порталов поражают тонким ис-
‘кусством. Не менее древним является
другой вид народного азербайджан-
ского искусства, так называемое «ше-
беке» — своеобразные ажурные фи-
гурные переплеты окон, мебели и
т. д. составляемые из небольших ку-
сочков дерева.

Старики, владеющие мастерством
«шебеке» и художественной работы
по камню и металлу, готовят молодую
смену, которая обеспечит возрожде-
ние народного художественного ре-
`месла.
  В Баку открыто первое в республи-
ке художественно-ремесленное Учи-
ame, в которое принято более ста
‚учащихся. Среди преподавателей —
известный мастер резьбы Абдурахмз-
‘нов, принимавший участие в реставра-
ционных работах в Эрмитаже.
	У АРХИТЕКТОРОВ
ТУРКМЕНИИ
	АШХАБАД. (Наш корр.). Болыную
работу ведут архитекторы Туркмени-
стана по проектированию и строитель.
ству новых жилых и общественных
зданий, планировке и реконструкции
городов республики.

Но пруекту архитектора_С. Бабенко.
в Ашхабаде строится здание ‘нефтя-
ного техникума. Им же составлен
проект здания Ашхабадского горкома
партии. Е

Архитектор Н. Коблов выполнил
проект реконструкции зала заседания
Верховного Совета республики. Ре-
конструкция зала уже заканчивается.
По его же проекту в Ашхабаде стро-
ятся четыре восьмиквартирных жилых.
дома.

Для нефтяников Небит-Дага по
проекту архитектора А. Бенкендорфа
строится сейчас 10 комфортабельных
коттеджей, 5 двухэтажных  10-12-
	квартирных жилых домов, общежи-,
	я.

Архитектор А. Скрылов разработал
генеральный проект планировки и’ ре-
конструкции областного центра
г. Чарджоу.
	КОНКУРС НА ПРОЕКТ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ
ПЛОЩАДИ, МИНСКА
	МИНСК. (Наш корр.). Управление
‚ делам архитектуры при Совете
	делам архитектуры при совете
Министров БССР провело закрытый
	конкурс на лучший проект Централь-
ной площади Минска. Наиболее при-
емлемым признан коллективный про-
ект белорусских архитекторов —Ос-
моловского и Король. Им удалось
создать единый архитектурный ан-
самбль. К площади будут примыкать
здания Совета Министров БССР, Дра-
матического театра, Президиума Вер-
ховного ‘Совета БССР. Площадь
увенчают монумент товарища
Сталана и Башня Победы.
	ОТКРЫТИЕ
НОВОГО ТЕАТРА
	В Сталинском районе Еревана рас-
положены крупные промышленные
предприятия города. В этом районе
сейчас проживает больше населения,
чем во всем дореволюционном Ерева-
не.

В первомайские дни в Сталинском
районе Еревана открылся новый
театр — восьмой по счету в городе.
Бронзовые люстры, лепка, картины
украшают просторный вестибюль,
фойе.

От проспекта Орджоникидзе к теат-
ру ведет улица с широкими асфальти-
рованными тротуарами, обсаженными
деревьями.

В помещении нового театра будут
давать спектакли и концерты Театр
оперы и балета им. Спендиарова,
армянский и русский драматические
театры, театры музыкальной комедии
и юного зрителя, коллективы филармо-
нии и эстрады, гастрольные коллекти-
вы.
	ГРАВЮРА
«ВОЗРОЖДЕННАЯ АРМЕНИЯ»
	Среда экспонатов, ‘изготовленных
для Всесоюзной выставки народного
творчества, выделяется гравюра по
металлу «Возрожденная Армения».
Гравюра изготовлена Грачия Степа-
HAHOM, :

В верхней части работы — барель-
еф товарища Сталина.

На фоне горы Арарати долины,
утопающей в виноградниках, изобра-
жен памятник Ленину в Ереване. Со-
ветскую Армению символизируют вы-
гравированные плотина гидроэлектро-
станции, печи карбидного завода, фи-
гура литейщика на фоне медеплавиль-
ного завода, колхозное поле.

В ажурной рамке изображены co.
оруженные в Ереване. памятники, луч-
шие тосударственнын ‚здания.

ВЫСТАВКА TPF saiQKOBCKOR._
” ТГАЛЛЕРЕИГВ РИРЕ-

РЫГА. (Наш корр.). В ть
венном-музее: латышекого и’ русского:
искусства открылась выставка экспо-
натов Третьяковской галлереи. Пред-
ставлено более трехсот картин и
скульптур.

Трудящиеся латвийской столицы с
интересом знакомятся с лучшими об-
разцами русского классического и со-
	ветского искусства. Выставка про-
	длится шесть месяцев.
	Линвилировать отставание
нинолрамиатуюгии
	с‘емок издавать принятые к по-
становке сценарии. Госкиноиздат мо-
жет и должен издавать в авторских
вариантах лучшие новые сценарии, а
также сборники лучших уже постав-
ленных произведений кинодраматур-
гии, Это поможет утверждению роли
драматургав кино и росту кинодра-
матургии.
	Но, разумеется, ‘издание сценариев,
помогая -утвердить ‘авторитет кино-
драматурга, не является панацеей от
всех бел. Требуют перестройки и си-
стема работы ‘со. сценаристами и <и-
стема подготовки сценарных ‹ кадров.

Если и Сценарная.студия не <прав-
	ляется. полностью со своей работой по
подготовке сценарного портфеля, то
	еще хуже обстойт дело в <сценарных
	отделах киностудий. Они, как. прави-
ло; совершенно оторваны от. местных
писательских организаций. Редактор-
	ский состав ‘ряда сненарных отделов
	очень слаб и нев состоянии руково-
	‚дить. авторами, особенно не имеющими
	опыта работы для кино. Необходимо
изменить и положение сценарного ре-
дактора. Редактор, даже самый ква-
лифицированный, не имеет ни прав, ни
необходимого авторитета. Характер-
но, что если в титрах фильмов можно
стретить десятки имен ассистентов _и
помощников режиссера и оператора,
гримеров и т. п., то в них никогда не
указывается имя редактора, участника
и руководителя основного творческого
пооцесса.`
	Подготовка  кинодраматургов ° на
сценарном факультете Государствен-
ного института кинематографии по-
ставлена совершенно неудовлетвори-
тельно. Этот факультет выпустил
многие десятки дипломированных
сценаристов. Но из них только два-
три человека действительно работают
как кинодраматурги, а подавляющая
часть вообще не занимается творче-
ской работой в искусстве. Огромные
государственные средства из года в
год расходуются попусту, а множест-
во молодых. людей понапрасну тратит
четыре-пять лет жизни на учебу, ко-
торая не дает им никакой специаль-
ности. Неудачная работа сценарного
факультета ВГИК об’ясняется непра-
вильной системой обучения и, главным
образом, неверным методом набора
студентов на факультет. Набирая для
учебы молодежь, не имеющую ни
жизненных наблюдений, ни явно вы-
раженных творческих данных, нельзя
надеяться создать из нее художников.
Сценарный факультет ВГИК дает
своим слушателям общее  кинемато-
графическое и художественное обра-
зование, некоторое представление 0
профессиональном мастерстве и толь-
ко. А между тем во ВГИК десять лет
назад был проведен в основном
`оправдавший себя опыт подготовки
‘сценаристов из числа молодых писа-
‘телей. Следовало, бы всерьез  по-
думать о возобновлении подобной
системы подготовки сценарных кад-
ров во ВГИК и изучении сценарного
мастерства-в Литературном институте
им. А. М. Горького.
	Много могут сделать для подготов-
ки новых сценарных кадров Сценарная
студия и сценарные отделы киносту-
дий, организуя творческую ассистен-
туру молодежи у квалифицированных
сценаристов и работу молодых авто-
ров под руководством лучших наших
кинодраматургов. Такой совместный
творческий труд обеспечит передачу
творческого и  профессионального
опыта старшего поколения младшему.
	Необходимо, чтобы Союз «советских
писателей решительно изменил свое
отношение к кинодраматургии. Созда-
ние  кинокомиссии по существу не
улучшило положения. На общих пи-
сательских совещаниях,  пленумах
ССП, посвященных вопросам совет-
ской литературы, идет речь обо всех
ее отрядах — о Поэзии, прозе, теат-
ральной драматургии, критике, но ни-
когда—ю сценарном творчестве. Про-
изведения кинодраматургии как бы
скилываются CO счетов при оценке
	  путей развития советской литературы.
	Между тем, как отстающий участок
нашей литературы, кинодраматургия
требует особого внимания и поддерж-
ки со стороны Союза советских писа-
телей. Своим общественным авторите-
том Союз <оветских писателей обязан
помочь преодолению неправильного
отношения к сценарию.
	Новый под’ем советского кино по-
чти полностью зависит от состояния
советской кинодраматургии. Создать
наиболее благоприятные условия для
творчества кинодраматургов, настой-
чиво привлекать писательские кадры
к работе в кино и заботливо воспиты-
вать новые сценарные кадры — тако-
ва общая задача Министерства ки-
нематографии и Союза советских пи-
сателей, задача, которая на сегодняш-
ний день-выполняется плохо. Она не
может быть разрешена в кампанейском
порядке. Она требует упорной мето-
дической работы. Но чем раньше за
нее приняться, чем внимательней, до-
	бросовестней к ней отнестись, тем
	скорее можно будет добиться новых
идейно-творческих успехов нашего
кино и роста кинопроизводства.
	Кинодраматургия является. самым
«узким участком» <оветского кино-
искусства. Недостаток хороших сце-_
нариев приводит к длительному твор-
ческому молчанию ряда лучших со-
ветских кинорежиссеров, определяет
неполную загрузку многих студий.
С 1943 года постановщик «Чапаева»
С. Васильев не ноставил ни одной
картины. С 1945 года ничего не сни-
мает Л. Трауберг. Если не’ считать
работы по завершению картины
«Анаит», четыре года не снимает
крупнейший мастер армянской кч-
нематографии А. Бек-Назаров. В 1945
году поставил свой последний фильм
«Великий перелом» Фр. Эрмлер, в
1946 году закончили свои . фильмы
«Клятва» М. Чиаурели и «Адмирал
Нахимов» В. Пудовкин, и все они до
сих пор че приступили еще к сем
кам новых картин. Особенно плохо
обстоит дело на ряде национальных
киностудий. Из-за недостатка сцена-
pues используется не на полную. мош-
ность ряд студий, в том числе круп-
нейшая Киевская киностудия, распо-
лагающая ‘отличной технической ‘ба-
SoH и хорошими кадрами.
	Мы не можем пожаловаться на не-
достаток талантливых авторов. За
последнее время в театральную Apa-
матургню и в особенности в художе-
ственную прозу пришло немало но-
вых талантливых авторов, принесшах
в искусство богатый жизненный опыт,
хорошую  наблюдательность, неза-
урядное дарование. А между тем но-
вых сценаристов, пришедших в кине-
матографию в послевоенные годы,
можно пересчитать по пальцам. Боль-
ше того, часть профессиональных ки-
нодраматургов за это время полно-
стью или частично перешла в худо-
жественную прозу и театральную
драматургию.
	Чем же обусловлен совершенно не-
удовлетворительный рост новых сце-
нарных кадров? Некоторые склонны
об’яснять его якобы спенифическими
	трудностями кинодраматургии, как
вида литературного творчества. Это,
конечно. абсолютно неверно. Нет
	 .

трудных и легких жанров литературы.
Все жанры литературы в равной мере
требуют специфического профессио-
нального мастерства. Дело заключает-
ся в ином, в недооценке сценария, как
идейно-художественной основы кино-
картины. А отсюда и в недооценке
сценариста, как ведущей творческой
фигуры в киноискусстве. Эта недо-
оценка кинодраматургии имеет в ки-
нематографе свою многолетнюю тра-
дицию и бытует у нас, несмотря на то,
что советское правительство высоко
овенивает трул ‹сиенариста, удостаи-
вая. лучшие работы кинодраматургов
Сталинскими премиями. Она идет от
непреодоленного еще взгляда на ки-

` нематограф, как на продукт режиссер-

ского по преимуществу творчества, и
на сценариста, как поставшика «лите-
ратурного <ырья» к будущему филь-
му. Она идет и от того, что творче-
ской работой режиссера в с’емочном
периоде легче руководить, чем рабо-
той киносценариста в процессе напи-
сания им сценария.
	Вот почему недостаток професси-
онального мастерства отличает еще
работы ряда кинодраматургов. Нечет-
кость драматического построения,
многоречазость действующих лиц, не-
умение уложиться в нормальный об ем
— все это пороки, свойственные сей-
час многим сценариям. Советское ки-
но не отказывается и не будет отка-
зываться и впредь от экранизации
лучших произведений прозы и теат-
ральной драматургии. Но не все еще
сценаристы понимают, что экраниза-
ция — это не механическое перело-
жение, а творческое перевоплощение
явления другого искусства, сделан-
ное < учетом особенностей киновос-
приятия зрителя. Кинодраматургия—
это особый, самостоятельный вид ли-
тературы, имеющий собственные за-
KOHBI.
	Мы уже не раз пивали о необходи-
мости уважения к сценарию, как пол-
ноценному литературному жанру, и &
сценаристу, как художнику, создаю-
щему литературную основу будущего
фильма.
	Осуществление творческого замыс-
ла сценариста находится в большей
зависимости от режиссера, чем замы-
сел театрального драматурга от по-
становшика пьесы. Сценарий вопло-
щается один единственный раз. И если
пьеса, неудачно поставленная в одном
театре, находит правильное истолко-
вание в других, — как это случилось
недавно с пьесой Г. Березко «Муже:
ство», — то сценарий, неверно прочи-
танный режиссером, может оказаться
погубленным. Это обстоятельство тре-
бует и широкого критического обсуж-
дения еше не поставленных сценари-
ев и обязательного их издания. Ме-
жду тем, сценарии обсуждаются в
исключительных случаях и только в
узком кругу профессионалов и обыч-
но не известны зрителю: Они издают-
ся редко, причем, как правило, толь-
ко после их удачного осуществления
в фильме. Количество выпускаемых
фильмов не настолько велико, чтобы
	мы не могли своевременно, до начала
	А. Ф. Гедике
	ЧЕТЫРЕ ПРЕМЬЕРЫ
ЛЬВОВСКИХ ТЕАТРОВ
	“ЛЬВОВ. (Наш корр.). За последнее
время местные театры показали зрите-
лям новые премьеры. Заслуженный
деятель искусств В. Скляренко по-
ставил в Театре оперы и балета оперу
П. Чайковского «Пиковая дама». Те-!
атр им. Заньковецкой в день 125-ле-
тия со дня рождения А. Н. Остров-
ского показал одну из лучших ето
комедий «Свои люди — сочтемся».
Детский ‘театр им. М. Горького с
успехом инсценировал сказку
Е. Шварца «Красная шапочка». Не-
давно отметивший свою первую  го-
довщину Театр музыкальной Нк
поставил оперетту Якоби «Ярмарка
невест».

Премьеры тепло встречены ‘зрителя-
МИ.

10-ЛЕТИЕ АНСАМБЛЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКОВ
	ПЕТРОПАВЛОВСК-на-КАМЧАТ-
КЕ. (Наш корр.). — Самодеятельный
коллектив музыкантов, который. со-
CTOHT из ламутов, коряков, чукчей,
— жителей ‚ Камчатки, побережья
Охотского моря и Чукотского полу-
острова, отметил 10-летие своего су-
шествования.

В 1938 голу кружок музыкантов-
любителей состоял из 10 участников.
Сейчас музыкальный ансамбль домб:
ристов, гитаристов,  балалаечников.
насчитывает более 70 человек. За
истекшее десятилетие коллектив дал
сотни концертов на предприятиях и в
колхозах, в дальних районах, на ко-
раблях.

Сейчас музыкальный коллектив гГо-
	товит новую программу из произведе-
ний советских композиторов и русских
классиков.
	ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТАЛЛУРГОВ
	МАГНИТОГОРСК. (Наш корр.). В
цехах металлургического комбината и
в рабочих клубах проводится смотр
художественной самодеятельности. В
нем участвуют десятки кружков, об’е-
диняющих две тысячи металлургов и
членов их семей.

Творческим центром  самодеятель-
ности Магнитки стал Дворец культу:
ры металлургов. В его просторных
залах и учебных аудиториях под ру-
ководством опытных артистов, музы-
кантов и композиторов кружковцы
учатся сценическому мастерству.

Во Дворце работает более двадца-
ти самодеятельных кружков. В деся-
ти из них занимаются дети. Недавно
здесь созданы женский русский на-
родный хор и балетная школа,

Алишер Навои. Портрет. работы художника В. Кайдалова.`
< >.
	ЮБИЛЕИ

АЛИШЕРА НАВОИ
	Торжества в Узбекистане
	Сегодня отмечается 500-летие со] дожниками Е. ‘Мандельбергом и Б,
	Симоновым. Размер портрета 22
квадратных метра. Он украсит сцену
Таткентского театра оперы и балета,
	дня рождения гениального узбекского! Симоновым.
поэта, выдающегося гуманиста-и про-   квадратных
	светителя ХУ века Алишера Навои.
	На празднование юбилея в Ташкент   где будет происходить тержествен-

Am
	ное заседание, посвященное `500-леч
тию CO дня рождения ‘Алишера. Has:
	В лни юбилея состоится премьера
	советских  ‘оперы Р. Глиэра и Т. Садыкова
составе .—   «Лейли и Меджнун». На сцене Ака-
	прибыли делегации деятелей науки,
	литературы и. искусства
	республик. 13 апреля из Москвы для   вои.
	участия в. юбилейных торжествах вы-
летела делегания Союза советских
писателей СССР. В ee составе.—
	К. Симонов, Н. Тихонов, Вс. Иванов,   демического театра драмы им. Хамза
С. Бородин, В. Инбер, В. Луговской,   пойдет историческая драма «Навои».
	НП. Скосырев и др.
	Театр. им. Мукими. покажет му-
зыкальную драму «Фархад и Ширин»
и балет «Сухайль и Мехри».

В клубах, дворцах культуры, пред
	В клубах, дворцах культуры, пред“
приятиях, учреждениях, колхозах рес-

Ре

а А ая
	публики проходяЕ юбилейные вечера,
В скульптурной мастерской” ленин--
	Комитет по делам. искусств при Со-   зыкальную драму «Фархад
	вете Министров CCCP направил в
Ташкент для участия в юбилейных
	торжествах и в концертах, посвящен-
ных 500-летию со дня рождения Али-
	шера Навои, бригаду артистов) рояь-
	= ды

итого театра.

Ш 1

В
	тура» скульнтор Л. Дитрих приступил
к лепке в глине четырехметровой фи-
	О. Лепешинская, 3. Преображенский,
	И. Катон и Ю. Реентович.{-
		НАД ЧМ РАБОТАЮТ
ХУДОЖНИКИ СМОЛЕНСКА
	СМОЛЕНСК. (Наш корр.). В обла-
сти насчитывается ло 30 художников-
	сти насчитывается до 59 ХУ  Мос = Aft yp А - >

проф оналов. Сейчас они готовятся   13 осквы В А р а гуры Алишера Навои. Памятник будет

к ежегодной выставке. Зназьхельный DOMHBIH портрет Алишере; Навои, на-   отлит в бронзе и установлен в Ташкен-
Е писанный светящимися красками ху-   те.

Пс О ока ча Она

И

к ежегодной выставке. Sida. to, SHB
интерес представляет уже закончем-
ная художником Г. Волковым картина
«Герой Советского Союза Володя Ку-
риленко при выполнении боевого за-
дания». :
Художники выезжают в районы и
работают над картинами, отражающи-
ми колхозную тематику. Ряд авторов
избрал темы из истории Великой Оте-
чественной войны. ;
Намечено провести конкурс. на кар-
тины, посвященные 5-летию освобож-
дения города от немецких захватчи-
ков. ; т
При товариществе «Художник» со-
здана студия по повышению. квали-
фикации молодых художников. Поми-
мо практических работ, здесь. чита-
ются лекции но истории искусства.

Навои в спектакле «Навои». Ряд
снимков посвящен Р. Хамраеву, ис-
полнителю` роли Навои в одноимен-
ном фильме.

В альбом вошли репродукции с жи?
вописных, графических и скульптур-
ных портретов Навои, а также произ“
ведений Мастеров народного творче-
ства.
	a
	САМАРКАНД. (Наш корр.). Ши-
роко отпразднуют славную дату в”
Самарканде, где поэт создал много
выдающихся произведений.

Областной узбекский театр’ музыз
кальной драмы и комедии им. Хамида
Алимлжана, недавно осуществивший’
	Нс.родине великого поэта
		ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Новыми
музыкальными ‘произведениями, по-
священными Навои, отмечают компо-
зиторы Ташкента торжества в честь
великого’ узбекского поэта: . -

Композиторы Ю.`Раджаби, М. -Му-.
хамеджанова, Т. Садыков, С. Бабаев
и другие написали около 30 песен ия
романсов. на тексты стихов Навои.
А. Козловский закончил. кантату
«Слава мудрым» на слова поэта. Ли-
рическую рапсодию написал компо-
еитор В. Успенский.

Новые произведения будут испол-
няться в дни юбилея симфоническим
оркестром, солистами Театра оперы
и балета и Узгосфилармоний.
	РЕКОНСТРУКЦИЯ
УЛЬЯНОВСКА
УЛЬЯНОВСК. (Наш корр.). Здесь
	‘началась нолготовка к строительству
	монументального здания ПНедагогиче-
	нструкции областного центра; ского института по проекту архитек-
Чарджоу.   тора Болдырева. Многоэтажное зла-
Архитекторы республики работают ен ние института, обращенное ‘фасадом к

РЕ.
	Волге, завершит ансамбль одного из
красивейших мест города — «Нового
венца». Это первое крупное сооруже-
ние, предусмотренное генеральным
планом реконструкции Ульяновска.
	сейчас над генеральным проектом ре-
конструкции областного центоа г. Та-
шауза, проектами зданий центральной
библиотеки в Ашхабаде на 3 миллио-
на томов книги жилых ломов.

Над созданием оперы «Бахрам 9 ‚постановку нового варианта ивсцени-
Диларам» по’поэме «Семь: планет» На- !ровки поэмы Навои «Фархад и Ши-
	рин», подготовил инсценировку iO-
	композитор :эмы «Лейли и Меджнун». Постанов- °
	щик художественныи руководитель _
театра Сабир Вахидов, . оформление
главного художника театра М. Есипо-
ва, музыка композитора Т. Садыкова.
Поэты Садреддин Айни, Саид Назар,
	вои работают М. Ашрафи и драматург
К. Яшен. ` Мололой — композитор

о

М. Бурханов пишет. оперу. «Навои»   щик художественный
и а

mw cS ААВ
		‘автор либретто поэт Уйгун):;
a

Узбекское театральное” общество
	подготовило к изданию альбом «©6-
паз Навои в искусетве Советского
	в искусстве Советского! Вахид Абдулаев, драматург Исмаил -
	эбекистана». Многочисленные фото-! Акрамов и другие. выступают со спе-
	графии отражают работу’ ‘артистов
Театра им. Хамза А: Хидоятова. и
А. Ходжаева над созданием- образа
	К 500-летнему юбилею. великого Уз-
бекского поэта Алишера Навои Госу-
дарственный музей восточных кулъ-
тур дополнил свою экспозицию новы-
ми стендами, отражающими искусст-
во Средней Азии эпохи Навои.

Болышой интерес представляют эк-
спонированные на стендах материалы
по архитектуре Самарканда‘ и Буха-
ры, впервые выставляющиеся в Му-
‘зее реконструкции стенных росписей
мавзолея Биби Ханым ХУ Beka’ B ‘Ca-
марканде, исполненные ‘художником
Мрачковским, копия майоликовых ‘де-
	ФИЛЬМ «АЛИШЕР НАВОИ:
КИЕВ. (Наш корр.). К 500-летию
	артистов i циальными докладами на предирия- _
		тиях города и в районных центрах _
области.
	На совещании директоров Московских театров
	На-днях в Комитете по делам ис-
	кусств при Совете Министров СССР
состоялось совещание директоров мо-
сковских драматических театров, на
котором был обсужден ход выполне,
ния театрами репертуарных и произ-
водственно-финансовых. планов Ha
1948 год. -

Из доклада начальника Управления
по делам искусств при Мосгориспол-
коме Б. Флягина и выступлений ди-
ректоров выяснилось, что перестрой-
ка работы ряда московских театров в
связи с их переходом на самоокупае-
мость проходит неудовлетворительно,
Так, например, из двух спектаклей,
намеченных к выпуску в 1948 году,
Театр им. Моссовета в течение четы-
рех месяцев не показал ни одного.
Много лучшего оставляет желать и
состояние текущего репертуара теат-
ра: из 30 спектаклей, данных в апре-
ле, только четыре на современную <о-
ветскую тему. Репертуарный план
Театра им. Моссовета на 1948 год ду-
блирует ряд пьес, идущих в других
московских театрах.

В Театре им. Ермоловой слабо по-
ставлена работа по привлечению зри-
телей, что влечет за собой резкое па-
дение сборов. При этом театр идет по
неверному пути, покрывая невыполне-
ние финансового плана за ‘счет
средств, ассигнованных на новые по-
становки. Так, в [ квартале 1948 года,
		широко используют систему выездных
параллельных спектаклей и тем са-
мым обеспечивают выполнение и пе-
ревыполнение своих производственно-
финансовых планов.
	Опыт работы Камерного театра не-.
опровержимо свидетельствует O TOM,
что материальное благополучие теат-
ра достигается прежде всего путем
пополнения репертуара новыми спек-
таклями. Выпуск новых спектаклей—
«Подвиг останется неизвестным» и
	«Лев на площади» — явился не толь-
	ко существенным фактором пополне-
ния репертуара, но и способствовал
резкому поднятию ‹боров: финансо-
вый план театра в апреле был пере-
выполнен на 189 тысяч рублей;
	Хорошей работой по привлечению
зрителей Театр им. Ленинского ком-
сомола добился высокой посещаемо-
сти на стационаре. В театре сущест-
вует широкая сеть ‘уполномоченных,
отлично поставлена яркая, запоминаю-
щаяся реклама; в работе пою организа-
ции зрителей театр опирается на дей-
ственную помошь комсомольских ор-
ганизаций, учреждений и предприятий
столицы. Значительно способствуют
полнятию посещаемости систематиче-
	пытаясь покрыть недобор. 200 тысяч
рублей, дирекция театра совершенно
прекратила финансирование новых
постановок. Из 217 тысяч рублей, пре-
дусмотренных здесь на подготовку
премьер, театр израсходовал только
35 тысяч рублей, выпустив за 4 ме-
сяца один спектакль — «Невольни-
цы».

Не проявляет необходимой иници-
ативы в’ перестройке cece деятель-
ности и Московский’ драматический
театр, посещаемость которого в апреле
составила всего лишь: 57 проц.. плана.

Практика работы «некоторых MOC-
ковских театров. ‘показывает, что со-
кращение штатов было проведено в
них неудовлетворительно: Творческий
состав Московского ‘драматического
театра в апреле был занят‘всего лишь
на 39 проц., в Московском › театре
юного зрителя—на 54 проц., в Театре
им. Моссовета — на 60 проц.; в Теат-
ре драмы — на 69 проц. Подобное по-
ложение наглядно свидетельствует о
наличии в театрах неиспользованных
резервов для работы над новыми по-
становками и возможности  увеличе-
ния количества выездных параллель-
ных спектаклей.

На совещании были также отмече-
ны положительные стороны в- работе
Камерного театра и Театра им. Ле-
нинского комсомола. Эти театры хоро-
шо развернули работу со зрителями,
	В Музее восточных культур
	кораций портала’ медресе Улугбека в’
Бухаре (1417) и картины и рисунки
художника: Бурз с изображением олд-
ного из лучших средневековых архи-
тектурных сооружений в Средней
Аэии — медресе Улугбека в Самар-
канде (1420).

Из представленных в музее памят=
ников искусства эпохи Навои боль-
шую художественную ценность пред-
ставляет ` коллекция многоцветной

глазурованной расписной керамики
XIV—XVI вв.

АВОИ» НА-УКРАИНСКОМ- ЯЗЫКЕ
	художественный- ‘фильм «Алишер Наз:
Bow, рассказывающий о ‘жизни a
творчестве классика yaGeteKoi лите- .
ратуры._

8,
rc,
	ские творческие отчеты театра на   со дня рождения великого поэта уз-
	бекского народа. Киевская студия ху-
дожественных фильмов. о
дублированный на украинский язык
	фабриках и заводах, выступления ве-  бекского народа. Киевская
	дущих творческих DaOoTHHKOB на кон-
ференциях зрителей. .
	Е. В. Вучетич
	CTA NWMHCHE: xX
	М. И. Чулаки
	A Y P E AT bI
	С. П. Урусевский