ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЫЬ!
	45 КОП,

Знакомя нашего зрителя. с класси-
ческими произведениями и современ-
ной советской драматургией, мы про-
должали создавать-национальную: ка-
рело-финскую ‘драматургию. Нрошед-
ший в республике конкурс на лучшую
советскую пьесу дал положительные
результаты. Три пьесы были премиро-
ваны и три одобрены для постановки:
Национальный театр поставил пьесу
молодого карельского драматурга
Якко Ругоева «Огни Марикоски», рас-
сказывающую 0 восстановлении ка-
рельских колхозов.

В этом году театры покажут «Ве-
тер с юга» Э. Грина и Б. Филиппова,
«У самого Белого моря» Е. Люфано-
ва о жизни рыбаков-поморов, «Лез-
ную быль» Н. Петрова о геологораз-
ведчиках Карелии и др.
	Нлодотворно работают наши” компо-
зиторы. Калле Раутио создал Гимн
Карело-Финской ССР, написал струн-
ный квартет на народные темы и мно-
го песен для ансамбля «Кантеле» и
солистов Филармонии. Л. Иоусинеч
написал интересную симфоническую
поэму «Радость труда», посвященную
победе наших войск над фашизмом;
Г. Сивисало создал увлекательную
рапсодию мля симфонического оркест-
ра. Р. Пергамент написал очень силь-
ное и яркое произведение «Боевые
подруги» для хора и симфоническо-
го оркестра, оно посвящено героиням
карельского народа А. Лисициной и
М. Мелентьевой. Новые современные
произведения написали Л. Вишкарев,
А. Голланд. Л. Теплицкий. Закончив-
шийся на-днях конкурс на массовую
песню дал 14 новых песен, посвящен-
ных жизни и труду карело-финского
народа.

Интересные произведения о Каре:
‚лии, написанные на современные те-
ы, создали хуложники. Заслужен-
‘ный деятель искусств Г. Стронк на-
писал несколько хороших портретов
руководителей партии и правительст-
ва в знатных людей республики.
Художник С. Юнтунен нанисал кар-
тину «Карельский лес»; Новые про-
изведения написали К,  Буторов,
М. Зайцев, А. Козлов и другие.

Работники искусств активно готови-
лись к юбилею республики. В дни
  юбилея, на специально проводимой де-
‘каде карело-финского искусства, они
покажут наролу свои новые произве-
дения. В этих произведениях музыки,
живописи, драматургии  воспеваются
самоотверженный труд советских. лю-
`дей, славная большевистская партия и
ее вожди Ленин и Сталин, давшие
счастье карело-финским трудящимся,
указавшим им путь к радостной, сча-
стливой Жизни. 2

Карело-финское искусство имеет
все условия для дальнейшего разви-
‘тия и совершенствования. Партия в
правительство отметили заслуги ра-
ботников искусств перед карело-фин-
ским народом и наградили 30 человек
почетными званиями и 75 человек по-
четными грамотами Верховного Сове-
та КФССР. Однако работники ис-
кусств республики еще в долгу перед
народом. Больше хороших музыкаль-
ных произведений, близких народу,
больше хороших пьес, повествующих
о героических буднях советских лю-
‚дей, больше хороших произведений
ЖИВОПИСИ, скульптуры, графики
требуют трудящиеся. Это требование
‘своего народа работники искусств
  республики выполнят с честью,

ное целое множество хоров; до-
биться слаженного звучания тысяч
певцов, мастерской передачи музы-
кальных и смысловых оттенков ис-
полненного разнообразного. репертуа-
ра. За этим успехом скрывается
	Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по д

Суббота, 24 июля 1948 гопа
	OMY OCTBO
	;

Карелия — родник устного народ-
ного творчества. На её земле жили
знаменитые былинники, сказочники,
певцы рун. Здесь жили Ирина Федо-
сова, которую Горький вывел в своем
романе «Жизнь Клима Самгина»,
В. П. Шеголезок, которым восхищал-
ся Лев Николаевич Толстой, династия
былинника Трофима Григорьевича Ря-
бинина, Архип Пертунен, от которого
финский исследователь Э. Лёнрот за-
писал руны созданного карело-фин-
ским народом величайшего эпоса «Ка-
левалы», и много других. Поколение
их потомков — Мария Ремсу, Мавра
Хотеева, Матвей Коргуев, Федор Ко-

‘нашков, Анна Пашкова, Федор Свинь-

ин и другие создали много произведе-

„ний народного творчества о советской

родине, большевиках-богатырях, слав-
ных вождях народа Ленине и Сталине.
Целая плеяда народных певцов, ска-
зителей и былинников прославляет
сейчас великие дела советских людей.
	Талантливый народ Карелии, созда-
тель этих замечательных произ.
ведений, жил до революции в тяже-
лых условиях. Царское правитель-
ство держало народ в темноте и неве-
жестве. Поэт декабрист Федор Глин-
ка писал о Карелии: «Нема, пуста сия
страна в дичи лесной». Можно ли бы-
ло думать тогда о развитии искусст-
ва? Да его просто не было.

Советская власть принесла` расцвет
культуры, национальной по форме и
социалистической по содержанию.
Начало развиваться искусство.

В 1918 году в Петрозаводске от-
крылся Нарбдный театр. Он стал ме-
стом сосредоточения молодого совет-
ского искусства в республике.

Вскоре организовался симфониче-
ский оркестр, открылись театральная
студия и музыкальная школа. В рай-
онных центрах, селах, на лесопунк-
тах, в рыбацких становищах начала
возникать кружки художественной
самодеятельности.
	В 1929 году группа карельских де-
вушек и юношей, пришедших из де-
ревни, направилась в Ленинград вте-
атральную школу. Это было ядро бу-
дущего национального театра. В 1932
году из этих актеров был организован
национальный финский театр. Поста-
вив для открытия пьесу Б. Лавренева
«Разлом», этот театр стал активным
помощником партийных организаций
в их воспитательной работе среди на-
ционального населения. Театр и его
актеры воспитывались на советской
драматургии. Зрятель увидел на’сцене
театра такие спектакли, как «Любовь
Яровая» Тренева, «Гибель эскадры» и
«Платон Кречет» Корнейчука, «Опти-
мистическая трагедия» Вс. Вишнез-
ского и др. Театр показал также пье-
сы русского классического репертуа-
ра——«Ревизор» Гоголя, «Гроза» Ост-
ровекого, «Егор Булычев» и «Васса
Железнова» Горького и другие, ряд
пьес финской классики — «Куллер-
во» и «Обручение» А. Киви, «Сапож-
ники из Нумми», «Мудрая пева>
Майю Лассила, а также целый ряд
пьес карело-финских драматургов.

В селе Ухта на родине Калевалы
открылся второй национальный театр.
Затем был организован Государствен-
ный национальный музыкальный ан-
самбль «Кантеле», названный по име-
ни народного музыкального  инстру-
мента, который: бытовал в карельских
деревнях. Кантеле — очень древний
инструмент. Он похож на русские
	Певческий праздник
в Латвии
		елам архитектуры при Совете Министров СССР
		ANGHO= HHHCHO
	С. КОЛОСЕНОК
	Начальник Управления
по делам искусств
при Совете Министров
Карело-Финской ССР
		м 30 0119), Год издания ХХ
			Центральный Комитет ВКП(б) в
своих исторических решениях по воп-
росам литературы и искусства ука-
зал на резкое отставание нашей хуло-
жественной критики и искусствовеле-
ния от задач, стоящих перед всем` со-
ветским искусством. Это отставание
не преодолено и по сей день. Наша
искусствозедческая и критическая
литература не сумела решить целого
ряда серьезнейнтих вопросоз. волную-
щих советских художников. Важней-
шие проблемы социалистической эсте-
тики остаются не разработанными,
подготовка к созданию истории совет-
ского искусства ведется недопустимо
вялыми и медленными темпами, кри-
тики по преимуществу сосредоточива-
ют свое внимание на отдельных явле-
ниях искусства, не переходя к общим
проблемам, имеющим решающее зна-
чение для его развития.
	‚ Отставание нашего искусствоведе-
`ния и критики с особенной силой ска-
зывается в области кинематографии.
Этими вопросами в кино занимается
горсточка людей, не имеющих даже
своего об’единения. Кадры критиков и
искусствозедов, занимающихся кине-
матографом, не только не увеличива-
ются за счет притока новых молодых
сил. но ‘из гола в год сокращаются
из-за перехода многих ‘из них в дру-
гие области искусства. Можно ска-
зать, что у нас нет сейчас ни одного
человека. для которого работа кино-
критика была бы основным занятием,
профессией. Кинокритикой, теорией,
историей кино, если и занимаются не-
которые товарищи, то от случая к
случаю, в свободное OT творческой,
педагогической или административной
работы время. Естественно поэтому,
‚что количество книг. выходящих по
вопросам киноискусства, ничтожно
мало, а качество их, как правило, ос-
тавляет желать много лучнего.
	Казалось бы. есть немало научных
учреждений и общественных органи-
заций, где могла бы быть поставлена
научно-исследовательская и критиче-
ская деятельность в области киноис-
кусства. Всесоюзный  государствен-
ный институт кинематографии, сектор
истории кино Института истории ис-
кусств Академии наук СССР, дома
кино, Госкиноиэдат, журнал «Искус-
ство кино», Союз советских пйсате--
лей, крупнейшие киностудии и их
творческие секции — вот что могло
стать центрами искусствоведческой и
критической деятельности. Могло, но
не стало, потому что научно-иселедо-
вательская и критическая работа по
киноискусству предоставлена самоте-
ку, и к ней в кинематографии отно-
сятся, как к второстепенному делу, не
нмеющему серьезного значения.
	Чочему, например, не ведут или-по-
чти не ведут научной работы основ-
ные кадры ВГИК, располагающего:
крупными силами? Потому что они
полностью загружены педагогической
работой, которую им болышей частью
приходится совмещать и с деятель-
ностью творческой на киностудиях.
Занятость их такова, что они Ae
только не могут разрабатывать новые
научные проблемы, но и не в состоя-
нии даже подготовить учебники по
преподаваемым в институте специ-
альным дисциплинам. И действитель-
но, во ВГИК не создано еще ни одного
учебника по читаемым там предметам.
Имеющийся в институте так называ-
емый научно-исследовательский каби-
нет только по названию является на-
учно-исследовательским  учреждени-
ем. Он не имеет ни плана научных ра-
бст, ни средств для их провеления, ни
общеустановленных ставок для своих
работников. ни необходимых квалифи-
цированных кадров. Естественно, что
он влачит жалкое существование я
занимается исключительно научно-
вспомогательной работой. А вель этот
кабинет — единственное — научно-ис-
следовательское учреждение Мини-
стерства кинематографии по киноис-
кусству.

Другим научным учреждением по
вопросам киноискусства является уже
названный выше Сектор истории кино
Института истории искусств Акаде-
мии наук СССР. Самый факт создания
специального киносектора в высшем
научном учреждении страны — в Ака-
демии наук СССР—свидетельствует о
том значении, которое придается нау-
ке о кино. Однако сектор этот за во-
семь месяцев своего существования
успел сделать очень немного. Распо-
лагая маленьким штатом научных ра-
ботников, не имея ни фильмотеки, HH
архива, ни научно-вспомогательных
материалов, он не в состоянии сейчас
и едва ли сможет в ближайшем буду-
шем возглавить всю научно-исследо-
вательскую работу по киноискусству.
	Таково положение в области исто-
рии и теории кино. Не лучше, а, по-
жалуй, еще хуже положение в обла-
сти критики. Рецензия стала единст-
венным жанром кинокритики. Дея-
тельность кинокритиков за последние
годы в основном исчерпывается не-
которым количеством рецензий на вы-
ходящие в свет фильмы и отдельные
принятые к постановке сценарии. Кри-
тики не привлечены к производствен-
но-творческой жизни советской ки-
нематографии. не обсуждают новые
законченные фильмы, не говоря уже о
принятых и готовящихся к постановке
сценариях. А ведь ни для кого не сек-
	Конкурс на одноактную пьесу
	В адрес жюри Всесоюзного откры-
того конкурса на лучшую ‘современ-
ную одноактную ‘пьесу для’ теат-
ральных коллективов художествен-
ной самодеятельности уже поступило
около 300 пьес.

Активно откликнулись на конкурс
драматурги Украинской  ССР—прис-
ланы пьесы из Киева, Харькова и
других городов республики. Новые
произведения поступили также из
большинства автономных республик
и. областей РСФСР.
	Б’ЕЗД АРХИТЕНТОРОВ
МОЛДАВИИ
	КИШИНЕВ. В столице Молдавской
ССР открылся второй республикан-
ский с’езд архитекторов. Заслушан
доклад председателя правления Сою-
за архитекторов А. Рагулина «Творче-
ские задачи архитекторов Молдавии в
связи с выполнением послевоенного
пятилетнего плана республики».
	В работе с’езда принимают участие
представители правления Союза совет-
ских архитекторов СССР, архитектур-
ной общественности Ленинграда, Кие-
ва, Харькова, Днепропетровска, Одес-
сы. Сезд продлится три дня.
	У ЛЕНИНГРАДСКИХ
КОМПОЗИТОРОВ
	‘ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Компо-
зиторы города Ленина готовят ряд
новых произведений разных сканров.
Ю. Ефимов закончил клавир балета
«Попрыгунья - стрекоза» (по басне
Крылова) для  хореографического
училища. В. Сорокин заканчивает ра-
боту над кантатой, посвященной рае-
цвету нашей Родины (на текст поэта
А. Прокофьева). В ‘Ленинградской
филармонии намечена к исполнению
осенью этого года пятая симфония
В. Щербачева. И. Дзержинский пи-
шет симфоническую поэму «Ермак».
Над симфоническими произведениями
работают также Ю. Кочуров, О. Ев-
лахов, Ю. Свиридов, Б. Клюзнер, В.
Салманов. -

Отделение Союза композиторов сов-
местно`с ленинградским Радиокоми-
тетом проводит концерты, посвящен-
	ные лучшим современным музыкаль-
ным произведениям. Концерты органи-
	зуются по понедельникам в летнем
театре парка культуры им. С. М.
Кирова. `

Ленинградскому отделению Союзг
композиторов предоставлено здание,
построенное в первой половине ХХ
века по проекту архитектора О. Мон-
феррана.  Сейчас дом полностью рес-
таврируется. В восстановленном и
вновь оборудованном концертном зале
Дома композиторов с осени будут ре-
гулярно проводиться обсуждения но-
вых произведений.
	ГАСТРОЛИ ТЕАТРА им, ®PAHKO
	КИЕВ. (Паш корр.). Госуларствен-
ный академический театр украинской
драмы им. И. Франко подготовил но-
вую премьеру — пьесу «Житейское
море» классика украинской драматур-
гии И. Тобилевича. В пьесе заняты ве-
дущие актеры ‘театра во главе с
Н. Ужвий, А „Бузмой и Г. Юрой. По-
становка Г. Юры. Заканчивая в июле
сезон, театр в полном составе выез-
жает в Винницу — город, где театр
начал свою творческую жизнь.
	.. Многоцветным потоком’ запол-
нили улицы Риги, ее тенистые скве-
ры, ее старинные парки участники хо-
ровых коллективов, с‘ехавшиеся сюда
со всех уголков республики. Музыка,
песни бурным потоком ворвались в
будничную деловую жизнь города.
Ветераны народной песни вместе с
сыновьями, дочерьми и внуками соб-
рались сюда, чтобы продемонстриро-
вать, как широко и мошно струится
песня, сбросившая оковы векового
рабства.

Торжественным традиционным ше:
ствием всех участников открылся
этот радостный всенародный празд-
ник. От одной из плошалей Старого
города. носящей ныне имя Нлошали
	`Характерным для проводимого кон-
курса является большое количество
комедий и водевилей, Большинство
произведений посвящено темам Ве-
ликой Отечественной войны и кол-
хозной жизни. Значительно меньше
пьес, отражающих героический труд
советских людей на производстве.
_Срок приема произведений на кон-
курс продлен до 15 августа. Резуль-
таты конкурса будут опубликованы
1 октября.
		ЛИТОВСНОЙ Столицы
ВИЛЬНЮС. (Наш корр.). Пьесой
«Великая сила» Б. Ромашова Госу-
дарственный театр драмы Литовской
ССР (художественный руководитель

Б. Даугуветис) ‘закончил сезон.
	В первой половине 1948 года театр
выпустил четыре новые постановки—
на две больше, чем в прошлом году.
Театр показал комедию Б. Даугуве-
тиса «Жалдокине». «Глубокие корни»
Гоу и д’Юссо и «Лес» А. Н. Остров-
ского.
	В репертуарный план на второе по-
лугодие театр включил два произве-
дения литовских советских авторов —
Балтушиса «Поют петушки» и Мар-
цинкявичюса «Возвращение».
	В столице Литовской ССР продол-
жаются гастроли Московского театра
им. М. Н. Ермоловой.
	В Вильнюс приехал коллектив Бе-
лорусского Государственного еврей-
ского театра. Он начал здесь свои

гастроли показом пьесы Шолом-Алей-
хема «200.000». _
		КАЛИНИН. (Наш корр.). Успешно
выполнил план первого полугодия Ка-
лининский областной театр драмы
(художественный руководитель Г. Ге-
оргиевский, директор Е. Ботвинни-
ког). По количеству спектаклей план
выполнен на 113 проц., по доходам —
на 102 проц. За это время театр дал в
домах культуры области и клубах
крупнейших предприятий города 78
выездных параллельных спектаклей,
‚ Не снижая качества постановок, те-
атр уже сумел показать калининскому
зрителю шесть премьер из десяти,
запланированных на весь год. Боль-
шим успехом пользуются у зрителей
спектакли «Великая сила» Б. Рома-
шова, «Женитьба Белугина» А. Ост-
ровского и недавно возобновленная
«Дама-невидимка» Кальдерона.
		ВОРОНЕЖ. (Наш корр.). Концерт-
ная бригада Воронежского отделения
Союза советских композиторов побы-
взла во многих селах области. В
сельских клубах и полевых станах
она дала 15 концертов. Их прослуша-
ло более 5 тысяч колхозников.
	Депутат областного Совета компо-

зитор К. Массалитинов, выезжавший
с бригадой, перед началом каждого
концерта проводил со своими избира-
телями беседы об итогах С’езда со-
‘ветских композиторов. Колхозники,
трактористы, комбайнеры жино инте-
ресовались вопросами развития совет-
ской музыки,
	iNHOKDUTHK
	GBOHK gala
	рет, что за последние годы был при-
нят к постановке ряд идейно неудач-
ных и художественно слабых сцена-
риев и что своевременное вмешатель-
ство критики могло бы предотвра-
тить выпуск нескольких слабых кар-
THH.

Журнал «Искусство кино», выхо-
дящий шесть раз в год и отлаю-
щий значительную часть своей весь-
ма ограниченной площади под фо-
тографии кинокадров, не нашел еше
ни своего лица, ни своего места в со-
ветской кинематографии: Негмотря на
свой ограниченный тираж, он ‘обращен
He к работникам киноискусства, а,
главным образом, к зрителям и печа-
тает по преимуществу очередные ре-
цензии на очередные картины. Проб-
лемных статей по вопросам кино в
нем найти почти невозможно. Не ре-
шает в должной мере эту задачу и
газета «Советское искусство», по-
священная всем отраслям  совет-
ского искусства, а не одной только
кинематографии. И, наконец, не ре-
нтает этой задачи и Госкиноиздат, не
выпустивший за последние годы ни
одной монографии об отдельных ма-
стерах кино и лучших фильмах, ни
одного сборника критических статей
по боевым вопросам развития совет-
ского кино.

Недавно коллегия Министерства ки-
нематографии СССР заслушала док-
лад о работе Госкиноиздата. Обсуж-
дение деятельности этого единствен-
ного специализированного издательст-
ва кинолитературы показало, что оно,
более или менее справляясь с выпу-
ском книг по кинотехнике, системати-
чески не выполняет своих более чем
скромных планов по разделам теории,
истории и критики кино.

До войны Госкиноиздат издавал не-
мало книг. Сейчас он растерял свой
старые авторские кадры по KHHO-
искусству и не приобрел новых.
	Ночему же искусствоведческая и
критическая работа в кинематографии
находится в таком неприглядном со-
стоянии? В кинематографии не мень-
ше, чем в других.искусствах, имеется
людей, могущих заниматься научной и
критической работой и стремящихся
посвятить себя ей целиком. Готовит-
ся и новое пополнение научных и
критических капров на киноведческом
отделении ВГИК. Но критическая и
научно-исследовательская работа в
кинематографии предоставлена само-
теку. Тематику научных работ по и-
ноискусству никто не планирует,
материальная база для научно-иссле-
дозательской работы отсутствует.
	Не случаен тот факт, что Госкино-
излат, не справляясь с изданием лите-
ратуры по творческим вопросам, все
же сумел выпустить и подготовить К
печати рял книг по кинотехнике. На-
	учно-исследовательскую работу в о5б-
	ласти кинотехники об единяет спепиа-
лизированный институт — НИКФИ.
Министерство кинематографии забо-
тится об этом научном учреждении —
утверждает его тематику, обеспечи-
вает необходимые условия для про-
дуктивной исслеловательской. рабо-
ты. И поэтому НИКФИ сумел собрать
соответствующие научно-технические
кадры и стать необходимым в системе
советской кинематографии научным
учреждением.

Но к исследовательской и критиче-
ской работе по вопросам киноискусст-
ва никто не проявляет такого интере-
са, хотя кинематография — не только
отрасль народного хозяйства, но,
прежде всего и главным образом, са-
мое важное и самое массовое из ис-
кусств.

У нас нет других органов, кроме
Министерства кинематографии СССР
и Академии наук СССР, которые mor-
ли бы непосредственно руководнть
научно-теоретической деятельностью
	в области кино и отвечать за нее
перед партией. А между тем,
Министерство кинематографии за
	все время своего существования ни рз-
зу не занялось всерьез этим важней-
шим вопросом. Министерство кинема-
тотрафии СССР и министерства кине-
матографии союзных ‘республик отвз-
чают за состоявие теоретической и на-
учно-исследовательской работы по ки-
ноискусству, они обязаны планировать
тематику научных работ, создать ус-
ловия’для их проведения в институтах
и на крупнейших киностудиях. _

В постановлении о кинофильме
«Болыная жизнь» ЦК ВКП(б) указал,
что «..отсутствие критики в областя
кинематографии...» является «одной из
главных причин производства плохих
кинофильмов». За истекшие с момен-
та- опубликования этого историческо-
го` постановления ‘два года положение
с кинокритикой не очень изменилось.
И, как известно. вновь было допуще-
но производство нескольких плохих,
художественно слабых и безидейных
картин.

Забота о развитии теоретической и
критической деятельности в области
киноискусства является обязательным
условием нового под’ема советской
кинематографии, которого требует от
нае партия, требует весь советский
народ. Министерство кинематографии
должно немедленно обсудить соэлав-
шееся положение и разработать такую
систему мероприятий, которая обеспе-
чила бы подлинное развитие советской
науки о кино и кинокритики.
	гусли. На нем играл еще легендарный
Вейнемейнен, герой «Калевалы».

Этот инструмент обнаружил в од-
ном из районов республики известный
исследователь карельского фольклора
В. П. Гудков. Он усовершенствовал
его и создал первый в Союзе оркестр
кантелистов. Ныне оркестр разросся
и превратился в большой ансамбль
песни и пляски. В нем насчитывается
70 участников.

На первом всесоюзном радиофести-
Bale в 1936 году а на декаде карело-
финского искусства в Ленинграде в
1937 году наше искусство впервые
вышло за пределы республики и про-
демонстрировало свои достижения пе-
ред широкими массами советского
зрителя. Оно встретило широкую пол-
лержку и помощь других братских
народов и окрыленное своими первы-
ми успехами стало расти и развивать-
ся,

В Карелии выросла евоя художе-
стзенная интеллигенция — актеры,
режиссеры, музыканты, композиторы,
художники, архитекторы. В первых
рядах деятелей искусств—народныя
артист КФССР П. Чаплыгин. народ-
ный художник В. Попов, заслужен-
ные деятели искусств композиторы
К. Раутио и Р. Пергамент, режиссер
Г. Мнацаканов, художник Г. Стронк,
актер К. Милютин-Савич, заслужен-
ные артисты Сирка Рикка, Дарья Кар-
пова, Елизавета Томберг, Вальтер
Суни, Тойво Ланкинен, Суло Туори-
ла, Василий Кононов, Максим Tappa:
лов, Тойво Вайнонен, Б. Сошальская,
А. Шибуева, Н. Родионов и другие.
	Бойна нанесла тяжелые раны. каре-
ло-финскому искусству. Были разру-
шены почти все театры, клубы и
культурно-просветительные учрежде-
ния. В эти трудные годы работники
искусств всю свою энергию направи-
ли на обслуживание бойцов и: офице-
ров Карельского фронта, защищавших
республику. Работники искусств дали
за годы войны более 8.300 спектаклей
и концертов, обслужив более 3 мил-
лионов зрителей.

Закончилась война, и победивний
народ начал залечивать раны, нанел
сенные стране врагом. Вновь расщве-
ло в республике искусство. Откры-
лись восстановленные 4 театра, рабо-
тают Филармония, ансамбль «Канте-
ле», союзы композиторов, художни-
ков, ‚ архитекторов, Дом народного
творчества. К осени будут воостанов-
лены музыкальное училище и детская
музыкальная школа. Вновь создан
симфонический оркестр Радиокомите-
та. Органязовалось - Карело-финское
театральное общество.

Крепнет и развивается карело-фин-
ское искусство в послевоенный пе-
риод. Растет идейное и художествен-
ное качество спектаклей.

Исторические постановления ПК
ВКП(б) по вопросам литературы и
искусства вдохнули новую жизнь во
все отрасли искусства республики. В
минувшем году из 24 новых постано-
вок, осуществленных нашими театра-
ми, 20 были посвящены современным
пьесам.
	довщины. провозглашения Советской
	Латвии. С огромным под емом  про-
шел митинг. Громом рукоплесканий и
единодушным  троекратным «ура»
встретили собравшиеся текет. письма
товаришу Сталину, прочитанный на-
	емонстрани
	[mecum. Тепло встречают гостей жите-
ли столицы, заполнившие балконы,
раскрывшие окна домов. Гордой широ-
  кой поступью идут к стадиону «Ди-
намо» участники Скултского хора, ор-
ганизованного еще в 1868 году, и са-
мого молодого хора Гарканского
  сельсовета Рижского уезда, органи-
  зованного в феврале 1948 года.
Трибуны стадиона «Динамо» запол-
нены доотказа. Торжественное от-
‚крытяе праздника песни завериилось
большим концертом с участием арти-
  CTOs Художественного театра ЛССР,
Государственного хора _ республики.
т Театра оперы и балета, оркестра

хора Геатра оперы и балета, оркестра
‘латышских народных инструментов и
‘замечательным исполнением народ-
	пионеров, началось это незабываемое   ных танцев силами коллективов Ху-
НЕ 2
	Советской

JLQTBHS.
	шествие.

Реют в воздухе старинные знамена
певческих коллективов, реют гордые
советские знамена, воспетые в новых
народных пеенях. Под сенью этих
знамен певцы несут портреты велико-
го вожля народов товарища’ Сталина
и его ближайших соратников, yxpa-
шенные живыми цветами, яркими
лентами, колосьями спелой ржи. На
красных полотнищах — слова’  при-
ветствия:

«Сталину: лиго!»

Вот идут в белоснежных одеждах
с венками из ромашек на голове пев-
	цы крупнеишего рижекого завода
«ВЭФ». На почетном месте у знаме-
НИ — стахановцы Янис Виган, Ми-
	кель Крастинь и Язеп Берзинь. Мно-
го лучших стахановцев заводов и по-
лей идут в рядах других певческих
коллективов. Торжественно проходят
детские хоры — они впервые учает-
вуют в республиканском. празднике
	Рига. Праздник песни
	дожественной самодеятельности.

Праздник песни начался!

Он чривлек ва следующий день де-
сятки тысяч людей,  заполнивших
Площадь коммунаров, ту самую, Ha
которой в июльские дни 1940 гола
трудящиеся Латвии мощной демонет-
рацией выразили свою волю навечно
связать свою ‘судьбу с великим Co-
ветским Союзом.

Около 30 тысяч участников хоро-
вых и танцовальных коллективов, до
100 тысяч трудящихся — слушателей
и зрителей присутствовали в этот
день на Площади коммунаров.

Приветственные слова зам. прел-
седателя Совета Министров ЛССР
тов. Я. Острова и секретаря ЦК
ВКП(б) Латвии тов. А. Пелышне пок-
рыли величественные звуки THMHOB
СССР и ЛССР, исполненных об’еди-
ненным хором в составе 12 тысяч уча:
стников под управлением проф. Я.
Мелыня. Велел за этим об ’елиненный
	Выступление об’единенного хора.
	хор исполняет одну за другой ‚песня,   родным артистом СССР 9. Смилги-   большой и плодотворный труд многих
	CO-   cow.
	И как бы непосредственным про-
должением митинга явилось исполне-
ние сводным хором ряда песен, поз
священных товарищу Сталину:

Лиго, лиго,

` Сталину лиго.

Песня звонкая звучит для тебя...

Смешанный хор, затем мужской,
женский, детский хор в составе 6 ты-
сяч участников и снова мощный
12-тысячный хоровой коллектив ис-
полняют далее народные песни, пес-
ни латышских композиторов, русские,
эстонские и литовские песни. Слов-
но шумящие вдалеке волны, воз-
никает мелодия русской песни
«Вниз по матушке по Волге». Мело-
дия растет, ширится, переливаясь от
одного , голоса к другому, звучит
вдруг с невероятной мощью и глуби-
ной с тем, чтобы затихнуть вновь и
еще раз вздыбиться могучим веплес-
ком. Требующая отличной техники
исполнения литовская песня «Зеленый
пион», как и все другие произведения,
передана с изумительным уменьем и
тонкостью, которых особенно трудно
добиться при четырехголосом ис-
полнении а’сареЙа. В этом—большая
заслуга музыкальных = руководите-
лей праздника и в первую очередь
его главных дирижеров Якоба Ме-
дыня, Яна Озолиня, Теодора Калны-
ня, Леонида Вигнера. Они су-
мели сплотить в одно ° прекрас-
	десятков сельских и уездных дирн-
жеров, всех участников всенародного
праздника песни.

Вечером того же дня состоялся
заключительный концерт с обширной
и ‘разнообразной программой. Духовой
оркестр Рижского гарнизона  испол-
нил отрывки из произведений вели-
ких русских классиков М. Глинки и
П. Чайковского, произведения ла-
тышских и русских советских компо-
зиторов. Затем танцовальные коллек-
тивы исполнили красочные народные
танцы Латвии, Эстонии, Литвы, Ук-
раины и Молдавии. Особенным успе-
хом пользовались выстунления тан-
цовальных коллективов  ремеслен-
ных училищ и школ ФЗО. В заклю-
чение состоялись показательные со-
ревнования мастеров спорта, лучших
штангистов. борцов и боксеров Лат-
вийской ССР.

Праздник окончился яркими огня:
Ми фейерверка.

Но и потом; поздней ночью, вплоть
до рассвета звучали над Ригой ра-
достные песни свободного. латышкко-
го народа.

С этой песней стахановцы фабрик и
заводов, труженики полей вернутся
завтра к созидательному творческому
труду, воодушевленные великими иде-
ями борьбы за победу коммунизма.
	Мих. БЕЛЯВСКИЙ.
РИГА. (Наш спец. корр.).
	посвященные товарищу Сталину, со-
ветской Родине, старые и новые на-
родные песни. Звучит «Сказание о
былом» (музыка Э. Мелнгайлис, слова
Я. Райниса) — эпическое повествова-
ние, воскрешающее образы старины,
полное тончайших мелодических ин-
тонаций. Звучат бесконечно певучие,
то печальные и тихие, то радостные,
оптимистические аккорлы песен, со-
гретых непосредственностью  искрен-
них человеческих чуветв.

Особенно тепло встречают слуша-
тели песни, прославляющие  сегод-
няшний день республики, такие, как
«Привет Советской Латвии» (музыка
Я. Озолиня, слова Я. Судрабкална),
«Песня о Риге» (музыка Я. Медыня,
слова В. Лукса), «Земля цветет» (му-
зыка Як. Медыня, слова В. Лукеа),
«Латыши славят Сталина» (музыка
А. Лепиня, слова М. Рудзита) и мно-
гие другие.

Но и старые заунывные песни по“
иному звучат сегодня! Хор. исполняет
«Замок света» (музыка Я. Витоля.
слова Аусеклиса). Извечная тоска
народа о Замке Свега. утонувшем,
исчезнуешем перед лицом поработи-
телей, звучит сейчас бодрой верой. в
торжество Света, в то, что вновь под-
нимается и будет стоять нерушимо
Замок народного счастья...

Еще болынее количество зрителей
собралось на Площадь коммунаров
на следующий. день — лень 8-й го-
	НА ПРАЗДНОВАНИЕ 25-ЛЕТИЯ КАРЕЛО-ФИНСКОЙ ССР
	КИЕВ, 22 июля. (ТАСС). В Петро-
заводск для участия в праздновании
25-летия Карело-Финской ССР вые-
хала делегация Украинской ССР во
главе с заместителем Председателя
Совета Министров УССР Н. П. Бажа-
ном. В составе делегации — замести-
тель Председателя Президиума Вер-
ховного Совета УССР С: И. Ковпак,
Герой  Социалистического Труда
	звеньезая колхоза имени Сталина,
Маньковского района, Киевской обла-
сти, Н. В. Михайленко, народные ар-
тисты СССР М. И. Литвиненко-
Вольгемут и И. С. Паторжинский.
От имени украннского народа деле-
гация передаст в дар карело-финско-
му народу бюст великого Сталина,
изготовленный из украинского: мрамо-
	Научные конференции Академии архитектуры БОР
	работ по теме «Основы: советского
градостроительства».
	Конферениия на тему «Сощиали-.
	стический реализм ‘в архитектуре»
будет проведена в. ноябре.
Кроме того, Академия-архитектуры
СССР организует выездную конфе
ренцию на Урал по вопросам массово-
го жилищного строительства. р
	Президиум Академии архитектуры
СССР вынес решение о проведении
во второй половине текушего’ года
ряда конференций,

В августе состоится конференция,
посвященная вопросам индустриали-
зации массового жилищного строи-
тельства. Затем будет созвана кон-
реренция, посвященная обсуждению