ЮОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

ДНЕВНИН
	Мирные будни  Два реш
	‘ Ф
А. ГЛАДКОВ
	Д. КАЛЬМ
	Белорусский театр им. Явки Купа:
		майора Мартынова, про-
	сложного. Мы помним
А. Дубенского как инте-
	ГАСТРОЛЕЙ
		  пленум ИК
	‘профсоюза Рабис
	экономии в 7,5, тысячи рублей по
оформлению спектакля.

По- -настоящему сумели возглавить
трудовой под’ем творческих коллек-
тивов руководители ‘и профсоюзные
организации театров Николаевской
области (УССР). Местные комитеты
Русского театра им. Чкалова, Тюза и
других зрелищных предприятий орга-
низовали соцсоревнование между по-
становочными группами:

Г. Юра н А. Орлов говорили о том,
что творческому ин материальному ус-
	С 19 по 22 июля в Центральном до-
‚ме работников искусств проходил Ц
пленум ЦК профсоюза Рабис.
  докладами по первому вопросу
повестки дня — о Ходе выполнения
театрами постановления Совета Мини-
‚ стров СССР от 4 марта 1948 года и
задачах профсоюзных организаций по
дальнейшему улучшению — идейчо-
художественного содержания  спек-
таклей и повышению доходности те:
атров — выступили заместитель пред-
седателя Комитета по делам ис
	кусств при Созете Министров СССР   пеху театров способствуют выезды’ в

а ee TU TY Seemed...   _ mat nin nami: am nfrsatneatio “ateayray nr?
	Н. Беспалов и председатель ЦК проф-
союза Рабис П. Тарасов.

— Постановление правительства о
сокращении государственной дотацич
театрам и мерах по улучшению их
	финансовон деятельности, — заявил.
Н. Беспалов, — сыграло большую
	роль в оздоровлении всей театральной
деятельности, способствовало  даль-
нейшему росту советского театраль-
ного искусства.

За истекшие четыре месяца боль-
штинство театров резко узеличило ко-
личество спектаклей и выпуск новых
постановок. Выезды в рабочие клубы,
дворцы культуры способствовали при-
общению к театральному искусству
новых слоев населения, особенно ра-
бочего зрителя.

Театры РСФСР, Украины, Белорус-
сии, Грузии, Узбекистана в полтора—
	два раза увеличили количество пре
	мьер. Если в первом квартале теку-
щегс гола ведущие театральные кол-
лективы Грузии показали пять премь-
ер, тб во втором квартале количество
новых постановок достигло 23. Благо-
даря этому резко повысилась загрузка
режиссеров и актеров, положен конзи
бездельничанью многих творческих
работников.

Но эти первые успехи не дают ос-
нований для самоуспокоенности. Мож-
но наззать немало театров, продолжа-
ющих жить темпами прошлых лет. В
качестве примера докладчик приводит
Киргизский драматический театр, за-
планировавший на год только три нз-
вые постановки, а за пять с половиной
месяцев не показавший ни одной пре-
мьеры.

Руководители большинства театров
страны добились значительного сни-
жения расходов. Однако - серьезное
беспокойство вызывает то обстоятель-
ство, что производственно-финансо-
вые планы по доходам все еще не
выполняются. Не выполняют, в част-
ности, плана по доходам и многие те-
атры Москвы и Ленинграда — филия-
лы Большюго и Малого театров, Мз-
легот, Большой драматический театр
и другие.

Докладчик особо останавливается
на работе театров оперы и балета, где
до сих пор сильны. еще иждивенче-
ские настроения, а перестройка прэ-
ходит ‘недопустимо медленно. Огра-
ниченный репертуар этих театров сла-
бо расширяется. Ереванский театр
оперы и балета, например, за полгода
выпустил лишь один спектакль —
«Травиату», Киргизский театр за это
же время возобновил только два ста-
	рых спектакля и не принимает ника-
	ких мер к расширению своего рзи-р-

туара. о
— Повышение посещаемости и уве-
личение доходов, — rosoput H. Bec-

палов; — является сейчас самой жиз-
‚венной, задачей, от выполнения кото-
рой зависят судьбы многих театров.

О том, какое участие принимаю
профсоюзные организации в нере-
стройке работы театров, рассказал
П. Тарасов. В отличие от прошлых
лет производственно-фивансовые и
репертуарные планы широко, об-ужда-
ются теперь на обиших собраниях и
производственных совещачиях.

В результате большой работы, про-
деланной творческими коллективами
и руководителями театров, партийны-
ми и профсоюзными организациями,
резко сокращены расходы, повысились
доходы зрелищных предприятий. Од-
нако между доходами и расходамч
существует еше очень большой раз-
рыв, что ставит театры в чрезвычайяе
тяжелые финансовые условия и тор-
мозит их нормальну творческую
деятельность. Из этого необходимо
сделать вывод; что Комитет по делам
искусств и его органы на местах, ЦК
профсоюза Рабис и местные профор-
ганизации неудовлетворительно вы-
полняют постановление правительства
и не оказывают еще театрам действен-
ной помоши в перестройке их работы.

Оценивая деятельность местных
профорганизанций, П. Тарасов подверг
резкой критике. работу белорусскогл
республиканского комитета Рабис, ко-
торый не только не борется, а, наобо-
рот, поддерживает иждивенческие на-
строения Управления по делам ис-
кусств и отдельных театров респуб-
лики. Недостаточно помогают театрам
в перестройке работы киргизский, уз-
бекский, туркменский республикан-
ские комитеты Рабис.

— Профсоюзные организации, — го-
ворит П. Тарасов, — обязаны реши-
тельно бороться против сдачи идей-

ABIX Позиций отдельными театрами.
Общественный контроль за репертуа:
ром должен быть усилен.

Далее докладчик остановился на
допущенных некоторыми учреждения-
ми искусств ошибках при переводе
театров на бездотационную работу —
неправильных сокращениях штатов,
нарушениях трудового законодатель-
ства ИТ. д.

По докладам Н. Беспалова и
Th Тарасова развернулись оживлен-
ные прения. в которых выступили
Г. Юра, И. Хлебников (УССР),
Л. Парькова (БССР), М. Шахметова
(Казахская ССР), К. Павлова (Каре.
ло-Финская ССР), С. Саидова (Азер-
байджанская CCP), TI. Проскурин
(Дагестанская. АССР), В. Крампе
(Латвийская CCP), Н. Петров,
Е. Тяпкина, В. Пименов, Я. Смолян-
ский (Москва), Г. Лебедев (Таджик-
ская ССР), А. Брянцев, Ш. Меламуд
(Ленинград), А. Орлов (Чкалов),
Е. Миронова (Куйбышев), И. Михай-
лов (Новосибирск), Т: Мазанов (Mo-
лотов). ея

Интересным опытом работы Москов-
	ского театра’ драмы поделилась © уча-
	` стниками пленума Е. Гяпкина. Шилэ-
ко развернувшееся в театре социа-
листическое сорезнование помогло вы-
пустить спектакль «Закон чести» за
36 дней ранее установленного срокз.
В сопсоревнование были втянуты. не
‘только творческий коллектив, но A
технические цехи, которые добились
	Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР привял ре-
шение об организации с  тфетьего
квартала’ 1948 года Республиканского
русского драматического театра’ в
Таллине. Формирование творческого
коллектива театра будет закончено к
1 августа. Основным ядром труппы
явится группа выпускников Государ-
ственного института театрального ис-
кусства им. А. В. уначарского,
окончивших институт в` 1948 году.

В текущий репертуар театра’ на
1948 год включаются учебные спек-
	рабочие райсны и обменные спектакли
в других городах. Об этом свидетель-
ствует, в частности, опыт обменных
спектаклей Чкалозского и Уфимского
театров. Если Чкаловский театр музы-
кальной комедии у себя в городе имел
сборы ‘в 500—1000 рублей, то его
спектакли в Уфе дазали до’ 9000 руб-
лей. В пять раз увеличились сборы
Уфимского театра во время его га:
стролей в Чкалове.
	Е. Тяпкина и ряд других участни-
ков пленума отмечали уже давно наз-
ревшую необходимость пересмотреть
существующие тарифы оплаты труда
творческих работников. Новые тарифы
должны стимулирозать добрасовест-
ную работу актеров. Сейчас же полу-
чается так, что актер, работающий с
полной нагрузкой, и актер, ничего не
делающий, получают одинаковую
ставку.

Мало внимания Комитет и его ме-
стные органы уделяют детским теат-
рам. В ряде республик, областей и кра-
ев после перехода театров на работу‘
без дотации тюзы были попросту ли-
квидированы. Как сообщил на плену-
ме А. Брянцев, театры юного зрителя
закрыты в Иванове, Чкалове, Улан-
Yas, Сталинабаде, Таллине, Шерба-
кове и ряде других городов.

На пленуме отмечались также недо-
статки, имеющиеся в работе ЦК
профсоюза Рабис и ето республикан-
ских комитетов. В частности указыва-
лось на то; что ЦК профсоюза Рабис
зачастую заменяет живое конкретное
руководство потоком бумажных ди-
ректив, выполнение которых сам по-
том не в состоянии бывает проверить.

За истекшие четыре месяца театры
накопили немалый опыт работы в но-
вых условиях. Однако, как отмечали
участники пленума, Комитет но делам
искусств и ЦК союза Рабис плохо
изучают этот опыт, не делают его до-
стоянием широкой театральной общз-
ственности. Справедливость этих уп-
реков признал в своем заключитель-
ном слове П. Тарасов.

Широкому обсуждению на пленуме
‘юдверглись вопросы репертуарной
политики театров. Ряд \ делегатов
пред`явил справедливые упреки Коми-
тету по делам искусств, Союзу совет-
ских писателей и ведущим советским
драматургам, не обеспечивающим те
атры достаточным количеством пьес
на современные темы.
	В постановлении, принятом по до-
кладам Н. Беспалова и П.. Тарасова,
пленум обязал все профсоюзные орга-
низации повести решительную борьбу
против всяких попыток сниженяя
идейного уровня советского тезтра,
повседневно добиваться внедрения в
театрах новых принципов хозяйетво-
вания, диктуемых условиями бездс-
‘тационной работы, установить повс®-
	дневный контроль за выполнением ре-
	пертуарных и производственно-финая-
совых планов. Особенное внимание
юзных организаций должно
быть обрашено на полную загрузку
всех творческих работников, выдвя-
жение талантливой молодежи на са-
мостоятельную работу, проведение
возможно большего количества вы-
ездных и параллельных спектаклей.

В течение сентября— октября теку-
щего года решено провести во всех
театрах общественный смотр органи-
зации труда.

**
РЕ:

На пленуме были заслушаны и об-
суждены доклады В. Ефремова (ЦК
Рабис), Ш. Меламуд (Ленинград) и
М. Паупер (Рига) об усилении работы.
профсоюзных организаций по воспз-
танию интеллигенции в ‘духе совет-
ского патриотизма и преданности ич-
тересам советского государства.

Свыше 30 тысяч работников яс-
кусств обучалось ‘в 1947 году в по-
литических кружках, более 7.500 дея-
телей искусств обучается в филиалах
`университетоз марксизма-ленинизма.
  Делегаты с мест поделились опы-
том работы по идейно-политическому
воспитанию работников — искусств.
’Ценную инициативу проявил Ления-
`градский театр им. Пушкина, орга-
низовавший теоретические конферен-
ции по отдельным трудам классиков
марксизма-ленинизма. Большим собы-
тием в общественно-творческой жизни
деятелей искусств Ленинграда язилась
трехдневная актерская конференция,
на которой с докладами об актерском
мастерстве и идейном облике совет-
ского артиста выступали Н. Черкасоз,
В. Макарьев и Е. Тиме.

В обсуждении докладов приняли
участие 3. Азгур (БССР), Б. Филип-
ros, А. Борисов, Э. Шапировский
(Москва), В. Наумов (Саратов), И.
Михайлов (Новосибирск), К. Колин
(УССР).

Пленум в своем решении констати-
ровал, что, несмотря на отдельные ус-
пехи, уровень идеологической работы
в профсоюзных организациях Рабиз
все еще отстает от тех огромных за-
дач, которые поставлены историческя-
ми решениями ЦК ВКП(б} о лите-
ратуре и искусстве. Мало ведущих
творческих и руководящих работникоз
искусств являются слушателями уни-
верситетов марксизма-ленинизма и сл-
мостоятельно работают над нповыше-
нием своего  идейно-политическогз
уровня. Дома работников искусств не
стали еще подлинными центрами коч-
мунистического воспитания художе-
ственной интеллигенции. В первую
очередь это относится к Рижскому и
Свердловскому домам работников ис-
KYCCTB. :

В решении пленума отмечается так-
же, что Комитет по делам искусств
и его органы на местах самоустрани-
лись от участия в идейно-политиче-
ском воспитанин работников. искусств,
и указывается на слабую работу
культотдела ЦК профсоюза Рабие, не
обеспечивающего руководство низо-
выми профорганизациями в. деле раз-
вертывания массовой воспитательной
работы соеди членов союза.
	шедший с Советской Ар- OE нЕ ресного исполнителя ря-:
мией пол-Европы, после © ‚ да классических ролей.
окончания войны  рас- Нам кажется, роль
кзартирован в маленьком, тихом, Мартынова — не в его средствах,
	дальневосточном городке. Героиче-
ские переправы ‘и бои сменились
	занятиями и маневрами. Для боль-
шинства офицеров эта новая жизнь
батальона становится борьбой 3a
	новые достижения, для некоторых
других—это серые, скучные будни. К
первым принадлежит командир ба-
тальона майср Мартынов, ко вторым
— капитан Чепурной. Неторопливо и
спокойно He соблазняясь внешним
драматическим обострением. противо-
речий, рассказывают нам Е. Мини
А. Минчковский в своей пьесе «Мир-
ное утро» с жизни офицерской семьи
батальона. Пьеса. эта, показанная на
гастролях Ленинградским театром им.
Ленинского комсомола, — незнакома
еще ‘москвичам, как незнакомы им и

имена дебютирующих в драматургии
авторов.
	Первая пьеса... Всегда особенно ин-
тересна смотреть первую пьесу на-
чинающего драматурга. Незнакомое
названье, новые имена авторов. Что
они принесли театру? Вот откроется
занавес и задышит, задвижется, за-
живет пестрый мир новых героев,
становящихся нашими знакомцами и
друзьями.
	Замысел пьесы Е. Мина и А. Мин-
чковского интересен и свеж, мир ге-
роев ее в основном правдив и досто-
верен, но ей в полной мере свойст-
венны обычные пороки дебютных ра-
бот: преобладание экспозиции над
действием, неточность  мотивировок,
растянутость развития сюжета. Впро-
чем, местами в пьесе чувствуются
глаз и рука театральных писателей.
У Е. Мина и А. Минчковского есть
уменье простыми средствами достичь
занимательности, стремленье к эко-
номии театральных «эффектов». Спо-
‘койная, сдержанная интонация драма-
тургов, ровно выдержанная во всей
пьесе, постепенно и прочно завоевы-
вает сочувственное внимание зритель-
ного зала к людям и событиям спек-
такля. Но местами все же эта слиш-
ком ровная сдержанность начинает
казаться лпосалной.
	Третий и четвертый акты. Наме-
тившиеся конфликты созрели и оп-
ределились. Зритель ждет решитель-
ных поворотных сцен, горячих об’яс-
нений, резких определенных  поступ-
ков. Но их нет. Едва намеченные,
сни быстро превращаются ‘в нето-
ропливо-спокойные = разговоры ©
том, о сем. Сдержанность и спокой-
ствиё авторов начинают казаться
бесстрастием и отсутствием темпера-
мента. Что это? Таково мироощуще-
ние авторов или ‘попросту ‘отсутет-
вие спыта и мастерства.
	Капитан Чепурной, человек, про-
несший большую. любовь сквозь годы
войны и растерявший- свое чувство,
когда наступили мирные будчи, 0б’-
ясняется со своей женой и верным
боевым товарищем Зиной Костровой.
Зритель, симпатизируя ошибающему-
ся, но волевому. и горячему Чепурно-
му, сейчас на стороне Зины. Одна из
ее гневных. и справедливых. фраз
встречается общими аплодисментами
зала. Эти аплодисменты как бы 30-
вут к новому . под’ему действия, к
обострению сценического напряже-
низ. Но этого. нет. Напряжение ‚ спа-
дает, не достигнув кульминации.
Идет интересная сама по себе, но не-
уместная здесь жанровая сценка.
	Есть еще олно свойство в «Мир-
ном утре»: второстепенные персонажи
пьесы интереснее ее главных героев.
Ординарец Любченко выписан у5з-

дительнее, , чем главный герой—майор
	Мартынов. Скромная и немногоречи-
	вая Зина Кострова кажется ‚более
привлекательной, чем главная герои-
ня Наташа, которой без устали восхи-
щаются и действующие лица и сами
авторы, но не зрительный зал. Виро-
чем, известную долю вины в 3TOM
должны разделить с драматургами
испелнители этих ‘ролей А. Дубен-
ский и Е. Сергеева, играющие, в
спектакле неубедительно и неичте-
ресно.
	Скромный и сдержанный майор
Мартынов усилиями актера превра-
тился в спектакле в псевдороманти-
ческую и ложно загадочную фигуру,
в таинственного человека, чем-то
травмированняго и неоправданно
	Киевский русский драматический
театр им. Леси Украинки открыл
свой. гастроли постановкой пьесы
«Каменный властелин»—одного из
лучших, наиболее поэтических созда-
ний писательницы, чье имя носит те-
атр. К московским гастролям театр
выпустил маленький сборник, в Ко-
тором сказано следующее:

«Сохранив некоторые традиционные
черты севильского обольстителя, Лез
ся Украинка совершенно по-новому
решила философскую, концепцию тра-
гедии: ее Дон Жуан — «рыцарь сво-
боды», гордый индивидуалист, бро-
сивший вызов феодальному  общест-
ву>...

Лесе Украинке приписывается, та-
ким образом, попытка изобразить Дон
Жуана некоей прогрессивной силой,
противостояшей бесчеловечной мора-
ли средневековья. А. Дейч в предис-
ловии к вышедшему два года тому
назад. сборнику избранных произведе-
ний поэтессы также поддерживает
эту концепцию. Он заявляет, что Ле-
ся Украинка в своей пьесе о Дон
Жуане «во всю ширь ставит... вопрос
о свободе личности», что Дон Жуан
для нее — «защитник свободы лично-
сти и борец против пошлости и урод-
ливых условностей старого общест-
ва».

В ‘полном соответствии с таким
толкованием драмы театр ищет в тек-
сте поэтического произведения Леси
Украинки повод для трактовки Дон
Жуана, как социального героя. Ho
задача эта невыполнима: вряд ли мо-
жно толковать как вызов обществу
такие, например, горячие признания
обольстителя:

И если нам не.суждено быть
	вместе,
То, значит, в мире, сотворенном
богом,
‚ Нет правды, справедливости и
; смысла!
	Артист М. Белоусов произносит по”
добные фразы так, чтобы зритель не
усомнился в искренности его героя.

«— Есть и у меня девиз!» — гор-
до, уверенно заявляет Дон Жуан 8
ответ на безмолвный вызов статуи Ко-
мандора. В спектакле эта сцена за-
думана и решена, как ключевая, ут-
верждающая прогрессивную якобы
	и в неудаче своей, может. быть,  лы играет на сцене Московского Ху-
	дожественного театра. НПервым ‘Же
	виноват даже не столько сам актер,
сколько ставшее в наших театрах
печальным правилом * распределение
ролей не по соответствию данных
исполнителя.и роли, а по удельному
	вшее в наших театрах   сиектаклем оз доказал, что вправе
правилом * распределение   выступать на этих подмостках: мы
	данных   увидели «Константина Заслонова»
	(спектакль. отмеченный Сталинской
	весу актера в труппе. Также кажет-  премией) в таком исполненни, каков
ся нам неудачным выбор для главной   далеко не всегда встретишь в лучших
	столичных театрах. Образы героиче-
ских белорусских. партизан, стойких
патриотов-желеэнолорожников, ожи-
	роли пьесы молодой советской девут-
ки Наташи, юной натуры, полной по-
рывов, увлечений и полудетской ша-
	ловливости (такою она угадывается в! ли во всей жизненной достоверноети,
	При. ощутимой напряженности сие-
	замысле), актрисы Е. Сергеевой, ли:
	шизшей свою героиню пылкости, гра:  нических ситуаций; при явной «аван-
	ции и юмора.
	тюрности» иных сюжетных поворотов
пьесу А. Мовзона меньше всего вос-
принимаешь, как драматическое сочи-
нение “для театра: это—сама ЖИЗНЬ.

Когда видишь собранного, волевого,
мужественного Константина Заслоно*
ва, каким играет его Б. Платонов,
или ° старого рабочего  Крушину
(арт. В. Дедюшко), тихого, сдержан-
ного; но вскипающего лютой ненави-
стью к мнимому предателю, или чи*
стого душой, обаятельного, привле-
кающего своим народным юмором и
лукавством Кроплю, которого так
сочно и характерно играет Г. Глебов,
по достоинству оцениваешь и боль-
шой, вдумчивый режиссерский труд
постановщика К. Санникова, и прав-
дивую, слаженную игру всего актер-
ского коллектива.

Особенно радуют своей  естествен-
ностью все сцены в депо. Тусклыми,
статичными остаются лишь эпизоды
партизанского ‘штаба,

«Константин Заслонов» — это вол-
нующий, подлинно. народный  спек-
такль. Он рождает в сердцах зрите-
лей гордость и любовь к Родине, он
будит ненависть к врагу, ‘он славит
бесстрашие и выдержку советских
людей в смертельной борьбе за осво-
бождение Отчизны.

Но вот снова раздвинулся занавес
	И если при драматургических про-
счетах авторов и неудаче исполнения
двух главных ролей  бпектакль все
же смотрится со вниманием, то причи-
ной этому служат, кроме уже отме-
	чанных нами известных достоинств   89,
	пьесы, вдумчивая и серьезная режис-
серская работа М. Королева и та-
лантливое исполнение ряда ролей.
Из отдельных неудачных режиссер-
ских штрихов отметим только сенти-
ментальный и слащавый хоровод
вокруг елки. Вся эта сцена придает
вполне взрослым героям пьесы не-
свойственный им характер инфантиль-
ности. От сокращения ее пьеса только
выиграет.

Из актерских удач спектакля на
первом месте Л. Усовниченко в роли
талантливого, но самонадеянного  ка-
питана Чепурного. В этой роли акте-
ру (как и автору) могло легко изме-
нить чувство MePN, и тогда образ
Чепурного приобрел бы черты исте-
‚рии и надрыва. Усовниченко не под-
дался соблазну внешней темперамент-
ности, он играет умно и точно, убе-
дительно рисуя внутренний мир свэе-
го героя. Его Чепурной искренен в
своих заблуждениях и в осознании их.
	Горячо играет М. Федорова роль
	Сцена из пьесы «С народом» Кондрата Крапивы в постановке Белорус
a ne pe ee г wn
	На снимке: Р, Ко-
	ского драматического театра имени Янки Купалы.
	шельникова в роли Брони и В. Владомирский в роли Гудовича.
			драматургом в такие нарочито сомни-
тельные положения, что зритель тб и
дело вынужден решать головоломный
вопрос, задаваемый Гудовичем; «при-
ятель или ворог?», «друг или враг?»

В результате самой живой и дей-
ственной сценой спектакля  оказы-
вается та; где Броня выхватывает
стул из-под предателя Мигуцкого
(арт. Б. Платонов), Юля всаживает
ему в бок финский нож, а Марфа
Петровна об’являет, что она и He
думала бежать доносить в полицию,
как ей велел Мигуцкий. Тут, по
крайней мере, разом решаются все
неясные роковые вопросы, и театр
может перейти к финальному апофео-
зу: из партизанского лагеря, на фоне
розовеющего неба, провожаемый пат-
риотической песней, Гудович поды-
мается ввысь на самолете, чтобы ле-
теть в Москву... . Е

И стремление интриговать зрителя
по принципу «шпион или не шпион?»,
и нравоучительная прямолинейность
слащавой последней сцены, как и
многих высказываний Гудовича по
ходу пьесы, — все это приемы, от
которых уже давно отказались совет-
ские драматурги в своих лучших про-
`изведениях.
	Неудача тем обиднее, что в тексте
пьесы нет-нет да и блеснет острое,
выразительное, афористичное слово
Крапивы, словно напоминая © бога-
тых возможностях, о признанной та-
лантливости автора. Примером могут
служить хотя бы остроумные, сарка-
стические диалоги Гудовича с офице-
ром гестапо Шуфтом (В. Кравцов) и
Мигуцким.

Общая высокая культура актерско-
го мастерства, сыгранность, мягкость
сценической манеры артистов Театра
им. Янки Купалы выручают многих
исполнителей и`в этом спектакле.
	В. Владомирский с умелой тща*
тельностью передает те оттенки пере-
живаний Гудовича, которыми можно
дополнить текст роли: С большой ис-
кренностью играют Р. Кошельникова
— взволнованную, ласковую Броню,
Г. Макарова — смелую, по-молодому
угловатую Юлю. Л. Ржецкая создала
бы яркую характерную фигуру добро-
душной мещанки Марфы Петровны,
если бы ей не приходилось времена-
ми заставлять ее казаться шпионкой;
ГГ. Григонис рисует убедительный В
своей враждебной желчности образ
композитора Шкуранкова, откровенно
ставшего на сторону немцев. И, на-
конец, такой разносторонний и обая-
тельный актер, как Б.‘ Платонов, Ko-
торого мы недавно видели в роли За-
слонова, уверенно и выразительно иг-
рает предателя Мигуцкого, стараю-
} щегося «белорусскую психику ‘при-
; способить к немецкой политике».

Но усилия талантливых артистов
не в состоянии свести на-нет пороки
пьесы и спектакля в целом. Такие
сценические атрибуты, как тоскую-
щий, жалостный смычок или таинст-
венная «финка», никак не способству-
ют раскрытию народной героической
темы. Воплощение этой лемы требу-
‘ет показа исторических событий, воп-
лощения организующей роли больше-
зистской партий, сплотившей  совет-
ских людей в священной борьбе с вра-
тами Отчизны-

—
	дора, его образ, повторенный в па-
мятнике, подавляет своей тяжестью,
поднимаясь мо колосников, загромож-
дая всю сцену грудой незыблемога
гранита.
	Но почему же при всем властолю*
бии Командора, олицетворяющего «ка-
менную жизнь», при его холодной
гордости и величии, которые так точ-
но передает М. Романов, Командор
кажется нам гораздо более искренним
и глубоким в своих чувствах, чем
Дон Жуан? Любовь Командора --
Романова глубока и порой заставляет
его страдать. Если Долорес — не-
счастная тень Дон Жуана, то Коман-
дор—Романов— несчастная тень о Дон-
ны Анны. Превосходная игра М. Ро-
манова, может быть, против воли ак*
тера входит в противоречие с замыс-
лом режиссера Писательница не
стремится оправлать Командора с его
суровостью_ срелневекового  власте-
лина, с его предельным властелюби-
ем, с его. мечтой с троне. `Сопостав-
ляя Дон Жуана и Командора, Леся
Украинка разоблачает и того и дру-
гого, определяя общее, в конечном
итоге, происхождение их жизненных
устремлений. Аморальность  свобод-
ного Дон Жуана, как и властолюбне
влюбленного Командора относятся к
тем самым «уродливым условносчям
старого мира», в борьбу против кото-
рых силится толкнуть Дон Жуана
теато. :
	Театр напрасно старается изобра-
зить Дон Жуана как некое светлое
начало. Гибнет Дон Жуан вовсе не
потому, что «рыцарь свободы» не мо-
жет стать «каменным тираном». Его
смерть — это отрицание зла, отрица-
ние бесчеловечности, которой ничто
уже не могло бы противостоять.
	Попытка же реабилитировать Дон
Жуана — ложная задача, которую
театр и не в силах выполнить. Это
заблуждение театра неизбежно раз-
рывает поэтическую ткань ньесы, в
которой Дон Жуан осуждается, как
и Командор, как и Донна Анна. Та*
кое решение спектакля противоречит
морально-философской идее автора и
отдаляет пьесу от понимания: совре-
менного зрителя.

Даже актеру с таким большим сце-
ническим опытом, как В. Владомир-
ский, не- удается извлечь из роли Гу-
повича сколько-нибудь действенный,
содержательный материал для харак-
теристики образа знаменитого комно-
зитора. Авторы спектакля лишь за-
ставляют его поминутно извлекать
жалостливые звуки из скрипки, кото-
рая должна заменить композитору
сгоревший рояль. С этой же скрип-
кой Гудович, вызывая сочувствие
прохожих, отправляется на городскую
площадь, чтобы своей игрой «зарабо-
тать на хлеб»: он заявляет, что не
может долее терпеть, чтобы Броня
отдавала ему свою скудную пищу.
После этого мы с удивлением видим,
как Гудович небрежно высыпает CO-
бранное подаяние в шапку нищего
инвалида, и узнаем, что подобное
«хождение в народ» явилось для не-
го утешительным общением с сограж-
данами и в то же время своеобраз-
ным «протестом» против фашистского
гнета.
	Столь же неясной, двусмысленной
остается мотивировка поступков `Бро-
ни. Броня с негодованием отводит иг-
ривые предположения квартирной хо-
зяйки относительно своих взаимоотно-
шений с Гудовичем: она, мол, забо-
тится о нем только потому, что Гу-
лович — великий человек, чей та-
лант нужен родному народу. Но ак-
‘триса Р. Кошельникова очень убе-
длительно и с большим актерским
обаянием играет Броню так, что
вы ни минуты не сомневаетесь в
слерживаемой, затаенной, немного
кокетливой любви этой одинокой мо-
лодой женщины к овдовевшему ком-
позитору. `Этот любовный MOTHB OCO-
бенно отчетливо звучит в сцене с
партизанкой Юлей, пришедшей за
Гудовичем: здесь Броня откровенно
умоляет Юлю не отнимать у нее Гу:
довича.
	Сентиментальность уживается в
пьесе бок о бок с откровенным де-
тективом. И переводчик из гестапо
Стракач (арт. 3. Стомма), и квартир-
ная хозяйка Гудовича Марфа Петров-
на (арт. Л. Ржецкая), и партизанка
Юля (арт. Г. Макарова) ставятся
	Театр им, бтавиславекого
и Немировича-Данченко
занончил гастроли
	Музыкальный театр им. Станислав-
ского и Немировича-Данченко после
полуторамесячных гастролей в Сочи
22 июля возвратился в Москву. 22 ав-
густа театр возобновит свою работу в
помещении Зеркального театра сада
«Эрмитаж».
	Сезон в стационаре откроется во
второй половине сентября спектаклем
«Сказки поэта». До конца года
театр покажет две премьеры; балет
«Берег счастья» (музыка А. Спала-
веккиа, либретто П. Аболимова, по-
становка В. Бурмейстера и И. Кури-
лова, художник Б. Волков, дирижер
В. Эдельман) и комическую оперу
Т. Хренникова «Фрол Скобеев» в по-
становке П. Маркова и П. Златогоро-
ва дирижер С. Самосуд.

вовка
	Таков моральный облик Дон Жу-
ана. Его протест — только против
помех, стоящих на пути сластолюбца.
Его утверждение — утверждение
своей индивидуалистической свободы,
во имя которой «испепелялись серд-
ца», погибали женщины.
	Леся Украинка отрицает свободу
«гордого индивидуалиста», «сильной
личности». Отрицается ею-и мечта о
«каменном счастье», которая вдохнов-
ляет Командора и Донну Анну. Меч-
та о власти, упоение властью — вот
основной мотив роли Донны Анны.
Ее идеал — любовь, огражденная вы-
сокими стенами, украшенная титулом,
богатством, правом повелевать. В пье.
се с первого появления Донны Анны
можно видеть ее стремление к этому
‘идеалу. Характер Донны Анны пора-
жает своей цельностью, волевой си-
лой. В спектакле М. Стрелкова изо-
бражает Анну посредственной .нату-
рой. Донна Анна по пьесе — единст-
венная и ‘неповторимая в своем свое-
образном холодном величии — в
спектакле не может не оказаться для
Дон Жуана одной из многих. Ве вла-
столюбие, ее жестокую волю актриса
обнажает только в последнем акте, и
это кажется вежданным преображени-
ем, внезапным переломом от баналь-
ной кокетливости к демоничной над-
менности. $
	Донна Анна хотела бы соединить
качества Дон Жуана и Командора в
одно целое. Это желание символиче-
ски выражается в сцене, когда она
заставляет Жуана надеть плащ уби-
того Командора. Ей хочется не толь-
ко циничной, эгоистической свободы
Жуана, но и жестокой, всесильной
власти Командора: Она не видит ме
жду ними существенной разницы, не
считает их жизненные идеалы несов-
местимыми. И в этом она права. Но
этого не понимает театр.
	Отрипая «каменный мир» и счастье
	его обитателей, основанное на холод-
ном и бесчеловечном расчете, театр
прав. Но он не прав, противопостав-
aaa Командору и Анне «живого и
страстного» Дон Жуана. Режиссер
всячески подчеркивает это противо-
поставление. Зловещая музыка 9р-
гана сопутствует появлению Коман-
	младшего ‘лейтенанта Зины Костро-  .с чайкой. чтобы вернуть нас к-герой-
	ке Великой Отечественной войны. На
этот раз белорусский театр показал
	вой. Она`Тактично справляется с не-
‘которым налетом оиторичности в ро-
	ли. Ее Зина — ato живой, привлека- только что поставленную тем же К.
	Санниковым новую пьесу Кондрата
Крапивы «С народом».

Казалось бы, ее тема близка к те-
ме «Заслонова». Место действия —
Белоруссия времен гитлеровской ок-
купации. Действующие лица — со-
	тельный человек.

Ярко и без`сентиментальности, тро-
гательно играет Н; Волченков роль
ординарца Любченко, влюбленного в
своего командира. Фигура эта, по на-
	чалу кажущачзся заурядной и напоми- ветские люди, страдающие © под гне-
	„ющая много раз уже виденных XABa-
 стунов-ад’Ютантов, растет от сцены
к сцене! и становится интересным и
живым ‘характером: Так как все прав-
‘дивое и яркое всегда заслоняет вы-
мышленное и блеклое, то, наперекор
намерениям авторов, ординарец Люб-
ченко заслоняет майора Мартынова и
забирает себе львиную долю симпа+
тий зрительного зала.

Талантливо, с мягким юмором изо-
бражает Н. Баранов  неудачливого
военного — начхима Бульбика. Впро-
чем этот образ вызывает: известное
недоуменье. Почему ‘Бульбик с та-
ким трагизмом относится K своей
демобилизации? Неужели он не лю-
бил своей довоенйой профессии и не
рад вернуться к вей? Он много гово-
рит о любви к Ленинграду, но сов-
сем не рвется в родной город. Вооб-
ще неяено, что он любит и к чему
  рвется, Если ничего, и сердце его
‚живет одной обидой, то вряд. ли та-
‚кой характер нам ‘интересен. Есть в
  Бульбике что-то от чеховского `Че-
‚ бутыкина, и виноваты в этом ‘скорее
: авторы, а не актер.

На внектакле, при всех его досто-
‚ инствах лежит печать небрежноети и
* спешки, сопутствующих обычно ра-
‘боте Hal -TaK называемыми «проход-
Гными ^ постановками». Неинтересно
‘оформление (художник И. Вускович).
Каково бытовое назначение этих не-
определенных по своему облику KOM
нат с грязноватыми стенами? Все на
‘сцене кажется случайным: мебель,
  планировка. Впрочем, может быть, в
‘эскизах художника, как это у нас
  часто бывает, все было другим.  Осо-
	‚ бенно неприятна и по небрежности
‚выиюлнения’ просто недостойна ле-
 ’нинградского театра декорация _по-
	‘следней картины с скучными лавоч-
‚ками, заборами и деревьями и условно
«романтической» верхней половиной
 дома_и деревьев. Что это: замысел
  художника. или небрежность произ-
‘водственных цехов. театра?

том фашистов и мужественно проти-
востоящие угрозам и уловкам гестапо.
  Ho первые’ же эпизоды убеждают в
‚ том, что два спектакля сильно отли-
 чаются друг от друга. В первом —
  akTHBHOCTH, сила противоборства вра-
гу, сознательная самостверженноеть.
Во втором — страдальчество и жерт-
венность.
  Едва вспыхнула война, при первом
  обстреле шальной осколок - убивает
` жену композитора Гудовича. Дом
композитора сгорел, сам он в нищете
живет у племянницы покойной жены,
молодой вдовы Брони. Броня заботли-
во опекает Гудовича, кормит его,
ухаживает за ним, как за малым ре:

}

бенком, оберегая жизнь выдающегося
музыканта. Гудович продолжает рабо-
тать над восстановлением погибшего
в’огнё клавира’ оперы «Счастливая
доля». Он твердо верит, что счастли-
вая доля белорусского народа Bep-
нется, что. Советская Армия победит,
он с негодованием отвергает настой-
чивые предложения сотрудничать с
немцами. Бывшая ученица композито-
ра, партизанка Юля является к нему
с предложением уйти в партизанский
отряд, откуда Гудовича перебросят
на «Большую землю». Тронутый вни-
манием и заботой о нем, Гудович ©
радостью соглашается и, несмотря на
происки гестапо, ему удается осуще-
ствить этот план бегства.

События вполне  правдоподобны.
Они утверждают благородную идею
патриотической преданности Родине.
Но драматург и режиссер рассказы-
вают о них, пользуясь приемами, при-
дающими действию искусственный,
нарочитый характер, постоянно напо-
минают о том, что перед нами — не
подлинная жизнь, а театральное пред-
ставление, рассчитанное на хорошо
известные, давно использованные эф-
фекты. И чем больше этих эффектов,
тем ярче проступают то слезливо-ме-
лодраматические, то грубо-детектив-
ные мотивы пьесы. Эти мотивы проти-
воречат великой героической теме
борьбы белорусского народа и само-
му заглавию пьесы «С народом».
	Ложная тр
		роль Дон Жуана в борьбе с «камен-
ным Миром». Дон Жуан — Белоусов
выглядит в этой сцене очень воинст-
венно. Волнение, гнев, решимость, &
которыми Дон Жуан бросает в зал,
под занавес, эту фразу, целиком раз-
деляет с ним режиссер: звучит тор-
жественная музыка, эффектная ми:
зансцена выдвигает героя на первый
план...

Но каков же все-таки девиз, како-
ва жизненная программа Дон Жуана?
	Знает ли ее театр? Пусть Дон Жуан
	искренен в такие минуты — может
быть, даже искреннее актера, склон-
ного К монументальной позе, нарочи-
той патетике. и подчеркнутым жестам.
Но вряд ли можно верить словам ге-
роя, в голове которого, по собствен-
ному его признанию, «хоть мысли
есть, да небольшого веса».

Постановщик и актер не задумыва-
ются над этим вопросом, Они с тро-
гательной наивностью беззаветно и
открыто доверяются  севильскбму
обольстителю. Они с самого начала
до конца спектакля рисуют его и
впрямь «рыцарем свободы» — отваж-
ным, горделивым, храбрым.

Но в то время, как театр всячески
оправдывает ‘и «героизнрует» Дон
Жуана, Леся Украинка раскрывает
нам его неприглядную сущность.
напрасно ‘театр. заставляет невесту
Дон Жуана с подобострастным BOC?
торгом говорить о его похождениях.
Это звучит  фальшиво. Попытка
отыскать нечто красивое, возвышен-
ное в истории Дон Жуана театру не
удается.

Дважды на протяжении пъесы Дов
Жуан обнажает оружие против Ко-
	  мандора. В первый раз, когда Коман-
	дор отказываетея от поединка, OH
пытается заколоть его ударом в епи-
ну. Во второй раз он убивает Коман-
дора: воспользовавшись тем, что про-
тивник оглянулся — согласно ремар-
ке, «вонзает шпагу ему в шею». Сог-
ласитесь, что для «рыцаря свободы»
это выглядит как-то странно. Но раз-
ве одни только эти детали показыва-
ют нам истинное отношение поэтессы
к Лон Жуану?

Несчастная Долорес; невеста Жуа-
на, жертвует для него всем святым и
прекрасным в жизни, уходит в мона-
	Н. ВЕЛЕХОВА
©
	стырь, чтобы спасти душу грешника.
О. Смирнова, играющая Долорес, не
жалеет красок, чтобы показать, в
чем заключается трагедия этой чи-
стой души. Долорес — Смирнова глу-
боко искренна в своем чувстве, но не
верит ни одному слову Дон Жуана:
«Лукавым словом сердце не обма-
нешь»... И когда Дон Жуан говорит
ей убежденно и гордо: «Как видите—
силен, свободен, весел». она скепти-
чески парирует: «Вам хочется, чтобы

казалось так».
	Долорес спасла Лон Жуана от го-
нений власти, которыми он склонен
был` бравировать и гордиться. И ког-
да он заявляет, что может отречься
от ве помоши, Долорес роняет почти
презрительно: «Отречься вы не може-
те. я знаю»... Е
	А Сганарель? Как могли коммента-
торы «Каменного властелина» и его
постановщик К. Хохлов ие подумать
о том, какую роль играет эта забав-
ная фигура в пьесе? Да, Сганарель
труслив и не в меру любопытен, но в
его отношении к Дон Жуану есть
едва уловимый оттенок’ независимо-
сти. даже какого-то превосходства.
Это чувствует и передает артист В.
Халатов — его Сганарель то и дело
пытается сбить Дон Жуана с тех
командных высот, на которые претен-
дует М. Белоусов. Равнодушно от-
пуская Долорес в монастырь, Дон
Жуан с цинизмом бросает самодо-
вольную фразу: «Чудеснейшую выко-
вал я душу Но тут же следует
саркастическое замечание слуги:
	Я видел вас, синьор, и наковальней,
И молотом, но кузнецом — ни разу.
	Дон Жуан в. пьесе нигде не пред->
стает перед нами «защитником свобо-
ды личности», «борцом против понню-
сти старого. общества» и т. п. Такое
толкование образа — домысел. досу-
жих комментаторов. Никакого счастья
нет в душе обольстителя. Есть хо-
лодное тщеславие предельного инди-
видуализма, есть внутренний цинизм
опустощенности и бессилия,
	Новый драматический театр
	такли классического репертуара,
подготовленные. выпускниками  инсти-
тута в порядке дипломных работ, —
«Плоды просвещения» — Толетого,
«Тартюф» Мольера и «Воспитанни-
на» Островского.
	Открытие сезона B HOBOM театре
будет приурочено к 31-й годовщине
Великой Октябрьской коциалистиче-
ской революции.
	Директором театра назначен А.
	Молчанов: главным режиссером — В.