СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	5 Комитете по делам искусств
	будут запечатлены в картинах «Штаб
Октября», «В. И. Ленино и И.Б:
Сталин в Смольном в ночь на 25 ок-
тября 1917 года», «Штурм Зимнегэ
дворца», «Взятие Кремля красногвар-
дейскими частями» и т. д. Большое?
место занимают в плане’ ‘события
гражданской войны. Здесь  предетав-
лены темы: «И. В. Сталин ‘и К. Е.
Ворошилов-на Царицынском фрочте»,
«Выступление В. И. Ленина перед р>-
зервными полиами Всевобуча», «Н»
Мамонтова!», «Вооруженное  восста-
ние арсенальцев».
	В числе других произведении, кото-
рые будут представлены на BEICTABK?,
картины, воссоздающие исторический
момент клятвы И. В. Сталина верно-
‘сти делу В. И. Ленина, всесоюзное
совещание стахановцев в ноябре 1935
года, выступление И. В. Сталина #4
‚торжественном заседании, посвящен-
ном пуску первой очереди метрополи-
тена и др. Темы большого разлела
плана, посвященные событиям и ге-
роям Великой Отечественной войны,
будут решаться мастерами батальчсй
живописи и военными художниками
Студии им. Грекова.
	В целях широкого показа инду-
стриального труда план  преду-
сматривает создание произведений нз
тему производственной жизни и быта
заводов «Калибр», «Серп и молот»,
Автозавода им; Сталина, «Электро:
сила», «Ростсельмаш», Донбасса, на-
родных строек—Ферганского Kanai,
и Катта-Курганского водохранилинка
и др. Ряд тем посвящается колхоз-
ному строительству. В их числе «Вру-
чение колхозу акта на вечное сель:
зование землей», «Награждение ордз-
нами передовиков сельского’ хозяйст-
ва»,  «Колхозники пишут письмо
товарищу Сталину», ряд композиций
на темы колхозного труда и быта, ре-
шенные на материале передовых коя-
XOZOR.
	План предусматривает также созда-
ние произведений на темы школы,
семьи, отдыха и спорта, городской,
индустриальный и колхозный пейзаж,
портреты руководителей партии 4%
	правительства, передовых людей про-
мышленности, сельского  хозяйствз,
культуры и науки, офицеров и сол-
	переворота ! дат Советских Вооруженных Сил.
	Новые книги
	БРЕТАНИЦКИИ Л., ДАТИЕВ С.,
`МАМИКОНОВ Л. и МОТИС Д. Нуха
(Азербайджан). Издательство Акаде-
мии архитектуры СССР (Coxposuma
зодчества народов СССР). 42 стр., 16
листов иллюстраций. Цена 3 руб.

КАЛИСТРАТОВ Ю. А. Экономика
и организация киносети, . Госкиноиз-
дат. 184 стр. Цена. 8 руб.. __

КЛУБНАЯ СЦЕНА. Выпуск 2. Гос.
культпросветиздат (Библиотечка «Ху.
дожественная самодеятельность»). 96
стр. Цена 3 руб.

Музеи и выставки Москвы. Путе-
водитель. Составил JI. Л. _Малин-
	ский. «Московский рабочий». 096
стр. Цена 16 руб.

Одноактные пьесы. Для camo-
	деятельного колхозного театра. Лен-
издат. 112 стр. Цена 4 руб. 50 коп.
	РОММ А. Иван Прокофьевич Про-
кофьев. 1758—1828. Очерк жизни и
деятельности русского скульптора,
«Искусство». (Массовая ыы
32 стр. Цена -2 руб.

ТУРОВ В. В. Беседы в помощь те-
атральной `художёственной самодея-
тельности. Дагестанский дом народ-
ного творчества. 56 стр. Цена 8 руб.
		ТРИБУНА АРХИТЕКТОРА
	_О НЕКОТОРЫХ ШТАМПАХ
В ЗАСТРОЙКЕ ГОРОДОВ
	Ни в одной стране мира не делает-
ся так много для улучшения городов,
как в нашей советской стране. С тем
большей строгостью должны мы от-
носиться к ошибкам в ходе застрой-
ки, к нарушению ее планового харак-
Тера, искажению задач реконструкции.

Такие ошибки, в частности,  допу-
щены. в ряде крупных промышленных
городов. Здесь строительство. проис-
ходит в основном на окраинах—в рай-
снах, непосредственно тяготеющих к
предприятиям. А в центральных ча:
стях городов работы ведутся либо
очень слабо, либо разбросанно,
	Такие города, - как Челябинск,
Свердловск, Н. Тагил, Красноярск,
выросли в несколько раз. Но. рост
этот. произошел главным ` образом за
счет возникновения новых окраинных
‚поселков. Центральные части‘ этих
городов мало затронуты реконструк-
цией. Правда, в Челябинске, Сверл-
ловске и Новосибирске ведется стро-
ительство и на главных улицах, но
удельный вес его незначителен. Но-
вые дома возникают лишь на маги-
стралях. Вся масса кварталов этих
	магистралеи. переулки. связывающие
	главные улицы, реконструкции почти
He подвергаются.
	Одна из важных причин этого явле-
ния кроется в ошибках  проектиро?-
щиков, определяющих характер и
этажность новой застройки. Именно
ошибками проектирования об’ясняют-
ся многие недостатки современной
`градостроительной практики. В пла-
’нировочной практике уже установил-
ся, к сожалению, некий шаблон. Тер-
ритория города обычно разделяется
в проекте на несколько зон. Одна чз
них отводится для многоэтажных до-
мов (в центре), другая—для мало-
этажных и, наконец,  третья—для
одноэтажных, индивидуальных (ок-
раина города). :
	На первый взгляд такое зонирова-
ние вполне логично. Однако жизнь
показала, что эта система  зониро-
вания очень  схематична, негибка.
Дело в том, что по проектам ус-
танавливается юдноэтажность, неза-
`висимо от того, строится ли здание
на крупной магистрали или на второ-
степенной улице, в переулке или на
внутриквартальной территории. B re-
неральном плане Челябинска, напри-
мер, предусмотрено строительство в
центральной части города только
4—5-этажных зданий. Однако сейчас
в Челябинске сооружаются преиму-
шественно малоэтажные дома. Следо-
`вательно, если строго придерживать-
ся принятой схемы зонирования, цен-
тральный район города может долго
оставаться незастроенным. Ни один
здравомыслящий человек не может
согласиться с’ подобным решением
вопроса. Нельзя принять подобные
«доводы» планировщика. ° Непонятно,
почему нельзя строить малоэтажные
‘дома на второстепенных ‘улицах нент-
ра города, в переулках центра, вну-
три его кварталов.
‚ ВН. Тагиле заводы — главные за-
стройщики — непосредственно при-
мыкают к центральной части города.
Следовательно, здесь имеются все
условия для скорейшей реконструк-
ции центрального района. И все же в
	городе‘ осваиваются поеимущественно
	окраинные районы — территория по-
селка Тагилстроя и район «Красного
камня». Снова все то же шаблон-
ное требование генплана, по ко-
торому «нельзя» развернуть массовое
строительство малоэтажных домов в
центральных районах. Такова практи-
ка и застройки Красноярска. Авторы
генплана отвели здесь участки для
малоэтажного жилищного строитель-
ства комбайнового завода не в цент-
ре города, а на низких берегах
реки, на далекой окраине. Между
тем, завод расположен ближе к цен-
тральному району. Дома для рабочих
могли быть с успехом - построены в
центральном районе города между
ул..К. Маркса и Енисеем. Художест-
венный облик города от этого только
выиграл бы. Подобной ‚гигантомании,
не оправданной ни экономическими, ни
эстетическими соображениями, необ-
ходимо ‘об’явить решительную войну.
Громады высоких домов на второсте-
пенных улицах и в переулках вряд
ги способны украсить гоосд,
	Можно ли найти решение задачи,
при котором зоны двух основных ви-
дов строительства — малоэтажного и
многоэтажного—составили бы единую
строительную площадку? Можчо ла
иными методами зонирования и рас--
пределения в городе типов застройки.
добиться быстрой реконструкции не’
только главных улиц, но и тяготею-
	щих к ним обширных территорий?
Безусловно, можно. Механическое
применение системы жесткого, обезли
ченного зонирования ведет и к обез-
личенной трактовке архитектуры мз-
гистралей и внутреннего пространства
заключенных между ними кварталов.
	‚Если, например, для улицы Горького
	в Москве справедливо принята 8—10-
этажная застройка, то вовсе неоп-
равданно было строить в соседнем
Брюсовском переулке дома такой же
этажности. Совершенно очевидно, что
архитектура переулков должна быть
скромнее архитектуры ‘крупной маги-
страли.

Преступно искусственно тормозить
развитие центральных массивов горо-
дов. — наиболее жизненных их эле-
ментов, определяющих архитектурный
облик всей городской застройки. В
самом деле, можно ли говорить о
полноценности архитектурной рекон-
струкции Н. Тагила и Челябинска,
если, например, маленький окраинный
поселок Тагилетроя в Н. Тагиле и
поселок Тракторного, Завода в Челя-
бинске застроены сейчае лучше, чем
центральные кварталы этих городов?
	Мы стремимся к ликвидации ието-
рически сложившейся противополож-
ности между центром города и его
окраинами. Мы гордимся тем, что по-
лучили возможность разрешения этой
важнейшей задачи, невыполнимой ни
в одной капиталистической стране.
Но государство требует от-нас, что-
бы социалистическая реконструкция
охватила не только окраины города,
но и велась более активно в цент-
ральных районах городов.
	Разбросанность, распыление строи-
тельства влекут за собой и отставание
благоустройства. Так, в Сталинграде,
где также застраиваются преимущест-
венно лишь ‘окраинные районы, есте-
ственно, тормозятся благоустройетво
и озеленение центральной части горо-
да. Но именно здесь, в обжитом цен-
тре, находятся вокзал, тбатр, цент-
ральный рынок, целый ряд учрежде-
ний, обслуживающих большие массы
людей. Благоустройство центра Ста-
линграла — дело неотложное.
	В ряде городов, например в том
же С-алинграде, уже наблюдаются
попытки преодолеть установившиеся
штампы в зонировании этажности.
Поучительна в этом отношении веду-
шаяся здесь сейчас застройка трех:
и четырехэтажными домами ‘района
Саратовской улицы. Эта улица нахо-
дится в стороне от больших магиет-
ралей и площадей. Малоэтажная за
стройка ее вполне целесообразна, хо-
тя улица и расположена в «запрет-
ной» — многоэтажной — зоне. Незз-
строенными оставлены лишь кварта-
лы, прилегающие к улице Сталина,
Вокзальной набережной и к площа-
дям, где будут возведены более мо-
нументальные здания.  Однако этот
правильный замысел уже вызвал от-
рицательную реакцию со стороны ря-
да архитекторов Сталинграда. Види-
мо, здесь прочно укоренилось ложное
представление о том, что весь цент-
ральный район города, даже второ-
степенные ‘улицы и переулки этого
района должны быть застроены ис-
ключительно многоэтажными, парад-
ными по архитектуре, зданиями.
	Зонирование и распределение типов
застройки должны ‘осуществляться
более продуманно. Его нельзя ево-
дить к абстрактной схеме, механиче-
ски разбивающей городскую террито-
рию на те или иные «сплошные»
зоны этажности. Зонирование должно
конкретно выявлять  архитектурно-
пространственную систему города.
Oxo должно быть более гибким, пре-
дусматривать застройку многоэтаж-
ными домами главным образом по пе-
риметрам площадей, крупных магист-
ралей, набережных и т. д. Остальная
же застройка центра города. может
быть более простой по архитектуре,
иметь меньшую этажность.
	При такой системе зонирования мМо-
	жно будет обединять строительные
плошалки и строить одновременно
высокие магистральные ‘дома co
	сложной архитектурой и более про-
стые дома внутри квартала.
	Зонирование застройки — важная
градостроительная проблема, В реше-
нии ее должны принять участие наши
научно-исследовательские архитек-
турные организации. Отсутствие яс-
ных научно обоснованных  принци-
пов зонирования городской застройки
приводит к серьезным ошибкам в
	градостроительной практике; Эти.
ошибки не могут быть оправданы 4

терпимы. .
, A. MOCTAKOB.
	Над этими и многими другими те-
мами уже работают мастера совет-
ского ° изобразительного искусства
А. Герасимов, П. Соколоз-Скаля, Д.
Налбандян, В. Ефанов, Б. Иогансон,
В. Серов, JI. Шмаринов, И. Ва-
сильев, И. Тоидзе, П. Корин, П. Ко-
тов, А. Яр-Кравченко, Т. Гапоненко,
В. Нечитайло, А. Бубнов, М. Авз-
лов, А. Лактионов, Г. Горелов,
А. Дейнека, К. Юон И другие.

В своих выступлениях участники
обсуждения правильно’ рассматривали
тематический план предстоящей вы-
ставки как программу, определяющую
пути развития советекого  изобрази-
тельного искусства на полтора года.
План критиковался за недостаточное
отражение тем современности. Ог-
дельные тематические наметки плана
чрезвычайно общи и не ориентируют
художников на поиски и отображениз
типического в конкретном. Темы пор-
третного жанра в плане оставля-
	ют вне поля зрения художников 150-
стых советских людей, возвеличен-
тптх ороим тепоичееоким ттупом. B
	ных своим героическим трудом.
плане ‘не отражены такие темы, как
«Роль СССР в международной жиз-
ни», «Партия’и национальный вопрос»,
«Наука в стране социализма».
	Высказывались пожелания о широ-
ком привленении к работе над новы-
ми произведениями художников Пе-
риферии РСФСР и национальных рес-
публик. Особое внимание органы Ко-
митета по делам искусств и Союз
художников должны сейчас обратить
на идейно-политическое воспитание
творческих работников изобразитель-
ного искусства. Нельзя забывать 5
TOM, что содержательность и глубин”
произведения находятся в прямой
зависимости от идейного уровня ху-
дожника. . =
	Комитет принял решение широко
ознакомить © тематическим планлм
художников, графиков и скульпторов
страны, развернуть сеть консульта-
ций для работающих над произведе-
ниями для Всесоюзной художествен-
ной выставки 1949 года.
	На этом же заседании Комитетэ
были рассмотрены основные полож?-
ния новой системы оплаты  трудз
творческих работников драматических
и музыкальных театров. :
	_ МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	с &3 В Московском архитектурном институте
открылась выставка дипломных проектов сту-
дентов-выпускников. Срели экспонатов выстав-
ки — проекты многоэтажных зданий для Мо-
сквы, новых театров на Добрынннской и Турге-
невской площадях, жилых корпусов на Петроз-
ке, проекты планировки колхозного  нентра
н т. д. Архитектурный институт выпускает окэ-
ло 200 специалистов — почти вдвое больше,
чем в прошлом году.

#3 В связи с тем, что Театр им. Вахтангоза
в 1947 году перевыполнил план’ доходов за
счет показа сверхялановых выездных и гаст-
рольных спектаклей, Комитет по делам ис-
кусств выделил для премирования работников
театра в распоряжение дирекции 10 тысяч руб-
лей.

3 На базе бывшей оперной труппы Оперно-
праматического театра им. Станиславского, при
Московском музыкальном театре им. Станислав-
ского и Немировича-Данченко организована
передвижная оперная труппа, которая будет
давать снектакли в клубах, дворцах культуры,
парках и садах Москвы и Московской области.

CJ Утверждена художественно-режиссерская
коллегия Малого театра в составе К. Зубова,
А; Яблочкиной, В. Пашенной, Е. Турчаниновой,
А. Дикого, Е. Гоголевой, М. Жарова, М. Из-
рева, В. Цыганкова и Н. Анненкова.

{327 июля в эстрадном театре «Эрмитан»
состоится премьера четвертой программы — вы-
ступает „Ленинградский театр эстрады и минн-
атюр пед руководством А. Райкина с новым
представлением «На разных языках» в поста-
новке В. Канцеля.

49 Центральная студия документальных филь
мов закончила киноочерк «Во льдах Белого мо-
ря», рассказывающий об охоте на гренландских
тюленей. Авторы-операторы С. Коган и Е. Ло-
	зовский. Фильм монтировал режиссер Н. Као-
	мазинский.

43 Государственное музыкальное издательства
выпускает 9 сборников, посвященных творче-
ству поэтов-песенников: В. Лебедева-Кумача,
М. Исаковского, А. Суркова, А. Жарова,
Е. Долматовского, А. Софронова, Л. Ошанина.
С. Алымова; А. Фатьянова. В кажлый сборник
булет включено 20 лучших песен поэта.

&3 В Театре сатиры начались генеральные pe-
петиции спектакля «Лев Гурыч Синичкин» Лен-
ского в постановке Э. Краснянского, хуложник
Я. Штоффер. Основные роли исполняют: В. Хен-
кин (Синичкин), В. Васильева (Лиза), ` Н. Сло-
нова (Сурмилова), О. Comog: (Борзиков},
Г. Менглет (Ветринский).

{3 Центральный театр Красной Армии, ‘играю-
щий в парке ЦДКА, 31 июля заканчивает се-
зон.
	&3 Коллектив Театра им, Ленинского комсо-
мола 19 июля выехал на гастроли в Сочи.
	ГАСТРОЛИ ДЖАЗОРНЕСТРА
АРМЕНИИ
Государственный джазоркестр Ар-
мянской ССР под художественным
руководством заслуженного деятеля
искусств композитора А. Айвазяна за-
кончил гастроли в Ленинграде. Ряд
концертоз коллектив ‘дал также в
Петродворце и Кронштадте. Ленин-
градцам было показано музыкальнее
представление в двух отделениях,
включающее классические произведе-
ния, а также народные песни и танцы.
С 28 июля джазоркестр Армении

будет снова выступать в Москве.
		сценария фильма \Рим — открытый
	город», Альдо Фабрици — актер, иг-
рающий в этом же фильме роль. пате-
ра, известная актриса Иза Миранда.
Среди режиссеров, подписавших этот
документ, Де Сика, Латуада, Блазет-
ти Камерини и пругие.
	Нечего и говорить, что реакционная
печать встретила в штыки появление
этих манифестов. Но клевета, брань
и прямые угрозы: не могли нриостано-
вить движения передовой интелли-
генции. Мощной демонстрацией роста
демократических сил стал Конгресс
итальянской интеллигенции во Фло-
ренции, состоявишйся накануне выбо-
ров в парламент. В его работах участ-
вовало полторы тысячи человек. Важ-
но отметить ту атмосферу политиче-
ской активности, в которой проходи-
ли заседания конгресса.
	Выступавшие подчеркивали опас-
ность, которую несет культуре Ита-
лин католическая реакция, захватив-
шая важные позиции в театре, кино,
школе и в научных учреждениях, В
своем выступлении делегат конгресса
Петаццони поставил вопрос о разобла-
чении реакционной роли католиче-
ской церкви.

Выступая против верхушки католи-
ческой церкви, делегаты тем самым
разоблачили и реакцибнную роль ка-
толической партии христианских де-
мократов. .
	Нет никакого сомнения; что реак-
ции, усилившейся после апрельских
выборов, не удастся сломить воли
прогрессивной интеллигенции в борь-
бе за обновление культуры и искусет-
ва. Италия сегодня уже не та, что бы-
ла вчера. Тысячи передовых деятелей
итальянской культуры вместе CO сво-
им многомиллионным народом вырази-
ли единодушный, гневный протест
против злодейского покушения на
товарища Тольятти и заклеймили. по-
зором вдохновителей и организаторов
этого вопиющего преступления. В эти
дни лучшие люди итальянской куль-
туры и искусства продемонстрировали
свою готавность бороться до конца
за идеи демократии и гуманизма, про-
тив врагов чёловечества, душителей
независимости и свободы наролов.
	На очередном заседании Комитета
по делам искусетв при Совете Минч-
стров СССР 22 июля был обсужден
доклад начальника Главного управле-
ния учреждениями изобразительных
искусств П. Сысоева о тематическом
плане Всесоюзной художественной
выставки 1949 года.

Художественные выставки послел-
них лет, по словам докладчика, чя-
глядно свидетельствуют о том, что
образ нового советского  человекл,
строителя коммунистического обще-
ства, все еще не занял господетвую-
щего положения в произведениях изо-
бразительного искусства. `Особенчз
разительно отставание изофронта в
отражении труда и быта советских
рабочих. Художники порой ограничи-
вают. свое видение окружающей дей-
ствительности лишь изображением
промышленных ‘° интерьеров и инду-
стриальных пейзажей, где в окруже-
нии машин теряется советский ‘чело-
век. Интимные, лирические настро?-
ния господствуют в произведениях
пейзажного жанра; не случайно по-
этому, запечатлевая красивые уголки,
художники словно не замечают прч-
	роды, преображенной вдохновенным
трудом советского человека. Гото-
вясь к Всесоюзной художественной
выставке 1949 года, мастера совет-
	ского изобразительного искусства
должны будут решительно преодо-
леть все эти недостатки и создать
новые произведения, проникнутые
высокой илейностью.
	Одним из центральных разделов
тематического плана государственных
заказов художникам на выполнение
новых произведений живописи, графи-
ки и скульптуры является отображзг-
ние славной истории большевистской
партии и ее борьбы за построение со-
циалистического государства. Доок-
тябрьский период этого раздела пред-
	‚ставлен, в частности, темами: <В. И.
	Ленин в петербургском рабочем круж-
ке в 90-е годы», «И. В. Сталин под-
готавливает Батумскую демонстр?-
\

цию», «Встреча В. И. Ленина и
И. В. Сталина на Таммерфорсской
конференции», «В. И. Ленин, И. В
Сталин и В. М. Молотов в редакизи
«Правды» и др.-
	События октябрьского
	Артисты Киевского драматического театра имени „Леси Украинки на
экскурсии в Третьяковской картинной галлерее. Слева направо артисты:
Ю. Лавров, Д. Франько, П. Киянский, А. Чистяков, В. Драга, А. Петро-
		ва, О. Смирнова, С, Петров и B. вр
		Восемь лет назад в Ташкенте был
создан Узбекский театр музыкальной
драмы и комедии им. Мукими. Моло-
дой коллектив, возглавляемый изве-
стным композитором народным арти-
стом УзССР Т. Джалиловым, работал
с энтузиазмом. Он был полон стрем-
ления развивёть узбекскую музыкаль-
но-театральную культуру. За корот-
кое время своей деятельности театр
успел прочно завоевать любовь уз-
бекского зрителя.
	Много и плодотворно работал кол-
лектив над созданием разнообразного
репертуара. В свое время здесь были
поставлены ‘спектакль  «Нурхон»,
посвященный узбекским хлопкоробам,
становлению нового быта, раскрепо-
щению женщин Востока, популярная
в народе музыкальная драма «Тахир и
Зухра» и другие. Театр первым в
республике осуществил постановку
музыкальных пьес о Великой Отече-
ственной войне — «Курбан Умаров»,
«Косос» («Месть») и р. Список этот
можно было бы продолжить.
	К сожалению, сеичас театр теряет
свою былую добрую славу. За по-
следние 3 года в Театре им. Мукими
(директор т. Рахманов) наблюдается
творческий застой. Старые спектакли
все меньше и меньше посещаются
зрителем, Вот уже несколько лет как
здесь не создано ни одного  полно-
ценного спектакля. Что же произо-
ло с театром, коллектив которого
имеет большие возможности для пло-
дотворной работы?

Музыкальные пьесы требуют от ис-
полнителей специальной подготовки.
	Сейчас перед коллективом Teatpa
им. Мукими со ‚всей серьезностью
встала проблема повышения вокаль-
ной культуры, без которой немыели-
мы никакие творческие успехи. Одна-
ко больнюй разрыв между незауряд-
ными данными многих актеров и их
низкой профессиональной подготовкой
здесь почему-то никого не волнует.
Достаточно сказать, что в коллективе
нет ни одного артиста с законченным
высшим или средним музыкально-те-
атральным образованием. Подготовка
спектаклей в театре, к тому Ke He-
укомплектованном высококвалифици-
рованными режиссерами, протекает в
трудных условиях. Отсутствие эле-
ментарной музыкальной грамотности
у многих актеров вынуждает режиссе-
ров и музыкальных руководителей
разучивать партии на слух, с голоса.
В результате спектакли готовятся
очень медленно, а примитивизм, музы-
кальное упрощенчество, ограничивает
их художественное качество.
	Репертуар — основа жизни театра.
Разнообразие произведений, их высо-
	вое художественное качество — залот
	успешной работы коллектива. Но в
Театре им. Мукими пьесы на совре-
менную тематику оказались вытеснен-
ными из репертуара. Наряду с этим
театр усиленно увлекается пьесами
на исторические темы. Руководители
театра считают возможным вовсе не
знакомить зрителей с произведениями
русских советских и классических
драматургов и композиторов.
	Незначительное количество спек-
таклей на современные темы, идущих
в театре, не отвечает возросшим тре-
		бованиям народа. взять, к примеру,
такие спектакли, как «Офтобхон», или
первую узбекскую оперетту «Совга».
Драматургический материал этих пьес
примитивен. Музыка не является со-
ставной частью произведения, а лишь
сопровождает его. Коллектив’ участ-
ников спектакля — режиссеры и ак-
теры — из-за слабой профессиональ-
ной подготовки неё в силах были по-
мочь авторам переработать драматур-
гический материал. Это привело к то-
му, что спектакли не раскрывают
превосходство советской ‘действи-
тельности, советской культуры, не
показывают в должной мере высокие
духовные и моральные качества со-
ветского человека. Капример, в спек-
такле «Совга»,  повествующем о
дружбе народов, о помощи тыла
фронту; советские люди окарикатуре-
ны.

В Teatpe им. Мукими спектакли на
современную тематику, Как правило,
оформляются значительно беднее, чем
исторические.

Здесь еще бытуют иждивенческие
настроения. Только этим можно об’-
яснить, что за последние девять ме-
сяцев коллектив не показал ни од-
ного нового спектакля. А ведь Теато
	им. Мукими — единственный в рес-
публике, которому запланировано на
текущий год всего 3 новых поста-
	AB.

Очередное поражение потерпел те-
атр с постановкой пьесы Уйгуна
«Асрлар». Автор и театр попытались
создать спектакль о людях Советско-
го Узбекистана, осуществивших меч-
ту своего народа, построивших Фар-
хадскую ГЭС. Благодарная тема, ог-
ремный материал! Но странная боязнь
коснуться современности привела к
тому, что большая часть пьесы по-
священа легендарному Фархаду и
только несколько неудачных сцен —
людям, осуществившим его мечту.
После ряда переделок спектакль, на
создание которого затрачены огром-
ные средства, все же не увидал све-
та.

В Театре им. Мукими процветают
зазнайство, пренебрежительное отно-
шение к критике. Некогда ведущий
коллектив сейчас стоит в стороне от
кипучей и. созидательной жизни сво-
его народа, творяшего чудеса трудо-
вой доблести.

Серьезные недостатки в работе
крупнейшего 1Фатрального коллектива
республики — результат того, что
здесь живут былыми успехами, не
понимают свойх задач в новых усло-
виях. Повинно в этом и Управление
по делам искусств, оторванное от по-
вседневной жизни творческих коллек-
тивов. Занимаясь организационно-хо-
зяйственными мероприятиями, управ-
ление мало внимания уделяет творче-
ским вопросам, идейно-политическому
и профессиональному воспитанию ак-
теров и режиссеров ведущего в рес-
публике театра.
	Коллективу Театра им. Мукими
необходима помощь. Театр имеет
все данные, чтобы вновь быть пере-
	довым творческим коллективом рес-
публики. :
И МОИСЕЕВ.
		Дивинского
	Пятилетие
Государственного хора
русской песни
	22 июля исполнилось о лет со дня
организации Государственного хора
русской песни под руководством на-
родного артиста РСФСР А. Свешня-
кова. Отмечая успешную и плодот-
ворную работу хора’ по пропаганде
русской песни, Комитет по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР
об’явил благодарность художествен-
ному руководителю, всему коллекти-
ву артистов и сотрудников хора.
	НОВЫЕ ОРКЕСТРОВКИ
И АРАНЖИРОВКИ
	Ряд московских музыкантов, рабо-
тающих в области малых форм; под-
готовил: для небольших концертных
ансамблей новые оркестровки и аран-
жировки.
	Автор оркестровок на темы  попу-
лярных песен советских композиторов
Н. Ваганов готовит сюиту из музыки
И. Дунаевского к фильму «Весна».
М. Кадомцев работаел®над  програм-
мой, составленной из популярных мо-
лодежных песен советских компози-
торов. «Украинскую рапсодию», со-
стоящую из пяти народных украин-
ских мелодий, недавно закончил
А. Арский.

Фантазию на темы лирических пе-
сен созетских композиторов написал
А. Семенов. Сейчас он оркеструет
музыкальные номера для 5-й про-
граммы эстрадного театра «Эрмитаж»:
		И АКВАРЕЛИ

На-днях в клубе работников Упра:
вления делами Совета Министров
	СССР открылась выставка графики +
акварели, организованная Московским
союзом советских художнико». Вы-
ставка включает более 300 работ сз-
ветских художников.
	Большое место на выставке зани-
мают иллюстрации к будущим книгам.
Среди них—новые рисунки Д. Шма-
ринова к произведениям Hexpacosa,
иллюстрации Б. Дехтерева к сказке
«Золушка», А. Гончарова — к поэме
Мицкевича «Пан Тадеуш», к произ-
ведению эстонского эпоса «Сын Ка-
лева», к пьесам Островского и др.
	Пеопубликованные письма
Н. А. Ярошенко
	Научный сотрудник Государствен-
ной Третьяковской галлереи Н. Гал-
кина впервые собрала и обобщила
неопубликованные, рукописи русского
хуложника-передвижника Н. А. Яро-
шенко.
	Письма эти относятся к деятельно-
сти художника в «Товариществе пе-
редвижных выставок». В. письме к
П. М. Третьякову, основателю Треть-
яковской галлереи, высказывая CBOH
взгляды на задачи передвижных вы-
ставок, Ярошенко писал, что^ надо
«вывести искусство из тех замкнутых
теремов, в которых оно было достоя-
нием немногих, и сделать’ его достоя-
нием всех».

Большой  интёрее представляет
письмо Ярошенко к В. Г. Черткову,
в котором художник писал: «Задачи
и содержание произведений искусства
могут и должны ‘быть так же разно-
образны, как и сама жизнь».

Письма Ярошенко к Г. И. Успен-
скому говорят о теплых, дпружествен-
ных отношениях, которые существо-
вали между художником и писателем.
	возможности издавать свои труды. Ге-
атр не выполняет своей общественной
миссии, артисты работают в отрыве
от народа. Школа не подготовляет
мололежь ник жизни, ни к труду.

Журналы, газеты печатают только
тех, кто угодничает перед еластями.
	Mp за демократизацию культу-
ры, за то, чтобы народу был открыт
к ней доступ, чтобы все ев звенья —
от школы и книги до театра — выра-
жали чаяния и стремления народа».
Под манифестом подписались `круп-
нейшие деятели науки, литературы и
искусства, в том числе писатели Мас-
симо Бонтемпелли, Альберто Mopa-
вия, Элио .Витторини, дирижер и
пианист Карло Цекки, дирижер Вит-
торио Гуин, председатель академии
«Линчеи» Гвидо Кастельнуово,
режиссеры театра и кино Джорлжио
Стреллер, Лукино Висконти, Альбер-
то Латуада, Марио Камерини, дирек-
тор Миланского политехникума
Джузеппе Кассиние и многие пругие.
	Одновременно ‘был опубликован и
другой манифест «Движения в защи-
ту итальянского кино». В нем гово-
DUTCH:
	«Итальянская кинематография по-
казала свои возможности, выпустив
ряд выдающихся фильмов; но ее ду-
шат, крылья ее подрезаны...
	Италия становится колониальным
рынком. У итальянского зрителя нет
выбора. Он должен смотреть лишь то,
что ему навязывают. Иностранные мо-
нополии захватывают в свои руки
прокат».

Итальянские кинематографисты
протестуют против засилия низко-
пробных голливулских фильмов, вы-
ступают против политики правитель-
ства; о содействующего иностранным
монополиям, против преследований
цензуры.
	«Мы, — говорится в заключитель-
ной части манифеста, — обращаемся
к широкой публике, к общественно-
му мнению с просьбой поддержать
нас в борьбе за жизнь и будущее
итальянской кинематографии».

Манифест подписали видные деяте-
ли кино: Серджио Амидеи — автор
	Несчастный случай оборвал жизнь
начальника Одесского театра Совет-
ской Армии подполковника Л. С. Ди.
винского. Воспитанный большевист-
ской партией, Дивинский всю свою
сознательную жизнь отдал служению
Родине.

В 1939 году Дивинский вступил в
члены ВКП(б). В этом же году он
был призван в ряды Советской Армии.
С этого времени и до конца своей
жизни Дивинский возглавлял один из
лучших театров Советской Армии.

В годы Великой Отечественной вой-
ны театр под руководством Дивин-
ского дал сотни спектаклей в частях
Действующей Армии на Юго-Запад-
	Редакционная ноллегия:
	ном, Южном, Сталинградском и За-
байкальском фронтах.
	Память о товарище Дивинском —
верном сыне большевистской партия
и советского народа, скромном, чут-
ком и отзывчивом человеке — надолго
сохранится в сердцах всех знавших
его и работавших вместе с ним.
	Гришаев, Рудницкий, Ковтун,
Паша, Попов, Стелченко, Жу-
равлев, Пахомов, Джараян, Бор-
щаговский, Сизый, Федоров, Го-
лубинский, Максимов, Аркадь-
ев, Заславский, Расс, Стариц-
кий, Василянская, Полежаев,
Тимофеев, Тихонович, Беркун.
		борьбе за новую культуру
	°
Б. МАЙЗЕЛЬ
oO
	талантливое и честное изгоняется из
итальянского кино, вот почему по-
давляющее большинство картин, вы-
ходящих теперь в Италии, мало чем
отличается от пошлых голливудских
изделий.

О масштабах голливудской” интер-
венции можно судить по тому, что в
самый разгар сезона 1947—48 года в
крупных центрах Италии американ-
ские фильмы занимали 86 процентов
проката, а итальянские-—всего 6 про.
центов.

Один итальянский журналист в свя-
зи < этим писал, что американцы чув-
ствуют себя полными хозяевами Ита-
	лии: даже посещая Колизей, янки по-.
	стукивают металлическими наконеч-
никами своих палок по плитам, прове-
ряя качество облицовочного мрамора.
Вероятно, они хотят убедиться в до-
бротности мрамора, полагая, что рано
или поздно он станет их собствен-
	ностью.

Не лучше, пожалуй, а еще хуже,
положение итальянского театра. В
стране с 45-миллионным населением.
	с крупными индустриальными и куль-
турными центрами существует лишь
один стабильный театр. Его открытие
з Милане было встречено, как круп-
нейшее событие. Это единственный
театр в стране, который включает в
свой репертуар произведения класси-
«ов мировой драматургии.

Все остальные театры Италии ведут
кочевое существование. Ни в одном
городе труппа не выдерживает целого
сезона, да и состав труппы постоянно
меняется. Актеры, как правило, вла-
чат жалкое существование, при жал-
ких сборах около половины валовых
доходов приходится отдавать вла-
дельцам театральных помещений. Не-
редко чистый доход целой труппы за
зечер в переводе на американскую ва-
	Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8, Телефоны: секретариат,
	люту составляет 4—5 долларов. Б ре-
пертуар этих кочующих трулп входят
почти исключительно современные
американские, французские и англий-
ские пьесы — упадочные, адюльтер-
ные, мистические, о которых в нашей
печати уже неоднократно писалось.
Болыная часть театральных помеще:
ний занята под кабарэ, где ставятся
ревю самого низкого пошиба, которые
соперничают между собой по части
порнографии.

Итальянской современной драматур-
гии фактически не существует, если
не считать нескольких пьес, написан-
ных в Подражание американцам и
французским декалентам.

Прогрессивные газеты и журналы
	систематически бьют тревогу. то пово-.
	ду упадка науки и искусства: в вегод-
няшней Италии. Однако до февраля
1948 года силы передовой итальянской
интеллигенции не былая об’елинены.
	Начало этому об’единению положи-
ла состоявшаяся в Риме конференция
прогрессивных ` деятелей литературы,
искусства и науки. На повестке дня
стоял один вопрос: обновление и оздо-
ровление — итальянской культуры.
Оргкомитет конференции получил’ со
всех концов страны сотни телеграмм,
в которых виднейшие ученые, худож-
ники; композиторы, ‘архитекторы, пи-
сатели сообщали, что присоединяют-
ся к движению за новую демократи-
ческую культуру. На конференции
были сделаны доклады о положении
музыки, театра, литературы, о состоя-
нии высшей и средней школы.

Возникшая после конференции «Ли-
га защиты итальянской культуры»
опубликовала манифест, ставший зна-
чительным событием в идейно-поли-
тической жизни страны.

«Итальянская интеллигенция — ин-
женеры, профессора, ученые, актеры,
режиссеры-—покидают страну, — гово-
рится в манифесте. :

Техника не имеет средств. Наука
не имеет аппаратуры для исследова-
тельской работы. Ученые не’ имеют
	отделы информации,
	Фашистский режим, господетвовав-
ший в Италии на протяжении двух
десятилетий, завел итальянскую куль-
туру в тупик. С освобождением стра-
ны от нацистско-фашистского гнета
ее лучшие люди связывали свои на-
дежды на раскрепощение культуры,
оздоровление‘и демократизацию HC.
кусства; Произошло, однако, совсем
иное, По мере продвижения англо-
американских войск, союзники, и в
первую очередь американцы, стали
насаждать свою «культуру». Первен-
ствующая роль в этом принадлежала
американскому кино.

«Страшно становится, когда  чи-
таешь. на афишах название’ фильмов,
которые идут-на наших экранах, или
когда. знакомишься со списком кар-
тин, находящихся в производетве», —
писал недавно известный итальянский
критик Уго Казираги в демократиче-
ском молодежном журнале «Ла Пат-
тулья».

Такого рода высказывания можно
часто встретить на страницах прогрес-
сивной Итальянской печати. В самом
деле, сотни низкопробных фильмов
голливудского производства. переко-
чевали из кладовых американских ки-
нокомпаний на итальянские экраны.
Родившаяся в тяжелых условиях
итальянская кинематография. не могла
выдержать конкуренции с Голливу-
дом. Началась упорная борьба пере-
довых режиссеров за право на. су-
ществование национального итальян-
ского киноискусства. Следует отме-
тить, что почти все лучшие итальян-
ские фильмы были созданы mporpec-
сивными режиссерами вопреки  поли-
	тике кинофирм. Так, «Рим-—открытый.
	город» Росселини поставил. на свои
средства, семка фильмов «Солнце
взойдет» и «Трагическая охота» была
организована Итальянской ассоциа-
цией партизан. Кинофабриканты от-
нюдь не заинтересованы в производ-
стве художественных фильмов, отра-
жающих жизненные интересы народа,
его борьбу. Вот почему все истинно
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	помитет по делам ненусств при Совете Министров СССР
Театральное училище им. Б. В. ШУНИНА
	при Государственном ордена Трудового Красного Знамени Театре
им. Евг. Вахтангова (на правах ВУЗ’а)
	ОБ ЯВЛЯЕТ ПРИЕМ СТУДЕНТОВ
	вгуста по адресу: Москва,
	Дирекция.
	ПА 1948/49 УЧЕБНЫЙ ГОД
на актерский факультет.
	Ирием заявлений и выдача справок производится до 15 а
Арбат, ул. Вахтангова, д. 12-а, комн. 9, ‘тел. Г 1-01-46.
	Всесоюзный Г осударотвенный институт кинематографии
	ПРОИЗВОДИТ ПРИЕМ СТУДЕНТОВ
	Художников мультипли-
	на первый курс следующих факультетов:
АКТЕРСКОГО — готовяшего киноактеров.
РЕЖИССЕРСКОГО — готовящего кино

режиссеров.
	ХУДОЖЕСТВЕННОГО — готовя
	оров. хулежнакаа To wolfe ee” Художников фильма,
каторов, художников, по комбинированным с *emKaM.
	овящего киноосператоров.
	ОИЕРАТОРСКОГО — готовяы
В институт принимаются  лина.

EEE чи WACOM законченное среднее ‚образование.

Поступающие ‘подвергаются приемным испытаниям по русскому языку, лит
истории народов СССР, ‘поступающие ‘на экономический thacvaunrar .. nen,

по математике и. географии.
	рский, операторский и художественный фа-
иям по особым программам.
	дней, с 12 до 20 часов.
ya. Текстилыциков, дом 1-6.
		Дирекния ВГИК.
	Прнем заявлений по 31-е июля. включительно.
	ожедневно, кроме выходных дней,
ква, 128 пи ВСУ vn Th.
	‚Все поступающие на актерский, режиссе
культеты подвергаются специальным испьта’
	Справки и прием заявлений
АДРЕС ИНСТИТУТА. м
	Meee tana RAAT TEES TAD Москва,
тел. И 1-25-00. доб. 39.
	архитевтуры, эстрады и цирка — K 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразительных искусств,
	Типография «Гудок», Москва, ‘ул Станкевича, 7.
	AH

HO — KW 5-35-12; издательство om Ю 1-48-98.
		зак. № 1982.