СОВЕТСКОЕ ИСКУ

CCTB

O
	ВОЗРОЖ
СЕЛАИ
	В архивах, брошенных немецкими
захватчиками при поспешном отсту-
плении из столицы Белорусской ССР,
содержался документ, ярко характе-
ризующий тот «новый порядок», KO-
торый насаждали гитлеровские банды
в оккупированных ими районах- Со-
ветокого Союза. Это был разработан-
ный немецкими архитекторами проект
«планировки» Минска.

Авторы этого «градостроительного»
документа, выполняя директивы сво-
их правителей, не утруждали себя
решением каких-либо творческих ар-
хитектурных задач. Данные архитек-
торам установки были прелельно
ясны по своей человеконенавистниче-
ской сущности. Минск, столичный го-
род союзной республики, на три чет-
верти разрушенный вражеской авиа’
цией и артиллерией, ‹сожженный
командами «факельщиков», в соответ.
ствии с  фашистоким «планом»,
должен был подвергнуться полному
уничтожению. На «освободившейся»
территории проектировалось сооруже-
ние двух соллатских поселкоз, Та-
кое преломление получил в архитек-
туре гитлеровский чновый порядок».
	Побелоносное наступление Совет-
ской Армии сорвало планы гитлеров-
ского командования. Не суждено бы:
ло осуществиться и разработанному
	фашистскими архитекторами «гене:
ральному плану» Минска.

Минск, как и другие разрушенные
	врагом города Советской Белоруссии,
успешно восстанавливается по проек-
там советоких зодчих, перед которы
ми партия и правительство поставили
благородную залачу — возродить
Минск еще более прекрасным, чем оч
был.

Поистине грандиозные задачи вета-
ли перед архитекторами и строителя.
ми после изгнания фашистских  зах-
ватчиков из Соретокой Белоруссии. В
короткие ‘сроки, на высоком художе-
ственном ‘и строительном уровне
предетояло не только возродить из
руин и’пепла тысячи жилых домов,
общественных зданий, промышленных
сооружений, но и почти заново от-
строить города и села. Надо было нз
механически восстановить ‚разрушен-
ное, а всемерно улучшить города и
села республики, исправить дефекты
их дореволюционной застройки, сде-
лать их более красивыми и благо-
устроенными, чем они были до войны.

Одна из важнейших и первоочеред-
ных задач белорусеких архитекторов
состояла в том, чтобы обеспечить
разрушенные горола высококачеет-
венными проектами планировки.

Довоенная практика показала, что
на составление генерального плана
города обычно требуется в сфеднем
пять лет. Белорусские архитекторы
сократили эти сроки до 2—8 лет,
Коллектив архитекторов и инже-
неров Белоруссии при активной по-
моши крупнейших зодчих Москвы,
Ленинграда; Киева и других горолоз
страны сумел обеспечить генеральны-
ми планами 35 воестанавливаемых го-
родов.

Главное внимание, естественно, бы-
ло обращено на составление  гене-
рального план столицы Белорусской
ССР. В. разработке основной идеи
этого плана приняли участие акаде-
мик А. Шусев, действительные чле-
ны Академии архитектуры СССР
В. Семенов, А, Мордвинов, Н. Колли
член-корреснондент Академии архи-
	член-корреснондент Академии apXH-
тектуры СССР Б. Рубаненко и дру-
гие. Ококчательный вариант  гене-
рального ‘плана Минска был  состав-
лен белорусскими — архитекторами
Н. Трахтенбергом и М. Андросовым
при участии инженеров Д. Ескевича,
А, Леках,: К. Иванова, В. Кавокина,
И. Перлина и других. В результате
творческого содружества большого
коллектива специалистов был создан
замечательный градостроительный
документ, определивший конкретные
пути реконструкции и восстановле-
ния белорусской столицы,

Co дня’утверждения генерального.

плана Минска пропьло немногим OOS!   тверждением этому
двух лет. И сейчас мы уже ВИДИМ‘ огромный размах
первые результаты осуществления   и реконеструктивны:
	первые  резуйьлеаы  оувмбевесном
этого плана в натуре. С каждым днем
меняется облик города, исчезают
страшные следы, оставленные немекц-
KO- фашистскими варварами.

Минск сейчае напоминает  гигант-
	скую стройку. Новсюду высятся стро-
	телей и художников, овязавших свою
судьбу е делом республиканской Ис-
пании.

Совесть мира звучит в многочис-
ленных протестах против демонстра-
ции антисоветского фильма «Желез-
вый занавес». Бурные демонстрации
состоялись в Бельгии, Швейцарии,
Канаде, Южной Америке, у кинотеат-
ров, показывавших этот фильм.
Монтевидео демонстранты пришли K
кинотеатру с антиамериканскими ло-
зунгами. Bo время демонстрации
фильма раздавались возгласы; «До-
лой империализм» В — Швейцарии
юноши и девушки несли плакаты:
«Нет железного занавеса—мы были в
Праге и Софии!» В Брюсселе  кино-
театр смог продолжать сеансы толь-
ко под усиленной охраной полиции,
Так встречают народы антисоветскую
стряпню «художников». пытающихся
открыто поставить свое искусство на
службу империалистической реакции!

Всюду, повсеместно творчеству на-
емников буржуазии противостоит сво-
бодное слово прогрессивных худож-
ников-демократов.

Но особенно явственно и широко
рост демократических тенденций ощу-
щается в искусстве стран народной
демократии, Работы передовых масте-
ров пользуются здесь широким обще-
ственным вниманием и поддержкой,
и художники, осознавшие свою тес-
ную связь с народом, ищут пути,
чтобы честно и смело помогать делу
строительства нового общества.

Они, естественно, обращаются пре-
жде всего к опыту советского искус-
ства. Поразительна тяга как широких
масс зрителей, так и художественной
интеллигенции стран народной демо-
кратии к произведениям советских
мастеров. Демонстрация наших филь-
мов, гастрольные поездки наших те-
атров и других творческих коллекти-
вов, выставки работ художников и
скульпторов привлекают всеобщий
интерес, широко обсуждаются, вызы-
вают многочисленные отклики в
прессе.

На протяжении многих лет страны
Пентральной и Юго-Восточной
Европы были искусственно изоли-
рованы своими правителями OT
СССР. Правда. советское искусство
часто прорывало эту идеологическую
блокаду. Но, конечно, влияние от-
дельных наших произведений, прони-
кавштих через поистине «железный
занавес», которым реакционная  вер-
‚хушка пыталась оградить от «комму-
‘нистической опасности» народы Евро.
пы, не могло быть столь всеоб’емлю-
щим, как влияние свободно импорти-
руемого французского искусства илн
продукции Голливуда,
	Вот почему ‚росткам нового в ис-
кусстве. демократических. стран прн-
ходится пробиваться через толщу
	ДЕННЫЕ
ГОРОДА
	Великое содружество культур
	°
А. ГЛЕБОВ
rod
	Нет более могущественного серед-
ства познания духовной жизни лю-
бого народа, чем искусство, в ‘особен-
ности театр. показывающий нам
живых людей воочию. Олимпиады,
декады. емотры, гастроли отдельных
театров в Москве и других советских
столицах. ряд монографий об искус-
стве братских республик, об отдель-
ных мастерах — все это в огромной
степени обогатило наше сознание,
приучило нас мыслить в вопросах
советского искусства  интернацио-
нально. Профессиональные театры
нашей страны играют на пятидесяти
языках! Но самодеятельные спектак-
ли ставятся и пьесы пишутся и пе-
чатаются на ста девятнадцати язы-
ках! Всему миру известны блестящие
достижения искусства Украины, Бе-
лоруссии, Грузии, Армении, Азер-
байджана, Эстонии. Латвии, Узбеки-
стана и других союзных республик.
Но перед лицом истории никак не
меньшее значение имеют те скром-
ные самодеятельные спектакли, KO-
торые ставятся нанайцами на Уесу-
ри. ненцами у Ледовитого океана,
птугнанцами на Памире. Сейчас у всех
этих народов развивается националь-
ная культура, доносящая идеи соци-
ализма до каждого советского граж-
данина в наиболее доходчивой, понят-
ной форме

На десятках языков, в разнообраз-
нейших конкретных  преломлениях
советская драматургия в ОСНовном
разрабатывает олну и ту же гене-
ральную тему, Радость освобожден-
ного труда, труда для себя и своей
страны — вот главное содержание
нашего искусства, Органично входит
в нево и тема пламенной ненависти к
старому миру, к его пережиткам. Это
определяет идейную направленность,
партийность, страстность, аринци-
пиальность советской драматургии,
каким бы языком она HH пользова-
лась. к какой бы этнической ветви
она ни принадлежала

Достаточно ли мы знаем напту. MHO-
гонациональную драматургию? Этого
нельзя сказать. Театры сплошь ‘и ря-
дом жалуются на отсутствие хо-
роших пьес, заполняют бреши 3
репертуаре мелодрамами и легковес-
ными комедиями, а в TO же вре-
мя забывают (или не знают?) о ве-
ликолепных пьесах украинских, гру-
зинских, армянских, — азербайджан-
ских, эстонских, латышских, — ев-
рейских. татарских классиков, Как
отрадные факты, можно отметить
всесоюзную популярность, завоеван-
ную Такими талантлявыми драматур-
гами, как А. Корнейчук и А. Якоб-
сен. Их пьесы явились богатым и
ярким вкладом в общесоюзный pe-
пертуаз.
	Но разве исчерпывается ими богат-
ство нашей национальной драматур-
гии? Она создала десятки пьес, мо-
гущих претендовать: на  всесоюзное
распространение. Многие из них пере-
ведены и изданы по-русски. Некото-
рые (как «Семья Аллана» Мухтарова,
«Ватутин» Дмитерко. «Песня жизни»
Амира) успешно поставлены русокими
театрами братских республик, Но
русский театр в целом может и дол-
жен использовать богатства драма-
тургии братских народов много
больше. :

Кинофильмы, снятые националь-
ными студиями, быстро обходят весь
Советский Союз и знакомят ©
жизнью данной республики осталь-
ные народы. Огромный сдвиг про-
изошел и в области художественной
литературы. Лучшие образцы  клас-.
сической и современной прозы и
поэзии братских народов в прекрас-
ных переводах, выполненных ‘лучии-
ми поэтами и прозаиками, широко из-
вестны нашим народам. Надо и В 0б-
ласти драматургии и театра добиться
того же.

С каждым годом растет взаимная
связь между всеми советскими на-
родами. Все они с гордостью назы-.
вают себя сынами одной великой’
Родины, страны социализма, не при-.
знающей никаких национальных или.
расовых ограничений и привилегий,
обеспечивающей любой нации равное.
	право и возможность для развития
и преуспевания.
	РА.
	Реальная жизнь и борьба  француз-
ского народа отсутетвуют в этих про-
изведениях. Такое искусство, будь то
живопись или театр, архитектура или
музыка, поэзия или кино, по сущест-
ву служит на потребу местным и
американскими бизнесменам—вдохно-
вителям политики агрессии и импери-
ализма.

И, глядя на экспонаты этой‘ вы-
ставки, я полумал: нет, это. не искус-
ство настоящей, подлинной Франции,
Франции сопротивления, той Франции,
которая сражалась на полях Испании
против фашистского ставленника
Франко, той Франции, которая считает
своим кровным делом борьбу гоече-
ских патриотов и протестует против
	попыток задушить  освободительное
движение народов Индонезия a
Вьетнама! Эта подлинная Фуанция,
	чтущая своих героев, лежащих у
священной стены Пер Ляшез, жива в
сердцах современников, — в делах ее
рабочих, тружеников земли, в произ-
ведениях ее лучших прогрессивных
писателей и художников, об’единяю-
щих свои усилия с усилиями всех пе-
редовых людей мира.

Голос этих людей звучит все уве-
реннее и громче даже в странах. яв-
ляющихся об’ектом жестокого колони-
ального угнетения. Так, на состояв-
шемся в августе  всевьетнамском
с’езде деятелей науки, литературы и
искусства свыше 200 представителей
хуложественной интеллигенции зявн-
ли, что культура является действен-
ным оружием в борьбе вьетнамского
народа против иностранной агрессии и
потому она должна шире отражать
веру народа в лучшее будущее и его
решимость отстаивать до конца евою
свободу и независимость.

Совесть мира звучит в мощных го-
лосах протеста против ареста и казни
молодых греческих писателей К. Ка-
рамбелоса и Д. Логоса, отдавших
жизнь в борьбе за свободу много-
страдального греческого народа, из
среды которого вышли самоотвержен-
ные бойцы. выдающиеся организато-
ры, пламенные художники-патриоты,
борющиеся в рядах демократической
армии Маркоса.

Месяца три назад полиция Франко
арестовала руководителей компартии
и партизанского движения в Галисии.
На этот удар’ испанские партизаны от-
ветнли занятием ряда деревень, каз-
нью  фалангистских преступников.
уничтожением налоговых докумевтов
О их мужественной борьбе мир узна-
ет из пламенных писем, корреспон-
денций, проникающих через полицей-
‘ские. кордоны. из произведений писа-
	.   Великая Октябрьская оциалисти-
Беская революция возродила народ-
	ное искусство, привела к расцвету
	все национальные культуры. Co-
ветская государственная и -SKOHOMH-
ческая система, принципы которой
сформулированы в Сталинской Кон-
ституции — величайшем документе
нашего времени, дает все возможно-
сти для невиданного расцвета народ-
ного искусства, стимулирует его. и
побуждает к нему.
	В июне 1930 года в докладе на
Х\УТ сезде партии товариш И. В.
Сталин дал гениальное освещение
напионального вопроса. «Может по-
казаться странным, — TOBOPHJI OH,—
что мы, сторонники слияния в буду-
шем национальных культур в одну
обитую (и по форме и по содержа-
нию) культуру, с одним общим язы-
ком, являемся вместе с тем сторон-
никами расцвета национальных куль-
тур в данный момент, в ‘период дик-
татуры пролетариата. Но в этом нет
ничего странного. Надо дать нацио-
нальным культурам развиться и раз-
вернуться, выявив все свои потенции,
чтобы созлать условия для слияния
их в одну общую культуру © одним
общим языком. Расивет националь-
ных по форме и социалистических по
содержанию культур в условиях дик-
татуры пролетариата в одной стра-
не для слияния их в одну общую
социалистическую (и по форме и по
содержанию) культуру с одним об-
шим языком, когда пролетариат нобе-
дит во всем мире и социализм вой-
дет в быт, — в этом именно и со-
стоит диалектичность Ленинской по-
становки вопроса © национальной
культуре».
	В те дни в Москве проводилась
3-я олимпиада театров и искусства
народов СССР — тапорт многонацио-
нального советского искусства ХУ
с езлу партии. Товарищи Сталин, Ки-
ров. Орджоникидзе, Жданов, сотни
депутатов партс’езда посетили спек-
такли олимпиады. Успех ее был
огромным, международным. На ней
были представлены театры четырнад-
цати народов. Одновременно прово-
длились киноолимпиада © участием
всех национальных киностудий, ce-
рия концертов народного творчества,
выставка живописи и народного иИс-
кусства. Всего в олимпиаде участво-
вало до 25 национальностей. Это была
первая встреча Москвы с такими ма-
стерами, как А. Хорава и А. Васадзе,
И. Жданович и Г. Глебов, Тамара
Ханум и А. Хидоятов, А. Аветисян и
В. Вагаршян, Марзия Давудова и
Сидги Рухулла...
	Великолепные декады отдельных
национальных отрядов советского ис-
кусства полно и глубоко раскрыли
картину возрождения и небывалого
расцвета самобытной культуры на-
ших народов. Фестивали народного
танца. ыставки народного творче-
ства. смотры  музыкально-хореогра-
фической самодеятельности обогати-
ли нас бесконечно. «Арсен» и «Даи-
	си»,  <«Жалбыр» и «Кыз-Жибек»,
«Гюльсара», «Наталка-Полтавка»,
«Ду rym», «Кер-Оглы»... А какие
	богатства раскрылись в области тан-
ца! От пламенных армянских, грузин-
ских. узбекских плясок советского
Юга — до виртуозной, остроумней-
шей «борьбы малышей» народов Край-
него Севера. От белорусского «кры-
жачка» и «лявонихи» до корейских и
нанайских танцев Дальнего Востока.
`Лаже широко как будто бы известный
русский и украинский народный та-
нец раскрылся в совершенно _ новых
оттенках, ранее не известных. Профес-
сионалы балета учатся и никогда не
перестанут учиться своему искусству
У народов нашей страчы,
	‘’ Ряд замечательных выставок Ha-
родного творчества показал его вели-
колепный расцвет. На небывалую
высоту поднялось ‘украинское ковВ-
роделие. Содружество  худо’кни-
ков и колхозниц-ковровщиц, знаю-
ших старинную технику создания
ковров, секреты фастительных кра-
сок и т. д. породило такие шедевры,
как ковры «Жатва», «Яблоня» и др.
Не менее ярко ‘возрождение ‘урк-
менских, узбекских, кавказских KOB-
ровых промыслов. Колхозное изоби-
‘лие вновь вернуло к жизни старин-
	Советские художники всю свою
жизнь, все свое творчество отдают на
борьбу за торжество передовых идей
человечества. Оружием искусства они
служат великой и благородной цели
освобождения трудящихся от гнета и
эксплоатации. Вот почему каждому
из нас близки и дороги усилия и ус-
пехи тех представителей пропрессив-
ной интеллигенции зарубежных стран,
которые связали свою судьбу с наро-
дом; с высокими идеями, воодушевля-
ющими всех истинных  сторонникоз
мира и свободы. Их ряды еще не
столь многочисленны, но они растут,
крепнут и победят, ибо служат делу
великой Правды.

И не может не вызвать законное
Чувство возмущения деятельность тех
«художников», которые избрали для
себя низкую и подлую роль глаша-
таев человеконенавистничества и раб-
ства.

- Современное капиталистическое ис-
кусство проповедует насилие, отрав-
ляет ядовитым дурманом мистики н
всяческой патологии сознание трудя-
щихся масс, уводит их от жгучих
проблем современности в мир извра-
щенных и морально кастрированных
героев.

‚’ Американский «писатель»  порно-
граф и мракобес Генри Миллер, весь-
ма популярный среди  западноевро-
пейского мещанства, не так давно за-
явил, что он совершенню не интере-
суется судьбами мира, ибо у него
«свой личный мир и своя личная
сульба». Такова позищия тех, кто
твердит о независимости искусства от
политики, © его надклассовости и над-
партийности. Но и господа миллеры,
я полагаю. прекрасно сознают, что
их личные судьбы тесно связаны
и целиком зависят’ от судеб’ мира, от
сулеб человеческой культуры. А мир
и культура пойдут отнюдь He по
путям, начертанным идеологами сов-
ременного империализма.

За последнее время я посетил ряд
зарубежных стран, присутствовал на
международных кинофестивалях, зна-
комился с произведениями  иностран-
ных деятелей искусств. У нас, совет-
ских художников. принято оценивать
результаты творческого труда с точ-
ки зрения того, насколько они’ помо-
гают общему делу народа. Нас преж-
де. всего интересует, какие wien
вдохновляют искусство, к чему на-
правлены устремления писателей и
художников. И радостно отметить,
что голое наших зарубежных друзей.
смело обративмшихея в своем творче-
стве к темам борьбы, к подлинной
правде жизни, звучит все громче и

ительные леса. Нет ни одного и
на, где не возводились бы новые жи-
лые дома и общественные здания, где
не восстанавливались бы разрушен-
ные во время войны строения.

Приезжий, выйдя из здания вокза
ла, сразу погружается в атмосферу!
творческого созидательного трула. В
районе вокзала вырастают корпуса
многоэтажных жилых домов, опреде-
ляющих новые контуры привоззаль-
ной площади — своеобразного парад-
ного вестибюля города, Неподалеку :
от вокзала начинается главная маги-
страль столицы — Советская улина,
представлявшая собой еще нелавно
кривую; узкую улицу е беспорялдоч-
ной застройкой. Теперь здесь проло-
жена широкая. прямая аллея, вдоль
которой воздвигаются корпуса мону-
ментальных общественных зданий и
жилых домов.

Советская улица ведет к будущей
центральной площади городе, на ко-
торой также полным ходом разверну-
лись строительные работы. Здесь уже
возводится многоэтажное здание уни-
вермага, начато строительство злания
Госбанка. Выравнивается рельеф пло-
щади, подготавливаются новые строи:
тельные площадки,

Новый генеральный план преду-
сматривает устранение многих дефек-
тов дореволюционной застройки Мин-
ска. Как известно, в городе отсутетво-
вал архитектурно-выраженный обще-
ственный центр, крупные здания сто-
лицы были разбросаны по’ всему горо:
ду, не создавали целостных художе-
ственных ансамблей. Этот недостаток.
исправляется. На новой центральной
площади будет сооружено здание Со-
вета Министров БССР и воздвигнут
скульптурный монумент товарища,
Сталина. В ансамбль плошади войдут
уже выстроенные здесь монументаль-
ные злания ПК КП(б)Б и другие.
Поблизости от площади разбивается
центральный городекой парк.

Строительство ведется не только в
центральных районах Минска, Не-
узнаваемо  преобразились рабочие
окраины города. Близ крупных заво,
дов и фабрик, построенных уже после.
войны, выросли кварталы красявых и.
удобных домов е полным коммуналь-
ным благоустройством, с разветвлен-
ной сетью культурно-бытовых учреж-
дений.

Проектирование и строительство
нового Минска является для белорус-
ских зодчих замечательной градостро-
ительной школой. Опыт проводимых
в столице восстановительных и Pe
конструктивных работ переносится и
за другие города республики.

Вновь возрождаются на пепелищах
белорусские села. В них уже соору-
жено 365 тысяч новых благоустроен-
ных жилых домов,

Лицо белорусского села измени
лось коренным ‘образом, В далекое
прошлое ушли дореволюционные де-
ревеньки с узкими, кривыми улочка-
ми, поделеповатыми, вросшимнв в
землю избами, крытыми соломой.

Белорусские ‘архитекторы разрабо-
тали за .последние годы многочислен-
ные и разнообразные варианты плани-
ровки села. По их проектам строится
сейчас 1290 колхозных селенай. В
каждом селе создается общественный
пентр-—площаль, на которой распола-
гаются здания сельсовета, клуба, поч-
та, магазины. К площади ведут пря-
мые широкие улицы, обсаженные де-
ревьями. Перед фасадами.  простор-
ных, с болышими окнами домов, кры-
THX железом или .шифером, — . пали-
салники с изящной оградой. Дома бо-
гато украшены резьбой — колхозные
мастера, работающие в содружестве
€ архитекторами, внесли новые моти-
вы в старинный белорусский узор.

Сейчае Советская Белоруссия, от-
  менчающая вместе со всей страной

: День Сталинокой Конетитуции, гото
	BUTCA к празднованию своего тридца.
тилетнего юбилея. Этот праздник бе-
лорусский народ встречает в раснве-
те своих творческих сил. Ярким пол-
тверждением этому может служить
огромный размах восстановительных
и реконструктивных работ в респуб-
	` лике, в проведении которых почетно?
	место принадлежит архитекторам и
строителям.
		ные «сюзанэ», ранее почти выро-
дившиеся, Возродилось существую-
щее с дохристианских времен, но то-
же едва не загубленное капитализ-
мом, искусство чеканки и чернения
по серебру на Кавказе. Возродилась
ий северорусская чернь, и Мастерство
Мстеры. Хохломы, Холуя, особенно
Палеха. Примеры неисчислимы,
	Заживший счастливой. зажиточной
жизнью народ буквально рвется К
творчеству. Сотни тысяч  художе-
ственных кружков — драматических,
хоровых, музыкальных,  изобрази-
тельного искусства, художественно-
го чтения и т. д. — охватывают мил-
лионы рабочих и колхозников. Не-
давно прошедшая заключительная
декада театральной  самодеятельно-
сти профсоюзов. показала такой вы-
сокий уровень мастерства в лучиих
коллективах, который позволяет го-
ворить о стирании граней между са-
модеятельным и профессиональным
искусством. Художественная  само-
деятельность ежегодно дает новые
и новые кадры  профессиональному
театру, музыке, изобразительным
искусствам. Но характернейшей чертой
советских людей является то, что мно-
гие высокоодаренные участники худо-
жественной самодеятельности не стре-
мятся обязательно стать артистами-
профессионалами. Новый, социалисти-
ческий человек — многогранен. Пе-
ред ним нет препятствий, которые
помешали бы ему раскрыть свои твор-
ческие возможности, варвароки Уни-
чтожаемые капитализмом, Сам народ
творит свое искусство. И в народе
черпают наилучшие, наиболее яркие
свои краски и звучания художники-
	профессионалы.
	` Выставка произведений А. Бубнова в Москве. Картина «Бстречные»,
			Больше заботы о театрах
	чайно пестры. Есть театры, которые
платят за киловатт-час 9 р., Зр. 50 к,
и даже 4 р. 50 к. Театры зачастую, по
нейзвестным причинам, приравнивают
к торговым предприятиям.

Полтавские организации, например,
установили театру оплату за электро-
энергию по 4 р. 50 к. за киловатт-
час. Ежемесячно театр расходует на
электроэнергию несколько тысяч
рублей, Разве не следовало бы При-
менить К театрам тарифы, которыми
пользуются при оплате электроэнер-
гии культурно-просветительные учрг-
ждения, клубы, школы и т. д.

Нельзя не отметить, что киевскяе
городские организации предоставили
в распоряжение театров г. Киева не-
сколько хорошо оборудованных жи-
лых домов; Минские городские орга?
низации, несмотря на тяжелое поло»
жение в городе с жилищным фондом,
предоставили несколько квартир для
Русского драматического театра. Хо-
ропю разместили артистов Русского
драматического театра в г. Таллине,
Все эти примеры—<евидетельство вни.
мательного отношения местных пар:
тийных и советских организаций к
нуждам театров.

Но многочисленны, к сожалению, я
другие факты. Полное равнодушие к
жизни театра проявили в Самарканд-
ской области Узбекской ССР. По на-
стоянию ‘районных организаций, в свое
время в Хатырчи был создан пере»
движной драматический театр. Од-
нако вскоре после его создания Ун-
равление по делам искусств при Co
  вете Министров Узбекской ССР и
районные организации перестали ин
тересоваться его работой и жизнью
коллектива. А между тем в предо-
ставленном театру общежитии в те:
чение нескольких месяцев не было ни
дверей, ни оконных рам. Само теа-
тральное здание почему-то оказалось
в ведении Комитета культпросветуч-
реждений. Спектакли неоднократно
срывались потому, что электроетав-
пия выключала в театре свет.

Поражают факты невнимания К
вопросам театрального искусства в
Черниговской области. Здесь на вю
область существует лишь один обла-
стной драматический театр. Помеше-
ние ему предоставили плохое, да к
тому же на окраине города. Театр не
выполнил производственный план Ef
оказалея в полгах. И вот вместо то:
	го, чтобы помочь театру, областные
организации вместе с областным @T-
лелом искусетв решили его закрыть.
И только поеле вмешательства Ко-
митета по делам искусетв при Сове-
те Министров Украинской ССР здесь
залумалиеь над тем, как сохранить
единственный в облаети театр.

Нуждаются в поддержке и театры
юного зрителя, проводящие большую
воспитательную работу. Однако в г.
Свердловске отдел искусств и мест-
ные организации не помогают Тюзу
‘привести в порядок свое злание, при:
шедшее в полную негодность, Сани-
тарная и противопожарная инспекции
города запретили театру работать в
этом помещении. Ремонт здания На-
чалея еше в 1945 году, но до сих пор
не закончен.

Конкретная помощь, к примеру,
может быть оказана театрам в расхо-
max по содержанию зданий. Сами теа-
тры не всегда могут осуществить до-
рогостоящий ремонт. Эксплоатация
зданий таких театров, как Иваноз-
ский, Новосибирский оперный, тре-
бует очень больших расходов,

В Пекенте (Узбекская ССР) мно-
гие артисты вынуждены были поки-
нуть театр, так как им ве предоста-
вили квартиры. Характерно, что В
течение пяти месяцев представители
Узбекского управления искусств и
районные работники не посмотрени
ни одного спектакля своего театра.
Не предоставляют жилплощади ра:
ботникам Тюза горолские организа-

ции Владивостока и Аабаровска. Из-
за этого театры не могут пригласить
квалифицированных актеров и режис-
серов и укрепить свои творческие
коллективы.

Для того, чтобы театры могли вы-
полнить свои болышие и ответетвен-
ные задачи, необходимо, чтобы их
жизнью и работой повседневно инте-
ресовались не только органы Коми-
тета по делам искусств на местах, но
и местные руководящие организации.
Они должны оказывать театру по-
вседневную помощь и создавать необ-
ходимые условия для успешного вы-
полнения поставленных перед театром
	Ф. ЕВСЕЕВ.

В марте этого года правительство
приняло решение о сокращении госу-
дарственной дотации. Это решение
способствовало оздоровлению  худо-
жественно-творческой и хозяйствен-
ной деятельности театров.

Прошло восемь Месяцев работы
театров в новых условиях, Сейчас
уже можно назвать ряд коллективов,
добившихся значительных творческих

` успехов. Такие театры, как Москов-

ский им. Ленинского комсомола, Те-
атр им. Л. Украинки в Киеве, Черно-

`’вицкий драматический театр, Кали-

нинский областной драматический
театр, Ульяновский областной драма-

’тический театр и другие, не только

выполнили, но и перевыполнили свои
планы.

Количество новых постановок во
втором и третьем. кварталах ны-

нензнего года увеличилось почти в

два раза. Только в московских и ле-
нингралских театрах за 1948 г. будет
выпущено 138 премьер вместо 80,
выпущенных в 1947 голу. Как пра-
вило, в болышинстве театров стали
обычным делом параллельные спек“
такли в клубах и домах культуры.
	Многие районные и Колхозно-совВ”
хозные театры, Одесский, Балтекий,
Константиновский, Днепропетров-
ский, Горловский театры Украинской
ССР, Зайсанский и Павлодарский
колхозно-совхозные театры Казахской
ССР, несколько театров Узбекской.
ССР перевыполнили в летний период.
план.

Естественно, что при такой интен-
сивной деятельности театры очень.
нуждаются в повседневной помощи
местных управлений искусств, пар-
тийных и советских организаций. Ус-
пешная деятельность театров вые
во многом зависит от того, в какие
условия поставлены они в городах и
селах, от того, как выполняются на
местах решения партии и правитель-
ства по вопросам искуства.

Известны факты, когда благодаря.
большому вниманию со стороны пар-
тийных и советских организаций раз-
рушенные во время войны театраль-
ные здания восстанавливались B KO-
роткие сроки, В г, Воронеже област-
ной театр драмы был восстановлен в.
течение полутора лет и стал еще бо-
лее красивым и удобным, чем был до
войны, Там же, в Воронеже, театр
музыкальной комедии был восста-
новлен в течение года. С помошью
местных организаций  восстанавли-
вается сейчас областной Teatp B
г. Калинине. Мы знаем, какое боль-
нюе внимание уделяли районные ор-
ганизации Сталинского района г. Мо-
сквы, Московский Совет и MK
ВКП(б) строительству  драматиче-
ского театра в Сталинском районе. И
здание этого театра действительно
стало украшением oafioua.

Немаловажную роль в повышении
посещаемости театров играет  со-
стояние городского транспорта. Еели
местные организации приходят на
помощь театру в этом деле, то, есте-
ственно, повышается и посещаемость
спектаклей. Можно привести следую-
щий пример. В городах Тбилиси, Чеъ-
новцы, Калинине местные советские
организации позаботились о спецналь-
ной подаче транспорта к началу и
концу спектаклей. Это немедленно
дало определенный эффект.

В некоторых областных и районных
центрах Украины автотранспорт пре-
доставляется театрам для поездок со
спектаклями в районы и колхозы.

Но бывает и так, что местные ор-
ганизации не обращают внимания’ на
тяжелое положение, в котором нахо-
дится тот или иной театр. Нередки
случаи, когда театральный  коллек-
тив живет и действует вне поля
зрения городского или районного Со-
вета. Обратимся к фактам. В городе
Калининграде театр расположен на
окраине, добраться до него зрителям
очень трудно. Никто здесь не забо-
тится об организации хорошего <0об-
щения между театром и городскими
районами. Это — одна из причин ела-
бой посещаемости театра.

В г. Полтаве существует Областной
драматический театр им. Гоголя, спэк-
такли которого высоко оцениваются
и зрителями и прессой. Однако те-
атр преимущественно  посещается
лишь теми, кто живет в ближайших
кварталах, Жители отдаленных от
театра улиц не посещают спектаклей,
так как транспортного сообщения нет.

Не последний вопрос в бюджете те-
атра и оплата электроэнергии. На это
расходуются coTHH тысяч рублей.
Уместно отметить, что тарифы на
электроэнергию по стране чрезвы-

:

Памятники зодчества
	В Москву возвратилась экспедиция
Института истории искусств Акаде-
мии наук СССР, изучавшая памятнч-
ки зодчества  Северо-Осетинской
АССР.

В беседе с нашим корреспондентом
руководитель экспедиции кандидат
архитектуры И. Мамиев сообщил:

— Произведенные нашей экспеди-
цией обследования и обмеры показа-
ли, что территория Северной Осетии,
особенно горные районы республики,
богата архитектурными памятниками,
представляющими крупную научную
и художественную ценность.
	Экспедиция обследовала также ряд
древних сооружений военного назна-
чения — оборонительных башея, кре-
постных стен, домов-крепостей и т. ц.
	Советская культура сложилась и
растет, как великое содружество
многих десятков национальных куль-
тур, каждая из которых расцветает
во взаимодействии с остальными,
Многомиллионный русский народ, вы-
несший на своих плечах основную
тяжесть борьбы с самодержавием и
проложгвтий другим народам путь
к сопиализму, оказал и продолжает
оказывать могучее идейное влияние
на искусство других народов. Ието-
рия театра и драматургии иллюстри-
рует это яркими примерами, Великий
драматург армянского народа Г. Сун-
дукян, основатель первого  грузин-
ского театра и первый драматург-
реалист Грузии Г. Эристави, осново-
положник азербайджанской  драма-
тургии М. Ахундов, классик мол-
давской литературы К. Негруцци,
великий латытиский поэт и драматург
Я. Райнис. классик осетинской дра-
матургии Е, Бритаев, татарский поэт
А. Тукай. основоположник комий-
ской литературы И. Куратов и мно-
гие другие были убежденными сто-
ронниками боевого союза с русской
демократией и испытали на себе
мощное воздействие русской демо-
кратической культуры и искусства.
	Паиболее ярким примером такого
воздействия в области театра за по-
слелнее время явилось глубокое
влияние творческих принципов К, С.
Станиславского на все национальные
театры СССР. В этом нет ничего
неожиланного, если идет речь, на-
пример, о белорусском или латыш-
ском театрах, которым. всегда близка
	была «система» МХАТ. «Для нас, ла-
	тышей, — писал недавно Э. Смиль-
гис. — понятие © русском театре
всегда было связано с именем Худо-
жественного театра. У него мы преж-
де всего учились доносить до зрите-
ля глубокие социальные проблемы,
брали все то новое. чем обогатил
этот театр мировое сценическое ис-
кусство».
	Ззнаменательно также высказыва-
ние А. Васадзе: «В нашей работе
основные положения системы К. С.
Станиславского. помогающей актеру
находить творческие пути к ецениче-
ской правде, сочетаются е глубоки-
ми традициями грузинского искус-
ства. Многому научившись у Стани-
славского, мы стали увереннее рабо-
тать над созданием театра, нацио-
нального по форме и социалистиче-
ского по содержанию...»,
	СТ М
			ro = &) @& cea TO KC.
	бреет ЗН — sr Te
	МИНСК
п или

старых традиций и наелоений, вызван-
ных тлетворным влиянием упадочного
буржуазного искусства.

Тем отраднее отметить. что в Те-
атре, живописи‘и музыке стран новой
демократии все сильнее и сильнее
звучит настоящая правда жизни.

Особенно больших успехов достиг-
ла чехословацкая кинематография. В
1947 году на экраны было выпущено
17 чешских и один словацкий фильм.
Среди них нужно выделить такие
картины, как «Сирена» К. Стеклего,
получившая премию на международ-
ном кинофестивале, «Похищенная
граница» И. Вейссе. «Кракатит» та-
лантливого, но не вполне освободив-
шегося от формалистических уклонов
режиссера Вавра и др. Любопытно
отметить, что «Сирена»—вторая рабо-
та Стеклего, а Вейссе своим филь-
мом впервые дебютировал в кино,
так же как и мололой режиссер Б. Зе-
ман, поставивший удачный фильм
«Мертвый среди живых». Кинемато-
графия Чехословакии, как и Польши
и ряда других стран, имеет свое,
четко выраженное лицо, резко отли-
чающееся от голливудекой  продук-
ции, еще и сейчас в больших количе-
ствах проникающей на экраны Цен-
тральной и Юго-Восточной Европы.

a

Во всех странах мира растут ряды
борцов за дело демократии и прог-
ресса. И никакие преследования, по-
лицейские репрессии, никакой разгул
реакции не могут подавить их волю к
борьбе. Они находят моральную опору
в самом передовом и прогрессивном
искусстве мира—советском искусстве.

«..Даже простой факт существова-
ния «большевистского государства»
накладывает узду на черные силы
реакции, облегчая угнетенным  клас-
сам борьбу за свое освобождение», —
писал товарищ Сталин к десятилетию
Великой Октябрьской  социалистиче-
ской революции.

Советская страна недавно отпразд-
новала 31-ю годовщину своего суще-
ствозания. Разгромив в жесточайших
битвах. равных которым не знала
история, вооруженные до зубов фаши-
	стские полчища, СССР в послевоен-
ные годы вновь явил миру невилан-
ный зазмах хозяйственного  строи-
тельства, расцвет новой, националь-
ной по форме, социалистической по
содержанию, культуры. Торжествен-
	HO и радостно отмечают День
Сталинской Конституции  вароды
CCCP.
	Незыблемым утесом высится могу-
чая советская держава. освещая све-
том победовоеных идей Маркса —
Энгельса — Леннна — Сталина путь
борьбы для восх угнетенных наро лев,
вдохновляя их на подвиги во имя тор-
жества подлинной свободы и счастья.
	М. ЧИАУРЕЛИ
х
	ярче, заглушая злобный вой и клеве-
ту прямых пособников реакции, всех
и всяческих мракобесов, декадентов,
формалистов, поставщиков убогого
чтива и жалких «развлечений».

На весь мир прозвучал призыв про-
грессивной` интеллигенции 56 стран,
приславших своих. представителей на
Всемирный конгресс деятелей  куль-
туры в защиту мира, состоявшийся
	‘недавно во Вроцлаве. Делегаты СТА
	и Южной Америки, Азии и Африки,
европейских стран-Англии, Франция,
Италии и других, клеймя преступную
политику развязывания новой войны,
привели немало фактов, свидетельст-
вующих о росте демократических тен»
дленций в творчестве передовых ху-
дожников мира.

Призыв к борьбе за мир и демокра-
тию, прозвучавший на Конгрессе, по-
нятен миллионам простых людей ми-
ра. Только до меднолобых прислуж-
ников капитализма не доходит он, по-
тому, что глухие к голосу правды не
хотят ее слушать.

Люди. сердна которых открыты для
зова истины, претворяют свое стрем-
ление к правде в мужественные и
смелые дела,
	Распоясавшаяся реакция, — исполь-
зуя послушный ей аппарат власти,
об’являет гонение на прогрессивных
кинодеятелей Америки. Но в ответ
	на это лучшие из них заявляют во
всеуслышание, что будут попрежнему
верны своим передовым принципам, И
на стороне этих мужественных, чест-
ных людей-— многие тысячи американ-
цев.

Правительство Франции, в котором
участвуют люди, называющие себя
«социалистами», бросает вооружен-
ные танками и пушками войска
против бастующих горняков. Но вме-
сте с трудовым людом на помощь
героям-забастовщикам приходят мно-
гие видные представители художест-
венной интеллигенции принимающие
деятельное участие в сборе средств
для поддержки горняков.

Не так давно мне пришлось побы-
вать на выставке изобразительного
искусства современных французских
художников. Живопись и скульптура
сегодняшней = «маршаллизированной»
Франции—это. в основном,  оголен:
ная форма, прикрывающая темы сим:
волические и фантастические, прида-
ющая расплывчатые очертания  «на-
строениям» и «эмоциям» художника,
	Северной Осетии
	Особенно много таких сооружений
расположено в районе Куртатинского
ущелья. У южного входа в ущелье
была обнаружена неизвестная до сих
пор старинная крепость, встроенная в
скалу. Поверхность ее покрыта боль-
шим количеством бойниц и сводчаты»
ми окнами.

К числу ценных открытий, елелан-
ных экспедицией, должна быть отне>
сена необычная по замыслу площадь
в селении Лисри (Алагирское: ущ®+
лье). Вокруг этой площали располо-
жены главные сельские сооружения—
родовые башни, многоэтажные святи-
лища и т. д. В результате тщатель-
ного изучения этой площали мы при
шли к выводу, что она представляла
собой место для зрелищ, свозобраз-
ный театр под открытым небом.
	Понкурс на эскизные проекты сельских клубов
	}, “wi А. Гегелло.
иметь! Проекты
	Конкурс будет проводиться Союзом
советских архитекторов, члены KOTO-
рого окажут квалифицированную по
мощь строительству сельских «лу:
бов, ет

Утвержден состав совета жюри
конкурса во главе с действительным
членом Академии архитектуры СССР
	Нроекты на конкуре должны быть
	  Комитет по делам а при
Совете Министров СССР одобрил ус-
 ловия и программу открытого кон-
`’ курса на эскизные проекты зданий
  для клубов РСФСР, Украины и Бе-
  лоруссии.
	Условия конкурса предусматривают
проектирование клубных зданий со
`зрительными заламн Ha 100, 200, 300
и 400 мест. Клубы должны иметь
просторные фойе, читальные залы.
	кинопроекционные установки, радио.! 1949 года.
	читальные залы,   представлены не позднее 15 февраля