ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТВСЫ
				ОВЕТСКО

К.
		Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
	Су
		ббота, 18 декабря 1948

ПРЕОДОЛЕТЬ ОТСТАВАНИЕ maT Памяти в великого летчика

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ет

B. tl. Чкалов. Работа скульптора»
В. Иванова
		Изобразительное искусство страны
социализма неуклонно  совершен-
ствуется и растет вместе с пол’емом
материального благосостояния и
культуры народов Советского Союза.
	Однако, несмотря на ряд бесспор-
ных творческих успехов советского
изобразительного искусства за по-
следние годы, оно все еще отстает от
задач нашей современности, не впол-
не удовлетворяет возросшие духовные
потребности народа. Одной из важных
причин такого отставания являются
серьезные недостатки в развитии ере-
ди деятелей изобразительного искус-
ства критики и самокритики, совер-
шенно неудовлетворительное состоя-
ние теоретической работы в области
изобразительного искусства. Плохо
разрабатываются вопросы социалисти-
ческой эстетики. Научные сотрудники
институтов истории искусств Акаде-
мии наук СССР, Академии художеств
и других научно-исследовательских
	учреждений (Государственная Третья-
	ковская галлерея, Ленинградский Эр-
митаж, Русский музей и др.) до сих
пор еще мало участвуют в разработке
важнейших проблем = эстетической
теории, научные планы некоторых из
НИХ все еще оторваны OT жизни и
актуальных вопросов советского
искусствознания. Как показали 06-
суждения ряда вышедших за поелед-
нее время изданий, работы отдельных
искусствоведов не свободны от пе-
режитков буржуазного об ективизма и
космополитизма, в них нередко ска-
зывается слепое преклонение перед
иностранными «авторитетами».
	В массовой библиотеке издатель-
ства «Искусство» установилась дур-
ная традиция давать неумеренно вы-
сокие оценки всякому, даже третье-
степенному художнику. прошлого. Все
	они, по утверждению авторов и PC-
дакции, — «глубокие реалисты», «от-
	ражают народные чаяния». Даже са-
лонный живописец К. Маковский
преобразился в интерпретации издате-
лей массовой библиотеки в реали-
ста «по духу, по крови и плоти»
(Л. Тарасов, «Константин Маков-
ский», 1948). Е Мроз, стараясь пока-
зать достоинство творчества Федора
Толстого. не находит ничего лучше-
	~ $.
го, как сослаться о на «авторитет»
	австрийского канцлера Меттерниха.
Наша художественная критика не
сумела возглавить борьбу за высокую
идейность и богатство изобразитель-
ного искусства, слабо боролась с
формализмом и натурализмом, не полд-
няла свой голос против буржуазных
пережитков в практике отдельных со-
ветоких художников. Некоторые дея-
тели нашего художественно-критиче-
ского фронта далеко не изжили
пороки, ‘свойственные буржуазной
критической литературе. Совсем не-
давно еще раздавались голоса крити-
	ков, явно симпатизирующих форма-
лизму в искусстве (выступления на
дискуссии о натурализме в МОССХ).
Преклонение перед западными «мет-
рами» декаданса, эстетство, импрес-
сионистическая сумбурность сужде-
ний, рецидивы идеалистического по-
нимания искусства и задач художни-
ка — все эти явления дают еще о се-
бе знать как на страницах специаль-
ной печати, так и в устных выступле-
ниях искусствоведов. Отсутствие
партийной остроты и принципиально-
сти в постановке вопросов, недоста-
ток марксистско-ленинской теоретиче-
ской закалки, боязнь двигать вперед
теорию искусства — все эти пороки
нашей критики обнаружились на не-
давнем собрании критиков в MOCCX,
посвященном обсуждению статьи «К
НОВЫМ успехам советского изобрази-
тельного искусства», опубликованной
в газете «Культура и жизнь». Общее
слабое состояние изокритики сказа-
лось также в работе журнала «Искус-.
ство» и газеты «Советское искусст-,

На их страницах редко печата-
ются теоретические статьи, плохо от-
ражается художественная жизнь пе.
риферии.

Причина серьезных недостатков
нашей критики состоит в том, что
критики и искусствоведы слабо знают,
жизнь, мало знакомы © характером
тех великих преобразований, которые
ежелневно и ежечасно происходят В
вашей стране. Критика ece еще
‚оторвана от насущных потребностей
народа, не учитывает его возросшихь
культурных потребностей.

Среди художников редко бывают
творческие дискуссии, нет горячих.
споров об искусстве, в которых, Kak
известно, рождается истина. Если же

Сессия Академии
	25 декабря в Москве. открывается
третья сессия Академии художеств
СССР. После вступительного слова
президента Академии А. Герасимова
участники сессии заслушают ряд до-
кладов, посвященных вопросам тео-
рии и критики изобразительного ис-
кусства. :

Доклад на тему «Борьба за социа-
листический реализм в советском
изобразительном искусстве» сделает
член-корреспондент Академии хуло-
жеств СССР П. Сысоев. 26 “декабря
будут заслушаны доклады;  члена-
корреспондента Академии художеств
СССР. А. Лебедева — «Состояние и
	Десять лет назад при испытании
нового самолета погиб великий лет-
чик ‘нашего времени, доблестный сын
народа, Герой Советского Союза
Валерий Павлович Чкалов.
	Накануне своей гибели, 14 декабря
1938 года, В. П. Чкалов писал:
	‚«Законной гордостью наполняются
сердца миллионов трудящихся при
мысли о славной советской авиации,
несущей на своих крыльях мир,
свободу, культуру и прогресс всему
человечеству». .

Образ любимого летчика навсегда
сохранился в сердце народа, он вдох-
новил многих художников, скульп-
торов, работников кино, воплотивших
в своих произведениях его черты, и
отдельные моменты его жизни и дея-
тельности. Серию живописных порт-
ретов В. П. Чкалова создал художник
М. Штейнер, Кукрыниксы посвятили
ему свою композицию «Чкалов на ост-
рове Удд», скульптор А. Кикин за-
печатлел облик В. П. Чкалова в
бронзе, скульптор И. Менделевич —
в мраморе. Режиссер М. Калатозов
поставил большой художественный
фильм «Валерий Чкалов».
	Десятилетие со дня гибели В. П:
Чкалова широко отметили трудящи-
еся во всех уголках страны.
Москве, Ленинграде, Риге, Львове,
Горьком и многих других городах,
на фабриках и заводах. в колхозах
состоялись собрания, посвященные
его памяти. Проведены доклады, орга-
низованы выставки, отражающие
жизнь и работу летчика-патриота.

В Ленинградском доме ученых
имени Горького после доклада соб-
равшимся была показана специаль-
ная литературно-музыкальная  ком-
позиция «Валерий Чкалов»,  подго-
товленная ‘артистами Государствен-
ной филармонии. В городе Чкаловак—
на родине героя — в районном доме
культуры после собрания выступили
участники кружков художественной
самодеятельности, исполнившие лю-
бимые песни В. П. Чкалова и стихи
о нем. Во Львове, Риге и во многих
других город и селах страны в
	общение критика с художником и
имеет место, то оно часто сводится к
одним комплиментам по адресу мас-
тера.

До сих пор He ‘существует об’еди-
нения искусствоведов и критиков
всего Союза. В этом сказалась недо-
оценка значения критики со стороны
Оргкомитета ССХ. А между тем та-
кое об’единение крайне необходимо.
	ВБ его идейной и организационной
поддержке нуждаются много-
численные периферийные кадры
	искусствоведов, часто предоставлен-
ные самим себе.

` Совершенно недопустим разрыв.
между историей искусств и современ-
ной критикой. Историков искусств
отличает, как правило, академическое
бесстрастие к практике художников-
современников. Они оказываются не в
состоянии применить свою эрудицию
и методы научного исследования к
материалу современного искусства.
Характерно в этом отношении, что да-
же ряд искусствоведов, в свое время
выступавших в печати как критики
(проф. Н. Язорская, Н. Коваленская,
Н. Машковцев и др.), сейчас факти-
чески устранились от участия в по-
вседневной критической деятельно-
сти.

С другой стороны, критики-профес-
сионалы нерелко считают для себя
необязательным применять метод
научного анализа к расематриваемым
произведениям советского искусства,
не ставят принципиальных проблем
его развития, под неумеренной рито-
рикой своих статей скрывая  отсут-
ствие реалыного теоретического со-
держания. Этим грешат многие статьи
Л. Варшавского, М. Сокольникова,
В Костина и mp.
	Работа по подготовке мололых кад-
ров искусствоведов ведется Hey 20B-
	летворительно. На искусствоведче-
ских отделениях ряда наших универ-
	ситетов (Москвы, Ленинграда и дру-
гих городов) плохо поставлено препо-
давание основ социалистической Зете-
тики и истории советского искусства.
Совершенно недостаточна связь тео-
ретических курсов с практикой наше-
го искусства, плохо налажена чепо-
срелетвенная работа’ студентов над
	художественными памятниками, им He
прививаются навыки и любовь к кри-
тической деятельности. Нередки еще
случаи, когда студентам преподносят-
ся давно устаревшие искусствоведче-
ские концепции, основанные на недо-
оценке отечественного искусстза.
	Правления творческих союзов и в
первую очередь Оргкомитет ССХ,
МОССХ, а также редакции специаль-
ных художественных органов недо-
статочно активно выдвигают MOVIO-
дежь, работающую в области худо-
жественной критики, не занимаются
воспитанием новых кадров критиков,
относятся к ним недоверчиво, а порой
и пренебрежительно.

У нас существуют все необходимые
условия для того, чтобы устранить
отмеченные ‘недостатки в области изо-
критики. Открывающаяся на-днях сес-
сия Академии художеств и готовя-
щийся Всесоюзный с’езд художников
должны обсудить вопрос о положении
критики со всей остротой и больше-
вистской принципиальностью-
	Задачи советекой критики неотде-
лимы от общих задач дальнейшего
развития советского искусства. Ее
основным принципом является прин-
пип партийности. А это значит, что в
подходе к,искусству критик должен
исходить из основной задачи нашего
общества, из коренных интересов на-
рода — интересов борьбы за комму-
низм. Только с таких позиций он мо-
жет правильно оценить передовое
илейное содержание того или иного.
произведения искусства, его правди-
вость, его художественную  значи-
мость.

Советская критика должна бороть-
ся за передовое реалистическое на-
правление в искусстве, за искусство.

понятное и любимое народом, — ис
кусство социалистического реализма.

Советская критика должна быть.
	беспощадной при разоблачении Wy
дых буржуазных влияний, рецидивов
формализма ‘и натурализма в нашем,
искусстве.

Советский критик — Это публицист,
пламенный пропагандист передовых
идей партии Ленина—Сталина, идей
социалистического государства. Bae-
сте с художником он вляется идей-
ным и художественным воспитателем
широких трудящихся масс в духе ком-
мунизма.
	художеств СССР
	залачи советской художественной
критики», кандидата искусствоведче-
ских наук Б. Веймарна — «Пробле-
ма национального в изобразительном
искусстве». Доктор искусствовелче-
‚ских наук А. Федоров-Давыдов сле-
лает доклад на тему: «Задачи созда:
ния трудов по марксистско-ленинской
истории русского искусства».

27 и 98 декабря— прения по докла-
дам. 29 декабря на закрытом / заседа-
нии будут произведены выборы дей-
ствительных членов и членов коррес-
пондентов Академии \удожеств
СССР.

У композиторов Украины
	расширенный — плевум
	правления Союза советских компози-
торов Украины. Пленум полвел пер-
	вые итоги работы по реализации
исторических указаний партии но во
просам музыки.

С отчетным докладом выступил
председатель правления союза Г. Ве:
ревка. =

— После опубликования историче-
ского постановления ЦК ВКП(б) и
постановления ЦК КП(б)У по вопро-
сам музыки, — сказал докладчик, —
украинские композиторы создали ряд
новых реалистических ‘музыкальных
произведений. Особенно заметны ус-
пехи, достигнутые в песенном, хоро-
вом, кантатном жанрах, а’ также в
жанре программно-симфонических про-
изведений. В актив композиторов Ук-
раины следует отнести <симфонию
	«Киев» А. Зноско-Боровского, симфо-
	ническую поэму «Освобожденная УК-.
раина» В. Рыбальченко, кантату «Ска-
зание о герое-комсомольце» Г. Жуков-
ского, цикл романсов молодого ком-
позитора Н. Дремлюги на слова Пав-
ло Тычины и Вл. Сосюры, баллады
для голоса с оркестром композитора
А. Лазаренко на тексты советских
поэтов и др. Над  реалистическими
произведениями работают сейчас ком-
позиторы, прошлое творчество  кото-
рых было подвергнуто критике в
исторических партийных документах
как формалистическое, Так, Г. Тара-
нов написал симфонию для оркестра
	народных инструментов, Б. Лятошин-
ский заканчивает 3-ю симфонею, ра-
ботает нал хорами а сареЦа и боль-
ппим вокально-оржестровым произве-
дением, ‘посвященным предстоящему
ХУГ с’езду -КП(б)У, М. Вериковский
пишет колхозную сюиту и работает
над оперными фрагментами по произ-
ведению «Бурьян» писателя А. Го-
ловко, а также над концертом для
фортепиано с оркестром. М. Гозенпуд
работает над циклом. романсов и хо-
pamu a capella. ТП. Козицкий написал
поэму о Сталине и ряд вокальных
произведений. Сейчас он пишет кан-
Тату, посвященную А. А. Жданову
(текст М. Рыльского).

За последние месяцы композиторы
создали немало оулачных массовых
песен. Многие из них стали популяр-
ными в народе. Таковы «Песня 0
Сталине» К. Данькевича, «Песня 0
заводе «Большевик» А. Штогаренко,
песни Пл. Майбороды, О. Сачдлера
и др. .

— Однако и сейчас, — говорит по-
кладчик, — в некоторых работах ком
позиторов и музыковедов встречаются
проявления формализма. Так, Г. Ве-
ревка’ упоминает формалистический
фортепианный концерт Ю. Рожавской,
проникнутые формализмом произвеле-
	ния композитора Задерацкого (Жито-
мир) и работу музыковеда Верегов:
ского «Об источниках музыкального
языка * украинских дум».

Г. Веревка вынужлен был также
констатировать, что до сих пор укра-
инские композиторы не создали пол-
ноценной советской оперы.

В своих содокладах ‘представи-
тели Днепропетровского, Одесско-
го, Харьковского, Ворошиловградско-
го: Сталинского и Львовского област-
	ных отделений союза отметили, что
деятельность композиторов после
опубликования постановления LIK
	ВКП(б) и ЦК КП(б)У значительно
оживилась. Вместе с тем, представи-
тели областей говорили о крупных
	недочетах в деятельности композито»я
ров и подвергли суровой критике.ра=
боту правления’ союза и-его секций.
Много упреков выступавшие адресо-
вали секции массовых жанров, кото-
рая подолгу задерживает ответы на
присланные произведения, а часто и
вовсе уклоняется от рецензирования
их.

—: Мы, украинские. композиторы, —
говорит т. Дунаевский (Сталино),—
еще не оправлали надежд шахтеров
Донбасса. Горняки не знают новых
произведений украинских композито-
ров, так как правление союза, его
секция пропаганды не позаботились о
популяризации этих. произведений.
Даже песни, написанные кю Дню
шахтера, горнякам не ` известны, —за=
являет т. Дунаевский. — Правление
ССК Украины не знает, как работают
композиторы в областях республики,
ибо связь е периферией слаба. Об
этом свидетельствует, например, и тот
факт, что одесские композиторы и
музыковеды по полтора года ожида-
ют разбора их заявлений о приеме, в
члены союза. Правление затягивает
организацию отделений союза в
Сталинской, Ворошиловградской, Чер-
новицкой и Закарпатекой областях,
где работает значительное число ком-
позиторов.

По докладу т. Веревки разверну
лись оживленные прения. В них при*
няли участие Ю. Мейтус, И. Козиц-
кий. К. Данькевич (Одесса), А. Што-
	гаренко, С. Орфеев (Одесса), П. Гав-
	риленко (Ворошиловград), Г. Фина-
ровский  (Харькоз), С. Людкевич
(Львов). А. Лебединец ^ (Харьков),
	О. Сандлер, А. Зноско-Боровский, А.
Филиппенко, председатель Комитета
по делам ‘искусств при Совете Мини-
стров УССР Н. Пашин и ap.

Предселатель оперной секции сою-
за Ю. Мейтус в своем выступлении
отметил, что даже такие композито-
ры, как Л. Ревуцкий, Б. Лятошин*
ский, П. Козицкий, М. `Вериковекий,
Д. Клебанов, В. Рыбальченко, авторы
крупных музыкальных полотен A.
Штогаренко, Н. Колесса и др., ‘мало
работают над созданием опер. Драма
турги, особенно ведущие говорит
т. Мейтус, — попрежнему считают
оперные либретто литературой’ второ-
го сорта. Только поэтому “у нас нет
хороших оперных либретто. .

О плохой постановке пропаганды
творчества композиторов говорили на
пленуме О. Сандлер, А. Зноско-Бо-
ровский, Г. Полонский и ap.
	А. Штогаренко’ подверг критике раз
боту Комитета по делам искусств при
Совете Министров УССР, который
плохо занимается развитием украин-
ской музыки. До сих пор в Комитете
нет руководителя музыкального уп-
равления, нет плана государственных
заказов на. 1949. год. .

Пленум принял резолюцию, в кото-
рой ‘отметил ряд существенных недо-
четов в деятельности украинских ком.
поектороз. Нленум признал необходи“
мым укрепить творческие связи пра»
вления с областными отделениями со-
юза и организовать отделения_в Ста-
лино и Воропиловграде..

С огромным воодушевлением уча:
стники пленума приняли приветствен-
ные письма великому вождю народов
И. В. Сталину, а также  руководите-
лю большевиков Украины Н. С. Хру-
шеву. 2 .
	КИЕВ. (Наш xopp.).
	ВО ВСЕСОЮЗНОМ
ЮБИЛЕЙНОМ
пинком КОМИТЕТЕ
	На-днях под  председательством
А. А Фадеева состоялось первое
заседание Всесоюзного юбилейного
комитета по проведению  150-летия
со дня рождения А. `С. Пушкина.

Член Всесоюзного юбилейного.
комитета профессор Б. С. Metinax
рассказал .о большой подготовитель-
ной работе, проводимой в Ленинтра-
де и Ленинградской области. В торо-
де Пушкин (бывшее Детское село)
будет открыта  Веесоюзная Пуш-
кинская выставка. :

Большим событием явится воссое-.
динение в г. Ленинграде пушкин-
ских фондов, ранее находившихся в
разных местах, широко развертывает-
ся пропаганда творчества великого
поэта. В Ленинграде будет открыта
выставка «Пушкин в иллюстрациях
советских художников», весной в
городе Ленина откроется Всесоюзная
конференция, посвященная — пробле-
мам пушкиноведения. Все издатель-
ства Ленинграда готовят юбилейные
издания произведений великого TH.
сателя, книги о его жизни и творче-
стве. Театры покажут новые юби-
лейные спектакли.

_ — Предстоящее празднование 150-
летия со дня рождения великого
русского поэта А. С. Пушкина для
псковичан имеет особое значение, —
сказал ‹ заместитель председателя
Псковского облисполкома тов. А. А.
Яковлев. — В Пушкино-Горском
районе нашей области находятся до-
ротие всем места, связанные © жиз-
нью и творчеством поэта: село Ми-
хайловское, Тригорское, Петровское,
Святогорский  монастыть, могила
Пупкина. Эти места, где каждый
уголок напоминает о поэте, являют-
ся государственным Пушкинским
запозедником Академии наук СССР.
До Великой Отечественной войны
сюда приезжали тысячи советских
  людей со всех концов страны.

Рень рождения поэта — 6 июня —
стал традиционным ежегодным Ha.
родным праздником трудящихся об-
ласти.

— В Украинской CCP, — сообщил
поэт Н. И. Терещенко, — создан
республиканский комитет пол пред-
седательством академика А. Е.
Корнейчука. При Союзе. советских
писателей Украины, Министерстве
просвещения и других организациях
созданы пушкинские комиссии. Гос-
литизлат республики подготовил к
печати ‘однотомник основных  произ-
ведений Пушкина на украинском
языке. Книга выйдет массовым ти-
ражом. Ряд отдельных произведений
поэта уже выпущен в свет. Изда-
	тельство ЦК комсомола Украины го-
товит книгу сказок и поэм Пушкина,
Союз ‹оветских писателей выпустит
	сборник стихов украинских поэтов
под названием «Венок Пушкину».
Юбилейный сбооник готовит изла-
	тельство Академии наук Украины.
В Одессе; Киеве и Каменке приво-
дятся в порядок пушканские места.
	С сообщениями на заседании вы-
ступили также П. Бровка (БССР).
Сарымсаков (Узбекская ССР) М.
	Ибрагимов (Азербайджан), С Мука-
нов (Казахстан), Плаудие (Латвий-
ская ССР), А. Тимонен (Карело-
Финская ССР), А. Токомбаев (Кир-
гизская ССР).

Выступавшие говорили также о
развернувшейся на местах большой
работе по подготовке к празднова-
нию 150-летия со дня рождения
А. С. Пушкина, творчество которо-
го оказало огромное влияние на ли-
Ттературу народов СССР.

обсуждении сообщений приняли
участие А. Фадеев, Д. Шепилов,
Ф. Головенченко, А. Герасимов, В.
Мухина, А. Еголин, А. Вознесенский,
Д. Благой, И. Берсенев, Т. Зуева.
И. Долматов, П. Лебедев и другие.
			` этот день на экранах демонстриро-
		вался Фильм «Валерий Чкалов».
	На ленинградском заводе  худо-
жественного литья «Монумент-
скульптура» закончено изготовление
монументального памятника  велико-
му летчику. Фигура В. П. Чкалова
высотой в 6 метров отлита ‘по проек-
ту лауреата . Сталинской. премии
скульптора И. Менделевича.

Памятник будет установлен в
Москве, на площади у Курского
вокзала.
	В Комитете по Сталинским премиям в области
искусства и литературы при Совете Министров СССР
	О выдвижении кандидатов на Сталинские премии
за 1948 год
		Комитет по Сталинским премиям в
	области искусства и литературы при-.
	намает представления произведений
искусства. и литературы на соискание
Сталинских премий за 1948 год до
15 января 1949 г.

К рассмотрейию принимаются зя-
конченные произведения искусства и
литературы, впервые опубликованные
	или исполненные в конце 1947 года и
в 1948 г
	Все предложения © присуждении
Сталинских премий за 1948 год Ha-
	правлять по адресу: г. Москва, Про-
езд. Художественного театра, 3, Ко-
	  митет по Сталинским премиям в об-
ласти искусства и литератеры. -
		Премьера оперы „Борис Годунов“!
	в Большом театре
		Е. Шумская (Ксения), Н. Ханаев
(князь Василий Шуйский), М. Михай-
лов (Пимен), Г. Нелэни (Самозванец),
М. Максакова (Марина ’`Мнишек),
В. Лубенцов (Варлаам), А. `Турчина
(хозяйка  корчмы), И. Козловский
(юродивый), Е. Вербицкая :(мамка)
И. Богданов (Шелкалов).
	16 декабря Болыной театр показал
премьеру — оперу «Борис Годунов»
Мусоргского. Постановка Л. Барато-
ва, художник Ф. Федоровский, дири-
жер Н. Голованов, полонез поставлен
Л. Лавровским. Главные партии ис-
полнили: А. Пирогов (Борис Году-
нов), Б. Златогорова (Федор),
	Вопросы литературы и искусства
в работах А. А. Жданова;
	и значение их для советского литера-
туроведения» — выступили: член-кор-
респондент Академии наук СССР Н.
Пиксанов и профессор Г. Бялый. О
борьбе < формализмом и космополи-
тизмом в советской музыке: говорил
член-корреспондент Академии наук
СССР М. Алексеев.
	ЛЕНИНГРАД. «Вопросы Е В
ры и искусства в работах А. А.
Жданова» — этой теме была посвя-
щена научная конференция, состояв-
шаяся в институте литературы Ака-
демии наук ССЕР. .

С докладами: «Выступления А. А.
Жданова на философской дискуссии,
	Покануне пленума правления
Союза советских композиторов
	В Москву с’езжаются участники
второго пленума правления Союза со-
ветских композиторов СССР. На пле
нум уже приехали первые делегаты:
композиторы Кара Караев и Ф. Ами-
ров — из Азербайджана Ш. Тактаки-
швили—из Грузии, Н. Финаровский—
из Украины, Г. Гасанов—из Дагеста-
на. В ближайшие дни приедут деле-
гаты Украины, в том числе_Г. Ве-
ревка, А. Штогаренко, К. Данькевич,
из Грузии—Ш. Мшвелидзе, Д. Ара-
кишвили, из Армении—А. Арутюняв,
‚В. Сатьян, Г. Чеботарян, из Эстонии
—3. Kann, из Латвии—Я. Медыньш,
из Литвы-—Таллат-Келпша и. лругие.

Второй пленум правления Союза со:
ветских композиторов откроется “21
декабря в 12 часов дня в. Большом
зале Московской консерватории. Пос-
ле вступительного слова Т. Хрення-
	ЛЕНИНГРАД. На открывающемся
21 декабря в Москве пленуме прав-
ления Союза советских композиторов
будет обсуждено творчество компо-
зиторов города Ленина.

Прелселатель правления Ленин-
градского отделения Союза советеких
композиторов лауреат _ Сталинской
премии В. Г: Соловьев-Седой в бесе-
де с корреспондентом ТАСС расска-
san:

— В нынешнем году ленингралны
создали ряд новых произведений. раз-
личных жанров. Часть из них будет
пролемонстрирована на пленуме в
столице. Это—нелавно законченная
	симфония В. В. Шербачева «Празл-
ничная увертюра», третий фортепиан-
ный концерт Л. А. Ходжа-Эйнатова,
	‚кова начнется прослушивание новых
	произведений советских композиторов.

Оно будет ‘проходить с 21 по 28
декабря в различных концертных вза-
лах Москвы.

27 декабря в Центральном доме
композиторов пленум заслушает док-
лад Т. Хренникова: «Первые итопз
работы советских композиторов и му-
зыковедов после постановления ЦК
ВКП(б) «Об опере «Великая дружба»
В. Мурадели». Прения по докладу и
обсуждение исполненных на пленуме
произвелений продлятся три дня—27,
28 и 29 декабря. На пленуме будут
также . рассмотрены и организацион-
ные вопросы.

В первых числах января состоится
заключительный концерт, в котором
	будут исполнены лучшие новые про-
изведения советских композиторов.
	кантата для солистов, хора и симфо-
нического оркестра «Флаг над сель-
советом», написанная композитором
О. С. Чишко по одноименной поэме
Алексея ° Недогонова. Творчество
И. И. Дзержинского будет представ-
лено поэмой для симфонического ор-
кестра о народном герое Ермаке. Го-
роду на Неве посвящен  вокально-
симфонический цикл Ф. А. Рубцова
«Ленинград» на текст поэтессы Оль:
ги Берггольц. Из новых камерных
сочинений будет исполнена концерт-
ная сюита для скрипки М. А. Глуха.
	На пленуме -будут также исполне-
ны новые песни Г. Н. Носова, М. Я.
Феркельмана и В. П. Соловьева-Се-
лого.
	Симфонии, кантаты, песни
	Пленум правления Союза
советских писателей СССР
	отметил А. Сурков, правдиво изо-
браженные в этой пьесе  человече-
ские характеры даны автором в ус-
ловной, нередко надуманной обста-
вовке, жизненные конфликты pa3-
решаются рациональным, умозритель-
ным способом.
	С. Муканов в докладе о кавзах-
ской литературе констатировал со-
вершенно неудовлетворительные pe.
зультаты работы драматургов Ка-
захстана. Казахские драматургпи до
сих пор не могут избавиться от не-
меренного пристрастия к легендар-

ным сюжетам, к есбытиям далекого
протилого. Известные писатели Ау-
9303, Мусрепов и др. He написали
	ни одной полноценной пьесы, поевя-
шенной проблемам современности.
Незрелые и художественно неполно-
ценные пьесы казахских драматур-
гов, как правило, не удерживаются
в репертуаре. Докладчик все же счи-
тает нажным выделить относительно
удачную, по его мнению, пьесу А.
Абишева «Дружба и любовь».
	Содокладчик С. Муканова Б. Гор-
батов также признал. что казахская
драматургия — один из Наиболее
отсталых участков советской  лите-
ратуры. Об’ясняется это  привив-
шейся у казахских драматургов тен-
денцией  схематизировать  жизнен-
ные процессы, а также их пассив-
ностью в изучении и освоении -тра-
диций великой русской литературы.
	В начавшихся 16 декабря прениях
по докладам тт. А. Сираса, И. Муй-
жниека и С. Муканова выступили
тт. М. Ибрагимов (Азербайлжан), К.
Зелинский (Москва), Б. Кербабаев
(Туркмения), Н. Золотарев (Якутия),
М. Ауэзов (Казахстан), Я. Нлаудие
(Латвия). И. Семпер (Эстония), А. То-
комбаев (Киргизия), А. Тимонен (Ка-
рело-Финская ССР), Амазаспян (Ар-
мения) и др.

Вчера < докладом о развитии совет-
ской драматургии после постановле-
ния ЦК ВКП(б) «О репертуаре дра-
матических театров и мерах по его
улучшению» выступил А. Софронов:
° В прениях по докладу тов. Софро-
нова выступили тт. Л. Ошанин, А.
Араксман   (Армения), Е. Хололов,
Л. Шаповалов, О. Леонидов. Работа”
пленума продолжается.

15 декабря открылея пленум
правления Союза советских  писате-
лей СССР.
	Пленум, посвященный важнейшим
вопросам фазвития литературы и
искусства, привлек большое внимание
советской художественной интелли-
генции. На заседаниях пленума при-
сутетвуют писатели всех союзных
республик, художественные руковоли-
тели крупнейших театров, деятели со-
ветской кинематографии. Кроме  то-
го, на пленум прибыли иностранные
гости — представители культуры си
искусства Болгарии, Чехословакии и
прогрессивный бразильский писатель
Жоржи Амаду. В президиуме пленума
—А. Фадеев, К. Симонов, Л. Леонов,
Вс. Вишневский, Б. Горбатов, А. Си-
рас (Армения), И. Муйжниек (Лат-
ния), С. Муканов (Казахстан) и др.

Открывая первое заседание плену-
ма, А. Фадеев предоставляет слово
для локлада о современной армян-
ской литературе тов. А. Сирасу.
	В своем докладе тов. А. Сирас, оха-
рактеризовав состояние армянской ли-
тературы, остановился и на вопросах
развития армянской советской драма-
тургии: Он подверг анализу пьесу
Г. Боряна «На высотах», . посвящен-
ную подвигам советских воинов В
трудные дни обороны Кавказа и уже
второй сезон < успехом идущую на
сцене республиканского драматиче-
ского театра им. Сундукяна, расска-
зал о пьесе «Девушка Араратской
долины», а. также о пьесе «Счастли-
вцы», удостоенной одной из пре: ий
конкурса на лучшие современные
драматические произведения. Эти
создания армянских драматургов, как
считает докладчик, свидетельствуют
о том, что театральная литература
Армении имеет определенные успехи.
Тем не\Менёе, как признает А. Сирас,
армянская драматургия все еще не
удовлетворяет требованиям зрителей
республики.
	Как отметил К. Симонов, выету-
пивший с содокладом 0 развитии
армянской литературы, писатели и
	праматурги Армении все еще не во:
полнили основных требований LIK
ВКП(б). Не случайно тов. Сирасу
пришлось зачастую оперировать те-
ми же примерами, которые фигури-
ровали на прошлом пленуме, ©осто-
явшемся полтора года тому назад.
Перед писателями Армении, в том
	числе и драматургами, стоит задача
создать произведения, предетав-
ляющие большой общесоюзный `ин-
терес. ‘

Как явствовало из доклада И.
Муйжниека, значительных — успехов
добились за последнее время дра-
матурги Советской Латвии. Три но-
вые пьесы написал видный латвий-
ский. драматург А. Григулис. Ero
произзедения — «Как в Гарпетерах
историю делали», «В какую гавань» и
«Глина и фарфор», получивиие шШи-
рокое ‘распространение в театрах
республики, не только сатирически
изобличают пережитки буржуазного
национализма и реакционные ку-
лацкие взгляды, но, что весьма
важно, выдвигают и образы героев
наших дней. Первая Пьеса писатель-
ницы Анны  Броделе — комедия
«Весна в селе Речном», посвящен-
ная борьбе с кулачеством, показыва-
ет процесс становления латышского
колхоза. Однако; по мнению доклал-
чика, образы современников в пер-
вой пьесе Броделе несколько схе-
матичны. Значительно более яркий
образ народного учителя создала
писательница в своей второй° пьесе
— «Учитель Страуме»>, повествующей
о перевоспитании сельской интелли-
генций в наши лни. Пьеса Э. Залитэ
«Вновь обретенная родина» также
посвящена актуальной теме — ре-
Патриации советских граждан —
латьнпей, оказавигихся после зойны
далеко за пределами родной страны,
в концентрационных лагерях амери-
канской зоны оккупации. Комедия
А. Упита «Лампочки в мешке» живо
изображает борьбу с мелкобуржуаз-
ными тенденциями, бытующими еще
в отсталых кругах. Кроме того, А.
Упит дал Латвийскому театру инс-
ценировку своего романа «Земля зе-
леная».
	Основным недостатком  современ-
ной латышской драматургии доклад-
чик считает все еще недостаточно
яркое, часто поверхностное, беглое
изображение образов современников—
людей новой Советской Латвии, oT-
дающих все свой силы созидательно-
му труду.

Этой проблемы коснулся и содо-
кладчик 0 латышекой литературе
А. Сурков, указавший, в частности,
некоторые недостатки пьесы А. Гри-
гулиса «Глина и фарфор». Как
	Новые хоровые и инструментальные произведения
	также несколько хоровых произведе*
ний, написанных на тексты  талжик-
ских поэтов А. Дехоти и А. Каххори.

Впервые были прослушаны камер-
но-инструментальные произведевия
молодого композитора Б. Шарова
«Шугнанская плясовая» для форте-
пиано .в четыре руки и песня на на-
ролную тему для гиджака в форте-
	пианном сопровождении.
	СТАЛИНАБАД. (Наш корр.). В
Союзе советских композиторов Тад-
жикистана состоялось прослушивание
новых хоровых и камерно-инструмен-
тальных произведений,

Положительную оценку получила
«Песня памирской девушки», напи-
	Ссанная композитором А. Ленским для
	хора и солиста в сопровождени!
фортепиано. Композитор представил
	Конкурс на лучшие художественные

работы в честь Х  с‘езда ВЛКСМ
	Конкурс организуется в честь Al
с’езла ВЛКСМ.

Установлено 36 премий. по 3000,
9000, 1500, 1000-и 500 рублей. Будет
вылано также 10 поошрительных пре-
мий.

В состав жюри конкурса вони —
вице-президент Академии художеств
СССР Ф. Федоровский (председатель),
В. Серов (зам. председателя), В. Му-
хина, Б. Иогансон, В. Касиян, Т. Заль-
калне, Я. Николадзе; П. Сысоев,
Я. Ромас. и другие. — :
	Президиум Акалемии художеств

СССР; ЦК ВЛКСМ и они
ный фонд СССР об’явили вчера 3a
крытый конкурс на лучшие эскизы

композиций живописи, графики,
скульптуры и произведения декора-

тивного и прикладного искусства, со-
зданные учащимися 3—6-х курсов

всех высших художественных учеб-

ных заведений CCCP на тему

«ВЛКСМ — помощник большевист-

ской партии в строительстве комму-

низма в нашей страже».