—
HOOTEH

В ознаменование 25-летия со дня
смерти А. С. Степанова и 40-летия
со дня смерти С. А. Коровина в Вы-
ставочном зале Союза советских ху-
дожников открыта выставка Hx
работ, организованная — Оргкомите-
том’ Союза советских художников
и Государственной Третьяковской
галлереей. Выставка в основном со-
стоит из произведений, находящихся
в частных собраниях ряда московских
любителей живописи.

Об’единение на одной выставке про-
изведений А. Степанова и С. Корови-
на не случайно. Оба они-—предста-
вители младшего поколения пере-
движников. Оба прошли серьезную
реалистическую школу у В. Г. Пе-
рова, А. К. Саврасова, И. М. Пряниш-
никова в бытность ‘свою в Москов-
ском училище ж®вописи, ваяния и
зодчества. В дальнейшем каждый из
них, в меру своего таланта, продол-
жал развивать традиции реалистиче-
ского искусства. Оставаясь верным
основным принципам реализма, каж-
дый из них шел своим индивидуаль-
ным путем.

Произведения С. А. Коровина за-
нимают на выставке только один не-
большой зал. ‚Но даже те немногие
экспонаты, которые представлены
здесь, убедительно говорят о глубо-
кой значительности творчества этого
во многом еще не оцененного мастера.
Продолжая лучшие традищии русско-
го реализма Перова, С. Коровин
целиком посвящает свди уси-
лия воплощению правдивых картин
жизни угнетенного народа. Его рабо-
ты отличаются правдивостью, искрен-
ностью чувства и предельной просто-
той живописного языка. Уже в уче-
нической его работе «В столярной ма-
стерской» (1876 г.) чувствуется бу-
дущий оригинальный художник. Ин-
тересев относящийся к 80-м голам
цикл картин и этюдоз из солдатской
жизни: «Кавалеристы ‘у колодца»,
«Маневры Сумского полка», «Кочный
казак» и др. Художник с тонкой на-
блюдательностью передает тяжелые
будни солдатской жизни, правдиво
рисует образ русского солдата, он
умеет верно передать унылое настро-
ение дождливого серого дня и тягу-
чее движение обоза по размытой до-
роге.

Привлекает внимание эскиз 80-х го-
дов «Мирская сходка», предеставляю-

щий собой вариант знаменитой карти-
ны С. Коровина «На миру» (1893 г.),
	}‘поровина
	принадлежит всегда столь  звачи-
тельное место, что часто трудно ска-
зать, чем, собственно говоря, являетса_
произведение — пейзажем или жан-
ровой сценой.

В таких ранних вещах, как «Прода-
жа коровы» (1889 г.) чувствуется боль-
шая близость А. Степанова к учите-
лям-перелвижникам. Это сказывается
и в выборе крестьянской темы, и в
образе бедняка, продающего свою
единственную корову, и в немного
суховатой манере письма. Из ран-.
них вещей следует упомянуть
еще «Стало», «Обратный», «Сарай»,
«Околица» и ряд этюдов, написанных
на Оке. С сожалением приходится
отметить, что многие произведения
конца 80-х и 90-х годов, известные
по каталогам, остаются до сих пор
еще не выявленными. На выставке
представлен, главным образом, более
поздний период творчества, в котором
видное. место занимает «охотничий»
жанр. В таких произведениях, как
«На своре», «По лисам», «Волки» и
др. А Степанов выступает как ху-
дожник-анималист и прекрасный ма-
стер пейзажа. Художник любит не-
редко возвращаться к одному и тому
же сюжетному мотиву. Так, например,
в картинах «По проселку зимой»,
«Уехали», «Ранней весной», «В гости»
он He устает любоваться картиной
русской зимы, каждый раз находя в
этой знакомой картине все новую и
новую прелесть.

Выставка впервые открывает воз-
можность широкого обозрения и изу-
чения интереснейшего материала, су-
щественно дополняющего наши пред-
ставления об этих художниках. Так,
например, А. С. Степанов известен,
главным образом своими ранними кар-
тинами «Журавли летят», «Лоси», на-
ходящимися в Третьяковской галле-
рее. Выставка, показывая произведе-
ния позлнего его периода, значитель-
но расширяет наши предетавления и
позволяет изучить творчество худож-
ника в его развитии. С. А. Коровин,
напротив, вошел в историю русского
искусства, главным образом, своей
поздней картиной «На миру». На вы-
ставке же творческий облик этого ма-
стера чрезвычайно интересно допол-
няется вещами раннего педиода. Этот
крупный, но недостаточно извествый
еще хуложник, почти не выставляв-
шийся на протяжении сорока лет, в
будущем заслуживает специальной
монографической выставки.”
		bp ПОЛУ
	перед, народом.
	В 1937 г. в Москве со- ° опыт русских художни-
стоялась выставка гру- ков-реалистов и нередко
зинокого ‘искусства. Б. НИКИФОРОВ и

впадает в натуралистиче-
Выставка эта приобре- © ские ошибки,
		па общесоюзное знач
	Излишний схематизм и
‘Чрезмерная условность в трактовке
снижают положительные досто-
инотва произведений талантливых ма-
стеров грузинской графики Т. Абаке-
лия и С. Кобуладзе. В произведениях
Т. Абакелия чувствуется знание сво-
его народа и национальных форм бы-
та. Заметно, тяготение художницы ге-
роизировать изображаемых людей и
<обытия. Но вместе с тем ее образам
нахватает жизненности_
	С. Кобуладзе в грузинской графи-
ке является сторонником ширжого
использования классического насле-
дия. Но художник пользуется чрез-
мерно условными приемами компози-
ции. Свои композиции он решает на
основах каких-то отвлеченных фор-
мальных законов, не передавая всего
многообразия свободных движений
отдельных фигур и групп.

Развитию грузинского искусства по
пути социалистического реализма ме-
шают не только формалистические
ошибки некоторых художников. На
его пути стоит и примитивизм, харак-
теризующий творчество некоторых
художников как старшего, так и мо-
лодого поколения. Этот примитаявизм
сказывается даже в некоторых пос-
ледних работах М. Тоидзе, имеющего
в прошлом большие заслуги в деле
утверждения реализма в грузинском
искусстве. Они небрежно выполнены
и профессионально слабы по рисунку
и по своему колориту. Примитивиз-
мом страдают отдельные, написанные
без натуры комдозищионные полотна
К. Санадзе.

Серьезные ошибки в творчестве
грузинских художников старшего по-
коления заметно отражаются и на за-
медлении роста молодых хуцожников.
Об этом свидетельствуют недостатка
в подготовке молодежи в Тбилисской
академии художеств. Академия не
дает своим студентам достаточно
прочных навыков для самостоятель-
ной работы с натуры, не обеспечивает
глубокого изучения студентами тра-
диций русской реалистической шко-
лы. Более того, она прививает сту-
дентам антиреалистический колерит,
искабкающий действительность. >

Молодые грузинские художники,
‘так же как и значительная часть ху-
дожников старшего поколения, малс
изучают современную жизнь и труло-
вую деятельность рабочих и колхоз-
ников социалистической Грузии. Эле-
менты формализма и недостаточный
интерес к современности мы видим,
например, в творчестве молодой и бе-
зусловно очень одаренной художницы
Е. Багдавадзе, подпавшей под влия-
ние художников формалистического
толка. Большинство созданных Е. Ба-
главадзе произведений таит в себе
отпечаток какой-то странной фанта:
стики, мало вяжущейся с представле-
нием о современной Грузии. Романти-
ка Е. Багдавадзе уводит от современ-
ной действительности, от  бодрого,
жизнеутверждающего настроения, ха-
рактерного для трудовых подвигов
советских ‚людей.

ЦК КП(б) Грузии в майском поста-
новлении по вопросам изобразитель-
ного искусства решительно осудил
проявления формализма и примитивиз-
ма в грузинском искусстве. ЦК Грузии
призвал художников к плодотворной
работе в духе социалистического ре-
ализма. Это постановление вместе с
известными постановлениями LIK
ВКП(б) о литературе и искусстве
должно ‘помочь грузинским художни-
кам окончательно изжить в своем
творчестве чуждые идеологические
влияния и начать новый, более высо-
кий этап в развитии всего грузинеко-
го искусетва,

Сейчас грузинские художники гото-
вятся к участию на Всесоюзной ху-
дожественной выставке 1949 roma.
Большинство из них работает нап
темами, посвященными деятельности
И. В. Сталина и истории большевиет-
ской партии.

Советский зритель вправе ожидать
от грузинских художников новых зна-
чительных произведений реалистиче-
	ского искуества.
		С. КУЗНЕЦОВА
Oo
	находящейся в Государственной Греть-
яковокой галлерее. Тема классового
расслоения деревни H появления в
ней новой социальной силы —
кулака-мироеда-—постоянно занималя
художника. На выставке представлен
карандашный эскиз 70-х годов, фик-
сирующий первоначальный замысел
будущей картины. В нем столкновение
кулака ‘и бедняка носит еще хаоак-
тер случайной ссоры. В эскизе 80-х
годов эта тема уже наполняется зна-
чительным социальным содержанием.
Эти два ранних эскиза позволяют за-
глянуть в творческую лабораторию
художника; показывая, как постенен-
но рождалось зрелое, социально на-
сыщенное произведение. Из иллюст-
ративных работ С. А. Коровина сле-
дует отметить карандашный рисунок
	«Тройка» к  <Мертвым душам»
Гоголя -— самого любимого писателя
художника.
	Своими немногими глубоко содер-
жательными картинами, всегда иск-
ренними, исполненными с большим ма-
стерством, С. А. Коровин заслужил
видное место в истории русского ре-
алистического искусства. ‘

А. С. Степанов в своих произведе-
ниях не поднимал больших социаль-
ных проблем, Но до конца своих дней
он бережно хранил в своем творче-
стве здоровые реалистические тради-
ции передвижников, оставаясь арав-
дивым живописцем родной природы и
обыденной жизни простых людей.

Тонкий живописец и прекрасный
рисовальщик, А. Степанов в своем
творчестве уделяет много места изо-
бражению жанровых сцен, животных
и пейзажа. Это — тонкий  поэт-ли-
рик, певец родной природы, красоту
которой он чувствовал непосрел-
ственно и остро. -В своих картинах,
при полной их законченности, хулож-
ник умел сохранить непосредствен-
ность этюда, только что написавного
‚с натуры. В этом — неувядаемая пре-
лесть его творчества. От произведений
А. Степанова веет свежестью снеж-
ных зим, осенний ветер гуляет по
опустевшим полям, тихой чередой
проходят серые деньки над озером
Удомля. Мы вилим то одинокую ку-
	пальню на его берегу, то унылые ры-
бачьи сети. В его картинах природе
	Работа над историко-партийными
	темами сплотила большой коллектив
грузинских художников. Она способ-
ствовала успешной борьбе с форма-
	листическими влияниями, . которые
	имели место в грузинеком искусстве
преднествующего периода.
	Работа над большими тематически-
	ми картинами стала после этой вы:
ставки хорошей традицией в грузин-
ской живописи. Об этом свидетельст-
вуют, в частности, картина И. Тоид-
зе, удостоенная в прошлом году Ста-
	линской премии, и недавно. закончен-
ное полотно И. Вепхвадае «И. В.
Сталин в железнодорожных мастер-
ских»: , : т
Над реалистическими  портретамч
	руководителей партии большевиков и
	переловых людей Грузии успешно ра-
ботают художники У. Джапаоидзе,
	К. Магалашвили, молодой художник
	Джаши и рядо других. А. Кутателад-
зе заканчивает ряд листов из обшир-
ной серии, посвященной жизни и дея-
тельности И. В. Сталина. Зрелыми ма-
стерами сложной композиционной
картины показали себя Р. Стуруа и
А. Вепхвадзе, занимавшиеся в худо-
жественных институтах Москвыи Ле-
нинграда. Значительны достижения
грузинских скульпторов. Они создали
	ряд произведений, получивших  все-
союзную известность.

Но всех этих лпостижений оказа-
	лось недостаточно, чтобы Союз ху-
дложников Грузии смог закрепить за
	собой некогла по праву завоевачное.
	место одного из самых передовых
коллективов советского искусства.
	Организации, руководящие изобра-
зительным искусством, — Управление
по делам искусств при Совете Мини-
стров Грузинской ССР, Союз хулож-
ников Грузии — слабо боролись с
усилившимися чуждыми идеологиче-
скими влияниями в изобразительном
искусстве. Художественные Кретики
Грузии отчетливо He прелставляли
себе, что особенности национальной
по форме и социалистической но со-
держанию культуры с наибольшей
полнотой могут быть выражены толь-
	  ко реалистическим методом. Ряд ху.
	дожникоз недооценивал, какое ооль-
шое значение для развития гручин-
ского советского искусства должно
иметь, наследие реалистического гру.
зинского искусства и великой школы
реалистического искусства,  сложив-
шейся в России в ХХ в. .

Формалистические ошибки. и ниги-
листическое отношение к реалистиче-
ским традициям грузинской и ‘русской
живописи особенно типичны в твор-
честве грузинских художников
В. `Гудиашвили JJ.  Какабадзе,
А. Бежбеук-Меликова.
	Попытки этих художников подме-
нить реалистический метод искусства
стилизацией под древние грузинские
фрески, миниатюру и примитивный лу-
бок, а тем более подражание упадоч-
ному модернистическому искусству
Запада, об’ясняют серьезные ошибки
в их творческой работе. Эти попытки
	‘мешали им правдиво отразит» о жизнь
	грузинского народа, охваченного эн-
	тузиазмом социалистического ‹строи-
лельства. Формализм и эстетство ряда.
художников Грузии сказались: не толь-
	ко в художественных приемах, искз-
жающих облик людей и предметов
реального мира. Они проявились и в
выборе тем для произведений. Как
правило, темы их произведений были
далеки от современной действитель-
ности, полны фальшивой` ВИНО
вой» романтики.

Недооценка традиций, реалистиче-
ского грузинского и русского искус-
ства характерна и для творчества ря-
да других грузинских художников,
занимавших нередко ведущее ‘поло-
жение в грузинском Союзе хуложни-
ков. Так, в некоторых работах Е. Ах-
вледиани нетрудно отметить прямое
Подражание то Брейгелю, то Десену.
Однако у художницы нет’ произведе-
ний, которые свидетельствовали бы о
серьезном изучении наследия русских
реалистических художников. Пытаясь
уйти от влияний формализма, . Ахвле-
	диани не опирается на творческий.
	ли О. Казико, одну из интереснейших
актрис Ленинграда, в роли, способной
дать представление о многих” слиш-
ком редко используемых ее ‘возмож-
ностях. В ее Татьяне легко и естест-
венно уживаются горечь умного и все
понимающего человека и беспокойная.
	бессильно тлеющая мечта о «лругой
	жизни», нежность К людям и отвра-
щениа к ним.
		Кадр `из фильма «Мичурин>. В
	Рябова — В. Хохряков.
	К ВЫХОДУ ФИЛ
	‚роли Мичурина — Г. Белов и в роли
°
BMA «MHYVPHRH»
	_ Образ великого —
преобразователя природы
	ошибка. Ученый знает Te

перь, что нужно делать,
AETOB и с новой энергией при-
К. > Тимирязева. НИМается за продолжение

опыта. Таков ряде мест

фильма на конкретных
примерах деятельности Мичурина
поднимается принципиальный вопрос:
может ли человек развивать, созда-
вать у растений и животных новые
признаки и свойства, которыми они
ранее не обладали?

Естественно, что такая революциону
ная постановка. вопроса’ разрушала В
корне каноны и догматы, установив-
шиеся до того в биологической науке,
Утверждая возможность изменять
формы живой природы по воле чело-
века, соответственно всем его общем
ственным потребностям, Мичурин раз
рушал самые основы идеалистической
науки, веры в бога-творца, религии..;
И поэтому, хотя Мичурин доказывал
свою идею конкретными фактами, бес-
численными примерами, с ним все равз
но не соглашалась идеалистическая
наука. Мы видим в фильме, что и В
новой, советской России не только
Карташов, но и ряд других ученых
упорно отрицали учение Мичурина:

Эти враги’ мичуринского учения,
которые защищали ложную и пороч-
ную теорию вейсманизма-морганизма,
были до конца разоблачены лишь на
недавней дискуссии по вопросам био
логической науки.

`Решение задачи, которую поставил
перед собой Мичурин; пришло к нему
только благодаря‘ освобождению наз
шего народа от капиталистичеекога
тнета и экоплоатации. Для Мичурина
Великая Октябрьская социалистичен
ская революция была не только освоз
бождением родного народа от капи“ -
талистического гнета, но и торжестя
вом материалистическ”х идей, торже=
ством передовой науки.

Значительная часть фильма посвяз
щена послереволюционной деятельно?
сти Мичурина. Автор Фильма’ пра

_вильно поступил, показав торжество
‘мичуринского учения в нашей стране.
Демонстрации многочисленных встреч
Мичурина с_ трудящимися, проводы
юных натуралистов, выступления учез
ного на собраниях, выставках и Т. Па
свидетельствуют не только о призна-
нии мичуринских идей, но и о бурном
развитии общественной деятельности
великого исследователя, о его нераз=
‘рывной связи с народом. Дело Мичуя
рина сталю у нас государственным дез
лом, оно встретило поддержку прое
стых тружеников, ставших хозяевами
своей жизни. Особенно много после=
дователей оказалось у Мичурина сре-
ди советской молодежи — пионеров,
комсомольцев, и к ним прежде всего
обрашал Мичурин свое слово; зная;
что из их среды придут смелые бу-
дущие ученые, свободные от предрася
судков буржуазного общества и споз
собные быстрее понять основные
принципы материалистической биоло-
гии. И потому приобретают символи-
ческий смысл те кадры картины, в
которых Иван Владимирович прово-
жает поезд с юными натуралистамя,
отправляющимисея на поиски новых
полезных человеку растений. Ведь из
этих юных натуралистов, с которыми
он так много работал, выросли кадры
современных биологов-мичуринцев.
Вель именно благодаря проникнове-
нию мичуринских идей в широкие
массы практиков и теоретиков сель-
ского хозяйства мы присутствуем се-
годня при торжестве мичуринской
материалистической биологии, кото-
рая в наши дни, при поддержке парт
тии, правительств» и лично товарища
Сталина, нанесла решительное пора=
жение овоим противникам.

Иные научные” положения, о котоя
рых илет речь в фильме, возможно,
окажутся не совсем понятными широ-
кому зрителю. Не следует упрекать
в этом создателей фильма; их задача
состояла не в том, чтобы изложить
мичуринское учение, а в том,
показать борьбу за утвержление про-
грессивных идей, з. победу науки,
которая стремится сделать жизнь
счаётливой и прекрасной. Фильм «Ми-
чурин>—фильм о творчестве, о чело-
веке с большой буквы, победившем
природу и поставившим ве себе на
службу. Вот почему свое отношение
художника к образу ученого Довжен-
ко передал в кадрах Мичурина, дири-
жирующего буйным цветением при-
роды.

С блестящим мастерством в карти-
не передана красота нашей природы.
Это особенно ценно в фильме, пове-
ствующем о человеке, который по-
освятил всю евою жизнь ее изучению,
тому, чтобы обогатить ее, сделать
еще более прекрасной и полезной че-
ловеку. Мягкие, теплые краски реки,
разлившейся в. весеннее половодье,
бурное и нежное нветение садов, тор-
жественные тона заключительных
массовых сцен — все это прекрасно
гармонирует с содержанием-показы-
ваемых сцен и эпизодов.

Мне трудно судить. о профессио:
нальных достоинствах и недостатках
фильма, об игре актеров, построении
кадра и т, п. Должен оказать только,
что я как зритель не замечал ни то-
го, что вижу актеров, ни того, что
действие развертывается в искусст-
венно воссозданной режиссером сре-
де. Я следил за ходом, действия, за
развитием образа, за изложением ос-
новных Hiei мибуринекого учения.
	вовных идей NEARLY)  узонал.
Это, мне кажется, неоспоримо свиде-
тельствует о высоком Мастерстве по-
становщика и актеров, сумевших
весь свой творческий труд подчинить
выявлению идеи произведения.

Постановкой художественного: цвет.
вого фильма, посвяненкого всликому
преобразователю природы созетскому
ученому Ивану Владимировичу 1 ичу-
рину, советская кинематография -сде-
лала нужное и полезное - миллионам
зрителей дело.
	~~ eo

>

Жизнь и деятельность $

великого преобразовате-
ля природы. Ивана Вла- В. СТО,

; . „ Директор  сельсь
- димировича Мичурина Зкадемни ам.
‘предоставляет художни-

ку богатейшие возможно- ®
сти для решения великолепной темы
современности, для создания образа
нового человека — борца и созидате-
ля, своими трудами  преобразующего
мир. Фильм А. Довженко «Мичурин»
далеко выходит за пределы  биогра-
фического жанра, и критики допустят
ошибку, если будут рассматривать его
только с этой точки зрения. Не сле-
дует упрекать автора и постановщи-
ка в том, что он недостаточно полно
показал образ ближайшего друга и
помощника Мичурина. — его жены, за
то, что он уделил мало внимания лю-
дям, разделивиим с Мичуриным его
трудный, полный борьбы и лишений
путь ученого—новатора и творца. Не
в этом заключалась задача художника.
Она состояла в том, чтобы воссеоз-
дать образ замечательного человека
нашего времени — мыслителя, экспе-
риментатора и труженика.
Некоторые зрители после просмот-
ра фильма спрашивали, зачем Дов-
женко показал Мичурина в первых
частях картин столь неуживчивым и
резким человеком. Кое-кто предпочел
бы увидеть на Экране образ Мичури-
на иным, не таким «колючим», смяг:
ченным, хотя бы в деталях.
Думается, что такое пожелание вы-
звано тем, что не все представляют
себе, насколько трудным был до ре-
волюции путь ученого-новатора, ок-
руженного тупой, косной реакцион-
ной средой равнодушных чиновчиков,
вершивших судьбы русской науки.
Трактовка образа Мичурина в филь-
ме правильна и вытекает из реальных

фактов его биографии. Личность и

характер Мичурина определяются са-
мим содержанием его научных идей и
теми условиями, в которых ему при-
шлось бороться за них в дореволю-
ционной России. :

Идеи Мичурина представляли вели-
чайшую опасность для той реакцион-
ной «науки», которую поддерживало’
царское правительство. Мичурин был
окружен врагами. Враждебны ему
были и церковь, и полицейско-бюро-
кратический государственный аппарат,
и те круги реакционной буржуазно-
дворянской интеплигенции, которые
занимали командные посты в ученых
учреждениях дореволюционной Рос-
сии. Лишь одиночки-ученые, такие,
как Пашкевич, с которым в. картине
Мичурин встречается на новогоднем
вечере, понимали великого преобразо-
вателя природы и оказывали ему
поддержку. Но Пашкевич, который в
фильме назван академиком, получил
это звание только при советской
власти, на склоне своих лет. В цар-
скую академию этот прогрессивный
ученый не был допущен,

Вот в таких условиях, бойкотируе-
мый официальной бюрократической
наукой, окруженный враждою церкви
и местных властей, жил и работал
Мичурин, неутомимо и упорно оты-
скивая способы проверить на практи-

`ке свои широкие научные обобщения.

Даже в послереволюционные годы,
когда труды Мичурина были высоко
опенены товарищами Лениным и
Сталиным, когда он получил под-
держку партии и Советского государ-
ства, некоторые ученые все еще оста-
вались ему враждебными и пытались
авторитетными «научными» доводами
доказать принципиальную. несостоя-
тельность его учения. Именно об этих
«ученых» идет речь в фильме, когда
Мичурин с горечью говорит об инер-
ции мысли. 2.

Если бы не было враждебного окру-
жения, с которым Мичурину прихо-
дилось непрерывно бороться, то мы
видели бы его на протяжении всей
картины таким, каким видим в эпизо-
дах встречи с М. И. Калининым. В
этой сцене раскрываются главные
черты характера Мичурина, его бога-
тый и благородный душевный Мир.
Облегчить жизнь людей, слелать ее
красивой и счастливой, поставить на-
уку. на службу народу — вот в чем
заключался ‘для великого ученого
смысл его существования, вот что
скрывалось за неуживчивостью и рез-
костью его характера.

Какова же основная идея мичурин-
ского ‘учения? Этой идеей является
‚утверждение возможности наследо-
вания приобретенных признаков,

Может ли человек управлять про-
цессами развития живой природы?
Буржуазная биология говорит — нет.
	(Сокровищница русского искусства
		ственной культуры и о развитии мно-
гонационального советского  искусст-
ва в едином русле стиля социалясти-
ческого реализма, -
	Коренным образом изменилась вся
	Е EOE NEI IIE SE OIE

работа Галлереи. Третьяковская’ гал-

лерея стала активным пропагандистом
русского и советского искусства, раз-
вернула большую научную и полуля-
ризаторскую работу среди широких
масс трудящихся. Научными сотруд-
никами проводятся экскурсии но залам
Галлереи, организуются учебно-щ

граммные занятия для учащихся ву-
зов, школ, ремесленных училищ, чи-
таются лекции, проводятся беседы на
фабриках и заводах и т. д. Посещае-
мость Галлереи растет из года в год.
Если в 1922 году она составляла
207.905 человек, то в этом году че-
рез Галлерею прошло уже более
900 тысяч человек. Проведено свыше
7.000 экскурсий по залам Галлереи.
	Громалную роль в жизни советского
искусства сыграли прошедшие в сте-
нах Галлереи большие монографиче-
ские выставки произведений класси-
ков русского искусства: Кипренско-
го, Перова, Крамского, Ренина, Су-
рикова, Серова, Левитана, Саврасова,
Шишкина, а также тематические вы-
ставки — «Сталин и люди сталинской
эпохи», «Русская историческая живо-
пись» и ряд всесоюзных художествен-
ных выставок.
	За время, проиедшее со дня смерти
П. М. Третьякова, Галлерея выросла
в крупнейший в мире музей нацио-
нального русского искусства, в олин
из центров художественной жизни
страны, ведущий значительную работу
по коммунистическому воспитанию
советского народа, в огромной Мере
содействующий расцвету всей совет-
ской социалистической культуры.
	В. ПРЫТКОВ,
3). ПОЛИШУК.
	Государственная Третьяковская

галлерея — сокровищница ру сского
дореволюционного и советского ис-
кусства — является одним из круп-

нейших культурных центров нашей
страны. Она пользуется огромной по-
пулярностью и любовью советского
народа.

Основателем Галлереи был Павел
Михайлович Третьяков (1832—1898)—
один из крупнейших деятелей русской
художественной культуры. Вею свою
жизнь он посвятил созданию нацио-
нального музея с тем, чтобы принести
его в дар русскому народу. С 1856 го-
да Третьяков уже начал собирать про-
извеления русских художников. Две
картины — «Искушение» Шильдера
и. <«Стычка с финляндскими контрабан-
листами» Худякова — положили на-
чало Галлерее. ^

На Третьякова оказали огромное
воздействие’ идеи великих русских
просветителей — Белинского, Герце-
на, Чернышевского, Добролюбова; 60-
ровитихся за создание национального,
реалистического, подлинно народного
искусства.

Третьяков верил в русскую нацио-
нальную школу живописи, в то, что
она займет ведущее. место в мировом
искусстве. Близость Третьякова с вы-
дающимися русскими художниками
помогла ему есуществить свой глубо-
кий замысел, определила и основной
XabakTep его замечательного  собра-
ния. Третьяков приобретал в первую
очередь пооизвеления соэзременных
ему художников-передвижников, ко-
торые выступали с критикой жизни.
посеформенной России.

Наряду се замечательными ` ПОЛОТНА
ми Репина. Сурикова, Васлецова и.
других мастеров русской живописи
второй половины ХХ века Третьяков
пополнял свое собрание и лучшими
произведениями художников первой.
полозины ХГХ века. ХУШ столетия,
	К 50-летию со дня смерти
П. М. Третьякова
		а также. работами древнерусских ху-
дожников, осуществляя свою цель—
создать национальный музей, с наи-
большей полнотой отражающий мно-
говековое развитие великого русско-
го искусства.

Третьяков был не только  соби-
рателем уже нанисанных картин, но
	часто выступал в роли инициатора,
подсказывающего художнику ту
или иную тему. Желая  сохра-
	нить в веках образы выдающихся де-
ятелей русской культуры, он заказы-
вает известным‘ художникам портреты
своих великих современников; писа-
телей, ученых, композиторов, и вБНи-
мательно.-слелит за выполнением сво-
их заказов.

В 1870-х годах Павел Михайлович
Третьяков приступил к постройке спе-
	 циального помещения для Галлереи, а
	в 1892 году передал Галлерею в дар
Москве, и свою заветную
мечту.

Совершенно новый период в жизаи
Третьяковской галлереи начался по-
сле Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции. За годы советской
власти в два с половиной раза вы-
росла площадь, занимаемая залами
экспозиции и фондов, во много раз
увеличилось количество художест-
венных произведений.

Громадное принципиальное значение
в деятельности Галлереи имела орга-
низация отдела советского искусства,
в котором сосредоточены лучшие про-
изведения советских художников, 4
том числе многие работы, удостоен-
ные Сталинских премий.

Отдел советского искусства лает
яркое представление о высокой идей-
ности и партийности напей художе-
	ненавистью, у которой есть свой не-
отвязный двойник — страх! -—Соко-
‘лов играет взвинченного, раздражея-
ного, неврастенического интеллигента
без роду и племени. Оказавшись В
	разладе с историей и с конкретной
эпохой, актер тем самым разошелся и
с Горьким.
	В. Софронов, выступивший в роли
Захара Бардина, мастерски  показы-
вает, какой напряженной, даже мучя-
тельной жизнью живет Захар, как
трудно ему изображать милого ра-
бочелюбца. Его Захар всегда на-чеку,
он и разговаривает с опаской, и себя
самого, должно быть, боится неа
меньше, чем окружающих. Он весь—
в этой своей трусливой -и одлновре-
менно, жестокой расчетливости, при-
дающей каждому произносимому им
слову особый смысл. Но, как нам
кажется, Софронов с чрезмерной пря-
мотой играет действительное сущест-
во Бардина, в значительной степени
ослабляя краски, которыми Горький
нарисовал его мнимое обличье. Захао
так свыкся с этим своим мнимым об-
личьем, что и сам не прочь поверить
в его подлинность, черта очень важ-
ная для понимания ero характера,
мимо которой, к сожалению, прохо-
дит Софронов. Роль Захара, в. извест-
	1 орьковский стиль
		играет его тяжелым великаном, как
бы выкованным долгой и трудной
жизнью — это она сделала его таким
сосредоточенным и как будто бы
меллительным, это она научила его
терпеливому спокойствию, насмешли-
вой рассудительности и застенчивой,
но неистребимой вере в духовную си-
лу человека. В высокой степени при-
суще актеру в этой роли чувство
горьковского стиля. Е
Между двумя группами  действую-
щих в пьесе персонажей, группой ра-
бочих и группой капиталистов, оста-
ются два человека — Яков и Татьяна
Бардины, бесплодно и бессильно
взыскующие, по выражению Татьяны,
«другой жизни» Оба они, каждый
	по-своему, опустошены, неспособны К.
	действию, лишены почвы под ногами.

Честный, но малодушный человек,
Яков хочет парализовать свой мозг ви-
ном, сделать себя неспособным вм-
деть и слышать жизнь, а мозг сопро-
тивляется, потому что жизнь вокру®
сильнее вина, и ему не спрятаться от
нее нигде. Артист Н. Корн очень хо-
рошо передает эту жалкую и горест-
ную душевную развинченность Яко-
ва.
После большого сравнительно пе.
рерыва во «Врагах» мы снова увиде-
		Болыной драматический театр им:
Горького только что поставил одну
из самых замечательных пьес велико-
го основателя театра — «Враги». Не-
сомненно, что этой работой театр вы-
полняет свой прямой долг перед па-
мятью Горького, но точно так же не-
сомненно, что постановкой «Врагов»
театр выполняет и свой долг перед
зрителями.
	Носле давнишней, правда, очень
значительной работы над «Дачника-
ми». талантливо и глубоко поста-
вленными Б. Бабочкиным, и после
«Мещан» театр с Горьким не встре-
чался. Между тем именно в творче-
стве Горького театр может-и должев
черпать силу своего творческого воо:
душезления, ясность художественных
убежлений Путь Большого драмати-
ческого театра за последние несколь-
ко сезонов не был усеян розами. На-
	против, на сцене его  преобладалч.
спектакли серые, бесцветные,
свидетельствовавшие об. отсутствии.
в театре активной творческой.
	воли и настойчивых творческих же-
ланий. Были у театра и удачи, HO
спектаклей, которые могли бы AaTb
представление об избранной им твор-
ческой дороге, о зрелости его актер-
ского коллектива. ио - творческих.
убеждениях его режиссуры, не было.
	Постановкой  «Врагов» Большой
драматический театр как бы пробива-
ет себе дорогу к Горькому, к великой
правде его образов, к его вдохчовен-
ной политической страстности и BO-
инствующей партийности. Постанов-
щик Н. Рашевская сумела выразить в
спектакле философскую и человече-
скую правлу пьесы Горького. в
	Горького нельзя ставить равно-
душной, неуверенной режиссерской
рукой, духовная энергия его пьес
легко сметает с своего пути мел-
кие актерские и режиссерские до-
мыслы, крохоборческое сценическое
изобретательство, дешевое ложно-
психологическое правдоподобие. Пье-
сы его требуют театральной  ки-
сти верной, но широкой и смелой,
красок точных, но живых, ярких, не-
ожиланных. Задача режиссеров, pa-
ботаюших над пьесами Горького, за-
ключается в том, чтобы. эти теат-
ральны. краски обрести внутри пье-
сы Горького, а не за ее пределами,
	‚ не в стороне от нее. Несомневная за’
	слуга Рашевокой в том, что им
эту задачу она пыталась репейть
	_С. ЦИМБАЛ
>
	своем спектакле и добилась при эт9м,
вместе с актерами и художником
А. Рыковым, серьезного успеха.
Если при наличии в сценической
биографии «Врагов» такого  совер-
пенного спектакля, как мхатовский,
Большой драматический театр все же
решился на новое воплощение пьесы,
то прежде всего потому, что нашел в
ней свою тему и свою мысль. Схема-
тически определяя эту главную мысль
спектакля Большого драматического
театра, можно было бы сказать, что
именно рабочие стали его главными
героями. Сила сценического  вопло-
щения этих героев сказалась ве
столько в том, что они личной ода-
ренностью исполнителей выдвинуты
в спектакле на первый план, сколько
втом, что умно и правдиво показаны
общность их жизненных устремлений,
их внутренняя нравственная сплочен-
ность. Этот дух социальной общно-
сти ни в какой мере не лишил каждо-
го из них индивидуального своеобра-
зия: Греков — В.  Стржельник,
Якимов — Л. Ковылин, Рябцов —
В. ‘Кузнецов предстали на сцене
	‘людьми, полными лушевного богатст-
	ва, решимости, раздумий и мужества.
Отлично передал молодой актер
В. Иллич образ большевика Синцова.
Роль эта в равной степени и ответ-
ственна, и трулна, ибо в Синнове,
спокойном и ло конца уверенном в
своей правоте’ человеке, более всего
воплошено не внешнее, а внутреннее
действие пьесы. Синцов должен за-
воевать у зрителей такой же автори-
тет, какой он, суля по ‘всему проис-
ходящему во «Врагах», завоевал у
рабочих. Зрители должны верить Син-
цову не меньше, чем верят ему и
Рябпов, и Греков, и старик Левитин.
Только при этом условии зритель
будет серьезно вовлечен в драматиче-
скую атмосферу пьесы и всем `серл-
цем разделит с ее героями их гнев й
ненависть к капитализму. Иллич—
Синцов заставляет верить себе и ува-
жать себя, и этот успех актера дела-
ет особенно убедительным режиссер-
ский замысел Н. Рашевекой.

В ряду рабочих, показанных в спек-
такле, возвышается, как самый боль-
шой и значительный хреди них, об-

раз старика Левшина, А. Лариков
	Порывистую непосредственность
Нади, честную пытливость, с которой
она хочет жить на свете, хорошо пе-
редает Н. Ольхина. Есть в ее Наде
какие-то черты Шурки Булычевой,
чуть вызывающая резкость подрост:
ка, упрямая любознательность к лю-
дям, настойчивая ‘потребность про.
биться К настоящей правде жизни.
Только в отдельных сценах Надя у
Ольхиной излишне  экзальтирована,
но в главном и основном работа эта
— несомненный успех актрисы.
	Играющая Клеопатру артистка
А. Никритина умело подчеркивает
	«социальное происхождение» злобной
истерии и человеконенавистничества
вдовы фабриканта и тем самым оправ-
дывает свое существование на сцене.
Как раз этого не сумел сделать `ис-
полнитель роли прокурора Николая
Скроботова А. Соколов. Вместо чело-
века, одержимого” хололной и ‘тупой
			ном смысле, доигрывает Е. Гранов-
ская. С филигранным мастеретвом ри-
сует она жену Захара — Полину, да-
вая возможность зрителям угадать за
глупой и нелепой ее болтовней yx
злобы и человеконенавистничества, в
котором она воспитана своей средой
и своим мужем. Своеобразное и, каза-
лось бы, такое далекое от Горького
мастерство Грановской обретает %
этом спектакле новые черты, согре-
вается теплом горьковского реализ-
ма, реализма, требующего от актеров
не только предельно точной и совер-
шенной сценической речи, но и уме-
ния в интересах целого отказываться
от многих своих актерских «выгод» и
соблазнов.

_ Постановка  «Врагов» обязывает
Большой драматический театр преж-
де всего к глубокому, ответствен-
ному и требовательному отношению к
своим драматургам. Будущее пока-
жет, как новая его встреча ec Topp-

Мичурин отвечает — да! Может ли
человек управлять процессами изме-
нения форм растений и животных?
Минчурин отвечает — да! и показыва-
ет это своими  экспериментальными
ботами. Его противники, не счита-
ясь с фактами, упрямо твердили, что
причины изменчивости непознаваемы.
В первых же кадрах фильма, в сцене
встречи с американцами, Мичурин по-
казывает выведенную ‘им фиалковую
лилию и подчеркивает, что она обла-
дает четырьмя новыми признаками,
которых. не было у родителей.

В дальнейших эпизодах показано, с
каким упорством и настойчивостью
работал Мичурин, порой ставя и про-
веряя отдельные эксперименты в те-
чение многих лет, пока не добивалея
нужных результатов. О стиле работы
ученого-материалиста достаточно яр-
ко повествуют кадры, рассказываю-
щие о том, как вместе со своими по-
мощниками Мичурин переносит весь
свой сал на новое место, где почва

о ба а own Ane лее
	жет, как новая его встреча с Горь- свой сал на новое место, где почва
более удобна для ‘его экспериментов,

ким скажется Ha дальнейшем репер- ‘или калры, в которых показана реак-
туарвом, творческом его самоонреде-  ‘ция ученого на неудачные результаты
	TEER NG PRESIDE RD BEES EERIE ESE A кадры, в которых показана реак-
туарвом, творческом его самоопреде- ‘ция ученого на неудачные результаты
лепии и действительно ли в каждом   Одного из его многолетних опытов по
будущем своем спектакле он будет гибридизации растений. Отрицатель-

ные результаты опыта не обескуражи-
стремиться быть верным стилю Горь-   вают ученого, а радуют его, ибо они
кого. его великой творческой правде.   позволяют понять, в чем заключалаеъ
	Сцена из, спектакля «Враги» в постановке Ленинградского Большого
драматического театра им. Горького. Надя — Н. Ольхина, Татьяна —
О. Казико и Яков — Н. Корн.