СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

ДОМ ЗАВОДСКОГО.
ИЗГОТОВЛЕНИЯ _
		И. НАУМОВ
}
	Венгрия
	бедствие — снабдил венгерский на-
род зерном. И теперь богатый уро-
жай собрали крестьяне в свои житни-
цы, дали хлеб государству. А своим
великодушным и дружественным ша-
гом — сокращением репарационных
платежей— наша страна дала Венгрии
возможность использовать на восста-
новление хозяйства, на выполнение
трехлетнего плана около 2 миллиар-
дов форингов.

Кинооператоры и режиссер Л. Сте-
панова сумели передать энтузиазм,
охвативший всю трудовую Венгрию и
в исторические дни об единения ком-
мунистической и социал- демократи-
ческой партий, и в дни празднования
столетия резолюции 1848 г., когда в
парламенте выступал глава советской
и К. Е. Ворошилов.

В «Демократической Венгрии» за-
снято не менее миллиона человек —
300 тысяч собралось на митинг в
честь столетия революции, 400 ты-
<яч праздновало об’единение рабочих
партий. 150 тысяч было на крестьяч-

ском митинге в Шарошпатаке...
	Операторы запечатлели восторг на-
рода, его необычайный подъем; его
упоение свободой. Свобода — вот са-
мое любимое и самое распространен-
ное слово в Венгрии. Именем свободы
названы площади, восстановленные
мосты. «Свобода!» — «Сабадшаг!» —
	к при встрече приветствуют друг
друга венгерские рабочие.
	Советский зритель’с интересом и
	волнением смотрит этот фильм, прав-
диво отразивший лицо страны, лицо
освобожденного народа, сбросившего
пепи рабства и своими руками строя-
щего счастливую жизнь.

Лемократическ
		<У венгерского народа в его исто-
рических судьбах много общего с на-
ролами Советского Союза».

Так говорил К. Е. Ворошилов
15 Марта 1948 г. в Будапеште на тор-
жественном заседании парламента в
честь 100-летия венгерской револю-
ции 1848 года.

В своей образной, красочной речи
товарищ Ворошилов сопоставил дол-
гую борьбу венгерского народа про-
тив гнета абсолютной монархии Габс-
бургов с долгой и упорной борьбой
народов СССР против царского само-
державия. Передовые прогрессивные
люди России—Герцен, Чернышевский
— были на стороне освободительной
борьбы венгерского народа, венгер-
ской революции и ее вождя Ко-
шуты.

Спустя девяносто с лишним лет
весь мир стал свидетелем того, как
доблестная Советская Армия принес-
ла освобождение народу Венгрии.

В документальном фильме «Демо-
кратическая Венгрия», созданном со-
вместными усилиями советских и вен-
герских кинематографистов, гармонич-
но сочетается киноповествование ©
тяжелом прошлом страны © показом
ее сегодняшнего созидательного ра-
достного дня.

Мы видим на экране много замеча-
тельных памятников Венгрии. И сре-
ди них особенно приковывают внима-
ние два монумента — понурая, заку-
танная в монашескую мантию фигура
летописца «Анонимуса» со скорбным
лицом, скрытым капюшоном, и словно
парящая над городами и полями ро-
дины молодая прекрасная женщина
с бронзовой пальмовой ветвью мира
в высоко вскинутых ‘руках. «Анони-
мус» вел летопись скорби и порабо-
щения, летопись полуторавекового
турецкого ига, четырех веков ига
Габсбургов... Женщина с пальмовой
ветвью — это памятник освободите-
лям — советским героям от благо-
дарного венгерского народа.

Имя великого Сталина стало самым
дорогим именем для освобожденного
народа Венгрии. С любовью и востор-
гом произносится оно на всех митин-
гах и демонстрациях рядом с именем
вождя демократической Венгрии Ма-
тиаса Ракоши:  «Эльен Сталин!»,
«Эльен Ракоши!».

Мы видим на экране портреты
товарища Сталина над многотысячны-
ми ликующими толпами, мы видим
‘площадь Сталина в Будапеште и дет-
вору, резвящуюся злесь под защитой
‘этого велийого имени. .
  Другой площади присвоено имя
товариша Молотова, скрепившего сво-
ей подписью договор о дружбе, сот-
рулничестве и взаимной помощи ме-
	Производство Центральной ордена  Красно-
‘го Знамени студии документальных фильмов и
	Управления при Государственном фильмбюро
Венгерской республики. Москва — Будапешт.
1348 г,
	О. ЛЕОНИДОВ
Oo
	жду Советским Союзом и венгерской
республикой. Ha этой площади вы-
сится обелиск в память советских
летчиков.
	Памятники советским воинам мож-
но встретить во многих городах и се-
лах Венгрии, могилы героев заботли-
во украшены цветами.

Сценаристы И. Бачелис и Л. Сте-
панова, являющаяся одновременно ре-
жиссером фильма, и операторы С. Са»
менов и Е. Ефимов вместе со своими
венгерскими коллегами-ассистентами
Барчем Шандором и Сечени Ферен-
цем серьезно, вдумчиво, < настоя-
щим творческим под’емом отнеслись
к своей задаче, и их лента может
служить образцом документально-
публицистического киноочерка о за-
рубежной стране.

Из разнообразного и обширнейшего
<’емочного материала они отобрали
самое существенное, представляющее
наибольший . познавательный интерес.
Сценарный план продуман во всех
своих частях и отличается компо-
виционной завершенностью. Диктор-
ский текст И. Бачелиса конкретен,
лаконичен, изобилует ценными факти-
ческими сведениями. Органична для
этого фильма выразительная эмоцио-
нальная музыка венгерского компози-
тора Ранки Дьёрдь.

Мы видим широко развернувшиеся
работы по восстановлению разрушен-
ных, взорванных мостов, — зданий.
Впервые народ познал радость сво-
бодного коллективного труда — кол-
лективный труд обеспечил выполне-
ние грандиозных, сложнейших работ
в кратчайшие сроки.

Коллективный труд, работа на себя
обеспечили быстрый под’ем промыш-
ленности, перешедшей в руки наро-
да. Операторы фиксируют достижения
передовых рабочих — венгерских
«Стахановцев», зачинателя трудового
соревнования Антала Тота.
	Значительное место в фильме уде-
лено показу совместного  крестьян-
ского труда на земле, перешедшей к
новым сельским хозяевам.
	Агзарная реформа 1945 г. положила
	конец господству феодалов и кулаков
в венгерской деревне. Землю получи-
ли 642 тысячи человек, из них 371
тысяча-— бывшие батраки и сельско-
хозяйственные рабочие. Они уже объ-
единяютея в. кооперативные товари-
щества. Один из таких кооперативов,
организованный батраками на бывших
землях своего хозяина’ графа Мет-
терниха, за образцовую постановку
дела удостоен  правительственной
премии имени Кошуты.

В течение трех последних eT 8B
Вейгриизбыла засуха. Советский Со-
юз помог преодолеть и это. тягчайшее
	Деревянный малоэтажный дом, ко-
тсрый раньше возводилея кустарным
способом, становится продуктом вы-
соко развитой строительной  инду-
стрии. По всей стране создана мощ-
ная, развивающаяся с кажлым годом
сеть домостроительных комбинатов и
смежных с ними предприятий по из-
тотовлению  ксанитарно-технического
оборудования, скобяных изделий, от-
делочных материалов и т. д. Имеют-
ся все основания утверждать, что
проблема малоэтажного дома являет-
ся сейчас одной из важнейших архи-
тектурно-хуложественных и инженер-
ных проблем.

Советские архитекторы и инженеры
прокладывают новые эффективные
пути массового заводекого производ-
	ства разнообразных малоэтажных до-
мов, способных образовать живопис-
ные композиции застройки кварталов,
улиц и поселков. За последние голы
в этом направлении проведен ряд
аденных экспериментальных = работ.

Однако достигнутый до сих поо
стандарт домов заводского изготовле-
ния не мог нас полностью удовлетво-
рить. Наблюдалась известная робость
в решении коренных вопросов завод-
ского домостроения. Проектами для
домов индустриального производства
нередко служили обычные типовые
проекты, лишь слегка измененные.
Очень слабой была связь архитекто-
ров с домостроительной индустрией.
что, естественно, отрицательно ска-
зывалось на архитектурном и конст-
руктивном качестве изготовляемых
домов. Серьезные были недостатки и
в работе самих домостроительных
комбинатов. Так, например, ‚ готовые
для монтажа укрупненные детали `(ко-
торые лишь остается монтировать на
строительной площадке) составляли
з продукции заводов сравнительно
невысокий процент. Мало. уделялось
внимания благоустройству дома, соз-
данию удобств и комфорта для жиль-
Los.
	Недавно. на Болшевском домостро-
ительном комбинате был проведен-ин-
тересный опыт комплексного решения
основных проблем, связанных с: за-
зодоким изготовлением малоэтажных
жилых домов. Выделенная Академией
архитектуры СССР бригада (под об-
щим руководством Н. Былинкина)
запроектировала и построила  се-
рийный образец высококачественно-
го жилого дома. Принципиальный
интерес этого опыта заключается в
том, что им определяются пути даль-
нейтей совместной работы архитекто-
ров. и промышленности заводского до-
мостроения. Оказалось, что в самых
рядовых заводских условиях можно
значительно улучшить планировочное,
конструктивное и художественное ка-
чество ‘домов, повысить их комфорт-
ность и уровень благоустройства.
	Технический проект этого экспери-
ментального дома разрабатывался и
осуществлялся непосредственно на
Болшевеком домостроительном KOM-
инате под руководством старшего
научного сотрудника Института архи-
тектуры массовых сооружений
Н. Остермана авторским коллективом
в составе архитекторов Н. Наумовой,
А. Немлихер, Л. Чериковер и А. Бес-
прозванного, инженеров П. Бородаче-
pa, Ш. Акбулатова, Г. Колпакова,
Ю. Буянова Соавторами проекта яв-
	ляются гл. инженер комбината
А. Шиганин и гл. конструктор
Г. Иванов. :

Внешняя композиция здания „пря
	всей ее простоте придает дому харак-
тер капитального сооружения. В то
же время дом очень наряден. Такому
впечатлению способствуют  выхоля-
щий на главный фасад эркер, прият-
ное цветовое сочетание красной чере-
пичной кровли, белой стены и желе-
з0-бетонных офактуренных плит цо-
Koa.
		«Чардаш» Делиба в исполнении учащихся Хореографического учи-
		Фото Е. Явно.
	лища при ГАБТ СССР.
	Показ хореографического искусства“
	13 декабря в помещении филиала
	Большого театра начался‹ месячник
показа хореографического искусства
Москвы и Ленинграда.

От имени Главного управления му-
зыкальных театров Комитета по. де-
лам искусств при Совете Министров
	СССР и. Центрального дома работни-
ков искусств первый вечер показа хо-
реографического искусства открыл
	реографического искусства откры;
И. Туманов. На вечере выступили
	учантиеся хореографического  учили-
	ща Большого театра в отрывках из
	балетов «Шелкунчик», ‘«Дон-Кихот»
и др. Затем солисты балета Большо-
	го театра показали третий акт спек
такля «Бахчисарайский фонтан»  !
танцы из балетов «Спящая краса
вица», «Лебединое озеро», «Красный
мак», «Тарас Бульба» и др.

16 декабря в помещении Театра им.

К. С. Станиславского и В. И Неми-
	ровича-Данченко состоялся вечер co.
ветского балета, в к м приняли
участие солисты Ленийградекого те.
	атра оперы и балета им. Кирова, Ле-
нинградского Малого оперного театра
и Музыкального театра им. К. С.
Станиславского и В. И. Немировича-
-Данченко. Были исполнены  отдель-
ные акты и отрывки из балетов:
«Бахчисарайский фонтан», «Beper
счастья», «Лола», «Мнимый жених»,
«Чудесная фата», «Тарас Бульба»
и др. ,

Вчера в Центральном доме работ-
ников искусств состоялся — вечер
эстрадного танца, в котором приняли
участие артисты московской и лениз-
градской эстрады.

секретарь Союза советских архитек-
торов СССР К. Алабян.
	Участники пленума выезжали на
	строительство нового колхозного се-
ла Нелидова; посетили крупные

Москвы и Ленинграда
	Фрагмент интерьера сборного дома
<
	Аороню организовано внутреннее
пространство дома, в котором имеют-
ся три жилые комнаты — столовая,
спальня и третья комната, могущая
служить кабинетом, детской или вто-
рой спальней. Остекленный  трех-
гранный эркер обогащает ` интерьео
самой большой комнаты — столовой.
Столовая и спальня разделяются раз-
движной остекленной перегородкой,
которая не только украшает помеще-
ние, но позволяет при желании об’е-
динить две комнаты в одну. В доме
имеются также передняя, ванная ком-
ната, кухня и застекленная веранда.

Все помещения дома-—жилые и
‘вспомогательные — ‹ оборудованы
встроенной мебелью.

Вход на участок архитектурно. под-
черкнут. К дому ведет дорожка, вы-
ложенная из боя разноцветной MeT-
лахекой плитки. В глубине узаст-
ка расположен гараж < пристроенным
к нему хозяйственным сараем. Рядом
разбит огород и ягодник. Весь уча-
сток озеленен.
	Дом полностью меблирован  спе-
пиально. изготовленной разборной ме-
белью. Для ее обивки и для портьер
применены декоративные ткани, вы-
полненные по рисункам сотрудников
экспериментальных мастерских Ака-
демии архитектуры.

В небольшой заметке трудно кос-
нуться всех конструктивных и техни-
нических особенностей здания. Ука-
жем лишь, что архитектурные дета-
ли фасада — оконные наличники, пи-
лястры, карнизы—изготовлены в виде
блоков. Это облегчает ‘монтаж здания
на строительной площадке. Дом ос-
нащен канализацией. холодным и го-
рячим водоснабжением. В нем также
применена прогрессивная система
отопления, так называемое лучистое
отопление. Отопительная панель, рас-
положенная в потолке, излучает теп-
ло, которое равномерно распростра-
няется по дому.

Авторы проекта, конструкторы и
технологи добились значительного
экономического эффекта. Ими сокра-
щен средний расход лесоматериала и
резко повышен процент изготовления
на заводе укрупненных деталей (бо-
лее 75 процентов).

Работа, проведенная на Болшевском
домостроительном комбинате, под-
тверждает, что заводское домострое-
ние в нашей стране слелало новый
шаг вперед. Еще раз доказано, что
дом, который изготовляется в завод-
ских условиях, ценен не только своей
индустриальностью. Он может и дол-
жен быть удобным для жизни, рало-
вать глаз своей скромной, но жизне-
радостной архитектурой.

Задача сейчас заключается в TOM,
чтобы этот удачный образец был в
самом скором времени пущен в мас-
совое производство.
			Н. КАРИНЦЕВ
Oo
	своим телом... Толковать роль — это
значит управлять самим собой, как
инструментом, т. е. не думая © TOM,
что играешь».

Но если Барро основу театрально-
го искусства видит в актере-марио-
нетке, чье творчество вдохновляется
лишь «слогами и ритмом, жестом и
дикцией», то другой деятель ран-
цуэского буржуазного театра, Поль
Арно, свою «реформу» в театре свя-
зывает с. «проблемой» зрителя. По
мнению Арно, у нынешнего актера
потерян «контакт» ве зрителем. И ви-
новат в этом, ‘конечно, зритель. В
своей статье, так и `озаглавленной
«Контакт», Поль Арно пишет: «Со-
временный зритель — самый рассеян-
ный, самый занятый и потому самый
трудный. Его почти невозможно в
течение 2—3 часов держать на при-
вязи в театральном кресле». ‚

„Как же покорить этого трудного
зрителя, как установить сним KOH-
	- такт? Для этого. Арно находит только
	одно решение —уничтожить:- Bee то, что
	отделяет зрителя от сцены, т: е, «obe-
	спечить чисто материальный контакт,
добиться абсолютного и, насколько
BO3MO0KHO, физического ‘слияния
зрителя и актера. Никакое _матери-
альное препятствие не должно отде-
лять сцену от зрителя!»

Итак, средство завоевания или,
как называет этою Арно,  «пленение»
зрителя найдено: долой рампу, op-

Московский Дом кино продолжает
проведение вечеров из цикла «Куль-
тура и искусство стран новой демо-
кратии». 14 декабря состоялся` ве-
чер, посвященный культуре и искус-
ству Венгерской республики. 7

О своих впечатлениях о недавней
поездке по Венгрии рассказал во всту-
пительном слове Д. Заславский.

Посол Венгерской республики в
СССР г-н Э. Мольнар в своей речи
высоко оценил новый документаль-
ный фильм «Демократическая Вен-
гприя», являющийся ярким свидетель-
ством дружбы и сотрудничества меж-
ду народами.Венгрии и `Советского
Союза ^
	Один из авторов сценария «Де-
мократическая Венгрия», И. Бачелис,
рассказал о ‘том, как создавался
фильм. Тепло приветствовали  соб-
равшиеся венгерского поэта А. Ги-
даша, прочитавшего свое новое
стихотворение.

В концертном отделении приняли
участие пианист Ю. Брюшков и певи-
ца Н. Рождественская. Вечер закон-
чилеоя  проемотром кинокартины
«Демократическая Венгрия».
	Ке дня пленума — важнеишие вопро-
	сы проектирования и застройки горо-
лов и сел. Участники пленума заслу-
		ee NE ONION ER ENE ELS NAN ER A Ne RR SEN SRR eee

ка Управления по делам архитектуры
при Совете Министров УССР И. Ма-
лоземова и заместителя начальника

строики Киева, а также большую вы-
ставку проектов, подготовленную к
пленуму.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

© 2 декабря в МОССХ откроется выставка
работ художницы Л. Бродской.

{< Сегодня Центральный театр транспорта
показывает премьеру — «Хождение по мукам>.
Инсценировка трилогии А. Толстого и ясста-
новка слектакля осуществлена И. Судаковым,
художник М. Варпех, композитор М. Бак. Глав-
ные роли иснолняют: В. Хохряков ((Телегин),
А. Краснопольский (Рощин), Л. Скопина (Катя),
Г. Симонова (Даша).

© 21 декабря Московский союз советских
художников устраивает обсуждение скулыпур-
ных произведений,. экспонированных на Всесо-
юзной выставке работ молодых художников. по-
священной 30-летию ВЛКСМ. С докладом вы-
ступит М. Нейман.

© Сегодня открывается общее отчетно-вы-
борное собрание членов Российского производ-
ственно-творческого кооперативного товарище-
ства художников-скульпторов (Росскульптор). С
отчетным докладом о деятельности товарище-
ства выступит председатель правления С. Мер-
куров.

@ В план новых постановок Театра им. Вах:
тангова на 1949 г. включена пьеса Н. Вирты
«В одной стране».

© В Государственной Третьяковской галле-
рее было провелено заседание, посвященное
памяти НП. М. Третьякова в связи с исполнив-
шимся б0-летием со дня его смерти. После
вступительного слова директора галлереи
А. И. Замошкина собравшиеся заслушали
доклад С. Н. Гольдштейн на тему «Третьяков

и русское искусство». Были также зачитаны
отрывки из книги дочери Третьякова — А. П.
Боткиной «Третьяков в жизни и искусстве»,

@ Недавно в Центральном доме компози-
торов состоялся. творческий вечер-концерт, по-
священный 50-летию со дня рождения компо-
зитора В. Кочетова. Этим концертом открылся
пикл вечеров «Творческие портреты композн-
торов». у

3 В связи с ЗО-летием со дня смерти созда-
теля первого оркестра русских народных ин-
струментов В. В. Андреева 24 декабря в Кра-
снознаменном зале ИДКА проводится открытое
заседание Художественного совета Государст-
венного музыкально-педагогического института
им. Гнесиных, посвященное памяти замечатель-
ного русского музыканта, -

© 22 декабря Государственный симфоничеч

ский оркестр СССР под управлением К. Ива-
нова впервые исполнит вторую — симфонию
В. Бунина. 28 декабря оркестр под управле-
нием Е. Мравинского исполнит симфонию
Ю. Левитина «Юность».

Советские драматурги и композиторы раз
ботгют для Московского театра _ оперетты над
новыми произведениями. Е. Помешиков и В. Ть-
пот совместно с И. Дунаевским Пишут оперетту
о людях советского иирка. В. Массе, М. Чер-
вчнский совместно © Ю. Милютиным тристу-
пили к работе над опереттой из жизчч За-
падной Украины. В. Винников, К. Финн и
О. Фельцман пишут  опереллу, посвященную
молодым москвичам.

ПРИЕМ В ЧЕСТЬ ДЕЛЕГАЦИИ НОРВЕЖСКО-СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

На-днях во Всесоюзном обществе   делегации общества во главе с пред-
культурной связи с заграницей был   седателем г-ном Улаф Дальгард, от-
устроен прием по случаю пребывания   ветственные работника МИД СССР и
в Москве делегации Норвежско-со-   ВОКС, общественные деятели столи-
		И. 3. ТРАУБЕР
	Умер верный сын большевистской
партии, кинорежиссер и критик Илья
Захарович Трауберг. Режиссерскую
работу в кино он начал под руковол*
ством С. М. Эйзенштейна в качестве
его ассистента. Уже в первой само-
стоятельной работе — немой картине
«Голубой экспресс», посвященной
борьбе китайского народа против ин-
тервентов — И. Трауберг обнаружил
качества, присущие советскому ху-
дожнику: политическую страстность
и илейную пелеустремленность.
	Из звуковых картин И. 1рау-
берга наибольшее значение имел
«Сын Монголии», правдиво. и ярко
показывавший борьбу монгольских
трудящихся за укрепление и_ рост
своего- молодого государства. Правя-
тельство МНР по заслугам оценило
работу И. Трауберга, наградив ero
орденом.

Свою деятельность в кино И. Трау-
берг не ограничивал режиссурой. Он
	цы, писатели, артисты, художники,
деятели кино, предетавители печати.
		ветского общества. Гостей принимал
председатель правления ВОКС про-
фессор А. И. Денисов.

На приеме присутствовали члены
	Замечательный ансамбль
	Е °
А. ГОЗЕНПУД
$
	преникновенным истолкователем ге-
ниальной. шестой симфонии Чайков-
ского. Он доносит до слушателя не
только Настроение скорби, но утвер-
ждает тему борьбы, сопротивления,
жажды деяний. Поэтому такой жиз-
ненной силой наполнена в его интер-
претации 3-я часть симфонии, оказы-
вающаяся вершиной всего музыкаль-
ного построения. Если в «Фан-
тастической симфонии» Берлиоза ди-
рижер еще не в полной мере раскрыл
трагическую силу 3-й части, сцены в
полях, то совершенным им безупреч-
ным нужно . признать — исполнение
«Франчески дэ Римини» Чайковского,
в которой была раскрыта вся поэти-
ческая сила этого чудесного произве-
дения.

Менее: убелительным ‘оказалось ис-
полнение о «Героической увертюры»
В. Косенко. роща, и само произве-
дение безвременно скончавшегося та-
лантливого композитора не обладает
внутренней стройностью. Оно рыхло-
вато по форме, в нем несколько куль-
минаций.и в то же время отсутствует
единая линия музыкального развития.

Если программа концертов, которы-
ми дирижировал Н. Рахлин, включав-
шая ряд крупнейших произведений
классической и советской музыки, да-
ла возможность дирижеру ярко вы-
явить свой талант, то, к сожалению,
в менее выгодном положении оказал-
ся второй основной дирижер оркест-
ра — М. Канерштейн.

`Творческий облик М. Канерштейна
может на первый взгляд показаться
несколько суховатым. Однако это
только первое и поверхностное впе-
чатление, Сдержанность, присущая
дирижеру, является признаком стро-
гой высокой музыкальной дисциили-
ны, которую он вносит в свою работу.

Программа отчетного концерта под
управлением М. Канерштейна (11 де-
	результате постоянного транса, в ко-
тором вы будете держать зрителя, вы
‘добьетесь нужного эффекта: аулито-
рия воспримет реальность, как акро-
батический номер.

Эти четыре правила Поля Арно
представляют собой не что иное, как
не очень ловкую реставрацию дазно
скомпрометированного  футуристиче-
ского искусства, с его пропагандой
динамизма и «диктатуры ритма». И
эта затхлая формалистская  гали-
	  матья выдается за последнее слово
	европейской эстетической мысли.
	Такого рода «эстетика» органиче-
ски входит во все театральное искус-
ство современной буржуазной Фран-
ции. Олин за другим появляются
спектакли, целиком построенные на
принципах, проповедуемых Барро и
Арно, принципах  сногешибательного
жеста, эффектных словосочетаний, бе-
шеного ритма. Так на сценах париж-
ских театров были не только извра-
щены классические пьесы _ Расана,
Мольера, Шекспира, но были созданы
скандальные спектакли по пьесам но-
воявленных знаменитостей. реакцион-
ной французской драматургии—Сарт-
pa, Ануйля, Андре Обей, Габриэля
Марселя, Клода Пюже и многих, мно-
гих других. . Е
	Режиссерская композиция, декора-
ции и оформление любой из современ-
ных декалентеких пьес произволят
впечатление обстановки сумаснеднте-
го дома. Постановки модных «боеви-
ков» сопровождаются музыкой, от ко-
торой мурашки бегают по телу, —на-
столько эта музыка далека от гармо-
нических, естественных звукосочета-
ний. Так же действует и декоративная
живопись, украшающая многие пъесы.
Это хаотическое, бесформенное нагро-
мождение ломаных линий, искажен-

2 $ . г
	Гастрольная поездка Государствен-
ного симфонического оркестра УССР
в Москву — крупное событие в твор-
ческой жизни этого превосходного
коллектива и вместе с тем значитель-
ное явление в художественной жизни
столицы. Болышой и заслуженный ус-
пех, который сопровождает выступле-
ния оркестра, сам говорит за себя.
	Превосходная слаженность и сы-
гранность всего состава исполнителей,
чутко воспринимающего и воссоздаю-
шего замысел композитора и интер-
претацию его дирижером, — все эти
качества, присущие только настояще-
му творческому коллективу, не могли
не найти благодарного отзвука у мос-
ковских слушателей.

Яркое и жизнеутверждающее даро-
вание Н. Рахлина давно пользуется
любовью советского слушателя. Н.
Рахлин многого добился в своей ра-
боте с оркестром и вырос сам как
художник. Если раньше основной чер-
той.его творческого облика был без-
удержный темперамент. то сейчас его
исполнение приобрело ббльышую силу
мысли, углубленность и содержатель-
ность. Это — путь от внешней вирту-
озности к глубокому проникновению
в замысел композитора. Конечно, не
нужно думать, что все в равной сте-
пени удается Н. Рахлину, что все
безупречно в его интерпретации. Ино-
гда вычурная деталь или манерность
врываются в исполнение и мешают
его целостности. Так и в отчетных
концертах симфонического оркестра
УССР, наряду с глубоким, патетиче-
ским в своей целомудренной сдер-
жанности исполнением «Пассакалии»
Баха—Гедике, нельзя не отметить
неудачную и ломающую замысел про-
изведения интерпретацию антракта К
3-mMy действию «Лоэнгрина», преуве-
личенно интенсивную по звучности и,
главное, нарушающую темпы, ука-
занные автором, а также неудачное,
растянутое и вялое исполнение увер-
тюры «Риенци» Р. Вагнера.
	Н. Рахлин является вдумчивым и
	0611666008
	кестр, долой самые подмостки! Арно.

дает даже четыре варианта своего
решения, добросовестно  сопровож-
дая их соответотвенными чертежа-

ми, показывающими расположение в.
новых условиях зрительного зала,

сцены, кулис ит. д.
И Барро и Арно предлагают лишь

суррогат искусства и жалуются, что.
зритель не желает вкусить горечь.

этого суррогата. Начисто отвергая
драматургию, выметая со сцены все,
чем живет реалистическое искус-
ство, французская буржуазная ре-
жиссура утверждает современный
театр, как театр  нечленораздельных
звуков и слогов. Ритм спектакля —
основной вакон театра: Закон этот
сводится к соблюдению четырех ac-
новных канонов. Вот они в откровен-
ной формулировке Арно:

1. Усвойте необычайно быстрый, до-
водящий зрителя до головокруже-
ния сценический ритм, пусть он бу-
дет бешеным, исступленным, дья-

вольски ускоряющим реакцию зри-

теля.

2. Следуйте этому закону постоян-
но нарастающего ритма и при этом не-
пременно вводите оттенок комизма.

3. Соблюдайте этот же ритм в сло-
весном материале пьесы и; главным
образом, в нем; доведите его до край-

ности, развяжите его, дайте ему во-

лю, как бешеному ‘псу, сорвавшемуся
с цепи, чтобы он действовал на слу-

шателя, как медный купорос на неж-
ную кожу.
	4. Дайте волю своему ритму, но

управляйтеим, как акробатв цирке; в.
	кабрз) состояла из «Торжественной
увертюры» А. Глазунова, «Шехераза-
ды» Н. Римского-Корсакова, концерта
для голоса с оркестром Р. Глиэра и
увертюры «Тарас Шевченко» К. Дань-
кевича. Яркая узорчатость сюиты
Римского-Корсакова, этой драгоцен-
ной, расшитой цветными шелками му-
зыкальной ткани, таит глубокое фи-
лософское содержание. Важно отме-
тить; что дирижер в своем истолкова-
нии сюиты шел не от внешнего ри-
сунка, но от внутревнего содержания
произведения. И в этом— удача его ис-
полнения. Вэрно и влумчиво истолко-
вал он <«Торжественную увертюру»
Глазунова и превосходно аккомпани-
ровал Д. Пантофель-Ненецкой в кон-
церте для голоса Р. Глиэра. Однако
неудачным в концерте явилось HC-
полнение «Тараса Шевченко» К. Дань-
кевича — произведения внешне ам-
позантного, но лишенного подлинной
внутренней силы и не создающего
образа великого народного поэта.

В концертах симфонического орке-
стра УССР приняли ‘участие в. каче-
стве солистов выдающиеся артисты
Москвы и Украины. Нет никакой воз-
можности в пределах этой рецензии
охарактеризовать их. Хотелось бы
только отметить, наряду с Э. Гилель-
сом, блистательно исполнизшим KOH-
перт Сен-Санса, одаренную певицу
Галину Шолину, хорошо. спевшую
арию Иоланты, ариозо Настасья 43
«Чародейки» Чайковского и романс
Антониды. Программа первого кон-
церта была очень перегружена, и
солисты, выступавшие в нем (М. Лит-
виненко-Вольгемут, 3. Гайдай, И. Па-
торжинский, К. Лаптев), не получили
возможности сколько-нибудь полно
раскрыть себя.

Встреча с оркестром УССР и его
талантливыми дирижерами вызвала
болышой интерес у широкой столич-
ной аудитории. Остается пожелать,
чтобы эта первая встреча явилась на-
чалом большого и прочного знакомст-
ва с замечательным украинским кол-
лективом.
		вых черт нечеловеческих лиц, живо-
пись, рассчитанная на то, чтобы преж-
ле всего «эпатировать», привести
зрителя в состояние полной простра-
ЦИИ.
	Так, например, пьесы Ануйля сопро-
вождаются специальными указаниями
для режиссера относительно оформле-
ния и музыки спектакля. Парки и са-
ды у Ануйля обязательно фантасти-
ческие, не существующие в действи-
тельности, населенные нереальными
существами. Автомобиль, простой ав-
томобиль, оброс плюшом, точно жи-
вым телом, извивающимся и вращаю-
щимся вместе с колесами. Все утри-
ровано, преувеличено, доведено до аб-
сурда. И такова же музыка к пьесам
Ануйля-.
	`Один из самых известных: париж-
ских режиссеров, Гастон Бати, недав-
но в припадке откровенности  зая-
вил, что во всех новых спектаклях
перед постановщиком стоит неизмен-
но одна задача: «вызвать в -зритель-

HOM зале коллективную галлюцина-
пию».
	Формалистская режиссура приходит
на помощь драматургу-декаденту, что-
бы создать зрелище сногсшибатель:
ное, головокружительное, напоминаю-
ще некую вечно вертящуюся «бесов-
скую карусель». А буржуазная печать
не находит достаточно громких слов,
чтобы выразить свой восторг перед
этим гнилым искусством вырождения.
	Нарочитая «безидейность» француз-
ского буржуазного театра направлена
на то, чтобы служить «идеям» самой
оголтелой, разнузданной реакции, чьи
цели в конечном счете сводятся к об-
ману массового зрителя, к.тому, что-
бы увести его от насущных нолити-
ческих проблем сегодняшнего дяя.
	У

был талантлйвым журналистом и
критиком. Киноработники помнят его
страстные, глубоко партийные вы-
ступления по боевым вопросам разви-
тия советского кино. Все знавшие
Илью Захаровича высоко ценили его
организаторские способности, предан-
ность своему долгу, оптимизм, неис-
сякаемую энергию. $

В годы Отечественной войны он
был политическим работником Совет-
ской Армии. За заслуги в борьбе с
фашистскими захватчиками он был
награжден правительством боевыми
орденами и медалями. -

Илья Трауберг умер на боевом
посту в разгар напряженной работы.
Свою недолгую жизнь он прожил
ярко, полно, отдавая Родине все свой
силы. Память о нем, активном стро-
ителе советского кино, прекрасном
товарище, сохранится в сердцах со-
ветских кинематографистов.

ГРУППА ТОВАРИЩЕЙ.
	99$4$44$494$9$9$44995т
	Сборный дом заводского изготовления

Резакииснная коллегия:
	В. Г. ВЛОВИЧЕНКО (ответственный редантоо), А. А. СУРОВ,
	М. В. ВЕОЛЬШИНЦОВ. 6. А
	ГЕРАСИМОВ. В. В. МУРАВЛЕВ,
	Жан Луи Барро пользуется в теат-
ральных кругах Парижа’ солидной. ре-
путацией: он признанный  поста-
новщик пьесе Расина и Мольера и
видный теоретик театра. Недавно
Барро поставил два новых спектакля
— «Федру» и «Мизантропа». По это-
му случаю он выступил с обширной
программной статьей, в которой изло-
жил свои взгляды на цели и задачи
современного искусства.

«Теоретический труд» Bappo по-
лон глубокомысленных рассуждений
о форме спевтакля, о декорациях, о
приемах лекламации, о репетициях,
о чем угодно, кроме идейного содер-

_ жения искусства:

Французский режиссер утвержда-
ет, будто существуют только два
источника. питающие искусство те-
aToa. Эти источники таковы: «ес од-

-ной стороны—дыхание, © другой —
позвовочник». Барро тут же раскры-
веет смысл своего утверждения:
«Дыхание рожлает голос и его зву-

чание Позвоночник — этот центр
движения (самое пластическое жи-
вотное — змея) — рождает движе-

ние». Итак, все искусство театра,
как поучает Барро, заключено в ми-
мике ив дикции. «Мимика—для глаз,
дикция — для слуха». — Заметьте,
речь идет лаже не о «слове», а о
дикции... «Если мимика и дикция
действуют одновременно на зрителя,
тогла актер приходит к синтезу
зрительных и слуховых ощущений».
	«Играть, продолжает свои откро-
зения Барро, — это значит управлять
овоим дыханием, евоим. голосом и
			Ленинградский Государственный ордена Ленина
	Академический театр оперы
	и балета имени @ М КИРОВА
			HA ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА —
СОЛИСТА ПЕРВЫХ СКРИПОК.
Конкурс состоится 15 Февраля 1948 года.
	Заявления направлять в Театр имени С. М. Карова,
Ленинград, Театральная пл.. 1, т. 464-99.
	Ленинградская ордена Ленина Государственная
Консерватория имени Н, А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА
		НА ЗАМЕЩЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ДОЛЖНОСТЕЙ
ПРОФЕССОРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА:
	т.
2.
3.
4.

5. Д.

6.
7.

Заведующего кафедрой оркестровки — профессора.

Заведующего кафелрой` истории и теории исполнительства — профессора.
Профессора по классу альта. :

Профессора по специальности «техника актерского мастерства».

OHERTa по классу виолончели.

Доцента по кафедре оркестровки.

Доцента по классу фагота.
	„Лица, желающие принять участие. в. конкурсе, должны подать об этом ао 1$ ян-
варя 1949 года ‘заявления на имя пнректора Консерватория — Ленинград, Театраль-
ная пл., 3, с приложением следующих документов в двух экземплярах:

1) личный листок по учету кадров;

2) автобиография; у

3) нотариальная копия диплома ‘о высшем образовании;

4) нотариальная копия диплома илн аттестата о наличии ученой степени-и звания;

5) деловая и политическая характеристика с последнего места работы;

6) список научных работ, музыкальных сочинений
описание исполнителеской и педагогической работы;

7) основные научные работы.

или — для нсполянтелей —
	А Ut,
НВ

Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, эстрады и цирка К 4-15-66, отделы театра; музыки,
	Типография «Гудок» Москва, ул. Станкевича. 7.
		изобразительных искусств, кино — К 5-45-12; отделы архитектуры и корреспондентской сети —К 1-48.08.