СОВЕТСКОЕ

ИСКУССТВО
	150-летие CO ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА
	эессмертные образы
	Художественные образы, созданные
Пушкиным, — живительный источ-
Ник, питающий творчество народных
мастеров. Увлечение народных худож-
ников произведениями великото ‘п0э-
та, глубокая и искренняя любовь Е
ним, тонкое, проникновенное понима-
ние пушкинских творений-—все это
необыкновенно оботатило и раецветв-
10 их мастерство.

Тюбовь к Пушкину выражаетя
прежде всем в стремлении народных
мастеров запечатлеть 0браз самого
поэта. Портретные изображения Пуш-
ина можно найти и в изделиях ве-
ликоустюжеких мастеров черни по
серебру, и в скульптурных миниатю-
рах холмотореких и тобольских косте-
резов, и в коврах, вытканных масте-
рицами Туркмении, и в росписях по
папье-маше прославленных художни-
ков Фелоскина, Палеха и Мстеры. В
большинетве случаев в основу этах
работ положены получившие  всенз-
родное признание портреты Пушкина
работы Кипренекого и Тропинина.
	Мастера народного творчества, идя от
того, что дано Випренеким и Тропи-
ниным, не просто копируют эти пор-
треты, а творчески, иногда очень сво-
бодно интерпретируют их, утверждая
свое понимание любимого — образа,
всегда согретое теплотой большого
яувства.

Говоря & пушкинских сюжетах,
прежде всето следует обращаться к
художникам Палеха, Метеры и Х9-
aya. Живое восприятие образов Пуш-
кина вело от ‘искусства самоцельного
украшения в искусству  идейному,
богатому содержанивм, обладающему
высокой познавательной ценностью.
Это подготавливало художников-ми-
ниатюристов к отражению в их про-
изведениях современной советской
действительности.

Отлядываясь на созданную здесь
«пушкиниану», буквально  поражл-
ешься богатству использования
пушкинских тем. В первую очередь
нужно назвать сказки: «0 царе Сал-
тане», «О мертвой царевне и о семя
богатырях», «О золотом петушке»,
«0 рыбаке и рыбке», «0. попе. и о
работнике его Балде».

Многие из этих произведений поз-

волили ряду художников не только
по-разному раскрыть вложенное в них
Пушкиным содержание, но и предо-
ставили во тТаспоряжение мастеров
громадное количество сюжетных м-
тивов, легших в основу многочиелен-
ных композиций.
‚ Среди них немало произведений
большюй художественной ценноети. К
их числу относится, например, pafe-
та народного художника РСФСР
И. Маркичева «Три чуда», с замеча-
тельной полнотой и поэтической си-
лой воссоздающая образную ткань
«Сказки о царе Салтане». Всея вещь
овеяна тонким ароматом сказки, и
вместе с тем лирико-монументальный
строй артистически найденной компо-
зиции утверждает живое и радостное,
пленяющее своей чистотой, восприя-
тие действительности.

И. Маркичев украсил своей живо-
ПИСЬЮ ТОЛЬКО КОЫШку ШКАТУЛКИ ИЗ
папье-маше, А. Котухин же, разраба-
тывая тему «Сказки Пушкина», по-
крыл своими нарядными композиция-
ми и боковые стенки ларца. Эта нахо-
дящаяся в экспозиции Третьяковской
галлереи работа действительно явля-
ется подлинной энциклопедией пуш-
кинских сказок, сцены из которых,
сплетаясь одна с друтой, образуют н®
только — повествовательно-0б’единен-
ный цикл изображений, но и заме-
‘чательный декоративно-орнаменталь-
ный убор украшаемого ими предмет.
` Прекрасна композиция А. Дыдыки-
на «Ратмир у стен волшебного зам-
ва», в которой отчетливо звучит тема
«восточной неги», столь блестяще
разработанная во многих произведа-
ниях классической русской музыки
и поэзии. А. Котягин в композиции
«Руслан и финн» показывает сцену

+
	Важдая новая работа искусотвове-
дов и художников, посвященная ге-
нию русокой национальной культуры
А. С. Пушкину, вызывает ззконный
интерес среди самых широких слоев
советского общества. Миллионы со-
зетских люлей с удовлетворением
встретят выпуск нового большого до-
кументальнотго фильма «Пупкин», в
котором в натлядной форме расеказа-
но 0 важнейших этапах жизни ч
творчества великого поэта. Создание
такого фильма — значительное яв-
ление в культурной жизни страны,
новый успех советской документаль-
ной кинематографии.

Еино располагает огромными еред-
ствами художественното воздействия.
‘Сочетание наглядности исторических
документов, умело сопоставленных и
тематически об’ехиненных, с показом
реальной действительности наших
лней, с живописными кадрами при-
роды, великолепная музыка  компо-
зиторов-классиков на пушкинские
темы, щедрое обращение к произве-
дениям искусства, отражающим
жизнь и творчество Пушкина, с00б-
шают этому фильму  приполнятюе,
поэтическое звучание. Но главная’
ценность фильма в том, что он пра-
вильно раскрывает основные момен-
ты жизненной и творческой  биогра-
фии Пушкина, дает представление
том, какие факторы влияли на фо-
мирование прогрессивного мировоз-
зрения поэта, что определяло нацио-
нальный, поллинно народный харак-
тер его творчества.

Особенно ‘удачно сделано это в
первых частях фильма. Впечатления
от подмосковного села Захарово, где
часто гостил мальчик Пушкин у 6a-
бушки и впервые почуветвовал кра-
соту русской природы, влияние няни
Арины Родионовны, которая ввела
будущего поэта в богатый мир народ-
—————

«Пушкин». Сценарий и текст С. Ha-
горного, режиссеры С. Бубрик, В. На:
колаи, консультант проф. Н. Брод-
ский. Производство Центральной
студии документальных фильмов.
1949. 7
	встречи витязя со своим добрым пс-
кровителем в заключительных чаетях
поэмы.

Чрезвычайно интересно подошел
Н. Влыков в теме «Дубровекого»,
выразительно написав на большой
пластине из папье-маше сцену напа-
дения нз карету. Заслуженной изве-
стностью пользуется работа И. Ваку-
рова «Бесы». Полная экспрессии,
острая по рисунку и необычайная по
колориту, она предлагает такое тод-
кование пушкинского стихотворения,
при котором «бесами» оказываются
все те, кто привел поэта к его преж-
девременной гибели, и в первую оче-
редь сам Николай [.

Эти и многие другие работы, вы-
полненные мастерами сел, являющих-
ся центрами советской лаковой ми-
ниатюры, представляют собою укра-
шения бытовых предметов. Они не
являются «иллюстрациями» в пря-
мом, так сказать, «книжном», смысле,
но по своим художественным качест-
вам вполне достойны войти в книту,
Ё сожалению, наши ‘издательства (2
в первую очередь Детгиз) не привле-
кают в должной мер художников
Палеха, Метеры и Холуя к работе над
книгой. А между тем, два издания
пупкинеких сказок, вышедшие в
1937 году © иллюстрациями палешан
И. Голикова, И. Баканова, И. Ваку-
рова, Д. Буторина, И. Зубкова, А. Ва-
тагина, А. Дыдыкина и других, при-
надлежат к числу лучшего из того,
что сделано советским искусством в
области книжной иллюстрании.

°С темами Пушкина мастера нарот-
HOTO творчества вошли в кино и
театр.

Многим, вероятно, памятен чудес-
ный цветной 0б’емный мультипликз-
ционный фильм «Сказка о рыбаже и
рыбке», создавный П: Баженовым.
В этом фильме нашли ©в0е удиви-
тельное воплощение бессмертные пер-
сонажи пушкинской сказки. Сколь-
ко остроумия вложил в их трактовку
художник! Какая пленительная вы-
думка продемонстрирована им при
разработке архитектурных мотивов!
Фильм этот подкупал и колористиче-
CREM своим богатством.

Мастерам наредното творчества до-
велось выступать и в качестве 0фор-
мителей пушкинских спектаклей. И
здесь опять хочется отметить, что на-
ши театры еще не оценили в полной
мере те возможности, которые может
дать им привлечение этих художест-
венных кадров. А между тем, опыты
Ленинградского Малого оперного те-
атра ‘и Саратовского театра оперы и
балета, поручивших написание декэ-
раций художникам-палешанам к бале-
ту «Сказка о мертвой царевне и 0
семи богатырях» (Ленинград) и К
опере «Золотой петупюк» (Саратов),
блестяще себя оправдали. Н. Пари-
лов в Саратове создал замечательное
оформление спектакля, превосходные
эскизы костюмов и гримов, органич-
но и глубоко восприняв сатирическую
остроту пушкинского замысла сказки,
пушкинскую характеристику образов
и талантливо откликнувитись на ху-
дожественные особенности партитуры
композитора. Rak известно, этот
спектакль был удостоен Сталинской
премии. Лауреатом Сталинской премии
стал и художник спектакля Н. Па-
рилов.

Хуложебтвенные предметы быта,
книжная иллюстрация, стенная ком-
позиция, кинофильм и театральный
спектакль—во всех этих жанрах на-
родные мастера успешно, се большим
вкусом разрабатывают. пушкинскую
тему. ‘

Вклад, сделанный ими в советскую
изобразительную «пушкиниану»,
чрезвычайно велик: Этот вклад— одно
из ярчайших выражений той нарол-
ной любви, ореолом которой окружено
имя и творческое наследие гения рус-
	ской. литературы в стране победив-
		шего социализма.
	Филиал Большого театра показал премьеру — оперу П, И. Чайков-
ского «Мазепа» в постановке Л. Баратова и оформлении Л. Федорова
и Н. Коровина. Дирижировал спектаклем В. Небольсин, На фото; ар-
тисты Т. Черняков (Искра), А. Батурин (Кочубей), Ф. Федотов (Анд-
		Фото С. Мишыьна.
	рей), Б. Златогорова (Любовь).
: Oo
	эбинствующая советсная драпатургия
			# Восемь томов серии «Советская
драматургия», выпущенной ‘издатель-
ством «Искусство», — это замеча-
тельное издание, в котором собраны
лучшие произведения советских дра-
матургов за тридцать лет. Лучшие—
значит самые партийные по духу,
самые яркие по мастерству, самые
активные, целеустремленные 10 3a-
ложенной в них идее. Читаешь эти
ЕНИГИ ТОМ 38 ТОМОМ; и будто огляды-
ваешь с высот сегодняшнего дня ог-
ромный путь, пройденный Halim
советскими, революционными худож-
никами слова, драматургами-новато-
рами, открывающими новые торизон-
ты, новые материки в искусстве.
Сорок две пьесы напечатаны в
восьми томах. Сорок две пьесы! А
	впечатление такое, будто редакторы
издания были слишком скупы, слиш-
ком придирчивы в отборе пьее. Пожа-
луй, их можно, нужно было отобрать
еще больше, чтобы сегодняшние чи-
татели увидели нашу драматургию во
весь ее богатырский рост. Только од-
ной-двумя  пьесами представлены
здесь такие лраматурги, как Алек-
	} сапдр Афиногенов. Николай Погодин,
	Борис Ромапюв. Некоторые видные
праматурги не «уместились» в изда-
нии ровсе. Не напечатано здесь ни од
ной пьесы В. Маяковского, п 06 этом
приходится пожалеть. Однако же се-
рия «Советская храматургия» остав-
ляет огромное впечатление и вызы-
вает гордость за нашу боевую, пат-
риотическую, насыщенную необычай-
ным жизненным богатством  драма-
тургию.

В самом деле, тде, когда, в какой
стране, в какую эпоху появлялось в
течение двадцати — тридцати лет
столько вылающихея драматических
произведений, столько ярких и сам»-
бытных художников сценической ли-
тературы! Вот собраны эти пьесы
вместе, выстроены в один ряд, и
зитишь результаты огромного твор-
ческото труда советских писателей в}
	ствуют в борьбе, участвуют активно
и страстно, они выражают волю ре-
волюционного народа, перестранваю-
щего жизнь. Вот одна из них —
«Оптимистическая тратедия».

«Оптимистическая трателия» Bes-
волода Вининевского — 910, пожз-
луй, самое романтическое произведе-
‘ние о наших феволюционных моря-
ках. Романтика этой пьесы — cypo-
вая, мужественная, волевая.  Боль-
шая мысль лежит в основе этой пье-
сы— мысль 0б организующей роли
партии во всех победах советского
народа. Эту мыель Вс. Вишневский
выражает очень яркими и одному ему
присущими художественными ©ред-
ствами.

Николай Погодин в «Человеке с
ружьем» впервые создал сценический
образ Ленина, и одно это делает пье-
су крупной вехой в истории советской
драматургии. Н. Погодин повазал ее-
бя смелым драматургом-новатором.

Лучшие советские пьесы, отра-
жающие мирный труд советского че-
ловека, строительство социализма, HO
менее активны по своей природе. В
них также заложена могучзя взрыв-
чатая, организующзя‘и мобилизую-
щая сила партийной мысли. Таковы
собранные в сборнике лучшиае. произ-
ведения Александра Корнейчука, Ни-
колая Погодина, Александра Афино-
генова, Бориса Ромашюва. Виктота
	Гусева и других наших драматургов,
дарования которых фазвернулись в
годы первых сталинских пятилеток.
Отдавая все свое вдохновение мир-
ному труду советских людей — рабо-
чих, крестьян, инженеров, ученых,
строителей первых пятилеток, наши
передовые драматурги не забывали ©
TOM, что есть в мире силы, готовые
развязать новую войну против Hac.
Наша драматургия предвидела, пред-
чувствовала грозные испытания,
ожидавшие нас. В прелрог5ные годы
НЗ советской сцене появилась пьеса
В; Симонова «Парень из нагчего го-
рода». Танкист Сертей Луко: —
главный герой этой пьесы, уча ‘Чик
халхин-голских боев, говорит в   Y-
нальной сцене своему боевому др?”
Гулиашвили: «Война еще только на-
чинается... Ты сейчас о последней
сопке думаешь, а я — о последнем
фашисте. И думаю 0 нем давно, еше
с Мадрида. Пройдет, может быть, много
лет. и за много тысяч километров от-
сюда, в городе... в общем, в послед-
нем фаптистоком городе поднимет этот
последний фапгист руки перед танком,
на котором будет красное, именно
красное знамя». И автор пьесы, п
главный герой верно предчувствова-
ли тогла  надвигавшуюся грозу.
когда гроза грянула, нашу  драма-
	  тургию она врасплох не застала.
’ Олин из героев пьесы «Мате
	Один из героев пьесы «Парень из
нашего города», скромный пюфер так-
си Сафонов, стал главным героем
чьесы «Русские люди»... Сколько
гнева в заклятому врагу, любви Е
Родине вложили наши драматурги в
эти боевые пьесы — «Русские лю-
ди», «Нашествие», «Фронт»! В. 2q-
монов и Л. Леонов с огромным те’.
раментом написали о русских 2оскзе
отетанвающих священную зем также
чизны, и пьесы их долго буду  тре-
вожить и волновать сердца советских
патриотов. «Фронт» А. Корнейчука
послужил партии дейсчвенным ору-
жием в борьбе с проявлениями «гор-
ловщины», с косностью и отстало-
стью, мешавией Советской Армии
бить врага. У этих пьес — большие
	` боевые заслуги перед народом!
	В первые послевоенные годы ре-
пертуар драматических тезтров окд-
зался неудовлетворительным, не от-
вечал требованиям натола. Co reef
	Анатолий СУРОВ
Oo
	9тобы тот проголосовал за правиль-
Hoe, большевистское решение.

Замечательные люли -—— герои
«Шторма»! Сколько ума и решитель-
ности, тонкого понимания интересов
революции, государства. Сколько яро-
сли и воодушевления у рядовых 601
цов партии, прокладывающих путь В
завтрашний день! Надо помнить,
знать, перечитывать такие пьесы,
&аЕ «Шторм». Вот откуда берет свои
истоки нашз боевая, партийная дра-
матуфгия.

Рядом напечатана «Любовь Яро-
вая» №. Тренева. пьеса, ло сих пор
	идущая На советских  сцевзх, ни-
сколько не утратившая своей свеже-
сти и яркости. Это — наша совет-
ская классика, золотой фонд нашей
драматургии, так же как грозный и
величественный  «Бронепоезд» Be.
Иванова. Ни за что не согласимся мы
признать эти пьесы только лишь па-
мятником минувшим годам. Вют сцена
из «Бронепоезла», которая и сегодня
натюлняет радостью наши cepa
приводит в трепет наших врагов. Си-
бирские партизаны поймали окку-
панта-американца. Партизаны в яро-
сти — оккупанты сожгли село. «Ну
и сволочь же! Птоосто сволочь. а не
	нация... Ишь, зебрались, будто у
себя... Просили их.!». Васька Око-
рок, приглядевшись к американцу,
замечает, что это — простой рабо-
чий, хоть и в военной форме. И он
решает «упропаганлировать» амери-
ranma. В его распоряжении только
два-три слова, которые способен
понять чужеземец, не знающий рус-
ского языка. Но какой могучей, злра-
вой силой: обладают эти слова! «Эх,
ты, парень! — кричит Васька Окорок
в упор  змериканцу. — Слухай...
Те-нин... Ле-нин...». И американский
	_ Шеисчерпаемый родник
	В напшюй оперной литературе про-
изведения на сюжеты Пушкина 3а-
нимзют центральное место. Обаяние и
тлубина творчества великого русско-
TO поэта, его великолепная драматур-
гия, четкость и ясность психологи-
ческих характеристик его героев,
необычайная напевность и музыкаль-
ность пушкинской речи, & главное —
глубочайшая народность и высокая
идейность произведений — все это
привлекало и привлекает композито-
ров к работе над операми на пуш-
кинокие сюжеты.

Среди таких опер — и монумен-
тальная трагедия Мусоргского «Бо-
рие Годунов», и «лирические сцены»
	Чайковского «Karena Онегин», и
	проетодушно-наивная «Сказка о ца-
ре Салтане» Римекого-Кореакова, и
философски-насыщенный, предельно
скупой по выразительным средствам
«Каменный гость»  Дартомыжекого.
Пушкинские образы нашли яркое и
выразительное звучание в чудесной
музыке великих русских композито-
ров. .

Выдающиеся режиссеры нашей ‹о-
временности — В. Станиславский #
Вл. Немирович-Данченко, оперные
постановщики — А. ` Петровский,
В. Лосский и другие се большим ин-
TepecoM и любовью работали над
осуществлением многих оперных
спектаклей на пушкинские темы.

Неисчерпаемый источник  вдохно-
вения представляют для актера пупт-
кинские произведения” © их живыми
человеческими образами, всегда яены-
ми и многогранными. He случайно
творческой вершиной такого блиста-
тельного русского певца и актера,
как Ф. И. Шаляпин, был образ Бо-
риса Годунова. Великий артист сумел
глубоко и проникновенно передать
всю силу и выразительность пушкия-
ского стиха, законченность каждой
фразы, изумительную мощь, сочноеть
и красоту мелодий Мусоргского.
	Лучшим сценическим образом, соз-
данным в опере замечательным ap-
тистом Л. В. Собиновым, был Лен-
ский. Первое выступление” молодого
артиста в этой партии прошло с гран-

`хиозным успехом. Таким  совершен-
‘ством отличалось живое раскрытие
ames, внутренней сущности обра:
‘за. Вонлощение Собиновым образа
Ленского на оперной сцене остается
te сих пор непревзойденным.
	полнения этих партий артисткой нд“
поминает тончайшую акварель. Взк
в акварели вся художественная цен-
ность произведения заключается в
мягкости, тонкости и пластичности
тонов, такси в исполнительском ис-
кусстве Неждановой поражает имен-
	Но ЭТО качество — исключител
	DOHKROCTE HIGGHCHDOBRH, озеянная Ис»
кренней простотой и душевным бла-
городством.

Великолепные сценические образы
созданы на оперной сцене за годы со-
ветской власти такими мастерами ис-
кусства, как В. Держинская (Тиза
в «Пиковой даме»), Н. Обухова (Лю-
бювь в «Мазепе»), Е. Степанова
	(Шемаханекая царица в «Золотом пе-
	тушке»). Л. Савранский (Вючубей в
		нов), В. Барсова (Людмила). В этой
групие с<таршего поколения лучших
представителей русского вокального
искусства мне особенно хочется отме-
тить двух выдающихся артистов —
Н. 0бухову и В. Держинекую.

Велед за этими выдающимися ма-
стерами вокального искусства на сце-
не Большого театра появляется более
молодое поколение артистов, также
создавших разнообразные и пооняк-
новенные пушкинские образы. Это —
Г. Жуковская (Татьяна зв <«Онегя-
	не»), Б. Евлахов (Герман в «Пиковой
	даме» и Андрей в «Мазепе»), А Пи:
рогов (Борие Голунов, Мельник),
		М. Михайлов (Пимен), Н. Ханаев
(Шуйский), И. Козловский (Ленский,
Юродивый), Г. Нэлепи (Самозванец),
М. Максакова и В. Давыдова (Марина
Мнишек), П. Норцов (Онегин). С. Лэ-
мешев (Ленский), Н. Озеров (Герман).
	В. Сливинекий (Мазепа), Б. Златого-.
	рюва (Ратмир) и другие.

Мы могли бы значительно пролоз-
жить этот. список и привести еще
много имён талантливых советских
зртистов братских республик, творче-
ство которых также одухотворено зд-
мечательной драматургией Пушкича
и великолепной ° музыкой русских
Бомпозиторов. р

«Пушкин — неисчерпаемый род-
ник для русских музыкантов» —
писал А.Н. Серов. Эти замечатель-
ные слова крупнейшего русского му-
зыкального критика полностью рои.
менимы и к работникам музыкально-
ro театра. Пушкинские образы были п
продолжают оставаться для них все
	таком трулнейшем виле лятератусы,   рабочий понимает русского крестья-
	нина. «Шенин... ура!» — откликает-
ся американец. По «евятой картин-
ке», изображающей жертвоприноше-
кие Авраама, Окорок сумел об’яснить
американцу все, что хотел: и про
буржуазию, и про пролетариат, и про
империализм. «Раз’яснить всем мож-
но, — говорит Окорок. — Надо толь-
ко сердце иметь». Великая правда
трудящихся не знает границ — и де-
тройтский рабочий, попавший в си-
бирскую тайгу, встретивитийся © глз-
BY на глаз < нашими крестьянами, до-
бывающими в боях своболу и землю,
понимает, где его настоящие друзья.
и ме — враги.

«Надо только сердце иметь»... Эти.
	  Слова сибирского партизана вспоми-
	зешь не раз, переходя от пьесы в
пьесе, от тома к тому. От великой
русской литературы, самой гуманной,
самой демократической, унаслелова-
ла наша драматургия свою покоряю-
шую сердечность, любовь к народу,
способность раскрывать думы, меч-
ты, чувства простого русского чело-
века. Эта сердечность согревает каж-
дую значительную пьесу, пропаган-
дирующую советский гуманизм.
Это — одна из самых благородных
черт нашей драматургии. Вак бы ни
были жестоки бои и жизненные ис-
пытания, сквозь которые шагают ге-
POH пьес, OBYTAHHLIO накаленной
атмосферой. революции, тражданекой:
войны. — веюлу громко звучит

слово любви в трудовому человеку,
ттт“ побатетарт репа р РГА ЕЕ
	всюду побеждает вера в его духовное
благородство. И невольно вепомина-
ются бесчисленные пьесы и романы
	как драматургия, видишь, кав разно-
образны творческие индивидуально-
сти наших драматургов, как далеки
онй от сднотитности, шаблона, сле-
дования готовым, испытанным 0браз-
пам. Путь советской драматургии от-
мечей нотаторскими поисками небы-
валых в прошлом драматических
конфликтов, образов, характеров.

Но первое, главное, решающее, что
отличает нашу драматургию, — ее
боевая, большевиотская целеустрем-
ленность. Пьесы, собранные в этих
восьми томах, запечатлели историю
напето советекото народа, ее самые
замечательные события. Тем не ме-
нее, их не назовешь «летописью», —
такое определение звучало бы слиш-
ком холодно, бесстрастно. Нет, это ве
просто «летопись», не просто отра-
жение истории. Эти пьесы, даже те,
910 появлялись в Первом советском
десятилетии, — «старое, но грозное
оружие». Они и сегодня гремят во
Вась голос.

Серия открывается — «Штормом»
В. Билль-Белоцерковекого. Перечи-

тайте, обязательно перечитайте эту

пьесу сегодня, когда так далеки от
Hac события, описанные одним из
пионеров советской драматургии, пи-

`сателем-коммунистом В. Билль-Бело-
`церковским.

Пьеса захватывает вас
своей напряженной жизнью, налюл-
венной духом борьбы, столкновением
могучих характеров, . страстным
стремлением к будущему — к наше-
му сегодняшнему дню. Давно уже не
ставится эта пьеса на сценических
полмостках, но часто вегоминают ее

`тероев — знаменитого «братяшку»,
 продседателя укома,

«пролразверет-
ника» и других. Они вошли в исто-
PTW бэзымянными, как обобщенные
образы своего времени, своих лет.
А у них, межлу прочим, есть имена.
У «братишки» есть и фамилия —
Виленчук. Вяленчук — матрос, по-
терявший ногу в боях за револю-
Tu, ковыляющий на деревяшке,
состоит всего-навсего  делопроизво-
лителем при уездном комитете
партии. ‘Так называется его екром-
зая Должность. Но посмотрите,
что это за удивительный человече-
ский характер, рожденный  револю-
ционными бурями. Еще раньше, чем
председатель укома принял какото-
нибудь посетителя, «делопроизводи-
тель» уже узнал, распознал его и
принимает самое активное учаетие в
решении всех укомовеких дел. дн —
горячий большевик, этот «братиш-

Ка», и не может о оставаться равно-

душным ни к одному делу, касаю-

_щемуся партии. А дел этих беечис-

ленное множество. Вот живой штрих,
отлично передающий — атмосферу
эпохи. Председатель об’являет по-
зестку дня очередного, обычного
заселания укома:

«Председатель. Ш порядку, това-
рищи! У нас на повестке дня следую-
щие вопросы:

Борьба с тифом.
Борьба с бандитизмом.
Борьба с саботажем.
Неделя по топливу.
Неделя по транспорту;
Отчет упродкома.

0 церковном браке.
Текущие дела.

Имеются еще. какие-нибудь вопро-
вы?».

Оказывается, имеются еще ‘и дру-
гие срочные, неотложные дела о жи-
лищах, 00 образовании и многое дру-
гое. Так работали, боролись, сража-
лись в Те годы 38 коммунизм низовые
организации партии. Они наносили
удары по саботажникам, контррево-
люпионерам, вредителям, B TO же
время поднимали массы на борьбу с
эпидемиями и голодом и находили
время, чтобы обсудить вопросы быта,
морали, этики советского человека.

замечательная черта в образе
«братишки» Виленчука. Неемотря на
свою скромную должность делопроиз-
водителя, он то и дело берет слово на
заседании укома, чтобы поспорить с
кем-нибудь, сказать св0е мнение,
внести предложение. Он даже голо-
сует, когда увлекается обсуждением
какого-нибудь особенно важного во-
проса. Но тут председатель вынуж-
ден его остановить. «А ты чего not
нимаеншь? Ты ведь не член кво
митета». Матрос смущенно опускает
руку, но находит выход из положе-
ния. От одного голоса зависит приня-
тие важного решения. И оз немед-
	англо-американских и иных буржу- Пертуар драматических те
азных писателей о войне: все эти! Зался неудовлетворительне
злобные, ненавистняческие. полные! ВеЧал требованиям народа.
	животного страха и отвращения пе- большевистской прямотой и pes-
	рез жизнью книги До Нассосз,
0’Нейля, Селина — они были опья-
нены и отравлены ужасами войны,
не могли разглядеть в ней человека,
не умели и никогда не сумеют покд-
зать правду жизни, правду борьбы за
светлые человеческие идеалы. Потому
что нет и не может быть в буржуаз-
	` костью Центральный Комитет партии
	указал на это драматургам в истори-
ческом постановлении от 26 августа
1946 года. Советские драматурги от-
ветили на требования партии делом.
Одна за лрутой появляется ряд пьес.
В них наша драматургия обобщает
опыт войны, дает правдивую картину
	Нельзя забыть чудесные пуш-! Время неисчерпаемым источником

кинские образы, ‘созланные А В.   ВдоХновения.

Неждановой: царевну-Дебедь («Сказ- Л. БАРАТОВ,
као царе Салтане») и Шемаханскую заслуженный деятель искусств
царицу («Золотой петушок»). Необы- РСФСР, лауреат Сталинской
чайная филигранность вокального ис- премии,

LT 66   Новый
ТА ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ
КИНОФИЛЬМ
	Следовало также с большей полно-
той и последовательностью раскрыть
в фильме тему Пушкина-критика,
Пушкина — борца с идейными, по-
литическими противниками: в кар-
тине, особенно в конце ее, эта тема
звучит все слабее и слабее, вновь
поднимаясь лишь в заключительной
части фильма, рисующей гибель поэ-
та. Эти эпизоды производят очень
сильное впечатление. Авторы хорошо
передали мрачную, трагическую
атмосферу тех дней. Они сумели под-
черкнуть, что в дуэли и смерти
Пушкина повинны  коронованный
жанларм Николай [ и реакционные
прихворные круги,  ненавидевшие
поэта за то, что он воспевал свободу.

И последнее. В картине, выпедшей
к 150-летию со дня рождения поэта,
необхолимо было сильнее и глубже
раскрыть тему Пушкина — нашего
современника и показать мировое
значение великого русского поэта.

Однако недостатки фильма не за-
черкивалот то ценное и важное, что в
нем есть. А есть в нем главное —
наш Пушкин, этапы его жизни, его
вдохновенный труд, ero любовь к
Ролине. Советским людям дороги и
показанные в картине места. связан”
ные с именем Пушкина и хранимые
как национальная святыня. И хотя в
отдельных своих кадрах. фильм из-
лишне  созерцателен. хотя в чем
	слишком много пейзажей, хотя не во
	веем удачен отбор иконотграфического
и иллюетративного материала, — все
BTC забываешь, когда видишь взвол-
нованный поэтический и правдивый
рассказ о человеке, чье имя дорого
советекому народу.

Итэнь Пушкина, отраженная в
фильме, ето вдохновенное слово, вос-
произведенное в подлинных рукопи-
сях поэта и в дикторском тексте,
учат любить Родину, гордиться не-
иссякаемыми творческими силами на-
рода, ныне направленными партией
Ленина— Сталина на великое дело
строительства коммунизма.
	С. ПЕТРОВ,
зам. директора Института миро-
	ложении такое раскрытие связей
творчества поэта с окружающей дей-
ствительностью в фильме как бы ухо-
дит в подтекст, дано менее  отчет-
ливо. Это не елинственный недоста-
TOR картины. Существенным из’яном
нам представляется и то, что ряд мо-
ментов, весьма важных для характе-
ристики облика и творчества поэта,
выпал из поля зрения авторов.
Конечно, слишком  многогранен
внутренний мир поэта, слишком оби-
лен материал, связанный © его дея-
тельностью, и многое не могло уме-
ститься в рамки фильма; но такие
моменты, как дружба Пушкина ©
Чаадаевым, встречи © Кюхельбекером
и ряд других, нужно было отме-
тить. Если бы в фильме в той или
иной форме были раекрыты друже-
ские связи Пушкина © Щепкиным,
Брюлловым, подчеркнуто внимание,
проявленное им к Глинке, Далю, ето
связи с театром и т, д., — то перед
зрителем полнее бы предстала роль
поэта как передового борца за рус-
скую национальную культуру.
o
	ной литературе никаких  идеалов,   Размежевания прогрессивных и реах-
кроме животного, омерзительното ин- ионных сил в послевоенные голы,
дивидуализма. «Надо только сетлие СТавит острые проблемы  илейнот
	дивидуализма. «падо только серлце
иметь», — говорил Васька Окорок,
радуясь своему успеху. Есть У на-
шей драматургии это горячее, прав-
дивое революционное сердце, и по-
тому побеждала она и будет побеж-
дать всегда.

С огромной силой выражены идеи
нашего победоносного гуманизма в
пьесе, являющейся подлинным укра-
шением этого восьмитомного изда-
ния — в «Егоре Булычеве» М. Горь-
кото. Эта выдающаяся, классическая
пьеса многое об’ясняет в природе на-
шей драматургии. Максим Горький
учил советских писателей понимать
глубокие исторические процессы, ри-
совать не частные судьбы отдельных
личностей, а самые глубокие явления
эпохи, и подходить к ним с партий-
ных позиций. И когда мы перечиты-
ваем сейчас «Егора Булычева». вы-
	сящегося в сборнике, как идейный и .
	художественный шедевр, мы глубже
понимаем, какую исключительную
роль в расцвете советской драматур-
гии сыграл основоположник сопиали-
стическиго реализма — Максим
Горький. Он вооружил наших писа-
телей острым оружием в борьбе с ми-
ром достигаевых и звонцовых, он
научил нас видеть ростки новой жиз-
ни, находить в настоящем будущее.

Многим обязаны ему наши дра-
матурги всех поколений. И прежде
всего — точным знанием своего ме-
ста в боевом етрою современников, в
идейной борьбе, в схватках нового со
старым. Отсюда — главные качества
советской драматургии — драматур-
гии партийной, воинствующей, ак-
тивно борющейся за дело Ленина —
Сталина, против темных сил реакции.

Ярче всего эта черта сказывается
в пьесах, посвященных современным
темам. Таких пьес в восьмитомнике—
большинство. Годы вооруженной
борьбы за власть Советов нашли от-
ражение в пьесах «Шторм» В. Билль-
Белоцерковекого, «Любовь Яровая»
К. Тренева, «Бронепоезл» Вс. Ивано-
ва. «Разлом» Б. Лавренева, «Оптими-
стическая трагедия» Ве. Вишневеко-
го, «Гибель эскадры» А. Корнейчука,
«Земля» Н. Вирты, «Двалнать лет
спустя» М. Светлова. «Человек с
ружьем» Н. Погодина. Ни of одной
из этих пьес нельзя оказать, что она
только «запечатлевзет» события ре-
волюционных лет. Нет, пьесы уча-
	циовных сил в послевоенные ГОДЫ,
ставит острые проблемы идейного
роста советских людей. Театры
получают «Великую силу» Б. Режь
пюва, «В одном городе» А. Софроно-
ва, «Хлеб наш насушный» Н. Вирты
И другие подлинно современные пье-
сы, партийные по своему духу, по
своей  целенаправленности. И эти
пьесы, как и те, которые открыли
историю советской драматургии,
не просто «отражают» жизнь. Они
вмешиваются в жизнь, они вносят в
театр атмосферу напряженной идей-
ной борьбы. В каждой из этих пьес
живет наступательный большевист-
ский дух, и это делает ‘их острым
оружием в руках партии.
	Лучитие традиции советской дрз-
матургии множатся и развиваются с
каждым голом; значение восьмитом-
НИКа в ТОМ, Что он показывает эт0
наглядно и поучительно.
	Немалое место в томах серии отв:-
лено пьесам на исторические темы.
Но о расцвете творчества драматургов
в союзных республиках BOCBMUTON-
ник, к сожалению, дает только самое
приблизительное представление.
	Издательство «Искусство» толжно.
	продолжить выпуск этой серии с тем,
чтобы ежегодно появлялся сборник
лучших советских пьес драматургов
всех национальностей. Это позволит
широким кругам читателей, всем на-
шим творческим работникам иметь
ясное предетавление © подлинном св-
стоянии советской драматургии, © 26
размахе, и ве росте. До сих пор даже
лучшие пьесы советских драматургов
печатались от случая к случаю,
обычно малыми тиражами, а В <т0л-
стых» журналах их появление было
редкостью.

Пора вывести драматургяю из
слишком тесных рамок всякого рода
«специальных», узко театральных
изданий. Она имеет все основания нз
внимание самых широких читатель-
ских кругов. Это она, наша совет-
ская драматургия, взрастила лучший
В мире театр, выдающихся актеров и
режиссеров, которыми гортится стра-
на. Это она, наша партийная, вон-
ствующая драматургия, ведет теат-
ральчое искусство к новым и новым
идейно-творческим достижениям,

‚ Воститанные нартией большевиков
советские лраматурги с честью вы-
полняют свой боевой, партийный &
тражданский долр перед назолом:
	HOW поэзии. способствовали пробуж-
дению у него интереса к красоте и
силе родного языка, — все это проти-
BOCTOAIO его «проклятому», как на-
зывал сам поэт, французскому вос-
питанию, модному тогда среди дво-
рянетва.

‚Живой и глубокий интерес Пуш-
кина к жизни народа усилился в ли-
цейские годы, в годы Отечественной
войны 1812 года. Вот на экране —
юный Пушкин, охваченный патрио-
тическим порывом, провожает ухо-
дящие сражаться войска. Подвиг на-
рода. к жизни которого е юных лет
присматриваяея Пушкин, вдохновил
и оплодотворил творчестве поэта.
Свобололюбие, стремление к справед-
ливоети, борьба против гнета и дес-
потизма самодержавия звучат лейт-
мотивом в поэзии Пушкина, горячо
разделявшетго передовые идеи своего
времени, тесно связанного с декабри-
стами. Это хоропю показано в филь-
ме.

К сожалению, в последующем из-

Oo
	«Дуэль Пушкина с Дантесом». Рисунок студента Московского архи-
‚ Тектурного института С. Бродского, выполненный специально для
фильма «Пушкин».
		вой литературы им. Горького   ленно звонит больному тифом члену
	Академин наук СССР.
	FROMS, старому ко:

мунисту Раевичу,