АУДОМЕСТВЕННЫЕ
ВЫСТАВКИ
		ЬРЕВАН, эдесъ, в Государетвенной
картинной галлерее, открывается
выетавка изобразительного иекус-
ства, посвященная 70-летию со дня
рождения товарища И. В. Сталина.
	Свыше 200 работ армянеких жи-
вопиецев, скульпторов и трафиков
отображают деятельность великого
вождя и его ближайших соратников.
Многие работы посвящены счастли-
вой жизни ADMAHCKOPO народа, ею
созидательному трулу. Заслуженный
деятель искусств А. Саркисян пред-
ставил на выставку скульптуру
И. В. Оталина и бронзовые бюеты
С. Кирова и С. Шаумяна. Скульп-
тор Г. Агарюнян еоздал скульштур-
ный портрет И. В. Сталина в юноети,
художник 9. Исабекян написал
большое полотно «Товарии Сталин
перед демонстрацией в Батуме в
1902 году», художник М. Абегян —
«Товариш Сталин, С. Шаумян и С.
Спандарян в редакции газеты
«Кайц» ит. д.

Среди графических произведений
— работы Р. Рухкяна «Ленин и
Сталин», «В. И. Ленин беседует с
И. В. Сталиным и С. Г. Шзумяном
на У с’езле партии» и др.
			Благородная жизнь Иосифа Висса-
рионовича Сталина — пример безаз-
BeTHOrA служения народу, неустан-
ной борьбы за счастье народное,
Каждый трудящийся Советского Сою-
за — рабочий, колхозник, предста
витель интеллигенции -— повседнев»
но ощущает силу сталинской заботы
0 ЛЮДЯХ.

Человек в нашей стране — пре-
выше веего. В интересах человека и
во имя его свершаютея на нащой
земле великие дела — возводятея
новые города и села, плавится металл
н выращивается на колхозных полях
богатый урожай, осуществляется ета-
линский план преобразования приро-
ды, создаются произведения искусст-
Ba.

«Нынешний рабочий, наш совет-
ский рабочий, хочет жить с покры-
тием всех своих маяхериальных и
культурных потребностей и в смыс-
ле проловольственного снабжения, ив
смысле жилищ, и в смыеле ofer-
печения культурных и всяких иных
потребностей. Он имеет на это пра-
BO, и мы обязаны обеспечить
ему эти условия». В этих словах
великого вождя ярко выражена оте-
ческая забота о трудящихся, о благе
народа,

Сталинская забота о человеке.
этот непреложный закон развития
социалистического общества, являет-
ся основой советского зодчества. Эта’
забота пронизывает буквально все
отрасли архитектурного творчества—
от разработки типов жилья до реше-
ния больших градостроительных про-
блем.

Архитектура — древнейшее из
искусств, ее называют каменной
книгой истории. На протяжении ты-
сячелетий рождались и умирали ар-
хитектурные стили, видоизменялиеь
строительные материалы и конструк-
ции, но всегда и везде архитектура
служила господствующим класеам,
всегда и везде существовал разрыв
между центром города и его окрзина-
ми, между роскошными зданиями 69-
тачей и жалкими жилищами бедня-
ROB,

Только в нашей стране, где нод
руководством величайших гениев
человечества Ленина и Сталина по-
строен социализм, архитектурное
творчество приобрело подлинно демо
кратический, народный характер,
впервые нарюд стал единетвенным
заказчиком архитектуры, ее выс-
шим судьей. За невиданно короткий
исторический срок ликвидирован раз-
рыв между уникальным и массовых
сооружением, между центром города
и его окраинами.

` «Изменился облик наших крупных
тородов и премыйленных центров, —
говорил товарищ Сталин ua XVII
С’езде партии. — Неизбежным пру-
знаком крупных городов буржуаз-
ных стран являются трущобы, так
называемые рабочие кварталы н&
окраинах города, представляющие
—грулу темных, сырых, большей ча-
	БТьюЮ Подвальных, ‚полуразрушенныл
	Зомещений, где обычно ютится He
‘мущий люд, копошаеь в грязи и
вроклиная судьбу. Революция в
СССР привела к тому, что эти труно-
int исчезли у нас. Они заменены
вновь отстроенными хорошими и
светлыми рабочими кварталами, при-
чем во многих случаях рабочие квар-
талы выглядят у нас лучше, чем
центры города».

Яркой иллюстрацией к этим сло-
вам вождя может служить город
Сталино — столица угольного бас-
сейна. Многим людям старшего поко-
ления  памятна  дореволюционная
Юзовка. В начале моей архитектур-
ной деятельности, перед первой ми-
ровой войной, мне приходилось рабо-
тать в этих краях, и я воочию видэл
нагромождение грязных лачуг, обра-
зуюших собой трупюбные поселки.

Теперь же веякий знает, что пред-
ставляют собой всесоюзная кочегарка
и ее главный город, носящий имя
великого вождя. На месте землянок и
бараков выросли за чрезвычайно ко-
роткий срок кварталы благоустроен-
ных жилых домов с детскими садами
и яслями, школами и дворцами куль-
туры, парки и сады.

Город Сталино — только один из
бесчисленных примеров социалисти-
ческой перестройки наших  горотов,
влохновителем и организатором кото-
рой является товариш Сталин. Бы-
строе и мощное развитие социалисти-
ческой индустрии в годы сталинских
пятилеток дало жизнь новым горо-
лам, возникшим в самых различных
районах нашей страны.

Осуществляя указания великого
Сталина, советские зодчие принима-
ют активное участие в решении ог-
ромной политической важности зала-
чи — уничтожении противоположо-
сти между городом и деревней. В на-
шей стране рождается новый облик
совотского села с благоустроенными
улинами, красивыми жилыми домами
н обшественными зданиями.

«Старая деревня, — говорил
товариш Сталин, — с ве церковью
на самом вилном месте, с ее лучши-
ми ломами урядника, попа, кулака
Ha первом плане, с ее полуразвален-
ными избами крестьян на заднем
плане — начинает исчезать. На ee
место выступает новая деревня с ее
общественно-хозяйственными по-
стройками. с ее клубами, радио, Би-
но, школами, библиотеками и ясля-
ми, с ее тракторами, комбайнами,
молотилками. автомобилями».

До революции архитектор никогла
не участвовал в сельском строитель-
стве. Теперь же села, застраивающие-
	CH по разработанным советскими 301-
	чими генеральным планам, уже He
представляют собой исключения, По
архитектурным проектам возводятся
	в колхозной деревне здания жилых
	ПЕТРОЗАВОДСК. Новая программа
Государственного ансамбля песени и
пляски Карело-Финской ССР «Кан-
теле» посвящена теме всенародной
любви к ‘човаришу Сталину отцу
дружной многомиллионной семьи 65-
	рстеких народов.
	ЗОДЧЕСТВ
	Плане реконструкции Москвы.

домов, сельсоветов, клубов, Школ,
больниц, спортивные сооружения.

Впервые в истории в нашей стра-
не разрешена проблема высокого ар-
хитектурного качества массовых с0-
оружений, и это также является од-
нии Из ярчайших проявлений
еталинской заботы о человеке. Важ-
нейшими об’ектами архитектурного
творчества у нас стали такие соору-
жения, которые предназначены для
обслуживания самых широких MACE.
Достаточно назвать для примера под-
земные дворцы Московского метропо-
литена или величественные сооруже-
ния канала имени Москвы,

В нашей стране древнее искусство
архитектуры приобрело новое содэр-
жание и новые формы, впервые п-
ставленю на службу народу. И этих
мы обязаны великому Сталину, чьи
мудрые указания всегда направляли
наших зодчих по единственно вер-
ному пути социалистического реализ-
ма, вдохновляли на создание произве-
дений, национальных по форме, г9-
циалистических по содержанию, про-
изведений, близких и понятных на-
роду.

Огромную роль в развитии совет-
ской архитектуры сыграл конкуре
на проект Дворца Советов, закончив-
шийся в 1932 году. Товарищ Сталин
непосредственно руководил работой
зодчих. т

В постановлении правительства в
результатах конкурса на здание
Дворца Советов были воплощены
идеи товарища Сталина о служении
искусства делу евоциализма, 06 ие-
кусстве, близком и понятном народу,
© прогрессивности - искусства соця-
алистического реализма, © необхоли-
мости творческого освоения художе-
ственного наследия. Мудрые указа-
ния товарища Сталина помогли на-
нести сокрушительный удар по носи-
телям резкционных течений в архи-
тектуре, по апологетам буржуазного
конструктивизма, отрицавшим идей-
ность советского зодчества и тормо-
зившим его движение вперед по пу-
ти социалистического реализма.

Важнейшим этапом в развитии
советского  градостроительства,  ap-
хитектурной теории и практики яви-
лось постановление партии и прави-
тельства от 10 июля 1935 года о

Мудрые указания товарища
Сталина © задачах советской архи-
тектуры нашли свое выражение в
этом постановлении партии и прави-
тельства, обязывавшем прежде всего
«строить и создавать высококачест-
венные сооружения для трудящихся,
чтобы строительство в столице СССР
и архитектурное оформление столицы
полностью отражали величие и кра-
соту социалистической эпохи».

Народ назвал генеральный план
реконструкции столицы по имени
его  вдохновителя и творца —
сталинским. В непосредственно на-
правляемой товарищем Сталиным ра-
боте по составлению этого плана со
всей полнотой выражены принципы
сталинской. заботы о человеке.

Подготовка плана реконструкции
Москвы, a главное, указания
великого вождя при его обсуждении
явились принципиальной основой
для всех градостроительных работ в
последующие годы и для создания
самой прогрессивной в мире архитек-
турной науки.

14 июля: 1934 года в Кремле co-
стоялось совещание, посвященное ре-
конструкции Москвы. На этом сове-
щании товарищ Сталин хал архитек-
торам ряд исключительно ценных и
важных указаний не только 0 TOM,
как реконструировать столицу, нд и
о том, как вообще работать — пла-
нировать, проектировать, строить.

Решительно отметая и сверхурба-
нистекие проекты некоторых архи-
текторов о создании городов-гиган-
тов и утопические предложения 0
расселении крупных городов,
товарищ Сталин дал классическое
определение города и принципов его
планомерного развития. Он указы-
вал, что для нас неприемлема и по-
зиция тех, кто отрицает самый
принцип города, кто тянет нас к 0с-

тавлению Москвы большой деревней,
и позиция сторонников излишеств
урбанизации, тех, кто предлагает
строить город по типу капиталисти-
ческих городов, с чрезмерной пере-
уплотненностью населения.

История, говорил товарищ Сталич,
показывает нам, ч1т9 наиболее
экономным типом расселения в
промышленных районах является
город, дающий экономию на канали-
зации, водопроводе, освещении, отоп-
лении и т. л. Поэтому неправы те,

ры с а. а нь ба ааа ЗВ
	которые предлагают растянуть горд
	на 710—100 километров, т. е. прз-
вратить его в деревню и лишить его
всех преимуществ коммунального 0б-
служивания и культурной городской
Жизни,

Успешный ход осуществления
сталинского плана реконструкции
столицы преобразил родную Москву,
изменил весь ее облик. В Москве co3-
даны новые красивые площади и
магистрали, общественные здания,
жилые дома. Всеобщее признание
получили замечательные станции
лучшего в мире метро, величествен-
ные сооружения канала имени Моск-
вы, архитектура мостов и набереж-
ных Москвы-реки.

Товарищ Сталин в своем приветет-
вии в день 800-летия Москвы дал вы-
сокую оценку работе по социалисти-
ческому переустройству столицы.

Назвав Москву знаменосцем новой,
советской эпохи, великий Вождь
писал:

«Одной из серьезнейптих язв боль-
IHX столиц европейских, азиатских
и американских стран является на-
личие трушоб, где миллионы обни-
шавших трудящихся обречены на
	СТРУНЫ NOATE...
	Тепло _ петрозаводские зрители
встретили исполнение ансамблем но-
вой песни Паталии Леви на слова
В. Гурьяна «0 Сталине руны  3ву-
чат» и эпической песни Лвони а
Вишкарева на слова Виктора Гулко-
		„СТАЛ
	Бторая серия
художественно-
документального фильма
		прюзябание и медленную, мучитель-
пую смерть. Заслуга Москвы состоит
в том, что она полностью ликвидиро-
вала эти трущобы и дала трудящим-
ся возможность переселиться из под-
валов и лачуг в квартиры и дома
буржуазии и в новые благоустроен-
ные дома, построенные Советской
властью».

В суровые годы Великой Отечест-
венной войны товарищ Сталин про-
являл повседневную заботу о совет-
ских людях, нострадавигих от фа-
шистекого нашествия, о возрождении
жизни на освобожденной земле, Еще
до окончания войны, в ноябре 1943
года, когда на фронтах продолжались
ожесточенные бои и Советская Армия
громила отступающие ‹гитлеровекие
полчища, товарищ Сталин поставил
задачу; в районах, где временно х0-
зяйничали фатистекие погромщики,
«возродить разрушенные города и ее-
ла промышленность,  транепорт,
	сельское хозяйство, культурные уч-
	реждения, создать для советских лю-
дей, избавленных от фашистекого
рабства, нормальные условия жиз-
НИ».

Посяе  победоносного окончания
войны п инициативе товариша.
Сталина были вынесены правитель-
ственные решения © строительстве
жилых домов для населения, прожи-
вающего в землянках, по районам,
подвергавииимея фашистской оккупа-
ции, И о восстановлении города рус-
ской славы Сталинграда и 15 других
крупнейших русских городов, разру-
шенных гитлеровскими захватчика-
ми. За годы, прошедшие е тех пор,
миллионы советских людей переселе-
ны из землянок в благоустроенные
новые дома, а наши города восстают
из руин еще более красивыми и бла-
гоустроенными, чем они были 10 вой-
ны. 3a голы послевоенной сталин-
ской пятилетки построено и восета-
новлено в городах и рабочих посел-
ках жилищ общей плошадью свыпе
61 миллиона квадратных метров.
сельских местностях за то же время
восстановлено и построено свыше
двух миллионов домов LIA КолхоЗни-
ков и сельской интеллигенции. Вы-
полняя сталинское захание,  совет-
ские зодчиё разрабатывают  гене-
ральные планы восстанавливаемых и
‚вновь строящихся городов, проекты
жилых домов и общественных зда-
ний.

Крупнейшим событием в жизни
нашей столицы и важнейшим эта-
пом советекого “ зодчества ЯВИлось
принятое по предложению товарища
Сталина решение правительства 0
сооружении в Москве ряда высотных
зданий от 16 до 32 этажей. Трудно
переоценить значение этого крунней-
шего мероприятия, которое позволит
обогатить архитектурный силуэт М9-
сквы, организовать новые комнозн-
ционные центры исключительной мо-
ыы и архитектурной выразительно-

‚ булет способствовать общему
nporpeecy в области архитектуры и
строительной техники. *”

С огромным воодушевлением рабо-
тали авторы проектов над выполне-
нием сталинского залания. и сейчас
в различных районах столицы уже
высятся каркасы будущих монумеч-
тальных эланий.
	Полным ходом идут строительные
работы на Ленинеких горах, гле уже
вырисовываютея контуры кэмплек-
са зданий Московском  государ-
ственного университета — этого го-
родка науки. гле все свидетельству-
ет об исключительной заботе партия.
правительства, лично  товариих
Сталина о старейшем русском уми-
верситете, его замечательном коллек-
тиве ученых, о воснитании новых
калров советской интеллигенции.
	Товариш Сталин учит зодчих Ee
ограничиваться утилитарными ззла-
чами  сегодняйитего. дня, MBICIETB
масштабами столетий, во всей своей
творческой деятельности исходить из
того, что здания, которые ени стро-
ят, будут стоять при коммунизме,
что в них будет жить и работать че-
ловек коммунистического общества.

Идеи великого вождя о высотных
сооружениях, о строительстве `тного-
этажных зданий в столице — яркое
выражение заботы о будущей ком-
мунистической Москве, о ее преклз?-
ном архитектурном облике. В отли-
ave от капиталистичееких городов,
тде «небоскребы» образуют узкие
улицы-ущелья с тесными  дворама-
колодцами, на проспектах и плоша-
дях нашей столицы будут вызиться
свободно стоящие, омываемые со во$х
сторон светом и воздухом и окружен-
ные зеленью парков, садов и скверюв
	величественные здания прекрасно И

архитектуры.
Огромное счастье выпало на толю
советских архитекторов — жить и

ТРЮПИТЬ В Великую сталинекую
	эпоху, Под руководетвом гениального
зодчего великого Сталина вмеете со
всем советским народом строить ве-
личественное и лучезарное здание—
коммунизм. Гений Сталина зажигает
нас- огнем творческого энтузиазма
поднимает на борьбу за созлание чо-
вых  вылающихся архитектурных
произведений, отражающих велячи?
и красоту сталинской эпохи.

И когда мы видим сегодня Москву
в строительных лесах, когда мы тю-
буемся новыми прекрасными злания-
ми в центре столицы и на ее окрая-
нах, когда мы наблюдаем гранлиоз-
ный размах великой стройки, пов:е-
местно развернувшейся на огромных
просторах Советской страны, наши
серлца переполняют чувства любви и
глубокой благодарности вдохновите-
лю и творцу всех наших побел —
великому Сталину.

Л. РУДНЕВ,
	действительный член Академии
архитектуры СССР.
	ва и Алексея Титова «Край cypo-
ВЫЙ»:
Струны. пойте. песни. лейтесь
	О великом человеке,
0 творце побел нарола,
0) творце свободной жизни...
	В дни, предшествующие Bernal
цате — 70-летию товарища. И, В.
Сталина, на экраны выходит BTO-
рая серия фильма о битве за Сталяя-.
град — грандиознейшем сражении
мировой истории, релтившем ‘судьбу
Великой Отечественной войны еовет-
ского народа против немецко-фанги-
стеких захватчиков. Сталинградекая
битва-—это величественная эпопея
переховой сталинской стратегии, бее-
предельного мужества советских лю-
дей, их героизма, рожденного лю-
бовью к своей Родине, к своему
великому вождю, верностью партии
Ленина-— Сталина,

..Чем больше отодвигает нае вре-
мя ог славных событий Сталингра-
да, тем полнее и отчетливее выриео-
вываетея их непреходящее историче-
ское значение, тем глубже и ярче
CTAHOBHTCH величие полководческого
тения И. В. Сталина, пед руководет-
вом которого Советская Армия пе
только освободила Отчизну ог наше-
ствия фашистеких варваров, но и
спасла от гибели мировую цивили-
зацию. Тем отчетливее  становитея
величие подвига, свершенного совел-
ским народом у стен волжекой твер-
дыни.

Раскрыть существо непревзойхен-
ного воинского искусства Генералис-
симуса товарища `И. В. Сталина,
рассказать о боевой доблести и геро-
изме советского Hanoza, о величии
	его патриотического подвига какая
благодарная и ответетвенная задача
для советских художников!

Этой ответетвенной теме  посвя-
щен ряд работ мастеров советского
кино—«Алятва», «Великий пере-
лом», «Третий удар» и другие.

Две серии фильма  «Сталинграк-
ская битва»—это смелая, дерзновен-
ная попытка советской кинемзтогра-
фии показать ход исторического
сталинградекого сражения во всем его
грандиозном ‘масштабе—от начала и
до окончательного разгрома и унн-
чтожения Советской Армией  окру-
женной вражеской группировки,

Всем памятен успех первой серии
фильма, которая посвящена решению
первой части гениального общего
замысла Верховного Главнокоманду-
ющего: задержать и  обескровить
прогивника. В заключительных вад-
pax первой серии тов. Василевекий
на заеедании Политбюро ЦВ ВКП(5)
докладывает о том. что враг олаб-
лен, силы и сфедетва для  контрна-
ступления наших войск накоплены,
созданы условия для осуществленил
стратегического замысла  товариша
Сталина— окружения и уничтоже-
ния противника.

— Мы начнем контрнаступление
в районе Сталинграда в ноябре, —
товорит товарищ Сталин,

И вот на экране вновь раскрыва-
ются страницы летописи Великой
Отечественной войны. Звучит вели-
чественная и простая музыка. Воз-
никает надпись: наступил октябрь
1942 года.

Это были трудные для Сталингра-
да дни.

Товарищ Сталин получает с096-
шенце о том, что врат, введя в бой
свежую дивизию, усиленную 150
танками, прорвалея к Тракторному
заводу, отрубил от армии Чуйкова
группу полковника Горохова. Слава
и гордость города — Тракторный—
сдан. И в эту тяжелую минуту, как
символ стальной воли народа, вели-
чия и стойкости его духа, его  уве-
‘ренности в победе, воспринимаетея
образ товарища Сталина, нетовопли-
во и спокойно диктующего приказ
Рокоссовскому немедленно контрала-
ковать противника в пункте,  кото-
рый товарищ Сталин указывает 42
карте. Верховный Главнокомандую-
щий разгадал замысел врага, наме-
ревавшегося разрубить 62-ю армию
и уничтожить ее по частям. Товарищ
Сталин распорядился усилить войска
Чуйкова 138-й дивизией а
из резерва Ставки.

С предельной яеностью раз’яеняет
вождь смыело операций по защите
Сталинграда: «...сейчае, когда идет
подготовка наших войск к переходу
в решительное наступление, удержа-
ние Сталинтрада приобретает  ис-
ключительно важное значение». И
командующий фронтом Еременко по-
лучает директиву Сталина: не толь-
ко не сдавать города, но и 96в0бо-
дить ту его часть, которая занята
противником.

Следующие эпизоды фильма пере-
носят зрителя в разрушенный и го-
рящий город. Здесь доблестные пол-
ководцы, питомцы сталинекой шко-
лы, мужественные и. бесстрашные
бойцы и офицеры делают все, чтоды
с честью выполнить указания вели-
кого Сталина. В  блиндажах, на
командных пунктах, в окопах, у раз-
валин домов—-в суровой и тяжелой
обстановке фронта, в разгар пеэе-

стрелки и в рукопашных CABATRAS
показаны вооруженные сыновья с0-
ветекого народа. давшие клятву
	стоять Wa-cMepTb. Bee помыслы их
узтремлены к любимому вождю и
учителю, к тому, кто вел и ведет со-
ветекий народ от победы к moder,
кто научил их не бояться никаких
трудностей, „преодолевать любые пре-
пятетвия. превьцие всего ставить ин-
	«Сталинградекая^ .битва», Вторая
серия. Сцечарий Н. Вирты. Постанов-
ка Владимира Петрова, режиссер
Н.^ Досталь, оператор Ю. Екельчик,
хуложник Л. Мамаладзе, композитор
	А. Аачатурян. B роли Берховного
Главнокомандующего И. В. Сталина—
А. Дикий. Производство ордена
Ленина киностудии Мосфильм.
	Мастера  хульжественного слова
Московской государетвенной филармо-
нии подготовили к 70-летию со лия.
рождения товарища И. В, Сталина
ряд новых работ, посвященных вели-

BOMY ВОЖДЮ.
Заслуженный артиет РСФСР. 9. Вл-
МИНЕа ВЫСТУНИТ в Празлничных RON
	пертах с литературной композицией
«Любимый 0браз», составленной по
произведениям К. Симонова. Е. Дод-
	матовекого. А. Суркова и других co-
	Кадр из 2-й серии фильма «Сталинградская битва». В роли И. В. Сталина —
	А. Дикий, в роли генерал-полко!
В. Меркурьев.
х
	тересы свободной социалистической
Родины. Нод, огнем неприятеля, Г
разгар боевой страды подписывают
воины письмо товарищу Сталину.
обещая биться до последнего удара
сердца и не допустить врага к Волге,
Подписывают письмо генералы, офи-
церы, бойцы, оторвавшиеся на мину-
ту от оружия. И часто свежую ‘под-
пись засыпает земля, взметнувшая-
ся от разрыва фашистского снарялз.

В этих эпизодах. каки во мно-
	гих других, выражена основная
мысль произведения, его главная
задача — показать, как на всех
этапах этой колоссальной опе-
рации мудрая — Мысль великого
	Оталина разгадывала замыелы вра-
га, как великий полководец неус-
танно, шаг за шатом следил за раз-
вертыванием грандиозной битвы,
противопоставляя стратегии и так-
тике вражеского командования но-
вую сталинскую стратегию и как
ведомые Сталиным, © его именем в
сердце и на устах армия и народ,
не шадя сил и самой жизни, герой-
еки осуществляли гениальные пла-
ны своето вождя и ‘учителя.

И вот настал долгожданный день,
приблизивигий нас к тому праздни-
ку, о котором товарищ Сталин гово-
рил народу еще 7 ноября 1942 года.

Кабинет Сталина. У стола —
члены правительства. Йосиф Висса-
рионович берет трубку телефона:

— Начинайте, товарищ Ваеилев-
ский.

И армия приступила к исполне-
нию приказа своего гениального
полководца. Артиллерийская  кано-
нада, огненные вепышки «катюш»,
рев идущих на врага самолетов воз-
веетили начало наступления Совет-
	скюй Армии под  Оталинградом
19 ноября 1942 года.
_ Более 1000 самолетов. 1140
	танков, 5629 орудий, 11.400 мино-
метов дали люди. советского тыла
для ‘расплаты е врагом. Воля Е
победе, любовь к Отчизне, ненависть
к врагу, посятнувшему тна честь и
свободу Родины; воинское  мастер-
ство тружеников войны управляли
всей этой могучей техникой. Волю
людей, их любовь и ненавиеть, их
воинское мастерство направлял к
победе великий творец Победы Вер-
ховный Главнокомандующий,  муд-
рый вождь народа товариле Сталин!

Фильм хорошю передает, какой
неожиданностью было для противни-
ка контрнаступление такого  мас-
штаба, какие огромные усилия пред-
принимало немецкое командование,
чтобы остановить, задержать  стре-
мительную лавину советского на-
ступления. Паулюс, Вейхе, Кейтель
перебтасывали на передовые пози-
	ции вее наличные силы, новые ди-
визии из резерва. Тщетно. Позинии
немцев прорваны войсками Юго-Ва-
палного фронта. В прорыв введены
танки. И еще одна нерадостная для
Вейхеа весть — Паулюс сообщает 9
НОРоМ ударе: войека Лонского. фроя-
та также прорвали оборону  немпев.
Не удалась попытка спасти отрезан-
ный Of основных CHA корпус
Штрекера...

Невиданное сражение  разверты-
вается перед зрителями во всей его
сложности, во всем многообразии.
действий по управлению крупными
войсковыми соединениями, танковы-
ми. и артиллерийскими частями, во
всем значении  дерзновенноо и
ясного замысла. точного ето выпол-
нения, энергии и инициативы каж-
дого офицера м солдата, Й за всеми
перипетиями этой борьбы зорко сле-
дит Верховный Главнокоманлующий
товарищ Сталин; Он знает о дейст-
виях каждого из своих полководцев
— Василевского. Еременко, Вороно-
ва. Рокоссовского, Толбухина, всех
командиров армий, корпусов и диви-
зий, о подвигах офицеров и солдат,
он направляет их боевую’ деятель-
ность, в боях учит науке побеж-
дать.

Товарищ Сталин ‘приказывяет
Василевскому, доложившему of уе-
пехе операции на всех _—

Ax:
— He прекращайте боевых дей-
ствий и ночью, преследуйте и
уничтожайте противника.

И операция развивалась в foo.
вететвии с указаниями И. В. Сталина.
Капитулировала Распопинекая груп-
	пировка противника, вроме POC, 2.
ходе наступательных боев наити ча-
сти разгромили 11 пехотных AUBIT-

sui, 2 Taukopnix xn 1 Kapatepnii-
скую. уничтожили 95 тысяч и взяли.
	в плен свыше 72 тысяч неприятель-.
ских солдат и офицеров.

Мощное «ура» оглашает поле. На-
ши бойцы. е радостными, взволно-
	ветских поэтов. Два цикла литератур-
ных произведений на темы «Сталин
— великий полководец» и «Сталин в
борьбе за мир во всем мире» включе-
ны в программу выступлений заслу-
женной артистки РСФСР Н. Ефрон.
	ика артиллерии Н. H. Воронова —

&
	ванными лицами, не стреляя, бегут
вперед. Навстречу им — такой же
ликующий людской поток. Это
соединение войск Юто-Западиого и
Сталинтратокого фронтов 23 ноября.
в районе Калач. Немецкие армии”
прочно заперты.

Начался gaRAUNTecTbHET aval
операции — разгром oRDPYReHHEIX
сил противника.

Гитлер приказал Паулюсу ни в
коем случае не оставлять Сталин-
трада, превратить ‚ео в крепость. .
Немецкое командование сосредоточи-
ло огромные силы в районе Тормо-
син. В Котельниково на усиление
группы Манштейна в составе 7 ди-
визий подброшены новые дивизии с
Вавказа и из-под Брянска. Но Вер-
ховный Главнокомандующий Совет-
ской Армии и на этот раз опередил
действия противника: попытки 96в0-
бодить группировку Паулюса были
ликвидированы мощным уларом со-
ветских войск, разгромивших 8-ю
итальянскую, 3-ю румынскую армии
и группу фельдмаршала Манштейна.

Тем временем  генерал-полковник.
артиллеряи Воронов, на которого
товариш Сталин возложил задачу
уничтожения группировки Паулкка,
тотовился к осуществлению этой опе-
рации. Его план был подробно обсуж-
ден и рассмотрен Верховным Главно-
командующим, силы Донского и.
Сталинградекого фронтов об’единены
нод единым командованием Рокосеов-
ского.

По приказу товарища Сталинь
командование советских войск вели-
кодушно предложило Паулюсу капи-
тулировать, гарантируя сдавшимся
жизнь и безопаеность, нормальное
питание и медицинекую помошь ра-
неным. Но Гитлер отверг это гуман-
ное предложение, в припадке бенен-
ства разорвав телеграфную ленту с
запросом Паулюса.

Так настал для врагов грозный час
расплаты.

И снова заговорила артиллерия —
«бог войны»: шлют  емертоносные
залпы «катюши», двинулись танки
ий самолеты.

Так же подробно и ярко. как of
остальных этапах Сталинградской
эпопеи, рассказывает фильм об этой
заключительной битве. Несмотря на’
упорное сопротивление немцев. все
теенее сжимается колы вокруг
Сталинграда. И вот уже полкиломе-
тра разделяют наши войска. находя-
щиеся в Сталинграде, с. наеступаюни-
ми советскими армиями. На истори-
ческом Мамаевом куртане соединяют-
CA они, и генерал Родимцев водру-
жает на кургане алое знамя. Наши
танки рассыпаются по улицам горо-
да, из убежиш и подвалов немцы вы-
’брасывают белые флаги капитуля-
	пии, А в универмаге Паулюе читает
телеграмму «фюрера» о присвоении
ему звания генерал-фельлмаршала.

— Фюрер так щедр.— мрачно г9-
ворит Паулюг. — А что в городе?

В городе — гвоветские вайека. Наш
офицер, явивпгийся во главе группы
парламентеров. сообщает Паулюе у.
что он пленен частями 64-й Совет-
ской Армии...
	— Итак, ео Сталинградеким на-
правлением покончено, — говорит
товариш Оталин своим соратникам.—
Будем думать о дальнейшем.

И в заключительном кадре фильма
товарищ Сталин. сидящий у стола
над картой, рассматривает ее в лупу.
Мелькают крупные очертания мест-
ностей. названия городов. лупа дви-
жетея дальше и останавливается на
надписи: Берлин,

Так устанавливает экран нераз-
рывную связь между событиями ве-
ликой эпопеи Сталинграда; только
что ожившими н8 экране, и послед-
ней страницей мировой эпопеи —
побелоносным сражением за Берлин.

Правда жизни, правда истории
лежит в основе фильма «Сталинград-
ская битва», авторы которого стре-
мились и-сумели показать не внент-
нЮЮ сторону. событий, а их внутрен-
ние лвиядлние силы, их великое зна-
чение в жизни наролов.

Вторая серия фильма — хогтойное
завершение киноэпопеи о  Сталин-
	градлской битве, а красоте и силе со-
ветекого народа, . влохновленного
великим Сталиным на защиту своей
	страны, демократии, прогресса и ми-
ра во всем мире. И особую благодар-
ность зрителей заслужат авторы кап-
тины потому, что они сумели прав-
диво воплотить образ любимого вождя
и учителя, лруга и отца товариша
Сталина -— организатора  героиче-
ской победы у стен Сталинграда,
великого творца всех побел советеко-
го народа, идущего пол его мудрых
волительством к коммунизму.
	варищем!
лютей на-
		сквазы + встречах С
И. В. Сталиным знатных
		АЛМА-АТА. Основной раздел от-
крывшейся недавно Республикан-
ской художественной выставки Ва-
захстана посвящен произведениям,
отображающим жизнь и деятель-
ность вождей коммунистической
партии и советского народа В. И.
Ленина и И. В. Сталина.

Народный художник  Вазахекой
ССР А. Кастеев написал картину,
изображающую  ветречу Джангиль-
дина с товарищем Сталиным. Карти-
на «Юные скульпторы» А. Черкас-
ского. показывает созданный руками
советских детей барельеф товарища
Сталина. Хуложница М. Лизогуб
выставила большое полотно —
«Сталин в Туруханекой о ссылке».
Художник С. Калмыков‘ изобразил
юного Сталина над книгой.

Эпизоды из истории революцион-
ной деятельноети великих  тениев
человечества Ленина и Сталина от-
ражены в полотнах Н. Тимофезва
«Вручение полномочий ‘на 0браз0-
вание ВЧЕ — ОГПУ ` товарищу
Дзержинскому»; молодого‘ художни-
ка И. Остренкю «Товарине Сталин В
полполье в 1902 году». Художник
К  Шаяхметов написал картину
«Встреча товарища Сталина с ра-
ботниками искусств Казахской ССР
в 1936 голу». :
	°
POCTOB-na-JOHY
	Областной музей изобразительных
искусств организовал для предприя-
тий и учреждений передвижную вы-
ставку репродукций картин. мастеров
советской живопиеи на тему: «Образ
великого Оталина в творчестве совет-
ских хуложников», о г“
		ПЕСНИ
О СТАЛИНЕ
	В Центральном доме композиторов
состоялось прослушивание новых пе-
сен о Сталине.
	Многочисленной аудитории, состо-
явигей из представителей композитор-
ской и музыковедческой обществен-
ности, были  продемонстрированы
песни J. Бакалова («На крейсере
«Молотов»), Е. ЗЖарковекого («Па-
мятник русекой славы»), А. Врейна
(«Сталину»), «Песни 0. Сталине»
В. Карагичева, Б. Майзеля, С, Полон-
ского и С. Туликова. Были исполне-
ны также «Колхозная песня 0
Сталине» Г. Носова, «Песня сердца»
А. Хачатуряна и др.
	°
«ПУТЬ К ПОБЕДЕ»
	Композитор В. Мурадели закончил
работу над клавиром поэмы-кантаты
«Путь к победе», посвященной полко-
водческому гению великого Сталина.

В первом разделе поэмы-кантаты
В. Мурадели стремилея передать ат-
мосферу волевого напряжения, охва-
тившего страну перед решительным
наступлением против фашистских за-
хвутчиков. Тема второго раздела—-
приказ товарища Сталина о переходе
в решительное наступление, разгром
и капитуляция врага. Окопчательной
победе нал врагом, любви и благодар-
ности советекого народа к великому
полководцу и вождю — товарищу
Сталину посвящен третий, заключн-
тельный раздел поэмы-кантаты.
	<
«САЛЯМ СТАЛИНУ»
	КАЗАНЬ. Готовясь к семидесятиле-
тию со дня рождения товарища
И. В. Сталина, композиторы Татарии
е огромным вдохновением работают
Нал новыми произвелениями, которые
они посвяшают великому вождю if
учителю трудящихся.

В пеене «Салям Сталину», напи-
санной композитором Назибом Жига-
новым на слова поэта Ахмета Ерике-
ева, выражена горячая любовь татар-
ского народа к творцу счастливой
жизни товарищу И. В. Сталину.
		МЕЛОДИЯ
СТАРЕЙШЕГО
КОМУЗИСТА
	КОЧКОРКА (Тянь-Шаньекая 00-
пасть). (ТАСС). Далеко за пределами
родного колхоза «Джаны телек» идет
слава о талантливом комузисте-им-
провизаторе, 75-летнем Бейше Но-
гоеве.

Стремясь выразить чувства горя-
чей любви и признательности хоро-
гому вождю. Бейше Ногоев сочинил
в ознаменование 70-летия товарина
И. В. Сталина новую мелодию. Она
насыщена радостными мотивами со-
зидательного труда строителей кох-
уунизма, глубокой верой в светлое
будущее.
		шей страны: трактористки Наши Ан-
телиной, конструктора самолетов
А, Яковлева, Героя Советского Союза
(. Ковпака и других. Материалы бис-
	Исполнительница фольклора Б. Фун-  графии товарища Сталина, етихи
тикова будет читать народные сказы   В. Маяковского, М. Исаковского, А,
° Сталине. Софронова и Джамбула составляют

Работу нал литературной компози- > ue mureparypHo# RoMmoatt
цией «Я видел Сталина» закончит   С®ЛеРжание литературной ко
малолой aren филармонии Ю. Мыш-   Ши, подготовленной артчсткой Е. Зи

кин. В основу комкозиции легли раг- миной.