СОВЕТСКОРВ ИСКУССТВО
		Коллектив Театра имени Ленинско-
го комсомола с огромным  энтузиаз-
мом готовится к выпуску спектакля
«Семья» И. Попова — © юности
В. И. Ленина.

Пьеса И. Попова повествует о том
периоде юности Владимира Ильич
	Лекина, когда начал формироваться
era. характер и складывалось его
мировоззрение. Семья Ульяновых

rr.
	только что пережила потерю. Ильи
Николаевича—отца Владимира Ильи-
ча, как на нее обрушился тяжелый
удар — арест, а затем казнь старшего
брата Ленина—Александра Ульянова.
В пьесе показано, как юный Влади-
мир Ильич постигает ошибочность
тех путей, которыми шло пред-
шествовавиеё ‘ему поколение рево-

POBRTCHEX HORIMOSHTONOE
	Четыре дня на Третьем пленуме
Союза советеких композиторов СССР
	длилось обсуждение доклада генераль-.
	ного секретаря союза Т. Аренникова.
Участники обсуждения в своих вы-
ступлениях подчеркивали, что совет-
ские композиторы, вооруженные ието-
рическим постановлением ЦВ BRII(6)
«06 опере «Великая дружба» В. Му-
радели», добились в своем творчестве
новых. значительных успехов. Они
идут по правильному, реалиетическо-
му пути, интенсивно работают во всех
жанрах, стремятея отражать в своих
произведениях мысли и чувства по-
длинного героя современности — CO-
ветекого человека.

К числу таких  произведегий
И. Мивелилзе (Трузинская. ССР) от-
		Кадр из кинофильма «Юность мира».
< Pod >
	символизирующие еще пропаганда империалиетов никогда
жветво советеких народов. Mory зая ie eMukeT TApYUNTh ApYROY можу
бсопиалистическая ‘держава —— TOR) олень плелтонием IRVX тран.
	лоеть, надежда и знамя всего трул-
вого человечества. ‚В. стране, где
победил социализм, человечество ви-
дит самого последовательного, вамого
верного защитника мира. Высоко нал
толовами плывет большой moprpst
великого Оталина— полководца бит-
вы за мир.

Говорит Нон Дьердь — предетави-
тель молодой Венгрии. В его словах
выражены мыели взех участников
фестиваля:
	— Мы гордимея тем, что боремся
паяхомея рм”“ртр г Теми кто Го
	И радуемея вместе с теми, BRIO lat
всему миру боретея за мир, за ево-
боту. за незавиеимоеть наролов... мы
	Фильм великолепно передает цл-
рившую ‘на этом всемирном — смотре
сил молодых сторонников мира и 1е-
Мократии атмосферу дружбы, единет-

’ва. горячей любви к Советекому ©9-
	юзт. к великому Оталииу.
	Олин за другим  развертываюте;
на экране. волнующие эпизоды меж-
	AVYHADGIHOTO праздника демократиче-
	ской молодежи: спортивные выетуп-
	ления и состязания, многочисленные
выетупления молодых работников
искусств. В центре внимания  вевх
участников и гостей фестиваля были
выступления советеких споргеменав

и аогистов.
	молодым поколепием двух стран.

тгличный. режиссерский прием—
кадр изображает разрушенный. во
время войны дом, на него смотрят де-
легаты Соединенных Штатов Амери-
ки, и в эту минуту звучит голое
диктора:

— Смотрите, дети Америки! Это
не историчевкие руины давно TBO
шедитих веков. Это еще назалеченные
раны Будапешта. Так могут выгля-
деть города Европы и ваши  амери-
канские города, если вы позволите
монополистам е Уолл-стрита, распоря-
жаться вашей судьбой!
	Таких ярких, выразительных
эпизодов в фильме немало.

Волнующее впечатление произво-
дя’ заключительные кадры  карти-
ны-—красочное шествие и митинг
250 тысяч юношей и девушек-—уча-
стников фестиваля. Злесь е новой
силой прозвучало имя лучшего друга
молодежи — великого Сталина, про-
звучала торжественная клятва верно-
ети молодых демократов делу свободы
и мира.

Документальный фильм «Юность
мира» радует евоей свежестью, жиз-
пералостностью, богатством красок,
умением подчеркнуть главное, выле-
лить характерную деталь, что пазва-
ляет авторам полнее раскрыть зн&а-
чение и смысл происходящего.
«Юность мира»— волнующее, стразт-
ное, публицистическое произведение
советевих художников документаль-
ного кино, всем сердцем  разделяю-
ших и пропагандирующих высокие
идеи, под знаменем которых прошел
Буданпентекий фестиваль. В этом—
осповные ибтоки высокого. идейно-
художественного качества картины,

‘созданной в Творчееком содружестве
	Розу. варланова. талантливые. МЕ
03a Багланов ‘ Я Пти-  ? Фаботниками молодой венгерской
дые артисты  балета—_Майя Пли-  кинематографии
сецкая, Георгий Фарманянц, Раиса! “``” я

Стручкова. Александр Дапаури и др. И. ОСИПОВ.
	памятника героям, чтобы выразить
свою горячую признательность И
братекую благодарность, советским
воинам, освободившим народы Ев-
репы от фашиетското padcTBa.
	«Эстафеты мира» продолжаю:
свой путь на стадион «Уйпешт», 32-
полненный делегатами со всех кон-
цов света.

Вслед за колонной  знаменосцев
шагают делегаты Албании, upel-
ставители молодежи Чехословакии.
	Англии и Америки, Вамеруна и
Нигерии, Шотландии и Индии, Из-
лонезии и Австралии. Й вот  еловие
	свежий и крелкий ветер веколыхнул
	море голов на огромном поле стадие-
на. Гром рукоплесканий: идут  по?-
танцы Советского Союза. Над ними
пеют флаги шестнадцати республик,
	Советской делегации были присуж-
дены главный приз фестиваля — ку-
бок мира и демократии — и 59 пре-
мий. Советские спортемены завоева-
ли 115 золотых, 42 серебряных и 30
бронзовых медалей!

Нельзя не восхищаться  мастерет
вом авторов фильма. Из огромного ма-
териала, превосходно отенятого оие-
раторами, автору-режиссеру А. Ова-
несовой надо было отобрать именно
те кадры, которые позволили бы раз-
вернуть перед зрителями  живопие-
ное, красочное, но вместе с тем убе-
дительное полотно, повествующее о
торжестве юных сторонников мира,
о гигантекой силе борцов за мир во
всем мире. Каким высоким смыслом
проникнута сцена встречи делегатов
Франции е делегатами Французских
колоний. Делегат Франции вручает
знамя лелегату Въетнама,—яроетная
	люционеров, как он страстно стре-
мится найти новые дороги, обеспечи-
вающие революции верную и окон-
Чательную победу. Заключительная
картина показывает Владимира Ильи-
ча в Петербурге, в «Союзе борьбы за
	‘освобождение рабочего класса». Ря-
	дом с Владимиром Ильичем зрители
увидят известных  рабочих-револю-
ционеров -—— Бабушкина и Шелгунова.
	Роль Владимира Ильича Ульянова
исполняет молодой артист В. Егоров;
роль Марии Александровны — матери
Владимира Ильича — С. Гиацинтова,
которая является также постановщи-
ком спектакля. Художник В. Шеста-
KOR.
	советская действительность стала 963
_новной темой большинства новых му-
‘зыкальных произведений. В то же
время в подходе к теме, к ее ‘рае-
крытию не все еще обстоит благопо-
лучно. Вели «Песнь © лесах» Д. Шо-
стаковича и «Славься, отчизна моя»
Г. Жуковского, отвечая запросам и
интересам народа, правильво, жизне-
утверждающе раскрывают взятые тэ-
мы, то этого нельзя сказать 9 канта-
  Te 10. Тевитина «Гори»,  noave
В. Юровского «Зоя» и сюите на рус-
ские темы Н. Пейко.
	Правильная мысль содержалась В
выступлении 6. Гибалина (Сверд-
ловек). Он товорил о том. что нель-
зя считать мастерством технологиче-
ское умение. если оно не служит
	Фильм о Международном
фестивале молодежи
ц студентов в Будапеште
&
	‚ — Эльен, Сталин! Да здравствует
Сталин!

Эти приветственные возглаеы 8-
провождают советских юношей и хе-
вушек по всей территории Венприи.
С того момента, как молодые послан-
цы Советского Союза пересекли гра-
нину, направляясь в Будапешт Lt
фестиваль. на праздник юности, ты
сячи люлей из окрестных городов и
деревень, тысячи рабочих и кресть-
ян. мужчин и женщин, собирались на
станциях, чтобы выразить горячую
признательность тем, кто предетав-
лял могучую Советскую державу,
принесшую долгожданную свободу
народу Венгрии, выразить свою торя-
чую любовь к Генералиссимусу Co-
ветекого Союза, вождю трудящихся
веего мира великому Сталину.

— Эльен, Сталин!

Из глубины сердца шел этот в03-
тлас. Его подхватывали крестьяне
с радостными лицами и веселые де-
вушки в праздничных одеждах,
счастливые дети и солдаты свободной
Венгрии. ‘

В Будапешт прибывают со BCoX
концов земного шара друзья мира. №
перронам вокзалов подходят поезда с
представителями. прогрессивных м0-
лодежных организаций Норвегии и
Швеции, Дании и Франции, из етеп-
ной Монголли, Северной Кореи, демо-
коатического Китая.
	Ho por перрон и привовзальную
	площадь заполняют тысячи жителей
	Будапешта. — они вотречают сзмых
келанных и дорогих гостей. Прибы-
ла советекая делегация, предетави-
тели великой страны, стоящей BO
тлаво лагеря мира и демократии.
Венгерские комсомольцы и пионеры
засыпают пветами советеких делега-
тов.:И звучит тыеячеголосое:

— Эльен, Сталин!

Это имя произносят с гордостью и
любовью. С этим именем звязаны
всемионо-иеторические победы совет-
ского народа и победы молодых стран
народной демократии, вставших на
путь еоциализма.

Праздничный Будапешт. Над ro
родом  реют флаги всех государст
мира. Веюду видна эмблема Ве и
ной федерации демократической Md-
лолежи, символизирующая единстРо
и дружбу молодого поколения.

В лень открытия фестиваля HAT
всем Будапештом, над улицами и
площадями, над голубым  проетором
Дуная и обширным стадионом
«Уйпешт»  распростерла вольные
крылья советская песня. Ее Поют
дети республиканской Испании a
итальянские студенты, молодежь
сражающегося Вьетнама и юные пат-
риоты Греции, все молодые борцы за
мир, поотив поджигателей войны, за
свободу народов—вся молодежь мира.

Светлый обелиек — памятник ге-
фоическим советским воинам. Здель
сошлись три дороги, по которым пре-
несли «эстафеты мира». Из города в
тород, из деревни в деревню, из
страны в страну передавались непре-
	конная воля молодежи, ее железнаа

релгимость боротьея за мир.

Ее пронесли болгары и румыны,
потландцы, англичане, бельгийцы,
французы. итальянцы и австрийцы,
финны, шведы, норвежцы, датчане,
поляки, чехи и словаки, Из разных
стран пришли они сюда, к полножаю
	«Юность мира». Цветной докумен-
тальный фильм, автор-режиссер
А..Ованесова, режиссер И. Киш,
главный оператор Г. Бобров. Произ-
водство (Центральной студии доку-
ментальных фильмов и венгерской
национальной кинофабрики «Венгер-
ский Фильм».
	Восстановление ‚ Театра ИМ, м, А, П, Чехова
	праждены почетными грамотами ис-
полкома Гореовета. В числе награж-
денных — автор проекта, ростовский
архитектор В. Григор.
	Зозрождение Театра им. А. П. Че-
хова накануне 90-летия со дня рожде-
ния великого писателя-земляка яви-
лось радостным праздником для тру-
дящихея Таганрога.
	К юбилею А. П. Чехова на сцене
театра будет поставлено бессмертное
	произведение писателя — «Вишневый
		ТАГАНРОГ. Здесь состоялось тор-
жественное открытие восстановленно-
го Городского драматического театра
им. А. П. Чехова,

В работах по восстановлению и
оборудованию здания принимали уча-
стие коллективы многих городских
предприятий. Все деревянные  пере-
крытия заменены железобетонными,
улучшена акустика зала. Много вни-
мания уделено украшению здания.

В день торжественного открытия

:
театра лучшие ‘строители были на-
	носит «Песнь о лесах» Д. Шюстакови-  раскрытию идеи и солержания про-
ча, оперу «Мэдэгмаша» С. Ряузова,   изведения, Во многих сочинениах,
поэму «Азов-гра» А. Муравлева,   например. используется полифониче-
	ский прием фугато, но, пожалуй,
только в  отатории «Вавказ»
Ш. Мшвелидзе, говорит т. Гибалин,
применение фуги действительно по-
мотает раскрытию содержания,
	«Гучитие произведения, показанные
Ha пленуме, говорил Д. Кабалев-
ский, обладают признаками, позво-
ляющими сделать вывод © том, что
советская музыка развивается в ва-
	правлении социалиетичеекого реализ-
	ма. Олнако стиль социалистическотго
реализма оратор свел к исчезновению
пессимистического тонуса в музыве
и к замене его новым, оптимиетиче-
ским мироошущением. Такое опреде-
ление социалистического реализма
односторонне и неверно. В. Захаров
резонно поправил Д. Кабалевекосе,
заявив. что социалистический реа-
лизм в музыке — характеризуется
главным образом общей идейной на-
правтенноетью сочинения.
	Большое место в работе пленума з3-
няли выступления музыковедов и му-
зыкальных критиков. Вее они под-
вергли анализу и критическому раз-
бору произведения, прозвучавшие на
пленуме, говорили о путях и залачах
советского музыкального творчества.
	Т. Ливанова, в частности, обратила
внимание на то, что советская тема
раскрываетея композиторами преиму-!
шественно через кантатно-оратови-
альный жанр. Между тем, например,
в творчестве композиторов РСФСР
новая. широко  лоступная симфония
	симфонию для хора Г. Попова, канта-
ты В, Дехтерева и Е. Светланова, хо-
ры В. Шебалина, сочинения ЕВ. Rapa-
ева. Ниязи, Д. Джангирова и др.
Далее ПГ. Мшвелидзе расеказал об ус-
пехах музыкального творчества в Гру-
зинекой ССР.
	Поеле постановления TR BRIO)
грузинские композиторы, опираясь на
	родного народа, изучая и используя
традиции русекой и грузинской клас-
сической музыки, создали произведе-
ния, отмёченные глубокой  идейно-
тью, богатством.и разнообразием те-
матики.

№ чиелу недостатков, присущих
музыкальному творчеству Грузии,
ИГ. Мшвелидзе относит отставание
массовых жанров, детской музыки,
музыки для духовых юркестров, ела-
бую работу музыкеведов и критиков.

3. Ram в качестве примеров г03-
дания эстонскими композиторами вы-
сокоидейных и высокохудожествен-
ных произведений называет оперу
	в   «Берег бурь» Г. Эрнесакеа, кантаты
	J. Аарне, А. Варинди, 1. Таутса, мо-
подежную симфонию А. Каппа, сюч-
ты на эбтонские темы Б. Вырвера и

П. Аустер, отдельные произведения
массовых жанров.
	Отмечая, что значительная часть
созданной эстонскими композиторами
хоровой музыки а capella написана
на современную тематику, 9. Rann
указывает, что главным ее недоетат-
ком являетея преоблалание гомофон-
	Памятник Узеиру Гаджибекову
	основоположнику азербайджанской
оперы Уз. Гаджибекову,

Авторы памятника — скульптор
Ф. Абдлурахманов и архитектор
	БАКУ. По решению правительства
Азербайджана у здания. Азербайл-
жанской государственной  консерва-
	тории устанавливается пам ATHHK Bbi-
	дающемуся советскому композитору,  ’Усейнов.
	Юбилей Театра юного зрителя
	посмотрело два с половиной миллио-
на человек. ТЮЗ поддерживает Tec-
ную связь сс своими о зрителями,
иефствует над художественной само-
деятельностью.

К юбилейным дням была проведена
декада, во время которой театр ^по-
казал ‘свои лучшие спектакли. В
	школах‘ и клубах‘ проводились TBOP-
	ческие вечера. Театральный ‘ музей
открыл выставку о творческом’ пути
Театра юного зрителя;
	ЕРЕВАН. (Наш корр.). Обществен-
ность Еревана широко отметила 20-
летие Театра ‘юного зрителя им.
А. И. Микояна. За годы существова-
ния театр проделал большую  рабо-
ту. ТЮЗ знакомит своих зрителей <
лучшими произведениями армянской,
русской и западноевропейской теат-
ральной классики.

За. 20: лет театр. поставил более. 100:
пьес, из‹них 67 — на современную
тему. За это время спектакли театра
	Ленинградский дом актера
	Н. Черкасов горячо поблатодарил пар-
тию и правительство за клуб, являю-
	шийся прекрасным подарком для ра-
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В тор-
жественной обстановке открылся Дом
актера, организованный Ленинград-
ским отделением Всероссийского те-
атрального общества. Он разместился
в великолепном здании с большим
зрительным. залом, уютными гостины-
ми, творческими кабинетами. Дом ак-
тера — шестой по счету творческий
клуб художественной интеллигенции
Ленинграда.

Выступая на торжественном  засе-
дании, народный артист CCCP
		EE OI К  ото EEE SE

OTCYTCTBYCT.
ного стиля в фактуре и недостаточное ТТТ
использование всех средств хорового  Ю. Келлыш в своем выступлении

я ПИСЬМА. подчеркивает массовый характер,

ского искусства, — говорит Н. Чер- На конкретном разборе многочис- который приобрел движение 33

* > овладение новой тематикой, за реа-
— na: ленных произведение
касов. — Мы безгранично благодарны роизведении, _ созданных пистиарноеть м  лемокоатизм MV3LI-

ботников искусств.

— Замечательные условия для
творческой работы создают наша пар-
тия и правительство деятелям совет-
	листичность И
кального языка.
	за эту заботу и внимание. Белики
честь и счастье быть современником
	сталинской эпохи.
	композиторами Латвийской ССР в
1949 году, Я. Медыньш показал, что
общая паправленность их работы
свидетельствует о повороте к реализ-
му, народности, к стремлению отоб-
разить актуальную советскую тему.
Однако, не преуменыная уенехов. до-
стигнутых латвийскими композито-
рами, следует отметить, что самокри-
тика почти полностью отсутствовала
в выступлении т. Медыньша.
Интересный и важный вопрос под-
  HAE B своем выступлении А. Штога-
ренко (Украинская ССР). Он говорил
о композиторах, разрешающих в сво-
ем творчестве национальные темы
братских республик. Эта благородная
и нужная работа. требует от компози-
торов не только изучения особенео-
сетей фольклора той или иной
национальноети, но и знания жизни.
  С. Рустамов (Азербайджанская
  ССР) выетуцил с обетоятельным раз-
бором творчества композиторов своей
` республики. Их сочинениям присущи
содержательноеть, связь е народной
музыкой, етремление к выражению
  своих мыслей понятным языком,
  Ряд важных вотрюсов был поднят
‚ на обсуждении начальником Главно-
‚  то управления музыкальных учреж-
` дений Комитета по делам искусств
ГА. Анисимовым. би подчеркнул, что

этои пустоте есть свое содержание и
опасность, и Волков подчеркивает
этою. Залишаев не проето «болтает»,
он последовательно утверждает свою
программу отрицания советекого ис-
RYCCTBA.

Вогда с него спадает маска mpopora
«нового» искусства, оказывается,
что под ней — дрянной человечиш-
ка, обыватель, жалко трясущийся
за свою шкуру и рали ее сохранения
TOTOBLIH продать всех и все. «Гор-
дая» философия эстетизма не может
	похвастаться  идейностью своих
«рыцарей». Их человеческая  сущ-
ность — шкурничество и пнилая
обывательщина.

Родство эстететва с обыватель-
CRUM, потребительеким — отноше-
	им, LRU PCV Cel bet RAT OTHOUTE 7
нием к жизни легло в основу He
только характеристики  Залишаева,
но и Алевтины Ивановны  Голови-.
ной. Бледная тень пренестого, краеи-
вая жена-самка, жена-наседка, обе-_
регающан мужа от «трубых» 802-
действий жизни, Алевтина в заме-
чательном исполнении А. Степановой
воплощает скучную пошлоть и
убожество «красивой» жизни ни-
щих духом провинциальных  эете-
ТОВ.
	Партия и народ сбросили залиптае-
вых со своего пути. Советекая дей-
ствительность обнажила пустоту
гнилых идеалов Алевтины Толови-
ной. Исполнители этих ролей в спек-
такле дали подлинно партийную
сценку подобным пережиткам прош-
TORO.
		Причины недостатков о некоторых
произведений Е. Грошева вилит в
том. что композиторы не сумели до-
биться полного слияния темы с ее
музыкальным воплощением.
	А. Шаверлян говорил © молодых
композиторах. В большинстве своем
это художники яркой  индивилуаль-
ности и большого таланта. Нужно
внимательнее еледить за их ростом.
	чаще интересоваться их творчеством. ‹_
В обсуждении принялн также уча-\
	стие А. Вленицкие (Литва), Д. Ара-
кишвили  Суузия). И. Петров.
	М. Гнесин, Б. Кожевников, В. Ворч-2 7.
	марев (\юосква), А. Новиков (Новоси-
бирск), В. Шелоков (Свердловек),
И. Шапошников (Ростов), В. бо-
ловъев-Седой (Ленинград). И. Рыж-
кин. (С. Скребков, Е. Розеншильх
(Москва) и другие.
Следует отметить, что секретариат
ССЬ недостаточно продумал план
работы пленума, в результате чего
обсужление новых работ, mpecay-
шанных на пленуме, не превратилось
в широкую творческую дискуссию.
А такая дискуссия нужна. И нало
полагать, что композиторы, а глав-
ным образом музыковеды, продолжат
ее, не дожидаясь очерелного пленума.
		Секция театральных художников
		При ВТО организуется новая сек-
	ция театральчых художников и ру-
ководителей постановочных ‚ частей
театров. Секция будет  способство-

веть обмену опытом в области твор-

ческих, технологических и техниче-

ских процесзов оформления, популяри-.

зировать достижения эксперименталь-
но-сценической лаборатории МХАТ,
издавать полулярные брошюры по
	‚ Выставка
дипломных работ
	В выставочном зале Союза совет-
ских художников открылась болыная
выставка дипломных и учебных работ
Московского института прикладного
и декоративного искусства. На ‘выс-
тавке представлены работы монумен-
тальной и декоративной живописи,
монументальной и декоративной
скульптуры, художественной керами:
ки, художественной обработки стекла
и пластических масс, художественной
обработки металла. .
	вопросам оформления спектаклей
	Новая секция будет устраивать вы-
ставки работ московских и периферий-
ных художников театра, проводить
обсуждения премьер, доклады и кон-
сультации. Для широкого обмена
спытом намечены выезды московских
театральных художников по городам
страны и приезды иногородних xXy-
	дожников в Москву.
		Бозвращение
ансамбля „Березка“
	В Москву после месячного пребы-
вания в Румынии возвратился балет-
ный ансамбль «Березка» под художе-
ственным руководством Н. Надеж-
длиной.
	Ансамбль «Березка» вместе © че-
тырьмя представителями советского
музыкального искусства — 3. Долу-
хановой, В. Петровской, А. Горохо-
	вым и А. Макаровым — с огромным.
	успехом совершил концертную поезд-
ку по городам и промышленным цент-
рам Румынии.
	В переполненных залах, на
	крытых площадках выступали сим-
фонический оркестр Автозавюда им. .
Сталина, хореографический ансамбль
«Бедезка». узбекская  танцовиигца,
	«Березка», узбекская танцовнитица
Галия Измамлова. казахекая певица
	Судьба Ильи Головина
	Ошибка
композитора
	Быть выразителем чувств, MBIC-
лей п воли народа, черпать в совят-
ской действительности содержание
своего творчества — неот’емлемое
право и высокая обязанность совет-
ского хуложника.
	гармонии» они вотупают в неприми-
римый разлад е советской дейетви-
	композитора, показали могучую силу
Живого реалистического народного
	ROBOH глубиной раскрыть эту мысль
в характерах некоторых действую-
щих лиц. Так, бледными и невыра-
	зительными выглядят 0бразы до-
чери Головина — Лизы,  началь-
ника строительства Бажова и
	молодого композитора Мельникова —
персонажи, которые должны, по мые-
ли драматурга, участвовать в пере-
рождении композитора. Hx рассуж-
дения правильны, но холодны, рито-
ричны, не согреты любовью к говет-
скому человеку, которая . отличает
генерала Роелого.

Некоторая рассудочноеть и рито-
ричность, проявившиеся в третьем
акте пьесы, несколько принизили
художественную значительность 9б-
раза самого Головина.
	 тельностью, противопоставляя CBOC
‚ индивидуальное творчество  созила-
‘тельной деятельности  советекото
‘человека.

Однако балтня из слоновой кости,
куда захотел удалитьея для -«евя-
  паннолействия» композитор Hapa

искусства, одели в плоть художмест-
венного образа идею ю неразрывной
связи артиста с народом. Основной
сценой в спектакле, выражающей

эту глубоко прогрессивную мысль
пьесы, стала замечательная сцена
песни танкистов, созданная единой
	Связь художника е народом —
это одно из проявлений нового со-
держания замечательной эпохи по-
строения коммунизма, это  живо-
творящее начало социалистической
культуры. отличающее наше идей-

Головатн, не дала ему желанной сво-
боды: пути формалиетичеекого ис-
кусства повели Головина —— хотел
он этого или нет — к лагерю бур-
жтазного искусства. И тогла для Го-
ловина — советского человека, ка-

волей режиссуры, композитора А.
Хачатуряна и актеров В, Топоркова
(Головин), И. Судакова (генерал
Рослый) и В. Трошина (старивина
Лигулев).

Приход в дом Головина танкистов,
	ким его играет В. Тонорков, ero
заблуждения становятся его  траге-
melt. Уютный особняк «в стороне
от Шоссе», уголок, по желанию Го-
ловина «отвоеванный» художником
для творчества, превращается в оди-
ночную камеру. Угрюмо ходит по
опустевшим комнатам Головин-—То-
порков. полный глубокого внутрен-
него смятения. Справедливое обвинв-
ние в антинародности, которое вынее
ему каждый советский человек сло-
вами «Правды», кажется Головину
необоснованным. Й влруг On о елы-
гит звуки своей симфонии, летя-
шие по эфиру из Амёрики. Весемые-
ленная по своей формалистической
сути, четвертая симфония, не при-
нятая советским народом, пришлаеь
ко двору лакеям ‹ американекого
капитала. Так ошибка Головина
становится его’ преступлением. Вол-
нение и тревога наполняют Голови-
на— Топоркова. 9н выключает ра-
ANNO... .
	солдатская песня
	Советекий народ еуровуи- принци-
пиален в своей борьбе против все-
го, что мешает подлинному про-
грессу, что становитея помехой на
пути страны к коммунизму. Но оч
умеет отделить здоровое от больного
и бороться за это здоровое. Достиже-
нием спектакля МХАТ «Илья Гэло-
вин» является то, что в спектакле
0 партийногти художника режиесу-
ра и актеры показали борьбу совет-
Chord народа за своего талантливого
	ноев, прогрессивное, демократичесьое
искусство от искусства современного
Запала. которое раболепетвует перед
империалистичеекой буржуазией.
Советекий художник всегла на
линии фронта, его место в спло-
ченных рядах советских людей —
армии Сталина. защищающей инте-
ресы и права народа. охраняющей
мир во веем мире. Илейной сущ-
ностью  советекого. искусства яв-
ляется коммунистическое мировоз-
зрение — мировоззрение партии
Тенина-—Сталина. Это — юфужие co-
ветского художника в ем борьбе,
определяющее партийную  направ-
ленность его творчества. И тот, кто
роняет это оружие, кто ищет ° нейт-
ральных путей «чиетого искусства»,
илущих над жизнью и над классо-
вой борьбой, — тот неминуемо про-
тивопоставит себя народу и.станет
служить буржуазной идеологии.
- 06 этом напиеал Сергей  Михал-
ков свою пьесу «Илья Головин»,
нашедигую яркое. сценическое  воп-
лощениР в спектакле МХАТ. Пьеса и
спектакль говорят © партийноети
совете кого `` ХУДОЖНИБА, правдиво
векпывают корни и общественно-по-
литическую сущноеть формализма.
«Илья Головин» разоблачает
лживость мечтаний о чистом «сво-
болтом». искусстве. Маки, которые
рисует Федор Головин — сын талант-
ЛИРОГо композитора. абетрактны и
симвотичны. симфовия самого Ильи
Головина поражает. слух распадом
мелотии. В поисках некоей «чистой
	нарупивших одиночество —компози-
тора, не случаен. Это подчеркивает
И. Судаков в своем прекрасном ис-
полнении роли генерала  Рослого.
Он прост и искренен, деликатен к
чужому горю, к личной драме ком-
позитора. Он зашел взглянуть на
дом. который в лни войны отстаивал
	от Ффапгиетов. Ню внутренний смыел.
	прихода генерала  Судакова в том,
что и сейчае, выражая волю нарола,
он пришел в дом Головина, чтобы
отетоять своето, советского  худож-
ника от разлатающего влияния бур-
жуазной идеологии. «...Обидно мне,
русскому человеку... солдату, от-
стоявшему в боях свое родное He-
кусство.. слушать. сегодня музыку,
написанную моим комтюзитором, но
не для меня!» — говорит юн Toav-
вину, И эти слова вызывают в памя*
ти читателя четвертую симфонию в
интерпретации американском  ор-
кестра. -_ Я

Я\гучим протестом против такого
творчества звучит рассказ генерала,
9 том, как его солдаты наили в дни
войны в доме Головина старую и 3a-
бытую самим композитором, давно
написанную им простую и правди-
вую песню. Солдаты сложили на
этот мотив слова и понесли песню
в б0й. И опа шла се ними в долгих
походах, воевала, онлакивала уби-
тых товарищей и победила вместв с
Советской Армией. заполнив побед-
ным. звучанием улицы Берлина.
Убехительнее слов звучит сама пэе-
HA, которую е полкупающей проето-
	лего в основу не   Перелом, происшедший в миро-
	 ВЭЗЗрении композитора, сделал его
художником-воином, подлинно народ-
ным композитором. Но Михалков не
показал в действии убедительно A
живо нового Головина. Действенное
выражение характера заменено мно-
гословными репликами и монологами
  героя. Драматург как бы переложил
на автора музыки к спектаклю ответ-
ственность за показ переролившегося
Головина. А. Хачатурян написал пре-
красный, глубоко гармоничный op
тепианный концерт, в котором про-
звучала тема говетекого человека C
его ясным мировоззрением, с его оп-
тимистическим отношением к жизни.
Но музыка не может подменить сце-
нический образ. И характер Головина
оказалея драматургичееки незавер-
шенным.

В спектакле выделились прин-
ципиальные достоинства пьесы. на
частном примере жизни и деятель-
ности композитора Головина показав-
шей борьбу двух идеологий и неиз-
бежную победу коммупистического
мировоззрения. Большой хуложеет-
венный успех спектакля МХАТ ope
делился-тем, что его постановшики—
\Н. Горчаков. В. Топорков и М. Ян-
пин —— поняли это, показав личную
  драму Головина в большом идейном
\ маспртабе.
		Сцена из 3-го действия. Приезд Г оловина. (В. Топорков) из-за границы,
Фото В. Савостьянова.
			той и искренностью чоют генерал
Рослый и юный танкист Жигулев.
Песнь льется навстречу  Головину,
вызывая у всех, кто ве слышит,
глубокое волнение, соединяя их с
судьбой и подвигом защитников
Родины, простых солдат Великой
Отечественной войны.

Й песня — спутница солдат,
подлинно народная, реалистическая
советекая песня — совершает то, для
чего она была создана: будит самое
лучшее. самое хоромее и близкое
душе человека... Так простые совет-
ские люди возвратили Головину са-
мого себя, локазав бессмертие под-
линно народного искусства.

Жизнь разоблачила Головина п
разоблачила наглядно, обнажив BpAa-
ждебноеть той идейно-политической
платформы, на которой пытался ук-
репитьея Головин. Народ указал
ему верный путь.

«...Еели ..вотретите генерала Рос-
лого, скажите OMY. что композитор.
Головин стал воином!» — говорит.
Головин в поелелнем акте. вазвратив-
шиеь из-за траницы, е Вюнгрееса в)
защиту мира. Головин стал больнгим
комнозитором тотла. когла он еделал-

CA подлинно чароным хуожником,
Зовущим людей «... На подвиг BO ИМЯ
свободы и еозидания, против наеи-
лия. против войны!»
	Залишаев п другие
	Но если за Головина борютея пар-
тия и народ, отвоевывая в нем г9-
ветекото передовом художника, то
главными врагами  пошатнувитегося
композитора являются те, кто про-
дал честь советского первородетва за
жалкие об’едки co стола совре-
менной буржуазной культуры Запа-
да, это—эстеты и снобы тина Зали-
шаева.

I. Волков в обобщенном сатири-
ческом образе коесмополита Залишае-
ва блистательно и зль высмеивает
безродных, которым недерога сощиа-
листичеекая Родина и ее передовая
культура, ее неповторимо новый
облик. В Залишаеве — Волкове нет
ничего типичного для русекого, › ©9-
ветекого человека. Он неопределенен.
он весь в подражании, в поллелке
пол «евуонейекий» тип. пол  <«евет-
	ского» человека, Ето рассуждения 00
исктестве холодны и пуеты. Но в,
	Сергей Михалков рассказал нам,
о чем думал Илья Головин в =
	MONA думе о мая ULE IODA UB 1%
долгие бессонные ночи, которые он
коротал один-на-один са евобми
	мыелями, Автор показал, насколько
труден был для него разрыв с ошиб-
ками последних лет. Однако на этом
пути Михалкову не везде сопутетво-
вала творческая удача.

В основном убедительно показав
борьбу простых советеких людей за
своего талантливого ^ композитора,
драматург вее же не сумел с олина-
	Реланциовная КОЛЛЕГИЯ:
	С. Б. СУТОЦНИЙ (редактоох А
	6. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ. Ю.
	‚ А. СУРОВ. М. В. БОЛЬШИНЦОВ.
	Ю. САВИЦНИЙ,

ne
Зак. № 3517.
	Адрес релакцив: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретарнат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреслондентской сетв — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств — К 1-48-98.
a a ri oN В о не

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7