ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСВ}
	Город Кировабад (Азербайджанская ССР) за годы советской власти.
вырос в крупный промышленный и культурный центр. „Здесь. создан
Азербайджанский драматический театр имени Л. П. Берия, открыты
‹ три кинотеатра, работают 18 клубов.. Недавно театр. поставил- пьесу
‚ Лауреата Сталинской премии С. Вургуна «Вагиф». На снимке: сцена
из спектакля. Фото С. Кропивницкого и Л. Портера.
	Театр для детей и юношества в Алма-Ата (Казахская ССР) осущест-
вил постановку новой пьесы казахского ‘драматурга Ш. Хусаинова
«Нурлы-Тас» («Светящийся камень»). Постановка режиссера А. Ток-
панова. На снимке: сцена из 7-й картины спектакля «Нурлы-Тас». В
роли Ермека (слева) — А. Куламбаев, в роли Маулена —
И. Касымов. . ; Фото А. Бахвалова. +
	Эстрадно-акробатический ансамбль‘ Центрального дома Красной
Армин (художественный руководитель В. Ушаков) подготовил но-
	вую программу. Основным номером ее является  танцовально-
акробатическая сюита, посвященная дружбе летчиков. В программу
включены: гимнастическая четверка «На досуге», акробатический
номер «Настольный теннис» и другие номера. В ближайшее время
ансамбль выедет для показа новой программы в военные округа и
‚ группы войск. На фото: артисты ансамбля В. Виноградова, А. Охти:
на, Н. Андреев и Н. Кузьмин исполняют один из номеров новой про-
граммы — «Русскую пляску». Фото С, Шынгарева.
	В Новосибирске закончился проходивший с большим успехом област-
‘ной смотр сельской художественной самодеятельности. Свыше 808
участников самодеятельных кружков сельских клубов, изб-читален,
домов культуры Новосибирской области показали свое мастерство в
драматическом, музыкально-вокальном и танцовальном искусстве. На
снимке: выступление самодеятельного коллектива песни и танца
	Кирзинского сельского клуба. . Фото В. Лещинского.
	оперном театре.
	С.К ШЕИНА_ ‹‘, ГБ ИЗМАЙЛОВА:
	ааа артистка Узбекской Государственной
филармонии. “Премия присуждена за
театре исполнение узбекских Tanuer.
	Орган .Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам
	Вторник,
	11 апреля 1950 года

искусств при Совете Министров СССР
	ПРЕМИИ
				новке «Свадьба с аа Н.
Дьяконова.
++ -

Московский тезяр им. Ленинского
комсомола вступил в творческое: со-
дружество с коллективом автозавода
имени Сталина. На-днях состоялась
первая встреча представителей заво-
да с руководителями театра. Артисты
принимают шефство над многочие-
ленными коллективами художествен-
ной самодеятельности завода. В бли-
жайшее время будут проведены твор-
ческие отчеты театра и его артистов.
Ероме того, состоятся выездные спек-
Tania театра во Дворце культуры
автозавода.

* +

Сегодня группа артистов Москов-
ского тезтра драмы выезжает на мя-
сокомбинат имени Микояна. 18 an-
реля в клубе мясокомбината, соетоит-
	ся встреча рабочих комбината, © ар-
	тистами театра, посвященная подни-
санию договора о содружестве двух
коллективов. :

_ В ближайшее время драматург
	И. Шток прочтет рабочим свою но-
	вую пьесу. _
&*
. Е
Двухлетняя дружба связывает
Большой театр. с рабочими Тормозно-
го завола. Работники Тормозного за-
	вола, являются в театре частыми и
	неизменно желанными гостями. Ни
одна генеральная репетиция, ни один
общественный просмотр: в театре не
проходят без участия рабочих и ин-
женеров этого крупного промышлен-
ного предприятия столицы.
	Артисты, в евою очередь, часто
	бывают на заволе. присутствуют там
	на всех торжественных собраниях B
дни революционных праздников:
Профсоюзная организация. Большого
театра, выделила творческих работни-
ков-обиественников для непосредет-
венного руковолетва заводской худо-
жественной самолеятельноетью.
Много сил и энергии приложил
артист хора ГАБТ Н. Поляков к 90-
танизации больного хора рабочих.
Выступления этого ‘коллектива В
	Москве в дни избиралельной кампа-
	нии показали, что на’ заволе растут
и зреют ценные вокальные силы.
Так же успешно развивается  дея-
тельность заводского  хореографиче-
CKOTO кружка, руководимого солистом
балета, ГАБТ Ю. Гзобером.
	Впервые в Москве
	Оперному театру «Эстония» всего
	один год. Прошлой весной из`коллек--
тива Таллинского музыкально-драма-.
тического театра была выделена дра-
	матическая группа актеров, и «Эсто-
ния» стала театром оперы и балета.
	— Нынешняя весна для нашего те-
атра оказалась знаменательной, ==
	рассказывает главный режиссер театра
- «Эстония» А. Винер. — С радостью мы
	узнали, что спектакль «Евгений One-
гин», осуществленный на русском и
	эстонском. языках, удостоен высокой .
	правительственной награды. Звания
лауреатов Сталинской премии получи-
ли ведушие артисты Т. Куузик, М.
Тарас, Г. Отс. и М. Коданипорк. Вслед
за этим волнующим событием после-
довало другое — коллектив театра
получил приглашение на гастроли в
Москву.

Постановка оперы великого рус-
ского композитора Чайковского дока-
зала; что в жизни нашего коллектива
произошел большой творческий пово-
рот. Серьезный шаг вперед представ-
ляла собой и постановка оперы «Берег
бурь» эстонского композитора Г. Эрне-
сакса. Затем зрителям были показаны
оперы «Русалка» А. Даргомыжского (я
«Травиата» Д. Верди, балеты «Лаурен-
сия» А. Крейна и «Доктор Айболит»
И. Морозова. Болышое место в репер-
туарном. плане нынешнего года зани-
мает постановка первой эстонской опе-
ры на советскую тему — «Певец
свободы» Э. Каппа (либретто П. Рум-
мо). и оперы украинского композитора
Г. Жуковского «От всего сердца».
	Впервые актеры оперного театра мо-
лодой советской республики будут вы-
ступать на столичной сцене. Это
серьезный творческий экзамен. Pa-
ботники театра полны желания как
	мокно шире и лучше ознакомить мю-
	сквичей с растушим музыкальным ис-
кусством Эстонской ССР. _ Гастроли
откроются новой оперой «Певец сво-
болы». Е
	— Коллектив театра «Эстония», —
говорит в заключение А. Винер, —при-
ложит все силы, чтобы оправдать ока-
занное ему высокое доверие..
	13 17 (1209). Год издания ХХ
	По родно
		ЖИЗНЬ и работа советских людей вае
в прехвоенный, тав и в послевоен-
	ный период: . Е
Советские люхи- подняли. аа труд
действительно до высот вдохновенно-
‘го творчества. OQ творческом” труде
наших рабочих красноречиво говорит
хотя бы тот факт, что в 1949 году
только на, промышленных предприя-
‚тиях внедрено более 450 тысяч изо-
бретений и-усовершенствований про-
пессов_ производства. 0 творчееком
труде колхозного крестьянства гово-
рят успехи на фронте преобразования
природы, борьбы за высокие урожаи,
‘за высокопродуктивное животновод-
ство. 0 творческом труде советских
ученых. инженеров и техников, ип-
сателей, музыкантов, художников,
‘работников театра и кино евилетель-
етвуют Сталинские премии за выда-
-ющиеся работы.
  Могучей силой в борьбе за мир н
‚демократию является и ваше искус-
ство —- пламенный пропатгандиет с0-
`цизлистического строя, идей и морз-
‘ли советского человека. активный
‘борец со воем, что враждебно демокра-
‘тическому миру.
_ Темы произведений советского ие-
`кусства широки‘ и многообразны, как
безгранично  разнообразна. наша. ©6-
ветская действительность. Бесконеч-
‘зо’ богаты и изобразительные  срел-
ства, которые лает художнику метод
	социалиетического реализма. И в
	этом радостном многообразии. евобод-
ного искусства вдохновенно прояв-
ляется могучее единство мыслей и
чувств воветских людей..
	Сейчас искусство призвано; в ч3-
	стности, показать, как фезко измени-
лось соотношение сил на междуна:
родной арене, как твердо. стоят на
страже мира простые люди всех
стран, как терпит поражение 3% по-
ражением лагерь реакции. -
Такие произведения, как «Голос
Америки», «Русский вопрос».
«Ветреча-на Эльбе», по-настоящему
	служат делу мира, правильно и OCT.
	  ставят. вопрос о роли Советекого С-
юза, роли простых людей Америки.
В юблаети музыки можно было бы
указать великолепную кантату «За
мир» Маневича и симфоническую
поэму «По ту сторону Аракса» Джан-
гирова. А «Сталинградская битва» и
	«Изление Берлина» служат поямым
	напоминанием и  предостережением
поджитателям войны: трозен  тнев
советского народа, когда враги пову-
шаютея на его свободу! .
Успехи бесспооны. Но большеви-

Успехи  бесспорны. Но большеви-
стекая партия учит не успокзивать-
ся на достигнутой, повышать. требо-
зательность-в. своему творчее  у, .60-

ротьея за высокую илейность произ-
ведений, совершенствовать художе-
ственное мастеретво. Ведь Но мере
Тото, как растет страна и множатся
богатства социалистической культу-
ры, растут и вкусы советских людей.
Советский человек требует от дея:
телей искусств более глубокого втор-
жения в жизнь, иирокого охвата всех
сторон советского бытия,  сбздания
ярких, впечатляющих образов, 33-
хватывающих силой художественной
правды. Не случайно такой популяр-
ностью в странах народной демокра-
тии пользуются советские пьесы, BH-
нофильиы, музыка. На лучних co-
ветских образцах там учатся, и это
налагает дополнительную ответетвен-
ность на работников советского из-
кусства. Они не имеют права выпу-
скать посредственную продукцию. Й
чем значительнее илея произвеления,
тем более совершенной формы требует
она для своего воплощения.

Большевистская партия заботливо
и чутко направляла и направляет ра-
боту деятелей искусства и, созлавая
им самые благоприятные для творче-
ства условия, ‘призывает создавать
высокоидейные и  высокохуложе-
ственные произведения, отвечающие
растущим культурным залросам ©0-
ветекого народа. Советский изрод
ждет от своих мастеров слова, спены,
кино, музыки и кисти новых произ-
ведений, воплощающих в художест-
венных образах величие идей и дел
героической сталинской эпохи, борь-
бу Советского. Союза за мир, 33
счастье и безопасность простых лю-
дей во всем мире.
	`Бее резче и отчетливее выявляет-
ся глубочайшее противоречяе между
волей народов, не желающих войны,
и действиями империзлистических
правительств капиталистических
стран — организаторов- полтотовки
новых военных авантюр. Овладев
сердцами простых людей, идея лемо-
кратического мира станевитея могу-
	чей материальной силой.
	33а мир, против войны! За мирный
труд, против гонки вооружений! За
мирное сотрудничество между нзро-
дами, против атомной ‘истерии и
атомного шантажа, против поджига-
телей новой войны! — пох знамена
с этими лозунгами встают все новые
и новые отряды жет Европы,
Азии, Америки, Африки,

Ясные повелительные требования
	‚ сторонников мира отражают не тель-
_ во чаяния наролхных масс. но и AX
	непреклонную волю. Во всех етранах
развертывается массовая кампания
за подписание людьми  лоброй воли
воззвания Постоянного Комитета Вее-
‘мирного конгресса сторонников ми-
ра; Переловые деятели науки, лите-
ратуры -и искусства обращаются к
своим коллегам в Америке и Англии
	© вопросом: «С кем вы, ‘мастера ЕУЯЬ-
туры? ».
	На этих днях Союз чехословацких
		ным деятелям всего мира е послани-
	ем, в котором говорится, что создан-
ные композиторами Чехословакии
кзнтаты и симфоний являются одним
из доказательств их стремления к ми-
ру. «Мы, — пишут чехословацкие
композиторы. — поем славу новому
миру; радостному и счастливому, ми-
ру людей физического и умственного
труха, и полны решимости защищать
его от любого коварного агрессора.
Мы призываем композитопов и музы-
кальных работников всего земного
шара заявить вместе е нами: «Мы не
хотим войны! Да здравствует мир!
Ибо без мира нет счастья, нет. про-
тресса, нет развития EYALTYPH и
искусства».
` Сторонники мира переходят в но-
вым. более активным формам борьбы,
Tak как все яснее начинают пони-
мать. что мало жаждать мира, нужно
уметь отстаивать ето. Вот почему
за последнее время тах широко раз-
вернулась борьба против поставок
американского оружия маршаллизо-
ванным тосударствам Западной Евро-
пы. Докеры Бельгии и Голландии,
Италии и Франции отказываются раз-
гружать американские пароходы ¢
оружием. Авианосец «Дикемюд» с
трузом змериканских самолетов даже
прозван «блуждающии. кораблем» 6н
не смог разгрузиться ни в Тунисе, ни
в Тулоне...

Стремительно растущее движение
за мир пугает современных канни-
балов— поджигателей войны. Имне-
риалисты обрупивают на натоды по-
лицейские фепрессии, ликвихируют
последние остатки демократических
свобод, лихорадочно усиливают воен-
ные приготовления, взваливая всю тя-
жесть проводимой ими политики раз-
вязывания новой войны на народные
массы.

Великая правда о том, что вне со-
циализма нет спасения человечеству
от войн, голода и нищеты, все глуб-
же проникает в сознание простых
людей всего мира. Широкие массы
трудящихся в капиталистических
странах все более осознают, что улуч-
шение их матернального положения
может быть достигнуто лишь в ре-

зультате решительной борьбы за де-
мократические права и свободы, в
результате борьбы за мир.

На Советский Союз выпала благо-
родная миссия быть во главе лвиже-
ния за мир. В исполнении этой вели-
Кой задачи советским народом руко-
водит подлинно гуманное стремление
оградить от величайших военных
бедствий все страны, все народы.

Советская страна служит вооду-
шевляющим примером. трухяшимея
всего земного шара, примером в бою
и в труде. На какие подвиги епое9-
бен советский человек в бою, пока-
зала Великая Отечественная войнз.
На что способен советский человек в
	_ труде, свилетёльствуют величайшие
	побелы социализма,  повседневнизл
	Содружество театров и заводов
		Союза советских писателей и коллек-
THBS завода создать в ближайшие
полтора—два TOA высокоилейный
спектакль © героическом советеком
рабочем классе, используя для 10
факты из истории. завода, рассказы о
славных делах его ‘лучших предета-
вителей.

Перед лицом своих друзей-ар-
тистов работники завода «Красный
пролетарий» обещали к 1 мая выпу-
стить сверх плана десятки станков,
в первом полугодии 1950 года пре-
	вратить «Йрасный пролетатий» в за-
	вод коллективной стахановской рабо-
ты и скоростных методов труда и тем
‘самым обеспечить досрочное выпол-
	нение пятилетнего плана в Е июля
	1950 года.

Работники завоха и театра, соб-
равшиеся в ПДРИ, единодушно одо-
брили текст договора. К. Еланекая от
имени МХАТ СССР им. Горького за-
верила собразянихся, что коллектив
Художественного Tearpa приложит
все силы и старания, чтобы полно-
стью выполнить принятые Ha себя
обязательства.

С взволнованной речью выступил
старый мастер завола Е. Баканичев,
который призвал МХАТ — создавать
больше спектаклей о советских лю-
дях — подлинных Tepoax наних
дней. г

Тепло встретили собравшиеея вы-
ступление технолога стахановекюто
цеха П. Борисова, прочитавшето ево
стихи, посвященные Художественно-
му театру.
ae

Встречи артистов Московского те-
атра сатиры с рабочими фабрики
«Дукат» стали традиционными. В
клубе фабрики выступают мастера
театра Д. Кара-Дмитриев, Ф. Кури-
хин, Е. Милютина, Я. Волков и рял
‚других. В обеденные перерывы кон-
церты часто проводятся в цехах. На
фабрике существует самодеятельный
театральный коллектив, которым ру-
ководит артист Театра сатиры Г,
Иванов. Недавно коллектив показал
на клубной сцене спектакли «Ha
бойком месте» А. Н. Островского и
«Платон Вречет» А. Корнейчука.

Рабочие фабрики регулярно посе-
щают генеральные репетиции новых
постановок театра и обсуждают их.
В ближайшие дни очи примут уча-
стие в производственном совещании
Театра сатиры. посвященном поета-
	ВБрупнейшие театры Москвы ис-
пользуют новую форму культурно-
шефской работы — содружество ма-
стеров искусств е рабочими и инже-
нерами предприятий столицы.

В ‘течение нескольких месяцев
развивается солружество между кол-
лективами станкостроительного заво-
да «Врасный пролетарий» и Москов-
ското Художественного театра им.
Торького. Артисты и режиссеры He-
однократно приезжали на  за-
вед, проводили беседы о Художест-
венном театре и системе Станиелав-
ского, организовывали концерты: В
свою очередь,  краснопролетарцы
приезжают в театр, смотрят спектак-
ли. Рабочие завода побывали в музее
МХАТ, приняли участие в проелуши-
вании и обсуждении новой советекой
пьесы.

С каждым днем крепнет это- заме-
чательное содружество. Вчера вече-
ром в ЦДРИ состоялась ветреча рз-
ботников. завода и театра, посвящен-
ная торжественному подписанию 19-
‘говорз © социалистическом содруже-
стве двух коллективов. На вечер с5-
‘брались наролная артистка Союза
	-CCP В. Еланская, народные артисты
	COCP H. Боголюбов, A. Орлов,
Н. Дорохин, Б. Петкер и другие; знат-
ные люди завода «Красный пролета-
рий» — лауреаты Сталинских пре-
мий токари-скоростники Н. Уголь-
ков и А. Марков, мастер участка
И. Белов, начальник цеха Б. Кирил-
лин, заместитель главного технолога
завода А. Болотин.

Товарищескую встречу открыл
председатель завкома В. Лотков.
Главный инженер завода лаурезт
Сталинской премии Г. Сургучев за-
читал текст договора © социалиети-
ческом содружестве коллективов.

— Московский Художественный
театр, — говоритея в договоре, —
принимает. на себя — обязательство
оказывать деятельную помощь кол-
лективу завода в дальнейшем тюд’еме
KYABTYPHOTO YpOBHA ero работников,
	всесторонне знакомить краснопреоле-
	тарцев со своим искусством и твоо-
ческими традициями, оказывать
практическую помощь заводской ху-
дожественной самодеятельности и
клубу.

МХАТ обязалея в 1950 году под-
готовить три спектакля, из них два
— советских авторов; при помощи
	Творческий под‘ем
	— С болышим творческим волнением
готовится театр к поездке в столицу
нашей великой Родины — Москву,
—. сказал директор Академического
театра им. Ивана Франко. народный
артист УССР Д. Милютенко. — Это
вторая встреча с московским зрителем.
Первая была в июне 1941 года. Ны-
нешний свой приезд в любимую столи-
цу коллектив театра рассматривает
как творческий отчет за пронедшие
годы. Репертуар, который предпола-
гается показать, довольно обширен:
Впервые москвичи увидят лучшие
постановки тватра: «Макар Дубрава»,
«Калиновая роша» А. Корнейчука,
«Профессор Буйко» Я. Баша.

Недавно в, нашем театре’ состоялась
премьера пьесы «За горизонтом» моло-
дых авторов И. Гайдаенко и И. Бер-
‘кута. Сейчас готовится еще одна
премьера — «Красная рущавица»
(«Мелана») А. Турчинской. С этими
новыми работами мы также намерены
ознакомить москвичей. Из украинской
	классики театр готовит для показа в
	столице пьесы: «Украденное счастье»
И. Франко, «Суета», «Мартын Боруля»
и «Сто тысяч» И. Тобллевича. Русская
классика в нашей гастрольной поезд-
ке будет предстазлена «Последними»
М. Горького и «Последней жертвой»
А. Островского. :

Наши гастроли состоятся в помеще-
нии Малого театра, который в это
время будет выступать в Киеве в зда-
нии Театра им. И. Франко. Намечают-
ся параллельные спектакли на фабри-
ках и заводах столицы. Кроме того,
ведущие мастера театра — народные
артисты СССР Г. Юра, А. Бучма, Н.
Ужвий, Ю. Шумский и другие высту-
пят на предприятиях. Москвы с
творческими отчетами. Москвичи по-
знакомятся и с талантливой моло-
дежью, которая с успехом выступает в
ответственных ролях.
	о подготовке к гастролям
	ria гастроли
		B ст

олицу.
	Предстоящим летом на гастро-
ли в Москву приедет ряд театров
страны. Как готовятся-они к по-
казу своего искусства столичному
‘зрителю? С’ таким вопросом кор-
респондент «Советского искус-
ства» обратился к руководителям
Украинского театра им. И. Франко.
в Киеве, старейшего Русского
драматического театра им. Ф. Вол-
кова в Ярославле и самого моло-
дого в стране оперного - театра
«Эстония» в Таллине.
	B юбилейный сезон
	— Нынешний год в жизни нашего
коллектива особенно радостный, — го-
ворит В. Топтыгин — директор Ярос-
лавского драматического театра им.
Ф. Волкова.—Наш спектакль «Заговор
обреченных» удостоен Сталинской
премии. Летом исполняется 200-летие
театра. В дна празднования юбилея
театр покажет свое искусство в

Москве. \
	Творческий коллектив старейшего
	русского театра работает над созда“
нием новых высокоидейных спектак-
лей. Сейчас в репертуаре театра. де-
сять пьес советских авторов, в том
числе: «Последние», «Заговор. обре-
ченных», «Счастье», «Чужая тень»,
«Тайная война», «На той_ стороне»,
«За вторым фронтом» и др. Готовятся
спектакли «Егор Булычев и другие»,
«Голос Америки», «Студент 3-го кур-
са». Последняя пьеса, посвященная
жизни студенческой молодежи: (авто-
ры А. Борозина и А. Давидсон), будет
поставлена молодым режиссером
	Л. Шегловым —выпускником ГИТИС.
	В ознаменование 20-летия театра
предполагается осуществить постанов-
ку пьесы об основателе. первого рус-
ского профессионального театра —
актере Федоре Волкове. Над ‘пьесой
работают’ драматурги Б. Коротков и
С. Марвич.
	Предстоящие гастроли театра в сто-
	липе наш коллектив рассматривает,
	как большое доверие, как высоко Of”
ветственное и почетное дело.
	СТАЛИНСК
	В ГОСТЯХ У ГРУЗИНСКИХ ЗРИТЕЛЕЙ
	ТБИЛИСИ. (Наш корр.). Широкое   себе. И вот шахтерский ансамбль, по-
т за ня ` Донбасса   кинув на время родные края, приехал
шахтерский ансамбль песни и пляски.
Сами актеры создали его 12 лет  8 СТОЛИЦУ Грузинской республики.
назал. За это время кружок ху-  После выступлений в Тбилиси ан-
дожественной самодеятельности пре-   самбль, руководимый заслуженным
вратился в большой коллектив певцов   артистом УССР В. Бальшиным. побы-
и танцоров. вает у шахтостроителей` Кутаиси и у
Про их мастерство прослышали гор-   шахтеров угледобывающих районоз
вяки Грузии и пригласили ансамбль к   Грузии—Тквибули и Ткварчели.
	С А. МАЛЯВИН, - Б. А. ФЕНСТЕР,
	гостановшик. Премия присуждена за НЕ

участие в созлании спектакля «Борис

Годунов» в Государственном театре Премия присуждена
	оперы и балета Латвийской ССР.
	обсуждался на партийном собрании, ‘а
	затем на общем собрании работников
театра. Весь коллектив живет одной
мыслью, одним стремлением — луч-
ше подготовиться к поездке в Мо-
					М. И. ЧУЛАКИ, Т. Г. БРУНИ, Г. И. ИСАЕВА,
композитор художник артистка

за участие в создании спектакля «Юностю в Ленинград‹