ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ
	Большим событием в культурной жизни Латвийской ССР явилась
постановка в Государственном русском драматическом тбатре (в Ри-
ге) льесы лауреата Сталинской премии Вс. Вишневского «Незабывае-
мый 1$319-й». Спектакль: поставлен А. Ефремовым и оформлен худож-
ником М. Аболиным. Ha фото: сцена из пролога. В роли
В. И. Ленина — В. Чобур, в роли И. В. Сталина — лауреат Сталин-
ской премии заслуженный деятель искусств Латвийской ССР
Ю. Юровский. С
	13 апреля на сцене Государственного академического Большого
театра Союза ССР была показана в новой постановке опера М. П. Му-
соргского «Хованщина». Опера не шла в Москве около 19 лет. Музы-
	кальный руководитель спектакля — народный артист СССР Н. Го9-.
	лованов. Мостановка осуществлена режиссером Л. Баратовым. Хор-
мейстер М. Шорин. Декорации написаны Ф. Федоровским. На премье-
ре. в основных партиях выступали: А. Кривченя (Иван Хованский),
	Г. Большаков (Андрей Хованский), Г. Нэлепп (Голицын), М. Рейзен`
	(Досифей), В. Давыдова (Марфа), А. Иванов (Шакловитый) и дру-
	гие. На фото: заключительная сцена оперы. Фото Евг.  Игнатович.
	В Хакасском областном национальном театре (город Абакан) постав-
	лена пьеса В. Кокова «Акун», показывающая участие хакасов в отря-
	дах известного сибирского партизана Щетинкина, громившего . колча-
	ковцев. На снимке: сцена из 3-го акта пьесы «Акун». Девушки-ха-
каски беседуют о партизанах. Фото С. Малобицкого
	В столице Азербайджанской ССР — Баку заканзизается строитель-
	ство Дома правительства, сооружаемого по проекту лауреата Сталин-
	ской премии действительного члена Академии архитектуры СССР
Л. Руднева и кандидата архитектуры В. Мунца. Главный фасад. это-
го монументального сооружения, обращенный к морю, выходит Ha
обширную площадь. Здесь будут проводиться демонстрации трудя-
	щихся и массовые ‚празднества. На фото: Дом правительства Азер-_
байлжанской ССР.
	С. ©. ШУШАРИН, _  . B. He KOHOMJIEB,
сотрудник Всесоюзного научно-иссле- начальник * технического ‘управления
довательского кино-фотоинститута, „” Министерства : кинематографии CCCP.

MOREE BRE SOR к-а-н-0-ф иль мов,
		Вдохновляющий пример
_ Служения народу
	Советская страна отмечает твад-
патилетие со дня смерти лучшего,
талантливейшего поэта нашей эпохи
— Владимира Маяковского.

< Маяковский предстает ‘сегодня BO
всем непрехолящем блеске и могучей
силе своего поэтического дарования.
Пламенный трибун и. глашатай
	«краснофлагого» стрея, он. сочетал в.
себе бэгатырекий революционный.
	размах, безгранячную любовь к Co-
	пиалистическому Отечеству и. жгу-
	ю ненависть ко всем врагам тру-
зяшихея. Хуложник-болыневик по
духу. он своим творчеством участво-
вал в великой борьбе явух миров;
являя возвышенный пример безза-
ветного. служения советской Родине.

Его. взглялы по вопросам искусства
столь же прелельно ясны и опреле-
ленны, как и все творчество. Он тре-
бовал от писателей и работников ис-
кусств безоговорочного служения ра-
бочему классу, социалистической pe-
волюцин. «Искусство, — говорил
Маяковский. — должно — являться
оружием: таким оружием, которое
художник,  пасатель, аклер дают
классу. Но с точки зрения коменлан-
та того интенлантетва. которое соби-
рает все это искусство. не будут ли
эти поставшики через 65—10 лет
привлечевы к ответственности за п0-
ставку явно гнилого сукна?.. Tloato-
му критика золжна интересоваться
тем, как лолжно быть  слелано это
самое искусство, при основном усло-
вии. что это оружие — орулие про-
летариата».
	_Товоря о себе, Маяковский заяв-
	лял: «Я не поэт, а прежле всего п
ставивший свое перо в ие:
заметьта. в услужение, сеголняшне-
	му часу. настояшей лействительно-
	сти. и проводнику ее — советскому
правительству и партии». И это бы-
ло знамя художника, хравшегося 38
новое на рубеже двух энох, когла
ложная мудрость старого была 0со-
бенно CHABHA. :
	Маяковский боролея за искусство
передовое, искусство социалистиче-
ского реализма, доступное народу и
любимое им. С негодованием бичевал
Маяковский все проявления буржу-
ззного космополитизма и формаля-
стические выкрутасы врагов совет-
ского искусства. Он высоко ценил
реалистическое творчество великих
русских писателей и драматургов
прошлого. Именно. поэтому со всей
страстью обрушелея Маяковский на
enzsofy se Ne ReOKaie ia nog iere-
	«работу» чейерхольла, позволивитгет У
себе излезаться нах хорогими важло-
	MY русскому’ человеку, всем совет:
cruM людям творениями Островского
и хругих писателей-классиков. «Для
меня, — говорил `Влалимир Влалими-
рович, — глубоко отвратительна по-
етановка «Леса» Мейерхольла...».
	Советское искусетво’. развивается
пол знаменем сопизлистичеекого peri.
	лизма — самого совершенного метода
художественного творчества. —Йс-
	кусетво раетет и крепнет в непримя-
	римой борьбе против безидейноети,
аполитичности, формализма, буржу-
азного национализма, космополитиз-
ма и прочих проявлений, растленной
буржуазной илеслогии. И всегда вы-
сокоилейное творчество Маяковского
остается прекрасным образцом взы-
екательного отношения художника Е
своему труду. непрестанного  еовер-
тенствозания художественной фор-
мы. доетупной миллионам. -
	Основной. важнейшей задачей г-
ветского искусства  являетея про-
паганда идей большевизма, политики
партии и государства, составляющей
жизненную основу советского обще-
ственного и государственного строя.
Искусство должно помогать партии
Ленина — Сталина воепитывать мас-
еы в лухе коммунизма, активного и
сзмоотверженного служения. Родине.
		Трудящиеся нашей страны широко
отметили 20-летие со дня смерти
В. В. Маяковского, великого совет-
ского  поэта-трибуна,  пламенного
патриота Родины.

`В Москве, в Колонном зале Дома
Ссюзов вчера состоялось собрание,
посвященное этой дате.

‚ Собрание открыл заместитель гене-
рального секретаря Союза советских
писателей К. М. Симонов.

- ‚С докладом «Владимир Маяковский
— лучший, талантливейший поэт со-
ветской эпохи» выступил Н. С. Ти-
ХОНОВ.
	Характеризуя — творческий — путь
			Именно этой залаче’ служило‘и елу-
жит искусство. Маяковского. - Е

`Воспитывлемое в советских людях.
большевистской ` партией, великим.
Сталиный драгоценное чувство новоз
го является той могучей. силой, кото-
рая влохновляег хуложественнтю ин-
	теллитенцию на невые дерзания, на
пойеки новых. более созершенных.
	воисви новых, более совершенных.
путей решения стоящей. перед исклс-
	ством задачи. это чувство нового. бы-
ло: органическим качеством. Maason-
ского. Неразрывно › связанный своей
	кинучей поэтичёской деятельностью.
с самыми Жтучими; злободневными
		ствуюший хуложник вбегда. уетрем-
	лялея вперех и вихел. как вее ближе
	становится коммунистическое завтр3.
Он видел ростки ето-в успехах  на-
стоящего и страстно боролея за. но-
вые побелы, показывая благородный
пример хуложникам слова, сцены,
ИНО, КИСТИ. :
Отечество
славлю,
которое есть,
HO трижлы —
которое будет,
Гениальный русский критик Вис-
сарион Белинекий писал: «В буду-
	щем мы, кроме побехлоносного. русеко-
	во меча, положим ва весы европеи-
ской жизни-еще‘и русскую мысль»:
Советский народ сказал ato. новое
‘слово и в области науки. ив литера-
туре, и в искусстве: Страетно от-
стаивая действительно новое, нерело-
вое в жизни. и помогая ему олержи-
вать победы, работники советского
искусства, созлают произведения, вое-
питываюшие туудящихея в: хухе пла-
		духе великих идей Ленина-—Сталина,

Победы. одержанные . еоветеким
искусством. очевилны. В- истории че-
ловечества ни при олном обществен-
ном строе не: было и не могло быть
	таких благоприятных ‘уеловий AIA
	расцвета искусства, как в Советекой
стране. Где еше, в какой етране ми-
ра художник может найти столь мо-
гучий источник возвышенных и бла-
горотных илей. как в СССР — стра-
	не, живушей и Ттворящей свою исто-
рию под знаменем самого передового
мировоззрения. самой передовой
	мировоззрения, самой передовой
коммунистической идеологии!

Только искусство, проникнутое
передовым мировоззрением, влохно-
вляемое идеями большевистской nap-
тии. способно твоочески воептойзве-
	нартия Ленина — Сталина: это под-
тверждается всём творческим опытом
Маяковского, огромным опытом: пе-
редовой советской литературы. пере-.
	KGBOTO COBCTCROTO искусства.
Маяковский был и остается актив-
ными участником Haine борьбы за
коммунизм. Его 61050 — то возвы-
шенное; когла он говорит о Родине,
© своем народе. 6 партии большеви-
ков, то уничтожающее, когда он ору-
жием сатиры разит воагов. внешних
	и внутренних, -— находитея сетодня
на вооружении советского народа. Й
	долг мастеров искусств — деятелей
театра и кино, хуложников и компо-
зиторов, работников эстрады состоит
в том, чтобы еще активнее пропаган-
дировать творчество Маяковского,
нести в массы ео пламенные и
‘вхохновенные творения, помогающие
великому делу строительетва комму-
нистического общества.

Творчество Маяковского, его при-
мер служения искусству влохновляет
и будет вдохновлять писателей и а7-
тистов, мастеров кисти и. праматур-

‚ музыкантов и работников кино
на создание новых, высокоилейных
художественных  произвелений, ло-
стойных нашей героической сталин-
ской ЭНохИ. —
	Маяковского

«‹Фов стране
		слине
	«Счастье», «Голос Америки», полу-
чившие положительную оценку 60-
щественности. Сейчас в театре ста-
вят пьесу ‘А. Корнейчука «Макар
Дубрава». Репертуар пополняется
пьёсами русской классики. —Неео-
мненный интересе вызывает работа
театра, над инсценировкой «Анны
Карениной». Для юных зрителей ro-
TOBHTCH спектакль «Два капитана»
по одноименному роману. В. Каве-
		la Caz
		здесь, на восточном рубеже нашей
Родины, самоотверженно трудятся со-
ветекие ‘люди, ‘© большевистским
упорством покоряют они суровую
природу далекого Сахалина. Й здесь
особенно велика, роль искусетва, с9-
‘превающего сердца людей, зовущего
их на новые подьиги во славу родной
Отчизны. —

На „Сахалине несколько театров.
Старший из них—_Дранатичеекий те-
атрв городе Алексанхровске-Саха-
линском. В нелегких условиях прихо-
дится работать его коллективу. Ота-
poe здание лавно нуждается в капи-
тальном ремонте, нехватает реквизи-
та; труппа неполностью укомплекто-
	вана. Но. несмотря на 9т0. коллективе.
		‘упорно работает.

Последний тод особенно знамена-
телен для театра. В текушем сезоне
на ето сцене зрители увидели епек-
такли: «Платон Вречет», «Русский
вопрос»; «Зеленая улица», «Кон-
стантин. Заелонов», «Украденное ечз-
стье». и ряд других. Не только коли-
чественно, но ий качественно улуч-
шилеся репертуар.

чКители“ Алексанхровска, полюбили
евой театр. На его спектаклях посто-
янно бывают рыбаки, шахтеры, уча-
щаяся молодежь. Театр стал центром
КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ Города.
	‚  Важдое лето театр выезжает в дли-
тельную поезлку по острову. Его ар-
тисть-— желанные гости у. нефтяни-
nop OXH, на рыболовенких промыс-
лах, в молодых советских горолах—
Невельске, Чехове. Аниве, Холмске.
Передвигаяеь на автомашинах, пере-
	Меняется
облик села
	СТАЛИНО. (Наш корр.). По поста-
новлению Совета Министров Украин-
ской ССР сейчас проводится KOH-
курсе на лучшие жилые. и обще-
ственные сооружения, построенные
в городах и поселках республики.
Архитекторы Сталинской области —
активные участники этого конкурса.

В числе 23 об’ектов, представлен-
ных на конкурс, — Дом шахтерекого
ансамбля, построенный по проекту
архитектора А. Барабаша в г. Стали-
#0; вокзал станции Сталино — автор
проекта’. архитектор И. Воронцов;
образновое общежитие строителей
-комбината’ «Артемуголь» в Рорловке,
‘спроектированное архитектором
Ф. Горлачем. :

Начальник ‘Сталинского областно-
го управления по делам архитектуры
архитектор В. Шарапенко сообщил
нашему корреспонденту: Е

— Архитекторы и строители Ста-
линской области обязались ознамено-
вать 1950 год новыми успехами в
преобразовании и благоустройстве не
только городов и шахтерских посел-
ков, но и колхозных сел Донбасса.

Неузнаваемо меняется облик до-
нецких колхозных сел. Сейчас над
проектами реконструкции колхозных
сел Сталинской области работает
большая группа специалистов, воз-
главляемая архитектором А. Кузнецо-
вым. Уже готовы 309 архитектурных
проектов реконструкции сел Авдеев-
ского, Александровского и Артемов-
ского районов. Каждый проект пред-
усматривает об’единение нескольких
мелких сел и хуторов в один большой,
благоустроенный, правильно сплани-
рованный и архитектурно оформлен-
ный колхозный город с целесообраз-
но размещенными производственными
я хозяйственными об’ектами, пруда-
ми, парками, клубами, школами, ста-
дионами.

Архитекторы Донбасса в текущем
году создалут еше 107 проектов
реконструкции. сел 8 районов об-
ласти.

<

ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЛИТОВСКИХ
КОМПОЗИТОРОВ

ВИЛЬНЮС. В концертных залах с
большим успехом исполняются новые
произведения литовских компюзито-
	Высокую оценку слушателей полу-
чила оратория А. Рачюнаса «Совет-
ская Литва». Сейчас композитор 34-
канчивает работу над оперой «Мария
Мельникайте»

«Комсомольскую рапсодию» для
симфонического оркестра написал
И. Каросас. Об успехах социалисти-
ческого строительства в республике
рассказывают новые кантаты компо-
зиторов И. Шведаса и И. Дамбраус-
каса. _ :

Многие из ‘новых произведений
композиторов включены в репертуар
республиканского Праздника песни,
который состоится в Вильнюсе в день
лесятилетия оеспублики —- 91 июля.
	Д. Л. САГАЛ,

артист.
	Письмо из. Александровска-
Сахалинского
		езжая через водные рубежи, они нэ-
сут свое искусство населению даже
самых далеких районов острова.
Руководит театром Константин
Александрович. `Зеленевский, `веду-
щий актер и режиссер. Он- приехал
сюла из Москвы и 3 тоты работь на
	Сахалине стал горячим - патриотом.
	острова. Много. лет’ работает злееь и
художник И. Чижов. В городах-и. ра-
бочих поселках хорошо знают-и це-
нят мастерство актеров И. Колотили-
на, В. Федоренко, Е: Зарина, А. Зу-
баревой, В. Лозорного, Е. Саяпина,
В. Долматовой, А. Ремизовой. Творче-
ство этого коллектива вносит иного
радости в славные трувые будни
сахалинцев.

Плодотворно работает и другой —
Южно-Сахалинский = драматический
театр. Хоропю юборудованное - Tear-
ральное помещение и крепкий актер-
ский состав позволяют ставить зна-
чительные спектакли. Правха, в ра-
боте наблюдались и срывы. В резуль-
Tate недостаточной требовательноети
к ретертуару, проявленной руковод-
ством театра, на его’ сцене появи-
лись слабые в идейном и хуложе-
ственном отношении спектакли.
	В текущем году творческий кол-
лектив более требовательно и пролу-
манно подошел к своему репертуару.
0б этом свидетельствуют новые по-
становки: «Егор Булычев и другие»,
	Содружеетво_
‚ театров
и предприятий
	Театры столицы NOLXBATEIBAICT
почин коллектива МХАТ ^
им. Горького
	гегулярно. проводятся. конферен-
ции зрителей, Такое содружество те-
атра со своими зрителями помогает
творческому коллективу лучше учи-
тывать затрюсы населения, его требо-
вания ‘и советы. Поэтому спектакли
хоропю посешаются, каждая новая
постановка, находит живой отклик в
местной печати.

Самый молодой ‘тватр — Корей-
ский музыкально-драматический.
Ему всего лва года. Недавно он по-
лучил в Южно-Сахалинске стацио-
нарное помещение, в котором пока-
зал два  спектакля—<Люди, ищу-
	щие солнце» и «Чун хан Ден» (ав-
тор Ким Гичер). Трупна восновном
	состоит из корейской молодежи, при-
шедтей из кружков художественной
самодеятельности.
	Сахалинская облаеть живет общей
	жизнью со всей Советской страной—-
самоотверженно трудятся горняки и
шахтеры, колхозники и рыбаки да-
лекого края. Неизменным спутником
их трула и досуга ‘является совет-
‘ское искусство. -
		Я. КОНСТАНТИНОВ.
	_Колхозные
театры Грузии
	ТБИЛИСИ. (Наш корр.). 3ameua-
тельны успехи колхозников Грузии.
Расиветает культура грузинского се-
ла. Новым, типичным в колхозном
быту стало массовое создание собст-
	`; венных колхозных театров. Из среды
	колхозников и сельской интеллиген-
ции выделяются одаренные артисты-
	13 апреля на. заседании президиумя   любители, находятся свои режиссеры.
	Московского областного. - комитет:
профсоюза Рабис был обсужден вой:
	комитета! Нередко ими становятся уроженцы
  колхоза, получившие театральное об-

wow РЕ:
	разование в Гбиллси и вернувишеся в
	рос о содружестве московских теат-   родное село. Так, с помощью местных
	советских и партийных ‘организаций,
ри материальной поддержке колхо-

в и промышленных. предприятий.   с
Член президиума комитета союза П
	народный артист РСФСР В. Влади:
славский рассказал на’ заседании о
том, как столичные театры. подхвати-
ли замечательный! почин, МХАТ СССР
им. Горького: устанавливается тесная
связь Малого театра с.заводом «Сези
и молот», Тватра им. „Вахтангова —
	с заводом «Каучук». Театра мм. Ле-
	нинского комсомола—< aBTOSaBOJIOM
	Г им. Сталина, Театра драмыЬ—с мясо-
	комбинатом им. Микояна, Театра им.
Moccoseta—c Электрозаводом, Цеч-
трального театра Красной Армии —
с заводом «Калибр».
	Московская консерватория заклю-
чает договор о содружестве с Сель-
скохозяйственной академией им. Ти-
мирязева и фабрикой им. П. Алек-
сеева, Театр сатиры—с фабрикой
	«Дукат», Геатр оперетты—с заводом
	имени Владимира Ильича.

Активно включились в это движе-
ние и художники,  об’единевные
МОССХ. Они обязались показывать
в своих произведениях героический
стахановский труд советских людей
на производстве, создавать для клу-
бов и дворцов культуры монумен-
тальные полотна и панно, посвяшен-
	  ные истории промышленных  пред-
приятий, ° устраивать художествен-

приятий, устраивать художествен-
ные выставки в заводских клубах и
проводить их обсуждения с рабочей
общественностью, — консультировать
	работу изокружков и помогать в
оформлении клубов и цехов заво-
	HOB.
	зов, возникают самодеятельные теат-
ры. . re

Популярен в’ республике колхозный
театр села Натанеби Махарадзевско-
го района. Им руководит. режиссер
И. Донадзе — выпускник Грузинско-
го театрального инстатута имени
Руставели. Большими поклонниками
театрального искусства являются кол-
хозники Г. Маникава, Г. Центерадзе,
К. Карцивадзе;, фельдшер сельской
больницы М. Биболадзе, заведующий
сельским книжным магазином Ч. Ма-
харадзе. За годы своего суще-
ствования Натанебский театр показал
около 800 спектаклей. В репертуаре
— классические и современные  со-
ветские ньесы в основном грузинских
драматургов.

В настоящее время в Грузии на-
считывается свыше 440 колхозных са-
модеятельных театров. На их сценах
выступает 6.000 сельских артистов.
	СТАРЕЙШИЙ ХУДОЖНИК
ЛАТВИИ
	РИГА. (На корр.). В Государет-.
венном музее русского и латышского
	искусства открылась выставка, посвя-
щенная 75-летию со дня рождения и
50-летию творческой — деятельности
скульптора и художника Густава
Шкильтерса.

На выставке представлено 126
скульптурных работ Г. Шкильтерса и,
кроме того, много акварелей, рисунков,
офортов, иллюстраций, карикатур.
Выставка пользуется большим успе-
хом у рижан.
	КИРГИЗСКОЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ
УЧИЛИШЕ
ФРУНЗЕ. (Нав: xopp.). 10 ner cy-
	  mectsyet в Киргизии музыкальное
	училище имени М. Куренкеева. Здесь,
на оркестровом, фортепианном, вокаль-
ном и дирижерско-хоровом отделени-
ях, обучается 100 чеяовек, белышин-
ство из которых — киргизы.

За десять лет состоялось пять вы-
пусков. Часть выпускников работает
сейчас в Киргизском театре оперы и
балета, другие—преподавателями му-
зыки в учебных заведениях. Неко-
	Собрание в Колонном зале Дома Союзов
	В. В. Маяковского, многообразие его
дарования, высокий патриотизм,
докладчик подчеркнул, ‘что вся ‘де-
ятельность поэта’ тесно связана со
всей духовной жизнью советского на-
Рода, с нашей coumasHcTHyecKon куль-
турой.

С речами и стихами, посвященными
В. В. Маяковскому, я поэты
Н. Асеев, М. Луконин, С. Кирсанов,
А. Сурков:

Тепло встретили собравшиеся мать
поэта — Александру Алексеевну и
	сестру — Людмилу Владимировну.
	Торжественное собрание закончи-
	лось болышим конпертом.
	А. 3. ОКУНЧИКОВ,
режиесер,
	ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА
МАСТЕРОВ ИСКУССТВ
НА ЗАВОДЕ

ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Работни-
ки искусств — частые гости. коллек-
тива завода «Таштекстильмаш».

Более 1.500 рабочих: присутствовало
на-днях в заводском клубе на встре-
чё с артистами: Театра. оперы и бале-
та имени Навои —: М..Тургунбаевой,
Г. Абдурахмановым, ‹АОвчинниковым
и другими. Артисты рассказали ста.
хановцам о‘новых постановках, ис-
полнили отрывки из лучших спектак-
лей театра.
		П. Г. ТАГЕР,
профессор.
	Премия
		М..Тургунбаевой,   зыки в учебных заведениях. Пеко-
А: Овчинниковым   тсрые продолжают музыкальное обра-
	A.

H.. KAYE

РОВИЧ,
		зование ‘в Московской, Ленинград-
ской, Одесской консерваториях.

При училище работает.детская му-.
зыкальная янкола.
	А. И. ПАРФЕНТЬЕВ,
		Премия присуждена за участие в созданий спектакля «Степь широкая» в Центральном театре Красной Армии.
	разработку