СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	_ Совешание по вопросам
промышленной архитектуры.
	дач Академии — обобщение громад-
ного опыта, накопленного нашими
проектными организациями. _

В ряде выступлений были затро-
нуты важнейшие творческие вопро-
сы, живо волнующие архитектурную
	обзцественноеть: Много говорилось. в.
	частнюсти, 9 роли архитектора в ра3-
работке проектов промышленных
предприятий. В ‘некоторых проект-
ных организациях ‘укофенилаеь по-
рочная практика, когла архитектор
привлекаетея лишь в последнем эта-
пе работы над проектом и вея его
деятельность сводится в основном Е
так называемому «архитектурному
оформлению» сооружения.
	— Проектирование промышлен-
ных сооружений; — заявил архитек-
тор В. Иопов. — это комплекеный
	труд, в. котором архитектор должен
играть ведущую роль. Только глубо-
во изучив технологические особенно-
ети строящегося преднриятия и его
специфику, ‘архитектор в’ тееном
содружестве в технолотом и инжене-
ром еможет правильно решить по-
ставленную перед ‘ним задачу.

‚ Борьба с недостатками в промыш-
ленной архитектуре ведется слабо.
Как указывали участники прений,
большая доля вины за это ложится
на Союз советских архитекторов, ко-
торый оказалея в стороне от практи-
ки индустриального строительетва.
	Между тем, опыт работы ФЛенин-
градекого отделения союзё показы-
вает, что творческая организация аф-
хитекторов может сыграть  немало-
важную роль в деле улучшения ка-
чества промышленного  строитель-
cTsa. shar сообщил на совещании
П. Терехов, нри Ленинградском отде-
лении ОСА. создан консультационно-
технический совет, оказывающий
вистематическую помощь архитевто-
рам, инженерам и рабочим-строите-
IAM по всем вотеросам их практиче-
ской деятельноети. Хорошие резуль-
таты дало также издание информа-
ционно-технических бюллетеней, где
подробно освещается практика 1ро-
еклирования и ‘строительства  фаб-
рик и заводов.

В прениях nO докладу приняло
участие 25 человек. Действительные
члены Академии архитектуры СОСР
С. Чернышев, Л. Руднев и Б. Иофан
в своих выступлениях затронули ряд
важнейших творческих вопроеов
промышленной архитектуры. 0 боль-
юм размахе индустриального етрои-
тельства рассказали  собравиеимея
М. Гулуа (Грузия), С. Дузь (Ростов-
на-Дону), К. Никулин (Свердловек)
и другие. Главный архитектор гор.
Сумгаит 9. Долуханова ознакомила
участников совещания с ходом проек-
тирования и строительства крупней-
птих предприятий в самом молодом
городе Азербайджанской ССР.

Участники совещания внесли ряд
ценных предложений, направленных
к улучшению деятельности проект-
ных организаций и архитекторов, ра-
ботающих в области промышленного
строительства. В частности, многие
выступавшие говорили о необходи-
мости проведения конкурсов на луч-
ший проект индустриального еоору-
жения.

Союз советских архитекторов про-
явил. ценную инициативу, созвав со-
вещание по вопросам промышленной
архитектуры. Живой творческий 0б-
мен опытом работы, выступления пе-
риферийных архитекторов, выставка
работ проектных организаций, дело-
вая принципиальная критика недо-
статков в архитектурной праклике—
все это, несомненно, поможет полнять
качестве промышленной архитекту-
ры на новую ступень.
	эакончилось совещание по вопро-

вам промыпгленной архитектуры, с03-

ванное Союзом советских архитекто-
ров СССР: В течение четырех дней
участники бовешания — архитекто-
ры, инженеры, научные работники —
обсуждали творческие и организаци-
анные вопросы, обменивались опытом
работы по проектированию и 00ру-
жению предприятий социалистиче-
ской индустрии.

После докладазам. министра строи-
тельства предприятий тяжелой инду-
стрии СССР И. Онуфривва, с сообще-
ниями о творческой практике в обла.
сти проектирования промышленных
сосружений выступили Г. Малков
(Промстрейпроевт), Г. Орлов (Гидро-
энергопроект), А. Огиевич `(Тек-
стильпроект), представители шрюект-
ных организаций Ленинграда и дру-
гих городов. Новым типам промыш-
ленных зданий было посвящено с0об-

щение Н. Багузова. .

‚ «Завод” и город» —— такова тема
сообщения. слеланвого Ha ебвешании
	JORTOPOM ‘архитектуры. профессором
	И. Николаевым. На, ряде § конкретных
примеров он показал, что развитие
социалистической промышленности в
советских городах привело к коренно-
му изменению их облика. Быстрое
	преврашение старых городов Роесии в.
	индустриальные социалистические го-
рода в корне изменило прежние пред-
ставления о самых заводах, их архи-
тектуре, их о благоустройетве.

Огромный размах промышленного
строительства со-веей ‘остротой вы-
	лвирает на. первый план проблему
	подготовки новых квалифицирован-
ных кадров архитекторов — специз-
листов в области проектирования ин-
тустриальных иредприятий. Профес-
сор А. Фисенко ознакомил участников
совещания с методом подготовки мо-
лодых специалистов в Московском а7-
хитектурном инетитуте.
	Многие. выступавшие в прениях
отмечали, что Московский архитек-
турный институт еще не готовит в
достаточном числе квалифипирован-
ных специалистов в области про-
мышленного строительства. Судя по
выставленным в Доме архитектора
преддинломным ‘работам, внимание
студентов не привлекается: в должной
мере к вопросам экономики строи-
тельства.
	Выступивший на. совешании заме-
ститель министр городекого строи.
тельства В. Бургман указал, что ар-
хитекторы до настоящего времени не
заняли еще того ведущего положения,
	которое они по праву должны занять
	в деле проектирования промышлен-
вых прелприятий. Огромный и разно-
образный опыт, накопленный в про-
ектирований и ‘строительстве фабрик
и заводов; используетея ‘совершенно
недостаточно: В’результале ло сих пор
отсутетвуют ‘технико-экономические
нормативы, которые должны citocod-
ствовать улучёению качества и уде-
шевлению стрбительетва промышлен.
ных предприятий. В.

_ — Большую ответетвенность за
создавшееся положение, — говорит
В. Бургман, — несут Союз советских
архитекторов и Академия архитекту-
ры СССР, которые уделяют мало вни-
мания важнейшим вопросам промыш-
	ленной архитектуры. Академия дол.
	жна заняться в ближайшее. время ре-
шением таких больших проблем, как
‘принципы планировки комплексов
  промышленных предприятий вне го-
`рода’и вблизи городов, укрупнение и
  0об’единение цехов, уплотнение гене-
  ральных планов, размещение ‘быто-
‘вых и подсобных помещений, разра-
ботка прогрессивных нормативов и
показателей. Олна из важнейптих за-

КОНКУРС ЧТЕЦОВ.
ПРОИЗВЕДЕНИИ
В В. МАЯКОВСКОГО
	. Сегодня в ПДРИ начинается вто-
рой Typ конкурса чтецов. — исислни-
телей : произведений -- лучшего поэта
советской эпохи, проводимый Komu-
тетом по. делам искусств при Совете
Министров СССР, Союзом советских
писателей, ЦДРИ и библиотекой-му-
зеем им. В. В. Маяковского.

В первом туре, который длился 8, 9
и 10 апреля, выступили 57 человек.

После подведения итогов первого
тура к участию во втором туре были
допущены: Г. Гончаров и П. Сорокин
{Центральный театр Красной Армии),
И. Золотарев (МХАТ), Н. Малишев-
ский и Я. Смоленский (Театр им. Вах-
тангова), Б. Моргунов и Ю. Мышкин
(Московская филармония), А. Смеля-
коз и П. Шальнов (Московское теат-
ральное: училище), М. Познанекий
(училище им. Шукина), Б. Попов
(училише им. Шепкина), В. Лекарев
и Л. Галлис (Театр им. Ермоловой),
Ю., Андреев (Театр им. Моссовета),
apruct Л. Стронгина, Э. Каминская,

. Шуматов, . Самсонов, ученик
5-го’ класса школы Ne 170 ндрей
Урнов, участники бригады по изуче-
нию и. пропаганде творчества Маяков-
ского Т. Глаголева, Э. Вальдман,
Я. Симкин. Б. Державин, Л. Фейгель-
ман и С, Рассохин. ‘ ;
Заключительный концерт третьего
тура состоится 19 апреля., —
	ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ.
СВЕРДЛОВСКИХ —
КОМПОЗИТОРОВ
	В Союзе советских композиторов
СССР” состоялся творческий отчет
группы композиторов Свердловска —
Н. Хлопкова, К. Кацман  и Н. Пузея.
Участники обсуждения — композито-
ры. и музыковеды с удовлетворени-
ем отметили реалистическую направ-
ленность прослушанных. произведе-
ний, творческое использование компо-
зиторами народных песен и мелодий.
Особо положительную оценку полу-
чили виолончельная соната и один ‘из
хоров на стихи Пушкина композитора
К. Кацман. Одновременно yka3bipa-
лось, что свердловские композиторы
должны еще много работать над
повышением ‘уровня своего профес-
	сионального мастерства. ©
	- Документы
о Ф Г Волкове
	В фондах. Центрального театраль-
ного музея им. Бахрулнина хранятся
интересные документы о первом ве-
ликом русском актере Ф. Волкове.

В новой экспозиции русского теат-
ра, подготавливаемой сейчас музеем,
специальный раздел посвящается
Ф. Волкову. Здесь будут выставлены
первые издания пьес, в которых играл
Ф. Волков, в том’ числе экземпляр
трагедии А. Сумарокова «Хорев», по-
даренный автором великому русскому
актеру, литература о Ф. Волкове, спи-
сок исполненных им ролей и т. д.

Из документальных материалов бу-
дут выставлены указы о вызове («при-
зыве») из Ярославля в Петербург Ф. Г.
и Г. Г. Волковых (1752 г.), а также
грамота о присвоении дворянства бра-
тьям Ф. и Г. Волковым («Жалованная
грамота дворянства, дарованная ак-
терам Григорию и Федору. Волко-
	вым»). Е
Выставляются портреты Ф. Волкова
и его сподвижников — И. Дмитрев-
	ского, Я. Шумского и других.
	В музыкальной
секции ВОКС
	Состоялось общее собрание членов
Музыкальной секции Всесоюзного об-
щества культурной связи с заграни-
цей. С сообщением о работе секции
за 1949 год выступил ее президент
Тихон Хренников. Он отметил, что
деятельность секции содействовала
широкому ознакомлению трудящих-
ся зарубежных стран, и прежде все-
го стран народной демократии, с до-
стижениями советской музыкальной
культуры, а также помогла советской
общественности ознакомиться с музы-
кальным искусством за рубежом.

В состав нового бюро музыкальной
секции избраны: Т. Хренников, А. Ани-
	симов, В. Захаров, М. Чулаки, Д. Шо-.
	стакович, Р. Глиэр, И. Дунаевский,
А. Новиков, М. Блантер, А. Иконни-
ков и Е. Грошева.
	Президентом секции избран Т. Хрен-
	ников, вице-президентами—А. Нови-
	‘ков и М. Чулаки.
	Письма в редакцию.
	АЯ КРИТИКА
	находится в Третьяковекой галлерее
на’ Всесоюзной художественной вы-
	ставке. Ни одно неудачное произве-
дение не подвергается в статье прин-
ципиальному анализу, хотя сам ав-
тор говорит, что «...успехи не ени-
мают необходимости поговорить о
неудачах талантливого коллектива».
Упоминзя о хорошей работе художни-
ка В. Китайка (портрет 0. П. Котов-
ской), автор допускает неряшливость,
относя эту работу в одной из послед-
них, тогла как она была написана в
1947 году. .

Касаясь разбора, произведений грз-
фики, очень разнохарактерных, раз-
нокачественных — старых и вовых,
М. Манизер об’единяет их одной фря-
39й: «С. поллинным блеском выступи-
ли графики Студии им. М. Б. Греко-
	ва...». а «блеск». напоимер. в озоэтах
	художника Ц. Бзоенова. автор выра-
	жает олним бесцветным еловом «запо-
	минаются». Более подробно М. Мани-
зер говорил о графических работах
В. Богаткина, и опять ни елова о не-
улачах или ошибках; справедливое
указание на которые со стороны: ма-
стера_ было. бы очень полезным для
мололых хутожников. Например. не-
	‘которые работы графика. Ц. Вирпиче-
	ва нуждаются в серьезной критике
Из-за слабого рисунка.
`’Неряшлизые формулировки, неточ-
ные даты, неполноценные хасакт-
ристики не дают возможности разо-
	браться в недостатках и люстоич?
	ствах ‘репензируемых произведений,
делают статью неправильной, лезори-
ентирующей как зрителя, так и ху-
ложников. — авторов. произведений.

` Небрежно-снисходительный ‘тон #

оценке творчества, молодых хуложни-
	ков, к сожзлению, имеет еще место в
	некоторых выступлениях. художников
‘старшего поколения, которым давно
бы пора внимательнее и дружелюбнее
относиться к передовой растущей
смене мастеров советского изобрази-
тельного искусства.

Полковник А. ЦАРИЦЫН.
> Полковник Х. ЛЕОНОВ.
	помещения
	М. Манизер напечатал в «итера-
турной газете» (5 апреля) свою ста-
тью «Военные художники». Статья,
повидимому, должна была дать кра?-
кий критический обзор большой от-
четной выставки военных художни-
ков Студии им. Грекова, открытой в
залах Академии художеств. СОСР к
32-й головшине Советёкой Армии.

_ Уместно. напомнить читателю, что
		торой идет речь, удостоилась весьма
положительной оценки в газете
«Правда» в статье Б. Полевого (№ 85
- от 26 марта). Выставка, военных ху-
дожников — это отчет о творческой
_ работе за послелние ipa года. Излиш-
	Не DOBODHTB 0 TOM, вав жлали авто
зы. участники этой выставки. опу-.
	@ликования в печати статей, содер-
‘RUA критическую оценку их
Gorn работы.
	`В деятельности коллектива BOCH-
	ных художников почетное место за-
	нимают панорамы и диорамы. Этот
_вид изобразительного искусства по-
_дучил широкое признание советской
“общественности. Между тём, в своей
статье М. Манизер ни словом не 0б-
	MONBUICH о таких крупных, серьез-
	ных работах, заслуживших у зрите-
ля высокую оценку, как, напримео,
панорама, «Сталинградская битва»
художников А. Горпенко. П. Жиги-
	°монта, Г. Марченко, Н. Анлрияка 1
‘Imopama  «Товариш Сталин на
‘фронте» художника П. Корецкою.
Также ‘незамеченными — остались
	значительные портреты скульштора
Е. Вучетича, новые портреты худож-
ника В. Китайка, картина «В при-
фронтовой землянке» художника
Й- Евстигнеева. скульптура И Ма-
	x 0 а и многие ipyrue произведе-
	ния, безусловно ‘достойные не только
упоминания, но и обсуждения.
Умалчивая о ряле скульттурных
работ. экспонированных на выстав-
в, М. Манизер выделяет только по-
следнюю работу скульттора И. Пер-
шудчева, как лучшую, в то время
как, она нуждается в серьезной кри-
тике. Автор статьи вместе е тем кри-
тикует не вошедшую в экспозицию
выставки картину художника П. Кри-
воногова «Ha Курекой дуге». которая
			Деятели музыкальной культуры Венгрии,
	дирижер Ласло’ Шюмоди, солист Б
	пианист Эндре Петри встретились
с московскими музыкантами. В
	 лиеь своими впечатлениями о.столице CCCP,
	нахолящиеся в Москве, —
	удапештской оперы Янонг Фодор и
	в Центральном доме композиторсв
ружеской беседе гости подели-
лине СССР. ее богатой, бьющей
	_ ключом жизни. После беседы состоялся концерт, в котором BCHTCp-
‘ские артисты с большим успехом продемонстрировали свое мастерство

ee * wr...
	Ласло Шомоди,` А. Новиков.
Фото С. ЦШннгарева. _
	венгерских
	хевена — ливующее торжество нд-
родных масе, завоевавших победу в
тяжелой и мучительной борьбе.

С исключительным блеском и тем-
пераментом была исполнена ям и
увертюра, Эркеля к опере «Лаело’ Ху-
няды», повторенная на «бис». в 3a-
включение концерта. ^

9 апреля в Малом зале Roaceppa-
тории состоялся второй концерт вея-
герских артистов. В ‘нем приняли уча-
стие солист Будапештской государ
ственной оперы Янош Фодор’ и. пиз-
виет Эндре Петри. Исполнялись арии,
Томансы, вентерские народные пес-
ни в обработке венгерского компози-
тора Бела Барток, фортепианные про-
изведения Бетховена, Шопена, Листа
и Кабалевского. Янопг Фодор—юбла-
датель большого звучного голоса, (вы-
сокий бас). Он не только вокалист
в узком смысле слова, но и незауряя-
ный ‹ тер, что особенно ярко про-
явилофь во время исполнения им ку-
плетов Мефистофеля из оперы Гуно
«Фауст».

Стихия Фолора— опера. Не случай-
но наибольший успех у публики
имели исполненные им оперные зрии.

Эндре Петри -—— пианист’ е боль-
шими виртуюзными возможностями и
темпераментом. Запомнилаеь` его вы:
разительная и офигинальная трактов-
ка «Соловья» Алябъева — Чиета,
«Сонатины» Кабалевекого и «Таран-
теллы» Листа.

`Петри не только солист, но и хо-
роптий ансамблиет.

Вчера в Большом зале Бонсервато-
рии Ласло Шомоди е огромным под’е-
MOM продирижировал концертом . из
произведений Моцарта. Ехо вдохновен-
ное исполнение сочинений гениаль-
ного композитора было восторженно
принято аудиторией. Прекраено ‘про-
вели свои сольные партии в Кон-
цертной симфонии для скрипки и
альта с оркестром Г. Баринова и
Р. Баршай. Четко выполнял все на-
мерения дирижера Государственный
симфонический оркестр Союза COP. ‹

Концерты артистов Венгерекой на-
редной республики будут способство-
вать дальнейшему культурному ебли-
жению народов Советского Союза я
стран народной демократии.

м. МИЛЬМАН.
		Ла снимке: Эндре иетри. BD. oO
Янош Фодор._ с. : :
х
	сдакционная коллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
4. Н. ЖУНОВ, П. Н. ИВАНОВ (зам. главного редактора),
	Концерты венг
  артистов
	Музывальная общественность сто-
лицы се болыпим интересом отнеслась
в выступлениям артистов Венгерской
народной феспублики — дирижера
Ласло Шомоди, певца, Яноша, Фодор и
пианиста Эндре Петри. ©

„Программа состоявшегося 8 апреля
первого симфонического концерта, в
котором приняли участие Ласло И:
моди и Янош Фодор, включала про-
изведения Чайковского, Бетховена,
Чиста, Лядова и венгерского комно-
зитора ХХ века Эркеля.

С произведениями Эркеля, вылаю-
щетося композитора, создателя вен-
терекой национальной оперы и круп-
ного музыкального деятеля, москвичи
познакомились впервые.

Оперная музыка’Эркеля, насыщен-
ная яркими народными песенными и
танцовальными мелодиями, захваты-
вает своей стремительной динамикой
ий красочностью образов. Таковы, в
частности, и исполненные в концер-
те увертюра Эркеля к опере «Ласло
Хуняды» и ария ‘из оперы «Бане
Бан» («Родина моя»).

С дирижером Ласло Шюомоди моск-
вичи встречались еще в прошлом го-
ду. Концерт 8 апреля подтвердил пре-
красное впечатление, полученное от
первого знакомства.

Шомоди — отличный музыкант.
обладающий большой © культурой и
тонким вкусом. Он с большим темпе-
раментом и убежденностью доносит
до слушателя исполняемые произве-
дения. Превосходная дирижерекая
техника, воля и уменье проник-
нуть в самую сущность произведе-
ния, охватить произведение в целом,
не забывая © деталях, —вот те каче-
ства, которые определяют его твор-
ческий облик.

Мастерство Шомоди обнаружилось
особенно ярко в исполнении одного
из шедевров русской  инструмен-
тальной  миниатюры-—«Волшебного
озера» Лядова. Дирижер сумел пере-
дать все тончайшие нюзнеы произве-
дения и воссоздать картину, нолную
очарования и поэзии. В заключитель-
ных тактах сочинения он добилзя
необыкновенного пианиссимо. Будто
слышалось нежное дыхание ветеркз
над темным зеркалом вод...

Энергично раскрывает  Шомоли
сеновную идею Пятой симфонии Бет-
	MOCKOB
	о Вчера в Нентральном доме композиторов.
	состоялся вечер, посвященный 60-летию со дня
рождения и 30-летию творческой деятельности
композитора Л. Шульгина. Вступительное сло-
во произнес заслуженный ‘деятель искусств
РСФСР Jt. Васильев-Буглай. В концертном
отделении был исполнен ряд произведений
юбиляра.
	&3 Правление и секция живописи Москов-
ского союза советских художников — на-днях
организовали творческий вечер художника
А. Куприна в связи с 70-летием со дня рож-
дения и 40-лезнем его творческой деятельно-
сти. Во. вступительном слове С. Герасимова и
в локладе В. Лобанова было отмечено значе-

ние творчества А. Куприна в развитии совет-
ского пейзажа. з
	@ Сегодня в Болышом, зале Консёрватории
состоится органный концерт, посвяшенный
200-летию со дня смерти композитора Баха. В
конперте примут участие И. Браудо (Ленинграл)
и 3. Долуханова, $ > я

_ Театр без
	Ростовский областной театр ку-
вол — единственный профессиональ-
ный театр для детей не только в
городе Ростове, но и в Ростовекой об-
ласти. Этот театр завоевал любовь
многих тысяч ребят. ^

Базалось`бы, что этому коллекти-
ву должны быть предоставлены все
возможности для плодотворной тво?-
ческой работы, Но на самом деле те-
атр находится в очень тяжелых усло-
виях. Своего помещения он не име-
ет, если не считать комнаты в 30—
35 кв. метров, где работает весь кол-
лектив: костюмерша шьет костюмы,
свульнтор работает над новыми KYE-
adi, XYIORHHE пишет декорации.
Здесь же принимает посетителей ди-
ревтор, работают бухгалтер . и. секрз-
тарь, а на оставшейся площадке по-
середине комнаты обычно стоит шир-
ма и... идет репетиция. И . немало
	>
	поистине титанических усилий при-
холится совершать коллективу `теа-
тра, чтобы создавать‘ полноценные
спектакли. .

Театр выступает то в помещении
Дворца а то в помещении До-
ма уче то в зале’ филармония.
Владельцы этих помещений не от-
крывают для детей вешалку и не
разрешают им выходить в фойе. Зла-
ние же, предназначенное для теат-
ра, восстанавливается чрезвычайно
медленно: и когда оно будет готово —
неизвестно.

У нас, родителей и педагогов, в0з-
никает невольный вопрос: неужели
нельзя найти в городе хотя бы вре-
менное помещение для театра?

А. ОСТРОВЕНЕЦ, `
преподаватель Ростовской обласл-

РОСТОВ-на-ДОНУ.
	ной культпросветшколы.
	Но следам наших выступлений

`„УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО  КИНОРЕКЛАМЫ“
	` Общее собрание художников Ma
стерской‘ «Рекламфильм»  обсудило
напечатанное в газете «Советское ис-
	кусство» № 14 письмо П. Дзиульско-
	го «Улучшить качество кинорекла-
мы». Критика двух плакатов, выпу-
щенных к фальму «Падение Берли-
на», признана правильной. Собрание
отметило, что справедливая критика
недостатков в работе художников,
развернутый анализ  киноплакатной
	продукции. помогут поднять идейно-
художественный уровень советской
хинорекламы.

К сожалению, на собрании был
обойден основной вопрос, подаятый
т. ЛДзиульским, о необходимости
привлечения к созданию рекламы са-
мих гоздателей фильма — режиссера
и художника, что помогло бы реши-
тельно улучшить качество киворек-
TAME.
		&3 17 апреля в Центральном доме работни-
ков искусств состоится творческий вечер на-
родного артиста РСФСР В. Я. Хенкина. ОС твер:
честве В. Хенкина расскажут главный режис-
сер Театра сатиры Н. Петров и режиссер
Э. Красвянский. В. Хенкин выступит в сценах
из спектаклей Театра сатиры. Собравшиеся про-
слушают записанный на пленку второй акт из
комедии А. Островского «Лес» в исполнении
народного артиста СССР В. И. Качалова

(Hecsactamenen) и В. Я. Хенкина (Cyactana.
цев).
	@ Оперная студия при Московской консер-
ватория работает над постановкой азербайджан-
ской комической. оперы «Аршин мал-алан» (по-
	становщик ИМ. Чернецкая, дирижер И. Дружи-_

Зе = ав:
	нин). Все партии в опере будут исполнять сту-
денты-вокалисты национального отделения Кен-
серватории: татары М. Ханов, В. Шаривовз,
Г.  Гизатуллина, С. Салахетдинова, узбеки
А. Азимов, Х. Джалилова, башкир Ш.’ Кульба-
рисов н осетин Х. Абаев. Премьера спектакля
намечена на конеп мая.

Чернецкий
		дят господа жизни. При
этом Симона ле Бовуар
	всячески полчеркивает,
	А другой критик, писательница
Колетт, захлебываясь от восторга; до-
говаривает нелосказанное первым:
«Это театр каннибализма».

Друтую обстановку мы видим в
«розовых пьесах» Ануйля. Одной из
самых характерных пьес этого на-
правления является «Бал воров».
Ёритик Поль Бланшар, называя эту
пьесу «парадом романтического ци-
низма», пишет: «В этой пьесз лица
и их действия связаны абсурдной, но
неумолимой логикой... Здесь воры юб-
воровывают друг друга». Здесь герои
— уже не маленькие рыбешки, де-
лающие бесплохные попытки плыть
против течения, & хишные акулы,
пожирающие маленьких рыбок. Это
— бандиты, воры. убийцы в образе
герцогов, лордов, банкиров, которым
все позволено, которые поестунде-
ние и порок возвели в закон жизни.
Их постунки не только оправдывают-
ся, но и возвеличиваются, возносят-
ся автором на пьедестал высшей доб-
родетели. Е

Французское буржуазное театраль-
ное’ искусство выродилось в мелкое,
пошлое лицедейство, далеко не не-
винного характера. Нафочитая 6e3-
идейность используется самой огол-
телой и разнузданной реакцией мра-
кобесов`и человеконенавиетников. Но
если можно обмануть некоторых
«легковерных», то народ обмануть
нельзя. Во Франции все чаще и чаще
раздаются голоса, разоблачающие
«махинации» бесчестных -влужите-
лей реакционного театрального ис-
RyccTBa.

Передовая французская драизатур-
THA, силы которой пока еше не окреп-
ли, уже заявляет ю: себе на ецене
французского театра, и порой доволь-
но громко. Мы имеем в виду, напри-
мер, пьесу драматурга Рено де Жу-
венеля «Галилея», покззывающую
торжество демократии в борьбе с фа-
пристевой резкцией. В прогрессивной
печати появляются призывы к прав-
ливому, пвалистическому творчеству.
Повеяло свежим ветром. Все чаще
раздаются голоса правды © француз-
ском народе, голоса, зовущие его не
к смерти и покорности, а к борьбе за
лучигее P Oyaymiee.

Николай КАРИНЦЕВ.
	  ществе. Лмизнь и деятельность всех
  людей, которые ‘окружают Мишеля
Сарри, кажутся ему бесплодными, бес-
‘смысленными, лишенными какого-ли-
бо реального значения для общества.
Бросаясь из «каскада в каскал» (от-
сюда название пьесы, подчеркиваю-
щее бессмысленную; слепую стихий-
ность жизни), инженер Сафри уходит
от личной и общественной жизни,
кончая самоубийётвом. Эта пьеса, про-
изводит еще более мрачное впечатле-
ние, чем пьесы Сартра с их фанта-
стикой смерти. Здесь драматург об-
рекает на гибель живых, епособных,
ищущих людей. Выхода нет и для
НИХ.

Весь этот парал драматургов-смерт-
ников, певцов безнадежности и тра-
гизма  «лостойно» завершает Жан
Ануйль. Это драматург своеобразного
‚почерка, ловко расечитанных теат-
ральных эффектов. Он, убаюкивая
красивыми сказками, уводит простых
людей от реальной жизни. В его mpa-
матурпии мы встречаем ярко под-
`черкнутую тему 6’ безналежноети ка-
 кой-либо борьбы. Жан Ануйль пока-
зывает. в своих. пьесах «обречен-
ность» людей, бессмысленность их
борьбы со своими утнетателями.

Судьба, играющая ¢ ЛЮДЬМИ B
жмурки. судьба, кзк- нечто таинст-
венное, — вот поллинный. герой пьее
Ануйля. С судьбой еше пытаетея хи-
трить потерявитий память солдат из
пьесы «Нутешественние без багажа»;
но ей уже полностью подчиняетея Te-
реза. из пьесы «Дикарка». И вот, тор-
жествующая и неумолимая сульба по-
днимается во весь рост в «Эвридике»
ив «Антигоне».   з

Изданные в двух -cbopEuRax пье-
сы Ануйля подразделяются на «чер-
ные» и «розовые».

Вот как характеризует емысл
«черных пьёс» Поль Бланшар, один
из самых неутомимых аполотетов
«искусства» Ануйля, считающий его
театр достойным быть поставленным
наряду е театром... Мольера и Бомар-
ше: «С точки зрения реальной жиз-
ни пьесы Ануйля неправлополобны...
Театр для Ануйля— это игра, прави-
ла которой нало принять без всяких
условий, даже если вы будете обма-
нуты в ‘этой игре...».

„Театр каннибализма“
	`В концу второй мировой войны
французский буржуазный реакцион-
ный театр обзавелся драматургами и
теоретиками, не за страх, а за с9-
весть служившими гитлеровской и
випеийской пропаганде. И когда из-за
оЕбана поднялась во весь рост зло-
вещая фигура американского «бос-
са», Французская реакция нашла в
нем того золотого идола, которому Te-
перь она с восторгом готова была
служить. как раньше гитлеризму. Ее
	боевым оружием стал и французский
	театр с его растленными философами
и драматургами, с его продажной иде-
слогией. Часть храматургов пошла на
«золотое» дело добровольно и откро-
венно, другая — сохраняя для види-
мости позу «свободных» художников.
Знаменогцами этой «идеологии», про-
роками этих «философов» были ре-
негаты и прелатели французского’ на-
рода — Андрэ Мальро и Жан- Поль
Сартр.

-В своем нагло-откровенном мани-
фесте; обращенном к Французской ин-
теллигенции. Андрэ Мальро цинично
заявляет: «По сути лела европейской
культуры никогда и не было. Была
линь средиземноморская культура;
созданная еше Римом и Византией.
Она исчезла навсегда. Й теперь на-
стал век новой, американской Ryab-
туры»..

-Именно ‘этой «культуре» xoamapa и
атомной бомбы и елужит тенерь ре-
акционная французская драматургия,
& Анлрэ Мальро указывает ей и фран-
цузеким драматургам те «идейные
пути». по которым они лелжны’ сей-
	чае слезловать. «Мир отныне мыелит- о
	ся, —- говорит он, —- не в терминах
свободы, а в терминах судьбы». *
Андрэ Мальро вторит и театраль-
ный критик Поль „Бланшар: «Судьба
nS rane главный персонаж каждо-
драматического = произвеления,
о претендующего на
то, чтобы быть произведением CO
смыслом. Вместо театра борьбы -но-
явился театр фатализма, в котором
то, К чему стремится человек, — это
He понимать и не знать. это балан-
		«Советское яскусство» выходи?
по вторникам и субботам
	сировать между обманом и ложью».
Старая политика, выражавшаяся в
проповеди пассивности и отказа от
борьбы, ухода от жизни и действи-
тельности в мир лжи и обмана, те-
перь показала и другое свое лицо,
лицо хищного империализма, разжи-
тающего новую войну, ортанизую-
щего борьбу со всем передовым че-
ловечеством. р
`Именно поэтому во французской
маршаллизованной драматургии. наи-
более ходкими стали темы никчем-
ности человеческого бытия, «ада В
жизни» и «жизни в аду» и тема по-
вторяемости всего сушествующего в
мире. «Так было, так будет». Зачем
же стремиться в чему-либо? Ведь
жизнь — это замкнутый круг, где
все возвращается Е своей исходной
точке. И как синтез этих тем, как
тревожный набат, призывающий в
расправе с демократией, звучит‘ тема
разжигания” ненависти и’ злобы ко
всему передовому человечеству.
Свыше сотни крупных и мелких
театров. ожевечерне зажигают в Пз-
риже свои огни, Характерно, что поч-
ти ни.в одном из них нельзя увидеть
классических пьес французских ав-
Торов. Театры заполнены главным
образом: низкопробными, упадочниче-
скими пьесами, натисанными по за-
казу американских хозяев.
‚ «Добросовеетно».: служит заокеан-
ским «боссам» своими пъесами Си-
мона де Бовуар. В отличие ог Сарт-
ра, она действует обходным путем.
Неискушенному читателю может да-
же показаться, что автор вдохновлен
блаторолными целями. Но стоит толь-.
RO влуматься в ее пьесу «Лишние
PTH», Kak станет ясным истинный
замысел дрзматурга. А сводится он
к тому, чтобы привести зрителя к
убеждению, булто «уход от жизни»
— единственный удел тех, кто не
хочет примириться е существующим
порядком, установленным «высшим
разумом». Народные массы  лолжны
отказаться от участия в решении сво-
ей сульбы. они —. «лишние роты» Ha
	что народные массы сами
лолжны вывести себя из жизненного
	строя, из борьбы за лучшее будущее.
	И ИМЕННО В ЭТОМ ВИДИТ ИХ «Высокое
презназначение». Всеми лоступными
средствами автор _ дискредитирует
простого человека, изображая ero
разнузданным зверем, оправдывая та-
ким. образом необходимость его фи-
зического и духовного уничтожения.
	Смерть фигурирует в качестве ге-
роини и в новой пьесе французского
драматурга Рене Janopta, ycnesmero
заслужить себе в реакционных кру-
тах Франции большую популярность.
«Он дебютировал пьесой «Федери-
го», которая стала событием теалт-
рального сезона. Большой знаток той
жестокой борьбы. которая проиехо-
дит во внутреннем мире человека ме-
жду зовом жизни и могушеством
смерти, он придал своей пьесе Ty тра-
гическую тональность, которая яв-
ляелся лучшим залогом успеха на
сцене». Так характеризуется уботое
«творчество» Рене Лапорта в книге
«Перспективы ‘современного театра
во Франции».

Отметим еще одну особенность,
свойственную почти всем репертуар-
ным франпузеким пьесам. В них не-
возможно определить профессии ге-
роев, их место в жизни. Это кавие-
то. бееплотные призраки, лишенные
конкретных характеристик, фанта-
стические фигуры, без лица. и души,
тени живых людей, которых роковая
судьба влечет в царетво емерти. Но
	BOT, наконец, нам попадает в руки
	пьеса мелолого французского драма-
турга. Робера Вернера  «Васкады».
Герой ее, Мишель Сарри, — человек
определенной профессии, живой пер-
сонаж, действующий в реальной сре-
де, талантливый инженер-химик, к
тому же и способный литератор.
Вакой-то червь сомнения и неулов-
летворенности гложет ум и душу ин-
женера Сарри. Мы воспринимаем это
сперва. как естественную неуловлет-
	воренность талантливого человека. не
	нахоляшего себе лолжного примен?-
	Умер Семен Александрович Чер-
нецкий — генерал-майор, заслуженный
деятель искусств РСФСР, лауреат
Сталинской премии, один из актив-
ных строителей советской музыкаль-
ной культуры.

Музыкально-творческая деятель-
ность Чернецкого неразрывно связа-
на с историей Советской Армии. В
1918 году Чернецкий ‘назначается ин-
спектором. оркестров Петроградского
военного. округа, Человек болышой
творческой инициативы, энергии и
организаторского таланта, Чернецкий
в эти же годы играет большую роль
в подготовке новых кадров военных
дирижеров. В 1918 году он организо-
вал. две военно-музыкантские колы
(в Петрограде-н Ташкенте) со_впе-
циальными: военно-капельмейстерски-
ми классами, } :

В 1924 году Чернецкий назначается
главным инспектором военных орке-
стров `Рабоче-Крестьянской Красной
Армии. и Флота. В этой должвоств`
он’`проработал: до 1948: года.

С. А. Чернецкий на протяжения` ря-
да. лет ‘был бессменным’ руководите:
лем грандиозных сводных: оркёстров,
сопровождавших о музыкой  торжест-.
венные: парады на Красной площади.

Исключительно. велики заслуги
Чернецкого в ‘создании служебно-

Главный редактор С: Б. СУТОЦКИЙ.
	_ Николай КАРИНЦЕВ.   А. А. ИНОННИКОВ, С. В. МИХАЛКОВ, К. И. ТРАПЕЗНИНОВ,
а, корреспондентской сетв — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусетв = К 1 48-08.
	Зак № 1053.
	строевого аа для военных
оркестров Советской Армии. В луч-
ших его маршах, созданных в годы
Великой Отечественной войны, во-
плотились наиболее яркие свойства
творческой индивидуальности компо-
зитора. Темпераментность, внутренняя
собранность, дисциплина, отражаю-
щая наступательный дух советских
воинов, проявились в «Марше  гвар-
дейцев-минометчиков», «Встречном
марше», «Юбилейном марше Красной
Армии». «Марше танкистов», полу-
чивших широкую популярность в дни
Великой Отечественной войны.
Нельзя не отметить плодотворную
деятельность Чернецкого как ‚худо-
жественного руководителя и дириже-
ра образцового оркестра Министерст-
ва Вооруженных Сил СССР: но
Музыкальная деятельность С.А.
Чернецкого. неоднократно отмечалась
правительством, наградившим erd- op-
деном Ленина, двумя орденами Крас-
ного Знамени, орденом Красной Звез-
	ды, орденом Отечественной войны
	2-Й степени и медалями.

Смерть С. А. Чернецкого является
большой утратой для советской му-
зыкальной общественности
		ВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
CCCP. ets о
	общественном ирту, гдеза столом си-: ния в современном буржуазном 00-
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. ‚Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы, театра, корреспондентекой сетв — К 5-45-12; отделы
	Тавография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.