СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Конкурс чтецов
произведений
В. В. Маяковского
	16 апреля жюри подвело итоги
конкурса чтецов-исполнителей, орга-
низованного Комитетом по делам ис-
_кусств при Совете Министров CCCP,
Союзом советских писателей, ЦДРИ
и библиотекой-музеем им. В. В. Мз-
яковского. .

Первая премия присуждена арти-
сту Центрального театра Красной
Армии Г; Сорокину, выступившему е
литературной композицией «Мое от-
крытие Америки». Две вторые пре-
мии присуждены артисту Централь-
ного театра Красной Армии, Г. Гон-
чарову ‘и артисту Театра им, Евг.
Вахтангова Я. Смоленскому. Третья
премия присуждена артисту `Москов-
ской филармонии Ю. Мышкину.

Жюри присудило восемь дипломов:
участнику бригады по изучению и
пропаганде творчеслва Маяковского
Б. Державину, артисту Театра им. Евг.
Вахтангова Н, Малишевскому, арти-
сту Московской филармонии Б, Мор-
гунову, студенту Театрального учи-
лища им. Шукина И. Познанскому,
студенту Театрального ‘училища им.
Шепкина Б. Попову, студенту Город-
ского театрального училища И. Шаль-
нову, артисту К. Шуматову и Л, Фей-
гельман.

Высокую оценку получило испол-
нение отрывка из поэмы «Владимир
Ильич Ленин» участником художз-
ственной самодеятельности 12-лет-
ним учеником московской школы
№ 170 Андреем Урновым.

Завтра в Ментральном доме работ-
ников искусетв состоится заключи-
тельный вечер конкурса. С сообще-
нием об итогах конкурса выступит
заместитель председателя жюри
Н. Верховский. На вечере выступят
также сестра поэта Л. В. Маяков-
ская и С. Балашов.
	} После ‘вручения премий и дипло-

me me een ee ee op mena
	мов состоится концерт, в котором
примут участие чтецы — победители
конкурса.
	НОВЫЙ ОТРЯД
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
	Близится окончание учебного года.
Выешие ‘и средние художественные
учебные заведения Российской Феде-
рации предполагают выпустить в ны-
нешнем году 2415 специалистов. В но-
вом отряде художественной интелли-
	генции —- 276 вокалистов, свыше 800
	исполнителей на различных инструмен-
тах, включая и народные, 172 актера.
	Закончит куре обучения болыная груп-
	па балетных артистов, режиесеров, ху-
дожников-постановщиков, ° художни-
ков-декораторов, скульпторов-иснол-
нителей, театроведов, мастеров нароц-
ного и прикладного искусства.
	Пополнение коллекций
Русского музея

Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров РСФСР передал из
своих специальных фондов в собет:
венноеть Государетвенного Русского
музея несколько ‘художественных
произведений. Среди них — картина
	лауреата Сталинекой премии А. Яр-
	Кравченко «М. Горький читает тт.
Сталину, Молотову и Ворошилову
свою сказку «Девушка и смерть», ак-
	варельные работы В. Сварога: «<. M.
Киров», «В. Маяковский», «Магнито-
	горек».
		„советекий Kasaxcran®
		В фильме мното эпизодов, драма-
тургически и изобразительно ренген-
ных с предельной выразительностью.
Таков. напоимер, эпизод. расеказы-
	‚вающий о дерзновенчом проекме ин-
	женера-гихролога М. Давыдова, ре-
пгившего повернуть вепять течение
реки Енисей; Эта гигантская водная
артерия должна нести свои воды не
на север, а на юг, в Каспийское мора,
оротая стети Вазахетана, давая ему
электроэнергию. Мечтателем и фан-
тазером называют Давыхова, зарубеж-
ные специалисты. Но его проект —
не мечта. Используя мультипликаци-
онную карту, авторы фильма показы-
ваЮТ всю обоснованность этого пред-
ложения. Академнки Винтер и Вржи-
жановекий обсуждают проект в Энер-
	гетичесвом институте. Смелый про-
	ект Давыдова уже юсуществаяетеа,
Й порукой тому. что он бул
	И порукой тому, что он будет
осуществлен, елужат построенные в
Казахстане сложные гидросооруже-
ния, которые мы видим на экране.
	Таких стройно, последовательно и. я}-
	во ретенных эпизолов в фильме не-
		Сразу после вступительных над-
инсей на экране возникают красивые
Хома, тенистые бульвары, прирокие
улицы благоустроенного города. Зву-
ЧИТ Голос диктора, поясняющий и
хопотняющий то, что так ярко изоб-
ражено в кадрах фильма:

— Еще недавно здесь была отель,
вв ней — несколько жалких шахте-
BOE и убогий “поселок. Сейчае здесь
город, построенный большевиками —
Бараганда. В этом городе вое мо-
лодое: парки, дома, скверы, березо-
вые pon... И старые люди чуветву-
ют себя молодыми...
	— 60 лет проработал под землей
старый  шШахтер-казах  Сзхимбзев.
Мальчиком он был украден из рот-
ного дулз и продан на шахту. Он
участвовал в первой забастовке ка-
рагандинских шахтеров в 1905 ю-
ду, в восстании казахов против цар-
ских колонизаторов в 1916 году,
в боях за советскую власть в голы
гражданской войны. Сейчас товари
Сахимбаев — почетный шахтер, ува-
жземый человек. Он. как хозяин.
	жземый человек. Он; как хозяин,   ее ©
идет по своему городу, по ролной ка-  ЧИоНальному вопросу,
	захской земло,

Это богатая земля! Здесь уголь
лежит ирямо на повеохноети —
черлай его экскаваторами и TpyaE в
вагоны...

И, показав разработку наружных
пластов угля, авторы ведут зрители
в недра земли, в глубокие шахты, где
давно забыли о тачках, кайлах и
обушках, и знакомят зрителя е луч-
шим машинистом угольного комбай-
на Нурмагамбетовым,

Мы умышленно привели здесь
етоль большую «цитату» из филь-
Ma, —— Она весьма характерна для
картины в целом и определяет
как драматургическое, так и изобра-
зительное ее решение.
	Через рассказ © людях промыш-
ленных предприятий, транепортз,
сельского хозяйетва, науки и искуе-
ства авторы фильма идут к показу
республики, показу величия преобра-
зований. еверттивниехея в ней 32
	зований, сверпвивигихся_ В ней
голы советской власти.
	Beer 20 лет назад TORRANCE
в песках Казахетана первые рельвы
Турксиба. От невиланного зрелища
— паровоза шарахались испуганные
животные. Смелые джигиты мчались
рядом с поездом на перегонки, Среди
них был и молодой пастух Мухтар
Ваптагаев. И вот он сам ведет мо-
тучий локомотив, он лучиий маши-
fuer RB республике, Их много, тавмх
хюдей, в фильме; комсомолка-инженер
Аширбекова, Алимжанов — началь“-
ник цеха, пришедший на, завод чер-
норабоним, Турматамбетов, выроенгий
в войлочной юрте и ставший знат-
	«Советский Казахстан». Cnena-
рий Г. Мусрепова, И. Шухова, Р. Кар-
мен. Режиссер Р. Кармен, второй ре-
жиссер О, Абишев, Текст Б; Горбато-
ва, Операторы—М, Араныщев, А. Зе-
някин, Р. Карон, B. Шер, И. Гитле-
вич, E, Лозовский, ‚А. Колесников,
Б, Зайцев. Производетво ‚Алма-Атин-
ской киностудии художественных и
хроникальных фильмов.
		Нозый документальный фильм.
Алма-Атинской киностудии
		строителем новых городов, п
многие, многие другие советские пат-
риоты, самоотверженным трудом ум-
новающие успехи своей Ролиныи.
	Авторы сценария и фильма пра-
Вильно сделали, начав повествование
в показа людей и уделив в фильме
так много внимания людям, ибо через
них, через их труд раскрываетея сз-
мое главное в нашей жизни. Иден
партии Ленина — Сталина, строн-
тельетво коммунизма воодушевляют
‘советский народ, под руководством
партии претворяющий в жизнь луч-
шую мечту человечества. Эта тема,
не раз возникает в фильме: в кадрах,
воспроизводящих картину. на которой
изображено посещение В. И. Ленича,
делегатами рабочих риддеровских мал-
ных рудников в 1921 году, в выска-
зываниях товарища Сталина по на-
циональному вонросу, в эпизодах,
посвященных работе ГУ е езда боль-
шевиков Казахстана, в показе ком-
мунистов — передовиков и вожатых
сопевнования.
	Б фильме приведено письмо’ анг-
лийского капиталнета ЧЛеесли Урк-
варта, мечтавиего в получении кон-
цессий в Казахстане: «Не дадите ла
вы мне, — писал Уркварт еоветеко-
му правительству в двадцатых го-
дах, — возможность поковыюятьея в
степи около Балхаша и далыне?
Раньше чем через 50, а, может быть,
и 100 лет вы этими местами все рав-
HO He займетесь...». И Казахетан.
каким мы видим ео в RETO-
документах, — республика © могу:
чей промышленностью, железными
дорогами, новыми прекрасными горо-
дами, оросительными каналами, вы-
сокоразвитым сельским хозя“етвом,
многочисленными научными учреж»
дениями, учебными заведениями,
очагами культуры и, главное, в ве
замечательными людьми —— блеетя-
щий ответ веем и всяческим уркват-
там. В кратчайшие историчеекие еро-
ки трудящиеся Казахстана при по-
мощи великого братского русекото
народа превратили отетахую царекую
колонию-в страну передовой индует-
рии, в крупнейшую на востоке вель-
скохозяйетвенную житнипу Союза.
	Облик этой страны встает перех
зпителем в волнуюнщем, приноднятом,
торжественно и празднично звучатем
рассказе на экране. И именно в пра-
вильно найденном, кренком  драма-
тургическом построения фильма —
секрет того, что авторам удалось рас-
сказать тав много и о многом. Ворот-
кой, выразительно снятой панорамой
‘цехов, нефтяных вышек, хлопковых
полей, рыбных промыслов, летнях
пастбиш, научных лабораторий они
дополняют то общее представление
об отдельных отраслях хозяйства й
культуры страны, которое получает
зритель, знакомясь ‚6 передовыми
ЛЮДЬМИ, работаюнриеми в этих отрас-
лях, е результатами их труда и тру-
да их товарищей.
		Но такое удачное построение, к ео-
жалению, вылержано не на воем про-
	тяжении фильма. Сосредоточив свои
усилия на более глубоком и полном
рентении каждой подтемы, каждого
эпизода. авторы не сумели найти
	выделить главное, Пожалуй, отсюда
же проистекает и луутой нелостаток
	фильма —— его порой излиненяя «кла-
	сивость», подчас ночти слащавость.
Р. Кармен — большой мастер выра-
зительного, поэтического построения
кадра. Закономерно его етремление
	кадра. озкономерно его  етремление
вилеть нашу жизнь такой. какова она
	есть, — красивой, радостной, бодрой,
овеянной счастьем творчества. Но
любование кадрами подчас переходит
в эстетекое их смавование.
	Показывая радость свободного
		труд более легким, чем он есть на
самом деле, ибо так можно создать
впечатление, что без особых увилий,
без упорства и настойчивости в пре-
одолении трудностей добиваютея co-
ветские люди невиданных трудовых
успехов.

По той же, вихлимо, причине, в
фильме, гле так много и так хорою
показана природа страны, лишь
вскользь сказано о бескрайних ете-
пях ВБазахстана, освоение которых
еще потребует затраты больших сил.
	ВБрзеивоети тали в Фильме пока-
	зано больше фруктовых садов, чем
хлопковых полей, а огромный взрыв
при строительных работах на экра-
He дан в замедленном движении:
красивыми, очень красивыми выгля-
дят султаны дыма, медленно плыву-
шие вверх, брызги земли, плавно
опускающиеся вниз; но совсем не та-
кими, какими они бывают в дейет-
вительности.

От такого чрезмерного увлечения
внешними эффектами следует. прето-
стеречь создателей документальных
фильмов. an oT

«Советский Вазахотан» продолжа-
ет серию картин о наших союзных
советских республиках. Создание Ta-
ких фильмов — большая и важная
задача документального кино. В ее
решении достигнуты серьезные уепе-
хи, накоплен ценный опыт. Pax Rap-
тин из этой серии удостоен Сталин-
ской премии. Это обязывает к тому,
чтобы каждый новый фильм, разви-
вая и дополняя уже найденное; был
лучше предылуших.
	  Фильм, поставленный режисеером
Р. Езрмен на Алма-Атинской кино-
студии в водружестве в работниками
‚казахской кинематографии, не пов-
 “торяет пройденного, он отмечен хо-
решим драматургическим иостроени-
ем и своеобразным решением за-
мысла. добротной работой  опера-
торов. Веё это позволило создать пво-
	изведение. в основном правильно H
ярко раскрываюнее важную и нуж-
	ную тему расцвета и роста одной из
братских республик великого Совет-
ского Союза.

M. CEPFEEB.
	средних и старигих класёов  ночти
лишены сценической практики. 06
этом достаточно убедительно говорят
следующие цифры: в течение месяца
в срешнем в спевтаклях заняты
331—350 учашихея 2-—3 классов
и лишь 47—58 учащихся средних
и старших клаесов! .

В настоящее время учащиеся х0-
реографических училищ проходят В
течение 9 лет семилетний курс 9б-
щеобразовательных предметов .(1о-
мимо специальных  искусствовелче-
ских дисциплин). Этого явно нело-
статочно. Необходимо ввести  обще-
образовательные программы, соответ
ствующие об’ему курса полной сред-
ней школы, при условии приема’ в
1-й класе детей в возрасте 9-—10
лет, овончивииих два или три класса
общеобразовательной средней школы.

Прохождение этого полного курса
общеобразовательных предметов в
об’еме срехней школы лолжно итти
по учебной сетке вечерних средних
TRON, с выдачей выпускникам, по-
мимо диплома, аттестата зрелости. Но
это не должно ни в коей мере отра-
зиться на 0б’еме и качестве собетвен-
но профессиональной подготовки уча-
шихся. Наоборот, она должна быть
еще более укреплена и привелена в
соответствие с практическими, про-
изводственными требованиями и 3а-
просами театра. В связи © этим воз-
никает необходимость учебного ллз-
нирования производственной  прак-
тики учащихся, необхолимость разра-
ботки вепециальных программ произ-
волетвенной практики, ВЕЛЮЧАЮШеЕЙ
в качестве учебного материала фрат-
менты репертуарных спектаклей.
Упорядочение системы произволетвен-.
ной TEPARTHRH олжно иметь задачей.
освобождение значительного времени.
для ломашних занятий учащихся по
общеобразовательным предметам.
	Рапиональное использование ре-
сурсов учебного времени, пересмотр
программ, повышение ‘учебной  дис-
цинлины позволят обратить значи-
тельно больше внимания на теорети-
ческую подготовку учашихея путем
введения в куре хореографического
училища ряда искусствоведческих

диециплин.

Площадь Низами в Баку. -
< < <
	Архитектура
социалистического Баку
	Г. Меджимова, И. Bapranecona- 3
других.
Одним из основных творческих
	вопросов архитектуры Coperckoro

Азербайджана, является проблема ие-
пользования пеннейшего архитектур-
ного наелелия азербайлжанекого на-
рола. Построенные за голы послевоен=

ной пятилетки отлельные здания и
целые ансамбли убедительно говорят
© творчески осмысленном использова-
нии архитекторами композиционных
приемов и форм национального а3ер-
байлжанского зодчества.

Отнако в архитектурной практике
послевоенных лет есть еще много не-
дочетов, снижающих качество собру-
жений. Некоторые авторы проектов
некритичееки переносят в современ-
ное строительство _ аюхитектурные
формы средневекового зодчества. Про=
явлением такого отношения к использ
зованию наследия пропелото являют-
ся, например, ставиие своего ода
«ежурным блююм» стрельчатые
арки проемов нижних этажей в ряде
жилых и общественных собружений,

В архитектурных рентениях неко-
торых новых ‘вооружений нет должно-
TO «чувства локтя» по отношению &
ранее возведенным зданиям, Так, нач
пример. далеко не все жилые дома
поселка им. П. Монтина являются
	эвеньями единого художественно це.
	оетного замыела.
	ведутся большие работы но фекон-
струкции находящихея в нефтенро-
мысловых районах города дворцов
RYIPTYPhI, построенных в ©в0е время
в порочном стиле формалистическо-
конструктивистекой архитектуры.

Архитектура новых жилых зла-
ний позволяет сделать некоторые
обобщения, в известной стенени ха-
рактеризующие современное состоя-
ние советекото азербайджанеюото зод-
чества. Творческий коллектив аохи=
текторов республики тверхо етот на
позициях социалистического реализ-
м. Азербайджанские зодчие достигли.
значительных успехов в облаети
созлания архитектуры,  сопиалисти-
ческой по содержанию и националь-
ной по форме.

Прогрессивные черты ° ззеобай-
джанской архитектуры наиболее ярко
воплатилиеь в таких сооружениях,
как дом научных сотрудников «Аз-
нефть» (ул. Низами, авторы С. Дала-
шев и М. Усейнов), жилые дома
«Мингечауретроя» (ул. Басина, ae
тор Г. Ализаде), жилые массивы В
поселках им. С. Шлумяна и И. Мон-
тина (авторы Г. Ализаде, Г. Меджи-
дов и И. Вартанесов) и т. д;
	Ведущая идея советского зодчест-
ва — сталинская забота о человеке
— нашла свое отчетливое выграже-
ние -в создании максимальных
удобетв для трудянтихеся, в продуман-
ной планировке квартир, в шировом
озеленении столицы Азербайджана.

В целом успешное разрешение
сложного комплекса  архитектурно-
художественных и етроительно-тех-
нических задач убелительно  свиде-
тельствует о еовершенетвовании: пто-
фессмональюого мастеретва архитек-
торов республики, oF их илейном
росте. - Это особенно оказывается в
поисках выразительного архитектур.
нот» образа советекого жилого дома,

Авторы проектов, Учитывая при-
родные условия жаркого юга, широ-
ко используют в пластической раз-
	работке. фасадов такие  архитевктур-
	ные элементы, как затемненные Лод»
MH, эркеры, балконы и т. д. Боль-
шое распространение получили при-
сущие азербайджанскому народному
зодчеству средства декоративного
убранства — орнаментальная резьба
по камню, двухцветная  прорезная
штукатурка, художественно выпол-
ненные резные деревянные детали.

Все это свидетельствует © зна-
чительном расширении сфедств архи-
тектурной выразительности в твор-
честре азербайхжанских золчих. Oeo-
бенно характерны в Этом отнопе-
нии работы OTHOTG WB BOXYMAX Mac-
repos ‘советской архитектуры —
лауреата Оталинской премии М. Усей-
нова, & также произведения архитек.
ropes 9. Касим-зале, Г. Ализаде,
	Годы послевоенной сталинской
пятилетки ознаменовалиеь в Баку
огромным разворотом строительства,
В столице Советского  Азербайлжа-
на теперь большее внимание уле-
ляется сложным и ответственным 3а-
дачам размещения новых строитель-
ных об’ектов.

Наряду < жилыми и обществен-
ными зданиями, которые возводятся
непосредетвенно в. самом городе, уже
вполне отчетливо обозначилиеь кон-
туры небольших городов и поселков,
органически связанных © Баку.

Еще недавно сутиествовавтяе
лишь на архитектурных чертежах
кварталы Сумтаита, побелки треета
Бузовнынефть, морских разведчиков
нефти и многие другие застраивают-
ся капитальными зданиями жилых
домов. шевол, больниц, клубов и дру-
гих культурно-бытовых учреждений.

Близится к концу строительство
ряла крупных вооружений республи-
Банского значения, архитектура ко-
торых сыграет значительную роль в
формировании художественного об-
лика сопиалиетического Баку.

Освободилиеь от строительных ле-
вов фаезды величественного здания
Дома правительства  Азепбайлжаи-
ской COP (авторы Л. Руднев и
В. Мунц), являющегоея  организую-
щим. центром. архитектурной компо-
SHIH OTHOrO из основных районов
	города. Пефел главным фабалом Дема
	правительства, обращенным к морю,
пирожим фронтом развернулиеь ра-
боты по благоустройству общтирной
горюдекой- плонтали.

Архитектурный ансамбль площади
Нивами с памятником великому поэ-
ту и зланием музея ето имени стал
юдним из красивейших уголков Баку,

Бетоном одеваются огромные три-
буны  республиканекого стадиона,
вмещаттщего более 40 тысяч зрите-
лей (авторы JI.  Гономоровевий,
0. Иедов, Г, Сергеев). Оталион и евя-
занные с ним сооружения являются
лишь первой очерелью обтирного
спортивного городка, генеральный
план которого включает, в частности,
вооружения Института физической
‘культуры, зимнего и летнего палава-
тельных бзосейнов. В соответствии с
планом «Большого Баку» спортив-
ный городок создается около Парка,

Дзержинского -— одного из наи-
более крупных зеленых массивов 1о-
рода.

Наряту со строительством новых
административных и общественных
зланий — Азнефтетроекта ‘(автор
9. Касим-заде), Управления Азер-
Зайлжанекой железной дороги’ (авто-
ры Я. Яковлев м А. Саркиеов), Уп-
равления шоссейных дорог (автор
И. Вартанесов). Тезтра юного зрите-
ля (эвтор М. Тусман) и других —
	Несмотря на огромный размах мас-
	сового тилорф строительства, веду-
щие архитекторы республики не ра-
ботают над соотарленияи ТИПОВЫХ
TDOeETOB.

На качество етроительетва, отр.
пательно влияет плохо организован“
ный авторский надзор. Иные архи-
текторы ограничиваются лить терюек-
тированием сооружения и не прини-
мают участия в осуществлении своего
твотучеежюото замыела.
	-Устранению имеющихея- нелочетой
	лолжно способствовать широкое 08-
щественное  ‘обсужление наиболее
значительных архитектурных coopy-
жений, нелицеприятная, негрумеяти.
мая во всем нехостаткам, по-больше
BUCTCET принциииальная творческая
критика:

Величественны перепективы даль,
нейшего развития архитектуры Con
ветекото Азербайлжана. Неуклонное
осуществление мудрой  ленинско-
сталинекой налтиональной политики
раскрывает отюмные возможности
для творческой  хеятельности атхиы
текторов реепубливи.

Прекрасным - етановитея облий
Баку — столицы Советского Азербай=
1жана, яркого маяка сопиализма на
восточных рубежах наттей великой
	Ролины.
Л. БРЕТАНИЦКИЙ,

А. САЛАМ-ЗАДЕ.
	Выетавка произведений
		В выставочном зале Союза совет-
	ских художников открыта выставка
произведений академика А. М. Васне-
цова. На выставке представлено око-
ло 200 работ художника, хранящихся
в Государственной Третьяковской
галлерее, Государственном историче-
ском музее, Театральном музее им.
Бахрушина, а также в частных собра-
	ниях. Среди экспонируемых картин —
живописные работы, посвященные
старой Москве: «Гонцы ранним ут-
ром в Кремле», «Москворецкий мост
и водяные ворота», а также эскизы
	декораций к операм «Хованщина»,
	«Опричник», «Иван Сусанин», «Снегу-
рочка» и’пейзажи — «Озеро», «Кама»
	и многие

другие.
	Кадр из Фильма «Советский Казахстан», Сбор винограда в колхозе.
	Молодое поколение
	артистов балета
	ской и общекультурной подготовеой.
Достаточно привести такой пример;
в хореографическое училище при
Большом театре приезжают для CO
вершенотвования молодые артисты,
уже завончивитие периферийные учи-
лища, и лирекция училиша ГАБТ, как
правило, принимает этих выпускни-
ков лишь в 6—7 классы, так как
их знания оказываются чрезвычай-
но поверхностными. Очень часто 6*-
летмейстер в процеесе напряженной
работы над постановкой  сиектакля
бывает вынужден подолгу рассказы-
вать молодым исполнителям 06 ието-
рии балета, жанре и стиле создавае-
мого’ спектакля. Стоит ли говорить о
том, что такую «компенсацию» недо-
статков хореографического образова-
ния в процеесе производетвенной ра-
боты нельзя считать нормальным
явлением,

06’ем общеобразовательных знаний.
получаемых в хореографических учи-
лищах будущими артистами  совет-
ского балета, явно недостаточен. По-
хазательно, что многие учащиеся
7—8: классов хореотрафического учи-
лища при ГАБТ по еобетвенной ини-
циативе учатся в вечерних школах
рабочей молодежи, Это похвальное
стремление юношей и девушек в по-
вышению своего общекультурного
уровня тяжело отражается на их 3д0-
ровье, так как оно не поедуематри-
вается в расписании учебного и про-
изводственного процессов.

Немало недостатков имеется и в
собственно профессиональной подго-
товке будущих балетных артиетов.
Не ‘уделяется должного внимания
преподаванию народного танца, без
своболного владения которым немыс-
лимо создание образа советского че-
ловека на балетной сцеве, Неудовле-
трорительно проходит производетвен-
ная практика, особенно в Болыпои
театре, где предпочитают занимать в
спектаклях лишь’ детей младигих
классов. вследствие чего учащиеся
	Советевие хореографичеекие Учв-
ища накопили значительный и пло-
хотворный опыт? в воспитании
творческой молодежи. Свидетельетво
этому — крупные хухожественные
достижения молодых артистов балета
на сценах театров Cows. 06 этом
говорят итоги- международных  ЕоН-
курсов и фестивалей, утверждаюлие
за советской балетной молодежью пео-
в0е место в мировом балетном театре.

Охнако развитие советекого бале-
та, непрерывно растущие идейно-ху-
дожественные запросы нашего наро-
Ja ставят все новые и новые задачи
перед хореографичеевими учебными
заведениями. Артисты советекого 63-
летного театра должны обладать вы-
сокой профессиональной культурой,
уметь применять положения маркои-
стоко-ленинокой эстетики в ©
творческой работе.

Внимательный анализ деятельно-
om балетных училищ, изучение ра-
боты зртиотической молодежи Ha
сценах музыкальных театров в све-
те новых требований к советской х9-
реографии заставляют притти & вы-
воду, что существующая система, хо-
реографического образования в пол-
ной мере еме не обеспечивает дозж-
ного уровня обучения и военитания
творческих кадров.

Основным ее пороком является
академическая замкнутость, оторван-
ность от насущных задач  вовремен-
ности. Нередки случаи, когда, профес-
спональная подготовка, общая и а0-
тистическая культура выпускников
хореографических училищ оказыва-
ются явно не соответствующими тре-
бованиям, пред’являемым сегодня 5
артисту профессиональното театра.
Часто представители балетной моло-
дежи оказываются не в состоянии
созлать законченный художествен-
ный образ. Нередко хорошее владе-
ние техникой танца у молодого ар-
тистз сочетается с полной актерской
беспомошностью, слабой  теоретиче-
	Обязательно нужню ввести в учеб-
ные программы куре «Основы народ-
	BODO
Изучение
	танцовального * творчества».
яе народного танца, этой
	художественной первоосновы русево-
	го балетного театра, должно ввести
будущих артистов балета в мир нз-
родной пластической образности, на-
циональной характерноети и вырази-
тельности танповального языка.
	В хореографических  училишах
000б0е значение имеет знакомство
учащихся с классическими обравца-
ми сочинения балетного спектакля, с
идейно-художественными = качества-
ми и стилистичеекими особенностями
творчества виднейпгих  балетмейсте-
ров прошлого и современности, По-
этому является жизненно важным
прохождение курса  «Елассичеекие
образцы’ балетмейстерекого искусет-
ва» на основе изучения творчества
М. Петипа; Л. Иванова, А. Горевого,
М. Фокина, крупнейних советских
балетмейетеров.
	20—22 апреля в Москве состоит-
ca Веесоюзная конференция по
хореографическому образованию. Сле-
дует надеяться, что на этой кон-
ференнии подвергнутся широкому и
всестороннему обсуждению насущ-
ные проблемы воспитания молодых
артистов балета, и результатом рабо-
ты ве явится перэсмотр существую-
щих в хореографических училищах
методов обучения, приближение их к
требованиям жизни.

Реформа хореографического 0бразо-
рания — дело неотложное, Она 06ес-
печит реплительный перелом в подго-
товке творческих кадров  советекого
балетного театра. Скорейшее осущеет-
вление реформы должно. повысить
общую и. профевсиональтую культу-
ру артистов советского балета, pace
ширить круг их знаний, Реформа
приблизит хореографическое образо-
ваНИе к нуждам и заатровам балетного
тедтра, поможет созданию  высоко-
идейных балетных спектаклей о со-
ветской современности, © советских
людях, строителях коммуниетическо-
го общества.

Л. ЛАВРОВСКИЙ,
И. РАФАИЛОВ.
	Ансамбль детской оперы
	природы и животного мира, Вторая
тематическая линия «Маши и мед-
веля» — идея дружбы.
	оное, целеустремленное, лрама-
тургически ‘убедительное либретто,
выразительная мелодичная музыка,
выросшая на оенове ортаническото и
самобытного претворения иятонащий
народных; преимущественно детеких,
песен и попевок, яркие, жизненно”
‘характерные образы = ве эти ва-
чества «Маши и медведя» невольно
‘обрашали на себя внимание в очень
иекреннем, художественно убедитель-
ном иеполнении молодото музыЕаль-
ного коллектива. состоящего в оенов-
ном из учашихея Республиканското
но училища,
им. А. Ё. Глазунова и Государетвен-
ного музыкально-педатогическото ин-
ститута им. Гнесиных.

Коллектив этот — знеамбль дет
ской оперы (режиссер А. Каронович,
хирижер Г. Юдин, консультант по
вокалу И. Голянл, заведующий 0е”
пертуаюной частью Г. Колишер) —
заслуживает того, чтобы о нем пого-
ВОРИТЬ 00060, «Маша. и медведь» —
первая работа Ансамбля’ детекой юпе-
ры. Готовя ее, молодые исполнители
отдавали репетициям буквально вее
свое своболное время, твердо релеив
заявить официально о существовании
коллектива. лишь тогда, когда сами

убедятся в ето жизнеспособности.
Первый же творческий отчет анезмб-
ля и ве в большей мере второй,
прохоливший в присутетвии детей,
вполне вознаградили молодых афти-
сетов.

Завлуженная учительница, рестуб-
лики М. Сосницкая. композиторы
Т, Хренников, Д. Кабалевский и дру-
гие участники обсужления елинолуш-
но давали высокую оценку музыке и
	Трудно найти зудиторию более
чуткую, непосредственную, внима-
тельную, но и более требовательную,
чем летекая. Малейшая Фальшть, са-
мое незначительное отступление от
	жизненной правлы вызывают у ребят
	энергичный протест, который находит
свое выражение или в абсолютном
равнолушии, или же в бурной отри-
цательной реакции-—шум, громкие
разговоры в зрительном зале. ,

В этом свете характерен показ
	оперы-сказки М. ЁВрасева «Маша
и медведь», состоявигийся  недав-
но в Ломе композиторов, Отеут-
	ствие декораций, грима, костюмов и
даже спенической плошадки — ибо
вряд ли можно небольшое возвыйге“
ние в зрительном зале Дома компо-
зиторов назвать сценой — отнюдь
не помешали детям, да и взрослым,
с большим увлечением и ‘удовольст-
вием слушать оперу.

«Маша и мелведь» была написана
М. Красевым еще в 1940 году дая
	детской самодеятельности. В еледую-
	Mey году на конкурсе музыки для
детей. организованном ЦК ВЛЕСМ,
опера была, отмечена присуждением
второй премии. Несколько месяцев
назад композитор сделал вторую,
паспгиренную и усложненную, pe-
даюцию оперы, рассчитанную на ис-
полнение артистамичпрофессионата-
ми. В этой редакции опера-сказка
«Маша и медведь» и была показана
в Ломе композиторов.

..Южили на сцене образы олной из
любимых летьми народных сказок о
TOM, как маленькая девочка Mama
перехитрила большого глупого мед-
ведя. В традиционной сказочной фор-
ме здесь раскрывается часто встре-
чающаяея в народном творчестве тв-
ма, могущества человеческого разума,
превосходства человека нал силами
	исполнителям, товорили о том, ва
кую значительную зтомощь в эстети“
ческом воспитании детей может ока
зать работа полобното коллеютива..

Эстетическому воститанию детей
в нашей стране уделяетея огромное
внимание. При Академии  пехатогие
ческих наук существует Научно
исслеловательский институт художе-
ственного воспитания детей, который
ведет большую методологическую фа-
боту в этой области и руководит
сетью республиканских и областных
домов художественного воспитания:
Велики достижения и детской‘ худо-
жественной самодеятельности.
	‚ Большие средства, выделяются дра=
матическим театрам для детей, суще-
не в бы крупных.

бластных центров. Факт присужде“
ния Сталинской премии М. Брасеву
за отеру-сказку «Морозко» и детекие
песни свидетельствует о том, какое
большое значение придают наша пар-
тия и советское правительство раз-
витию музыки для детей и, в 069-
бенности, детской оперы. Тем более
необходимо существование художеет-
венно-полноценнюото оперного ансамб-
ля, котопый мог бы «донести» дет
свую оперу до юного слушателя,

Комитет по делам искусств. лолжен
поддержать столь ценное начинание,
Бак организация Ансамбля детской
оперы, который понесет оперное ис”
куество в ликолы, детдома, дома пио-
неров. Ансамбль детской оперы явит-
ея и прекрасной творческой лабора-
тборией лля композиторов, питущих в
этом жанре. И, наконед, юн может
оказаться зарольнцем будущего му-
зыкального театра для детей, по”
требность в котором уже давно на-
	зрела.
П. РАЦКАЯ. -