СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

жи nes - (OBE

В знаменательные
`` дни
	ТАШБЕЕНТ. (Наш корр.). З0-летяе
со дня рождения В. И. Ленина теал-
ры узбёкокой столицы отмечают по-
казом спектаклей, в которых в0се03-
дан незабываемый юбраз великого
вождя. :

Узбекский академический Teany
драмы им. Хамза подготовил новый
спектакль—«Незабываемый 1919-й»
	 Ре Вишневекого. Образ В. И. Ленина
	создал в этом спектакле народный
артист Узбекской ОСР Ш. Бурханов,
образ И. В. Сталина — народный
артист республики А. Ходжаев. Pe-
mUccep спектакля —— народный ар-
exer республики Н. Ладыгин, 0фор-
мление народного художника X. He-
рамова.

С большим интересом смотрят зри-
	тели постановки переведенных #%
	узбекский языв пьее-—«Из исвры...>.
	ПШ. Далиани в Театре им. Хамза и
«Семья» И. Попова в Театре Совет-
екой Армии.

В кинотеатрах города началея фе-
стиваль, посвященный великому
ВОЖлЮ. -
	ПЕСНИ .
ОСВОБОЖДЕННОГО
НАРОДА .
	РИТУЛЬДИ (Эстонская CCP). Be-
чером, когда рыбаки артели «Пар-
тиван» волости Ригульди © богатым
улювом возврашаютея ¢ моря, они
поют. Олна из их любимых песен —
песня «0 Ленине и Сталине». Рыба-
ки поют в ней о новой, очастливой
жизни, пришпелиией в Эотонию, о том,
как преобразилаеь теперь их родина,
тлущая по пути, указанному
Лениным и Сталиным. Эта, песнь ро-
длилась на друтом конце республики
— на берегу Чудокого озера. Ее co-
чинима, старейшая эстонокая скази-
тельница Анна Вабарна,

В Госуларетренном литературном
музее Эстонской. ССР. собрано более
пяти тысяч произведений эстонекого
фольклора. 500 народных песен и
сказов создано в гохы  советекой
власти. Они посвящены новой жиз-
ни, великим вождям — В. И. Ленину
и И. В. Сталину.

В эти лни остонокие народные
песни о В. И. Ленине исполняются
на сценах колхозных клубов, в сель-
	у

‘ских натолных домах.
	Есть властный закон творчества,
который дает себя знать в жизни
каждого большого художника, в ка
кой бы области искусства, он ни тру-
тилея. Настоящей зрелости, подлин-
ных высот мастерства и вхохновенья
большой  художвик достигает тогда,
когла обращается в главной, решаю-
щей, коренной теме своего времени,
х таким образам, в которых вопло-
щены главнейшие черты ето народа.

Но то же самое можно сказать He
только 06 отдельном художнике, а 06
искусстве в пелом. Hame советекое
	социалистическое искусство с наи-
	большей полнотой и силой обнару-
жило свою идейную и хуложеетвен-
ную зрелость, воплотив образы
Ленина и Сталина.

‚. Вольшую жизненную и полити-
ческую колу должны были пройти
мастера советского  искусетва веех
поколений, прежде чем воплощение
ленинского и сталинского образа
стало для них посильной задачей.
Владимир Маяковский должен был
сражаться 34 революцию, за комму-
низм в самой гуще народных масе,
плечом к плечу с солдатами, тру-
жениками Советской страны, чтобы
осознать и по-художнически  про-
чувствовать глубину, значение, мас-
штабы ленинекого образа, — и ом
первый создал поэму о Ленине, ло
сих пор не имеющую себе равных.
 0= писал в своей поэме, ставшей
классической:

Коротка,
и ло последних игновений

нам
известна
жизнь Ульянова.
Ho лолпую жизнь
товарища Ленина
надо писать .
и описывать заново.
	В`этом — суть. Чтобы написать
о Ленине, надо написать © народе,
взрастившем енина, о громадных
исторических сражениях, в которых
	Ленин возглавлал свой народ. Чисать
	о Ленине — значит писать об эпохе
пролетареких революций, о великом
повороте во всемирной истодии чело-
речества. В образе Ленина судьба че-
ловеческая сливается воетино с суль-
бой наролной. Таковы масштабы это-
го образа.

Но нет ничего более чужлого, про
тивопоказанного образу Ленина, чем
холодный, выепренний пафос.
абстрактный романтизм. Народ звал
И зовет Ленина любовно, посто, по
	И зовет Ленина любовно, посто,
родственному —— Ильич. И худож-.
	ник, `воплощающий его образ, He
может уйти от этой проетоты, этой
ватушевноети, звучащей в слов
	затушевноюти, звучашеийи В CORE
«Ильич», каким бы громадным ието-
рическим масштабом ни измезял он
	титаническую фигуру вождя веемир-
ного пролеталиата.

Товарищ Сталин в своих BOCIIO-
минаниях o Ленине изумительно
полно и.образно передал свои первьге
впечатления о Ленине. Издали, до
встречи с ним, Ленин прелетавлялея
ему «человеком необыкновенным».
Товатит Сталин говорит: «fl nagesa-
ся увилеть горного орла назтей нал-
тни. великого человека, великото He
только политически, но, если угодно.
й физически, ибо Ленин риебвалея
в моем воображении в виде велика-
на, статного и предетавительного».
Тажое прелетавление о Ленине с03-
	тавали <сизлали» ето могучий ум, его.
	пламенная, страстная душа бойца
за народное дело, невиданный раз-
мах его революционной рабогы.
«вблизи» Иосиф Виссарионович уви-
дел самого обыкновенното челове-
ка, ниже среднего роста, ничем,
буквально ничем не отличаютщтетося
от обыкновенных смертных. Сталин
увидел; как Ленин, «забив-
шись где-то в углу,  по-простецки
ведет беселу, самую обыкновенную
беседу с самыми обыкновенными де-
легатами конференции».

_  Художник, кем бы он ни был —
писателем или поэтом, актером или
живописцем, скульттором или вом-
‘позитором, приступив в созданию
образа тениального вожля револю-
кии, обязательно почувствует елож-
ность задачи — показать в Ленине
олновременно и «горное орла» и
«самого обыкновенного человека».
Мы говорим — одновременно, по-
тому что в образе Ленина необходимо
показать и первое и второе. «Горный
орел» и «самый обыкновенный чело-
век» — это лишь две грани, два
проявления еущноети образа. Если
бы художник вздумал рисовать толь-
ко «торното орла», он ушел бы в
область  абстрзетной романтики,
оторвалея бы от земной почвы. Если
бы он ограничилея обрисовкой «ca-
мого обыкновенного человека», он
впал бы в упрощение.

Путеволной звездой в работе над
образом Ленина должна быть еталин-
ская характеристика любимото вож-
дя, во всей ее полноте и многогран-
ности. Товариш Сталин ` обрисовал
Ленина в борьбе, в действии, в пре-
ололении сложнейших преград на
пути в победе.
	ТБИЛИСИ. (ТАСС). Свыше
2.675.000 человек посетили тби-
тисский филнал е отделениями Музея
В. И. Левина во дня его открытия.

( большим вниманием посетители
рассматривают многочисленные экс-
понаты музея, ярко рисующие ве-
ликое содружество тениальных вож-
дей трудящихся В. И. Ленина и И. В:
Сталина. Эта волнующая тема прохо-
хит через все двадцать четыре зала
музея.

Посетители музея знакомятся ©
хокументами, повествующими, как
задолго ло исторической встречи в
Таумерфорсе происходит . знакометво
И. В Сталина с революционной дея-
		ессмершный образ
	вать, что каждую из этих
смотрят миллионы зрителей, что си-
лой художественного творчества, вы-
соким мастерством актеров и режис-
	серов образ живого  борющегося
	Ленина воссоздан для всего народа,
для многих его поколений! ино, во-
торое Ленин считал самым важным
для нас видом искусства, выполнило
свой самый ответетвенный долг перех
советским народом.
Десятки советских театров поста-
вили спектакли о Ленине и Сталине.
Пьесы «Человек с ружьем» Н. Пого-
дина, «Из искры...» Ш. Дадиани;
«Правда» А. Корнейчука, «Незабы-
ваемый 1919-й» Ве,  Вишневекого
дали возможность лучшим актерам
столичных и периферийных театров
выступить перед зрителем в таких
ролях, которые поднимают спевтавль
до уровня большого общественного
события. Вспоминается первое вы-
ступление Б. В. Щукина на подмоет-
ках вахтанговского театра в «Челове-
ке с ружьем». Зрительный зал замер,
когда в глубине епены показалея ч6-
ловек среднего роста в темном пальто
с плюшевым воротником, с хитрым и
ласковым прищуром глаз, с неповто-
римой обаятельной улыбкой. В. зале
чувствовалось напряженное, тревож-
ное раздумье: сможет ли актер иг-
рать таную роль, не уронит ли доро-
гой каждому образ, не возникнет ли
чувство неловкости, неудовлетворен-
ности, даже протеста?! Это раздумье
продолжалось лишь несколько мгно-
вений. Актер быстро  рассеял все
	гомнения. На спене ожил образ вели-_
	чаишего народного вождя я CaMOre
человечнейшего человека. Б. Щукин,
М. Штраух и другие советевие акте-
ры проложили путь десяткам своих
товарищей по сценическому  искус-
ству к решению огромной  идейно-
творческой задачи. Советевий театр,
	так же как и советский кинемато- о
	граф, оправдал доверие зрителей —
сценические образы Ленина и
Сталина были созданы и стали 2о-
	стоянием широчайнгих _ зрительских
	RPYTos.

И не менее, а может быть, более
крупных побед добилиеь советские
живописцы и скульнторы. Лучшие
достижения И. Бродекого, А; Гепася-
мова, Б. Йогансона, — П. Васильева,
В. Цыплакова, Ф. Молорова связаны с.
	воплощением образа Ильича. Важдый
из этих живописнев решал задачу по-
своему, но в то же время у всех у них
мы ‘вилим такое оешение образа
	`Ленина, которое идет от глубокого по-
	нимания его гитантекой роли в ието-
	рии и его человечнейшего характера. .

po, ae

Cavunirrvpn H. Anspeesa. C. Mep-
	Скульгтуры Н. Андреева, С. Mep-
курова, М. Манизера, Я. Николалзе,
В. Пинчука. Р. Таурита, В. Цигаля
	дают и монументальный ив то же.
	время человечески-теплый образ ге-
ниального создателя партии больше-
виков. основателя Советского  гобу-
	харетва. учителя, друга трудящихся.
	мира.
Но как бы ни были великолепны
	сделаны только первые шаги в этой.
	области, что с каждым годом ления-
ский образ будет находить все более
	глубокое толкование, все более совер-.
	шенное воплощение. Иначе и быть не
может. 0браз Ленина неразлельными

узами связан © современноетью,
Ленин живет е нами, ведет нае даль-
ше, к полной победе коммунизма.

_ Сталин — Ленин наших дней. Та-
кие фильмы, как «Влятва», «Паде-
ние Берлина», «Сталинтралекая бит-
ва», в героических леяниях Сталина
запечатлели ленинекую мудрость, во-
лю, его веру в победу напего правого
дела, его любовь к ролному` нафолу.
Сталин — это Ленин сегодня. Их
жизни соединилиеь в одно неразрыв-
ное целое. Их цели и мысли елины. С
каждым голом появляется все боль-
ше произвелений — драматургиче-

ских, живописных, кинемзтографи-
ческих, скульттурных, музыкальных,
отражающих образ товарища Сталина.
И в лучших из них утверждается
бессмертие Ленина. Вот кинофильм
«Падение Берлина». Он повествует,
как товарищ Сталин, взяв на себя
всею полноту ответственноети перед
наролом, велет гоеударетво сквозь 6у-
ри войны. Вождь по-ленински мудр и.
нетороплив при решении важнейших
государственных вопросов. подобно
Ленину свободен от всякой паники,

от какого-либо подобия паники, ког-
да нал Родиной нависли грозные Ty-
чи. Зритель всей душой, веем серл-
цем ощущает в эти минуты величай-
шего торжества, когда нал рейхета-
гом взвиваетея знамя Победы, —
Ленин со Сталиным. Ленин е нами!
	Новые и новые поколения совет-
CRUX художников будут е еше боль-
пей творческой смелостью, новатор-
ским дерзаньем браться за воплоще-
ние образов Ленина и Сталина. Ux
ждут на этом пути великие победы.
	Анатолий СУРОВ.
	Сила ленинской логики, el
уменья в величайшим мужеством
переносить тяжкие испытания, OT-
сутствие Какой бы то ни было за-
ноечивости ий кичливости в дни ве-
ликих побед, не знающая  комиро-
миссов принципиальноеть, одухотво-
ренная вера в творческие силы масс,
генизльная прозорливоеть, освещав-
шая партий, рабочему классу пути
к достижению поставленных  вели-
ких целей, — таким ветает перед
современниками и потомками Ильич
в пламенной и сердечной речи
товарища Сталина, во всех его ста-
тьях и выступлениях. Надо читалъ
и перечитывать каждую строку
бталина о Ленине глазами автив“
ного участника борьбы за `ком-
мунизм, глазами солдата «армии ве-
ликого пролетарского стратега»,. ар-
мии товарища Ленина..

Бесценный материал для воплоще-
ния образа Ильича sax palm  ху-
ложникам первый класвик социали-
стической литературы Макеим Горь-
кий. <Выл он проет и прям, как все,
что говорилось им», — пишет Горь-
кий, Но 3a этой простотой Алексей
Максимович увидел и раскрыл Bee
необычайное  богатетво  ленинекой
натуры, в которой откриеталлизова-.
лась могучая природа  породившего
его народа.

Сталинская характеристика, вос-
поминания М. Горького о Ленине —
вот откула прежде всего идут наши
традиции воплощения образа Ленина.
	Какому же виду искусства наибо-
лее доступен ленинский образ, кому
из художников под еилу решение са-
vot большой и самой ответственной
идейно-творческой задачи?

В советской художественной куль-
туре великолепно расцветают в твор-
ческом соревновании, нисколько не
«конкурируя» друг е другом, все ви-
ды и роды искуеетва. И это — одно
из сзмых замечательных явлений в
социалистическом искусстве. В Со-
ветекой стране могуче подымаются
увядавшие ранее искусства, и перед.
каждым из них — прямой и ясный
путь в будущее. .

Нигде не проявилась так ярко со-
зидательная сила свободного творче-
ского соревнования художников раз-
личных видов советского искус-
ства, как в совместном, коллективном
по существу своему, труде над до-
стойным воплощением образа Ленина.
Тему, только затронутую одним ва-
ким-либо писателем, поэтом, драма-
тургом, другой подхватил,  продол-
жил, разработал более ясно и строй-.
‚но: Жакой-либо эпизод из жизни
Ленина — в Смольном, в эмиграции,
на с’езде Советов — варьируется в
картинах и рисунках десятков ху-
ложникоз. Мастера кино — каждый
о свойственными ему творческими
особенностями — воплощают ленин-
ский образ. В киноэпотеях, запечат-
левающих различные моменты жизни
и борьбы Ленина, мастера всех видов
искусств оказывают неоценимую по-
мощь друг другу. Готовясь в перво-
му выступлению в роли В. И. Ленина,
наш подлинно народный артиет Б. В.
Щукин вчитывалея в строки восто-
минаний М. Горького, поэмы В. Мая-
вовского, пристально вглядывалея в
скульртурную «Лениниану» Н. Анл-
реева. Кинофильмы © участием Шу-
кина оказали огромную помощь жи-
вописцам, скульпторам, подсказали
им верное решение сложных идейно-
художественных задач, возникающих
при работе над ленинеким образом.

И когда мысленно представляешь
себе этот единый и многотранный`0б-
раз, воссозданный в лучиких произве-
дениях советеких кинематографистов,
	живописцев, драматургов, комнозито-
ров, — видишь его таким же могу-
чим. героичееки возвышенным и В
	то же время жизненно простым, близ-
RUM каждому советскому человеку,
бесконечно обзятельным, каким 0об-
рисовал его в своей изумительной ха-
рактеристике товарищ Сталин.
	‚ Вопомним выдающиеся Фильмы,
поставленные М. Роммом при участии
Б. В. Шукина—«Ленин в Октябре»
и “Ленин в 1918 году». Здесь Ленин
был показан в самые натряженные,
тлавнейние моменты ето жизни. В
дни революционных поворотов он
буквально расцветал, становился яс-
новидцем, предугадывал движение
классов и вероятные зигзаги револю-
ции, видя их, как на лалони. Тако-
то Ленина — гениального и мужеет-
венного. руководителя революционных
классов — рисовал со всей силой
своей блестящей артистической вы-
разительности Щукин. Но там же, в
этом водовороте грозных событий, У
Ильича находилось время приласкать
с отновской нежностью, ногладить по
белокурой головке девочку-сироту.
Вто забыл этот каж? Он до сих пор
стоит перёд глазами, и в нем виден
живой Ильич, полный любви в о-
етым люлям.
	Мы вилели потом ленинский и
сталинский образы в «Великом заре-
ве», в «Человеке в ружьем» и других
фильмах. Вак радостно было созна-
	Великое содружество
	тельностью В. И. Ченина, как
товарищ Сталин проникся безгранич-
ной верой в ленинский революцион-
ный гений и пошел по пути Ленина.

Подолгу посетители смотрят на вит-
рины‘ с пожелтевшими страницами
газеты «Пролетариатие брдзола». из-
дававшейся пол руководством
товарища Сталина на заре революци-
онного движения. Почти в каждом ec
номере печатались статьи В. И.
Ленина. Здесь впервые были опубли-
кованы известные труды Й. В.
Сталина «Коротко о партийных раз-
ногласиях», «Ответ «Социал-Демо-
врату», «Власс пролетариев и партия
пролетариев».

«В И Ленни И. В. Сталив в Горках». Скульпторы В. Пинчук и Р. Таурит. (Всесоюзная художественная
	оды
	выстазка 1949 года).
	ский порыв бурной  воеторженной
резкдией.

Возьмем ли мы хантыйскую песню
о Ленине. якутекую, ° украинекую,
	грузинекую или русскую, будь она
	только трехзвучна, или меледичесви
развита, или многоголоена, — веюду
можно усльшшать самые дорогие пля
данного народа музыкальные инто-
нации.

Осетины налелили свою «Песню о
Ленине» популярными и любимыми у
них героичеекими звучаниями. Or-
звуки волевых интонаций запорож-
ского казачества ошущаютея в ук-
раинекой песне «Ой, наетала злая
ночка». Как дорогой узор, выглялит
	залумчивая баднкирекая нееня «Шо-.
	CaKY кусточев возле дома», расцве-
ченная сложной национальчо-музы-
кальной орваментикей. Типичные
широкие интонации русекой вольно-
любивой песни сплавилиеь с отголос-
ками величальных наневов в в0р0-
HexcKol песне «Два сокола». Грузин-
ская песня <фенин — вожль наш ве-
	ликий» подобно расшумевитейся сти-
	хии богата широко развитым много-
голосием.
Талантливый киргизский  наоод-
	ный певеп Атай Огонбаев тоже сло-
	жил песню о Ленине. Мелодия ее вы-
лержана в типичном эпическом речи-
тативном стиле. Начинает он испол-
нять ее так, Rak пел бы старинное
народное еказание, — спокойно, по-
вествовалельно. Но уже во второй и
третьей етрофе Атай чувствует, что
традиционная фофма старинного на-
пева на этот раз не дает ему возмож-
ности полностью выразить свои чув-
ства. Он оживляет эту форму, вносит
в исполнение иную экепреесию, то
затягивает, то ускоряет музыкаль-
ное движение, а в конце песни голос
его неожиданно  вздымается вверх,
создавая совершенно новые интона-
	Возникают и совершенно  ориги-
нальные мелодии  несен о Ленине.
Они также народны по духу и нацио-
нально колоритны. Но в них уже
включены новые музыкальные эле-
менты: нередко можно услышать от-
толоски знакомых песен  советеких
композиторов, отдельные первосмые-
ленные попевки из музыки братских
народов.

Количество народных несен, по-
священных Ленину, огромно. У рус-
ских сказителей, атутов,  акынов,
ырчи—у всех народных певцов при-
знаком профессиональной зрелости,
почетной традицией стало сочинение
песен о Ленине и Сталине. По тому,
есть ли ‘эти пеени в репертуаре на-
родного музыканта, народ сулит, под-
TOTOBIGH ли певец к выполнению сво-
вй высокой общественной роли.

У берегов Чукотки и в Закавказье,
	‘на Дальнем Востоке и ух белорусских
	колхозников — на всех необ’ятных
просторах нашей Родины создаются и
звенят на веех языках, в самых раз-
нообразных музыкальных очертани-
ях песни о Ленине и Сталине. Мы мо-
MEM не знать текета этих песен, до
нае не всегда может лойти в перево-
де вся прелесть поэтического образа.
Но все это мы услышим в музыке,
выражающей беспредельную любовь
многомиллионного народа нашей
етраны в его великим вождям.
	В. ВИНОГРАДОВ.
	Topple
произведения
	ЕРЕВАН. (Наш корр.). Вомпозито-
ры Армении надисали новые произ-
ведения, посвященные Ленину.

А. Арутюнянои 9. Мирзоян закон-
чили работу над  «Вантатой о
Ленине» для голоса, хора и оркестра.
Бантата написана на елова поэта
Сармена.

Студенты Ереванской консервато-
рии им. Вомитаса 9. Батдасарян и
9. Оганесян  нациеали  «ПМоэмуо
Ленине» для баритона с оркестром.
Текст поэмы -— студента Ереванско-
го государственного университета
им. Молотова А. Погосяна. 06а новых
произведения о денине будут иеспол-
	нены внервые 22 апреля в концерте:
	Армянской филармонии, в  вотором
примут участие симфонический op-
кестр Армянской филармонии (дири-
жер М. Малунциан), Госудафетвен-
ный хор Армении (художественный
руководитель 1. Тумашев) и соли-
CTEI.

Кроме  «Кантаты о Ленине» и
«Поэмы о Ленине», в концерте будут
исполнены песни «День рождения»
В. Белого и «Ленин» Г. Врейтнера.
Обе лесии, написанные авторами для
голоса и фортепиано, оркестрованы
композиторами 9. Мирзояном н А. Бз-
балжанянюм.
	В ДАЛЕКИХ
ГОРНЫХ СЕЛЕНИЯХ
	ФРУНЗЕ. 80-летие` со. дня рожде-
	ния великого вождя ироко отмечает-
ся в самых отдаленных кыштаках и
селах Киргизии. Виномеханики Он-
екой, Таласской и Тянь-Шаньской
областей отправилиеь вьючными трю-
пами в далекие горные селения, что-
бы показать там фильмы «Влятва» и
«Ленин в Октябре», дублированные
на киргизекий язык.
		Гле и когла внервые зазвучала эта бирь. 10ктотул сежал © каторги. 9о
.на —— чотановить © точноетью  ! искали. но не нашли. Народ скоыл
	своего любимого певца. Авын про-
должал создавать песни, в воторых
звучала вера в будущее. И когда ©0-
везиилась Великая Октябрьсезя ре-
	песня —— УустаноБитЬ © та Tp
зельзя.

Охлнажды на одном из УЕрАИНОВИХ
заводов ее пела рабочая молодежь.
Текст песни попал в тазету. Векере
пееню услышали уже в Вусском вол-
	песне услышали уже в русском Bo
xose Boponemcnoli ofsacTH, HO Hates

eee ча р, Арс

волюция, Токтогул запел полным го-
досом. Первые слова его первой со-

mp eel fre TON
	ретской песни выражали  благодар-

ность киртизекого народа Ленину: _
Ленин освободил мой народ,
Изнывавиий средь адских огней,

< Блатодалность, Денин, прими

= От счастливых, свободных людей.
‚Сокол золотокрьлый, ТЫ
ал киргизам недра земли,

- Ты измученным беднякам

_ Плолорелней дал щедро земли.
	Korza до елуха Товтогула докати-
лась тяжелая весть о емерти Ленина,
он взял в руЕй вомуз и сочинил про-
никновенную музыкальную пьесу, в
вотерой горестно звенели голоса на-
релной екорби.

Токтогул умер, а музыка эта оета-
	sen жить. Ве подхватили ученики
	зкына и бережно сохранили в памя-
ти ло наитих дней. Пьеса эта была
	залисана. Она вдохновила композито-
	рев и зажила второй жизнью в хоро-
вых, симфонических и оперных про-
извелениях.

` Сердечная музыка, задущевная
выразительная мелодия пьесы Ток-
тотула победила время. Токтогул за-
печатлел искреннее чуветво народа,
воплотил его скорбь и его неруши-
мую веру в светлое будущее. Народ-
вая музыка о Ленине, рожденная B
долинах и стенях Виртизии, живет и
будет жить.

- 910 же самое характерное, самое
ценное в музыке великого множества
народных несен о Ленине? Их благо-
родная строгость, величественная
простота, глубобая сердечность. В
этих песнях, созданных русскими и
украинцами, грузинами и армянами,
таджиками и виргизами, воеми наро-
дами нашей страны, нашли свое вы-
ражение самые глубокие чувства CO-
ветских людей. За любой националь-
ной музыкальной формой этих песен
бъетея горячее сердце народа. В них
мы улавливаем тонкий аромат заду-
шевной лирики.

ИНеени о Ленине но своему музы-
кальному языку теснейшим образом
связаны с самыми любимыми в наро-
де песенными традициями. Развитие

‘этих традиций совершается тлавным
образом благодаря привнееению пев-
	нами новых оттенков в манеру ис-
	полнения этих песен. Бот почему
песни о Ленине надо слушать в ис-
полнении самого народа, его невцов.
Лизнь тогда в полной мере можно
ощутить всю безыскуественную пре-
лесть этой музьики.

Нам довелось слышать в Азер-
байджане состязание известных ашу-
тов Асада и Авака. Прославленные
ашути пели о Ленине. В привычную
форму своеобразного дуэта, так назы-
ваемего «дейшме», они вложили но-
вое содержание. Аудитория с огром-
вым вниманием слушала певцов. Она
была всецело захвачена величием

`раескрываемого ими образа. _

В конце дуэта, когда увлеченные
певцы вдруг неожиланно  ототущили
от обычных. норм состязания, введя
соверттенво новые инионадии, слу-
шатели приветствовали их творче-
	ее был иной, чем на Украине,  не-
сколько  по-доутому выглядел и
текст. Песня перететата из Еолхеза В
колхоз и всюду приобретала новые,
полчае еле уловимые черточем.
Воронежны привезти ee a Mocuny,
на Всероссийский смотр колхозной
художественной самодеятельности.
Песня и здевь произвела, больное в-
цатление. «Нам она очень нравится,
	и мы уже начинаем ee разучивать»,
	— Говорили тогда возхозныею WORSE
уз Архангельской области. Цесня по-
летела на север.

Народный текет этой песни быя
литературно обработан поэтом
М. Исаковекии м лег в основу новых
песен  композиторев В. Захарова,
М.  Коваля, Л. Вавильева-Буглая,
Я. Чаплыгина и других авторов. Важ-
ый из них налеиеал своею музыку на
эти слова. Цесни были изданы и так-
же, подобно быстрокрылым птицам,
понеслиеь по неевб’ятным просторам
взапей Ролины. И стала песня «Два
сокола» олной из любимейпих, одной
из популаярнейнгих песен  советевих
людей.

Вепыхнув, как искра ботьшното че-
овеческого чувства, песня эта разго-
‘елась пламенем всенародной любви.
& великим вождям, имена которых
незаотучно живут в еврдце народа.
	На дубу зеленом,

Да над. тем проетороз,

Два сокола яаеных

Вели разговоры.
А соколов этих
Люди все узнали:
Первый еокол — Денин,
Зторпой сокол — Сталин.
	Образ Ленина в народном творчест-
ве бессмертен. Ленин живет в елаз-
ных победах нашего народа, в орга-
низующей и влохновляющей роли
партии, в величии сталинских дел.

Ленин, ты жив,

Ты в полном расцвете сил.

Мы в Сталине видим твои черты:

Цели немерянной высоты,

Мысли невиданной широты,

Речи неслыханной простоты..:

В Сталине ожил ты!

— пел акын Джамбут.

Посмотри-ко кругом, но свету,

Что у Ленина намечено,

То у Сталина исполнено.

У нае все переменилося,

`ЖВак поля цветут колхозные, ^
Hamm девушки свободные
В высших школах обучаются,
	— говоритея в новой советской руе-
ской былине.

Многое пережил, мнотое истытал в
дореволюионные годы знаменитый
киргизекий акын Токтогул Сатъелга-
нов. Но ничто не сломило его веры в
ботатырекие силы народа, ничто не
заставило умолкнуть его свободолю-
бивый голос.

Ох бесстрашно обличал в CBORX
песнях хищные нравы зиргизеких
бзев. Царские чиновники потофони-
лиеь упрятать его на каторгу в Си-
	Собрания, вечера,
выставки
	ЛЬВОВ. (ТАСС). На заводах и фаб-
риках, в учреждениях и учебных за-
ведениях города проходят собрания и
вечера, посвященные 80-летию co
дня рождения В. И. Ленина. ^

Тысячи жителей города побывали
на выставках, открывшихся в Львов-
ском филиале Академии наук УССР,
в областной библиотеке. Среди много-
численных экепонатов, предетавлен-
ных здесь, большой интерее вызы-
вают отдельные произведения В. И.
Ленина, вышедшие поднольно в 3а-
падной Украине, номера  ленинекой
«Искры» и другие.

Во многих школах города проведе-
ны детские утренники. Школьные
кружки художественной самодеятель-
ности выступили co специальной
программой. в которую были вклю-
чены любимые песни В. И. Ленина.
стихи Маяковского, отрывки из про-
изведений советских писателей, по-
священные великому Денину.
	ФЕСТИВАЛЬ
КИНОФИЛЬМОВ
	КОСТРОМА. Лемонстрацией локу-
ментального фильма «Рладимир Иль-
ич Ленин» Злесь начался кинофе®и-
валь, посвященный 89-летию го чая
рождения великого вождя. В п9-
трамме фестиваля кинофильмы «1е-
нин в Октябрё», «Ленин в 1918 го-
ду», «Человек с ружьем» и другие
фильмы.
	В одном из залов музея экепониру-
ются произведения В. И. Ленина и
И. В. Сталина, изданные на разных
языках мира. Под стеклом —— брошю-
ры Ленина и Сталина, печатавигиеся
на одном станке в глубоком ползе-
	мелье тайной большезвистекой Азвла-
	барской типографии, организованной
оварищем Сталиным в Тбилиси в
канун первой русской реводюции.
Рядом с этими дорогими реликвиями
стоят отпечатанные в наши лни в
лучших типографиях миллионными
тиражами книги Ленина и Сталина,
изданные на всех языках народов
Cosereroro Союза. стран наролной