‚ СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО
	В ПРЕЗИДИУМЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
	О ПРИСВОЕНИИ ПОЧЁТНОГО ЗВАНИЯ
НАРОДНОГО АРТИСТА РСФСР
КОМПОЗИТОРУ ДУНАЕВСКОМУ И И
	За большие творческие достижения в области ооветского музыкаль-
Horo искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил почетное
		звание Народного артиста РСФСР Заслуженному gears
РОФСР, композитору Дунаевскому Исааку Иосифовичу.
	го песни поет народ
	Коитика и библиография
	Книга без адреса
	фильм «Ролшебное зерно» автооы
считают «ценным зерном нового
жанра» — современной оказки на
экране. На, самом леле этот фильм
претенциюзен, актереки ифимтегивел,
что справедливо отмечала наша 00-
щественность. А вот что сказано о
фильме Д. Бассалыго «Маленькие и
большие»: «Художественная  незре-
лость и примитивность фильма He
мешает нам оценить значение ето...».
Неправильно лана оценка фильма
«Мать» В. Пуловкина. При всей зна-
чительности фильма, как одного 13
первых произведений, созланных ня
основе метода  социалиетическото
реализма в советском кино, отетуп-
ления от романа А. М. Горького, до-
пущенные в сценарии Н. Зархи и
затем в постановке, обелнили фильм.
Авторы же в своих выволах именно
эти отступления, помешавлтие вы-
явлению полноты горьковских юбра-
зов большевиков. пилняли на шит,

Книга не имеет своего точного
алреез. Для широких читалелей она
не голится: анализ фильмов лелаетея
с расчетом на читателей, хорошо с
вими знакомых. Ёнига не удовлет-
ворит и творческих работников ки-
но. В ней недостает полноты ‘ана-
лизз фильмов в свете метода социа-
лиютического реализиа, всесторон-
него рассмотрения формы. К тому же
в ней много дешевых нравоучений,
раздражающих «открытиями» давно
известных истин.

_ Необычайно труден язык книги.
Приведем некоторые примеры:

«..Лучшие  типические черты
юных героев наших фильмов вновь
воплотились в жизнь и стали чер-
тами индивидуальными, & живые
индивидуальные черты конкоетных
молодых героев нашего воемени
осмысливаются нами ках черты лю-
дей сопиалистической эпохи».

«Ни в «Подвите разведчика», ни,
скажем, в «Зигмунде Колосовеком»
облик героя не «заслоняется» фабу-
лой, подкрепляя неразрывность того
и другого лля реалистического гю-
жетного искусства».

«Разительный мА.
ле драматургическая функция слова
ренгительно неотделима от образной
его функции, подкрепляя приоритет
характера, над еюжетом».

«...Классическое и полуклаесиче-
ское наследство в так называемом
авантюрном жанре...» (!). Таких пер-
лов в кНИГе множество.
	Книга Б. Бегак и Ю. Громова
«Больнюе искусство для маленьких»
не оправлывает своето назначения.
Она не лает представления о состоя-
нии детекого кино в Советском Сою-
36, © путях его развития и перслек-
тивах дальнейшего роста: Невольно
задаешь cede вопрос, — зачем’ пона-
тобилось издавать этот незрелый
	труд?
= СМИРНОВА.
	Мастера советежой кинематогра-
фии соддали немало замечательных
фильмов для детей и юношества.
Олнако творческий опыт, накоплен-
ный в этой области, не обобщен в
нашей критической литературе.

Euura 5. Berar u 10. Громова яв-
ляется едва ли не первой попыт-
кой проанализировать пути  разви-
тия и состояние советской летской
кинематографии. Авторы пытаются
дать представление 0 становлении
детского кино, о жанрах детских
фильмов, теоретически осмыслить
опыт детской кинематографии.

Но ценность книги значительно
снижают содержмциеся в ней ошиб-
ки, связанные с общей методологией
и с неправильными суждениями ©
многих фильмах. ,

Чтобы правильно разобраться во
всем богатстве советских  детоких
фильмов. необхолимю было бы преж-
де осего проследить, как  прелом-
ляется метод еоциалиетичеевого реа-
лизма, в этом важном разделе кино.
Но эту проблему, главнейшую и аж-
тузльнейшую для всего нашего We-
кусетва. авторы книги вовсе не
рассматривают.

В вводной главе, которая, каза-
лось бы. должна говорить 0б основ-
ных вопросах детского кино, авто-
ры ограничиваются лишь рассузжде-
ниями о воспитательном значений
кино, полкрепляя эти фассуждения
множеством цитат, заимствованных
из самых различных источников. На:
равне со ссылками на сочинения Бе-
‚ тинекого, Лобролюбова и Горького
приводятся рассуждения коемотоли-
тов и случайных авторов старых бро-
шюр. В этих цитатах тонут основные
исхолные положения авторов.

Вопрос о познании. и отражении
жизни в кино авторы сводят линь &
проблеме жанра. Многие фильмы,
различные по своей идейной  сущ-
ности. по своей теме и образам,
группируются воедино только но
жанровым признакам.

Существенным недостатком книги
является отсутствие в ней всесто-
роннего искусствоведческого анализа
хухожественных фильмов, забвение
значения художественной формы.
Все разговоры © фильмах вехутся в
пределах или пересказа содержа-
вия. или огебора тематики, сюжет»
и образов, абсолютно  изолирован-
Ho or своей зрительне-художеет-
венной основы. На. протяжении
довольно об’емистой работы авторы
ничего не сказали 06 игре актеров,
06 образной форме фильма, обошли
режикеерскую. и. операторскую рабо-
ту, музыку летоких фильмов, их
гветовое решение.
	Поверхностная, односторонняя
критика приводит подчас к иека-
жению значения Фильма. Tas.
	Б. Бегак, Ю. Громов. Большюе ис-
кусство для маленьких. Госкиноиз-
дат, 1949 г.
	„..Вто не знает позывных сигна-
лов Московского радио:

Широка страна моя родная...

Мелодия эта торжественно и мощ-
2 звучала в дни великих битв со-
ветекого народа с мрачными силами
фашизма. С напряженным внимани-
ем ловили ее бойцы в окопах Оталин-
града, советские труженики в глу-
боком тылу, партизаны Франции и
Албании, зная, что за ней последуют
волнующие слова приказов Верхов-
Horo Главнокомандующего. На весь
мир. звучит и сейчас эта мелодия,
созданная талантливым советским
комнозитором И. И. Дунаевеким.
	Многолетняя творческая дружба
связывает меня с ним. Еще в годы,
когда только рождалась советская
музыкальная кинокомедия, Дунаев-
ский вместе с мастерами кино стоял
у ее. колыбели. Вдохновенный песен-
ник, он великолепно почувствовал,
какие требования пред’явит народ к
этому _ бодрому и радостному жанру
самого массового из искусств. Музы-
ка Дунаевского к фильмам «Цирк»,
«Веселые ребята»,  «Волга-Волга»,
«Богатая невеста» и наконен «Ку-
банские казаки» — это не беесодер-
жательное музыкальное сопровожде-
ние действия, а подлинная музыкаль-
ная основа произвеления.
	Напевные, мелодичные песни
Дунаевского неразрывно связаны ©
традициями современного советского
народного песенного творчества. В
сущности их даже нельзя раз-
рывать: многие мелодии композитора
так прочно вошли в быт советских
людей, их интонации приобрели на-
етолько всеобщую популаярнесть, что
трудно провести границу между эти-
ми чудесными сочинениями и под-
линным народным творчеством. Да,
кроме того, нельзя забывать и о том,
что мелодий Дунаевского и сами ока-
зываются действенным фактором
Формирования советского народно-
песенного * стиля. Уже одно это 0б-
стоятельство ставит Дунаевского в
первые ряды деятелей нашей музы-
кальной культуры. :
	Но в творческом активе компози-
това не только песни. Он не замы-
кается в рамки какого-либо одного,
пусть и весьма важного, жанра.
Raman кинозритель, вероятно, лом-
HAT развитое симфоническое ветун-
ление, созданное им к фильму «Ry-
банские казаки». Вступление это
вполне могло бы быть самостоятель-
ной концертной пьесой, как и многие
	другив инструментальные музыкаль-
ные эпизоды из ряда других филь-
мов. Они помогают нам 6 большей
глубиной раскрывать на экране об-
разы наших тероев, замечательных
советских людей, строящих комму-
низм. Они помогают нам ярче и кра-
сочнее показать все богатетво нашей
замечательной действительности. —
	А сколько прекрасных музыкаль-
ных комедий Дунаевского идет на
сценах многочисленных театров
страны! ‘Один только’ «Вольный ве-
тер»——это замечательное, маетерекое,
жизнерадостное сочинение — еже-
месячно смотрят сотни’ тысяч зрите-
лей. Будущий историк советской
музыки с большим вниманием будет
изучать творчество Дунаевского ‘в
области музыкального театра. дгро-
мен вклад, сделанный им в становае-
ние и развитие жанра советской му-
зыкальной комедии в театре и кино.

Когда задумаешься над тем. что
является основным качеством музы-
ки Дунаевского, какие образы и эмо-
ции для нее характернее всего, то
всегда вспоминаются слова из песни,
созданной Дунаевским в содружестве
с поэтом В. Лебедевым-Кумачам:
	Нам песня строить и жить‘
помогает,
Она, как друг, и зовет и ветет...
	Музыка эта действительно помо-
гает жить и строить, она зовет к
созидательному творческому труду.
Лизнерадостная, активная, то празд-
нично приноднятая, то лирически
задушевная, но всегда искренняя,
глубоко патриотическая, простая и
пенятная, она давно уже стала дру-
TOM советских людей.
	* онание жизни советского народа.
запросов, пред’являемых им к музы-
кальному искусству, вдумчивое изу-
чение партийных документов по во-
прюсам музыки, по-большевиетеки
воспринятых композитором, помогли
ему преодолеть ‘имевишиеся в его рабо-
тах отдельные ошибки, наносные и
чуждые его творческому облику ваи-
ания.
	На этом пути и достиг он значи-
тельных творческих успехов, став
вомпозитором, которого любит, знает
и высоко ценит советский народ. Нз
этом пути, мы уверены, жлут его
дальнейнгие творческие победы.
	- И, ПЫРЬЕВ,
народный артист СССР.
	Ленинградск
	це премьеры
				Опера Ю. Мейтуса «Молодая гвардия» в Ленинградском академическом Малом оперном театре.
	Во время представления. «Мололюй
гвардии» в Малеготе редко испыты-
ваешь подобные ошущения. 9т0-то и
является ценнейшим качеством ре-
цензируемото спектакля. Артисты
здесь в подлинном емыеле слова. жи-
вут на сцене, и потому веришь их
фразам, жестам. поступкам.
	Лев Толетой писал: «Вели же
воспринимающий чувствует, что то,
что ему показывает художник, мог-
ло бы быть иначе, вилит художни-
ка, — видит произвол его, тогда уж
нет искусства». Зритель на «Моло-
дой гвардии», емотря, например, на
артистку Т. Лаврову в роли Любы
Шевцовой, верит, что эту роль нель-
зя играть иначе, что это именно та
чудееная, залорная Люба, какой
она была в жизни и какой она вы-
ведена в романе Фадеева. Такое же
впечатление остается и от большин-
ства массовых хоровых ецен оперы,
в частности, от второй картины вто-
	рото акта, гле вилишь reper coleu
	He оперных статистов, а живых лю-
	дей. то полавленных евалившимея на
	TO гневных и
своей решимости
	них ТЯЛОНИМ горем,
HEVICDIRUMEIX В

есть элементы, идущие вразрез 6
общим резлистическим планом елек-
тавля. Меньше всего их в захваты=
вающей своей драматической напря-
женностью сцене допроеа. Лишь кое-
где проявляются в ней признаки
налуралистического решения темы.
А во втоюй и ‘третьей картинах
есть элементы символики, абетракт-
ности. Во время пения молохогвар-
дейцев в тюрьме почему-то начина-
ют просвечивать за етеной — кета-
ти, подчеркнуто матерчалой — руки
и головы масеы людей. Очевидно,
это должно символически пояенять,
что песню «Молодой гвардии» елы-
пгит весь’ Краснолон, весь советский
Народ. Но подобный. внешний прием
мало убеждает. Сцена казни все вре-
мя идет при таком слабом оевеше-
НИИ, ЧТО и молологрардейцев и 0е9-
бенно конвопрующих их немцев
Трудно разглялеть. Они кажутся кз-
кими-то бесплотными призраками, 2
это придает нереальный характер
происходящему на сцене. Да, и му-
SHIN этой сцены не являетея смыеё-
ловым итотом величественной это-
пеи о героических подвигах краено-
донцев. В частности, в партий One-
`Т& здесь появляются мягкие лири-
ческие интонации: вряд ли Олег Ко-
шевой лосле всех перенесенных им
нечеловеческих мучений в пред-
смертный чае вел себя так. Наиболее
еильное, выразительное меето в му-
зыке «Мололой гварлии» — волевая,
энергичная песня молодотварлейцев,
Суровая, непреклонная, она. прекрае-
но передает характер  героев-краез
нодонпев. Ее интонации ярки и впе-
чатляютщи, они врезаются в память

после первого же прослушивания.
Почему бы композитору не попы“
TATLCA на основе этой прекрасной
мелодии создать развитое симфони-
ческое заключение оперы? Наеколь-
ко. сильнее и выразительнее была бы

в этом случае последняя картина!
На нал взгляд, и после перерабо-
ток в опере недостаточно показана,
роль партийного руководетва  дей-
ствиями  молодогвардейцев. Еели
образ Валько получил сейчае Soares
развернутую обрисовку, то Проценко
появляется лишь эпизодически в
первой картине, и слушалель быетро
забывзет © нем. Имеются в спектажав
ий другие, более частные недостатки.
Например, мать Олега предетавлена
несколько размягченной, а иной pas
H сентиментальной. Но все эти не-
‚дочеты не заслоняют  главното:
алмюсферы жизненной правдивости,
душевного под’ема, царящего на еце-
не и передающехся в зрительный
Много мыслей вызывает  епек-
такль «Молодая гвардия» в Ленин-
градеком академическом Малом опер-
ном театре. Он заставляет задумать-
ся над тем, какую большую пользу
приносит совместная творчеекая ра-
бота. театра, и композитора, как пло-
дотворно  творчеекое содружество
крупнейпвих драматических режис-
серов с коллективами оперных теат-
ров. Вепоминающть © проблемах му-
зыкального языка советекой онеры,
в частности, о вопросе индивидуаль-
ных характеристик героев... Вебто не
 перечтешь. Хочется думать, что по-
‘становка «Молодой  твардии» в
Малеготе даст основание  развер-
нуть широкую плодотворную диеку*-
сию о насущных вопросах советской
оперы, дискуссию, которую так дав-
HO ждет музыкальная обществене

НОСТЬ.
Ин. ПОПОВ,
спец. корреспондент «Советско-
го искусства».
	тический материал, зачастую лишен-
ный даже речевой индивидуализа-
ции, чрезвычайно  неблатодарен.
Пожалуй, один только молодой зЕтев
В. Отржельчик добилея настоящего
успеха в роли флаг-офицера Сеняви-
Ha — будущего прославленного ад-

мирала.

Значительно ярче-—и` в пъеее и в
спектавле-— разработань образы ма-
тросов Ушакова. Отважные и жизне-
радоетные люди в исполнении авте-
ров П. Панкова, М. Иванова. Н. Семи-
летова обладают выразительными ин-
дивидузльныхи чертами. Суровую
героику образа Тихона Прокофьева,
павтиего славной смертью под внаме-
нами Ушакова, хорошо раскрывает в
спеклакле ажтер А. Четурнов, хотя в
начальных спенах он несколько пуе-
увеличенно изображает этого муже-
ственного воина затравленным и нал-
ломленным.

Важным слатаемым  етектакля
явились декорации  художниюа
J. Попова, проносящие сквозь быст-
ро сменяющиеся картины строгую,
героическую тональность драматиче-
ского произведения, хорошо переда-
ющие неповторимый колорит време-
НИ.

В тесном единстве с замыслом па-
становщика живет в спектакле му-
зыка композитора В. Волошинова.

Большой драматический театр.
правильно поступил, остановив свой
выбор на пьесе А. Штейна «Флаг з-
мирзла». История в этом спектакле
звучит тю-современному остро, храма-
тургу и театру удалось ¢ больной
выразительноетью показать лучиих
людей прошлого, елавных предетави-
телей передовой дореволюционной
России.

Ленинградцы по достоинству оце-
нили этот патриотический  спек-
такль, идущий на сцене Большого
драматического театра, © неизменных
	успехом.

Д. ЗОЛОТНИЦКИЙ.
	t

hamyjas попытка воплотить
бессмертные образы молодогвардейцев
средствами искусства вызывает
опромный общественный резонанс.
Олег Кошевой, Ваня Земнухов, Уля
Громова, Сергей Тюленин давно уже
стали близкими и родными всем со-
ветским людям. Кажлая мать, веро-
Ятно, не раз мысленно ставила евбя
на место Елены Николаевны №оите-
вой, многие юноши, хевушини. хотят
быть такими, как бессмертные repon
Враснолона. И вполне естественно
горячее желание зрителей и слуша-
телей вновь и вновь переживать
судьбу своих любимых героев, ви-
деть их в живопиено-скульитурном
изображении, в сценической интер-
претации, на экране; вполне закон-
HO HX особенно взыскательное OTHO-
шение к этим истолкованиям рома-
на Фатеева.
	Тепло и вместе с тем требователь-
но была встречена общественностью
постановка оперы украинского ком-
позитюра Ю. Мейтуса «Молодая гвар-
дия» в Ленинградском академиче-
ском Малом оперном театре: Особый
интерес этому спектаклю придавало
п то, что Малый оперный театр в
прошлом полу подвергалея еправед-
ливой критике за пренебрежительно-
легкомысаенное отнопгение к работе
над советскими операми. Постановкой
«Молодой гвардии» он как бы cTpe-
милея восстановить свое доброе имя.
	Опера Ю. Мейтуса хорошо иввеет-
нь музыкальной общественности.
Еще в 1947 голу она была поетав-
лена на спене Виевекого театра, опе-
ры и балета. Спектакль этот был с
интересом встречен зрителями и вы-
звал оживленные отклики печати.
Отмечалиеь напевность, эмодиональ-
ная искренность музыки. Наряду ©
этим речь пла и 06 отдельных дра-
матургических дефектах, чрезмерно
лиричном для такого героико-траги-
ческого сюжета характере музыкаль-
ной ‘речи, не всегда жизненно-убе-
дительной обрисовке персонажей.

После постановления ЦЕ ВЕН(б)
«06 опере «Великая дружба» В. Му-
радели» Ю. Мейтуе пересмотрел свою
работу, учтя тавже критику романа
Фодеева партийной печатью. В ре-
зультате им была создана вторая ре-
лакция оперы. В этом виде «Молодая
твардия» несколько месяцев назад
была поставлена на сцене. Оперного
театра города Сталино в’ Донбассе.

Тахим образом в моменту поста
новви в Ленинтралеком Малом отер-
ном театре «Молодая гвардия»
Ю. Мейтуса уже имела евою «био-
трафию». Многие композиторы, му-
Зыковеды, работники музыкальных
театров приблизительно представ:
ляли себе, каким спектаклем
может оказаться постановка оперы
Мейтуса в Ленинграде. Однако все
прогнозы оказалиеь несостоятельны-
МИ, .

С первой же ецены, в первого же
хора девушек «По донецким  сте-
TAM, пою полям, лугам...» зритель по-
чувствовал, что этот спектакль бу-
дет существенно отличаться от обыч-
ных рядовых оперных постановок, и
по мере развертывания действия это
отушение все более и более крепло
в елушателях.

Постановка «Молодой гвардии» в
Малом оперном театре взволновала
аудиторию. С напряженным внима-
нием следили присутствовавтиие за
событиями, происходящими на сце-
не. Вто же основной «виновник»
бурных, восторженных оващий, долго
раздававишихея в зрительном. зале
на премьере 22 апреля?

Обычно, анализируя тот или иной
спектакль, критик, разобрав хостоин-
ств» и недостатки произведения,
	Ната, история знает много слав-
ных героев, до наших дней оетаю-
щихся замечательным примером слу-
жения народу. Люди патриотическо-
ro подвига, они с энергией и
страстью боролись за будущее, порой
‘еще смутно перед ними вырисовы-
вавшееся. Они ‘стояли У колыбели
лучших традиций, живущих поны-
не. ‘и вместе с бессмертными делами
героев их жизнь словно продолжена
во времени.

Русский адмирал Федор Ушаков—
один из них. «Морской Суворов»,
как звали его в народе, подобно
своему легендарному современниеу,
‘являлся одним из передовых люлей
того времени. Его новаторские пре-
образования на флоте, его неотетуи-
ная борьба против вельможно-чинов-
HOH KOCHOCTH HW HASROUGRIONCTBA, CTO
победы во славу pyeckoTo морского
флата, конечно, принадлежат He
только пронглому. Дела Ушакова —
это семена. прорастающие в будущее,
	Придворная знать боялась и ненз-
видела Ушакова, всячески прини-
жала роль великого флотоволца, CH-
лу и значение ето передовой само-
бытной стратегии, неизмеримо пре
восходившей иностранную. Отто
TAR трудно складывалась жизнь
Ушакова, оттого так много крутых
под’емов и поворотов было на -е10
пути. Человек высокой чести и не-
стибаемой воли, он сознавал величие
своих побед, одержанных в открытом
бою с чужеземцами. Тем горше были
для него жестокие притеснения, ис-
пытанные им на родине от всесиль-
вых самодержцев и их ничтожной
челяли. Для Ушакова повсюду был
бой, упорный и напряженный. Й в
этом бою он никогда не складывал
оружия.

Таким он представляется нам и в
пьесе Александра Штейна — здми-
рал, ведущий свой неутомимый бой

на лва фронта. Его врагами высту-
	Ленинградского Малого оперного театра.
	EIATBEI мололотварлеицев — Hero!
	средетвенно шла сцена Олега © ма-
терью, которая не была музыкально
связана с предылущей сценой. Сейчае
эпизод Олега и Е. Н. Кошевой пбре-
несен в конец третьего акта. Здееь
он более уместен, так как вегь тре-
тий акт в целом лиричнее остальных.

Но, конечно, не только переета-
	  POBRU и купюры в музыЕе оперы
	свидетельствуют © большой работе,
проделанной Н. Охлопковым, 9. Гри-
куровым, художником В. Рындиным,
режиссером А. Виреевым, хормейсте-
ром Е. Лебедевым, балетмейстером
Б. Фенстером и другими руководи-
телями спектакля. Естественные,
органичные темпы; точные, целе-
направленные действия артистов 8B
такой «многолюдной» картине, как
сцена поджога биржи; декорации—
то чудесно-поэтичные, то мрачные и
зловещие, но всегда прекрасно тар-
монирующие со сценическим дей-
ствием и дополняющие его: танцы
в сцене на крартиюе у ЁКошевых,
скромные, но необычайно естествен-
ные, лишенные какого бы то ни бы-
ло щеголянья балетной техникой,
столь неуместной злесь, — вее это
говорит о дружной, напряженной ра-
боте всето постановочного  коллек-
Чо касаеётея музыки Мейтуса, то
она ‘уже неоднократно получала
оценку в нечати и была предметом
обсуждения в Союзе композиторов.
Большая часть критических замеча-
ний, высказанных при этом, была
вполне справедливой. Но следует
подчеркнуть, что в этом спектакле
музыка оперы прозвучала особенно
яркю и втечалляюще.  Лостоинетва
ее стали более выпуклыми, а недо-
статюи отступили на второй план.

Из всего сказанного отнюдь He
следует, что постановка «Молодой
гвардии» в Малом оперном театре не
имеет слабых сторон. И © них нуж-
но сказать, тем более, что многие из
	их легко поправимы.
Наибольшие возражения вызыва-
ет заключительный акт. В нем три
	картины: ецена допроса оемнухова,
	Громовой и Стахювича, сцена в THODb-
ме и сцена казни. В важлой из них
	Сцена из спектакля «Молодая гвардия» в постановке

ооо
	кратко оценивает работу режиссера,
дирижера, хуюжника, артистов хо-
ра, оркестра. Трудно, пользуясь этим
методом, тисать рецензию на поста-
новку «Молодой гвардия» в Малего-
те. В самом деле, е чего начинать
разбор этото спектакля? С музыки?
Ho как же можно писать о музыке
Мейтуса, не сказав о том, насколько
помогли раскрытию ее образов ре-
жиссура и исполнение? Оделать ак-
цент на исполнителях? Ho режие-
серская работа Н.П: Охлопкова здесь
так значительна, что обойти ee не-
мыелимо. В таком случае, видимо, в
центре ренензии должна быть оценка
работы режиссуры? Однако вое
наилучиие замыслы даже самого
талантливого режиссер» не лойлут
дю зрителей, если артисты будут
лишь с покорной хололностью испол-
нять ето намерения. ‘

Одной из «вечных» проблем опер-
ного тезтра является проблема так
называемого поющего актера. Под
этим термином понимаетея тот гармо-
ничный синтез музыкального и ак-
терского начала, то ‘единетво выра-
зительных средётв музыки и драма-
тического театра, которое: имело ме-
сто в творчестве крупнейших рус-
ских певцов.и в первую очередь Иа-
лятина. Эти прекрасные традиции
русской классической оперно-испол-
нительской школы развиваются луч-
пкими боветекими певцами. Но редко
в оперном спектакле вое или даже
большинетво исполнителей в равной
степени хоролню поют. и играют на
сцене. Многие из них актерски ве-
дут евою роль либо скованно-статич-
но, либо вымученно-неестественно.
Это ощущается главным образом в
сольных номерах, когда партнеры
артиста, поющего арию или ариозо,
буквально не знают, что им делать
во время длинных пауз в своей нар-
тии. Они либо безучастно стоят,
либо преувеличенно и неубедитель-
но «переживают» развитие действия,
Это, конечно, расхолаживает зрите-
ля, вызывает у него чувство неудов-
летворенноети.
	расправиться в фашиетекими захват-
	чиками. Такой же жизненной убели-
тезьностью проникнуты и многие
другие образы, ‘созданные исполни-
телями этого спеклаюля:
	Совершенно CHO, что подобное
всеобщее воодушевление не мотло ca-
о собой появиться у исполнителей.
Здесь отчетливо видна работа, проде-
ланизя режиссером и дирижером.
Очевидно, что они вложили немало
сил и труха, чтобы сплотить  веех
исполягителей в. елиный ансамбль,
чтобы возможно полнее и глубже ра-
скрыть замыслы композитора.
	Уже при первоначальном  раеемо-
	трении клавира оперы дирижер
9. Гривуув. и постановщик
	Н. Охлопков совместно се композито-
ром произвели отдельные сокращения
в музыкальном тексте, переставили
некоторые номера. Таким образом
было значительно усилено развитие
действия, 050 стало более  целе-
устремленным,  драматичным. Так,
например, в предложенном Ю. Мей-
тусом варианте, вслед за одним из
центральных, наиболее впечатляю-
щих по своему внутреннему драма-
тизму моментов оперы — сцены
	Спектакль о великом’ флотоволце
	°

„Флаг адмирала“
‚А, Штейна
	в Ленинградском Большом
	драматическом театре
имени М, Горького
©
	Неаполь. Место и время действия сме-
HAWTCA B стремительно  чередую-
	шихся эпизодах. А вель почти каж-
	дый из таких эпизодов имеет само-
слюятельное значение заслуживает
	тирокой разработки. © уверенностью
	можно сказать, что центральный
конфликт нимало не пострадал бы,
если бы лраматург ограничил ©в505
	внимание половиной событий пьесы,
	Й в этих пределах можно ADKO
показать самобытный характер ге-
роя и пути его борьбы. От этого, без-
спорно, выиграли бы в своей жиз-
ненной полноте характеристики б0-
вых сподвижников Ушакова, 9ч6р-
ченные в пьесе сплошь и рядом бег-
ло, пунктиром.

Ленинградский Большой драмати-
ческий театр имени М: Горького,
первым поставивший эту пьесу,
верно понял ее достоинства и недо-
статки. На первый план в спектак-
ле выступила тема патриотическоге
подвига Ушакова,  прославившего
русское оружие, Ушаков» — бориу
против рутины и иностранного 3а-
силья во флоте, На сцене с драмати-
ческой остротой раскрываетея кон-
фликт между передовыми людьми
русского флота, во главе Ушако-
вым противоетоящими силам вамо-
державной бюрократии, сословной
знати, иностранной агентуре. В при-
стальном внимании именно к OTOH
ведущей теме-—заслуга постановщя-
ка А. Соколова, пронесшего эту’ тему
Сквозь все эпизоды сиеЕвтакля.
	нают враги России, грозяшие из-за
рубежа. Но врагами его оказываются
	также презренные ненавистники’ на-
	рюда, окопавшиеся при император-
ском дворе, засевшие в адмиралтей-
стве. Жалкие приверженцы иност-
ранных уставов и обычаев, они ста-
вят рогатки на пути новатореких на-
чинаний Ушакова.
	А; Штейн оправданно увидел дрз-
матизм судьбы Ушакова в этой не-
трестанной борьбе: «И вечный бой!
Покой нам только снится», — эти
слова можно было бы поставить эпи-
графом к биографии Ушакова и к
пьесе, написанной: о нем. Разноето-
ронне изображая ‘борьбу своего ге-
роя-—новатора и патриота, лраматург
в то же время тактично оттеняет че)-
TH классовой ограниченности Уша;-
кова, как исторически обусловлея-
ной. Правда, спорной кажетея  по-
пытка автора подчеркнуть сочувет-
	  вие адмизала пугачевскому лвиже-
	нию. Ушаков ‘предстает в пьесе по-
кровителем бывшего. пугачевекого
атамана Тихона Прокофьева, и эта
линия вюжета требует, ‘по крайней
мере, дополнительных исторических
мотивировок-

Надо сказать, что конфликт вели-
кого флотоволца с. самодержавно:
чиновным окружением А. Штейн мог
бы развить значительно  свильнев,
если бы не пытался вместить в тес-
ные рамки сценического действия
чуть ли не все значительные собы-
тия военной биографии тероя. Мы
знакомимся © молодым капитаном
Ушаковым в Херсоне, закладываю-
щим базу военно-морского судостро-
ения на берегу Черного моря. Мы ви-
дим его далее в Севастополе: Уша-
ков демонстрирует перед Екатери-
ной П и Потемкиным искусство при-
пельной стрельбы своих канониров.
Затем — Ilerep6ypr, ocrpos Корфу,
	Роль адмирала играет Н. Ворн. В
многогранном образе, созданном дра-
‘матургом, исполнитель выделяет
черты мыслителя и борца, в стро-
тих и слержанных тонах переда-
ют горение патриотических чувств
героя, ero ‘устремленность KB дей-
ствию, ‘его нетерпимость ко всему
чужому и наносному. Правда, в He-
которых сценах спектакля актер
слишком уж сдержан, порой излит-
не рассудочен. Холодность и 163-
кость, вполне оправданные в столв-
новениях Ушакова с его противни-
ками, неуместны при обрисовке ere
отношений с ближайшими сподвиж-
никами-—боевыми офицерами pye-
ского флота,

Надо думать, что больнюй и слож-
ный 9браз Ушакова булет оботащать-
ся от представления к представле-
нию, приобретая все более вырази-
тельные. черты.

Той полноты хуложественной ха-
	фрактеристики, которой покь ещене-
	достает Н. порну, в болыной ‘мере
удалось достигнуть А. Ларикову, иг-
рающему роль Потемкина. Сочный
бытовой рисунок Ларикова, He рас-
ходящийся © исторической правдой,
столь выразителен, что юбраз этот
временами как бы затеняет другие
персонажи.
	«Флаг алмирала» в Большом ра-
матическом театре— спектакль юет-
рых и точных портретных xapat-
теристик. Наиболее интересны юбра-
зы врамв Ушакова — Павла Т
(С. Рябинкин), адмирала Нельсона
(В. Софронов), леди Гамильтон
(Н. Ольхина), трафа  Мордвинова
(Г. Петровский). В более трудном
положении оказались актеры, испол-
няющие роли боевых. соратников
адмирала: отпущенный им драматур-