Окт

9 5 0 года
	на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1
	‚ Успешное внедрение новой техники позволило в боль-.
ших масштабах. провести дальнейшее техническое пере-.
	вооружение народного. хозяйства и повысить. уровень
механизации трудоемких и тяжёлых работ. ‘Наряду
с этим, технический прогресс, повышение квалификации
наших кадров и творческая инициатива рабочих, инже-
неров и техников обеспечили значительный рост произ-
водительности труда.

Пятилегним планом был предусмотрен рост произво-
дительности труда в промышленности в 1950 году по
сравнению с довоенным уровнем на 36 процентов. Фак-
тически производительность труда рабочих в промы!-
ленности в третьем квартале 1950 года была выше
довоенного уровня более чем на 40 процентов. В про-
мышленности проводится основательная работа по эко-
номии сырья, материалов, топливаги электроэнергии,
улучшению использования производственных плоша-
дей, по ускорению оборачиваемости оборотных средств.
В результате этого выполняются и перевыполняются
	установленные Правительством планы по снижению
	‚ себестоимости промышленной продукции.
	Железнодорожный транспорт также, как и промыне
ленность, работает на уровне, превышающем задания
пятилетнего плана. Пятилетним планом было преду-
смотрено на 1950 год увеличить грузооборот железно-
	дорожного транспорта по сравнению с довоенным ва.
	28 процентов. За 10 месяцев текущего г
оборот превысил довоенный уровень более
	процентов. Увеличен и обновлен парк локомотивов и.
	вагонов и.создана база отечественного электроЕозо- и
тепловозостроения.

Значительные успехи достигнуты в сельском хо-
зяйстве. В текущем году валовой урожай зерновых
культур составит 7 миллиардов 600 миллионов пудов
и превысит уровень довоенного 1940 года на 300 с лиш:
ним миллионов пудов. При этом валовой урожай пше-
ницы превышает урожай 1940 года на 340 миллионов
пулов.

Валовой урожай хлопка превысит урожай 1940 года
более чем на 40 процентов. Увеличилась урожайность
сахарной свёклы. Сахарной свёклы в текущем году
будет собрано, как минимум, на 25 миллионов центне-
ров больше, чем в 1940 году:

Успешно выполняется принятый в 1948 году план
	‘лолезашитнвых лесонасаждении, внедрения травсполь-
	ных севооборотов, строительства. прудов и водоемов
в степных и в лесостепных районах Европейской части
Союза. За два года лесные насаждения произведены
на площади 1 миллион 300 тысяч гектаров; в колхозах
и совхозах этих районов построено. несколько: тысяч
прудов и водоёмов. а

В августе этого года принято важное решение о пе-
реходе на новую систему орошения на площадях, пре-
вышающих 4 миллиона 300 тысяч гектаров. Преду-
сматривая устройство временных оросительных. кана-
	лов вместо постоянных, которые затрудняли примене-
	ние современной машинной техники земледелия, новая
система орошения позволит увеличить размеры полив-
ных участков и значительно повысить производитель-
ность труда в орошаемом земледелии.

В текущем году усилия Партии и Правительства бы-
ли направлены на решение центральной задачи в 0б-
	ласти сельского хозяйства — на всемерное развитие
	животноводства. Выполняя трехлетний план развития
обшественного колхозного и совхозного продуктивного
животноводства, колхозы и совхозы добились серьёз-
ного увеличения поголовья скота и повысили его’ про-
дуктивность. .

Наше животноводство сильно пострадало во время.
войны. В важнейших сельскохозяйственных районах о
страны-—на Украине, Северном Кавказе, Белоруссии, в
Центрально-Чернозёмных областях поголовье скота,
кроме небольшой части эвакуированного на восток и
укрытого населением, было полностью уничтожено. По-
страдало во время войны животноводство и в других
районах страны. Несмотря на это, в настоящее время
не только. полностью восстановлен довоенный ‘уровень
общественного продуктивного животноводства, но И В
значительных размерах этот уровень превзойден. По-
головье крупного рогатого скота в колхозах в настоящее
время больше, чем до войны, на 38 процентов, овец и
коз — на 65 процентов, свиней — на 55 процентов. Кол-
хозы и совхозы добились значительного увеличения по-
головья племенного скота,

В колхозах и совхозах осуществляются крупные ме-
роприятия по строительству благоустроенных животно-
водческих помещейий и по созданию кормовой базы для
животноводства — осваиваются специальные кормовые
севообороты, расширяется тразосеяние, увеличивается
производство силосных культур и кормовых корнепло-
дов, внедряются в производство новые высокоурожай-
ные кормовые культуры — суданка, сорго и другие.

Увеличение производства зерновых и Технических
культур и рост продукции животноводства создают
прочную сырьевую базу для дальнейшего под’&ма лёг-
кой и пищевой промышленвости.

Партия и Правительство оказывают большую по-
мощь/колхозам, совхозам и машинно-тракторным стан-
циям. Сельское хозяйство в большом количестве во-
оружается разнообразной машинной техникой. Нашя
тракторные заводы и заводы сельскохозяйственного
машиностроения были разрушены во время войны;
теперь они все восстановлены и вместе с вновь постро-
енными заводами дают в текущем году сельскому хо-
зяйству: тракторов в переводе на’ 15-сильные — в
4 раза больше, чем в 1940 году, комбайнов — в 3,3
раза, плугов тракторных — в 4 раза, сеялок трактор-

ных — почти в 6 раз, культиваторов тракторных — 6o-
лее чем в 3 раза. ]

Химическая промышленность всё в больших разме-
рах снабжает сельское хозяйство минеральными удо-
брениями. В текущем году сельское хозяйство полу-
чает фосфорных, калийных и азотных удобрений почти
в два раза больше, чем в 1940 году.

Ведение крупного коллективного хозяйства, осна-

` щённого передовой техникой, требует знания SKOHO-
мики колхозного производства, знания основ агротех-
ники и механизации. Из среды колхозников выдвину-
лись замечательные организаторы, руководители н
мастера сельского хозяйства. Но на этом нельзя успо-
каиваться. Поэтому Партия и Правительство ставят
задачу дальнейшего укрепления колхозных кадров,
внедрения в колхозное производство и в практику ра-
боты машинно-тракторных станций достижений науки
н передового опыта в сельском хозяйстве.

Под’ём народного хозяйства сопровождается увели-
чением национального дохода и дальнейшим ростом
материального благосостояния и культурного уровня
нашего народа.

В капиталистических странах львиная доля нацио-
нального дохода; создаваемого трудящимися, присван-
вается эксплуататорскими классами. В советской со-
циалистической системе хозяйства национальный доход
лостаётся трудящимся и распределяется не в интересах
обогащения эксплуататорских классов, а в интересах
систематического повышения материального  положе-
ния рабочих, крестьян и интеллигенции и расширения
сониалистического производства, Поэтому рост нацио-
нального дохода в советской стране является наиболе»
	Доклад Н. А. БУЛГАНИНА
		Товарищи!

Сегодня народы Советского Союза празднуют три-
дцать третью годовшину Великой Октябрьской социа-
листической революции, положившей начало новой
эпохи, эпохи освобождения трудящихся от капитали-
стического рабства:

Октябрьская революция вызвала к жизни небывалую
творческую энергию и инициативу: нашего народа. Ру-
ководимые коммунистической партией, советские люди
показали невиданный героизм как в мирном труде, так
и в военной защите своего Отечества. Преодолев серь-
ёзные трудности на своём пути, советский народ в ко-
роткий исторический срок создал советский социалисти-
ческий строй и ныне уверенно идёт к великой цели —
коммунизму.

Возникший в результате победы Октябрьской рево-.
люции наш советский строй оказывает большое преоб-
разующее влияние на развитие всей мировой истории.
Принципы, провозглашённые Октябрьской революцией,
	обобщающим и ярким показателем роста . материаль*
ного благосостояния трудящихся масс.

Пятилетним планом было определено, что об’ём
национального дохода в 1950 году должен превысить.
довоенный уровень на’ 33 процентов. Уже; в 1949 году
наниональный доход Советского Союза почти достиг.
этого уровня, а в’ 1950 году национальный дохол пре-.
высит довоенный уровень `в сопоставимых певах более
чем на 69 процентов, то-есть ‘значительно больше, чем.
это предусмотрено пятилетним планом.

Советское Правительство, как известно, осуществило
денежную реформу и в 1950 году произвело третье. по
счёту снижение розничных цен на товары массового’
потребления. Это привело-к еше большему укреплению.
советского рубля, к повышению его покупательной спо:
собности, Доходы рабочих и служащих, по расчёту на,
одного работающего, увеличились В сэпоставимых це-
нах ешё в 1949 году по’ сравнению с довоенным уров-
нем на 24 процента. Доходы ‘крестьян увеличились со-
ответственно более чем на 30 процентов. В текущем
голу происходит дальнейший рост реальной заработной
платы рабочих и служащих и увеличение доходов.
крестьян. : a

В нашей стране, как известно, нет безработицы. Чис
ленность рабочих и служаших в-наредном хозяйстве
непрерывно. растёт и в настоящее время превышает.
довоенную численность на 29 ‘процента. oe

Улучшение материального положения трудящихся
находит своё выражение ‘в росте покупательной спо-
собнасти_ насвления и увеличении `оборотз торговли.
		i

в государственные и кооперативные магазины для про*
пажин населению, не считая местных ресурсов, мяса
и мясных продуктов на 35 процентов болыше, чем 0
войны, рыбы на 53 процента, масла и других жиров на
60 процентов, сахара и кондитерских изделий более
чем на 30. процентов, хлопчатобумажных, шерстяных,
шёлковых и льняных тканей. на 38 процентов, обуви на
35 процентов, чулочно-носочных изделий на 37. про:
центов, мыла на 31 процент.

Народное потребление сейчас значительно превы-
тает довоенный уровень.
	Партия и Правительство считают делом первосте-
пенной важности всемерное увеличение жилищного
фонда страны, и в частности, оказание помощи рабо-
чим; крестьянам и интеллигенции в индивидуальном
жилишном строительстве. За 4 года и 10 месяцев
послевоенной пятилетки восстановлено и Построено
жилищ общей площадью около 90 миллионов квадрат-
вых метров. В сельских местностях за это же время
восстановлено и построено свыше 2,5 миллионов жилых
домов. Эти цифры говорят о значительном об’ёме жи-
лищного строительства в нашей стране. Однако планы
жилищного строительства не везде выполняются пол-
ностью. Жилые дома в городах и на селе строятся мед-
ленно и всё ещё дорого.
	Правительством расходуются большие средства на
социально-культурные мероприятия. В послевоенные
годы в нашей стране восстановлены и построены ты-
сячи новых школ, библиотек, детских учреждений и
большое количество больниц, санаториев, домов от-
дыха, клубов, театров и кино.

В начальных, семилетних и средних школах, техни-
кумах и других средних учебных заведениях учится
37 миллионов человек. В высших учебных заведениях
обучается 1 миллион 230 тысяч студентов, что болев
чем на 400 тысяч превышает их довоенную числен-
НОСТЬ.

Успешно развиваются советская литература и ис-

кусство, котсрые служат у нас интересам народа и’

являются важным средством коммунистического вос-
питания советских людей.

Выросла сеть каучно-исследовательских учрежде-

ний. Сделаны новые крупные шаги в разрешении за-.

дачи, поставленной товарищем Сталиным перед со-
ветскими учёными: «не только догнать, но и превзойти
в ближайшее время достижения науки за пределами
нашей страны». Вслед за раскрытием секрета атомной

энергии наши учёные многими другими крупными ра-°

ботами и открытиями содействовали техническому про-
грессу, выполнению и перевыполнению наших народ-
нохозяйственных планов.

Проведенные в этом году творческие дискуссии по

вопросам языкознания и физиологии двинули вперёд.

развитие нашей советскей науки.

Исключительно важное значение имели выступления
товарища ` Сталина в дискуссии по вопросам языко-
знания, обеспечившие крутой перелом, прежде всего,
в этой отрасли науки. Показав, что наука не может
развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без сво-
боды критики, без замены устаревших формул и вы-
водов новыми, товарищ Сталан открыл для всей с0-
ветской научной мысли широкие просторы в решении
новых задач, стоящих перед нашим государством.

Говоря о наших успехах в области хозяйственного
и культурного строительства, нельзя не сказать о на-
ших славных Вооружённых силах, о нашей Армии,
Авиации и Военно-морском флоте. Выполняя с честью
свой воинский долг, они надёжно стоят на страже мира

и безопасности нашей Родины. (Продолжительные

аплодисменты ) .

Товарищ Сталин учит, что при коммунизме народное
хозяйство, организованное по плану, будет базиро-
ваться на высшей технике как в области индустрии,
так и в области сельского хозяйства. Стало быть нам
необходимо организовать дальнейший новый под’ём
советской экономики, ещё больше повысить техниче-
скую вооружённость всех отраслей хозяйства и добить:

ся дальнейшего развития производительных сил стра-
НЫ. ‘

В свете этих задач, стоящих перед советским HAapo- -

дом, огромное значение имеют решения Правительст-
ва о строительстве Куйбышевской и Сталинградской
гидроэлектростанций на Волге, Главного Туркменско-
го канала Аму-Дарья — Красноводск, Каховской гид-
роэлектростанции на Днепре, Южно-Украинского и Се

веро-Крымского каналов. По своим масиьтгабам, техни-

ческому замыслу и срокам осуществления эти строй-
ки являются подлинными стройками коммунизма,
Каждая из них включает в себя гидроэлектростанции,

плотины, каналы, водохранилища, системы орошения.”

Новые стройки представляют собою сложный ком-
плекс технических сооружений. Строительство таких
сооружений возможно только в нашей стране, в усло-
виях планового социалистического хозяйства.

Вновь создаваемые четыре гидроэлектростанции
будут иметь общую установленную мощность свыше
4 миллионов киловатт и дадут в средний по водности
год 22 миллиарда киловатт-часов электроэнергии,
то-есть в одиннадцать с лишним раз больше того ко:
личества энергии, которое в 1913 году вырабатывал
все электростанции царской России.

Куйбышевская и Сталинградская гидроэлектростан-
ции позволят в полной мере обеспечить электроэнергией
Москву и более быстрыми темпами развивать .эконо-
мику Поволжья‘и районов Центрально-Чернозёмных

.
	(Продолжение на 3-й стр.).
	об’единяют ныне могучий лагерь социализма и демо-
кратии, возглавляемый Советским Союзом. Мы по пра-
ву отмечаем это как победу идей марксизма-лениниз-
ма. .

Всем ходом событий подтверждена правильность
	марксистско- -ленинского учения’ ‘0 неизбежной _ гибели:

ма §$;# www i._£....o
	ОВ ЗЕ и о бал, ПА:

капитализма, вступившего на рубеже ХХ и ХХ веков
	‚в последнюю стадию своего развития — стадию имне-
	риализма. Подтвердился научный вывод марксизма-
ленинизма о том, что рабочий класс ‘во главе с револю-
ционной марксистской партией является силой, способ-
ной поднять трудящихся на освобождение от капи-
	TaNH3Ma, BSHTb Ha себя государственное руководство
	обществом.и осуществить благородную цель построе-
ния соцйализма. На опыте строительства советского
государства, показывающего пример братского сотруд-
ничества наций, народы других стран убеждаются в
	‘превосходстве социализма над капитализмом, в право-
Tes жизненной силе марксизма- -ленинизма,
	Исторические успехи Советского Союза
по линии его внутреннего развития
	Тридцать третью годовщину Великой ‘Октябрьской
социалистической революции советский народ встречает
большими успехами во всех областях политической, X0-
зяйственной и культурной жизни.
	Главный итог, с которым мы пришли к годовщине
Октябрьской революции, состоит. в том, что ещё более
возросла и укрепилась политическая и экономическая
сила Советского социалистического государства. За
послевоенные годы не только среди советских людей,
но и среди трудящихся других стран, ещё более под-
нялся авторитет советской власти — самой демократи-

ческой власти в мире, пользующейся полным доверием.

и любовью своего народа. Наш’ советский строй обез-
печивает активное участие в государственной и обще-
ственной жизни широчайших народных масс и служит

наилучшей: формой развития ‘их творческих сил. Руко--

водящей и направляющей силой нашего государства
является коммунистическая партия, политику,’ которой
советские. люди считают своей политикой, видя в ней
воплощение своих интересов. В мире нет HH одного
буржуазного правительства, внутреннее политическое
положение которого было бы также прочно и незыбле-

мо, как прочно и незыблемо положение Советского.
	Правительства. (Аплодисменты).
	Успехи, достигнутые Советским Союзом в годы мир-
ного развития, ещё более укрепили в нашем народе
чувство советского патриотизма, сила которого, как
учит товарищ Сталин, состоит в том, что он имеет своей
основой не расовые или националистические предрас-
судки, а глубокую преданность и верность народа свбей
Родине, братское сотрудничество трудящихся всех на-
пий нашей страны. :
	В созидательном труде на благо’ социалистической
Родины развиваются и крепнут братское сотрудниче-
ство и дружба народов нашей страны. При поддержке
всего Советского Союза поднялось из руин и быстро
двинулось вперёд хозяйство районов, подвергавшихся
вражеской оккупации. В дружной семье народов все
наши республики добились за последние годы немалых
политических, хозяйственных и культурных успехов.
	В борьбе за осуществление великих целен коммуни-
стического строительства неуклонно крепнет ‚ мораль-
но-политическое единство советского общества, тесно
сплоченного вокруг партии и советской власти. Об
этом убедительно говорят итоги выборов Верховного
Совета СССР и Верховных Советов национальных
республик, происходивших в`послевоенный период ‘и
приносивших блестящую победу сталинскому блоку
коммунистов и беспартийных. ,
	Преимущества советского общественного и госу-
дарственного строя, с исключительной силой сказав-
шиеся в годы войны, столь же плодотворно проявля-
ются и в условиях мирного развития.
	Основой хозяйственной и культурной деятельности
советского нарола в послевоенный период был пяти-
летний план восстановления и развития народного
хозяйства страны на 1946—1950 годы, принятый вско-
ре после окончания Великой Отечественной войны, Са-
мой тяжёлой из всех войн, когда-либо пережитых на-
шей Родиной. Материальный ущерб, причинённый вой-
ной нашей стране, был настолько серьёзен, что наши
враги строили на этом свои корыстные расчёты. Они
надеялись, чтс мы не сможем своими силами выбрать-
ся из послевоенных затруднений. Однако, их расчёты
оказались несостоятельными. Советский Союз нашёл
у себя силы и возможности для того, чтобы не только
залечить раны, нанесенные войной, но и организовать
дальнейший мошный под’ём промышленности и. транс-
порта, сельского хозяйства, культуры и материального
благосостояния трудящихся.

Советский народ воспринял пятилетний план как
боевую программу, отвечающую его кровным интере-
сам, и с воодушевлением взялся за претворение этого
плана в жизнь. Руководимые коммунистической пар-
тией, советские люди не жалели сил и труда в борьбе
за выполнение и перевыполнение послевоенной пяти-
летки. В эти годы вновь проявились замечательные ка-
чества и творческие силы советского народа, ешё более
выросла политическая сознательность и общественная
активность советских людей.

Послевоенная пятилетка — это новый славный этап
в развитии нашей страны.

Основные задачи пятилетнего плана состояли в том,
чтобы восстановить пострадавшие районы страны, вос-
становить довоенный уровень промышленности и сель-
ского хозяйства и затем превзойти этот уровень в зна-
чительных размерах. С чувством гордости за нашу
великую Родину мы можем сказать сегодня, что эти
залачи пятилетки успешно выполнены. (Аплоди-
сменты).

Пятилетним планом было установлено, что продук-
ция всей промышленности Советского Союза в 1950
году должна увеличиться на 48 процентов по сравне-
нию с предвоенным 1940 годом. Этот уровень производ-
ства не только достигнут, но и значительно превзойдён
нашей промышленностью. Как известно, уже в четвёр-
том квартале 1949 года среднемесячный выпуск вало-
вой продукции превзошёл уровень 1940 года на 53 про-
цента. В текущем году об’ём промышленного производ-
ства увеличился ещё более. Довоенный уровень по вы-
пуску валовой продукции промышленности превышен
за десять месяцев 1950 года на 70 процентов. (Апло-
дисменты).

Высокие темпы роста промышленного производства
и развития всех отраслей народного хозяйства обеспе-
чиваются значительным об’ёмом капитального строи-
тельства. За истекший период послевоенной пятилет-
ки восстановлено и вновь построено около шести тысяч
промышленных преднриятий, не считая мелких государ-
ственных и косперативных предприятий.

Промышленность районов, пострадавших от войны,
не только полностью восстановлена, но и значительно
	расширена на основе, новой и Gouee COBPeMCHHOK тех-

НИКИ.
Успешно осуществляется задача первоочередного

восстановления и развития тяжёлой промышленности.
	Залания пятилетнего плана по развитию черной ме-
	таллургии. перевыполнены. Шо пятилетнему плану В
1950 году должно быть произведено чёрных металлов
на 35 процентов больше, чем в 1940 году. За 10 меся-
цев текущего года производство чёрных металлов пре-
высило довоенный уровень на 44 процента, в том числе
выплавка ‘чугуна — на 28 процентов, выплавка стали—
на 48 процентов и производство проката — на 58 про-
центов.
‚Чтобы добиться этих результатов, нашим  металлур-
гам и строителям прашлось немало поработать. Как
известно, во время войны металлургическая проемыш-
ленность Юга была полностью разрушена. Теперь она
вся восстановлена на новой технической базё и даёт
	‘металла болыше. чем до войны. (Аплодисменты). Про-
	должалось дальнейшее развитие чёрной металлургии в
восточных районах страны. Уровень производства про-
ката в этих районах выше довоенного в два с полови-
ной раза.

`В соответствии © заданяями пятилетнего плана в об-
ласти цветной металлургии значительно расширено
производство‘ цветных и редких металлов: алюминия,
олова, никеля, меди, свинца, цинка, магния, вольфра-
мового и молибденсвого концентратов.

Перевыполнено задание пятилетнего плана’ по’добы-
че’‘угля. *, . ee ЗИ

По пятилетнему плану добыча угля в 1950 году
должна была возрасти на 51 процент против 1940 года.
За десять месяцев текущего года добыча угля превы-
сила довоенный уровень’на 57 процентов и по размерам
	добычи Советский Союз вышел на второе место в мире.
	(Аплодисменты). ‘
Восстановлена вся Угольная промышленность Дон-
басса, полностью разрушенная во время войны. Шахты
Донбасса в настоящее время дают угля больше, чем до
войны, и больше, чем предусмотрено пятилеткой. Дон-
басс вновь является самым крупным и наиболее меха-
низированным угольным! бассейном страны.
Подмосковный бассейн, который также был полно-
стью разрушен, даёт сейчас угля в три раза больше,
	чем ло Войны.
		Наряду с восстановлением Донбасса и Мосбасса
продолжалось развитие угольной промышленности на
Урале, в Кузбассе, в Карагандинском бассейне и в дру-
гих восточных районах страны. На востоке в настоя-
щее время добывается угля в два с лишним раза боль-
ше чем в довоенное время. Перевыполняется задание
пятилетнего плана по расширению новой угольной базы
для районов: Севера и Ленинграда-—Печорского уголь-
	‚ного бассейна. Осваиваются новые угольные месторож-
	дения в других районах страны.
‚ Успешно развивается .наша нефтяная промышлен:
ность. Задание пятилетнего плана по добыче нефти пе-
ревыполнено. Пятилетним планом предусматривалось
увеличить в 1950 году добычу нефти против довоенной
на 14 процентов; За десять месяцев этого года добыча
нефти превысила довоенный уровень на 21 процент.
Полностью восстановлена и технически перевоору-
жена разрушенная во время войны нефтяная промыш-
ленность Майкопского и Грозненского нефтяных рай-
онов и нефтяная промьшиленность Западной Украины.
Серьёзно возросло значениё новых нефтяных рай-
онов на востоке; Созданы новые крупные нефтяные про-
мысла и нефтеперерабатывающие заводы в Башкирии,
Быстро развивается ‘добыча и переработка нефти в
Куйбышевской области, в Туркменской, Узбекской и

$
	Казахской республиках. Открыты новые крупные неф-
тяные месторождения в Татарской республике. Ведутся.
	большие работы по развитию добычи нефти на Саха:
	лине. Удельный вес восточных районов в общей добыче»
	нефти по Союзу увеличился до 44 процентов против
12 процентов в. 1940 году,

Нефтеперерабатывающая ^ промышленность техниче-
ски перевооружена, освоила и производит новые сорта
высокооктанового авиабензина‘и других видов горюче;
го и масел. .

Выработка электроэнергии в последнем году пятилет-
ки должна была увеличиться по сравнению с довоенной
на 70 процентов, а фактически она возросла на 87 про-
центов. В районах, пострадавших от войны, где элек-
тростанции были полностью разрушены, мощность их
и выработка электроэнергии в настоящее время превы-
сили довоенный уровень.

Быстрыми темпами развивается машиностроение.

Успешно выполняются задания пятилетнего плана по
производству машин, механизмов и приборов. Пятилет-
ним планом было предусмотрено узеличить выпуск
оборудования ‚в 1950 году в два раза по сравнению
	с довоенным. 3a десять месяцев текушего года. продук-.
	ция машиностроения ‘превзошла довоенный уровень в
2,2 раза. При этом производство металлургического
оборудования увеличилось в 5 раз, выпуск паровых
турбин — в 2,5 раза, крупных электромоторов — в
5 раз, нефтеаппаратуры — более чем в 3 раза, экскава-
торов — в 13 раз. . ‘

За последние. годы советские машиностроители, опи-
раясь на достижения отечественной науки, создали и
освоили много новых современных типов машин и ме-
ханизмов.

За годы пятилетки значительно улучшилось исполь-
зование оборудования в промышленности, Например,
доменные печи используются лучше, чем в довоенное
время, на 25 процентов, а мартеновские печи — на 32
	процента. Скорость эксплуатационного бурения нефте-
	скважин по сравнению с довоенной увеличилась Ha
	43 процента. Однако, как показывает опыт передовых.
	рабочих, передовых предприятий и цехов, имеются еще
большие резервы и возможности для более производи-
тельного использования оборудования.