СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	драматургии _
	уголь драматург нам только сообщает
под занавес. А там, где главное в дра-
ме только сообщается, & не показы-
ваюгся, там и характеры неизбежно
теряют свою глубину, там изображе-
вие характера чаще всего подменяет-
ся поверхностным  схематизмом или
демонстрированием внешней харак-
терности.

Когда смотришь сцены  пъеы
Н. Винникова «Чаша радости», побЗ-
зывающие стахановцев Оверю и Атад-
жанова, невольно рождаетея подозре-
ние, что в какой-то момент талантли-
вый драматург поечитал недостаточ-
ной силу заключенной в пьесе поэзии
и правлы жизни и решил «подогреть»
зрительский интерес, «оживить» пье-
су. Оверю и Атаджанова  драма-
тург наделил своеобразным акцентом,
странностями фарсовых персонажей,
комической глуповатостью поведения
при встречах с колхозницей Marpe-
ной. Они одновременно влюбляются в
одну и ту же женщину, одновремен-
но решают преподнести ей подарки,
одновременно узнают в тщетности
своих притязаний. В их диалогах поч-
ти постоянно’ чувствуется авторекое
старание смешить зрителя. И это ста-
рание портит все дело: котда Оверя
и Аталжанов выходят на просцениум
или сцену. получается аттракцион:
вместо естественного развития дейет-
вия пьесы драматург обыгрывает
странности и заблуждения своих ге-
роев.

При отборе индивилуальных ‘черт
характера и конкретных деталей лра-
матургического действия нельзя ни
на минуту забывать об идее образа,
© сверхзалаче произведения. По-на-
стоящему заживет на сцене только
такля деталь, которая необходима хля
полноты общето. И по-настоящему
индивидуален будет только тот персо-
наж, в обрисовке которого He чув-
ствуетея стараний драматурга ис-
кусственно его инливилуатизировать,
в обрисовке которого каждая деталь,
каждая подробность целесообразно и
естественно служат общему илейному
замыслу автора. опирающемуся wa
глубокое понимание жизненной прав-
ды и логики ‘изображаемого хараж-
тера.

Умение драматурга отличить ey-
щественное от второстепенного. важ-
ное от незначительного, общезначи-
MOO от УЗко-личного. — важнейшее
условие создания правхивого типиче-
ского образа. Драматург, который не
способен осмыелить частное явление
в свете общих законов и тенденций
исторического развития, неизбежно
снижается ло изображения маленькой
эмпирической правдочки отдельных
явлений и фактов: такой художник не
способен подняться до понимания и
изображения большой правды в с9-
ветской жизни,

Художественный талант — это не
только мастерское владение языком и
приемами , художничесвого ‚ремесла
талан-— эт прежде всего умение
чувствовать, видеть и воспроизводить
большую правду жизни во всем мно-
гообразии ее конкретных проявлений,
во всей глубокой динамике ee общих
процессов и закономерностей. Чтобы
написать полноценное драматическое
произведение, нало увидеть и понять
развитие изображаемой жизни,—что
в ней отмирает, что нарождается,
что принадлежит дню вчерашнему и
что—завтрашнему. Отеутетвие или
притупление чувства новом  неиз-
бежно ведет драматурга к ремеелен-
ничёству, к поверхностному сочини-
тельству, к шаблону.

Выбор типической ситуации, ти-
пического конфликта нельзя ограни-
чивать догматическим пониманием
тинического только как часто встре-
чающегося, привычного. Требование
соцналистического реализма изобра-
жать жизнь в ев революционном раз-
витии означает, что художник дол-
жен уметь показывать не только То,
что уже стало типическим сегодня,
но и то, что наверняка станет типи-
ческим завтра. ,

Успехи советской драматургии по-
следних лет — достаточно яркое CBH-
детельство того. что нашей драматур-
гии в целом . присуще воспитанное
партией умение чувствовать живой
пульс современности, стремление изо-
бражать решающее, главное в жиз-
ни — то, в чем всего полнее обнару-
живается движение этой жизни впе-
ред.

Характерно, что большинство пьес
о рабочем классе, написанных в нос-
ледние годы, посвящено созданию и
внедрению в производетво новой тех-
ники, новатореких метолов работы, —
именно об этом рассказывают в своих
новых ньесах А, Крон, А. Суров,
А. Салынский, С. Клебанов и А. Марь-
ямов, И. Пырьев и бр. Тур, Ю. Чепу-
рин и др. Художественное воспроиз-
ведение борьбы новаторов за вчедре-
ние новой техники и новых методов
труда, отображение процессов созда-
ния материально-технической базы
коммунизма позволяет драматургам
полнее, глубже раскрыть характер
советского человека, его духовный
рост, его патриотическую  целе-
устремленность и коммунистическую
идейность. А изображение советского
человека, ето трудового творчества
— главное, что определяет пафос и
жизненную силу современной совет-
ской драматургии.

Всей практикой советской лрама-
тургии доказано, что только глубокое
знание жизни вооружает драматурга
умением отбирать в жизни и изобра-
жать в драме типическое, характер-
ное. Поучителен в этом отношении
успех молодого лраматурта А. Салын-
ското. пьесу которого «Дорога  пер-
вых» ставят сейчас в ряде театров.

Сила пьесы А. Салынекого в том.
что она правдиво показывает типи-
‘ческие явления нашего сегодня, ти-
‘пические характеры советских лю-
` дей. налних современников. Глубоко
современен Илья Буторин, создающий
вместе < инженером Никоновым но-
вую электробуровую машину. Это
стахановец, хорошо понимающий. еи-
лу смелой научной мысли, помножен-
ной на опыт. Он занимается в` ин-
ституте и одновременно проходит
«горняикий университет» ‘на прак-
тической работе. Это — герой налие-
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
	медалями

06 индивидуальном
	ты, присущие лишь советским людям,
людям великой сталинской эпохи,
сумели увидеть в своих героях авторы
фильма и ярко осветить их еветом
паттийной публицистики.
	Вот создатели горного комбайна. Но
комбайн создали не только эти инже-
неры, которых мы видим в тихих 3а-
лах конструкторекого бюро. Шесть
тысяч помощников у них — шесть
тысяч горняков внесли свои пред-
ложения, улучшающие работу ком-
байна и самую его конетрувцию. =

И все же таких людей, как, комбай-
нер Павел Десятериченко, не улов-
летворяет обычная работа, этой силь-
ной машины, и он <оздает свой Me-
TOI, благодаря которому перестроен
Bech ‘технологический процесе не
только на одной шахте, но и цо всему
Донбассу.

Такими фактами, раскрывающими
процесс стирания вековой грани меж-
ду трулом умственным и физическим,
авторы подчеркивают ведущую тему.
своето произведения — воммуниети-
ческое отношение советских людей к
труду. Ведь это та животворная сила,
которая подняла Донбасс из руин, из
черного хаоса обломков, который еще
недавно царил на шахте «Кочегар-
та».

Глубокое волнение охватывает,
котла смотришь кадры из киноле-
тописи; шахта, залитая водой, сло-
манные крепления, развалины... Глу-
боко волнуют приведенные в диктор-
ском тексте слова» шахтера, который
сказал в те горестные дни: «Береги-
те этот кинодокумент! Когда мы воз-
родим налг Донбасс, когда, все тут бу-
дет еще богаче и кралие, чем было до
войны, вы покажете эти кадры всему
миру: пусть знает мир, что мы умеем
хорошо воевать и хорошо строить,
пусть знает мир, на что способен cO-
ветский шахтер сталинской эпохи!».
Й возрожденная «Кочегарка», кото-
рую хочется назвать Дворцом  ин-
дустрии, и все, что мы видим в Филь-
ме, убедительно показывает, на что
способны мужественные = солдаты
мира.

Ряловые воины великой армии ми-
ра! Им посвящены документальные
очерки, вынушенные Ленинград-
ской студией кинохроники. Филь-
мы «Содружество», «Сила примера»,
«Шефетво мастера» и MpyrHe PaccRa-
зывают о делах тех, кто горло несет
вахту мира, кто нелавно в качестве
посланцев народа участвовал во Все-
союзной конференции сторонников
мира. Мы видим ленинградского ‘TO.
каря Василия Бирюкова, перелающе-
го мололежи ©вое высокое мастерство,
и згатных обувшии Москвы и Ленин-
града — Лидию Корабельникову и
Ольгу Муштукову. Перед нами —
ученые и стахановцы, создающие в
содружестве науки и практики новые
агрегаты и новые метолы высокопро-
изводительного труда. Мы видим, каБ
совершают трудовые полвиги простые
советские люди и во имя чего эти
подвиги совершалотся. Е

Авторы очерков придерживались
строгой локументальности, но В ©а-
мих документах оказалось столько
разнообразных красок, что произве-
ления зазвучали с большой художе-
ственной силой. А котла с экрана
раздается голос Лидии Корабельнико-
вой: «Мы своим трудом отстаиваем и
укрепляем дело мира!», то эти слова
хочется поставить эпиграфом ко. всем
очеркам, рассказывающим о помые-
лах и делах пламенных COBETCRUX
патриотов.

Остаетея пожелать, чтобы миллио-
ны советских зрителей увилели эти
документальные фильмы, чтобы эти
киноочерки напити дорогу на боль-
шие экраны етраны.
		В борьбе за дальнейшее повыше-
ние качества советской драматургии
одно из важных мест занимает проб-
лема соотношения индивидуального и
типичеекого в художественном обра-
зе, в сюжете, в конфликте. Без npa-
вильного решения этой проблемы
нельзя по-настоящему бороться 34
хуложественное совершенство, идей-
	  ную и жизненную. глубину драмы.
	Б реальпои жизни нет ничего от-
влеченно существующего. Уже этим
простым фактом определяется важ-
ность и значение художественного
изображения ‘действительности в ее
индивидуальных, конкретных прояв-
лениях. Там, где мыель художника,
идея произведения не получают кон-
кретного выражения, рождаются
мертвые, абстрактные схемы, & He
живые художественные образы. С
конкретного факта начинается изу-
чение художником действительности,
понимание и отбор типического; ти-
	пическое может быть реалистически
	жизненным только в своих конкрет-
ных проявлениях.

Забвение этой важнейшей законо-
мерности художественного творчеетваь
или неумение последовательно вопло-
щать ее в процессе творчества, приво-
TAT даже способных лраматургов к
созданию образов. лишенных пласти-
ческой ясности и художественной яр-
кости. В результате получается, что
с людьми. образы которых удались
драматургу, в пьесе встречаются, об-
щаются, разговаривают какие-то без-
ликие тени, чья безликость чаюто на-
рушает жизненную убедительность
этого общения, ослабляет выразитель-
ность драматургического конфликта.

Наша критика недавно упрекала
авторов интересной в целом пьесы
«Особое мнение» С. Клебанова и
А. Марьямова, за схематичность обра-
за инженера Крылова. Это справедли-
вый упрек! Из пьесы мы знаем, что
Крылов изобрел новый станок, мы
слышим его рассуждения и споры о
значении высоких скоростей резания,
9 важности быстрейшего внедрения
станка в производство. Но мы не чув-
ствуем, не видим, каков он. этот ин-
женер Крылов. Перед нами — «ин-
женер вообще», «новатор вообще». Он
даже в любви своей в Варе Мошкиной
безлик, и любовь-то его—это какая-
то странная «любовь вообще»,

Недостаток индивидуальной кон-
кретности в изображении инженера-
новатора приводит к тому, что зача-
стую слова Крылова в защиту своего
изобретения — умные, справедливые
словз! — звучат как-то бесстрастно,
недостаточно эмоционально. И это по-
внятно: эмопиональная  взволнован-
ность и подлинная страстность обяза-
тельно должны иметь своим источни-
ком живую душу человека, которого
мы видим, чувствуем. узнаем. Крыло-
ва трудно почувствовать — драма-
турги нам о нем только вообщают:
тиническое здёсь осталось Вне своей
индивидуальной формы. .

А сколько У нас еще в пьесах
«служебных персонажей», которые
выступают в них только. как именное
обсзначение дела, ках носители опре-
деленной сюжетной функции. во не
налелены живым богатством индиви-
дуальной человеческой личности!

Зато как хоропю узнали мы парт-
орга Орлова и директора завода Осе-
редько («Далеко от Сталинграда»),
профессора Трубникова ‘и инженера
Макеева («Чужая тень»), председате-
ля колхоза Романюка и председателя
сельсовета Наталью Ковшик («Кали-
новая роша»). профессоров Милягина,
ий Лаврова («Великая сила»), лирек-
тора завода Потапова и его жену
Ирину («Московский характер») и
многих, многих других наших совре-
менников, воспроизведенных в 0брА-
зах, в которых мыель художника, 06-
лечена ты человеческой плотью и
кровью. Мы узнаем этих людей. как
знакомых. мы или любим их, или
критикуем за ошибки, или  сердеч-
но сочувствуем им в их борьбе, — во
всяком случае мы не относиуся к ним
равнодушно: перед нами живые лю-
ди, и нельзя не заинтересоваться их
сульбой, мыслями и чувствами.

Индивидуализация характеров —
одно из непременных условий худо-
жественности и жизненной правливо-
сти произведения. Недаром Марке
упрекал Лассаля зз недостаток «ха-
рактерных черт» в обрисовке персо-
нажей его драмы «Франц фон-Зикин-
ген», & Энгелье требовал от Лассаля,
чтобы «отдельные характеры были
несколько резче разграничены м ост-
рее противопоставлены друг другу».
Эти высказывания основоположников
марксизма по поводу пьесы Лаюсаля
имеют принципиальное значение для
всей драматической литературы.

Конкретное изображение жизни в
ее индивилуальных проявлениях; ин-
дивихуализация характеров не име-
ют ничего общего с натуралистиче-
ским увлечением деталями. Когда лра-
матург проявляет чрезмерное при-
страстие в мелочной отделке полроб-
ностей, обыгрыванию деталей, он не-
избежно приходит к тому. что созда-
ваемые HM художественные образы
мельчают, их очертания стаповятся
зыбкими, неопределенными, идейное
зерно образа исчезает в обилии по-
дробностей; в натуралистически вы-
писанных образах, в рассредоточен-
ном по мелочам конфликте актер и
зритель за деревьями не видят леса
— теряют ощущение сверхзадачи
образа или конфликта.

Все, кто читал повесть В. Игише-
ва «Шахтеры». помнят поэтические,
полные патриотической взволнован-
ности картины борьбы за уголь, со-
зданные писателем, Но вот Игяшев
перевел свою повесть на язык драма-
тургии... То. ради чего живут и хей-
ствуют ев герои Ковтун, Саенко и
другие, борьба за ‘уголь. в пьесе
«0 самой большой любви» оттеснено
‘в финал и даже за пределы драматур-
‘тического действия. На первый план
оказались вылвинутыми ловкие ма-
невры Ковтуна,  «улавливающего»
Сзенко, заманивающего его на свою
шахту, хитрые ходы Саенко, «улав-
ливающего» кадры стариков и моло-
дежи на свой участок. Большой кон-
фтикт в пьесе размельчен на малые
конфликты. 0 начале борьбы за
	Все чаще выходят в свет хокумен-
тальные фильмы, посвященные ста-
хановцам, новаторам производства,
людям науки и техники. Смотришь
такой фильм; и перед тобой проходит
частица творческой жизни человека,
отдающего все свои силы служению
народу, Родине, борьбе за торжество
коммунизма. Смотришь такую карти-
ну, м видишь перед собой cKpov-
ных и мужественных солдат великой
армии мира.

‚..Группа людей в рабочей одежде
шахтеров. Простые, открытые лица.
И эта обычная группа идущих на
работу горняков — ключ к фильму о
людях Донбасса, совершающих труло-
вые подвиги. Таких — тысячи и ты-
сячи. И всей этой славной горняцкой
армии посвящены слова, звучащие -с
экрана: «Шрюстые советские ‘люди,
мирные донецкие шахтеры. Чусть
смотрит мир, пусть видит, пусть зна-
ет, как мы сегодня живем, как, рабо-
таем, в чем наша правда, в чем нала,
силз и почему мы непобедимы. Мир!
Вог куда направлены все наши по-
мыслы и дела...».

Tak начинается рассказ о делах ни
днях сегодняшнего Донбасса. Рассказ
лаконичный, иногда даже чрезмерно
«екуповатый», но сколько в нем све-
та, волнующих эпизодов, подымаю-
щих фильм до болыних публициети-
ческих обобщений!

От шахт отходят «эшелоны мира»,
бесконечные потоки угля мчатся
мимо городов возрожденного Донбас-
55 — солнечных городов угля и ме-
талла. Белокаменные лворцы на фоне
черных пирамид — терриконов... Где
еще, в какой другой стране, возможно
подобнов сочетание? Уголь и зеркаль-
ный паркет рабочих клубов. горняки
В 32606 и в студенческой зудитории
горного института, Бронзовые
скульптуры тех, кто сегодня добыва-
ет уголь, водит электрические поезда
по подземным магистралям, создает
чудесные машины, облегчающие труд
человека.

Фильм «Шахтеры Донбаюса» (ре-
жиссер М. Белинский, оператор И. Ce-
мененко, производство Украинской
стулии кинохроники) воспринимается
хак влохновенная песня о труде и
людях труда. В нем нет особых «ре-
жнесерских находок», в погоне за ко-
торыми иногда отклоняются от осно-
вы этого жанра — документальной
точности. В этом фильме нет «зани-
мательных фактов», искусственное
столкновение которых иногда выдает-
ся за «документальную  драматур-
гию». Это большое произведение, по-
строенное на крепкой основе правди-
Рой драматургии жизни, заставляет
волноваться, радоваться, заставляет
негодовать против тех, кто нахолится
«за кадром» фильма, кто вновь угро-
жает огнем счастью мирного ©озида-
ния. Все здесь просто и естественно,
правдиво и убедительно, как рассказ
человека. который видел свой родной
Донбасс в беде, кто возродил его, 4
ныне, в счастливые годы мира, еще
влохновеннее трудится во славу Po-
дины. Драматургия этого киноочерка
— в большой силе умело отобранных
фактов, освещающих своим внутрен-
ним светом все связанные с ними с0-
‘бытия.

Все, что мы видим на экране, — и
шахты, и дворцы культуры, и евет-
лые горняцкие поселки, и характер-
ный донецкий пейзаж, —елужит фэ-
ном стройному повествованию о лю-
хях Донецкого бассейна. Главное, ве-
дущее в очерке—0браз шахтера, ко-
торый трудится вдохновенно, потому
что знает: этот уголь булет плавить
металл хля гидростанций Сталингра-
да, Куйбышева и Каховки; потому
что в каждом килограмме добытого
черного золота щахтер видит свой
вклад в святое дело борьбы за мир, за
хоммунизи. Самые характерные чер-
		я ТтИШИЧОСАО 0 награждении орденами
	го времени, рабочий периода перехо-
да, от социализма к коммунизму.

Драматург правдив и в изображе-
нии противника новаторских дерза-
ний Буторина и Никонова, — дирек-
тора рудника Фурегова. Фурегов 60-
противляется новому не потому. что
он за старое. Нет. он из тех работни-
ков, которые не против нового, но
неспособны за это новое драться CO
всем необходимым для новаторетва от-
нем и страстью, которые мечтают 0
том, чтобы новое входило на их заво-
ды и шахты без крутых поворотов,
без лишнего баепокойства, без риска.
06б’ективно. часто сами того не же-
лая. эти обюрократившиеея, отвык-
шие по-молодому лерзать работники
становятся помехой на пути нового.

Фурегову чужды эгоистические
мысли о личном спокойствии. Но вся
бела-то в том, что он узко, деляче-
ки понимает тосударственные инте-
ресы. Перевьытюлнение плана сегод-
ня, гарантированный успех на завтра
—вот и все, что ему нужно как ди-
ректору: ето мысли нехватает боль-
шевистекой окрыленности,  государ-
ственного размаха.

Улача образа Фурегова в том. что
он конкретен и одновременно несет в
себе общие. тинические для отсталых
хозяйственников черты, приводящие
его к столкновению с новаторами.
	А. Салынекий глубоко  реалисти-
чен и в разрешении конфликта меж-
ду новаторами и их противниками. В
его пьесе нет внезапных поворотов,
искусственно ускоряемых вмешатель-
ством сил извне; в ней изображена
живая борьба за новое во всей ее
сложности и жизненной конкретно-
сти. Решающую роль в успешном ее
завершении ‘играет парторганизация,
возглавляемая умным. принцитиаль-
ным и твердым руководителем. Секое-
тарь парторганизации Ефимушкин
появляется не только при решающих
поворотах в еудьбе героев. Нет, мы
постоянно чувствуем ето лейственное
участие в делах рудника; мы вилим,
как он присматривается к людям,
анализирует их дела. изучает их ха-
рактеры, убеждают... Он оказывает
решающую помощь новаторам своей
тлубокой и принципизльной партий-
ной мыслью. своей непреололимой на-
стойчивостью в борьбе за новое.
Именно Ефимушкин раскрывает суть
фуреговского руковолетва* «Рулник
	живет на коротком дыхании. А поче-.
	му?’ Потому, что ето руководитель по-
терял перспективу...» Именно Ефи-
мушкин помогает людям рудника с©о-
ревповаться на длинных листанциях.
работать е мыслью о будущем, с уче-
том требований булущего.
		артистов театров Грузинской ССР
	ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
	8. Димитилади Одиссея Ахилесо-
вича — заслуженного деятеля ис-
кусетв Грузинской ССР.

9. Долидзе Исидора Самсоновича—
начальника Управления по делам ис-
кусств при Совете Министров Грузин-
ской ССР.

10. Жоржолиани Алексанлоа Мак-
симовича — натодного артиста Гру-
зинской ССР.

_ 11, Кавеадзе Владимира Лонгино-
зовича — наротного артиста, Грузин-
	ской СОР.
12. КНанлелани Павла Мамантьеви-
	da — заслуженного деятеля искусств
Грузинской ССР.

13. Кобахидзе Петра КВалистрато-
вича — народного артиста Грузин-
ской ССР.

14. Кравейшвили Варфоломея Ига-
клиевича —— народного артиста Гру-
зинской ССР.

15. Кушиташвипи Василия Павло-
вича = заслуженного деятеля ис-
кусств Грузинской ССР.

16. Лапачи Нину Иосифовну —
народную артистку Грузинской ССР.

17. Поангишвили Павла Яковле-
зича — народного артиста Грузин-
ской CCP.

18_ Цигнадзе Веру Вафламовну —
	  заслуженную артистку Грузинской
	19. Цомая Надежду Афанасъевну—
натюдную артистку Грузинской ССР.
20. Цуцунава Цепилию Ражденов-
ну — народную артистку Грузинекой

21. Челидзе Сергея Филиппови-
ча — заслуженного деятеля искусств
Грузинской ССР.

22 Чхартишвили Арчила Эстатье-
кусств Грузинской ССР.

23. Шавгулидзе Георгия Владими-
ровича — заслуженного артиста Гру-
зинекой ССР.
		1. Азмайпарашвили Шалва Ильича
— заслуженного деятеля искусств
Грузинской ССР.

2. Аленсидзе Ирину Алексанхров-
НУ — артистку Тбидисского театра
оперы и балета.

3. Алексишвили Отата Ясонови-
ча — режиссера Грузинского театра
юного зрителя. .

4. Апхаидзе Алексея Николаеви-
ча — артиста Тбилисского театра
им. Руставели.

5. Баланчивадзе Василия Антоно-
вича — заслуженного артиста Гру-
зинской ССР.

6. Борчхадзе Михаила Влалимито-
вича — дирижера Тбилисского теат-
ра оперы и балета.

7. Бурмистрову Наталию Михай-
ловну — артистку Тбилисского теат-
ра им. Грибоелова.

8. Вайсермана Константин» Нико-
Лаевича — директора Тбилисского
театра им. Грибоелова. .

9. Венадзе Григория Hosnya —- na-
ролного артиста Грузинской ССР.

10. Дариспанашвили Георгия Ни-
колаевича — заслуженното артиста
Грузинекой ССР.

11. Геджадзе Василия Яковлеви-
ча — дирижера театра им. Руставели.

12. Даушвили Константина Дави-
ловича — заслуженного артиста Гру-
зинской ССР.

13. Цжапаридзе Степана Мелито-
новича —— заслуженного = артиста
Трузинской ССР.

14. Долидзе Влалимита Сертееви-
ча — артиста театра им. Руста-
вели.

15. Журули Георгия Багратови-
ча — заслуженного деятеля  ис-
кусств Грузинской ССР.

16. Закариадзе Сергея Алексан-
дровича — наролного артиста IJipy-
зинской ССР.

17. Инасаридзе Шалва Трофимо-
кусств Гоузинекой ССР.
	18. НКашакашвили Валеризна Саз-
	лионовича —— заслуженного теятеля
искусств Грузинской ОСР.
19. Нвалиашвили Михаила Гео-
	Москва, Кремль, 10 ноября 1950 г.
	(Окончание. Начало см. в № 78)
	тиевича — заслуженного — деятеля
искусств Грузинсвой ССР.

20. Кобаладзе Юсуфа Омеровича —
заслуженного артиста Грузинской
CCP.

21. Курхули Георгия Алексеевича
—- заслуженного артиста ГрузиЕской
	22. Маршака Николая Яковлеви-
Грузинской ССР.

23. Микеладзе Григория Ильича—
заслуженного деятеля искусств. Гру=
зинской ССР, .

24. Мирцхулава axa Jas-
рентьевича — заслуженного деятеля
искусств Грузинской ССР.

25. Нинидзе Виктота Афанаеъеви-
ча —— народного артиста Грузинской
COP.

26. Нинуа Ивана Алекеанлювича
— артиста Грузинского театра юного
зрителя.

‚ 27. Омиадзё Алексанлра Аслановя-
ча — заслуженного артиста Грузин-
ской ССР.

28. Палиашвили Вахтанга Левзно-
вича — дирижера театра оперы и
балета, им. Палиашвили.

-29. Сараули Михаила Спирилоно-
зинской ССР.

30. Ступель Лазаря Марковича —
дирижера оркестра TeaTpa оперы и
балета им. Палиашвили:

31. Таблиашвили Baxranra Ba-
	лерьяновича — заслуженного деятв-
	ая искусств Грузинской ССР,

32. Чэкалиди Anacraca  Фелоро-
вича — заслуженного артиста. Гру-
зинекой ССР.

33. Чарквиани Тину Давиловну—
ею артистку Грузинской

P.

34. Шанидзе Акакия Емельянови-
ча — директора Грузинского. театрз
юного зрителя. ь

35. Элибекяна Вагаршака Арутт-
нозича — зиректора Тбилисского
театра армянской драмы, а

36. Элиозишвили Николая Алек-
сандровича — заслуженного артиста
Грузинской ССР.
	МЕДАЛЬЮ
«ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ»
	1. Гегечнори Георгия Владиниро-
вича — артиста театра им. Руста-
вели.

2. Злобина Игоря Ивановича —
артиста театра им. Грибоедова.

3. Ломая Георгия Вонстантинови-
ча — директора Зугдидекого драма-
тического театра.

4. Мдивани Марию Давиховну —
артистку. 7

5. Мосешвили Николая Амбакови-
ской ССР. ЕЕ

6. Осипова Иосифа Айвазовича—
	7. Сванидзе Михаила Евгеньеви-
ча -—— артиста Кутаиоского  тезтра
им. Месхишевили.

8. Сулиашвили Гритория ` Corpa-
	товБича -- заслуженного — деятеля
искусств Грузинской ССР. -
9. Таохнишвили Тамару Хрчя-
	ловну — артистку тезтра им. Руета-
вели.

10. `Тбилели Марину Cranneza-
BOBHY — артистку театра, им, Ма
джанишвили.

11. Тетрадзе Тамару и —
артистку тезтра им. Марджаниишвия
	и.
12. Тетрадзе Тамару Yeoprnes-
ay — артистку театра им. Руставе-

13. Хорава Николая Axexcarxpo-
вича — артиста Грузинского ‘тезтра
юного зрителя.

14. Церетели Анну Иосифовну —
артистку Тбилисского ‘театра оперы
и балета.

15. Цинамдзгвари Нину Ильиниш-
ну — артистку Кутаиеского театра
им. Месхишвили.

16. Чахава Мелею Васильевну —
артистку театра им. Руставели:

17. Шюотадзе Анну Hunoasesny—
артистку.
		В творческой практике нашей дра-
матичеекой литературы используются
дВЗ способа создания типического ха-
ражтера: выбор типического характе-
ра в самой жизни и ето правливое
воспроизведение, или отбор черт и
качеств разных людей данного типз и
соединение их в типическом образе.
Часто, впрочем, художники одновре-
менно используют оба способа: худо-
жественное воображение.  опираю-
щееся на жизненные наблюления. не
ограничивается выбором прообраза. &
лополняет его, изменяет в процес-
се создания художественного типа,

Но для того. чтобы образ. создан-
ный на основе наблюдений нал мно-
гими людьми. был жизненно досто-
верным, он должен быть художе-
ственно цельным; каждая его чер-
точка. каждая деталь должны быть
выверены жизненной логикой цело-
го, идеей образа. Нарушение пельно-
сти образа, эклектика в его изобра-
жении могут привести художника к
тому, что он булет лепить образ по
методу незадачливой невесты Агафьи
Тихоновны, которая, ках  извест-
но, так мечтала о своем женихе:
«Если бы губы Никанора Иванови-
ча да, приставить к носу Ивана ВузБ-
мича, да взять сколько-нибудь раз-
вязности, какая у Балтазара, Балта-
зарыча, да, пожалуй, прибавить к
этому еще дородности Ивана Павло-
ВИЧа...».

При создании образа таким эклек-
тическим способом художник не-
избежно нарушает его жизненные
пропорции, становитея на путь аб-
страхтного сочинительства, приписы-
вает ‘черты, которые не уклады-
ваются в образ, а как бы торчат торч-
ком, нарушая художественную  гар-
MOHHIO; 0браз теряет яеность, опре-
деленность.

Так, например, элементы  эклек-
тичности явно ослабляют художест-
венную цельность и еилу образов
Зайцева («Московский характер»
А. Софронова) и Сидорова («Ето ви-
новат» Г. Мливани). Ярко раскры-
вая пороки этих работников, драма-
турги, думается, чересчур снисхоли-
тельны к ним в финале лье.  Спо-
собность к исправлению ках бы ис-
кусственно приписана Зайцеву и
Сидорову, но не показана в самом
живом развитии характеров. Драма-
турги, на наш ваглял, должны были
бы либо полнее, глубже показать
действенность критики и  самокри-
тики в отношении Зайцева и Сило-
рова, либо быть более опрелеленны-
ми в своем осуждении этих людей.

Пьесы, о которых идет речь, по-
священы рабочему классу, людям со-
ветской промышленности. Пьесы эти
в целом получили заслуженное 9доб-
рение советского зрителя и читате-
ля. Но большая тема пред’являет
и большие требования в отношении
качества каждого драматургического
образа. Жизненно верное решение
проблемы соотношения  индивиду-
ального и типического — важнейшее
условие художественности  драма-
тического произведения и образа.
	Только гармоническое сочетание
типического и индивидуального,
отирающееся на подлинное знание
жизни, — как ее закономерностей,
так и конкретных проявлений, —
ведет к созданию типических обра-
зов, художественно выразительных,
идейно солержательных, несущих B
себе существенные стороны и тен-
денции развития реальной жизни.
	А. КАРАГАНОВ.
	Работники искусеств—
избирательной кампании
	Большая карта СССР, на которой

‘отмечены места великих строек ком-
мунизма, висит на стене зтитпуякта
в Пентральном доме композиторов.
Вокруг карты собираются избирате-
‘ти, пришедигие ознакомиться © ли-
тературой, прослушать лекцию или
концерт.
_ Атитпункт развернул большую рз-
боту среди избирателей. Здесь pery-
лярно устраиваются встречи избира-
телей с композиторами, вечера, кон-
дерты. С большим успехом, напри-
мер, прошел вечер на тему «Великий
 Сталин — знаменосец мира». В.кон-
цертном отделении. вечера были ис-
полнены песни советских композито-
ров, посвященные великому вождю
наролов, борьбе за мир.
	В агитпункте дежурят агитаторы.
Около тридцати композиторов и му-
зыковедов входят в агитколлектив,
руководимый композитором А. Лепи-
ным. Агитаторы, прикрепленные
Е отдельным домам Свердловского
района столицы, посещают квартиры
избирателей, знакомят их с Положе-
нием о выборах, рассказывают о ©о-
ретской демократии, о борьбе народов
за мир. ,

=
	К выборам в местные Советы изда-
тельство, «Искусство» выпускает ряд
новых пьес и еборников для художе-
ственной самодеятельности.

Выпускается также репертуарный
сборник «Под солнцем Сталинской
Конститупии», в который включены
отрывки из лучитих произведений с9-
ветских прозаиков, поэтов и драма-

тургов.
		тами выступают перед избирателями
Республиканская и областные филар-
монии. Они исполняют произведения
композиторов, посвященные велико-
му Сталину, Героям Социалистиче-
ского Труда, грандиозным  сталин-
ским стройкам, преобразующим при-
роду, произведения, отражающие
борьбу за мир.
	Специальные концертные брига-
ды выезжают для художественного
обслуживания отдаленных промып-
ленных и сельских районов Yx-
рашны.

++

РИГА (Наш корр.). Работники ис-
кусств Латвийской республики ак-
тивно участвуют в избирательной
кампании. На агитнунктах в Риге й
в других городах Латвии, в колхозах
ий в рыболовецких артелях, на заво-
дах и в учебных заведениях они вы-
ступают CO специальными концерта-
ми перед избирателями,
	Артисты и художники Академиче-
ского театра драмы Латвийской ССР
любовно оформили свой агитнуньт по
ул. Свердлова, 9; здесь артисты ча-
сто встречаются с избирателями. В
концертах выступают лауреаты
Сталинской премии 0. Леяскалн,
В. Лине, Л. Эрика, Л. Фреймане,
\®. Катлап и др.

Студенты консерватории,  теат-
рального института, Академии худо-
жеств, музыкальных училищ и школ
прикладного искусства являются аги-
таторами и активно помогают в
культурном обслуживании избирате-
лей.

ss: ¢ &
	ПРОСКУРОВ. (Наш корр.). dxece
состоялось областное совешание pa-
ботников кино, посвященное подго-
товке к выборам в местные Советы

депутатов трулянтихся.
	Лучший киномеханик  <ельской
передвижки Н. Донцов взял обяза-
тельство Ко дню выборов дополни-
тельно, сверх плана, обслужить
30 тысяч колхозаиков,

Примеру тов. Донцова последовали
киномеханики льугих сельских пере-
дРижек.

Учаетники еорещанияя поинали Ne-
	шеоние провести в городах и районах
области кинофестиваль, посвящен-
	ный выборам.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР :
		Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
	А. ГОРКИН, _
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
О присвоении почетного звания Заслуженного
артиста РСФСР Никитиной В. И.
	За большие достижения в области   ного артиста РОФСР зртистке _Ра-
	советского театрального искусства
	лужокого областного лраматического
	с о ПАН! ЗЕ: ДАНО ЗЕРА ТНТ ee ИЕН

тезтра Никитиной Валентине Hocu-
присвоить почетное звание Зазлужен-   фовне.
	Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М. ТАРАСОВ;
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР TI. БАХМУРОВ.
	Москва, 11 ноября 1950 года.
		1ворческое содружество
	Около года тому назад МХАТ рету-
чил в социалистическое содружество
с одним из крупнейших поелприятий
столицы — станкостроительным за-
вохом «Ёрасный пролетарий». Содру-
жество двух коллективов протекзет
плодотворно и с начала нового TeaT-
рального сезона приобрело особенно
оживленный характер.

Недавно рабочие и инженеры за-
вода приняли автивное участие в
обсуждении пьесы М. Чизурели и
М. Больышинцова «Октябрь», над ко-
Торой тедтр в ближайшее время нач-
нет работать. Замечания, сделанные
краснопролетарцами, помогут авто-
рам и театру в их дальнейшей работе
нал новым произведением.

Большой интерее вызывают «Мо-
лодежные четверги», систематически
устраиваемые на заводе вместе с ар-
тистами МХАТ и учащимися школы-
студии им. Вл. И. Немиоовича-Дан-
ченко. Олин из «четвергов» был по-
священ теме борьбы за мир, другой
— любви, товариществу и дружбе.

Артисты МХАТ принихают  дея-
тельное участие в жизни заводского
клуба. В состав его правления в0-
	шли артисты Е. Валужекий, Н. Хо-
щанов и Е. Ауэрбах; председателем
Хухожественного совета самотеятель-
ности клуба избран артиет Н. Бого-
любов. Мхатовцы проводят чтение
художественной литературы в 06е-
денные перерывы в цехах. а по ве-
черам — в общежитиях завода.
На-днях артистка Г. Балашова
провела в одном из цехов на стыке
двух смен беседу о великом мастере
советекого театра Н. П. Хмелеве. в
связи < Б-летием со хня его смерти.

Н. Боголюбов собрал актив завод
ской художественной самодеятельно-
сти и совещался с ним по поволу CH
стемы и плана дальнейшей работы
всех кружков завода.

В ближайшие лни организуетея
совместное совещание ‘работников
МХАТ, завода «Красный пролетарийу
и правления Союза советских писате-
лей, посвященное проблеме созтания
НЬ8с 0 жизни и творчестве рабочего
клава в СОСР.
	Б октябрьекие дни мастера МХАТ
встретились © знатными людьми 38-
вода и ‘избирателями района.
	МХАТ—завод „Красный пролетарий“
	КИЕВ. (Наш корр.}. В обстановке
исключительного патриотического и
производственного подем» проходит
на Украине подготовка к выборам в
местные Советы. Работники театров
и концертных организаций активно
участвуют в обслуживании избира-
“телей. В городах и тайонах респуб-
лики намечено провести 2400 коп-
пертов и 735 спектаклей. Театры по-
важут пьесы о трудовых подвигах
советского народа, пьесы ча тему
борьбы за мир. против поджигателей
войны. произведения украинекого и
русского классического наслехия.

(Со специальными тематическими
программами и творческими  раяют-