Идейно воспитывать
студентов
	Состоялось отчетно-выборное собрание
комсомольцев второго курса механического
факультета Московского злектромеханиче-
ского института инженеров железнолорож-
ного транепорта. Секретарь курсового бюро
ВУЕСМ тов. Поляков в своем докладе рас-
сказал © том; как комсомотьекая организа-
ция .боролась за повышение качества. уче-
бы, за дисциплину, руководила идеологи
ческой работой среди студенчества.

В начале пропсого учебного года Bee crys
денты изучили постановление ЦЕ, ВКП(б) с
журналах «Звезда» и «Ленинград» и доклад
тов. Жданова. Бюро строго контролировале
посещаемость студентами семинаров по осно-.
вам марксизма-ленинизма, обсуждало пове-
дение комсомольцев, пропускавтих занятия,
затягивающих сдачу зачетов. На; курсе ре-
гулярню проволилиеь беседы, политинформа-
ции. В каждой группе был выделен ати-
татор. Бюро атроверяло ‘их работу, неодно-
кратно васлушивало отчеты, ‘устраивало
совещания пою обмену опытом агитационной
работы. Активное участие приняли комео-
мольцы курса в подготовке и проведении
выборов в Верховный Совет республики.
Было совершено два агитпохода в подиеф-
ный Остатевежий район, собрана пля него
большая библиотека. Но все-таки атита-
ционная работа на курое не всегха была
целеустремленной и действенной. Потлитин»
формации вачастую проводились формажтьно, .
без предварителыцюй подготовки.
`Большим недостатком политического, вос-
питания было тахже и то, что бюро ВЛКСМ
Илохо связывало ‘идейню-политическую ра-
боту © учебой студентов, поэтому и не
сумела комсомольская ‘организация ‘куреа
вакретить успехи комсомольцев в ‘учебе.
}. Вультурно-массовая и военно-физкуль-
турная работа не учитывала запросов и
интересов студентов. 06 этом говорили и
комсомольцы Купцов и Стеценко, По ини-
пиативе комсомольцев был устроен диспут,
посвященный роману Фадеева «Молодая:
твардия». Он привлек больное количество.
участников и прошел с большим успехом.
Но больше таких интересных вечеров не’
блю. Комеомольцы принимали участне в
кроссах, стрелковых соревнованиях, однако.
физкультура не вошла в быт студентов, не
стала массовым любимым занятием.

Серьезные недостатки в работе комсо-
мольской организации курса сказались и
на в росте. За весь прошедший год бюро
приняло в ряды ВЛКСМ только восемь че-
OBER, и то троих из них как плохо подг-
товленных бюро ВЛЕСМ факультета не
утвердило;

Плохо работало бюро с активом. Поруче-
ния выполняла только одна треть комсо-
мольцев, остальные никак не участвовали
в Жизни’ организации, курса, института.
(06 этом товорили на собрании комеомоль-
цы, Цевенко, Кудрявцев, Группорг ПТуль
рассказал о трудностях, которые встреча-
ются в его работе, предложил организовать
на курсе учебу группоргов,

Комсомольское собрание признало работу
курсового бюро ВЛЁСМ удовлетворительной.
Вновь избранному бюро предложено обра-
тать серьезное внимание на идейно-поли-
тическое воспитание студентов, а также на
обтанизационное укрепление комсомольских

группы : к
и А. КАНШИНА,

—с—-
	Всесоюзный мотопробег в честв
30-й годовщины Октября
	К ГРАНИЦАМ ЭСТОНИИ
	РИГА, 4 октября, (Наш спец. корр.).
Весь день сегодня Участники всесоюзного
мотопробега провели в столице Советской
Латвии. Мотоциклисты ветречались с рабо-
чими завода «Автоэлектроприбор», студен-
тами; учащейся молодежью города. Техни-
ческая комиссия проверила состояние ма-
шин, водители подготовили их в дальней-
шему пути. Завтра утром снова будет дан
старт — колонна мотоциклов двинется к
	границам Эстонии
‘ В. ИОРДАНСКИЙ,
		Матросы. и. красноармейцы плотным
кольцом стояли вокруг импровизированной
трибуны. Человек в кожаной тужурке про-
износил с нее речь. Его слушали с жадным
вниманием. ‘Михаил Морозов, ‘двадцати-
летний матрос, увешанный гранатами, пере-
тянутый крест-накрест пулеметными _ лен-
тами, поднимался на носки, чтобы поймать
каждое слово Сталина.

“Было холодно, дул пронизывающий ок-
тябрьский Зетер, но юноша, захваченный
речью и всей обстановкой митинга, не заме-
чал ни промозглой погоды, ни накрапываю-
щего дождя. Он вспоминал отцовское напут-
ствие. «Пришла наша ‘власть, — говорил
сыновьям отец, — нужно ее защищать».
Сталин. и отец. говорили об одномои том же,
и это придавало особую значительность
всему услышанному.

‚ Сталин поднял руку, и по рядам покати-
лось «ура», матросы метнули вверх свой
бескозырки. Морозов. тоже бросил свою
бескозырку, поймал ее и бросил еще раз.
12 Не отдадим Питер! Смерть Юдени-
чу! — неслось по рядам.

Миша’ Морозов” пошел ‘на’ фронт.
Кто-то из взрослых посоветовал ему вести
в походе дневник. (По вечерам, улучив сво-
бодную минуту, он заносил в ученическую
тетрадь записи и берег их. Пожелтевшие
листы сохранились. Скупые строки Вводят
нас в события давно минувших дней.
	«16,Х.1919 г. Отправка на, Петроградский
фронт после обеда. Приехали на Варшавский
вокзал в   час дня. Посадка прошла быстро
и организованно.‘ Время напряженное, и на
всех лицах отправляющихся оно выразило
огромный вопросительный знак. В 2 часа
от’ехали из Петрограда. Доехали до Усть-
Ижор. Поезд дальше не’ идет, Выгрузились
из вагонов, построились и походным поряд-
ком пошли на Гатчину. Видно. зарево над
горизонтом, слышны орудийные раскаты и
таканье пулеметов. Стемнело. Отряд. раз=
вернулся и пошел уступами. Выстрелы все
отнетливее.. (Запись оборвалась благодаря
внезапному ‘Бступлению в’ жестокий бой ©
белогвардейцами, в котором, сдерживая на-
ступление белых, погиб почти весь отряд
моряков. Нас, оставшихся случайно в жи-
вых, осталось немного).
	218.Х1919 г. Ночью прибыли новые силы
моряков из Петрограда; Наш отряд сфорфми-
рован, идем на позицию в д, Кошолево.
“`19.Х. Ужасный день. Опять громадные
потери. Уходим из Кошолево, что в 12 вер-
СТах от Гатчины. У

— Не отдадим Питер!

`-90Х_ Мы стоим около `деревни` Копюлево-

тывала до войны РОФСР, сейчас есть вее-
Го... 3 тысячи киноаппаратов.
	Ночему наше школьное кино еще так
слабо? Ведь советская кинематография —
художественная, научно-популярная ий до-
кументальная -—— самая передовая в мире.

Нам ее а И этому — невни-
мание к школе Министерства кинемато-
графии и пассивность органов народного
образования.
	В этом году Министерство кинематогра-
фии предложило Министерству просвеще-
ния РСФСР вместо 3 миллионов метров
пленки для кинофильмов лишь’ полтора
миллиона. Вместо 60 тем школьных филь-

мов к производству принято лишь 19, а
тотовятея 13.
	Для производства учебных фильмов Ми-
нистерство кинематографии создало. особую
студию «Кинодиафильм». Но она ютится в
полуподвале, все ее оборудование — это
десяток монтажных столов. Заказы на
школьные фильмы выполняются в различ-
ных студиях от случая к случаю.

Министерство кинематографии упорно не
хочет выпускать узкопленочные и немые
школьные фильмы. Работники Министер-
	‚ ства, считают немое вино давно устарев-
  rae иолириталу лайа Ona rat?’ ритип па
	шим, изжившем себя. Они, как видно, не
понимают, что узкопленочный немой учеб-
	Б воспитании детей и молодежи кино за-
нимает большое место. Лучшие художе-
ственные произведения советского кино
помогают воспитывать из школьников пре-
данных, достойных своей Родине людей.
Учебные и научно-популярные фильмы —
это яркое и образное наглядное пособие.

Вино пришло в школу. Для школы был
сконструирован специальный узкопленоч-
ный киноаппарат, выпущено более 300
учебных и внеклассных фильмов. 30 FH-
	  сяч копий с этих фильмов. Многие школы
	и внешкольные учреждения крупных горо-
дов теперь кинофицированы, Фильмотеки,
созданные при ®тделах народного образо-
вания, обслуживают кинофильмами школы
и детекие учреждения. -

‚ Для многих преподавателей демонстра-
ция кинофильмов стала неот’емлемой ча-
стью учебно-педагогической работы. На
»\роках естествознания в 7-х классах 32-Й
железнодорожной школы Ленинграда учи-
тельница, тов. Домбровекая показывала,
фильм «Развитие кролика». Она подробно
об’ясняла его, разбирала схему кровообра-
щения и ‘устройство тела животного. Это
укрепило знания учащихся. Не случайно в
школе нет учеников, не успевающих по
естествознанию, географии и физике. Уро-
ки по этим предметам хорошо заномина-
лись, были живыми и наглядными, потому
	Деятельно готовилась молодежь Ленинграда к профсоюзно-комсомольскому кроссу в честь 30-й годовщины Октября.
	Па снимке: студентки ,
выйдут на старт кросса,
	Встреча А. Фадеева
	с бакинской молодежью
	БАВУ, 4 октября. (Наш корр.). Свыше
тысячи юношей и девушек собралось в
огромном зале Академии наук Азербайджан-
ской СОР на встречу © автором любимого
романа молодежи «Молодая твардия» —
А. Фадеевым.

Писателя горячо приветствовали юные чи-
татели Тамара Сафалюва, Мария ры
секретарь Бакинского комитета ЛЕСМ
пиир-заде и другие. Десятикласеник Huo.
лай Вругляк прочитал отрывок из романа—
обраацение Олега Кошевото к своей матери,
		студентки Ленинградского техникума промышленного транспорта на последней тренировке. Сегодня все они
		КОНФЛИКТ КОМЕДИИ
	«Беспокойные люди» в театре имени Ленинского комсомола
	Сергей и Наташа снова поссорились и
опять (в который. раз!) разошлиеь в ра3-
ные стороны. Бывшая балерина Мафия
Константиновна случайно оказалась свиде-
тельницей очередной их перепалки и, гля-
дя в зрительный зал, оказала насмешливо
и снисходительно:

— Кон-фликт!

Что me сказаль о арителях, если сами
терои комедии Б. Ласкина «Беспокойныюе
люди» не принимают всерьез конфликта
между бывигим фронтовиком Сергеем. Ши-
роковым и Наташей Родионовой, техноло-
гом пролета на Н-ском заводе. Почему же
это происходит? Казалось бы, что Б. Лас-
кин выбрал для своей комелии очень важ-
	ную и нужную тему. он хотел показать,
как оботатил людей опыт войны, научил
	их дерзать, юмело ветречать труднюсти, не
бояться преград, как ценны эти качества
в творческом созидателыном труде“

Но капитан Сергей Широков, снова
став к станку, как будто забывает cy30-
ровекое правило — воюют не числом, а
уменьемх — и пускается в бестабащный
риск, начинает работать, лумая не о каче-
стве, а 0 количестве, заботясь не етолько
0 том, чтобы дать высокие показатели,
	СКЮЛЬЕО 0 ТОМ, Чтобы показать себя. Он х0-
	чет убедить любимую девушку в том, что.
она ничем не может ему помочь, хотя у нее
больше знаний и опыта. Широков должен,
но не желает ей подчиняться. И, естествен-
но, терпит неудачу-—выпускает бракован-
ные детали. И только после этого прихохит
к Наталие за, советом.

р MamEOCTE этото и очевит-

. Пренебрежение Сертея к «теории» и
ToWONy знанию так же нетипично для
фронтовика, Kak зазнайство и высокоме-
	Ию ДЛЯ Молот тежнюлога, И только по-
	гоня за комедийными эффекталги  застави-
ла, автора наделить овошх героев стропти-
востью в делах и вопросах, где надлежит
проявлять не причуды характера, а трез-
вый ум и здравый сугыюл.

Б. Ласкин, как и некоторые другие дра-
матурги, стат жертвой расопространенного
заблуждения, Что в комедии борьбу
идей и столкновения человеческих стра-
стей могут заменить пустяковое нело-
разумение, случайные заблуждения, приду-
манные странноети и причуды героев.

Нужду в хорошей, веселой, влободнев-
ой комедии испытывают все театры, но
разговоры 06 отставании этого жанра дра-
малуртии мало помотают рождению новых
комедий, Пора от слов перейти к делу.
И теалр имени Ленинокюго комсомола, по-
ставивший далеко несовершенную комелию
Б. Лаекина «Беспокойные люли», проявил
не только полезное беспокойство о судьбе
остродефицитного жанра, но и еделал все
от него зависящее, чтобы оживить схема-
тичные образы пьесы, придать ей ясную
сценическую форму и предоставить anre-
рам и драматурту возможность накопить
практический опыт в искусстве смептното,

B. Ласкин умеет создавать острые хиало-
	(ги, комедийные характеры, веселые трюки.
	Морозов. Одетый в матросскую. робу, висел
он в «люльке» и красил борт своего судна.
О Морозове в газетах было сказано, что он
принадлежит к команде «господ», ибо вы-
ступал он в оркестре, играл в футбол, его
встречали в музеях, на выставках и в кар-
ТИННОЙ галлерее. Естественно, что к нему-то
и обратились возбужденные южане. ‘

—  Это вы Морозов? — недоверчиво спра-
шивали матроса девуптки и.парни в экзоти-
ческих нарядах.

—= Я Морозов, матрос первого класса.

Толпа ахнула.

— Где ваша вторая команда, команда «ра-
бов»? .

Морозов рассмеялся: Г.

— У нас нет господ-и‘нет рабов. Мы все
делаем сами:

Под сенью флага Родины Михаил Алек-
‘сандрович Морозов плавал на десятках раз-
‘личных судов. OH Onl матросом, рулевым,
`боцманом, штурманом, старшим помощни-

ком, а в 1937 году стал капитаном. дальнего
плавания. Пять раз ходил’ Морозов вокруг
света, был почти во всех портах, существу-
ющих на нашей планете. Михаил Алексан-
дрович совершил путь почти в миллион миль
и перевез сотни тысяч тонн грузов.

Отечественная война застала капитана
дальнего плавания № Гамбурге. 22 июня 1941
года Морозов предполагал посмотреть му-

зейный фарфор ХГ века и сходить в зоопарк.
Вдруг в каюту вошел немецкий офицер и
сказал; о. г

— Господин капитан, вы арестованы.

`-— Господин полицейский, здесь советская
территория и ‘здесь я хозяин, — невозмутимо
заметил капитан. В .

— С сегодняшнего дня мы в состоянии
войны, и мы начали бомбить ваши города —
не скрывая злобной радости, сказал офицер.

Корабль захватили полицейские. Они от-
теснили моряков к борту и принялись гра-
бить их каюты. Капитан приказал морякам
Бо что бы то ни стало слаести флаг. Стар-
ший помощник Сухомыро захватил его и
спрятал у себя на груди. Ограбив каюты и
трюмы, полицейские и отряд гестаповцев по-
вели советских моряков в тюрьму.. Высоко
подняв головы, четким строем шли матросы,
штурманы и капитан. Их окружил конвой.
За плечами кажлога полицейского видне-
	лись мешки с награбленными личными ве-
	щами. советских моряков.

Тюрьма... Голод, мучения, истязания. Над-
зиратели давали облитую керосином пищу,
зеленый от плесени хлеб. Капитан находил-
	ся в общей камере с матросами, и здесь, в
	тюрьме, как и на корабле, он был Для них
командиром, отцом, другом. Морозов успо-
каивал молодых матросов, Вселял веру в
спасение, требовал от своих ‘подчиненных
спокойствия, выдержки и бдительности,

В тяжелые месяцы 1941 года советское
	Актеры, уолучившие от него добротный.
материал, играют в спектакле ресело и не-.
принужденно. Раньше всего это относится.
к С. Килигину, который придал ‘образу ма=
стера Родионова ‘лукавое простодушие и.
чувство собственного достоинства, иронию
и проницательноеть. Эти свойства образуют
необычайно живой и правдивый характер”
героя. Забавляет зрителя И. Лобызовекий,
остро обрисовавший человека, кичащегося”
своими прошлыми’ боевыми заслугами, но-
не имеющего заслуг в наши дни. Живо и
непосредетвенно исполнили свои роли уче=`
ник студии театра В. Бегтин (Алеша) и.
С. Ильд (ремесленник Василий Васильевич).

Но все это роли эпизодические. Основной _
конфликт комедии — борьба Сергея и На
tamu. Ha долю исполнителей этих ролей.
актеров В. Соловьева п Н, ВБутасиной выпа-,
ли главные трудности, потому что весь их.
спор, в сущности, сводится к тому, кто из.
них самый главный и самый лучший. Ваза-.
лось бы, в чем тут спорить? Сергей многое
Узнал на фронте, Наташа — в техникуме, .
Есть все предпосылки для того, чтобы: 00’.
единить их жизненный опыт, знания и серл=”
ца. Но автор ставит искусственные препятз.
етвия к сближению молодых людей, его ге
рои не только вспоминают по ходу действия.
шекспировское «Укрошение строптивой»,
но и разыгрывают его в пролете номерного
завода.

В. Соловьев, плодотворно поработавиий.
над спектаклем как постановщик, еделал.
много хорошего и как актер. Он постаралея
оправдать дерзкую самоуверенность Сергея
любовью к своей профессии, фронтовым
‘опытом и вполне законным желанием сла-
вы в труде как м в бою. У Сергея
В. Соловьева — твердая’ поступь, уверен-
ные движения, за которыми чувствуются»
непочатые силы. Но в комедии Tak Dory
чилось, что он их тратит только на необ=
думанную борьбу с Наташей. У Наташи -—
Н. Кутасиной — отезнный темперамент;
стремительная походка, молодая торячность,:
HO весе ее силы направлены к тому, чтобье
подчинить себе Сергея. И как бы ни забав-:
ляла нас борьба строптивых, мы не можем.
забыть, что ведется эта -борьба во имя ни=
кчемных целей по пустяковому поводу,

И от того, что в основе комедии нет
острого конфликта, много теряют и хороч
пою натисанные эпизодические фоли, удачя
ные сцены, хлесткие пгутки. Комедийный
талант автора и труд талантливых авте-
ров израсходованы попуету, потому что
смех не получил нужного прицела. —
	-№ сожалению комедия Б, Ласкина
слишком легковесна для сатиры и. черес-
чур перегружена попытками поставить
сложные вопросы для веселото водевиля:
Урок; Который могут извлечь из этого
опыта для дальнейшей работы и автор и
театр. состоит в том, что комедия — clon
нейший жанр искусства, и она требует
яеной мысли, большой темы и. четкой
формы.

В. СУХАРЕВИЧ,
	правительство не забывало своих сынов. В
августе экипаж советского судна был. пере
везен в оккупированную гитлеровцами Югоз
славию, затем в Болгарию, и на границе @
Турцией произошел обмен на немецких военя
нопленных. Грязных, оборванных, измученз
ных людей, вырвавшихся из гитлеровского
ада, одели и приютили работники советской
миссии. Стамбул, Ленинакан... Родина! Спеч
циальный поезд доставил моряков в Моз
скву. Им предлагали отдых, лечение, но Мо=
	  розов от имени экипажа попросил немедлен-
	но отправить их в Действующий флот,

Север... Снова плещется море, снова под
ногами палуба.’ Капитан дальнего плаваний
видел своими глазами «новый порядок», он
на своей спине испытал «культуру» геста-
повцев. Как ненавидел он их! Как жаждал
он скорее выйти в море и работать, работать;
не щадя сил, жизни. я

Три. года водил он корабли сквозь тяжея
лые льды под огнем вражеской авиации. За
ним охотились подводные лодки врага, на
него обрушивали смертоносный груз десятка
«юнкерсов», в море поджидали его акусти*
ческие и магнитные мины, а он с неизменным
спокойствием совершал рейсы, возил оружие
и боеприпасы в Мурманск и Архангельск:

Обратимся к дневникам Морозова: :

«12 августа 1942 года, Идем в тяжелых
льдах. Шторм. Фашистская авиация неисто-
во ‘бомбит «Сухону» — на’ ней находятся
важнейшие документы ‘и материалы. Мой
«Андре Марти» получил повреждения, еле
идем.

На «Сухоне» потеряли: винт, Самолеты
атакуют ее. Нужно спасать ее, спасать лю-
бой ценой. Делаю сложный маневр, ставлю
свой пароход лагом (поперек движения
льдов) — этим защитим «Сухону» от ледяно<
го напора. А самолеты бомбят непрерывно.
На глазах гибнет среди льдов какой-то
пароход. Стрельба не стихает. Мне кажется,
что если через час не закончат ремонт на
«Сухоне», нас. сомнут и потопят льды,

Взял на буксир «Сухону», веду ее среди
льдов к берегам Исландии.

Весь экипаж и я получили благодарноств
за спасение «Сухоны».
	Такова ‘судьба простого русского моряка,
Юноша-матрос, гордо носивший в 1919 году
бескозырку с золотой надписью «Сталин»,
защищавший Петроград от банд Юденича и
интервентов, подорвавший на’фронте танк,
стал капитаном и водит советские’ корабли
	в далекие рейсы, Е. РЯБЧИКОВ. :
Г. БРЕГМАН,
		«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДАУ
	> октября 1947 г.
	919 их сопровождали хоропие канофильмы.   ный фильм нужен сотням тысяч школ.
	Очень. мало у нас квиноаппаратов для
школы. Министерство — кинематографии
ответило отказом Ha все просьбы Мини-
стерства просвещения РСФСР. восстановить
довоенное производство школьных аппара-
тов.

Школе: необходимы дешевые, легко
управляемые киноаппараты. Нужны тыея-
	Чи школьных фильмов, и не только полно-
	метраъных худовественных, довументаль-
ных и научно-популярных, но и коротко--
метражных. Такие фильмы нужны как на-
глядное пособие к одному уроку, к одной
статье из учебника.

Школа ждет хоропгих, глубоко идейных
и технически грамотных фильмов; Между
тем, далеко не все фильмы, созданные для
школы Министерством просвещения РСФСР,
соответствуют этим требованиям.

Почему будущих учителей в педагогиче-
ских вузах и педучилишах не обучают ме-
тодике и технике работы е кино? Только в
Московском городском и Ленинградском
пединституте имени Герцена есть кафедры,
где студенты изучают школьное кино. Вы-
зывает удивление тот факт, что за послед-
ние 6—7 лет в педагогической печати не
появилось ни одной статьи, посвященней
кино в школе.

До сих пор Министерство просвещения
РСФСР не обеспечило кинофикацию школ.
Для дальнейшего развития школьного кино
необходимо, чтобы в Министерстве были со-
зданы отдел или управление кинофикации и
специальная производственная база. ›

Школьное учебное кино отстает от уров-
ня культуры и техники в нашей стране,
отстает от всей советской кинематографии.
Ликвидировать это отставание — прямая
обязанность органов` народного образования
и киноорганизаций,

М ПОЛОНСКИЙ,
		советских ученых.
	тось. разгадать секрет. неравномерного ра-
дисизлучения солнца. С помощью перво-
классной аппаратуры профессору Хайкину
и физикам, работавшим под его руковод-
ством в порту Баийя, первым посчастливи-
лось установить, что интенсивность радио-
излучения солнечной короны, а вместе с
тем и интенсивность земных магнитных
бурь и других магнитных явлений на зем-
ле прямо зависит от количества солнечных
«пятен», под которыми, находится та или
иная часть солнечной радиосферы.

Советские ученые внесли новый ценный
вклад в мировую науку.

В ТУГОЛУКОВ.
	ПЛАВАНИЯ.
	Вино может оживить и внешкольную
работу. Художественные и научно-популяр-
ные свансы,. кинолекции, тематические
вечера и оутоенники, киноконференции,
вечера-встречи @ творческими работниками
кино —+ эти разнообразные и увлекатель-
вые формы массовой работы встретипть‘ в
домах пионеров, детских домах, парках,
библиотеках.

И в быт пионерских и комсомольских
организаций входит кино. В 471-й москов-
ской школе на пионерском сборе, посвя-
шенном теме «Паонерский галетук -—— ча-
стица Красноге знамени», ребятам показа-
ли кинофильмы и диапозитивы 0. Париж-
ской Коммуне, о революции 1905 года, 06
Октябрьской революции и Великой Отече-
ственной войне. Вомсомольцы 424-й мо-
сковской.. школы устроили конференцию
по фильму «Это было в Донбассе». Пе-
ред демонстрацией картины педагог-лектор.
районной фильмотеки рассказал о фильме
и его героях — комеомольцах Донбасса.
Фильм глубоко взволновал школьников. Они
порячо обсуждали жизнь своей комсомоль-
ской организации, говорили о том, что дол-
жны быть такими, как юные герои фильма.

В 642-й школе Москвы’ состоялась кон-
ферёнция, посвященная фильму «Сын пол-
ка»> Ребята сделали доклады: «Ваня Солн-
цев — пример для пионеров», «Любовь
разведчиков и канитаыа Енакиева к де-
тям», «Ваким должен быть пионер», В той
же школе обсудили фильм «Зоя».

В свое время ПК ВЁП(б) в решениях. о
школе предлагал органам народного образо-
вания и киноорганизациям разработать
мероприятия по использованию кино в
школе и обратить особое внимание нато,
чтобы учителя овладели кино, как «ин-
струментом педагогического: труда». Эти
требования еще не. выполнены. В сельских
школах почти нет кино. На 120 тысяч на-
чальных и ередних школ, которые насчи-
	Важное. открытие.
	Солнечное ‚радиоизлучение, было откры-
то во время войны. Оказалось, что матнит-
ные бури, возмущения ионосферы и другие
явления, влияющие на распространение pa-
диоволн, обусловлены излучениями так на-
зываемой «солнечной короны» — разре-
женной газообразной оболочки еолица, ви-
Димой в моменты полного солнечного зат-
мения. Было замечено, что не все участки
солнечной короны одинаково активно излу-
чают радиоволны, но причины разгадать
не удавалось.

20 мая 1947 года в Бразилии: произошло
полное солнечное затмение. Группе совет-
ских ученых. выехавшей в Бразилию, уда-
	ДАЛЬНЕГО
	Творческие вечера
писателей
	‘Coos советеких писателей готовится
в встрече 30-й годовщины Октября.

В Доме литератора состоятся творческие
вечера писателей, вечер «Литературной
газеты», утренники для детей, встречи
е Участниками революционных событий в
октябре 1917 года, с мастерами искусств.

В лектории ССП будет прочитан ряд
лекций, посвященных триднцатилетию со-
ветской власти. Бюро пропаганды художе-
ственной литературы в Москве и других
городах организует выступления писале-
лей, которые расскажут о славных тради-
циях русекой и достижениях советской
литературы.

Откроется выставка «Советская литера-
тура за рубежом», гле будет представлено
до 1400 книг советских писателей, вы-
шехших за границей только за послелние

В организации выставки «30 лет ео-
ветекой художественной литературы», по-
	мимо Союза советских писателей, примут
	участие Академия наук СОСР и Государ-
ственный литературный музей.

Готовится в печати специальный
октябрьский альманах «Год 30-й».
	ФОТОВЫСТАВКИ, АЛЬБОМЫ,

ОТКРЫТКИ — К ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЯ

ЛЕНИНГРАД, 4 октября. (Наш корр.).
Студия «Ленфотохудожник» выпускает К
30-й годовщине Октября серию фотовыста-
вок, альбомов, открыток, посвященных ве-
ликому празднику. Выходят в свет фотовы-
ставки: «Ленинград — колыбель Октябрь-
ской революции» и «Ленинград — город-
герой». Городской комитет комсомола сов-
местно со студией издает фотовыставку на
тему: «Что дала молодежи  советокая
власть».

Художественные открытки ПЮбВвЯЩены
великим людям нашей Родины — морепла-
вателям, писателям, художникам, архитек-
торам, композиторам. Издаются маленькие
альбомы © фотографиями исторических,
революционных и архитектурных памят-
ников города Ленина и пригородов.
	рику. В этот поход был направлен матросом
первого класса Михаил Морозов,

Наступил торжественный день: советский
флаг, гордо развевавшийся на мачте, пере-
сек экватор. Капитан Кулагин собрал эки-
паж.

— Товарищи, — обратился он к морякам,—
нам выпала честь первыми из советских
людей пронести флаг Родины через экватор.
Мы, пионеры торгового советского флота,
прокладываем путь в страны, где еще не
знают правды о нашей республике. Там пе-
чатают всякий Вздор о нашем народе, о нас
с вами. Свято берегите на чужбине честь,
доброе имя, гордость советского человека!

Южная Америка. По книгам и. рассказам
матрос представлял, как выглядят знойные
страны, он мог бы вслепую провести ко-
рабль среди островов, вдоль побережья, но
там.. там не только ничего йе знали 6 Со-
ветской республике, но реакционные газеты
сознательно печатали пакобтные нелепицы
о прибываюшем корабле и его ` команде.
Буржуазные газеты убеждали своих читате-
лей, что большевики — грязные, некультур-
ные люди, обросшие бородами, готовые
стрелять в любого встречного. Народ серд-
eM понимал, что. это не так: на встречу
первого советского парохода выходили
тысячи людей, порты были переполнены
‘толпами ‘аргентинцев и уругвайцев. Все по-
ражало их — и отличный советский корабль,
и любезная, энергичная, отлично знающая
	свое дело ‘команда, и: каждый моряк в: от-
	дельности. В те дни Морозов впервые испы-
тал с необычайной силой чувство гордости
за свою Родину, глубокую радость от, созна-
ния, что он, рядовой матрос, представляет
Родину перед лицом’ друзей и недругов.

В течение многих дней в Южной Аме-
рике жили сенсационными сведениями
о советских моряках. Оказывается, они не
дебоширят и не пьянствуют В кабаках, HH-
тересуются. музеями, театром, спортом. Эки-
паж «Воровского» получил приглашение
выставить свою футбольную команду для
встречи с городской командой в Монтеви-
део. Корабельные футболисты выиграли матч
и унесли в кубрик приз’ — статуэтку. На сле-
дующий день opKectp «Воровского» вы-
ступил в театре «Албенец». Моряки-музы-
канты, исполнявшие русские песни, произ-
вели фурор.

Тогда в утренних газетах появилась злая
сплетня о том, что якобы на «Воровском»
имеются две команды: одна — «господ»,
занимающаяся играми и развлекающая пюр-
товых жителей, а другая—команда «рабов»,
которая трудится в машинном отделении,
убирает палубу, производит погрузку. На
корабль хлынули толпы экзальтированных
южан, Большинство из них не верило в про-
вокационное «сообщение» и желало его
проверить. Первым, кого они увидели, был
	Атаки белых отбиты. Мы: засели за. бугор.   визжал и остановился. Я подбежал к нему, —
	теперь его пулеметы не страшны. Я влез на
броню танка, стал стучать по башне, сунул
в щель револьвер.

— Сдавайтесь, гады! Питер не будет
у. Юденича! :

Говорят, я герой —Взял танк, уничтожил
на участке угрозу беляков. На шинели 15
пробоин. Командир расцеловал меня, а я
ревел. ]

22.Х. Идем в наступление. Белые не вы-
держали наступления и в панике бегут, бро-
сают пулеметы, оружие. Ура! Детское Село
наше! Опасность Петрограду миновала».

..Так началась военная биография Михаи-
ла Морозова. Всю гражданскую войну он
провел на фронтах, а затем вернулся на флот.
Вместе с пожелтевшим дневником он сохра-
нил, как реликвию, небольшую фотографию,
на которой Морозов снят молодым матросом
в бескозырке. На ленте крупными буквами
выведено: «Сталин». Так в 1919 году рево-
люционные матросы назвали один из мони-
	  торов в честь великого полководца, спас-
	шего Петроград от’ смертельной опасности.
Перед матросом открылись дороги в боль-
шую жизнь. Вот он на учебном судне
«Океан». Энергичного, требовательного ма-
троса вскоре производят в боцманы и назна-
чают на «Астарту». Когда заканчива-
лась гражданская ‘война, наиболее‘ смелых
матросов послали в специальный диви-
зион траления Ha «Ударнике»х и <«Фу-
гасе» Михаил Морозов бороздил воды Фин-
ского залива, очищая их от страшных по-
севов войны — пловучих и якорных мин.
Молодому MaTpocy дали возможность
учиться. Михаил Морозов решил окончить
сразу. два учебных заведения — днем он
учился в военном училище командного сэ-
става флота, а по вечерам с неменьшим
усердием ‘занимался в училище, выпускав-
шем штурманов дальнего плавания.
Мечта Михаила Морозова сбылась: в
1923 году ‘он сдал правительственный экза-
мен и получил право ходить на кораблях в
далекие рейсы, Не сразу стал он на ка-
питанский мостик. В то время наш торговый
флот был еще невелик, а старых моряков
оказалось так много, что молодому штур-
ману пришлось начинать службу простым
` матросом — на пароход «Большевик» он
‘пришел палубным юнгой. Это не огорчило и
не обескуражило ‘Морозова. Он понимал,
что ему нужно еще учиться и: учиться у бы-
валых мореходов.
Молодое Советское государство росло,
	Противник ведет наступление при посредст-
ве трех танков. Танки мы увидели впервые.
Я испуган, но не покидаю. своего места. Тан-
ки все ближе, они издают ужасный грохот и
стреляют из пулеметов. Все матросы сра-
жаются, как герои. Выкатываем пушки и
	Михаил Александрович МОРОЗОВ с

сыном АЛЕШЕЙ. В овале—М. А. МО-

РОЗОВ ‘в форме матроса монитора
«Сталин».

Фото Е РЯБЧИКОВА.
	стреляем прямой наводкой. Несмотря на
наше упорное сопротивление, танк подошел
на 30 шагов. Не выдержав орудийного и
пулеметного огня, мы отступаем.
_`о1. Х; Не пустим Юденича в Питер! Вспо-
минаю ‘митинг. На’нас надеются, в нас ве-
pat. He ошибутся! Готовимся к наступле-
нию,

Несмотря на потери, идем на танки, бъем
проклятых беляков. Танки нужно остано-
вить: они несут большой. урон, наводят на
	В о.   крепло, завязывало торговые связи с замор-
всех страх. Нас осталось в_ живых немног
Мы Вия против танков. Я приготовил две   скими странами. В. 1925 году был предпри-

ЯВ 5: Чо ар pOannian

гранаты. Свистят пули. Страшно, но иду.
Бросаю гранату. Бросил вторую. Танк 34-
	но иду. нят первый дальний рейс парохода «Вацлав
	Воровский» — Через экватор в Южную Аме-