Суббота, 5 апреля 1947 г., № 41 (738).
		MOCHKHOBCHK HA
			О.
	по
ухи.
	ЛИ В
урод
Баз.
pom

TpOR,

в 30.
	все.
ACES
		TOBE
Жены
afte,
	наука и молодежь
	ххх
О. И. BABUAOB.
	Президент Академии наув Союза ССР
		Всюду, Bo всем
культурном мире пе-
ред нами налицо бес-
спорный чрезвычай- П резис
но большой olen
научно - технического
исследования, ранее невиданный и имею-
щий громадные социально-экономические
последствия. Полезно заметить, что такого
	рода подемы наблюдались и раныше в
истории человечества. Особенно  замеча-
тельным был расцвет науки B XVI au
	ХУП веках, в эпоху Галилея, Кеплера,
Декарта и Ньютона.

Второй огромный под’ем научно-техни-
ческого исследования отмечался в середи-
не прошлого века, в «эпоху пара и
электричества». 0б этом времени, е то0ч-
ки зрения его социального смысла и
значения, Маркс и Энгельсе в «Манифе-
сте коммунистической партии», опубли-
кованном в 1848 году, говорили: «Бур-
жуазия менее чем 3a сто лет своего
классового господства создала более мно-
гочисленные и более грандиозные про-
изводительные силы, чем все предшество-
вавшие поколения, вместе взятые. Поко-
рение сил природы, машинное производ-
ство, применение химии в промышлен-
ности и земледелии, пароходство, желез-
ные дороги, электрические  телеграфы,
освоение для земледелия целых частей
света, приспособление рек для судоход-
ства, целые, словно вызванные из-под
земли, массы населения, — какое из
прежних столетий могло подозревать, что
такие производительные силы дремлют в
недрах общественного труда!».

Целый век прошел с тех пор, как
были написаны эти строки «Манифеста».
Технические и экономические успехи, 0
которых говорили Марке и Энгельс, для
современного человека перестали казать-
ся столь грандиозными. Однако слова
	«Манифеста» во многом можно повторить
и теперь, но уже как парафразу в отно-
шении того, что пронеходит перед напши-
ми глазами. Современная, необычайно
широкая и диференцированная  электро-
техника, отромное распространение хими-
ческой промышленности, современный
железнодорожный и автомобизьный тран-
спорт, обычная и реактивная авиация,
колоссальное использование земных недр
и прочих естественных богатств, новые
методы и культуры в сельском  хозяй-
стве и, наконец, реально осуществленные
возможности овладения атомной энергией,
энергией атомных ядер — все это дает
право в точности повторить последние
строки приведенной цитаты.

Новый под’ем науки и техники захва-
тил весь культурный мир, но совершен-
но 060б0е, притом важнейшее значение
имеет новая волна  научно-технического
прогресса для советской страны. Это вы-
текает прежде всего из того, что научно-
техническое развитие производительных
сил составляет совершенно необходимое и
обязательное условие победы социализма
и реального приближения общества к
коммунистическому идеалу. Во-вторых,
Советский Союз до сего времени окружен
капиталистическим миром. Высокий уро-
вень науки и техники это предпосылка
прочной обороны страны. Хорошо извест-
но, что наша Советская Армия спасла
страну от фашистского ига при очень
большой помоши науки и техники, взра-
щенной за советские годы.

Сейчас, в наступившем мирном периоде
перед научным исследованием встали свои
задачи, во многих случаях более широкие
и глубокие, чем в годы войны. В прожитые
суровые военные годы нашей науке при-
ходилось почти всегда срочно решать бес-
конечно разнообразные вопросы, выдвигав-
пиеся фронтом, военной промышленностью
и вообще обстановкой войны. Теперь наря-
ДУ с залачами сегодняшнего дня наша на-
ука и техника, естественно, обращаются и
‘к большим перспективным проблемам, ©
расчетом на будущее и даже на очень да-
лекое будущее.

Для дальнейшего очень большого роста
и расширения советской науки и технйки
требуется многое, но прежде всего необхо-
димы новые люди, новые научные работ-
ники разных квалификаций, начиная от
препараторов и лаборантов и кончая ответ-
ственными руководителями лабораторий и
институтов. Несмотря на то, что количе-
ство людей, вовлеченных в научное исселе-
дование, возросло за три советских десяти-
летия по сравнению с дореволюционной
Россией по крайней мере в 20 раз и до-
стигает в абсолютной цифре почти 100
тысяч, все же имеется очень большой не-
достаток в специалистах-исследователях и
техническом персонале.

Таких людей должна дать молодежь. Де-
10 вовсе не в том, что старшее поколение
ученых постепенно отходит от работы.
Наука — это совсем особая сфера труда,
привлекающая к себе непреодолимой си-
лой, как Известно каждому, серьезно вошед-
шему в исследовательскую работу. Ученый
кончает свою исследовательскую деятель-
ность, почти всегда только уходя из жизни.
Ерайне редки случаи, когда старый уче-
‘ный бросает иесследовательскую работу,
‘уходя «на покой». Наши советские уче-
_ные-старики все на своих рабочих постах.
Беда в том, что их, старых ученых, мало.
06°ем и характер современной научной ра-
боты таковы, что нередко требуются очень
большие коллективы специалистов для ре-
шения поставленных залач.
	Но в вопросе о привлечении новых м0-
лодых сил к научному исследованию, по-
мимо указанного количественного недостат-
ка, есть и другая, совершенно специфиче-
ская, качественная сторона. История на-
уки, жизнеописание больших ученых по-
казывает. что молодые годы в развитии ис-
следователя всегда особенно плодотворны
й нерелко имеют решающее значение, опре-
	и каждый ученый в
отдельности работают
для народа.

Такое утверждение
	не только деклара-

пия. Ono означает

прежде всего необходимую и реаль-
ную связь научной теории $ правти-
кой в работе советского ученого. Мож-
HO п следует заниматься сколь угодно
	абстрактными вопросами науки, во гаваз
абстракция все же обязана иметь свои кор-
ни в земле, в конкретных потребностях об-
шества. С точки зрения службы науки на-
роду никогда не следует забывать, что ее
цель — возможно большая помощь госу-
дарству и общеетву. Поэтому советские ис-
следователи обязаны стремиться возможно
скорее и конкретнее перенести свои науч-
ные итоги в жизнь.

Другое свойство советской науки, также
вытекающее из ее органического лемокра-

тизма, — ее коллективность. Если просмо-

треть наши научные журналы за послел-
ние десятилетия и списки сталинских ла-
уреатов, то окажется, что во многих елу-
чаях статья и работы представлены груп-
пами из двух-трех, а иногда большего чи-
сла лип. Таким образом, личное авторство
значительно сглаживается, становится по-
бочным делом, и во главу угла помещается
сама решаемая задача. Такой коллективизм
в науке полезен особенно в том случае,
если он не становится препятствием JAA
полного проявления личной охаренности и
талантов отдельных исследователей.

Наконец, демократизм советской науки
находит и должен еще в большей степени
находить свое выражение в доступности
научных результатов народным массам.
Нужно уметь или во всяком случае необ-
ходимо учиться отказываться от кастового,

жреческого, языка специалистов ий найти

` способ в общепонятном виде на страницах

журналов. в книгах, на лекциях, по радио
передавать науку народу. Вонечно. нельзя
из каждого человека, из любого советского
гражданина сделать ученого епециалиста,
но прошло время. когда можно было кому-
нибудь не знать азбуки современной науки
и техники. Чем дальше движется история,
особенно советская история, тем настойчи-
вее становится требование к каждому че-
ловеку в отношении научной грамотности.

Несколько слов о советеком научном па-
триотизме. Дореволюционная русская наука
была невелика по об`ему, но она дала миру
гений Ломоносова, Лобачевского, Менделее-
ва, Павлова, и в ее истории наечитывают-
ся многие десятки других славных имен,
открытий и изобретений.

В начале ХУП! века Петру Великому,

насаждавшему европейскую науку на Ру-
‚ви, волей-неволей пришлось обратиться за

‘помощью к иностранцам. Среди этих ино-

странцев были отдельные гениальные лю-
ди, такие, как Леонард Эйлер, оказавитий
русской науке помошь, которая чувствует-

ся даже сейчас, спустя два века. Но среди
этих иностранцев были и многие менее

значительные ученые, которых привлекала
в Петербург только материальная сторона,
A Jame лже-ученые, которые совеем не за-

ботились о русской науке и, формально вы-
  полнив свой договор, возвращалиеь обога-
  щенными к себе домой. Не прошло, однако,
Ги 15 лет после создания Петербургекой

Академии, как рядом с иностранцами в ее
стенах стал работать гениальный русский
академик М. В. Ломоносов. С него, в вущ-
ности, и ведет свой счет история новой
науки в России, которая быстро освободи-
лась от помоши и опеки иностранцев.

В сожалению и к удивлению, преувели-
ченная оценка иностранной науки по
сравнению с нашей, которая была в изве-
етной мере об`яснима в ХУШ веке, перешла
в некоторой мере в наследство и к после-
дующим поколеняям. Преклонения перед
западной наукой не было у Лобачевекого,
Менделеева, Павлова, Жуковского, но оно
жило в тайном или явном виде среди мно-
гих ученых и интеллигентов. Очень боль-
ой рост нашей науки и техники за совет-
ские годы, рост, обязанный пеликом нашим
собственным народным силам и развивав-
шийся, конечно, вопреки желанию капита-
листического мира, все же не окончательно
Устранил недооценку напших научных сил
и переоценку роли иностранной науки сре-
ди наших ученых, инженеров й руководи-
телей промышленности.

Нет надобности доказывать, что такое
самоуничижение хуже всякой даже необо-
снованной гордости. Конечно, оно далее не-
терпимо. Советекая наука давно локазала
й своему народу, и всему миру свою силу
и добротность. Невиданное испытание Ве-
лнкой Отечественной войны выдержано на-
шими учеными, инженерами и врачами с
честью вместе со всем народом. Наши мно-
гочисленные научные журналы й книги
полны сообщениями о важных работах на-
ших ученых, непрестанно продолжающихся
и множащихся. В прошлом. за нантами
исследователями стоит блестящая  плеята
великих ученых. Поэтому право и обязан-
ность советского ученого. старого в моло-
дого, ценить свою науку, гордиться ею так
же, как мы гордимся нашей литературой и
музыкой. Советский патриот-ученый может
и должен быть патриотом и в узком емы-
сле, патриотом родной науки. Молодые со-
ветские ученые не должны никогла забы-
вать, что они преемники науки Лобачев-
ското, Менделеева, Лебедева. Жуковского,
Тимирязева, Павлова, Врылова.

У всех у нас в памяти слова, сказанные
9 ‘февраля прошлого года товарищем
Сталиным, и его уверенность в отнотении
советских ученых. Нет сомнений. что с0-
знание славного пропглого нашей науки ий
гордость за современную советскую науку
помогут каждому из нае в решений боль-
шой и увлекательной залачи соревнования
с постижениями науки зарубежных стран.

Советская молодежь.  побеливтая пад
руководетвом Сталина на необ`ятных oo-
JAX нелавно отгремевитих сражений. толж-

на победить и на безграничном поприще

науки.
	0 тяготении, в оптике и в анализе беско-
нечно малых возникли у Ньютона в воз-
расте 25 лет. Последующая долгая жизнь
Ньютона была посвящена развитию этих
идей. Решение тысячелетней проблемы 06
аксиоме параллельных линий П. И. Лоба-
чевский нашел ‘в главных чертах в возрас-
те 23 лет. Принципы теории относительно-
сти и мысли о световых квантах — фото-
нах были высказаны с полной ясностью
Эйнштейном еще в 1905 году, когда ему
было около 25 лет. Авантовые принципы
современного учения 0б атомах были фор-
мулированы Н. Бором в 1913 году, когда
ему не было еще 30 лет. Центральная идея
волновой механики о звойственной,  кор-
пускулярно-волновой природе вещества
была развита де-Бройлем в его первой дие-
сертационной работе при окончании Па-
рижского университета. Эти примеры мож-
но безгранично умножить.

В чем же заключается особая сила и
активность молодого исследователя? Несом-
ненно, в том, что он смотрит на традиции,
на получаемое им научное наследство про-
лого новыми, свежими глазами, еще не
привыкшими к общепринятому, к трафаре-
ту. Молодой научный гений и талант по-
чти всегда вносят с собою перелом, револю-
цию. новую точку зренля, приводят на но-
вую вершину. с которой раскрываются не-
ожиданные широкие горизонты для даль-
нейлтего исследования.

Обратимся теперь к тем требованиям,
которым должен удовлетворять, по крайней
мере в идеале, будущий исследователь. Мой
первый университетский профессор физики
знаменитый П. Н. Лебедев, обессмертивший
себя экспериментальным открытием и из-
мерением светового лавления, первую лек-
цию своего курса посвящал обыкновенно
вовсе не тому, что такое физика, а горя-
чей пропаганде и призыву к молодым сту-
дентам пойти по дороге научного исслело-
вания. В дореволюционное время эта доро-
Ta во многих случаях была очень терни-
стой. С материальной стороны много вы-
годнее было пойти на преподавательскую
работу в среднюю школу или заняться дру-
гими многочисленными возможными вида-
ми практической деятельности. Поэтому и
нужна была специальная пропаганда и
особые красноречивые призывы. В коние
концов, несмотря на все трудности, на путь
научного исследования попадали те, у ко-
го было 060б0е и в большинетве случаев
непреодолимое стремление, тяга к этому
делу. В советской стране работа научного
исследователя перестала быть тернистой.
она, наоборот, имеет целый ряд своих
внешних и материальных преимуществ; но
все же, как и в прежние времена, так и
теперь, для будущего научного исследова-
теля почти необходимое условие это — ис-
креннее и глубокое стремление к исследо-
вательской научной работе. Это необходи-
мс и для дела науки и для самого исследо-
вателя.

Молодой исследователь должен соединять
в себе два, на первый взгляд противопо-
ложных, качества. С одной стороны, как я
уже говорил, мы ждем от молодого ученого
нового, свежего взгляда на вещи, ориги-
нальности, смелости, новаторства. Это мо-
гучее качество, без которого немыслим
подлинный, быстрый прогресс в науке. Но
вместе с тем страшно опасно в науке по-
верхностное презрение к традиции, ко все-
му тому, что сделано предшественниками,
к научному наследию иногда тысячелетий.
Это научное наследетво — величайшее со-
кровище. Оно возникло и выкристаллизова-
лось в результате упорной работы челове-
ческой мысли, в итоге борьбы, споров, еме-
ны учений. В весьма давние времена, в
эпоху античной, греческой науки, великие
открытия отдельных гениальных одиночек
не получали отзвука, оставались безвест-
ными: после гениальных прозрений следо-
вали иногда в течение столетий грубейшие
заблуждения и ошибки. Замечательный
расцвет науки в ХУ] и ХУП вв., о котором
я уже упоминал выше, стал возможным в
значительной мере благодаря открытию
книгопечатания. ‚ Печатная книга сделала
человеческую мысль доступной очень ши-
рокому кругу людей в разных странах и в
разные времена. Высказанная и напеча-
танная научная мысль стала подвергаться
проверке, критике, и таким образом научи-
лись отделять действительно ценное от
шлака, от ошибок. Благодаря тесным науч-
ным связям ученых всего мира посредством
книг и журналов наука стала, наконец,
явлением почти всегда прогрессивным.
Попятное движение, движение назад в на-
уке сделалось редким явлением. Принятый,
признанный научный результат стал почти
всегда шагом вперед. Такую науку в наше
время получает в наследство молодой, на-
чинающий ученый.

Ученый обязательно должен Учиться,
учиться, несмотря на все свои успехи, свои
достижения, всю жизнь, до гроба. Громад-
ная наука была до него, громадная наука
развивается рядом с ним, в родной стране
и во всем мире, громадная наука будет по-
сле него. Какой бы областью знания ни
занимался молодой ученый, он должен
много, внимательно и критически читать,
он должен знать несколько языков, ибо
иначе для него будет закрыто очень многое,
иногда самое важное.
	Такие качества от ученого требовались
п требуются во все времена и у всех на-
родов. Но наша советская страна пред’яв-
ляет к ученому п совсем особые требова-
ния. которые доныне почти не ставились.
Наша советская наука, составляющая, ра-
зумеется, только часть огромной мировой
науки. вместе с тем обладает своими ха-
рактерными чертами. вытекающими из со-
циалистического строя нашего государства.
В то время, как на капиталистическом За-
паде ло сего времени важным стимулом
аучного исследования служит личный
успех, в Советской стране и наука в целом
	Министр высшего образования СССР С. В. Кафтанов. президент Академии наук СССЁ академик С. И. Вавилов (в центре) и
президент Академии артиллерийских наук генерал-лейтенант артиллерии А. А. Благон равов среди участников 1-й научной кон-
ференции студентов высших учебных заведений г. Москвы, Фото И. Егопова.
		Фото И. Егорова.

_Пытливые исследователи
	5 апреля начала свою работу первая
научная конференция студентов высших
учебных заведений Москвы, организован-
ная Министерством высшего образования
и Московским городским комитетом ВЛЕСМ.
Текционный зал Политехнического музея
	заполнили студенты столичных вузов. В
	президиуме  президеят Академии наук
СССР С. И. Вавилов, академик А. А. Бла-
гонравов, министр высшего образования
СССР С. В. Кафтанов, члены-корреспонден-
ты Академии наук А. М. Самарин, ВБ. Н.
Веденисов, А. Ф. Капустинский, А. А.
Ильюшин, профессора А. В. Фрост, А. В.
Топчиев, Г. А. Николаев, Н. В. Иноземцев,
К. Ф. Мигач, руководящие работники Ми-
нистерства высшего образования, MIR
ВЛЕСМ.

Первое пленарное заседание открыл сек-
ретарь МК и МГК ВЛЕСМ тов.Красавченно.
В своем ветупительном слове председатель
организационного комитета конференции
зкадемик А. А. Благонравов отметил стра-
стность и серьезность отношения молодых
людей к иселедовательской работе.

Он говорил о том, что небывалые по
быстроте темпы развития науки и техники
требуют высокого качества подготовки ква-
лифицированных кадров. Будущие спе-
пизлисты должны еше на студенческой
скамье усвоить навыки ° самостоятельной
научно-исследовательской работы, так как
страна ждет от них творческого напряжен-
ного труда.

Академик Благонравов сказал далее, что
Е первой научной конференции подготовле-
но немало интересных докладов, являющих-
вя только частью большой исследователь-
ской работы етудентов.

— Я полагаю, — отметил он, — что
это замечательный стимул и поошрение
для молодых людей, только вступающих в
науку.

В процессе подготовки конференции бы-
ли выявлены сильные и слабые стороны
деятельности студенческих научных 0б-
щесте и кружков.

Положительным является то, что науч-
ные общества и кружки вырабатывают у
студентов уменье применять на практике
полученные знания, учат их самостоятель-
но мыслить, анализировать явления. Уча-
стие в научных кружках дополняет изу-
чение студентами учебных протрамм инсти-
тутов.

‚ — Нельзя забывать, — напомнил
А. А. Благонравов, — что в свое время из
числа членов научных обществ выросли
знаменитые ученые Жуковский, Менделеев
и Попов. Это является хорошим примером
и предзнаменованием для молодых людей.
шлифующих свои знания и метод научного
мышления в научных обществах и кружках.
	Длинные ряды стендов. Это — рапорт
Московского студенчества о своей научной
работе.

Многие лхипломные и курсовые проекты
студентов Московского высшего техниче-
ското училища им. Баумана носят иссле-
довательский характер и находят примене-
ние в промышленности. Студент Л. Гряз-
нов в своем проекте о пассажирском турбо-
В03е дал оригинальное исследование воз-
можности применения паровых турбин в
локомотивах и разработал метод выбора
оптимального числа оборотов турбины.
Сталинский стипендиат студент П. Шелест
в дипломном проекте «Механический гене-
ратор газов» провел большую исследова-
тельскую работу. Разработанный им метод
теплового расчета механического генерато-
ра газов позволяет рассчитать машину лю-
бой мошноети на произвольный режим ра-
боты. Новое соединение бензола получил в
итоге настойчивых научных поисков сту-
дент ГУ курса Московского химико-техноло-
тического института им. Менделеева Сер-
тей Дракин.

(Советской науке свойственна  замеча-
тельная черта — ее коллективизм. Выстав-
ка работ, организованная к ОТкрытию
первой научной конференции вузов Москвы,
ярко говорит и 0б этом. Четыре студента
Московского ордена Ленина института ин-
женеров железнодорожного транспорта имени
И. В. Сталина решили совместно найти но-
вый способ уплотнения песчаного балласта
под ппалами. Это им удалось. И на стенде
кратко изложена суть открытия, сделан-
ного студентами Я. Яковлевой, С. Сухоти-
ной. Н. Галкиной, А. Самохваловым.

Стоит внимательно осмотреть выставку
научных работ студентов. чтобы убедиться
в разнообразии и многогранности их те-
матики. Бережно берут и листают посети-
	пмени Молотова тов. Шаровекий разрабо-
тал в своем исследовании методы исполь-
завания твердого топлива для газотурбин-
ных установок. Студент того же института
тов. Драннцкий выступил с анализом новой
	системы Передачи электроэнергии, Где
земля используется в качестве третьего
провода.
	24 самостоятельных работы студентов
Сельскохозяйственной академии имени Ти-
мпрязева были премированы в итоге кон-
куреа на лучшие научные труды. В их
чиеле-—работы студенток тов. Крастиной о
химических методах борьбы с сорняками и
тов. Проферансовой — о новых методах
уборки семян клевера.

Хорошо работают также научные обще-
ства в Московском институте тонкой хими-
ческой технологии имени Ломоносова и в
других. Олнако в ряде высших учебных за-
ведений столицы, как, например, в Област-
ном педагогическом институте, в Техноло-
тическом институте пищевой промышлен-
ности, в институтах мясной и рыбной про-
мышленности, научные общества не орга-
низованы. В этом, как отметил тов. Сама-
	рин, есть некоторая доля вины их pyhd-
	кружков и утверждать рекомендуемую те-
матику исследований и локлалов. Научные
	  студенческие общества и кружки должны
	уделить 060096 внимание изучению марк-
систеко-ленинекой науки.

Затем докладчик говорил о дальнейших
задачах, стоящих перед научными обшезт-
вами и кружками студентов. Одна из самых
основных задач — это увеличение числа
обществ, вовлечение в них’ значительно
большего количества учащихся высшей
колы.
		=Ууэорл VO Ta Ya Meee GLA A at ih
Е у ’

Благонравов отметил, что плодотворная на-
	учная работа невозможна 0ез овладения
теорией и методом марксизма-ленинизма.

С докладом на тему «Наука и №20-
дежь» выступил тепло встреченный участ-
никами конференции президент Академии
	никами конференции президент Академии.
наук СССР академик С. И. Вавилов. Вто.
	яркий, содержательный доклад был вы-
слушан е напряженным, неослабевающим
вниманием.

Заключительные слова С. И. Вавилова
о будущем советской науки, решающей
задачу соревнования с достижениями нау-
ки зарубежных стран, и п роли нашей MO-
лодежи в завоевании победы на поприще
науки были ветречены бурными аплоди-
сментами.

Итогам научно-иеследовательской рабо-
ты студентов за 1946 — 1947 тг. был
посвящен доклад заместителя министра
высшего образования СССР, члена-коррес-
понлента Академин наук.А. М. Самарина.
Исключительно важная роль в осущеетвле-
нии задач, поставленных товарищем
Сталиным в новой послевоенной пятилет-
ке, принадлежит высшей школе.  Нятая
часть студенчества страны и почти поло-
вина веех аспирантов обучатотея в москов-
ских вузах. Поэтому успехи советской
высшей школы опрелеляютея в значитель-
	ной степени ‘успехами работы высших
учебных заведений Москвы.
Научные общества 15 вузов столицы
	06 единяют большое количество студентов.
Научные кружки, не об’единенные в 00-
шеетва, созданы в 45 вузах и охватывают
ло 15 процентов студентов. Эти факты го-
ворят о серьезном стремлении учащихся
выеших учебных заведений к научной
деятельности.

Xopomo поставлена научная работа в
Московском государственном университете
	имени Ломоносова. одесь проведены три
конференлии научных обществ по факуль-
тетам и две межфакультетские  конферен-
ций. 139 доклалов сделали участники на-
учных кружков одного только биологиче-
ского факультета. Созданная обществом
грунпа «Ракета» изучает вопросы peak-
тивного движения. Она установила связь
с0 стратосферной секцией научного обще-
ства Московекого авиационного инетитута
имени Орджоникидзе. Труды этой секции
подготовлены в печати.

Ежегодный созыв общих научно-техни-
ческих конференций стал традицией в
Московском высшем техническом училище
имени Баумана. Кафедры училища привле-
кают студентов к самостоятельным науч-
ным неследованиям.

Член  научно-технического общества
Московского энергетического института
	На стенодах выставки
	` тели выставки толетый сборнив «Путь В
Космос», — так озаглавлен он. В нем опу-

бликованы научные работы, доклады и ре-
 фераты студентов Московского авиацион-
	ного института имени C-. Орджоникидзе.
	Две студенческие конференции провело

в прошлом году научное общество Инсти-

тута международных отношений. На первой

`были заслушаны доклады о проблемах на-
пионализации во Франции, Англии и Юго-

Восточной Европе. Еще более разнообраз-

ной была тематика второй конференции. В

НА СНИМКЕ: участники конферен-
ции — студенты Московского государ-
ственного университета Н. Мирова и
Л. Шиндель осматривают работы сту-
	дентов Москозского ордена Ленина
знергетического института имени Мо-
лотова.

Фото И. Егорова.
		Пу
b Hi
не:
(0d
31]
у
		Ue
Ко
  No
(OBL
coats
1 pe
36]
		Первое пленарное заседание конбетен-
ции избрало ° состав жюри. в которое
вашли вилнейшие ученые во главе с ака-
демиком Благонравовым, и утверлило поря-
док дальнейшей работы научной студенче-
ской конференции. Со вчерашнего дня деле-
гаты конференции работают в 12 секциях
по специальностям: машиностроения и ме-
таллургии, авиационной,  историко-фило-
	софской, химико-технологической, физико-
математической, литературной, энергетиче-
ской, экономической, транспортной, строи-
тельно-архитектурной, биологической. На
заседаниях секций 90 студентов читают
свои научные доклады.

Завтра на заключительном заседании
конференции жюри сделает сообщение 06
опенке лучиих студенческих работ. 22
мололых исследователя будут отмечены
премиями.
	ее повестке: доклады о положении в совре-
менной Германии, о политическом единстве
и лемократизации Германии, о политике
США в их оккупационной зоне.
	  А молодые исследователи Московского
энергетического института им- В. М. Моло-
това представили на выставку модели скон-
‘струированных ими приборов. Вот, напри-
‘wep, «линфильм» — прибор для летных
  испытаний самолетов, он предназначен
‚для регистрации в полете температуры,
давлений ит. д. Его сконструировал с. по-
мошью руководителей научного кружка
‚ стутент Алексеев.

Выставка лаконичным языком цифр
‘убедительно повествует HO том, Kak
с каждым годом растет число студентов,
‚ занимающихся научной работой. В 1945
году в научном обществе Химико-техноло-

‘гического института им. Менделеева co-
	стояло 64 студента, в 1947 году их стало.
	уже 160.
	26 научно-исследовательских кружков
работают в Московском институте инзжене-
’ров железнодорожного транспорта. В них
‘состоят 329 студентов. С 1938 по 1946
  тод на студенческих конференциях было
 заслушано 469 научных докладов, затра-
`тивающих различные отрасли железнодо-
  PORHOTO транспорта. 120 научных работ
’ разработали за последние 3 года молодые
ученые МВТУ имени Баумана:
	Диаграммы, сборники, бюллетени, моде-
ти приборов, машин дают представление о
размахе научно-исследовательской работы
в указанных выше институтах. № сожале-
нию, на выставке не были представлены
работы научных обществ ряда высших
учебных заведений, в частности Московско-
	го университета.
Л. ГОВОРОВА.
	леляя направление дальнейшей работы п ее‘ научного исследования
основные идеи. Основные мысли в учении   успех, в Советской стр