Вторник, 8 апреля 1947 г., № 42 (739).
	московский

Ett ttt La
	Па снимках: вверху
(слева направо) учащие-
ся 3-го курса Т. Пла-
стинина, С. Грызлова и
В. Кобзев в радиолабо-
ратории за. испытанием
звукового. генератора.
	Внизу (справа налево):
учащиеся 2-го курса
В. Храмова, Е. Михай-
лова и К. Седорин го-
говятся к экзаменам.
		 ПРЕБЫВАНИЕ ДЕЛЕГАЦИИ ВЕРХОВНОГО
^ СОВЕТА СССР В АНГЛИИ
		Наити народы‘были вместе во-время’ войны,
й мы должны’ делать все возможное для
развития сотрудничества между двумя страз
нами в мирное время, направив все усилия
к общему прогрессу и повышению благосо-
стояния народов.

-С ответным словом выступил глава де
легации В. В. Кузнецов.
		ЛОНДОН, 7 апреля: (ТАСС). 5 апреля де-
легация Верховного Совета ОССР,. нахо-
дящаяся в Эдинбурге, разделилась на не-
сколько. Груйп. Группа во главе с В. В.
Кузнецовым осматривала одну из наиболее
ссвершенных в техническом отношении
угольных шахт Англии, расположенную на
северо-западе от Эдинбурга. Другая группа
депутатов ознакомилась < одной действу-
ющей и с одной строящейся гидроэлектро-
станциями в окрестностях города. , Третья
группа совершила поездку по Эдинбургу и
эсматривала достопримечательности города,
в том числе древний эдинбургский замок и
королевский дворец. }

Вечером лорд-мэр Эдинбурга дал в честь
советских гостей обед, на котором придут-
ствовали все члены городского муниципа-
литета. На обеде лэрд-мэр Джон Фалько-
нер, приветствуя делегацию, отметил ог-
ромный вклад народов Советского Союза В
дело победы над общим врагом. Он сказал:
	ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
О КИТАЕ
	ских элементов во все органы Националь-
ного Правительства Китая, ‘является делом
самого китаёского народа, и считая, что
вмешательство иностранных государств во
внутренние дела Китая, и особенно уча-
стпе иностранных вооруженных сил в
гражданской войне в Китае, может вести
линь в разжиганию гражданской войны и
Е созданию дополнительных затруднений
в деле‘ восстановления национального един-
ства Китая, Советекое Правительство в
своих отношениях с Китаем придержива-
лось и придерживается политики невмеша-
тельства во внутренние дела Витая. Со-
ветское Правительство полагает, что толь-
ке в том случае Московское соглашение о
Китае будет  лействительно выполнено,
	‘если правительства Соединенных Штатов
	Америки ‘и Советского Союза не будут
игнорировать. доститнутое соглашение о
невмешательстве BO внутренние дела Ки-
тая и. будут на деле проводить в жизнь
	это соглашение.
‚В Московском соглашений также ска-

Вак уже сообщалось, В. М. Молотов co-

тласилея с. предложением Д. Маршалла.

Яредставить друг другу к 1`апреля пиеъ-
менную информацию относительно выпол-
нения Московского соглашения о Китае

и направить копии текстов такой инфор-

Manny китайскому правительству.

На-днях Д. Маршалл прислал В. М.
Молотову свое письмо по этому вопросу,
‘ B котором; сославшись на два заявления“

Трумэна, сделанных в конце 1945 года
и в конце 1946 года, сообщил, что в те-
чение истекшего периода вооруженные си-
‘  лы Соединенных Штатов оказали суше-
  ственную помощь в деле репатриаций из

Китая на родину приблизительно 3 мил-.

лионов японцев. При этом Маршалл. упо-

минает, что у него нет сведений о 700 ты-_

сячах японцев, захваченных советскими.

войсками в Маньчжурии. (хотя, - как- из--
вестно из опубликованных официальных
советских . данных, в- Маньчжурии былол
 ’ взято.в плен около 600 тысяч. японцев и:
с конца 1946 года уже происходит. репат-

риация этих военнопленных по плану, CI~.-

тласованному с. генералом Макартуром,
командующим оккупационными. американ-
скими войсками в Японии. — Прим. ре-
дакции).

Далее в письме J. Маршалла указы-
вается, что 29 января 1947 тода Прави-
тельство Соединенных Штатов заявило 0

решении прекратить свое участие в Ко-
митете` трех, который был создан в Чун-

цине с целью прекращения военных лейг

ствий в Китае, а также о ‘своем’ одновре-

менном решений прекратить участие в’
Исполнительном Штабе, который был 60-
здан в Пекине Комитетом трех с целью

наблюдения за выполнением. соглашений oO

прекращении военных действий и демо-
билизации и реорганизации вооруженных
сил в Китае. При этом указывается; что
одновременно было сделано заявление от-
носительно вывода. частей морской. пехоты,
задачей которых было обеспечение
безопасности американского ‘ персбнала-
при Исполнительном Штабе, а также его
коммуникаций с морем.

Указав, что в результате -этого суше-
ственным образом сократилось количество.
американских вооруженных сил в Витае и

что эвакуация этих сил продолжается по_

мере того, как предоставляется тоннаж,
Д. Маршалл говорит в своем письме, что

когда текущее сокращение булет законче---

но (приблизительно к 1 июня 1947 года),
то в Китае останется около 6.180 человек
американских вооруженных бил, причем
здесь делается ссылка на просьбу китай-
ского правительства of этом. При этом
указывается, что в этом числе штабпого

и обслуживающего персонала сухопутных
	и военно-морских сил будет 2.681 человек
	и. морской пехоты США для выполнечия.
функций охраны 3.499 человек. ~

В свою очередь В. М. Молотов также на-
правил Д. Маршаллу письмо, в котором из-
ложена:.следуюнщая: точка‘ ‘зрения Совет-
рекого Правительства -по вопросу о Китае:
i: Воюоглащении со. Китае достигнутом:
между Миниетрами Иностранных Лёл Co-
‚единенных Штатов Америки, Великобрита-
нии и Советского Союза в Москве в:декяб-
 ре 1945 `тода’`было сказано: os

«Три Министра Иностранных Дел. обме-
нялись мнениями 10 вопросам, касаютщим-
ся. положения в Китае. Они договорились о
необходимости об’единения и демократиза-
пии Китая под руководством Националь-
ного Правительства, о широком привлече-
 нии демократических ^ элементов во весе
органы Национального Правительства и о
прекращении гражданской борьбы. Они
подтвердили „ свою верность политике.
невмешательства во внутренние дела Ки-
тая». mo

Настоящим я ‘подтверждаю, что Севет-
ское’ Правительство ‘продолжает придержи-
ваться тех взглядов, которые были изло-
жены в упомянутом Соглашении трех. Ми-
нистров. Полагая, что осуществление об’е-
динения и демократизации Витая, требую-

БУДУШИЕ ТЕХНИК
	Бе пролетят два весенних

месяца, и начнутся экзамены в
техникумах столицы. К ним усиленно
готовятся учащиеся — Московского
электромеханического техникума им.
Красина Министерства электропро-
мышленности СССР.

Во всех лабораториях, с утра: до
позднего вечера, самостоятельно и
под руководством преподавателей
будущие техники повторяют ‘прой-
ценный за год курс, выполняют ‘ла-
бораторные задания,

Техникум готовит электромашино-
строителей, специалистов по транс-
форматорам, рентгеновской, радиоло-
кационной, телевизорной аппаратуре,
радиотехников. Выпускников этого
техникума знают многие заводы ми-
нистерства, как хорошо подготовлен-
ных, знающих свое лело специалистов,
	ИА наявначиаи

ИМИ НАЛЯЯЯЯ АЯ ИИА НИЯ ЖИЛАХ И ИЛА АА ИР ИДДК ЩИ ИИ ИНД Нав ИИНинилииними

ГЛАЗГО, 7 апреля. (ТАСС). Вчера утром.
	делегация Верховного Совета СОСОР вы:
ехала из Эдинбурга в Глазго на автомаши.
нах. В городе Стерлинг делегаты осмотре
ли древнюю резиденцию ‘шотландеких Kos
ролей.

В Глазго депутаты встретились с члена:
ми секции общества шотландско-советской
дружбы. Присутствовавший на вечере лорд.
мэр Глазго и депутат А. А. Фадеев обме
нялись приветственными речами.
	Односторонние действия правительства США в Япония
		ВАШИНГТОН, 5 апреля. (ТАСС). Госде-
партамент США опубликовал заявление
американского представителя в Дальнев?-
сточной Комиссии -Маккоя, сделанное им 1
апреля на заседании Дальневосточной Ко-
миссии, в котором он заявил, что прави-
тельство ОША, не дожидаясь согласия и
одобрения других государств — членов
Дальневосточной Комиссии, решило издать
«временную» директиву Макартуру, раз-
решающую ему приступить к немедленному
проведению авансовых отгрузок различно-
го японского промышленного оборудования
в счет репараций < Японии для Филиппин,
Китая, Голландии и Великобритании.

На основании решения Московского Сове-
щания трех министров иностранных дел —
СССР, СИТА и Великобритании, принятого
в декабре 1945 года, была учреждена
Дальневосточная Комиссия в составе пред-
ставителей. 1  союзных стран, © `местопре-
быванием в Вашингтоне. Функиии. этой ко-
миссии заключаются.в том, чтобы формули-
ровать политическую линию, принципы и
	ВАШИНГТОН, 5 апреля. (ТАСС). Вы-
ступая на обеде, данном демократической
партией по случаю годовщины дня рожде
ния президента Соединенных Штатов
Джефферсона, Трумэн в’ речи; которая
транслировалась по всей стране, снова при-
зывал Соединенные Штаты предпринять
«позитивную акцию» по оказанию помощи
«тем народам, свободы которых находятся
под угрозой в результате давления извне».
Трумэн утверждал, что таким образом Сое-
диненные Штаты смогут своевременно по-
давить в самом начале любой возникающий
конфликт, «который может угрожать pac-
пространиться по всему миру». ‘Трумэн
призывал «стоять на страже перед зданием.
длительного мира», которое. теперь - воздви-
гается в лице организации  Об’единенных
нащий. Вместе с тем, Соединенные. Штаты.
должны «дополнять» деятельность. Об’еди..
ненных наций. Не упоминая прямо о. „пред-
ложении относительно вмешательства, в.де-.
ла Греции и Турции, Трумэн косвенным об-
разом возобновил призыв оказать поддерж-
ку провозглашенной: программе уравитель-
	ства и <снова.пытался создать вщечатление,
	ПОСЛЕ ЗАБАСТОВОК _
	БЕРЛИН, 7 апреля. (ТАСС). Газета
«Нейес .Дейчланд» поместила сообщение
агентства АДН о том, что на профсоюзной
конференции в Дюссельдорфе (английская
зона оккупации Германии) была принята
резолюция, в которой выражено отношение
	профсоюзов к забастовке и ‘демонстрациям
	рабочих. В резолюции говорится, что в ор-
ганизованной профсоюзами забастовке при-
нимало участие почти 100 процентов рабо-
чих и что демонстрации,   сопровождавшие
забастовку, повсюду проходили спокойно.
В резолюции предлагается в целях скорей-
итего преодоления кризиса немедленно при-
нять меры, необходимые для того, «чтобы
спасти население Рейна и Рура». Резолю-
ция требует борьбы < черным рынком, уча-
сти» производственных советов в ‘продо-
	Бот почему большинство русских людей
сочувствовало Москве’ в её стремлении со-
брать вее земли воедино. р
Еще больше вырос политический авто-
ритет Москвы, когда Дмитрий решил пред-
принять первую попытку свержения татар-
ского ига. Со всех концов Руси на зов
внязя собирались ратники народного опол-
чения. В то время татарская Орда уже не
была такой грозной силой, как в дни пер-
вого нашествия. Среди самих ханов нача-
лись усобицы, Орда стала распадаться.
Дмитрий, зорко следивший за неурядицами
в стане врагов, понял, что наступило- время
для открытой борьбы е татарами. В слав-
ной битве на Куликовом поле, на Дону,
русские разбили ‘полчища хана Мамая.
Храбрый московский князь был тяжело ра-
нен во время битвы. В память об этой побе-
де он получил в народе прозвище Донбкого.
«Мамаево побоище» показало силу рус-
ского оружия и умножило елаву Москвы.
Но татарское иго не было сброшено окон-
чательно — Русь попрежнему платила
дань. Освободиться от этой зависимости
она смотла при Иване Ш, правнуке Дмит-
рия Донского. Тогла и завершился процеее
образования единого русского  госу-
дарства. К московским землям были при-
соединены Тверь, Новгород и.Рязань. Иван
ПШ уже называл себя «великим князем мо-
сковским и ‘всея Руси». К этэму времени
	‚русское государство облалало большой воен-
	ной силой, с которой вынуждены были счи-
таться даже самые воинственные соседи.
Оно пользовалось большим Уважением _в
Европе, его торговые-и политические связи
доходили до Венеции, Турции, Персии. Не-

Москва. Были выстроены стены и башни
Времля, которые стоят и`по сию пору. 0б-
растая посадами и слободами, Москва пти-
роко раекинулась по берегам реки: в ней
уже насчитывалось более тридцати тысяч
жителей.

Так па протяжении первых. четырех Be-
ков своей летописной истории маленький
древний городок вырос в столицу русского
государетва.
	Профессор И. И, ПОЛОСИН. 1
	Г. 47. Отдел информации K 8-13-45
тдел доб. по коммут. 79. Of
KOMMYT. $97. Ornen обра Ь
	  общие основания, в соответствии с кот»
`рыми может осуществляться выполнение
Японии ее обязательств по условиям ка“
питуляции.

Вопрос об авансовых отгрузках ‘союзным
странам в счет репараций < Японии, равно
‘как и вопрос о репарациях с Японии в
целом, относится к компетенции Дальнево-
  сточной Комиссии. Оба эти вопроса нахо-
 дятся. в. настоящее время на рассмотрения
этой комиссии.
	Из сообщения государственного департа-
мента видно, что правительство США, не
ожидая решения Дальневосточной Комис-
сии, предприняло односторонние действия,
издав «временную» директиву об авансо-
вых отгрузках в обхол `Дальневосточной
Комиссии. `

Против‘ подобных односторонних дейст.
вий правительства США на заседании Даль-
невосточной Комиссии выступили с обосно-
ванными возражениями представители
	Франции, Индии, Азстралии и СССР.
	что односторонние действия США не про:
тиворечат существованию организации Об’
единенных наций.

Заявив, что внешняя политика по свое-
му значению превосходит всякий другой
вопрос, с которым сталкиваются Соединен-
ные Штаты, Трумэн требовал сохранить во-
енные силы, «соразмерные ‚с ответственно-
стью» США.

В дальнейшем свою речь Трумэн посвя-
тил в основном проблеме создания сильной
внутренней экономики, как необходимой ос-
новы «позитивной» внешней политики.
		- «Г-н Молотов заявил, что советекие во-
оруженные силы  разоружили японские
войска. в Маньчжурии и вывели их оттуда,
HO что отвод. советских войск отложен до
1-го февраля по просьбе Китайского Пра-
вительства.

Г-н Бирне указал, что американские во-
	оруженные силы находятся в Северном Ки-
‘тае по просьбе Китайского Правительства,
и сослался также на то. что Соединенные
	Штаты несут главную ответственность за
	выполнение условий капитуляпии в TOM,
что касается разоружения и вывода япон-
ских войск. Он заявил, что американские
вооруженные силы будут удалены так
скоро, как только эти обязанности будут
выполнены, или тогда, когда Китайское
Правительство будет в состоянии выпол-
нять эти обязанности без помощи амери-
канеких вооруженных сил.
	Межлу двумя Министрами Иностранных
	 Дел имеет место полное согласие. в отно-
нтении желательности вывода из Витая со-
ветеких и американских вооруженных сил
в возможно кратчайший срок, совместимый
в выполнением ими их обязательств и с их
ответственностью».
	Таким образом, как Советский Союз. так
	и Соединенные Штаты ‘Америки взяли на
себя обязательства насчет «вывода из Ви-
 тая советских и американских вооружен-
ных сил в возможно кратчайший срок,
зовместимый с выполнением ими их обяза-
тельств и с лх ответственностью». Точно-
му выполнению этих обязательств Совет-
`вкоё Правительство придавало и придает
важное значение.
	(Со своей стороны, Советекое Правитель-
	‚ство. своевременно выполнило взятое . Ha
себя обязательство о выводе советских
‚войск из Китая. Эвакуация советских войск
из Маньчжурии была полностью закончена
3 мая 1946 года.

зяб-тех пор прошло около года, а эвакуз-
ция американских войск из Китая не
`ЯблЬКо Не. ЗАкончилаеь: но-зи- вообще неиз-
вестно,: когда Соединенными Штатами _Аме-
рики. будет выполнено обязательство о вы-
воде американских войск из Китая.
	Ввиду такого положения Советское Пра-
	вительство считало и считает желатель-
ным, чтобы присутствующие в Москве
Министры Иностранных Дел государств,
участвовавитих в Московском совещании,
обменялись информацией. по поводу вы-
полнения Соглашения о Китае. Такой обмен
‚информацией был бы полезен, так как он
мот бы содействовать выяснению действи-
тельного положения е выполнением Мо-
ковского © соглашения о Китае, поскольку
существующее положение в этом отноше-
‘нии не является удовлетворительным, вы-
‘зывая в общественном мнении сомнения в
-TOTOBHOCTH выполнить обязательства, взя-

тые. по указанному Соглашению.

вуз;

Советские спортсмены в Праге
	КОМАНДА СССР УЧАСТВУЕТ В РОЗЫГРЫШЕ ПЕРВЕНСТВА
ЕВРОПЫ ПО ФРАНЦУЗСКОЙ БОРЬБЕ
	П апреля в крупнейшем спортивном зале
чехословацкой столицы Люцерна начнется
розыгрын: первенства Европы по француз-
ской борьбе. :
`° Вчера для участия в соревнованиях из
Москвы в Прагу вылетела сборная команда
СССР, в состав которой входят Иоганнес
Коткас, Константин Коберидзе, Александр
Соловов, Арташес Карапетян, Леонид. Его-
ров, Николай Раков, Николай Белов, Вяче-
слав Кожарский, Иоганнес Кауби и другие.

Делегацию возглавляет заместитель пред-
седателя Всесоюзного комитета по делам
физической культуры и.спорта при Совете
Министров Союза ССР Д. Украинцев.

имеющие наивысшие достижения в этом ви-

де спорта.

Впервые первенство Европы было разыг-
рано в 1925 году и с тех пор, исключая
военное время, проводилось почти ежегод-
но. Наибольших успехов в розыгрыше пер-
венства неизменно добивались спортсмены
Швеции и Финляндии. Первые выходили
победителями`в командном зачете. семь раз,
вторые — дважды, и один раз Швеция и
Финляндия поделили между собой первое
и второе места, Из 70 золотых медалей, ко-
торыми награждались победители первенст-
ва по всем весовым категориям, 30 ‘доста-

лись борцам Швеции, 22 — Финляндии и
лили 18 — бопиам пругких стран.
	значу арув Зима я „2. Aan .  лишь 18 — борцам других стран.

Розыгрыш первенства Евроны 1947 года Розыгрыш первенства Европы этого года
проводится по решению первого послевоен-   обещает быть особенно интересным, . так
ного конгресса Международной федерации   как команды усиленно готовились к нему
борцов-любителей (ИАВФ) и является круп-   и провели ряд крупных международных
нейшим спортивным событием за последние   встреч. в том числе традиционный матч
	TENN спортивным сообтием за последние   встреч, в том числе традиционный Madi
годы. В соревнованиях принимают участие   Швеция—Дания—Финляндия — Норвегия.
	годы. В соревнованиях принимают участие   \Швеция—Дания—Финляндия —
все сильнейшие борцы. Советские борцы будут вперв
	Среди подавших заявки для участия в
первенстве — Швеция, Финляндия, Норве-
	Советские борцы будут впервые участво-
вать в таких крупных международных ‹о-
	ревнованиях.
	Выступление Трумэна
			Е ЧЛЕН ПАЛАТЬ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ MEPPOY
0 ПРОГРАММЕ TPYM3HA
‚ ЛОНДОН, 6 апреля. (ТАСС). По сообще-
	AO лондонского радио, выступая по радио,
‚член ‚комиссии по иностранным делам па-
‚латы представителей США; республиканец
‚Честер `Мерроу -заявил;, что ‘план’ Трумэна
`В’отношении Греции: и Турции должен быть.
	принят ради охраны нефтяных интересов

ae ee a
	чатление, СТА и Англии на Ближнем Востоке.
	И ДЕМОНСТРАЦИЙ В АНГЛИЙСКОЙ
	вольственных органах и создания контроль-
ных комиссий из представителей профсою-
30B, ©

Как сообщают из кругов, близких к анг-
лийской военной администрации, англий-
ские власти предполагают взять в свои руки
в будущем ‘распределение продовольствия,
‘a также: в случае продолжения голодных
цемонстраций прибегнуть к посылке вок
в Рурскую область.

Профсоюзные функционеры Рейнско-Вест-
фальской промышленной области уже зая:
вили в связи с этим соббщением, что ни
первое, ни второе ‘из предусмотренных ме-
роприятий не будут способствовать измене-
нию положения: к лучшему. Военная’ адми-
нистрация только тогда могла бы помочь
населению, если бы она удовлетворила’ тре
бования народа об устранении нынешнего
руководителя органов продовольственного
снабжения Шланге-Шенингена, об очищения
всех продовольственных и ‘снабженческих
органов от. нацистских активистов и реак:
ционеров-бюрократов и об их замене. квали-
фицированными представителями демокра-
тических партий и профсоюзов, а также о
всеобщем народном контроле над делом
продовольственного снабжения. Профсоюзы
искренне приветствовали бы такие дейст-
вия военной администрации. 1

Ответственный редактор
К. А. МИНИН.
	Чехословакия, Дания, и   Г Соревнования продлятся до 14 апреля.
-O—
МОСКОВСКИЙ. ШАХМАТНЫЙ ЧЕМНИОНАТ -

« ПРЕСС А ПЕРЕН СЕРА КТ

Утвержден состав традиционного ежегодт
	ного состязания сильнейших ‚ шахматистов.
столицы — финала московского шахматного
чемпионата. В нем примут ‘участие `молодые

талантливые мастера Бронштейн и Сима-
гин (первый из них в прошлом году `завое-
вал званиие чемпиона Москвы, набрав 11,5
	Kos), мастера:.Загорянский, Кан, Люблин-
	ский, Панов, Равинский. и. Чистяков, канли:.
даты в мастера Аронин, Богатырев, Kou Я
	MarepryT- -
К участию в чемпионате приглашены
гроссмейстеры. x
	_ Турнир. будет проходить в клубе «Го-
знак». Первый тур намечен на 14 ‘апреля.
	ОНКУПАЦИОННОЙ: ЗОНЕ ГЕРМАНИИ
	Отдел об’явлений К 4-18 45 и лоб.
	очка из 15 возможных, а второй — 11 оч-   Чемпионат продлится около месяца.
Фо
УЗКОПЛЕНОЧНЫЕ ДОЖДЕВАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ .. УСТАНОВКИ
	„Летом этого года на полях и огородах
Подмосковья будут работать  усовершен-
ствованные короткоструйные дождевальные
установки. сконструированные сотрудника-
	ми Всесоюзного научно-исследовательского
	института гидротехники и мелиорации.
	Новые дождевальные установки изготов-
лены из дюраля и алюминия. Они снаб-
жены длинным гибким’ шлангом-трубопро-
водом. С помощью этих установок можно
производить дождевание участков, удален-
ных до двух километров от водоема.
	Показ узкопленочных учебных фильмов
на уроках и лекциях помогает слушателям
глубже понимать и легче усваивать изуча-.
емый предмет. .

Промышленные предприятия возобновили
прерванное во время войны производство
узкопленочных киноаппаратов. Крупная пар-
тия таких аппаратов поступила для прода-
жи в магазин учебно-наглядных пособий
	жены в упомянутом Соглашении трех. Ми- . ‚Как Д. Маршалл, так и В. М. Молотов по-
нистров. Полагая, что осуществление об’е-   слали г-ну Бевину и китайскому послу в
тинения и демократизации витая, требую-   Москве г. Фу Бин-чану копии своих пи-
ее пирокого привлечения демократиче.   сем. , (ТАСС).
		татары воевать ее», — сообщает летопи-
сец. В`евоих землях Иван Калита навел не-
бывалый порядок,  позаботившись о без-
опасности дорог от разбойников, что спо-
собетвовало развитию торговли.
	`Внуку Валиты князю Дмитрию Иванови-
	‘чу с восемнадцати лет пришлось вступить
	в бэрьбу с иноземцами. В 1368 году ли-.
	товский князь Ольгерд предпринял боль-
	пей поход против Руси; но как раз перел
	этим Дмитрий построил ` первые каменные
стены Времля, превратив его в непристун-
ную крепость. Литовские войска, дойдя до
Москвы, вынуждены были отступить. В
эти годы и рёшилея спор Москвы е Тверью
	за`право первенетва в 00’единении русских.

земель. 1верские и рязанские князья прим-
кнули к войскам Ольгерда, надеясь е его
	: помошью. сокрушить Москву. Это была ппя-
	мая измена Руси. `Й хотя в те ‘времена
КНЯЗЬЯ, В ТОМ числе и московские, в борьбе
с соперниками часто заключали союзы с
иноземцами, - но в час. когда литовекая ат-
ревеия` начала угрожать существованию
всей Руси; Москва стала во главе борьбы
с захватчиками, а тверские и рязанские
феэдалы во имя своих личных интересов
предали. общие интересы.  «Полоумные
людища», — справедливо называет их ле-
тописец. Сочувствие большинства русских
людей стало склоняться на сторону Москвы.
	Перед лицом многочисленных внешних
опасностей усилились стремления’ к -0б’е-
динению русских земель. С развитием ре-
месла и торговли постепенно исчезала. эко-
номическая обособленность каждого кня-
жества и удела, основанная на полном гос-
подетве натуральной системы хозяйства.
На территории северо-восточной Руси скла-
цывалась великорусская народность. На-
род — крестьяне и ремесленники стреми-
лись” к мирному, созидательному труду.
Они ‘брались за оружие лишь для защиты
своих пашен и городов от агрессоров и
были заинтересованы в об’единении Руси,
так как видели в этом единственное спа-
сение своей земли от полного порабощения
чужеземцами. Необходимость  об’единения
стали понимать и многие феодалы — мел-
кие удельные князья, бояре, луховенство.
	коммутатор К 0-15-50 до К 0:15-88. Дежурный технический секретарь доб; по коммут. 47, Отдел
‘yt. 80. Отдел учалпейся мололежи.доб. по. коммут. 80 Военно да УТД@

ое о ед ГУ © бо@еНнНео-физкузльтурный „отдел: доб.
по коммут. 79. Телефонограммы — К 5-07- 54. „Отдел художественной иллюстрации лоб. по номмот ©
	Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8.
	время считалея обладатель титула Велико-
_ го. князя Владимирекэго. За этот титул и
развернулась борьба претендентов на руко-
вохящую роль во всей. северо-восточной
Руси. Среди них наиболее сильными были
Тверь и Москва. Эти города находились в
самом центре русских земель, от татар они
были отделены другими окраинными кня-
‘жествами; в условиях лесной местности, где
стояли Москва и Тверь, труднее было вое-
вать татарской коннице. В этих княжест-
вах давно уже шел быстрый роет населе-
ния. Сюда бежали жители окраин Руси,
постоянно подвергавигихся набегам. завое-

вателей. Нужда заставляла  землелельна-

славянина покидать черноземы юга и. ухо-:
дить на суглинки северо-восточной Руси,
где были лучшие условия для мирного труда.

Географическое положение Твери, CTQAB-
  шей на: берегу Волги, на большом тортовом _
пути, ставило ее в особенно выгодное по-
лежение: Дороги; проходившие через Mo-
скву, не ‘представляли` тогда столь важного:
значения для торговли. Тверь была’ силь-
нее, и именно поэтому татарские ханы,
боявшиеся чрезмерного усиления кого-либо
‘из русских феодалов, поддержали более
влабого московского князя Юрия Данилови-
ча, после семнадцатилетней борьбы добив-
шегося в Орде «ярлыка» на’ титул Вели-
кого. Владимирского князя. Таким образом,
Е 1320 году Москва. уже выросла настоль-
ко, что смогла стать руководящей ‘силой
русских земель.

После Юрия стал княжить его брат: Иван
Данилович. Калита, умный и опытный по-
литик. С присоединением к Московскому
княжеству Можайска его владения распро-
странялись уже по всему течению Москвы-
реки, до Коломны. Калита убедил митро-
полита ‘перенести свое постоянное место-
`рребывание из Владимира в- Москву и на-
шел в нем могущественного союзника.
При Калите Москва стала большим фремес-
‚ленным. и; торговым городом. Из дуба были
возведены новые стены Кремля. Калита
сумел поладить с татарами и в то же вре-
мя держался с ними более независимо, чем
другие князья. «Наступила тишина вели-
кая по всей русской земле и перестали

КАК МОСКВА
	СТАЛА СТОЛИЦЕЙ
	русскую землю розно». А со всех сторон
надвигалась военная опасность: с запада
к славянским землям подбирались немец-
кие и шведские рыцари; из монгольских
степей хлынули неисчислимые полчища
татар. Они залили‘ огнем и кровью вею
Русь. На Оке и в Поволжье за месяц ими
было сожжено четырналпать городов. В
1237 году Москва также была «положена
в пепле». Татары разорили и город Киев.
Русская земля лишилась своей столицы.

Татарские ханы устроили свою ставку
в степях, в низовьях Волги. Славянские
земли они обложили данью, ежегодно по-
сылая сборщиков и отряды для усмирения
непокэрных князей и племен. Тяжкий гнет
лег на плечи русского человека. Замедли-
лось развитие экономики и культуры, пс-
веюду плач и стон стоял великий. Пашни
зарастали лесом, окрест лежали выжжен-
ные горота и села.
	В АМ веке большие княжества северо-
востэчной Руси распались на уделы, из-
мельчали. Этой же участи подверглось и
Великое Владимирское княжество, в южной
части которого возникло небольшое, но уже
самостоятельное княжество Московское.
Первым его правителем был-сын Александра
Невского Даниил, неустанно стремившийся
к расширению московских земель. Вначале
В НИХ ВХОДИЛИ ТОЛЬКО Два соседних города—
Звенигород и Руза; в 1301 голу Данийл
присоединяет Коломну с ее прекрасными
пашнями, затем он получает в наследет-
во Переяславль-Залесский. Из русских кня-
зеёй Даниил первый начал готовитьея к
борьбе. е татарами. Тогда через Москву
проходила ненавистная русским Ордынекая
дорога, по которой татары ходили за данью
и уводили в Орду пленников. На этой до-
роге князь построил крепость — Данилов
монастырь; и

Старшим среди русских князей в то
	Одним из сильнеиших ‚ древне-руееких
княжеств ХП века было Ростово-Суздаль-
ское, расположенное в междуречье Оки и
Волги, среди лесов, в самом центре рус-‹
Бой равнины. Его населяли потомки  во-
сточно-славянских племен — вятичей и
кривичей. Аняжил над этими землями сын
Владимира Мономаха князь Юрий Долгору-
кий. Олним из крайних юго-западных
пунктов его владений и было поселение,
издавна образовавшееся на месте нынешней
Москвы и по преданию отнятое князем у
боярина Вучки.

Сюда, восемь веков тому назад, в 1147
году Юрий пригласил для военных пере-
говоров своего сосела и союзника новгород-
северского князя Святослава Ольговича;
эта встреча отмечена летописью, в связи с.
чем и было впервые упомянуто летопие-
цем имя Москвы. Так началась письменная
история славного города.

Находки археологов показывают, что
территория Москвы и ее окрестностей была
заселена еще за две тысячи лет до Юрия
Лолгорукого. Е ХИ веку Москва уже вы-
росла в настолько богатый поселок, что
ЕНЯЗЬ МОГ оказать в нем торжественный
прием своему союзнику Святославу и
устроить для всей его дружины «пир си-
лен». Опытный воитель, Юрий Владими-
рович Долгорукий по достоинству сумел
оценить удобное для 0оборэны размещение
древней Москвы и все преимущества ее
стратегического положения. Здесь скрещи-
вались дороги, ведущие из его княжества
во все стороны — на Рязань, на Киев, на
Новгород и на Смоленск. Поэтому в 1156
году он велел огородить Москву деревянны-
ми стенами, превратив ее в крайний опор-
но-сторожевой пункт своего княжества.

Тяжелое время было тотда на Ру-
си. Князья вели бесконечные междоусобные:
войны и. по выражению летописца. «несли

Геатры и кино
	МОСК. ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМСО-
	МОЛА (ул, Чехова, 6). 8ЛУ Живой труп. ЛУ.
	8 ЛУ Мадам.
	Месяц в деревне.
	ЗМОСК.» ГОС. КАМЕРНЫЙ: ТЕАТР. 8/У
Бовари. 9/ТУ Раскинулось море широко.
	МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19). 8ЛУ
Молодая гвардия. 9 ЛУ Лисички,
	МОСК. ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ (ул. Горько

го, 5). 8ЛУ Старые друзья. Э/ЛУ Укрощение у»
ротителя,
	п ae ee
«ЛЕНИН В ОКТЯЕРЕ» — Баррикады.
хЛЕНИН В 1918 ГОДУ» — Ленинградский ПКи0.

Новый художественный фильм «ПОХОЖДЕНИЯ
НАСРЕДДИНА» ‘Художественный, Колизей,
Форум, Родина, Орион, Шторм, Ударник, Та
ганский, Центральный, Москва, Метрополь,
Динамо, Баррикады, Ленинградский ПКиО,
Перекоп, Тагаискнй ПКид, Октябрь.

«НОБОСТИ ДНЯ» №№ 20, 21 — кинотеатр Новостя
дня, Хроника. }

«ТАНКЕР «ДЕРБЕНТ» —. Юный зритель.

«АНТОН ИВАНОВИЧ СЕРДИТСЯ» — Экспресс.

«МАКАР НЕЧАЙ» — кннотеатр  Повторного
Фильма: :

«СВИНАРКА. И ПАСТУХ» — Арс.

«СЕСТРА ЕГО ДВОРЕЦКОГО» — Спартак,

“КРЕЙСЕР «ВАРЯГ» — Аврора, Молот.

«ГЛИНКА» — Заря.

«ДНИ. И НОЧИ» — Кадр.

«СЕРДЦА ЧЕТЫРЕХ» — Экран жизни.

«БЕСПРИДАННИЦА» — Диск.

*ЛРУЗЬЯ» — Смена. . .

«НАСРЕДДИН В БУХАРЕ» > Луч, им. Ш Инте»
национала,

«ЦИРК» — Мир,

«НЕПОКОРЕННЫЕ» — кинотеатр «ЗИС»,

«ОСТРОВ СОКРОВИЩ» — Уран,

«ВО ИМЯ ЖИЗНИ» — Метрополь, Мир, Авантардх

опыты . по ОЖИВЛЕНИЮ ОРГАНИЗМА»
киноочерк «НОВАТОРЫ МЕДИЦИНЫ», научя
попул. фильм «СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА», «МНИ»
МАЯ СМЕРТЬ» (днем). Научно-попул. Фильм
«И. Н. ПАВЛОВ», учебный фильм «ЭКСПЕРИ
МЕНТАЛЬНЫЙ СОН» (веч.) — кинотеатр Н3
ука и знание,
		АДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский пер., § (co стороны ул, Чернышевского, ул. Кирова и Чистых прудов). ТЕЛЕФОНЫ: ком
молодежи доб, по коммут. 79. Отдел пропаганды доб. по коммут. 29. Отдел комсомольской жизни К. 3-13-45 и доб. по коммут.
коммут. 80. Отдел культуры К 4-68-56 и доб. по коммут. 79. Отдел писем — К 4.68-56`и лоб. по коммот 791
		и доо, по коммут. 80. Отдел крестьянской
дел рабочей молодежи К 3-13-45 и лоб. по
1-18-15 и лоб. ‘по коммут. 169.