‚ Суббота, 17 мая 1947 г., № 59 (756).
	ПОСсКОВ

cK ac)
			  Bopo ME BIKCM поддержало предложе-
в комсомольских организаций Раменско-
и, Пенинского, Талдомского, Зарайского и
мовицкого районов 0б организации o6-
мтною социалистического соревнования
элушиее участие в успешном проведении
въскохозяйственных работ и борьбе за
conn урожай в 1947 году и ‘утвердило
	1 чювия Областного социалистического со-
	` еанования районных комсомольских орга-
раций и комсомольских организаций кол-
ae.

По районным комсомольским  организа-
KAM социалистическое соревнование долж-
и быть направлено на обеспечение актив-
им участия комсомольцев и молодежи
итого колхоза, совхоза и МТО в борьбе
3 получение высокого урожая в 1947 го-
1, выполнение и перевыполнение обяза-
льтв, принятых работниками сельского
уояйства Московской области в письме
  зварищу Сталину.

Победителями в областном социалисти-
ком соревновании будут признаны Te
ионные комсомольские организации, ко-
рые:
‹ момлавят социзлистическое соревнова-
‘ев четь 30-й годовщины Великой
(;тябрьской социалистической революции
(иди сельской молодежи и обеспечат:

a) передовую роль комсомольцев и моло-

иди каждом колхоза, совхоза и МТС в
зысококачественном проведении всех
‹авскохозяйственных ‘работ 1947 года в
\утановаенные  агротехнические сроки,
мучении уюжая зерна, картофеля и ово-
  ий согласно обязательств, принятых ра-
  ктниками сельского хозяйства в письме
тваришу Сталину, выполнении районом
  шана сдачи колхозами и MTC государет-
  онных поставок и натуроплаты за трак-
’ юные работы;

6} увеличение числа молодежных
зеьев в колхозах в полтора-два раза
‚р сравнению с 1946 годом, получение
	иждым молодежным звеном высокого уро-
я зерна, картофеля и овощей, но не ме-
ве урожая, установленного в условиях
бластною соревнования молодежных
зеньев на 1947 г.:
	8) высокопроизводительную работу моло-
ых тракториетов и трактористок; получе-
16 высокого урожая в колхозах, обслужи-
о мемых молодежными тракторными брига-
JME, трактористами и  трактористками;
supadorry на каждый 15-сильный трактор
зревыми тракторными бригадами не ме-
  № 1000—2000 гектаров, остальными
  шадами — не менее 550—600 гекта-
  №8 мягкой пахоты;

Г) активное участие комсомольцев и мо-
  ежи в выполнении районом плана раз-
‘HMA ROAXOSHONO WRABOTHOBOACTBA и повы-
  шния продуктивности скота, создании
  очной кормовой базы:
№ 3) привлечение наибольшего числа комсо-

ильцев и молодежи для работы на строи-
  зльотве гидрозаектростанций и присоеди-
вонии колхозов к сетям Моеэнерго.
	  Районные комсомольские организации
награждаются:

‚ №) аюнная комсомольская организация,
‘занявшая первое место, — переходящим
	Врасных знаменем МЕ ВЛЕСМ и путевкой
ля комсомольского актива (10 — 12 чело-
  Beg} Ha ARCKYPCHIO BOT. DeHHHTpad;

6) районная комсомольская организация,
занявшая второе место, —— почетной грамо-
той МЕ ВТЕСМ и путевкой для комсомоль-
оо актива (10 — 12 человек) 4A
` жокурсию в г. Сталинград;
‚ В) три районных комсомольских органи-
  иции, занявшие в соревновании третьи
иста, — почетными грамотами МК ВЛЕСМ
1 набором культинвентаря.

(кретари ГК, РЕ, ВЛЕСМ, ‘секретари
цуилчных комсомольских организаций,
1ущие комсомольские активисты район-
ых комсомольских организаций, чере-
  ивки соревнования, занявшие первое,
ре и третьи места, заносятся в Внигу
meta Московской областной комсомольской
танизации, награждаются почетными
  Паютами МЕ ВЛЕСМ и представляются в
Ш ЕСМ для награждения к 30-летию
кой Октябрьской социалистической
Yodo почетными грамотами ЦК
МОМ п в Министеретво сельского хозяй-

ства СССР для награждения значком «0т-
личник социалистического сельского хозяй-
ства».

Чтобы справиться с задачами мобилиза-
ции молодежи на борьбу за высокий уро-
‘Kali, комсомольские организации должны
широко развернуть массово-политическую
работу среди сельской молодежи, макси-
мально использовать для ее проведения
радио, кино, избы-читальни, красные угол-
ки, добиваться создания изб-читален или
красных уголков в большинетве колхозов
района.

По первичным комсомольским организа-
циям колхозов — социалистическое сорев-
нование должно быть направлено aa ode-
слечение активного участия комсомольцев
и молодежи в борьбе за получение вы ‘о кого
урожая в 1947 г., выполнение и перевы-
полнение обязательств работников сельско-
го хозяйства Московской области, припя-
тых в письме товарищу Сталину.

Победителями в областном социалистиче-
ском соревновании первичных комсомоль-
ских организаций колхозов будут признаны
те перзьчнье комсомольские организации
колхозов, которые:

возглавят социалистическое  соревнова-
ние в честь 30-8 гоовшины Великой
	Октябрьской социалистической революции
	среди молодежи и обеспечат:

а) передовую роль комсомольцев и каж-
1его молодого колхозника в успешном про-
ведении сельскохозяйственных работ, полу-
чении высокого урожая зерна, картофеля
и овощей согласно обязательств, принятых
колхозом в письме товарищу Сталину, до-
срочном выполнении плана государствен-
ных поставок и натуроплаты за работу
МТС; ежедневное перевыполнение каждым
комсомольцем и молодым колхозником пе
менее 1,5 — 2 норм, значительное пере-
выполнение каждым из них установленного
минямума трудодней;

0) выполнение каждым молодежным зве-
ном взятых обязательств и получение уро-
жая не менее, чем установлено в условиях
областного соревнования молодежных
звеньев на 1947 г., широкое распростране-
ние и внедрение в колхозное производство
передовых методов работы;

в) активное участие комсомольцев и м0-
лодежи в выполнении плана развития жи-
вотноводства и повышении продуктивности
скота, создании прочной кормовой базы.
	Первичные комсомольские организации
колхозов, признанные победителями в 06-
ластном социалистическом соревновании,
награждаются:

а) комсомольская организация, занявшая
первое место, — переходящим Красным
знаменем МК ВЛКСМ и премируется путев-
кой для лучших комсомольцев и молодежи
на экскурсию в г. Москву и баяном;

6) две комсомольские организации, за-
нявшие в соревновании вторые места, —
награждаются почетными грамотами MR
ВЛКСМ и лремируются путевкой для луч-
их комсомольцев и молодежи на экскур-
сию вг. Москву и радиоприемником;
	в) три’‘комсомольские организации, за-
	нявшие в’ соревновании третьи места, на-
граждаются почетными грамотами МЕ
ВЛКСМ и премируются культинвентарем И
спортинвентарем;

Секретари первичных комсомольских ор-
ганизаций. лучшие комсомольцы и молодые
	‘колхозники первичных  кКомеомольских 9р-
	ганизаций колхозов, занявшие в COPEBHO-
вании первое, второе и третьи места, зано-
сятся в Книгу почета Московской област-
ной комсомольской организации, награж-
даются почетными грамотами МЕ ВЛЕСМ и
представляются в ЦЕ ВЛЕСМ для награжде-
ния к 30-летию Великой Октябрьской с0-
циалистической революции почетными гра-
мотами ЦК ВЛЕСМ и в Министерство сель-
ского хозяйства СССР значком «Отличник
социалистического сельского хозяйства».

Итоги областного социалистического со-
ревнования районных комсомольских орга-
низаций и первичных комсомольских орга-
низаций колхозов подводятся МК ВЛЕСМ
два раза в год. Предварительные итоги с за-
числением канлидата на первые места под-
водятся к 1 августа и окончательные ито-
ги с присуждением мест и премий подводят-
сяк 1 лекабря 1947 года.
	Стадион или проходной двор:
	Подготовить все спортивные базы и площадки
	к летнему сезону!
	Безрадостные
итоги
	ПРОФСОЮЗНО-
КОМСОМОЛЬСКИЙ КРОСС
ПРОХОДИТ
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

Четырнадцать дней назал в коллективах
	скВЫ И области начался
профеоюзно-комсомольскии
oe
	физкультуры Москвы и области
тралиционный  профеоюзно-ком‹
	кросс. ”

В Москве лучше всех к нему  подгото-
вились физкультурники Ленинградского
района. Здесь за три последних дня
	на старт вышло более пяти тысяч человек.
Общее количество участников кросса 10-
стигает в районе десяти тысяч. Успешно
проходят соревнования на предприятиях
Фрунзенского, Калининского и Сокольни-
ческого районов.
	В Московской области хорошо проходит
се в Мытищинском и Враесногореком
	росс
районах.
	Однако многие предприятия и учрежде-
	ния столицы, а в области и целые районы,
10 сих пор еще не начинали массовых
соревнований.
	Крупнейший в столице Враснопреснен-
ский район проведение кросса пустил
на самотек. Оргкомитет, возглавляемый
секретарем PR BORCM тов. Моралевым,
	никакой практической помощи коллекти-
вам физкультуры не оказывает. На комби-
нате Трехгорной мануфактуры имени Дзер-
жинекого никакой подготовки к кроссу не
проводили, и в результате за все время в
соревнованиях приняло участие лишь 205
юношей и девушек, из которых только
одна треть сдала нормативы комплекса

TTO.
	Це лучше положение ив
	районе столицы, где соревнования. прово-
дятся пока лишь в учебных заведениях.
Недопустимо отстают Свердловский и Ок-
тябрьский районы Москвы.
	Во многих городах, районах области ком-
‹ольские организапии и комитеты (bH3-
	сомольские организации и комитеты (Pron
культуры совершенно не уделяют внимания
кроссу. В Высоковском районе, например,
насчитывается всего лишь... 28 учаетни-
ков. В Ухтомском районе за 12 дней на
старте побывало только 211 спортеменов.
	Причины такого положения кроютея В
	отсутствии заботы о низовом коллективе.
	Завтра начнутся соревнования на пер-
	венство районов по кроссу. Но: независимо
от этого работа в низовых коллективах
должна продолжаться. Главная цель кросса
— вовлечь в занятия физкультурой моло-
дежь. Там, где кросе проведен плохо, при
недостаточном количестве участников, или
вовсе не проводился, он должен быть про-
должен.
		О Ффизкультурниках, коммерсантах
и посторонних наблюдателях
	и БЕЗ СМЕТЫ..
	Полуразрушенный старый забор. ВБ са-
мых дряхлых местах он «подштопан» ку-
сками фанеры, колючей проволокой и ржа-
вым железом. Из дощатого настила главно-
го входа торчат гвозди. Вечером здесь итти
опасно, и посетители предпочитают поки-
	дать стадион через многочисленные продо-
	мы В изгороди...

Так выглядит co стороны Измайловского
вала стадион добровольного спортивного
общества «Пламя».

Ни однз из многочисленных спортивных
плошадок к занятиям не подготовлена. На
футбольном поле — выбоины, нет травы.
Когда поднимается ветер, над стадионом
носятся облака пыли. На баскетбольной
площадке, в местах, где когда-то были
стойки, — глубокие ямы, на легкоатлети-
ческих секторах — комья засохшей гря-
зи. волейбольные плошалкй не размечены.

Й по всему стадиону, куда ни глянь,
всюду. — торы мусора, шлака, камней и
ржавых консервных банок.

..Мервыми, кого мы встретили на стади-
оне, оказались ребята из дома № 30 п
Измайловекому валу. Устроившись на бас-
кетбольной плошадке, они играли... в Кар-
ты. Самый старший из них, завидев нае
издалека, смущенно приподнялся и ушел,
но с олним из оставшихся подростков нас
	познакомил директор стадиона тов. Деди-
	ков. Мальчик оказался страстным футсо-
листом, создавшим в прошлом году у себя
во дворе детскую футбольную команду.

В разгар беседы в нам подопел другой
мальчуган — Шура Рюмин, ученик 5-го
класса, — и осторожно сказал:

— Вот товарищ директор говорит, что
на стадионе много разных жестянок да кам-
ней, и играть в футбол нельзя. Пусть он
только прикажет нам — я сейчас двести
	ребят на стадион приведу и мы все жестян-
	ки уберем.

— А метлы есть, товарищ директор? —
поддержал его Юра Воробьев. — Мы мог-
ли бы и все площадки подмеети.

—- У нас в прошлом году шесть детских
команд было, — вмешался третий.

Теперь, по словам тов. Ледикова, работ-
	никам стадиона не до ребят.
— Вряд ли, — жалуется директор, —
	я сумею открыть сезон и в середине иЮ-
ня. У меня нет ни утвержденных смет, ни
	  плана работы. В московском областном co-
	вете добровольного спортивного общества
	  никто не пряслушивается к моим просьбам
	и требованиям. Вот убедитесь сами...
	Директор стадиона смущенно умолк и
повел нас в самый дальний угол. Здесь
было сыро, стоял тяжелый запах. Из-пол
забора прямо на площадку вытекал гряз-
ный ручей.

Оказывается, еще в прошлом году ди-
рекция стадиона просила районное жилиш-
ное управление перенести мусорные ящи-
ки из двора № 30 куда-нибудь в другое
место, но и до сих пор все осталось п0-
прежнему.
	Так выглядит стадион «Пламя», раето-
ложенный рядом с крупными предприятия-
ми Сталинского района.
	В ПЛЕНУ
У АРЕНДАТОРОВ
	Ремонтно-строительные работы на ста-
дионе «Красные Сокольники» в самом раз-
гаре. По-существу здесь все создается за-
HOBO: делается нормальных размеров фут-
больное поле, расширяется беговая дорож-
ка, устраиваются легкоатлетические сек-
торы, воздвигается большой павильон. В
	для ответа, девушка слегка оперлась плечом
о стену. — «Ученики так не стоят перед
учителем», — спокойно роняет Александра
Степановна, сделав легкое ударение на
слове «ученики»». Девушка покраснела,
остальные переглянулись. «Ученики», —
всем понятно. о чем идет речь. А Александ-
	‘ра Степановна уже спрашивает о том, ка-
	кие требования пред‘являются к наглядным
пособиям по арифметике в начальных
классах, чтобы они, наглядные пособия,
играли не только учебную, но и воспита-
тельную роль...

Так, без навяэчивости, без специальных
отступлений для нотаций, преподаватели
349-й школы самым процессом обучения
молодых учительниц ежедневно, ежечасно
воспитывают У них не только практическое
уменье обучать детей, но и педагогические
взгляды, педагогические убеждения.

Почти все будущие учительницы при-
шли в одиннадцатый класс по собственно-
му влечению к педагогическому труду, ©
котором мечтали с детства, когда их H3-
любленной игрой была игра «в школу». Так
пишут они в своих сочинениях на тему:
«Почему я решила быть педагогом».

Некоторые из них во время войны преры-
вали учебу в десятилетке для работы на
заводе, а потом кончали ее в вечерней за-
водской школе. Девушки скромны, трудо-
любивы, упорны в достижении цели. Никто
из них не думает бросать учебу, сделавшись
учительницей, — все они намерены продол-
жать образование одновременно с работой
в школе.

«Как я представляю себе моральный об-
лик советского учителя? — говорит в своем
сочинении Лидня Тевяшова. — Чехов гово-
рил, что в человеке все должно быть пре-
красно и лицо, и одежда, и душа, и MbIc-
ли. Вот таким должен быть учитель — и
прежде всего учитель, которому подражают
в течение его жизни сотни, а то и тысячи
людей молодых поколений».

А вот что пишет Мария Барышникова:
«Моя мечта осуществляется: через два ме-
сяца я буду педагогом. Теперь захватывает
другая мечта — хочется быть по-настоя-
щему хорошим учителем. Хочется воспи-
тывать людей высокой коммунистической
морали, людей, полезных Родине.. Скорей
бы, скорей приступить к работе!».

Валентина  Зотова: «Мне бы очень хоте-
лось начать свою работу в первом классе.
Когда берешь чистую бумагу для рисова-
ния, Наносишь на ней первые штрихи и
	Территория бывшего  гимнастичеси ®
городка забросана старыми ведрами, же-
лезными прутьями,  Нолоса препятствий
даже не размечена. В самом дальнем углу
стадиона устроено пастбище для коз. Мно-
гие из них даже не привязаны и свободно
разгуливают по волейбольной площадке.

— Как же вы думаете развертывать
работу по комплексу ГТО? Ведь ваша спор-
тивная база для этого не подготовлена? —
спросили мы у работников стадиона.

— Ничего, как-нибудь обойдемся, —по-
следовал спокойный ответ.

Так на комбинате Трехгорной мануфак-
туры имени Дзержинского остались неис-
пользованными прекрасные возможности
для успешного развертывания летней спор-
тивной работы.
	20 ГРАНАТ НА 6 ТЫСЯЧ
ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ
	— Сколько низовых  физкультурных
коллективов будет у вас заниматься этим
летом? — с таким вопросом обратились
мы к директору стадиона Метростроя тов.
Середе.

— Поданы заявки от 25 коллективов.

— А каким количеством  легкоатлети-
ческого спортивного инвентаря располага-
ет стадион?

— Я уже подечитывал, что если низо-
вые коллективы будут работать по всему
летнему комплексу ГТО, то примерно на
6 тысяч физкультурников у меня будет
не более 20 гранат и 10 дисков...

Неутешительную арифметику тов. Сере-
ды можно еще дополнить ип другими, не ме-
нее печальными фактами. На стадионе, ко-
торый, по мнению дирекции, полностью
готов к открытию, нехватает таких важ-
нейших сооружений, как гамнастиче-
екий городок и полоса препятетвий, 063
которых немыслима полноценная массовая
физкультурная работа. Оказывается, что
эти сооружения «забыли» запланировать,
и в результате для них не нашлось места
на огромной (ныне вдвое увеличенной)
территории стадиона.

Плохо позаботились на стадионе He
только о нуждах физкультурников низовых
коллективов. Здесь не сумели  подгото-
вить самого простейшего спортивного ин-
вентаря и для тех спортсменов, которые
будут заниматься в центральных секциях.
	«ТОЛЬКО
ДЛЯ ФУТБОЛИСТОВ»
	Ремонтно-восстановительные работы на
стадионе, некогда принадлежавшем вомби-
нату «Красная Роза», ведутся уже второй
год. Однако и эти сроки оказались  нело-
статочными для нового хозяина — добро-
вольного спортивного общества «Красное
знамя».

Сейчас на стадионе закончен ремонт
лишь одного центрального спортивного
ядра. Веё остальное — теннисные корты,
волейбольные и баскетбольные площадки,
гимнастический городок и другие спортив-
ные сооружения распланированы Только
вчерне и служат пока что местом для хра-
нения строительных материалов.

Плохо восстанавливаются и подсобные
помещения. В полуразрушенном павильоне
сделан лишь один гардероб на 50 посетите-
лей, все остальные комнаты совершенно
не подготовлены для приема физкультур-
НИКОВ.

— Завтра откроем сезон только ДЛЯ
футболистов, говорит директор стадиона
тов. Петров,—=& все остальные секции Ha-
чнут работать только в конце июня.

Бригада «Московского комсомольца»:
заслуженный мастер спорта В. СЕРЕ-
БРЯКОВ, физкультурники В. ЕВСЕ-
ЕВ и О. ГОНТАРЕВСКИЙ, Б. ПАС-
ХИН.
	новка голоса, выработка дикции, точно так
же как и манера держаться,—все это ну-
жно учителю в классе не меньше, чем ар-
тисту на сцене.

Следующий недостаток — это отсутствие
специального руководства одиннадцатым
классом. Девушки пришли из разных школ.
Они требуют к себе пристального внимания
с самого первого дня. Кто-то должен зани-
маться < ними буквально изо дня в день:
дать консультацию по волнующему вопро-
су, подсказать кажлой, на что ей надо сде-
лать упор в работе над собой, порекомендо-
вать книгу, организовать педагогическую
дискуссию, обойти замечательные места
Москвы, вместе < ними сходить в театр, а
затем коллективно обсудить пьесу, а, от-
толкнувшись от пьесы, ту или иную М0-
ральную проблему ит. д.
	Правда, директор 349-й школы Александ-
ра Степановна Соломаха и заведующая
учебной частью Берта Михайловна Гейбер
делают все возможное, чтобы уделять мак-
симум ‘внимания одинналцатиклассницам. —
«Легче для совести недоделать что-нибудь
в других классах, чем в этом, — говорят
они, — ибо завтра на каждую из них, а,
следовательно, и на нас ляжет ответствен-
ность за сорок Человек». Но при ‘иколе в
дДРЕДЦать два класса они просто физически
не могут со всем этим управиться. Безус-
ловно, нужен специальный помощник ди-
ректора по одиннадцатому классу, хотя
бы по совместительству < педагогической
работой.
	Наконец, нельзя не сделать большого уп-
река в адрес школьного комитета комсомо-
ла и Бауманского райкомз ВЛКСМ. Де-
вушки-одиннаднатикласснииы на  протя-
жении всего года так и оставались вне их
влияния. Удивительная беспечность!
Двадцать два молодых специалиста вы“
пускает школа. Дело это новое, требую-
щее изучения. А комсомольским руководи-
телям и заботы мало! Даже ни разу не за-
шли, не поинтересовались жизнью целого
молодого коллектива. Среди левушек толь-
ко четыре комсомолки и одна — член пар-
тии. А могло быть больше, значительно
больше — это впечатление мы вынесли из
задушевной беседы с ними об их устремле-
ниях, O6 HX настроениях OG их мечтах.
Комсомольская организация могла бы зна-
чительно облегчить задачу школы в воз-
питании молодых учителей.
		начале лета — если будут выдержаны сро-
ки — в Сокольническом районе появится
крупная спортивная база.

И, однако, несмотря на то, что некото-
рую учебно-спортивную работу здесь можно
булет развернуть только недели через три,
дирекция стадиона поспешила заключить...
одиннадцать договоров на аренду! Здесь
будут заниматься центральные  спортив-
ные секции «Трудовых резервов», «Торпе-
yo», «Спартака», «Красного знамени»,
«Молнии» и многих других обществ.

Может быть, эти непомерные коммерче-
ские аппетиты можно было бы оставить
на совести директора стадиона тов. Сели-
верстова, если бы они не ущемляли инте-
ресов низовых физкультурных коллективов
Сокольнического района и общества, кото-
рому прежде всего принадлежит стадион.
	В этом нетрудно убедиться, если взгля-
нуть на график занятий, составленный для
арендаторов. Им отведены pce вечерние
часы — именно то время, которое является
наиболее подхолящим для занятий физвуль-
турных коллективов фабрик, заводов и уч-
режлений района.

— Может быть еще можно что-нибудь
изменить? — спрашиваем мы у тов. Сели-
веретова.

— Это невозможно, — отвечает он, —
у меня нет вечером ни одного свободного
часа. Да и арендаторы не согласятся...

Коммерсанты со стадиона «Красные С0-
кольники» не считаются с нуждами физ-
вультурников, а районный комитет физ-
культуры, равно как и райком комсомола,
выступают в качестве посторонних наблю-
дателей.

Пренебрежительное отношение co сторо-
ны дирекции стадиона к нуждам низовых
физкультурных коллективов сказалось и в
том, что все спортивные сооружения, не-
обходимые для сдачи нормативов ГТО, бу-
дут восстанавливаться в самые последние
сроки. Например, полоса препятствий и
гимнастический городок намечено сдать в
экеплоатапию только в 20 июня.
	НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
	Когла мы подходили к стадиону комбина-
та Трехгорной мануфактуры имени Дзер-
жинского, нам невольно припомнился один
очень интересный разговор с руководящи-
ми физкультурными работниками коллек-
тива. происходивший ровно год тому назад.
	Torla трехгорцы жаловались на Москов-
	ский областной совет ДСО «Врасное зна-
мя», который, отобрав у них стадион, не
сумел создать там сколько-нибудь нормаль-
ных условий для занятий. Это якобы и 0т-
разилось на всей физкультурной работе
коллектива.
	— Юсли нам посчастливитея и мы снова
станем хозяевами своей спортивной базы,
мы покажем, как надо готовиться к летне-
му сезону, — говорили тогда на комбинате.
	Весной этого года заветные мечты трех-
горцев осуществились — стадион снова
возвращен прежним хозяевам. Но то, что
мы увидели там, далеко не соответствует
горячим обещаниям физкультурных работ-
ников комбината.

На стадионе приведены в порядок
только футбольное поле и беговая дорож-
ка. Вее остальные спортивные сооружения
попрежнему остаются в самом непригляд-
ном виде. Ремонтно-восстановительные ра-
боты,—если их так можно назвать, —вы-
разились только в том, что на заброшен-
ной и нерасчерченной волейбольной  пло-
шалке были врыты два ржавых железных
столба TAA сетки.
	вндишь, что они правильны, то с
большим усердием и любовью продолжаешь
работу. И когда рисунок готов, когда не
только ты мысленно говоришь «хорошо», но
и другие любуются рисунком, как приятно
и радостно становится на душе. Так и ра-
бота в пеовом классе»...
	Валентина Зотова скоро поймет, что де-
TH, приходящие в первый класс,— это вовсе
не «чистый лист бумаги». Она увидит, что
дети принесут в школу запас своих поня-
тий и представлений об окружающем их ми-
ре, что они принесут свой характер: весе-
лый, жизнерадостный, капризный, замкну-
тый, открытый, злой, добрый — всякий. И
что на этом «листе» Валентине Зотовой, мо-
жет быть, придется начисто вытирать кое-
какие узоры, нарисованные жизнью, чтобы
создать человека, которого требует наша
жизнь. Все это увидит и поймет молодая.
учительница. Но приятно знать, что девуш-
ка ставит перед собой трудную задачу: на-
чать дело и довести его до конца, что труд-
ности ее не пугают, а, наоборот, «вдохнов-
ляют и окрыляют», как пишет она в своем
сочинении.

349-я школа дает государству уже вто-
рой выпуск учителей из одиннадцатого
класса. Учителя прошлого выпуска прекрас-
но себя зарекомендовали. Но в`этой систе-
ме подготовки педагогов есть и свои недо-
статки, на которые следует обратить внима-
ние Министерства народного просвещения
РСФСР и Московского городского отдела
народного образования.
	Один из недостатков заключается в том,
что в учебном плане подготовки учителей
начальных классов отсутствует курс дет-
ской литературы. Этот пробел должен быть
несомненно восполнен к будущему учебно-
му году. Вряд ли даже следует доказывать
целесообразность введения такого курса —
настолько это очевидно. Правильная поста-
новка внеклассного чтения в начальной
школе -- одно из решающих условий даль-
нейшего развития в учашихся и любви к
книге, и навыков самостоятельной работы,
не говоря уже об огромном дисциплиниру-
ющем влиянии книги в годы раннего дет-
ства.

Пелесообразно также введение в учеб-
ный план одиннадцатого класса краткого
курса выразительного чтения, организую-
щего речь учителя. Уменье красиво, выра-
зительно читать и говорить — это сильней-
шее воспитательное оружие в руках учи-
теля. особенно в младших классах. Поста-
	Профсоюзно-комсомольский кросс.
Забег на 500 метров физкультурниц об-
щества «Труд» в Сокольниках.

Фото Л. Сыркина.
	ми строят на сознательном освоении послед-
ними педагогической культуры, на самостоя-
тельной выработке ими собственных педаго-
	гических убеждений. Делают они это с ог-
ромным тактом.

Валентина Зотова проводит на столе
опыт на тему: «Фильтрование очищает воду
от нерастворимых веществ». После того, как
опыт проведен, она зарисовывает его на
доске мелом: рисует колбу, воронку, за-
штриховывает в колбе очищенную воду, в
воронке — фильтровальную бумажку. Пре-
подавательница методики естествознания
Варвара Павловна Горская спрашивает:
«Нет ли у вас, Зотова, оплошности в ри-
сунке?». Девушка моментально вспыхива-
ет. «Есть. Надо было взять цветные мелки».
— «Почему цветные мелки предпочтитель-
ней?» — «Ясней видно». — «Только ли?» —
сомневается Варвара Павловна. Девушка
думает, затем отвечает: «Ближе к природе,
к правде»... — «Вот — вот! — живо под-
держивает Варвара Павловна. — Ближе к

правде! Дети во всем любят правду»...
	нятия продолжаются своим чередом. «Но эти
слова «дети любят правду», сказанные уме-
стно и проникновенно, стоили целой иной
лекции об отношении учителя к детям.

Занятия по методике русского языка.
Людмила Макарова рассказывает о TOM,
как она будет учить ‘детей описанию — с
первого класса по четвертый. Какие требо-
вания, прежде всего. должна пред’являть
учительница к детям при описании? Точ-
ность и образность. Людмила описывает лес
осенью. Как будто все признаки осеннего
леса передала она, а преподавательница
Анна Ивановна Тихомирова неотступно про-
должает спрашивать: «А еще какая особен-
ность у осеннего леса по сравнению с ве-
сенним лесом?». Наконец кто-то подсказал:
«Грибы». Забыли про грибы! — «Учитель не
имеет права забывать, — говорит Анна Ива-
новна. — Он всегда точен в описании и та-
кую же точность воспитывает у детей. Кро-
ме того, — как бы вскользь замечает она,
— дети ведь великие исследователи, — они
могут заставить покраснеть учителя, ‚если
ов оплошает»... И сна перешла к следую-
щему вопросу программы.

Методику арифметики в одиннадцатом
классе ведет директор школы Александра
Степановна Соломаха. — «Строга, — гово-
‘рят о ней девушки, — очень строга. Но
зато при ней как-то особенно подтягиваешь-
ся. внутренне собираешься, чувствуешь от-
ветственность за себя»... Вставая < места
		Одиннадиатый класс
	а партами сидят двадцать две девушки.
Эю одиннадцатый класс 349-й московской
колы. Девушки готовятся к экзаменам на
зание учительницы начальных ‘классов.
Преподаватели помогают им повторять прой-
  ленное за год...
  Чму же научил их одиннадцатый
kaace?
  Педагогика, психология, методика русско-
ю языка, арифметики, естествознания, гео
тфафии, истории — вот те научные ДИС
Циплины, по которым они будут сдавать эк-
мены в ближайшие недели.

Мы присутствовали на уроках, посвя-
Ценных повторению. Ответы будущих Учи”
тельниц показывают, что они научились
‘имостоятельно мыслить, ясно И конкретно
‘‹ едставляют, какое выражение найдут
` воретические знания в практике школьно-

Ю обучения, творческий подход к осмыс-
Ливанию педагогических вопросов.

Одиннадцатиклассницы хорошо освоили
}Чебный материал начальных классов. Но
мым главным в их занятиях совершенно
правильно являлся вопрос о том, как пре“
нести детям учебный материал, как за-
релить его в их памяти и Т. д., Т.-е. вопро-
ы методики.

И надо сказать, что будущие учительни-
1: свободно разбираются в методах обу-
\ния детей грамоте, развития речи устной
1 письменной, сообщения детям сведе-
ий из истории, естествознания, географии,
учения счету. Мы видели, как уверенно
девушки производили опыты по курсу есте”
ствознания четвертого класса, как ловко сни
делали с’емку плана на местности, поль”
Зуясь компасом, как легко и нахолчиво при“
водили примеры для детских изложении,
сочинений, творческих диктантов, прилумы
звали жизненные задачи на различные пра-
Вила арифметики.

nh
	а А epg ag arenaae
Несомненно, Что уверенность,. © которой
чержатся будущие учительницы, сообщили
- Е ee О а HO nw mela-
	РМ не только занятия в Класс, > г о
гогическая практика, полученная тут же. B
tun wa wa этику кажлой из HHX
	школе, — ‘на  практиву” о,
было отведено по сорок часов. Контингент
учащихся одиннадцатого класса — это ЛЮ-

et an
	ОО ОЕ НИ ТЯ е образо-
ли, получившие законченяое среднее обр
кий 06-

вание имеющие достаточно высо
	щий культурный уровень и политическое
развитие. Видя, что теоретическое усвоение
методических дисциплин не представляет
для них больших затруднений, руководите-
ли школы правильно поступили, уделив
значительное внимание практике.

Прочные, основательные знания в об’еме
одиннадцатого класса и высокая педагоги-
ческая культура — вот что прежде всего
бросается в глаза при знакомстве < один-
надцатиклассницами 349-й школы. Но зна-
ния учителя, — говорил великий русский
педагог Ушинский, — «должны покоиться
на определенных и твердых убеждениях
педагога. призванного не просто начинять.
толовы учащихся массой сведений, а глав-
ным образом, воспитатель должен воздейст-
вавать на них хотя бы и тем же своим пре-
полаванием. преследуя цель умственного и
нравственного развития своих питомцев».
Иными словами, учитель должен быть вос-
питателем.

Что дает в этом отношении будущим учи
тельницам одиннадцатый класс?

Надо признать, что идея подготовки учи-
теля для начальных Классов в системе
средней школы — прекрасная идея. Еже-
дневно, ежечасно одиннадцатиклассницы
имеют возможность видеть, как любовь и
преданность делу, четкость, слаженность,
срганизованность в коллективе обеспечива-
ют порядок в школе, успех обучения,
несут внутреннее удовлетворение учите-
лю в его трудном и сложном труде. Кро-
ме того. каждая одиннадцатиклассница,
будучи прикреплена к начальному классу
школы в качестве помощницы учительни-
цы и пионерской вожатой, имеет непосрел-
ственное сношение с детьми и принимает
активное участие в повседневной воспита-
тельной работе.

Педагоги 349-й школы избегают лавать
будущим учительницам готовые рецепты,
ибо процесс воспитания это процесс твор-
ческий, требующий индивидуального подхо-
да к детям даже при общих методах обу-
чения; они не заставляют их заучивать на-
изусть методические правила, ибо взятые
только на память, но не осмысленные, ме-
тодические правила останутся мертвым Ka-
  питалом. Педагоги 349-й школы всю систе-
му своих занятий с одиннадцатиклассница-
			th