Суббота, 17 мая 1947 г., № 59 (755).
		О «ПЕРЕМЕЩЕННЫХ
ЛИЦАХ»
	ВЕНА, 15 мая. (ТАСС). Здесь стало из
вестно, что оккупационные власти в запад-
ных зонах Австрии приступили к отправке
в другие страны перемещенных лиц, завер-
бованных различного рода комиссиями.
Так, в числе 300 человек, отобранных бра-
зильской комиссией в лагерях Санкт Мар-
тен и Шпиталь (британская зона), имеются
граждане советских прибалтийских респуб-
лик. Советские представители в Австрии
неоднократно протестовали против  каксй
бы то ни было вербовки и отправки совет-
ских граждан в другие страны без ведома
советского правительства.

Не отрицая имевших место фактов вер-
бовки и увоза перемещенных Лиц, в том
числе и советских граждан, союзные окку-
пационные власти в Западной Австрии по-
ошряют в то же время деятельность комис-
сии по вербовке и различных комитетов,
деятельность которых направлена  протиз
возвращения советских граждан на рюдн-

ну.
			КОМСОМОЛЕЦ
	ПОУЧИТЕЛЬНОЕ
ПОРАЖЕНИЕ
	ПОЧЕМУ ПРОИГРАЛ
«СПАРТАК»
	Матч на первенство СССР по футболу
между московскими командами «Торпедо» и
«Спартак», состоявшийся позавчера, закон-
чился крупной победой автозаводских фут-
болистов. Они выиграли со счетом 6:2 и
значительно улучшили свое положение в
турнирной таблице. Успех футболистов
«Торпедо» был по достоинству оценен зри-
телями, заполнившими трибуны стадиона.

«Торпедо» — опасный противник для лю-
бой команды, хотя некоторые спортивные
обозреватели и сделали слишком поспешные
выводы после первых неудач этого друж-
ного, способного коллектива. И дело сов-
	сем не в том, что «Спартак» проиграл, важ-
	но, вак проиграл.

Как могло случиться, что обладатель
кубка потерпел такое поражение, которое
можно простить лишь команде, не имеющей
опыта и спортивных традиций?
	Уже через несколько секунд после пер-
вого удара по мячу нападающие «Торпедо»,
разыграв несложную комбинацию, забили
гол. Защитники «Спартака» не смогли при-
крыть лидера нападения «Торпедо»  Алек-
сандра Пономарева. и он, свободно остано-
вив Мяч, точно послал его в сетку. Робкую,
нерешительную попытку защитить ворота
сделал Жмельков тогда, когда уже было
поздно. Окрыленные успехом, футболисты
«Торпедо» с новой силой бросаются взата-
ку. Их полузащитники, как бы слившись. в
одно целое с линией нападения, обеспечи-
вают последней свободную игру. В рядах
спартаковцев замешательство. Приняв мяч,
их нападающие почти тут же теряют его,
а защитники отбиваются как попало. `Не
прошло и четырех минут, как счет стал
2:0. Дальнейшие события на поле разви-
вались в том же духе. Не ожидая такого
начала, спартаковцы совершенно растеря-
лись, у них исчезла уверенность, нападаю-
щие играли скученно. А главное — футбо-
листы «Спартака» потеряли то, что состав-
ляет их силу, — перестали играть коллек-
тивно. В то же время все увереннее и увзе-
реннее разыгрывают комбинации футболи-
сты «Торпедо». Быстрый, физически хоро-
шо подготовленный, обладающий хорошим
рывком, сильным и точным ударом, Понома-
рев играет свободно. Гуляев не может прн-
крыть своего «подопечного», так же, как
Малинин не справляется с Г. Жарковым.
Проходит еще несколько минут, и в ворота
«Спартака» забиваются третий и четвертый
мячи. А спартаковцы играют попрежнему,
и еще отчетливее становится, что команда
вышла на поле, не имея того тактического
замысла, который помог бы ей при столь
неудачном начале перестроить игру. Самый
сильный из защитников «Торпедо» Гомес
хорошо прикрыл Глазкова, и в то же время
Сальников и Дементьев беспрерывно по-
сылают ему мячи. К тому же Дементьев
злоупотребляет индивидуальной игрой, не
выдерживает темпа, то и дело разрушает
в самом зародыше те немногочисленные
комбинации, которые пытаются начать его
партнеры.
	Этот матч наглядно обнаружил все не-
достатки в игре и, как видно, в системе
тренировок «Спартака». Известно, что Ко-
нов, например, обладает всеми данными,
чтобы стать отличным форвардом. Ему не-
хватает хорошо поставленного удара по
воротам и умелого выбора места, но’ он
не приобретает этих’ ‘качеств. Успехи и
преждевременные похвалы, видимо, вскру-
жили голову Сальникову. Если в первых
двух матчах он стремился к коллективной
игре, боролся за каждый мяч и часто завя-
зывал комбинации, то на этот раз он был
пассивным и не находил ‹себя на ‘поле.
	К концу первого тайма счет стал 5:1 в
пользу «Торпедо». Во второй половине иг-
ры команды обменялись голами. И несмот-
ря на то, что никто не сомневался в ис-
ходе, зрители наблюдали с интересом за
матчем, так как спартаковцы, желая избе-
жать еще более тяжелого поражения, все
же стремились к игре, достойной облада-
теля кубка,

Футболисты и руководство команды
«Спартак» должны понять, что принал-
лежность к этому старейшему, популярней-
шему в стране футбольному коллективу,
обязывает с полной ответственностью отно-
ситься к каждой игре.
		Пресс-конференция у Грумэна
		ВАШИНГТОН, [5 мая. (ТАСС). Отвечая
на пресс-конференции на вопросы, Трумэн
отказался указать. является ли ассигнова-
ние на Грецию и Турцию только первона-
чальной мерой и будут ли другие страны
получать помощь. Когда корреспондент от-
MeTHA, что, по широко распространившему-
ся мнению, греко-турецкая программа пред-
ставляет собой лишь начало и что, как
полагают, другие страны получат от Амери-
ки помощь для борьбы с коммунизмом,
Трумэн ответил, что он будет рассматри-
вать вопросы по мере их возникновения.

Трумэн дал отрицательный ответ на воп-
рос, готов ли он об’явить, кто будет воз-
главлять миссию в Грецию, но заметил,
что он об’явит об этом назначении, как
только найдет человека, которому он бу-
дет заинтересован поручить эту работу.

Отвечая на вопрос, Трумэн сказал, что в
отношении «программы оказания помощи
Корее» никакого решения не принято:

Трумэн ответил отрицательно на вопрос,
действительно ли некоторые органы прави-
тельства настаивали на том, чтобы он по-
сетил латино-американские страны.

На вопрос, будет ли он просить конгресс
утвердить поставки оружия странам Латин-
ской Америки, Трумэн заявил, что этот во-
прос рассматривается в настоящее время.

Затем корреспонденты задали Трумэну
ряд вопросов об экономических условиях в
связи < докладом, опубликованным так на-
зываемым «комитетом по экономической
стабилизации», который был создан новой
антикоммунистической организацией  «аме-
риканцы—сторонники демократических дей-
	ствий». В докладе говорится, что необхо-
дима чрезвычайная программа правительст-
ва и решение конгресса для предотвраще-
ния экономического кризиса. В состав кКо-
митета входят экономисты и бывшие пред-
ставители управления экономической  ста-
билизации, как, например, Боулс, Портер,
Гендерсон, Кэрри и другие. В докладе pe-
комендуется, в частности, сократить в среп-
нем на 10 процентов розничные цены, пре-
дусмотреть пособие в случае безработицы
для 14 миллионов человек, не охваченных в
настоящее время социальным страховани-
ем, а также провести другие внутренние
реформы. Доклад рекомендует принятие
программы по представлению займов. ино-
странным государствам.

Трумэн отказался комментировать доклад
организации «американцы—<торонники демо-
кратических действий», заявив, что он еще
не получил его, а также предсказание быв-
шего руководителя управления по вопросам
цен Боулса.о том, что через три-пять ме-
сяцев, возможно, начнется экономическая
депрессия. Президент считает, что экономи-
ческий кризис не является неизбежным при
наличии здравого смысла и если жадным
людям не будет позволено установить кон-
троль в США. Трумэн сказал, что он пы
тался предотвратить как бум,.так и эконо-
мический кризис, но не получил достаточ-
ного сотрудничества со стороны 3aKOHO-
дательных органов и общественного мне-
НИЯ.

Отвечая на вопрос, Трумэн заявил, TO
цены исключительно высоки, особенно на
товары широкого потребления.

= самое

дело.

ТТТТТТТ

Московский городской комитет комсо-
мола и Совет научно-технической пропа-
ганды Академии наук СССР провели 14
мая в Доме ученых встречу оканчиваю-
щих московские средние школы с вид-
	неишими деятелями советской науки.

Член-корреспондент Академии наук
СССР, лауреат Сталинской премии
	И. Ф. Юдин.в своем выступлении ска-
зал*
	— В нашей стране, где социализм
обеспечивает работу каждому гражда-
нину, нужны люди всех специальностей
и профессий. Знания добывают только в
труде.
	Член президиума Академии наук
СССР, лауреат Сталинской премии ака-
демик А. Н. Несмеянов посоветовал де-
сятиклассникам выбирать такую профес-
сию, которая соответствует глубокому
интересу, индивидуальной способности и
влечению кажлого.
	— Я — химик, но считаю всякую нау-
ку бесконечно интересной и полезной.
Неувлекательных наук нет. Желаю вам
выбрать научный путь, потому что новые
Ломоносовы и Менделеевы выйдут из
вашей срелы.
	Члев президиума Академии педагоги-
ческих наук Б. И. Орлов говорил о том,
что в стране социализма все профессии
почетны и нужны. Среди них в первых
рядах стоит армия советского учитель-
ства. Формировать будущего человека
	Олагородное и благодарное
	ПРЕСЛЕДОВАНИЕ АПТИФАШИСТОВ
В АМЕРИКАНСКОЯ СККУПАЦИОННОЯ
ЗОНЕ
	БЕРЛИН, 16 мая. (ТАСС). Как сообщает
газета «Нейес Дейчланд», несколько дней
тому назад американские оккупационные
власти освободили коммуниста Вильгельма
Хаммен, который был ими арестован «по по-
дозрению в преступлениях против человеч.
ности». Газета приводит данные из биогра-
фии Хаммена. До гитлеровского переворота
Вильгельм Хаммен был коммунистическим
депутатом в ландтаге Гессена. Он был аре-
CTOBaH гитлеровцами и приговорен к 11 го.
дам тюремного заключения и концентра.
ционного лагеря. В 1945 г. он был освобож-
ден из концентрационного лагеря Бухен-
вальд и активно включился в антифашист.
скую деятельность. С согласия демократи-
ческих сил он был избран у себя на родине
ландратом в округе Гросс-Герау в Гессене,
В результате доноса бывших нацистов в
марте 1946 г. он был арестован американ-
скими оккупационными властями и помещен
в Дахау. Здесь он просидел более года
вместе с эсэсовскими убийцами и комендан-
тами лагерей, которые его мучили многие
годы в Бухенвальде. Потребовалось 14 ме-
сяцев, чтобы разобрать дело Хаммена и ус-
тановить, что он не виновен. На имя амери.
канских следственных органов поступали
многочисленные письма друзей Хаммена,
которые требовали его освобождения. Пись-
ма приходили из Франции, Чехословакии,
Бельгии и т. д.

Газета «Нейес Дейчланд»» пишет в за.
ключение: «Мы надеемся, что дело Хаммена
послужит поводом для быстрейшего рас-
смотрения аналогичных дел. Известно, что
многие честные антифашисты, брошенные
Гитлером в тюрьму, теперь интернированы,
несмотря на то, что против них не выдви-
нуто никаких обоснованных обзинений».
		Затем выступила лауреат Сталинской
премии академик Л. С. Штерн. Она рас-
сказала молодежи о том, что для нее са-
мая важная, самая интересная наука—
наука о человеке, о возможности сохра-
нить его здоровье и молодость, сохра-
нить состояние, в котором человек мо-
жет быть полезным обществу. Л. С.
Штерн посоветовала школьникам проду-
мать как следует выбор профессии, что-
бы потом никогда не отступать от наме-
ценной цели.
	О содержании и значении профессии
металлурга рассказал лауреат Сталин-
ской премии академик А. А. Бочвар. Ака-
демик А. И. Опарин поделился мыслями
о новейших открытиях биологической
науки. Член-корреспондент Академии
наук СССР Б. М. Вулл и академик
М. В. Келдыш рассказали о современ-
ных проблемах в области физики, мате-
матики и механики.
	Долгими аплодисментами десятикласс-
ники выразили благодарность крупней-
шим представителям различных областей
советской науки за отеческое напутст-
вие и дружеский совет,
	Н. ТОМАШЕВИЯЧ.
НА СНИМКЕ: член-корреспондент
Академии наук СССР П. Ф. Юдин (сле-
ва) и академик А. Н. Несмеянов среди
десятиклассников.
	Фото И. Егорова,

Одобрение сенатом США законопроекта об оказании
военной помощи Греции и Турции
		ВАШИНГТОН, 16 мая. (ТАСС). Сенат
одобрил законопроект об ассигновании 400
млн. долларов на оказание военной помощи
Греции и Турции в том виде, в каком он
был одобрен на об’единенном совешании
представителей обеих палат конгресса и
утвержден утром 15 мая палатой предста-
вителей. Законопроект передан в Белый
	Лом на подпись президента. Этот законо-
проект дает возможность реконструктивно-
финансовой корпорации немедленно, не
	ожидая ассигнования полной суммы средств
на оказание военной и экономической под-
держки греческому и турецкому режимам,
выдать аванс в сумме 100 млн. долларов.
	Прения в палате общин по вопросам внешней политики
		ЛОНДОН, 16 мая. (ТАСС). Как переда-
ет агентство Рейтер, выступая 15 мая в
палате общин в прениях по вопросам внеш-
ней политики, консерватор лорд Хинчинг-
брук рекомендовал выработать широкие
планы торговли с Россией и предоставить
России большие займы для реконструкции
из средств международного банка peKOH-
струкции и развития.

Видный лейборист-заднескамеечник
Майкл Фут заявил, что хваленое соглаше-
ние о слиянии зон не оправдало себя в
Германии, и в условиях серьезного продо-
вольственного кризиса английские офици-
альные лица поступают неразумно, возла-
гая всю ответственность за продовольст-
венный кризис на немецкий народ. Эта
ответственность лежит на американцах, и
они не выполнили своих обязательств.

С целью уменьшения расходов Фут пред-
ложил сократить английские военные обя-
	зательства. Он потребовал, чтобы англий-
ское правительство заявило американскому
правительству, что оно не может больше
допустить расходования средств на содер-
жание английской зоны оккупации Герма-
нии. Было бы лучше и справедливее cKa-
зать это теперь, чем в разгар жакого-ни-
будь экономического кризиса месяцев че-
рез 12.

По мнению Фута, Англия должна отве-
сти свои войска из Палестины, Египта, Са-
удовской Аравии и Греции.

«Мы должны, планируя нашу внешнюю
политику, учитывать свои силы», — сказал
он.

Затем выступили лидер либералов Девис
и консерватор Уиттли, требовавший сохра-
нения нынешнего статута Судана... Следую-
щий оратор, консерватор  Квинтин Хогг
подверг критике предложение Фута об от-
воде английских войск из Германии.

2900 артистов, художников, музыкантов
		Пачались государственные экзамены в
театральных, музыкальных п художествен-
ных вузах, переводные и выпускные экза-
мены в училищах страны. В этом году
учебные заведения выпустят 2.800 арти-
стов. музыкантов, художников, искусство-
ведов.

Новый набор учащихся начнется осенью.
Свыше 1.100 человек будет принято в 22
консерватории етраны. 1.300 студентов —
в театральные и художественные инетиту-
	ты, около 10 тысяч человек поступит в
училища и студии.

Впервые в Государственном институте
театрального искусства им. Луначарского,
в институте им. Гнесиных и Всероссийской
Академии художеств открываются заочные
отделения для повышения квалификации
й теоретических знаний руководящих твор-
ческих и административных работников ис-
кусетв. В трех театральных — инетитутах
вводитея экстернат.
	ть ФА ИСТСКИХ ОРГ АНИЗАЦИИ
В ЛОНДОНЕ
	ЛОНДОН, 16 мая. (ТАСС). Газета «Дей-
ли геральд» сообщает, что в распоряжения
лондонской полиции находится больше 230
писем с угрозами по адресу антифашистов
и евреев, проживающих в северной части
Лондона. Кроме того, агенты тайной поли-
ции расследуют многочисленные случаи уг-
роз евреям по телефону. 14 мая член пар-
ламента` Барбара Эйртон Гулд получила
угрожающее письмо, в котором говорилось,
что оно является «последним предупрежде-
нием» со стороны так называемого «англий-
ского отделения Ку-клукс-клана».

В связи с этим Барбара Эйртон Гулд за-
	явила: «Я убеждена, что эта фашистская
деятельность слишком серьезна, чтобы
оставить ее без внимания, как поступки
безответственной молодежи. Письма моих
избирателей показывают, что имеется ра-
стущая организация антисемитских групп,
которые пол разными названиями работагот
в районе. В силу существующих законов
выражение фашистских, тоталитарных или
антисемитских взглядов не считается` пре-
ступлением, но отдельные случаи террора
должны быть подавлены раньше. чем они

станут серьезной угрозой для свободы лич-
ности».
	ПИНУ И ГРОТЕВОЛЮ ЗАПРЕЩЕНО
ВЫСТУПАТЬ В АНГЛИЙСКОЙ
ОНККУПАЦИОННОЙ ЗОНЕ
ЛОНДОН, 16 мая. (ТАСС). Агентство
Рейтер, ссылаясь на гамбургское радио,
передает, что председателям Социалисти-
ческой единой партии Германии (СЕПГ)
Вильгельму Пику и Отто Гротеволю за-
прещен в’езд в английскую оккупацион-

ную зону.

Радио добавляет, что английская воен-
ная администрация в Берлине отменила
выданное местными английскими властямя
разрешение на в’езл.
			СОРЕВНОВАНИЯ НА ПРИЗ «МОСКОВСКОГО КОМСОМОЛЬЦА»
	Завтра в Калининграде—большой празд-
ник. Со всех городов и районов с’едутся
сюла лучшие спортсмены на открытие лег-
коатлетического сезона.
	Праздник начнется торжественным пара-
дом. Ровно в 11 часов утра на футбольное
поле под знаменами добровольных спортив-
ных обществ выйдут участники соревнова-
ний — футболисты и легкоатлеты.
	Раздастся четкая, короткая команда и по
установившейся традиции, под звуки Госу-
ларственного гимна, на мачте  взовьет-
ся вымпел. Это будет означать, что легко-

атлетический сезон Московской области
открыт:
	Пройдет еще минута, и начнется спортив-
	ная часть праздника. Сильнейшие футболь-
ные команды области, допущенные для уча-
стия в блиц-турнире, проведут встречную
эстафету 11Ж100. Вслед за ними сборные
команды городов и районов области будут
участвовать в эстафетном беге на приз га-
зеты «Московский комсомолец»,
	Соревнования между сборными командами
городов и районов на приз «Московского
комсомольца» проводятся впервые.
	Приз оспаривают спортсмены всех круп-
нейших городов Московской области.
	В олиц-турнире по футболу участвуют
команды Калининграда, Костино, Орехово-
Зуево, Коломны, Кунцево, Люберец, Но-
гинска и Подбльска,
	Широта обобщения,
идейность, глубокая
наблюдате льность,
психологическая зэр-
	ЕГИПЕТСКАЯ ГАЗЕТА 0

ДАТ В ЕГИПЕТ И ПАЛЕСТИНУ
	КАИР, 16 мая. (ТАСС). Как сообщает
газета «Эль Ихван-эль Муслимин», уста-
новлено, что ежедневно в 5 часов вечера
через Эль-Ариш проходит большой желез-
нодорожный состав, перевозящий англий-
	ских солдат в Палестину и Египет. Разве
это совместимо, спрашивает газета, с раз-
говорами о том, что английским солдатам
якобы окончательно запрещен в’езд в Еги-
пет.
	НА МЕЖДУНАРОДНОМ
МУЗЫКАЛЬНОМ
ФЕСТИВАЛЕ В ПРАГЕ
	ПРАГА, 16 мая. (ТАСС). Вчера на между-
народном музыкальном фестивале в Праге
выступил советский скрипач Давид Ост
рах. Концерт транслировался по радио, С
исключительным мастерством Дазид Ой
рах исполнил произведение для скрипки ¢
оркестром Брамса и скрипичные концерты
с оркестром советских композиторов Пре
кофьева и Хачатуряна. Оркестром праж
ской филармонии дирижировал известный
	чешский дирижер Кубелик. Концерт про
шел с большим успехом.
	Ответственный редактор
К. А МИНИН,
			«Я его знал давно и любил давно. Но по-на-
стоящему я узнал его только теперь... Круг-
ленький, улыбающийся, нечто вроде добро-
	го дядюшки, — и вместе с тем твердый,
	бескомпромиссный, решительный в партий-
ной работе... Он любил людей, и люди люби-
	ли его-—-однако никогда он не покупал их
	любовь тем, что смотрел на их недостатки
сквозь пальцы». С неменьшей теплотой ав-
	тор записок рисует образ третьего члена
	нового руководства Гонзу Черного, обла-
давшего большим опытом подпольной рабо-
ты, изобретательного, человека больших
масштабов, словно созданного для подго-
товки вооруженного восстания. Это были
лучшие из лучших, смелые из смелых. Не-
навистному фашизму Фучик противопоста-
вил светлый, вдохновенный мир непоколе-
бимых борцов, которые смотрели далеко
вперед, веря в победу справедливости:

Нелегка была работа подпольного руко-
водства компартии. Нужно было обновить
тяжело пострздавшую организацию, решать
новые, сложные задачи. Партия «должна
была уже прямо ввязаться в бой, органи-
зовать внутренний фронт против оккупан-
тов, вести против них «малую войну» — и
не одними своими силами, а силами всего
народа. С вдохновенной страстью описывает
Фучик деятельность партии, показывает ее
несокрушимую силу. В начале сентября но-
вое руководство обладало уже таким креп-
ким ядром, с которым можно было решать
крупные проблемы. Стали расти акты сабо-
тажа, вспыхивали забастовки. «После каж-
дого удара можно было сызнова убедиться.
как несокрушима партия. Пал боец — и на
его место вставали двое, трое».

С величайшим благородством Юлиус Фу-
чик первенствующую роль отводит Гонзе
Зике. Но если бы спросить последнего, ка-
кова была роль его агитпропа, он бы рас-
хвалил своего боевого товарища, горевше-
го на работе, на всё молниеносно откликав-
шегося. Достаточно привести один пример
оперативной быстроты, с какой распростра-
кялись материалы о Советском Союзе, что-
бы убедиться в исключительных организя-
торских способностях Юлиуса Фучика.
Приказ товарища (Сталина от 23 февраля
1942 года попал в руки чехословацких чи-
тателей уже 24 февраля вечером.

Записки Юлиуса Фучика — гимн комму-
нистическому коллективу. В них < большой
художественной силой раскрывается душа
	Чветых прудов). ГЕЛЕФОНЫ: ком
жиени К 3-13-45 в 406 по коммут.
	по коммут. 79, Гелефонограммы -— К 507.54.
	коллектива, спаянного глубокой человеч-
воетью при бесчеловечном режиме.
	В тюрьме не прекращалась партийная
жизнь. Руководители компартии продолжа-
	ли организовывать усилия коллектива, спа-
	сая многие жизни, оберегая общее дело.
Рядовые коммунисты, чувствуя себя чле-
	‘вами могучего коллектива, держались му-
жественно. «Об одном прошу: не забудьте, —
‘пишет Фучик.—Не забудьте ни добрых, ни
	злых... Были истреблены тысячи героев.
Полюбите хотя бы одного из них, как сы-
новья и дочери, и будьте им горды, как
большим человеком, который жил буду-
щим». Словно живые проходят перед нами
Люди с большой буквы: члены ЦК чехо-
словацкой компартии Гонза Зика, Гонза
Черный, скромная и твердая чета Елин-
KOB...
	Но были и другие. Какой страшной угро-
зой и для тех, кто находился в тюрьме, и
для тех, кто оставался на воле, станови-
лась моральная нестойкость товарища, быв-
шего соратника в борьбе. Здесь основным
средством познания людей служило чутье
коммуниста. По тому, смотрит ли после ло-
проса товарищ ясными глазами или прячет
их от тебя, измеряли степень стойкости
сильного и глубину падения труса. И пусть
дрожат изменники! Им нелегко унести
с собой тайну—в тюрьме говорят и стены,
видит обостренный взор, сигнализирует: по-
вышенное чутье, раскрывая жуткую карти-
	ну измены. Такие выпадают из коллек-
тивз. «А в тюрьме, — замечает Юлиус
Фучик, — это страшнее, чем где бы то ни
	было». Резко и гневно он осуждает пре-
дателя. который хочет спасти свою жизнь
ценой жизни другого. Нельзя назвать
жизнью то, что оплачено жизнью боевого
товарища. «Предатель проигрывает больше,
чем свою жизнь. Он дезертировал из
славной армии...». Узник же, сохранивший
верность этой армии, всегда чувствует с
нею кровную связь.
	Огромная сила записок в том, что они ри-
суют заключенных, как боевой коллектив,
который в тюрьмах, в застенках холодных
чувствует свою неразрывную связь < теми,
кто заполняет колонны мощных демонстра-
ЦИЙ.
	Несмотря на мрачные минуты тюремной
жизни, коллектив был полон оптимизма,
	коммутатор К 0 15-80 до К 0-15-88. Лежурный технический секретарь доб. по коммут. 47. Orne:
“ут. 80. Отдел учаштейся мололежи доб. по коммут. 80. Военно-физкультурный стдел nos

a mt ue Е В ке ЕЕ

Отдел художественной ипилльстрапий доб. по

ee RO AMD по коммут
TS mn.

ы, 8.
Тилография аздательства «Московский большевик», Чистые пруд

который вытекал из ясного предвидения
победы. Советский Союз светил заключен-
ным негаснущим маяком. Первого мая душа
летела на московский парад, мощные удары
	оветских войск наполняли сердца ра-
достью.

Фашистские мучители уродовали тело,
	грозили отнять жизнь. но не могли отнять
у Фучика того, чего не было у них самих:
высокого звания человека. Над кровью и
мукой торжествовала недоступная для па-
лачей человечность, отогревала уверен-
ность в лучшем будущем для угнетенных.
В ужасных условиях тюремного режима
Фучик боролся и побеждал. Он дорог нам,
с нем можно сказать словами Горького: Че-
ловек — это звучит гордо! Он сохранил
незапятнанную чистоту души, в которой
было так много благородной любви к лю-
дям, нежного и красивого чувства к жене
и боевому другу—Густине. Борьба за об-
щее. дело и любимый труд рождали пре-
красные, возвышенные чувства: «Годами
работали мы вместе и помогали друг другу,
как только товарищ может помогать това-
рищу... Мы испытали много невзгод и пе-
режили много великих радостей, так как
были богаты богатством бедных: тем, что
живет внутри».

В лярическом отступлении Фучик пове-
ряет людям свою мечту о счастье, которое
может осуществиться только в <частье
других. «Ах люди, можете ли вы себе пред-
ставить, как бы мы жили, если бы снова
свиделись после всех этих страданий? Пра-
во же, и мертвые мы будем жить где-то в
частичке вашего большого счастья, ибо мы
вложили в него свою жизнь.

Одну из глав Юлиус Фучик  заканчи-
вает прощальным обращением: «Товарищам,
которые переживут этот последний бой.
крепко жму Руку... Пускай же скорбь ни-
когда не ассоциируется < нашим именем».

Советский читатель принимает дружеское
рукопожатие Юлиуса Фучика, светлые мыс.
ли и высокие чувства которого навсегда
останутся с живыми, как драгоценный за-
лог человеческого счастья.

Записки Юлиуса Фучика обладают огром-
ной воспитательной силой, вдохновляя при-
мерами доблестной стойкости, высокого бла.
	‘ородства, истинной человечности и подлин-
ной партийности.
	М. ТЕРЯЕВА,
кандидат филологических наук.
	ieee г ae
коммут. 97 Отдел об”

явлений К 4. 18. 45 п nof.
		Последний дар
благородного сердиа
		В двенадцатой кни-
ге «Нового мира» за
1946 год и затем в
первом номере «Звез-
	О КНИГЕ Ю. ФУЧИКА
«СЛОВО ПЕРЕД КАЗНЬЮ»
	ды» за 1947 год, а 5 * кость делают книгу
также отдельной кни- Фучика одним из вы-
гой в Государственном издательстве ино-   дающихся образцов литературы социзли-
	сгического реализма.
	стравнои литературы появилось произведе-
ние, взволновавшее советских читателей.
Эта трагическая и возвышенная повесть о
борьбе чехословацких коммунистов против
гитлеровских захватчиков, озаглавленная
автором «Репортаж с петлей на шее», на-
писана членом ЦК компартии Чехослова-
кии, известным, талантливым журналистом
Юлиусом Фучиком. Высокая патетика, ве-
личие партийной борьбы и благородная
словечность автора записок позволяют на-
звать творение Фучика поэмой бессмертия.

«Моя жизнь, видимо, приходит к концу, —
писал из тюрьмы гестапо Фучик весной
1943 года. — Конца я не дописал. Его я не
знаю. Люди, я вас любил. Будьте бдитель-
ны ».

Жизнь Фучика была оборвана злодейской
нацистской рукой. После тринадцати меся-
цев сверхчеловеческих пыток и мучитель-
ных допросов он был приговорен 25 ав-
густа 1943 годя к смерти и на четырнад-
цатый день казнен.

Юлиус Фучик умер, но жив Фучик — на-
циональный герой Чехословакии, отдавший
свою жизнь за счастье человечества, жив
Фучик в бессмертии коммунизма,

Фашистские палачи, превратившие жизнь
Фучикз в тюрьме в сплошную пытку, ока-
`зались бессильными перед могучей силой его
духа. Она воплотилась в его боевой ком-
мунистической деятельности, которую он не
прекратил и в тюрьме, и в его. бессмертных
записках. В предельно сжатой форме они
раскрывают глубокие социальные явления.
рисуют яркие, незабываемые образы героев
подполья, пригвождают к позорному столбу
иИзменников и палачей,
	* Цитаты даны в переводе И. Бархаша
по журналу «Новый мир» № 12, 1946 г.
			Каким, например, ценным является в за-
писках Фучика «кусок из истории» подполь-
ной деятельности чехословацкой компартии
в период 1939—1943 годов! Компартия Че-
хословакии возглавила народное, антифаши-
стское движение. Ей удалось создать птиро-
кую сеть подпольных организаций. Но вфе-
врале 1941 года на нее обрушился тяжкий
удар — она потеряла почти весь руководя-
щий состав.

Строки о том, как искали друг друга под-
польщики, связывая слабые, оборванные ни-
ти, — одни из самых сильных и волнующих.
Кто уцелел? Как его найти?.. И вот по ха-
рактеру подпольной печати, которая возоб-
новила свою деятельность, стало видно, что
от ареста уцелели какие-то крупные работ-
ники. Они чувствовали друг в друге опыт-
ных политических руководителей, надеж-
ных товарищей, но между ними была глу-
хая стена конспирации. События торопили
их. Пришел июнь 1941 года. «То были по-
иски в глубине леса. — замечает Фучик.
30 июня состоялось свидание подпольщи-
ков, из которых только один знал другого.
Была летняя ночь, благоухали акации.
«Минута для свидания влюбленных», —иро-
низирует Фучик. Tot, «другой», пришел.
«Мы, — пишет Фучик, — затемнили окно,
зажгли свет — и обнялись. Это был Гон-
за Зика. Значит, в феврале 1941 года был
арестован не весь Центральный Комитет.
Спасся член ЦК Зика»,
	О том, какие
	замечательные люли —
	Геатры и кино
	МОСК, ГОС. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР. 17/[У Верные
сердца. 18/У днем У стен Ленинграда, вечером
Адриенна Лекуврер.
	МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19). И/\
Молодая твардия. 18/У ‘днем Обыкновенный
человек, вечером Весна в Москве.

—_—

МОСК. ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ (ул. Горького,
5). 18/У Укрощение укротителя.

a

«ЛЕНИН В ОКТЯБРЕ» — Аврора.

Киноочерк «В ПАРИЖЕ», «НОВОСТИ ДНЯ» № %#-
Хроника, Новости дня.

Новый художественный фильм «ЗОЛУШКА =
	= ао дожественный фильм «ЗОЛУШКА» —
Колизей, Родина. Штопм. Москва Corolle
	AMMO, година. Шторм, Москва, Сокол
нический ПКиО. Художественный, oop
Ударник, Орион, Таганский, А
UNKHG им. Горького, Баррикады, я
«ЗИС», Метрополь. Перекоп, Динамо, 18
ганский ПКиО.

`СОЛИСТКА БАЛЕТА» — Авангард, Экран жизни
Мир. им. П! Интернационала. Метрополь.

‚_ №8
	Новый документальный фильм «СЕВЕРНАЯ
КОРЕЯ» — кинотеатр Новости дня, Хроника,
Наука и знание, Метрополь. то

«МАЙСКАЯ НОЧЬ — кинотеатр  Повторио
фильма.

‘ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА», «АРИНКА» — Уран.

«ЧАПАЕВ» — Заря.
	«МОРСКОЙ ЯСТРЕБ» — Кадр.

«ТРИНАДЦАТЬ» — Аврора.

«ТРАКТОРИСТЫ» — Юный зритель.

‹БАБЫ» — Спартак.

«ВОЛГА-ВОЛГА» — Смена. С.

«“ЧАСРЕДАИН В БУХАРЕ». «ПОХОЖДЕНИЯ НА
РЕДДИНА» — Молот. nga

“KAHOCBOPHHK ЦВЕТНЫХ HAY SHO-TIOMNY.-198
НЫХ ФИЛЬМОВ» № 2 — кинотеатр Наука
знание, Метрополь. им. Ш Интернационала.

«МАКАР НЕЧАМ» — Ленинградский ПКиО.

«ТАНКЕР «ДЕРБЕНТ» — Луч.

«ИСТРЕБИТЕЛИ» — Ape.

«ПАРТИЙНЫМ БИЛЕТ» — Диск.

«СЕСТРА ЕГО ДВОРЕЦКОГО» — Октябрь.

«ПОСЛЕДНИМ ТАБОР» — Экспресс.
		20. Отдел крестьячской
	молодежр К 33-1345 р noo. 0
	Co
	неподкупно-честные, даровитые, инициатив-
ные—возглавляли подпольную борьбу чехо-
словацкой компартии, говорит  характери-
стика, которую лает Фучик Ганзе Зике.
	АДРЕС РЕЛАКЦИИ: Потаповский пер., 8, (со стороны ул. Чернытевского, ул. Кирова и
молодежи ппб. по коммут. 79. Отдел пропаганды доб. по коммут. 28. Отдел комсомольской
коммут. 80. Отдел культуры К 4-68-56 в лоб. по коммут. 79. Отдел писем — К 4.2856 в rot
	анфФормацив К 313-45 в поб. по
по коммут. 79. Отдел рабочей