es emer, 5 mores 1907 Ee Ne 67 (764)

Маршал Тито о положении
‚на Балканах
		БЕЛГРАД, 2 июня. (ТАСС). В состояв:-
птейея вчера беседе с болгарскими жур-
налистами маршал Тито, коснувшиеь в01-
роса о положении на Балканах и задача:
балканских стран, в частности, сказал:
	«Для нае, малых народов, особенно важ-
но наше внутреннее единство, не толька
национальное, но и политическое. Очень
важно также единство всех наших славян-
ских наролов на Балканах. Нам известно.
что народ Болгарии хочет сближения так
же, как его хотят и наши народы. Наш
народ постоянное спрашивает of отноше-
ниях Е болгарскому народу, то же самое
спрашивают и у вас. А если это так, то
НИКТО не имеет права помешать нам, и мы
должны будем осуществить это сближение.
То же самое и с Албанией. Албанцы не
славяне, но они живут е нами уже столе-
тиями. В прошлом их использовали для
раздоров на Балканах. Теперь это прошло,
сейчас там существует внутренняя общеет-
венная система, которая делает возможной
самую тесную связь в албанским народом.
Мы должны укрепить единстве на Балка-
нах. Вы видели в течение минувшей вой-
ны, что значит одно маленько? государет-
BO, й потому, что мы не так уже велики,
нам нужно об’единиться. Но об`единиться
не для того, чтобы угрожать или нападать
на кого-нибудь, а для того, чтобы беречь
каждому себя и всех вместе, чтобы сохра-
НИТЬ свою незавиеимость, свое националь-
ное и мирное экономическое развитие, для
того, чтобы не говорили о нае, как это де-
лалоеь до сих пор, как о двух отеталых
странах на Балканах. Балканы будут на-
ряду с Советским Сотозем светлой точкой в
отношении справедливого решения нацио-
нального ий социального вопроса».
	По просьбе журналистов Тито об’яснил
ззаимоотношения между отдельными народ-
ными республиками в Югославии и расска-
‚ал 0б их экономическом сотрудничеетве ва
взаимопомощи.
	Отвечая на вопрос одного из присутет-
вующих о Словенской Каринтии, маршал
заявия: «Мы имеем слабые виды на т,
что получим все требуемое нами. Я ве-
рю, что кое в чем мы будем удовлетворе-
ны, но эти решения не останутся на веч-
ные времена. Мы должны подчиняться ре-
шениям, потому что мы-—члены 0б’единен-
ных наций. Но это не значит, что мы под-
нимем руки и навсегда согласимся с ни-
ии. Факт, что Словенскую Варинтию на-
селяют словенцы, факт, что они живут там
больше тысячи лет. Этот факт никто He
может отрицать, и мы от него не отка-
жемся».
	Высказываясь об обстановке в Греции,
Тито выразил свое возмущение по поводу
провокаций на границах и охарактеризовал
внутреннее положение в Греции как «не-
слыханный террор, проводимый под п:
кровительством известных империалисти-
ческих кругов». .
	Болгарские журналисты интересовались
проблемами, связанными с пятилетним пла-
ном Югославии. Маршал Тито обстоятельно
осветил экономическую обстановку в стрз-
не, остановившиеь на тяжелом наследии,
оставленном правителями старой Югосла-
вии. Это — неравномерность в развитии
отдельных республик и большая  отста-
лость югославской промышленности. Тито
выразил уверенность, что выполнение пя-
тилетнего плана сделает Югославию со
вершенно независимой от западных стран.

Ответы Г. М. Димитрова на вопросы
корреспондевта „Дейли мейл“
	СОФИЯ, 3 июня. (ТАСС). В печати опуб-
ликованы ответы премьера Георгия Димит-
рова на вопросы корреспондента английской
газеты «Дейли мейл» Джона Фишера.

Отвечая на вопрос корреспондента, жела-
ет ‘ли премьер-министр скорой ратификации
мирного договора с Болгарией и какие были
бы последствия замедления ратификации,
Димитров сказал:

Болгарское правительство и весь болгар-
ский народ желают скорейшей ратификации
мирного договора. Последствия от замед-
ления ратификации были бы, очевидно, не-
благоприятны, во-первых, потому, что затя-
нулось бы урегулирование отношений меж-
ду Болгарией и США, что не может соот-
ветствовать хорошо понятым интересам
обоих наоодов, и, во-вторых, потому, что
замедлит принятие Болгарии в организацию
Об’единевных наций, что не в интересах
мира на Балканах и всеобщего мира вооб-
ще.

На вопрос Джона Фишера, желает ли
премьер-министр прокомментировать недав-
ние речи президента США Трумэна о по-
ложении на Балканах, Димитров ответил:

Несмотря на мое уважение к президенту
такого великого государства, как США, я
не могу не подчеркнуть, что, по моему
мнению, речи американского президента по-
ощряют в данный момент антидемократиче-
ские круги и остатки фашистского ‘режима
и поэтому не могут содействовать миру и
демократии. Я не считаю, `что подобные
речи могут способствовать рассеиванию ат-
мосферы недоверия, которая существует
между некоторыми балканскими государ-
ствами, и скорейшему установлению необ-
ходимого спокойствия, мирного развития и
безопасности на Балканах.
	На вопрос корреспондента, что может
сделать Великобритания, чтобы улучшить
свои отношения с Болгарией, и что может
со своей стороны сделать в этом деле
Болгария, Димитров сказал:

Я считаю, что улучшение отношений
между Великобританией и Болгарией зави-
сит главным образом от Великобритании.
Если она окажет доверие новой демокра-
тической Болгарии и болгарскому народу.
который в своем огромном большинстве
крепко стоит за правительство Отечествен-
ного фронта, если Великобритания считает-
ся с нашим государственным суверените-
том и предоставит нашему народу свобод-
но и самостоятельно строить свой дом в
соответствии с его пониманием и интереса-
ми и в духе международного сотрудниче-
ства, как, собственно, предписывает извест-
ная Ялтинская декларация, то для полной
нормализации отношений между обоими
государствами не будет существовать ни-
каких серьезных непреодолимых препят-
CTBHE.
	Болгарский народ ожидает от Великобри-
тании понимания и уважения его законных
прав и интересов.

На желание Великобритании оживить
торговые отношения между обоими госу-
дарствами болгарское правительство гото-
во ответить полной взаимностью и добро-
желательством. Со своей стороны Болга-
рия и в будущем будет прилагать усилия
для рассеивания существующих недоразу-
мений и предрассудков в отношении бол-
гарского народа, вызванных неверной и
тенденциозной информацией и особенно пе-
чальным фактом, что Болгария по ‘вине
Кобургской ‘династии и преступных прави-
телей против воли народа заняла в„нро-
шлом враждебную позицию и участвовала
в войне, против Великобритании, Hosa
Болгария, которая не имеет ничего общего
с этим прошлым, будет всячески содей-
ствовать развитию политических, экономи-
	ческих и культурных связей между бол-
гарским и английским народами.

Далее корреспондент спросил: поднимет
лн Болгария снова вопросе © выходе к
Эгейскому морю.

Естественно, сказал Димитров, Болгария
не может отказаться от своего права, ос-
нованного на справедливости и признанно-
го рядом международных договоров. Это-
го права она была лишена путем неоправ-
данного насилия, но, будучи искренне пре-
дана принципам организации Об’единенных
наций, Болгария будет искать решения это-
го жизненно важного для нее вопроса в
рамках ООН и сообразуясь с ее статутом.

Будут ли удовлетворены нужды Болга-
рии свободным портом в Салониках? —
спросил корреспондент.

Димитров ответил, что он крайне скепти-
чески относится к возможности получить
для Болгарии действительно свободный
порт в Салониках, способный удовлетво-
рить ее нужды. До тех пор, сказал Димит-
рев, пока в Греции существует нынешний
монарФический режим,  преисполненный
чрезвычайной враждебности к Болгарии и
стремящийся оторвать от нее известную
территорию, всякие разговоры о таком пор-
те в Салониках, по моему мнению, бес-
	предметны.
Предусматривает ли премьер-министр,
спросил корреспондент, усиление союза
	между Болгарией и Югославией?

Прежде всего, сказал Димитров, нужно
отметнть, что между Болгарией и Югосла-
Biel elle нет союза, хотя и сушествуют
близкие братские взаимоотношения. Я иск-
ренне желаю и в согласии с волей бол-
гарского народа стремлюсь к заключению
длительного союзного договора о друж-
бе и взаимной помоши между Югославией
и Болгарией, который, естественно, приве-
дет к укреплению экономического, куль-
турного и всестороннего сотрудничества
между обеими странами. О других каких-
либо проектах в этом отношении в настоя-
щее время речи нет.

Считаете ли вы, спросил далее коррес-
пондент, что в национальных интересах
необходимы и дальнейшие меры против оп-
позиции внутри страны?

На этот вопрос Димитров ответил сле-
дующим образом:

Меры, которые правительстзо  принуж-
дено было в отдельных случаях применять
в соответствии с законами страны против
печатных органов оппозиции или против
отдельных ее деятелей, были вызваны иск-
лючительно антигосударственными и анти-
народными действиями оппозиции. Никакое
ответственное правительство не может тер
петь подстрекательства к неуважению за-
конов и к саботажу мероприятий государ-
ства по обеспечению населения питанием
и восстановлению разрушенного войнсй на:
родного хозяйства. Правительство и в 5у-
дущем не поколеблется применить самым
строгим образом законы Народной респуб-
лики против тех оппозиционных органов и
деятелей, которые в своем озлоблении и
ослеплении позволят себе умышленно за-
ниматься подстрекательством против меро-
приятий правительства по самым жизнен-
ным для народа и республики вопросам,
особенно по вопросу осуществления пои
нятого Великим народным собранием двух-
летнего народнохозяйственного плана.

При этом я должен категорически под-
черкнуть, что мы не против наличия опно-
зиции. В такой стране, как каша, есте-
ственно иметь оппозицию, но интересы на-
рода не позволяют терпеть такие оппози-
нионные группы, которые организуют са-
ботаж хозяйственного строительства и
‚своими действиями подвергают опасности
государственный и национальный суверз-
нитет страны.

*

За 25 лет существова-
ния физкультурного кол-
лектива Яхромской пря-
дильно-ткацкой фабрики,
Московской области,
спсрт прочно вошел в
быт рабочих. В 13 спор-
гивных секциях занимает-
ся около 500 рабочих
самых различных возра-
стов и профессий.

НА СНИМКЕ: старый
рабочий фабрики, неод-
нократный участник ма-
рафонского бега, Антон
Никифорович Шебаров
на тренировке с дочерью
Ниной и сыном. Борисом.
	Фото А. Батанова.
(ТАСС).

повые отройки сетолищы
		С каждым днем в Москве растет коли-
чество строительных площадок. Их теперь
в столице свыше двух тыеяч.

Многочисленные жилые и общественные
здания воздвигаются на улице Горького,
Садовом кольце, Можайском шюсее, набе-
режных Москвы-реки. На улицах и площа-
тях закладываются фундаменты домов, ве-
лутся многочисленные надстройки. В Из-
майлове, на Хорошевеком шоссе, Перовем
поле и в других окраинах города разверну-
лось строительство малоэтажных жилых
поселков.

В осуществлении грандиозного плана ре-
конструкции столицы принимают участие
видные московские зодчие, По проекту ака-
цемика А. В. Щусева на Крымской набе-
режной воздвигается главное здание Ака-
демии наук СССР и административное зда-
ние на площади Дзержинского. По проекту
лействительного члена Академии архитек-
туры СССР И. В. Жолтовекого сооружает-
ся многоэтажный жилой лом на Смоленской
площади. Действительный член Академии
архитектуры Л. В. Руднев ведет строи-
тельетво крупного жилого дома на Садово-
Кулринской улице.

Злееь же по проекту молодых мастеров
	Вчера, 4 июня, в Доме техники Мини-
стерства речного флота СССР открылась
выставка, посвященная 800-летию Моек-
вы. Многочисленные фотографии, чертежи,
диаграммы, рисунки, схемы и другие эк-
спонаты отображают возникновение и раз-
витие судоходства, техническое оснащение
водных путей столицы.

Выставка открывается  схематической
картой трех рек: Москвы, Яузы, Неглин-
ной и холма, на котором в 1147 году воз-
никла Москва. Следующие стенды раскры-
вают историческое развитие водных пу-
тей.

Сопиалистическая реконструкция Москвы
потребовала коренной реконструкции Мос-
кворецкой системы. Началось строительет-
во одного из величайнтих в мире каналов—
Москва-—Ролга. Художественные фото зна-
комят посетителей выставки с процессом
	архитектуры М. В. ПШосохина ИА. А.
Млоянц возводится монументальное здание
для Министерства строительства военных
и военно-морских предприятий. Целый
квартал займет административное здание,
строящееся на улице Огарева по проекту
архитектора И. Ловейко.

На месте снесенных и мелких строений
на Ново-Слободекой улице сейчае возвы-
шается новый пятиэтажный жилой дом.

Красивые многоэтажные жилые дома
строятся на Ленинградском пюссе для ра-
ботников Министерства финансов, Мини-
стеретва путей сообщения и Министерства
трудовых резервов. Pax жилых домов ©о-
оружается на Фрунзенской и Бережковской
набережных Москвы-реки. По проекту ар-
хитектора Г. Я. Вольфензона 8-этажный
жилой дом возводится на Можайском нюс-
се.
Новые дома строятся с учетом макеи-
мальных удобств для жильцов. В каждой
квартире — от 2 до 5 комнат е централь-
ным отоплением, газом, ванными комна-
тами. В стенах устраиваются внутренние
шкафы. Отроящиеся здания будут выде-
ляться также красивой внешней архитек-
турной отделкой.
	строительства, © отдельными 06 ектами
канала. В столице создаются первоклассные
механизированные порты: Северный, 3a-
падный и Южный.

Многочисленные фото и экспонаты де-
монстрируют самоотверженную работу реч-
ников столицы в дни Великой Отечествен-
ной войны. Уже в годы войны был завер-
шен глубоководный путь — встали в строй
действующих Угличекий и Рыбинский гид-
`роузлы. Столичные пароходства стали р0-
диной передовых стахановских методов
труда.

300 миллионов рублей ассигновано В
новой пятилетке на капитальное строи-
тельество Московского водного узла. За этот
период будет произведена значительная ре-
‘конструкция портов, оснащение их нозы-
ми механизмами. Намечается большое стро-
ительство нового флота для столицы.

К выступлению Бевина в Маргете
		канскую оккупационную — зону — 05010
1.156.000 пентнеров хлеба, 1.140.000
центнеров картофеля и 289.000 центнеров
сахара из урожая 1946 года.
	12 мая в Берлине в присутствии господ
из отделения межзональной торговли ан-
глийской военной администрации был под-
веден итог произведенным до конца апреля
продовольственным поставкам в англо-
американскую зону, причем данные OTHO-
сительно поставок из восточной зоны были
подтверждены представителями англо-аме-
риканской оккупационной зоны».
	ния гражданской войны и рекрутского на-
бора.

Как сообщают газеты, в Шанхае, Гуй-
яне, Циндао, Бэйпине и Мукдене 2 июня
снова было арестовано много студентов,
Только в одном Гуйяне арестовано 1808 че-
ловек.

По сообщению газеты «Шэньбао», He-
сколько тысяч студентов Гуансийского уни-
верситета в Гуйлине устроили 2 июня
демонстрацию. Студенты выкрикивали ло-

зунги, направленные против гражданской
войны и голода.
	ШАНХАЙ, 4 июня. (ТАСС). Как сооб-
щают газеты, в Тяньцзине введено военное
положение, установлена цензура на печать,
почтовые ‘отправления и телеграммы. Все
это предпринято командованием гарнизона
войск для «предотвращения возможных
беспорядков» в связи со студенческими за-
бастовками и демонстрациями.
	БЕРЛИН, 3 июня: (ТАСС). «Нейес Дей-
чланд» опубликовала под заголовком «Бе-
вин и поставки продовольствия из восточ-
ной зоны» сообщение агентства АДН, в ко-
тором говорится:

На заявление английского министра
иностранных дел Бевина на конгрессе лей-
бористской партии о том, что «мы никог-
да не получали_из восточной зоны ни фун-
та продуктов для западной зоны»,  не-
мецкое управление торговли н снабжения
в советской оккупационной зоне сообщает:

«До 20 мая 1947 года советская окку-
пационная зона поставила в англо-амери-
	ШАНХАИ, 4 июня. (ТАСС). Как сооб-
щает газета «Дагунбао», 2 июня в Кунь-
мине (провинция Юньнань) состоялась сту-
денческая демонстрация, в которой приняли
участие студенты и учащиеся 36 школ и
университетов. Более 20 ‘тыс. студентов
прошли по городу с плакатами, на которых
были написаны лозунги: «Долой граждан-
скую войну!», «Долой рекрутекий набор!»,
«Долой продовольственные закупки для ар-
мии!» и т. д. Демонстранты распространя-
ли листовки, в которых требовали повыше-
ния на 15 проц. ассигнований на просве-
щение, улучшения условий жизни прави-
тельственных служащих и учителей, немед-
ленного аннулирования временного положе-
ния об охране общественного порядка, обес-
печения свободы личности, немедленного ос-
вобождения недавно арестованных и приго-
воренных к тюремному заключению сту-
дентов, строгого наказания виновников из-
биения студентов, немедленного прекраще-
			СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КИТА
ПРОДОЛЖАЕТСЯ
	DD
Исключение Надь Ферениа из партии мелких сельских хозяев
		БУДАПЕШТ, 4 июня. (ТАСС). Как ne-
редает венгерское радио, рчера состоялось
заселание политбюро независимой партии
мелких сельских хозяев. Председательство-
ва  Доби Иштван. Председатель зачитал
письмо генерального секретаря партии Ба-
лог Иштвана, в котором он, ссылаясь на
неудовлетворительное состояние здоровья,
просит предоставить продолжительный от-
пуск. Политбюро дало на это свое согла-
сие. Затем Доби Иштван заявил, что, со-
гласно достоверным данным, Варга Бела
в сопровождении двух человек, личность
которых еще не установлена, бежал из
страны.
	По предложению Доби Иштвана нолит-
бюро вынесло единогласное решение об
исключении из членов независимой партии
мелких сельских хозяев Надь Ференца, ко-
торый не выполнил указаний ни совета ми-
нистров, ни партии о том, чтобы вернуться
на родину, и не смог прямо смотреть в гла-
за выдвинутым против него обванениям, что
недостойно человека и политического дея-

теля. Тем самым он вынес себе самый тяж-
кий приговор.
	1юлитбюро единогласным решением иск-
лючило из партии бежавшего за границу
Варга Бела.
	—д——
К ЗАПРЕШЕНИЮ БРАЗИЛЬСКОГО КОМСОМОЛА
	прещении оразильского комсомола, ранее
запрещенного на 6 месяцев декретом пре-
зидента республики.
	GIPAHAX ЛАТИЧС

КОЯ АМЕРИМИ
	деления» и установила бы монополию в об-
ласти вооружения. Влиятельная аргентин*
ская провинциальная газета «Ла капиталь»,
выходящая в Росарио, также выступает
против плана Трумэна. Газета пишет, что
никакой конкретной угрозы континенту из*
вне не существует. Выступила против пла-
на Трумэна и влиятельная газета «Ла прен-
са», выходящая в Буэнос-Айресе.

По сообщению корреспондента агентства
Юнайтед Пресс из Каракаса (Венецуэла),
газета «Ультимас Нотисиас» резко крити-
кует план Трумэна, рассматривая его как
«завершение процесса вмешательства #
установления господства финансового капи-
тала Соединенных Штатов» в странах Лаз
тинской Америки.
	РИО-де-ЖАНЕЙРО, 4 июня. (ТАСС).
Вчера было опубликовано постановление
судебных органов 06 «окончательном» за-
			НБЬЮ-ИОРК, 4 июня. (ТАСС). Получае-
мые из латино-американских стран сообще-
ния указывают на широкую оппозицию об-
щественности этих стран плану Трумэна от-
носительно военной организации континен-
та.

Как сообщает корреспондент агентства
Юнайтед Пресс из Буэнос-Айреса, депутат
аргентинского конгресса от радикальной
партии Кандиоти внес резолюцию, в кото-
рой говорится, что аргентинская делегация
на предстоящей межамериканской конфе-
ренции должна воздержаться от принятия
каких-либо обязательств в отношении меж-
американского плана стандартизации  во-
оружений, поскольку такая система «огра-
ничила бы суверенные принципы самоопре-
	Побела бооцов Московской области
	На-днях в Туле закончился розыгрыш
личного первенства РСФСР по борьбе. С
успехом в соревновании выступили борцы
Московской области. В полулегком весе
звание чемпиона республики завоевал Ры-
баков (Балашиха), в полусреднем весе —
	Козарский (Мытищи). Среди юношей зва-
ние чемпиона республики в полулегком ве-
се присвоено Белову (Малаховка).

В своих весовых категориях вторые ме-
ста заняли борцы Московской области —
Дя‹ин и Светлов.
		дядя-прораб совершенно не верят в силы
детей и поражают узостью своего кругозо-
ра. Для дяди характерен еще примитивный
бюрократизм — раз никакое учреждение де-
тей не уполномочило, разговаривать не о
чем. В лучшем случае, взрослые заимству-
ют у детей некоторые полезные практиче-
ские идеи, например, идею сплава бревен
для городского строительства, причем дети
великолепно сознают свое превосходство,
хотя и понимают, что для правильного тех-
нического руководства взрослые им обяза-
тельно нужны. Но это — горькая необходи-
мость, а не живая творческая связь взрос-
лых и детей, характерная для нашего со-
ветского общества. В ответ на такое отно-
шение взрослых дети не доверяют им, лгут,
скрывают свои замыслы.

Педагогический коллектив в книге также
не связан с детьми. В повести фигурирует
только один преподаватель литературы; та-
ким образом, дети в книге Ю. Сотника
остаются и без воспитательного влияния пе-
дагогов.
	Автор умудрился обойтись в описываемой
им школе и без пионерской и комсомоль-
ской организаций. В затее ребят не участ-
вует ни один комсомолец. Поговорить о
своем начинании в райкоме комсомола ни
Оське, ни его товарищам и в голову не
приходит. Только в конце книги об этом
вспоминают, и то не ребята, а тот же старый
педагог. Сам райком комсомола особого ин-

тереса к строительству школы тоже не про-
являет.
	Таким образом, дети в книге Ю. Сот-
ника помещены в некое безвоздушное про-
странство, вне связи с настоящей, советской
семьей, с педагогами и комсомолом. Из не-
нормальности общего положения в книге
и вытекают неверные представления этих
вымышленных ребят о природе подвига, о
товариществе.

Ю. Сотник пытается показать, что у ре-
бят большое рвение к работе, но рвение-то
это оказывается неразумным. То они выла-
мывают доски из заборов, то выдергивают
из стен собственных квартир гвозди. И все
их строительство действительно смахивает
на очень неудачную игру, настолько оно по
существу анархично. Предлагать читателям
подражать такому примеру было бы по
меньшей мере антипедагогичным.
	Детская книга у нас — это могучее ору-
que советской педагогики, помощь учите-
лю, руководство для детей. Ответственность
детского писателя за каждое свое слово
очень велика. а
	Так же, как во время войны, ребятам на-
до было подсказывать интересные и посиль-
ные для них дела, так и сейчас, говоря об
участии детей во всепародном трудовом
подвиге восстановления, надо предлагать
детям не только нужные, доступные им дела
(восстановление школы), но и правильные
организационные формы для этих дел.

Образцом такой книги, направляющей
детскую энергию, была известная повесть
А. Гайдара «Тимур и его команда», где де-
тям было предложено увлекательное и нуж-
ное дело, и где они были поставлены в пра-
вильные взаимоотношения с окружающим
миром.

Ю. Сотник назвал свою книгу «Про наши
дела». Он пе имел на это права, так как
наши дела совершаются в совершенно иной
обстановке — в условиях бережной любви,
заботы и понимания со стороны старшего
поколения и доверия, правды со CTOPOHbI
младшего.

Хорошее «наше дело» в этой. книге ока-
зывается оторванным от действительно-
	сти; условия, в которых оно свершается, на-

думаны, лживы, поэтому и вея деятельность
ребят лишается правдивости.

Странным нам кажется, что один из луч-
ших детских писателей Л. Кассиль в сво-
ей статье о книге Ю. Сотника («Литератур-
ная газета» от 31 мая 1947 г.) не пишет об
основной ошибке автора. Кассиль справед-
ливо критикует бледную обрисовку харак-
теров ребят, правильно говорит, что в книге
измельчена тема, нет образных обобщений,
но он не видит, что коренная причина это-
го таится в фальшиавом раскрытии нашей
действительности, жизни коллектива де-
тей, взаимоотношений с окружающим миром.
Следствием этой фальши является и сниже-
ние большой интересной темы, и антипеда-
гогичность книжки, и отсутствие воспита-
тельного значения. Именно потому, что
Ю. Сотник —молодой писатель, на эти серь-
езные недостатки надо было указать в пер-
вую очередь.

Книга служит у нас формированию дет-
ских характеров. В своей статье «Литерату-
ру — детям» М. Горький писал: «Дети дол-
жны быть более культурны и еще более ак-
тивными, чем их родители, — основополож-
ники нового мира». Поэтому книга должна
учить детей и патриотизму, и правильному
отношению к семье, школе, культуре тру-
да. А в книге’ Сотника все советские поня-
тия о семье и школе, о труде перевернуты
вверх дном и могут внести только путаницу
	в сознание детей.
Hanexna ПАВЛОВИЧ.
	3 кривом зеркале
	Вниманию читателя предлагается такая
сценка из детской жизни: ребята решили
своими силами восстановить разрушенную
немцами школу. За бревнами они идут в
лес, к завалу. Возникает опасение, что за-
вал минирован (а мы все знаем реальность
такой возможности в бывших прифронтовых
местностях). Предводитель ребят Оська, ©
котором холят слухи, что он бегал из Сверд-
ловска на фронт и там взорвал танк, «пре-
зрительно» фыркает: «Готовых бревен тебе
никто не даст, а пилить живые деревья
нельзя», и предлагает бросить жребий, ко-
му итти вперед, прокладывая товарищам
путь.

Возражает один Яков, но всем ребятам
уже хочется совершить подвиг в этом <а-
мом лесу, где «тысячи бойцов шли на вра-
гов».

После этого молниеносно вспыхнувшего
желания подвига начинается жеребьевка, и
жребий падает на самого младшего маль-
чика — Сашу, который «становится белым,
как бумага». Но ребят сашино душевное
состояние не смущает.

Знаменитый Оська лихо командует малы-
my: «Ну, ты, иди вперед, а мы — шагах
в двадцати, след в след».

Саша не двигался и продолжал моргать.
«Ребята, поголите!—выступил вперед Ан-
дрей. — Зачем вы его торопите, может че-
ловеку надо передать что-нибудь своим ро-
дителям, друзьям. — Но Саша только мор-
гает в ответ, не в силах вымолвить ни сло-
ва, и Андрей соглашается: — Ну, ладно!
Тогда иди. Ребята, отойдите подальше!».

И только тогда, когда измученный маль-
чуган прошептал: «Н-не могу», «Оська Мол-
ча пошел к завалу».

Эта сцена заслуживает пристального вни-
	мания. Правла ли, что наши Школьники
считают подвигом посылать младшего 4
слабейшего Ha смертельную опасность?
	Правла ли, что у них нет ни жалости, чи
чуткости, HA настоящего  товаришеского
чувства, ни нравственной ответственности,
а желание героики у них рождается от <0-
ответствующей декорации (место героиче-
ских боев), и это поверхностное стремле-
ние к героике переходит в жестокую и ци-
ничную игру?

Ben детская и юношеская наша лите-
ратура, от Гайдара до Фадеева, утверждает
противоположное. И литературные герои и
	О книге Ю. Сотника «Про наши дела»
	их прототипы (краснодонцы, Зоя} показы-
вают образцы храбрости, самоотверженно-
сти, товарищества и разумности.

Выше приведенная сценка взята из кни-
ги Ю. Сотника «Про наши дела», изданной
Детгизом. Повидимому, издательство ‘со-
блазнила актуальная, современная тематика,
— дети сами восстанавливают школу. Слов
нет. начинание прекрасное, и идея написать
0б этом книгу правильна, но правдиво осу-
ществить ее так, чтобы произведение имело
воспитательное значение, автор не сумел.

В сознании наших детей не может быть
такого положения: живое дерево рубить
нельзя, а живого младшего товарища по-
слать на минное поле можно. Такая непра-
вильная концепция характеров и быта на-
ших детей могла возникнуть только как
завершающее звено порочного круга пред-
ставлений писателя.

Если уточнить тему книги, то ее можно
определить, как победу детей над взрослы-
ми. Ю. Сотник искусственно разделил ©о-
ветских людей на два лагеря и противопо-
ставил детей взрослым. Взрослые всячески
мешают детям восстановить свою школу и
забирают собранный ими строительный ма-
териал. При этом устраивают комедию с
фиктивным появлением милиционера. Этот
враждебный мир взрослых возглавляют У
Ю. Сотника родители школьников. Их на-
до опасаться в первую очередь. Поэтому
юные строители скрывают свое начинание
прежде всего от них. Оська отдает приказ:
«Ни-в коем случае не говорить (родителям),
что перепачкались на строительстве». —

«Ага», — добавил Тимошка. — «Тот, кто
скажет, будет предателем и подлецом».
Это — мелкая, но характерная деталь

книги. В понимании сотниковского школь-
ника предатель общего дела и подлец —
тот, кто выдает родителям тайну строи-
тельства школы — хорошего, по-настояще-
му советского дела. У читателя воз:
никает вопрос, неужели родители так ту-
пы, нечутки, антиобщественны, что не могут
оценить значения подобной детской ини-
циативы? Между тем мы помним, как та-
кие же советские родители — родители
краснодонцев, например, не отговаривали
своих детей, а поддерживали их даже тогда,
когда дело касалось более серьезного И
трудного, чем школьное строительство.
Мать выведенная в книге Ю. Сотника, или
		Ответственный редактор КН. А. МИНИН.
		JJG UOODDORDOOOoODDoOORoODoODoOOOOOOoODoON dooccococooocococon
			МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ СССР
	HIRGYIL Bi
	-° ®смлезнодорожные училиша
обучения г. Москвы.
	ПРОИЗВОДИТ ПРИЕМ ЗАЯВЛЕНИЙ
молодежи для поступления в ремеслен ие. железнолола-
	Ффабрично-заволского
	Ремесленные, железнодорожные YUH ANIA
	школы фабрично-заводского обучения
	а о сев НО Вродессиям: токарей. слесарей; фрезеровщиков,
электромонтеров, связистов. помощников ман:инистов паровозов, швейников, наборщи-_
ков, пезатников, обувщиков, строителей н рабочих для текстильной промышленности.
В РЕМЕСЛЕННЫЕ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

УЧИЛИЩА ПРИНИМАЮТСЯ:
юнонти в возрасте 14—15 лет, а по отдельным п

6—17 лет, девушки в возрасте 1516 лет (с
ой илн средней школы). Срок обучения ву

рофессиям железнодорожного транспорта
образованием не ниже 4 классов началь-
чилишах 9 года.
	лы Фэо и по отдельным профессиям
учения в школах ФЗО от 6 до 12 месяцев.
иткол ФЗО обеспечиваются ‘бесплатно:
	осков екое городское управление по адресу: Рождест-
98-94, а также непосредственно в училища и школы
		В ШКОЛЫ ФЗО ПРИНИМАЮТСЯ:
юноши в позрасте 16 лет, а в строительные школы ФЗО и
железнодорожного транспорта 17—18 лет. Срок обучения в пи

В пэриод обучения учашиеся училищ и школ ФЗзо
трехразовым питанием и обмундированием.
	За справками обращаться в Москов

венка, дом 4/8. комната 15; тел. K-3-98-94,
D320.
	УЕ ИИНИНИНИНИИНИНИИ СИЕ СИС 22022222222295995557 5955752550555
	«БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ» — кинотеатр Пов»
торяого фильма.
	НЧаучно-популярный фильм «ИЗ ЗАПИСОК ВРА-
As — Наука и знание.

«ЛЕВУШКА С ХАРАКТЕРОМ» — Луч.

‹АРИНКА» — Арс.

«СВИНАРКА И ПАСТУХ» — Аврора.
	OO

«МОЯ ЛЮБОВЬ» — Экран жизни.

«ПОДКИДЫШЬ — уран.

`БОЛЫЦАЯ ЖИЗНЬ. — Баррикады.
«ТРАКТОРИСТЫ» — Октябрь.

«СЫН ПОЛКА» — Экспресс.
«ВЕСЕННИМ ПОТОК» — Молот.
«ПОХОЖДЕНИЯ НАСРЕДДИНА» — „Кадр.
«ДОЧЬ МОРЯКА»: — Спартак.

«ТАНКЕР «ДЕРБЕНТ» — Заря.
АШЕСТВ! 1Е› — Юный зритель.

«“ОСЛЕДНИЙ ТАБОР» — Таганский ПКиО.
	о Коммут. 80. Отдел крестьянской
рабочей молодежи К 3-13-45 в доб. по
	TO вкоммут. 162.
eee ane =

«ЛЕНИН В ОКТЯБРЕ» — Мир.

«ЛЕНИН В 1918 ГОДУ» ‚— Уран.

«РУМЫНИЯ» — Метрополь. Новости дня. Наука
и зпанне, Хроника.

Новый худож. чехословацкий Фильм «ЛЮДИ
ЕЕЗ КРЫЛЬЕВ» — Центральный, Форум,
Ударник, Художественный, Шторм. Родина.
Колизей. Москва, Татанский, Орион. «Эрми-
таж», Ленинградлекий ПКиО. Театр кияоак-
тера. ЦПКиО им. Горького. Динамо. кино-
театр «ЗИС», Перекоп, Метрополь, Соколь-
нический ПКиО.

«ЗОЛУШКА» — Метрополь, Мир, им. Ш Интер-
надионала.

«СОЛИСТКА БАЛЕТА» — Диск.

`‹НОРССТИ ДНЯ» № 32, «СОВЕТСКИЙ СПОРТь
№ 5 киноочерк — «ГАЗОПРОВОД САРАТОВ—
МОСКВА» — кинотеатр Новости дня, Хро-
ника.
	ел информации К 3-13-45 п поб.
	к ^^ д ОМУТ. *.135 Отдел - рабочей
коммут. 97. Отдел об’явлений К 4-18-45 я доб.
	APEC РЕЛАКЦИИ` Потаповский cep. 8, (со стороны ул. Чернышевского, ул, Кирова и Чистых прудов). ТЕЛЕФОНЫ: коммутагор К 0-15-80 до К 0-15-85. Дежурвый технический секретарь доб. по коммут. 47. Отде:
молодежи доб. по коммут. 79 Отдел пропаганды доб. по коммут. 29. Отдел комсомольской жизни К 3-13-45 и доб. по коммут. 80. Отдел учащейся молодежи деб. по коммут. 80. Военно-физкультурный отдел доб.
коммут. 80. Отдел культуры К 4-68-56 и 106. по коммут. 79. Отдел писем — К 4-68-56 и доб. по коммут. 79. Телефонограммы — К 5-97:54. Отдел художественной иллюстрации доб. по коммут. 9;
		Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8.