Вторник, 22 июля 1947 г., № 89 (786).
	Всесоюзный парад Физкультурников в
	Москве, на стадионе «Динамо». ПА
СНИМКЕ: учащиеся суворовских учи-
	лищ.

Фото А. Гусева и И. Егорова,
		московских
		Осесоюзный парад изкультурняков
		На ковре возникают юрты... Выступает
	делегация  физкультурников Киргизской
CCP. Девушки в оранжевых одеждах с
изяществом исполняют национальные гим-
настические упражнения, а юноши в го-
лубых шароварах, выбежавшие из юрт,
показывают в своих движениях удаль И
ловкость стенных джигитов.
...Взвиваются зеленые шелковые стяги,
и казжетея, будто лее выроб перед  глаза-
	детвора стайками выбегает от Южной три-
буны к центру юля, и сразу все оживает,
все приходит в движение. Над стадионом
звучат звонкие голоса привета товаришу
Сталину.
	На трибунах вепыхивает буря рукопле-
сканий, когда 1600 юных физкультурни-
ков, рассыпавшихея по всему полю, ©
легкостью и быстротой выполняют слож-
ные упражнения и построения. Десятки
TbICAY [143 © восхищением наблюдают за
чудесными превращениями на стадионе. На
зеленом ковре внезапно появляются жи-
вые клумбы, и внутри каждой из них
юные исполнительницы совершают плав-
ные движения. Проходит мгновение, и на
поле вырастает пионерский лагерь © па-
латками.
	А в это время сзади на помостах сража-
ютея юные боксеры, борцы, фехтовальщци-
ки. Прыгуны подскакивают ввыеь и, упав,
как резиновые мячи, на растянутый бре-
зент, снова подскакивают. Счастливая пора
детства! Уже в эти ранние годы прививает-
ея в нашей стране любовь к спорту и, кто
знает, сколько среди выступающих сейчас
ребят булущих рекорлеменов.
	Изменяется темп музыки, и вдруг © не-
постижимой быстротой меняется рисунок
на зеленом ковре. Мы видим составленную
из маленьких фигурок цифру 800 — юби-
лейную дату столицы. В центре стадиона,
как раз напротив Северной трибуны, обра-
зуея широкая аллея, окаймленная зеле-
ными гирляндами. По этой аллее бегут к
правительственной ложе мальчик и девочка.
В их руках — огромные букеты цветов.
	Латышские физкультурники демонстри-
руют серьезные достижения в спорте, ко-
торый только при советской власти стал в
республике достоянием всего народа. На
стадионе вместе со студенткой Ремайне вы-
ступают стахановка Лепайского судоремонт-
ного завода Шнейдерс и ‘крестьянка Ay-
зеня.

Живая пирамида у трибун воспроизво-
дит герб Советской Латвии. Теплое nposo-
	ткали для физкультурного праздника вели-
коленные ковры благородных темноалых
цветов. С этими коврами выходят на поле
стройные юноши и девушки республики
овцеводов и хлопкоробов. Художественные
гимнастические упражнения  физкультур-
ников вызывают живые отклики одобре-
ния на трибунах. Проходит минута, и В
центре геометрически точных, словно Ha-
чертанных циркулем, кругов начинается
«кураш» — туркменская национальная
борьба. В длинных халатах и белых 0а-
рашковых шапках борются  одиннадцати-
летние Байрам Наязов и Нуры Мордгиль-
диев, ученики четвертого класса одной из
ашхабадеких школ. Они уже третий раз
участвуют во Всесоюзном физкультурном
параде,

Спортемены славного города-героя Ленин-
града прислали в Москву на праздник
студентов прославленной школы  буду-
щих руководителей и мастеров советекого
спорта — Государственного ордена Ленина
и ордена Трудового Красного Знамени Ин-
ститута физической культуры имени Лес-
гафта. Тренещут  бело-синие спортивные
знамена, выстроившиеея шелковой сте-
ной, алые стяги с пламенеющей цифрой
«ХХХ». (0 веех сторон стадиона на сере-
дину поля выбегают сотни  спортеменов,
создавая плотно сомкнутые  концентриче-
ские круги. Каждое их движение, отточен-
ное и предельно завершенное,  свидетель-
ствует о высокой технике, свободном и
уверенном мастеретве. Перед зрителями
гармоничная музыка движений — и в
художественной гимнастике, и в сложных
упражнениях на высоких перекладинах и
брусьях.

...И снова берут старт бегуны. Бег на
3.000 метров < препятствиями привлек пер-
воклассных легкоатлетов — Станислава
Пржевальского, Александра Пугачевекого,
Алексея Тюленева, Владимира Казанцева,
Григория Ермолаева и других. На пути
		жаемые, латышекие спортемены покидают   уи. На поле — физкультурники Карело-
	Финской ССР. Юноши — лесорубы, рыба-
ки, рабочие, колхозники, интеллигенты —
показывают упражчения, имитирующие
толкание ядра. Грациозны,  пластичны
вольные движения девушек со спортивны-
ми мячами.
	Бурными рукоплесканиями встречают
зрители советеких  штангиетов,  принес-
ших нашей Родине новую спортивную сла-
ву. Среди них — чемпион Советского
Союза, Европы и веего мира москвич Гри-
горий Новак, чемпион СССР и Европы
киевлянин Яков Куценко, выдающиеся
гиревики ереванец Серго Амбарцумян и
‘ленинградец Алексей Жижин. На специ-
альном помосте они демонстрируют толчок
левой рукой и двумя руками, жим — ма-
стерство, равного которому нет во многих
странах. мира. Полутяжеловее Новак вы-
жимает 139,5 килограмма, и судьи фик-
сируют новый всесоюзный и мировой ре-
корд! Куценко, выступающий в тяжелом
весе, в толчке двумя руками показывает
174 килограмма — также новый рекорд
СССР и мира. Это — подарок популярных
тяжелоатлетов Всесоюзному дню физкуль-
турника.
	Цвет Южной трибуны, словно по мано-
вению волшебного жезла, стал желтым. И
тотчае фанфарный марш возвестил о вы-
ступлении физкультурников одного из
самых молодых по стажу и по возрасту
его членов спортивного общества «Трудо-
вые резервы». Молодое поколение рабоче-
го класса — шесть тысяч ребят и деву-
шек— крепких, мускулистых, загорелых.
Чудесная молодость нашей страны! Сколь-
ко изобретательности в выступлениях
юных воспитанников ремесленных YyUH-
лиш, будущих мастеров и  стахановцев!
Красивые линии физкультурниц, одетых
в яркие оранжевые наряды, неожиданно
превращаются в голубое поле  васильков.
Трансформация происходит незаметно —
цвет платьев меняется одновременно Y е0-
тен девушек. И сразу же возникают  де-
сятки движущихся кругов.
	Под барабанный бой на зеленый ковер
вступают стройные ряды юношей. Внуши-
= зрелище! Упражнения с гантеля-

Движения настолько ритмичны, что
а будто Bee юноши связаны единой
нитью. Небольшое перестроение — и пе-
ред вами гигантское поле  колосящейся
пшеницы. Через мгновение оно превра-
щается в старинное ристалище — выету-
пают боксеры, фехтовальщики, гимнасты,

На гаревую дорожку выехали велосипе-
	диеты в разноцветных майках — замеча-
	тельные советские гонщики, победители в.
	кроссах, в соревнованиях на Шоссе и на
треке — Вениамин Ватаен, Игорь Иипо-
литов, Дмитрий Соловьев, Алексей  Кон-
драшков, Иосиф Пампие, Сергей Вершинин,
Николай Михайлов, Федор Тарачков и дру-
гие.

Гонка с выбыванием вызвала живой
интерес. После каждого круга финиширо-
вавший последним прекращал  дальней-
шую борьбу. Победителем вышел Батаен.

Спортемены Таджикистана —— страны
гор и плодородных долин — принесли К
центру стадиона громадную коробочку
хлопка — символ богатства республики.
Черные от загара юноши в светлоголубых
шароварах, малиновые блузки и зеленые
шаровары девушек создают яркую гамму
цветов. Мужчины демонстрируют искусет-
вв владения клинком. В огромном кольце
девушки образуют шесть радужных лучей,
тянущихея от хлопковой коробочки. Мы
видим в их руках зрелые оранжево-жел-
THE персики, и в плавных, грациозных
цвижениях чудится, что здесь, на москов-
ском стадионе, выросли сады Таджикиста-
на. Выступление этой делегации заканчи-
вается сложной пирамлдой — звездой, в
центре которой хлопковая горка.
	Искусные туркменские мастерицы со-
		стадион, неся перед собой гигантское зна-
мя © портретом товарища Сталина.

Поле стадиона быетро превращаетея в
гимнастический зал. Появаляютея популяр-
ные гимнастические снаряды — парал-
лельные брусья, конь, кольца. Начинают-
ся соревнования сильнейших гимнаестов.. На
красном ковре под аккомпанемент музыки
мастерски проделывает вольные движения
москвичка Антипае. Размеренная, плавно
льющаяся мелодия украинской песни ‹9-
провождает выступление чемпионки стра-
ны — украинской гимнастки Лидии Крас-
ненко. Аплодисментами награждают зри-
тели выступления на брусьях грузинекого
мастера Николая Токайшвили и чемпиона,
CCCP москвича Владимира Белякова. Чем-
пион СССР москвич Владимир Лаврущенко
и армянский мастер спорта Грант Шагинян
соревнуются на гимнастическом коне. Вот
они сделали пятнадцать кругов, девятнад-
цать, двадцать один... Победил Лаврущен-
ко, сделав сорок кругов. Судьи дали высо-
кую оценку всем выступавшим,

Три тысячи студентов московских выс-
ших учебных заведений, соблюдая идезль-
ное равнение, приближаются к Северной
	Всесоюзный парад физкультурников в
СНИМКЕ: учащиеся нахимовских учи-
лищ.

Фото А. Гусева и И. Егорова.
		гах. Затем все группируются у огромной
стальной конструкции и сооружают круг-
лую пирамиду в несколько ярусов. Ha ee
вершине взвивается алый флаг.

— Великому Сталину. — слава!

Большой успех выпад на долю физкуль-
турников Узбекистана, начавших показ
своих спортивных достижений под звуки
национального инструмента —  карная.
Они выступают в ярких национальных
костюмах. Искусное исполнение упражне-
ний, создающих рисунок хлопковой коро-
бочки, и пластические движения девушек
с шарфами встречаются дружными руко-
плесканиями.

Полукружиями, квадратами,  ромбами
выстроились студенты Центрального орле-
на Ленина института физической культу-
ры имени Сталина. Сколько знаменитых
мастеров, вписавших новые цифры в таб-
лицы рекордов, вышло из стен этого учеб-
ного заведения! Сколько отважных солдат,
офицеров, партизан — защитников нашей
Отчизны в дни Великой Отечественной
войны дал Институт имени Сталина. Ты-
сячи преподавателей спорта, раз’ехавших-
ся по всей стране, подготовлены в этой
кузнице физкультурных кадров. Темпера-
ментно работают фехтовальщики, демон-
стрирующие мастерстве владения холодным
оружием, на высоком турнике двое гимна-
стов крутят «еолнце», на ста парах лег-
ких параллельных брусьев слитно, как
один человек, работают десятки юношей
и девушек, демонстрируя красоту и силу
человеческого тела. Затем все участники
выступления выстраиваются гигантским
квадратом, окаймленным изгородью цветов.
«Родному Сталину — слава», — pasiaer
ся возглас, и живой квадрат превралцается
в пветной портрет И. В. Сталина. Яркое,
  незабываемое зрелище!

Против центра Северной трибуны на
‘ковре появляются передвижные белые щи-
ты © корзинами-сетками, и тотчас начи-
`нается баскетбольный матч. Играют сбор-
ные команды Москвы и Грузии. В их co-
ставе восемь игроков являются учаетни-
	ками сборной команлы СССР, завоевавшей
недавно первенство Евроты по баскетболу.

Вю время матча на стадион со стороны
Южной трибуны вбежал марафонец в го-
лубой майке о № 2. Это — ленинградец
Василий Гордиенко. Соперниками у него в
марафонском беге на 42 километра 195
	метров были чемпион СССР Яков Пунько,
рекордемен страны Феолосий Ванин, за-
служенный мастер спорта, старейший лаг-
коатлет 57-летний Михаил Годин и еще
31 бегун. Гордиенко покрыл дистанцию в
2 часа 37 минут. Это — на 2 минуты 15
секунд лучше всесоюзного рекорда. Зрите-
ли тепло приветствовали нового чемпиона.

..Жаждая союзная реслублика блистала
на этом чудесном празднике чем-нибудь
своим, оригинальным, самобытным. В вы-
ступлении делегации Армении запомнилась
пирамида, от которой гимнасты расхоли-
	(Окончание см. на 3-й стр.)
	(Продолжение. Начало см. на 1-й стр.)
	Снова звучат слова команды, и в нэ-
ступившей тишине фанфаристы дают сиг-
нал к началу торжественного марша. Перед
Северной трибуной, где находится прави-
тельственная ложа, проходят спортивные
делегадии, прибывшие в Москву ©0 всех
конпов великого Советского (С9103а.
	Они пришли к сегодняшнему праздни-
КУ с новыми успехами в развитии совет-
ского физкультурного движения, которое
охватывает всё более широкие народные
маесы. Советекий спорт, добившись на Po-
дине высоких достижений, смело выходит
на международную арену. Наши штанги-
сты, легкоатлеты, борцы, баскетболисты,
боксеры и шахматисты одержали в послед-
нее время ряд серьезных побед в соревно-
ваниях на первенство мира и Европы. 3а-
кончившееся недавно соревнование на пер-
венство Европы по штанге принесло совет-
скому спорту подлинный триумф. Наши
тяжелоатлеты получили на этих соревно-
ваниях пять золотых, четыре серебряных
й три бронзовых медали, завоевав общее
первое место. Пять советских спортеменов
стали новыми чемпионами Европы 10
штанге.
	Недавно Совет Министров ССОР поста-
новил учредить медали и жетоны для на-
граждения советских спортеменов за епор-
тивно-технические достижения. Это поста-
новление явилось новым свидетельством
огромной заботы и внимания, которыми ок-
ружает физкультурников советское прави-
тельство.

.. Торжественный парад открывает го-
ловная колонна. Группа физкультурников
несет громадный, блещущий золотом, рель-
ефный герб СССР. Колонна проносит госу-
дарственные флаги шестнадцати союзных
республик, портреты Ленина и Сталина,
руководителей партии и правительства,
знамена спортивных обществ.

Первой идет делегация физкультурни=
ков Российской Федерации, самого много-
численного отряда советекого спорта. Вы-
соко над головами — алый бархат, на ко-
тором начертаны слова Государственного
гимна Советского Союза:
	«Союз нерушимый республик
свободных
Сплотила навеки великая Русь».

Сыны и дочери великого русского на-
pola проходят мимо трибун четким, уве-
ренным шагом. Тысячи гостей любуются
молодыми спортсменами, их блестящей вы-
правкой, здоровьем и красотой.

Мерно колышется лес многоцветных зна-
мен. Идут спортсмены Украины... Девуш-
ки в ярких платьях и юноши в костюмах
с расшитыма сорочками вызывают всеоб-
щее восхищение. В их руках `— транспа-
ранты, символизирующие богатства Украи-
ны: хлеб, металл, уголь.

Украинскую делегацию сменяют моло-
дые белоруссы. Они движутся геометриче-
ски строгими  прямоугольниками. Впе-
рели колонны =— огромный портрет
товарища Сталина, увитый живыми цве-
тами.

Льются мелодии любимых песен совет-
ского народа.
	релоруссов сменяют спортемены Узбе-
кистана, Казахстана, Грузии, Азербайджа-
на, Литвы, Молдавии, Латвии, Киргизии,
Таджикистана, Армении, Туркмении, 9сто-
ний, варело-Финской ССР... По кругу ста-
диона маршируют загорелые юноши и де-
вушки в ярких национальных костюмах.
Проходя мимо Северной трибуны, они 06-
ращают свои взоры туда, гле находится
великий Сталин. человек, которому моло-
дежь обязана евоим счастьем.
	3a делегациями спортеменов союзных
республик движутся колонна школьников
гор. Москвы, атлетически сложенные физ-
культурники спортивных обществ  проф-
союзов, популярных в стране клубов «Ди-
намо» и «Спартак». Они несут флаги с
портретами товарища Сталина, руковоли-
телей партий и правительства. Торжест-
венный марш замыкает колонна епортеме-
нов Вооруженных Сил СССР. Ит юные
суворовпы, неся перед собой алый штан-
дарт с изображением великого русского
полководца. Впереди физкультурников-на-
химовцев — Ha белом знамени © голубой
полосой моря — портрет прославленчого
адмирала. Чеканят шаг спортемены ЦДКА,
Военно-Воздушных сил. Товариш Сталин
приветствует славных воинов Советской
Армии поднятием руки.

Парад окончен.

Еще не успели омолкнуть мелодии тор-
жественного марша, как огромным полем
стадиона завладели дети. Честь открыть
мотр спортивных достижений выпала са-
мых Юным спортсменам — московским
школьникам.

Зеленый ковер в мгновение заполняют
сотни мальчиков и девочек в алых пионер
ских галстуках. Веселая, жизнерадостная
	Всесоюзный ‘парад физкультурников в Москве, на стадионе «Динамо». НА СНИМ-
КЕ: выступление юных физкультурников, построивших фигуру «800 лет Москвы».
		Фото Н. Грановского (ТАСС).
Москве, на стадионе «Динамо». НА
СНИМКЕ: головная колонна делегации

РСФСР.
Фото А. Гусева и Й. Егорова.
		бегунов — 57 препятствий, в том число
яма с водой. Первым рвет финишную лен-
ту заслуженный мастер спорта Пугачев-
ский, вторым — чемпион страны Прже-
вальский. Стометровка. Соревнование са-
мых быстрых. У женщин забег на эту
дистанцию возглавляет и выигрывает чем-
	пион СССР и Европы Евгения Сеченова, у
мужчин — чемпион СССР и Европы Нико-
лай Варакулов.

Словно степной ураган, на стадион вры-
вается новая группа юношей и девушек.
Они вращают в руках серебряные шаро-
вые штанги и желтые булавы. Девушки
одеты в красные платья е желтым и в
зеленые камзолы, юноши — в еветлоси-
них шароварах. Это — спортсмены Казах-
стана. Они воспроизводят поток свинца и
меди — богатства’ недр республики. В
плавном степном танце кружатся две
группы девушек с длинными косами, в
легких . восточных костюмах. Мастерски
«работают» гимнасты на двойных лоннин-
	Всесоюзный парад физкультурников в Москве, на стадионе «Динамо». НА СНИМ-
КЕ: выступление студентов московских вузов.
		Фото Н. Грановского (ТАСС).
	трибуне. Быстрое, незаметное движение, и
вся эта’ громада образует десятки квадра-
тов. В центре каждого из них демонстриру-
ются акробатические упражнения.

Ритмично и ловко выполняют  одновре-
менно на брусьях и турниках, расположен-
ных по диагонали всего поля, сложные уп-
ражнения 140 юношей и 140 девушек. Их
гибкие мускулистые тела легко взлетают
В ВОЗДУХ.
	Учащиеся высшей школы, демонстри-
рующие сегодня свои спортивные дости-
жения, — будущие конструкторы, врачи,
агрономы и юристы. Они недавно успешно
закончили экзаменационную сессию.

...Отудентов сменяют легкоатлеты. На
семи гаревых дорожках расставлены барье-
ры. Проводится бег для женщин на 89
метров. Всесоюзный рекорд в этом сорев-
новании — 11,6 секунды — принадле-
жит участнице соревнования  москвичко
Марии Барыловой. Сегодня у нее очень
сильные соперницы — представительница
Российской Федерации чемпионка страны
Валентина Фокина, заслуженные мастера
спорта грузинка Елена Гокиели и моск-
вичка Галина Турова. Победила Фокина.
Ее результат лишь на одну десятую се-
кунды ниже рекорда. Мужчины бегут на
110 метров. Здесь несколько известных
легкоатлетов во главе в чемпионами СССР
Сергеем Кузнецовым, Иваном Анисимовым
и Петром Денисенко, рекордеменом Ива-
ном Отепанчонком (его рекорд — 14,6 ce-
кунды). Забег выиграл Степанчонок.
	Под звуки стремительного танца «Мол-
дазвацеску» в быстром чемпе начинает по-
каз своих спортивных достижений делега-
ция Молдавии. Вее в непрестанном дви-
жении — так можно охарактеризовать
выступление юных молдаван. Очень эф-
фектен «сбор винограда», продемонстриро-
ванный девушками. Закончены уборочные
работы на плодородных землях возрожден-
ной республики, и вот уже юноши и де:
вушки закружилиеь в вихре танца...
	Взоры всех собравшихоя обращены к этим
двум малышам. OT имени пионеров и
школьников Москвы они вручают товарищу
Сталину цветы.

Сегодня места нь Южной трибуне предо-
составлены участникам праздника. В руках
У спортоменов цветные щиты, ими €03-
дается фон, своеобразный театральный зад-
ний занавес. Сейчас Южная трибуна емени-
ла оранжевый цвет на зеленый — выету-
пает делегация Эстонской ССР. Легки и
грациозны вольные движения девушек в
белых шелковых костюмах. Упруги и плав-
ны упражнения юношей © байдарочными
веслами. Одно из упражнений образует
восьмерку — распространенный вид ака-
демической гребли, в которой мололежь
Эстонии добилась больших успехов. В за-
ключение своего выступления  эстонекие
физкультурники образуют фигуру, напо-
минающую корабль. над которым взвива-
ются гирлянды флажков.

На стадион вступают под звуки нацио-
нальшюй музыки спортсмены Литвы и, Ka-
жется, что перед нами огромные, сказоч-
но-яркие тюльпаны. Девушки, одетые в
золотисто-оранжевые платья, образуют хо-
ревод. Вместе с юношами они делают слож-
ные гимнастические упражнения. Ма род»
HOM языке литовские физкультурники про-
возглалиают здравицу в честь товарища
Сталина.
	Красочные знамена у Южной трибуны
воспроизводят синие балтийские воды. Зву-
ки музыки напоминают морской прибой.
Ветер надувает паруса яхт, и мы видим,
как, слвягаясь, они образуют слово «Лат-
вия». Две шеренги из полутораста деву-
шек в голубых платьях то наклоняются, то
выпрямляютея, создавая впечатление мор-
ской волны. В едином ритме взлетают и
опускаются сто пятьдесят серебристых бу-
пав. Спортсмены показывают гимнастиче-
ские упражнения. Свободно и непринуж-
денно исполняют они сложные номера пар-
терной акробатики.
			Бсесоюзный парад физкультурников в Москве, на стадионе «Динамо».
культурников.
	СНИМКЕ: выступление делегации белорусских физ-
Фото А. Гусева. и И, Егорова.