Вторник, 5 августа 1947 г., № 95 (792).
	начинается земля,
Как известно, от Кремля.
В. МАЯКОВСКИЙ
		здесь началась
Москва,
	ТЯЖЕЛОЕ для Руси время родилась Мо-

сква; (Со всех сторон угрожал ей враг—
за Серпуховом, со степного Юга, где рыс-
кали кочевые орды; с чужеземного Запада,
полки которого стояли в какой-нибудь сотне
верст от Можайска. Разрозненная на
мелкие уделы русская земля пылала огнем
междоусобиц. Уже в 1177 году пламя по-
жаров взметнулось над рекой. Кровь и огонь
обагрили тихие воды. С тиканьем кинулись
на приступ Москвы орды половцев, приве-
денных соседним рязанским князем.
	Ho ушел враг, и снова застучали топоры.
	Под рубиновым
созвегдщем
	[90 ленинских знаменем, под водитель“.
ством Сталина пришел к великой побе-
	ле советский народ. Снова зажглись огни №-
секвы. Возвращалась мирная жизнь. Й
	сквы. Возвращалась мирная жизнь. Й
снова началась та большая работа по пе-
реустройству всей страны и ее столицы,
которую прервала война. Опять вспыхнуло
над городом рубиновое созвездие Времля.

В 1935 году вместо фигур орлов, pac-
пластавших свои крылья, над Иремлев-
скими башнями были укреплены пяти-
конечные звезды с гербом CCCP. Пять
звезд день и ночь рубиновым пламенем го-
pat Hag ИАремлем, над древними башнями
и новым городом. Они указывают летчикам
путь 5 столице.

На под’ем этих звезд вызвали в Москву
лучших верхолазов. Они уже собирали
огромные перекрытия Челябинском трак-
торного завода, подымали радиоантенны,
монтировали высокие арки волжеких мо-
стов. Но котла верхолазам показали свер-
кающие, без малого четырехметровые звез=
ды, которые надо было укрепить на шпиз
лях старых башен, призадумалиеь даже
самые опытные сборщики. Ведь они при-
выкли иметь дело с металлом и деревом,
огромными, тяжелыми, но прочными KOH-
струкциями. А тут перед ними были or
ромные звезды из сплошного стекла с поз
золотой на каркасе,

Каждую звезду подымали целиком. Соби-
рать их наверху было бы невозможно. В
узкие бойницы крепостных башен выдви-
нули массивные стальные балки. Они вн-
тянулись вокруг башен, как спицы крутом
оси. На балках укрепили высокие сталь-
ные краны, Они стояли на большой вы-
соте, и их стрелы, стальные руки, подые
мающие конструкции, оказались на вы-
COTO крыши  шестнадцатиэтажного небо-
скреба. На узеньких площадках, где было
не большо места, чем на биллиардном ето-
ле, бережно работали верхолазы. Они не
позволяли себе дотронуться до звезд голм-
ми руками и обертывали пальцы ватой. А
звезды перед под’емем тоже окутали ватой,
обшили ситцем.

Й тихим сентябрьским вечером 1935 го-
да монтер включил ток. Зажглаесь первая
звезда. Первые звезды установили на баш-
нях у берегового мыса — Боровицкой и
Водовзводной. А десять лет назад, в канун
славного поаздника ХХ годовщины Октяб-
ря вспыхнули все пять звезд.

«Их свет далеко и уверенно светит. Го-
ворят, что эти звезды видпы со всех кон-
пов Москвы. Говорят еще, что они видны
чуть ли не со всех концов Советского
Союза» (В. М. Молотов). т

Опять, как и в предвоенные годы, ви-
дим мы, вокруг шатров, на башнях и купо-
лах соборов ажурные металлические «ле-
са». Уже сверкают живыми красками древ-
ние камни п покрытия Водовзводной и с0-
седних с нею береговых башен. Густым 30-
лотом сияют купола старинных соборов.

«Нам придется теперь заново писать ис-
торию русского искусства», —сказал нам
архитектор, руководящий реставрационны-
ми работами, невиданными по своему ши-
рокому размаху и скрупулезной ‘точности.
Совсем недавно на памятнике ХУ века,
казалось бы изученном до конца, на па-
мятнике, потемневшем от времени, под
осторожно снятыми тремя слоями, откры-
лось древнейшее письмо ХШ века. Так из-
под иноземных надстроек и записей по вее-
му Иремлю выступают памятники само-
бытного искусства, созданного ORME pyc-
ской земли;

ee
= +.

Утро встает над столицей. Солнце золо-
тит шпиль Кремлевского дворца, маковки
средневековых соборов. Город просъышает-
ся, начинается трудовой день.

Первый гудок речного трамвая гулко
прокатывается под сводами огромного мо-
ста. Ему вторит троллейбус, мчащийся
по эстакаде над набережной. Трамваи, пя-
титонки, лакированные автомобили бегут
по широкому полотну моста. Он взлегел
над поднявшейся водой прямой, как стре-
ла, просторный и мощный проспект над
рекой, Большой Каменный мост.

Восемь веков стоит великий город.
Он живет, растет, крепнет на наших
тлазах. И в центре его, в центре всей
страны, как сердце в теле богатыря, наш
Кремль. На весь свет слышен его голос—
голое правды и мудрости. Великим маяком
нового мира высится над рекой древняя
креность восьми веков, храня путь поко-
лений минувших, озаряя наш ясный и
светлый путь в грядущее.

К ней обращены взоры миллионов IWS
дей, знающих и верящих в евет, который,
как великая заря, идет с востока:

Евг СИМОНОВ.
		* Снова стекалея из лесных убежищ народ.
Терпеливе и упорно рубил он на пепелище
. J KBO3b
«Прили ко мне, брате в Москов!»   ВоВые хоромы Прокладывал дороги ск
	LSE суздальский князь Юрий Владими-
рович Долгорукий приглашал на пир своего
союзника черниговского князя Святослава
Ольтовича. Здесь впервые было названо в
истории имя -— Москва. Тогда она была не-
большой усадьбой, пограничной _ заставой
суздальских князей. Вся она не заняла бы
и одной десятой нынешнего Кремля.
	Но из этого крохотного поселения, как
могучий дуб из жолудя. вырос многомил-
ионный город.

Далеко ушли от нас эти века. Но дале-
кая старина живет в названиях улиц, ило-
щадей, в исторических памятниках Mo-
сквы. Залитые асфальтом, ярко освещен-
ные улицы мы называем Неглинной, Полян-
кой, Болотной, Черногрязекой, Моховой. Но
эдесь ведь не увидишь ни кусточка мха,
ни болот, ни полян, ни кусочка глины,
	Эти названия прожили не одну сот-
ню лет. В битвах и пожарах падали
крепостные стены, взлетали на воздух
огромные башни, превращались в пенел
целые города, но названия пережили века
и, как свидетели давно минувших дней,
живут они в новой сталинской Москве.
	..О высокой арки Большого Каменного
моста открывается весь Кремль, раскинув-
шийся на холме вдоль реки. Горят на солн-
це рубиновые звезды. ПШлешутся алые
флаги. Гордо стоят древние башни, пере-
жившие: века. Вдоль берега встали дозором
древние стрельницы: ступенчатая пирами-
да Боровицкой башни, острый шатер Во-
ловзводной, каменный столи Беклемишев-
ской, замыкающей береговые укрепления.
Над зубчатыми мерлонами боевой стены
желтеет ‘фасад Большого Кремлевского
дворца, играют на солнце купола восста-
навливземых в их первозданной прелести
ссборов. Кремль! Далеко за пределами на-
	Gop. заселял места окрест кремлевского хол-
ма. Большое будущез открывалось перед
новым городом, который поднимался на
скрещенин путей, перепутье лнепровекого.
юга и Смоленской земли с Верхней Волгой.
Он встал в самом сердце земли русской.

Но проходит не менее полувека, пока
Москва, в начале ХИ столетия, становится
стольным градом. Лишь через несколько
цоколений после Долгорукого поселилея в
городке над холмом родоначальник москов-
ских князей Дапиил. 0 его княжении до
сих пор напоминают нзм имена Данилов-
ского монастыря, площади, рынка.
	В АШ веке докатилась до Москвы крова-
вая лавина татаро-монгольских полчищ. В
1231 году войска хана Батыя вырезали
весь город: «люди избиша от старца и до
грудного младенца». Это было местью за
храброе сопротивление малолюдного гарни-
зона многогысячной. Орде. «Где прошел Ба-
тый — сто лет трава не растет». Так го-
ворил народ. Но Москва росла быстрее тра-
вы. Она поднималась из пепла, как сказоч-
кая птица Феникс. Она ширилась и 0б-
страивалась.
	При великом князе Московском Иване ва-
лите сносят стены из смолистой горючей
сосны. В 1339 г. «заложен град Москва
дубов». 06 этих укреплениях напомнили
находки, обнаруженные лет сто назад. Рас-
чищая основание для Большюто Времлев-
ского дворца, землекопы наткнулись на ду-
бовые брусья огромной толщины,

Пожар, столь страшный для сплошь де-
ревянного города, обращает Москву в пе-
пел. Надо ставить каменные стены, ре-
шает князь Дмитрий, и весной 13617 г. со-
бранные в Москву мастера каменното дела
выкладывают первое звено добротной и вы-
сокой CTOHBI.
	Здравствуй, именитая! Сердну ты близка,
Золотом прошитая, Красная Москва!

Поднялась ты, светлая, мрак пробив кры-
	А над ним, былинами думы окрыля,
Зацвели рубинами пять огней Кремля.т
Ты в поре цветения. Ты нам всем 6.
	лом, —

7 Ты — сердцебиение всей страны, Москва!

Мрамором и деревом, сталью и стеклом.

Отгремев походами, мир и труд любя Рвутся все народности мыслями к тебе,
. ’ ма oe

Фабрики с заводами встали вкруг тебя. Город светлой гордости, выросший в борьбе.

Вести в мире слышатся — ты чудес полна: Песнями прославлена, всем сердцам

У Кремля колышется волжская волна. близка —
		И в ночь на третье ноября оплот воюру-
	женной контореволюции пал. Аремль занят
	большевиками.

Москва снова стала столицей, теперь
столицей первого в мире советского rocy-
дарства.

10 марта 1918 г., минуя вокзал, е плат-
формы у Московской заставы Петрограда,
отошел поезд © потушенными огнями. ©9-
ветское правительство переезжало в Мос-
‘RBY.

Ленин, войдя в Кремль, был в припод-
HATOM настроении, взволновам, вернувшись
з древний руеский город, где он не был
столько лет. И в эти трудные для молодой
советской республикл дни Фенин находит
время позаботиться о памятниках русской
старины.

Он обходит Кремль. Солнце играет на
золюченых главах. За рекой шумит город.
Ленин настойчиво расспрашивал, удалось
ли сохранить все ценности дворцов, Гра-
повитой и Оружейной палат, знаменитой
патриаршей ризницы. Убедившись в TOM,
что все сохранено, Рладимир Ильич по-
требовал проверить  караулы. Уходя,
он просит поднять красное знамя. И побед-
ный етяг революции взвилея над старыми
орлами, растопыривнгими огромные крылья.
	Ленин поручил немедленно заделать весе
разрушения, произведенные во время боев.
В эти дни напряженной деятельности он
находит время для осмотра памятников
русской старины. В одной из монографий
о Кремле он узнает, как при Николае I
крыльцо древнего собора превратили в фу-
ражный сарай.

— Вель вот была эпоха, — настоящая
аракчеевщина, — е возмущением сказал
Ленин. — Вее обращали в сараи и казау-
мы, им совершенно была безразлична исто-
рия нашей страны. Надо сейчас же, не-
медленно это крыльцо открыть. Смотрите,
Kakoe O10 интересное, судя по чертежу,
который здесь приложен.

Застучали ломы каменщиков, заделан-
ные окна и арки освобождались от кир-
пичей, крыльцо принимало свой первона-
чальный облик. Ленин не раз приходил на
стройку:

— Совсем иной вид, тут виден худож-
ник-архитектор, а раныше было удиви-
тельно смотреть, так не гармонировала эта
пристройка co Beem собором. А оказывает-
ся, тут не в соборе дело и не в архитек-
торе, а в Николае  , в аракчеевщине.

С дворцового «променада», по которому
любил прогуливаться Денин, открывалось
HIMpOKO раскипувшееся — Замоскворечье.
Монтажники стежюк за стежком вышивали
на светлом небе ажурную сеть Шаболов-
ской ралиобашни. Семь рабочих начали в
голодный 1919 rox сборку ee стального
каркаса. Строили без лесов. Подвешива-
лись на большой высоте почти под прямым
углом. Голодали, но работали. И вопреки
всему великоленное творение В. Г. Шухо-
ва, замечательного конструктора и почет-
ного академика, росло как сказочный бота-
тырь. «Какая красота! — говорил Ленин,
— остановившиеь у баллюстрады. — Ra-
	olech, У стены Времля, в знакомом веему
	миру здании покоится тело Ленина. Неувя-
	дающие ели встали На караул вдоль сте-
ны. Мавзолей, облицоранный черным и
серым лабрадором и красным украинским
гранитом, венчает плита карельского пор-
фира. В большом траурном зале в саркофа-
те покоится тело Влалимира Ильича
Ленина — величайшего в мире человека,
основателя большевистской партии и Co-
ветского государства. Позади мавзолея в
Кремлевской стене чернеют мраморные
плиты, золотом горят имена великих сы-
нов советского народа: Горького, Кирова,
Орджоникицзе, Менжинского Куйбышева,
Прупекой и других. Злесь могилы Свердло-
ва, Дзержинского, Фрунзе, Калинина.
	Небеса штурмующий, встал, дворцов светлей,
	Ленинский, волнующий сердце, мавзолей.
	Гибель
„великой армии“
	[ [FOU столетия, и снова зарево вой-

ны нависло над Времлем, Армия На-
полеона стояла под Москвой. Светлым
осенним днем 1812 г. русские войска по-
кидали Москву. Кремль уже опустел. Ве-
	чером город опоясало ожерелье бивуачных
ксстров, отблески пламени дрожали на ку-
полах, Жак дальние вспышки  надвигаю-
щейся грозы. Когда Кутузов увел войска
за Яузу, французы спускались к Москве-
		Светлый город Сталина — Красная Москва..;
		эдесь, в Времле, се вершины холма ко-
TOPOTO от края до края открывается вся
наша столица, живот и работает великий
Сталин, «человек через которого раскры-
вается новый мир, — говорит о нем пла-
менный французский революционер Анри
Барбюс. — Они есть центр, сердце всего
того, что лучами расходится от Москвы по
всему миру». Сталин — «величайший и
значительнейший из наших  современни-
ков». ,

С именем Сталина связана гигантекая,
невиданная в истории, поистине титани-
ческая работа по преобразованию нашей
страны. Огромный размах получили рабо-
ты по перзустройству столицы. Основой
ее стал генеральный план реконструкции
Москвы, опубликованный в 1935 году.

3a год до его утверждения градострои-
тели встретились в Времле с товарищем
Сталиным. Зодчие, инженеры, ученые жад-
ие прислушивались к каждому его слову.
Сталин говорил о том, что надо сочетать
смелую перспективу в планировке города
< исторически сложившейся Москвой, сти-
Хийню развивавиейся на протяжении восъ-
ми веков.

Юлалин подверг мудрой критике некото-
рые из предложенных проектов будущей
Москвы. Он говорил, что нельзя оставлять
Москву и впредь большой деревней. Но on
напомнил о том, что в советской стране не
может быть переуплотненных, скученных
городов, как в капиталистических  стра-
нах. В столице социалистического тосу-
дарства надо было бережно сохранить пз-
мятники, созданные народом, его вековой
культурой. Но все то, что мешало разви-
ваться новой Москве, стееняло ее, подле-
жало коренной перестройке.

Й все эти годы до войны строители под
руководством московских большевиков во-
площали в жизнь сталинский план пере-
устройства Москвы. Товарищ Сталин не-
устанно интересовался тем, как идет ре-
конструкция города. дн побывал на многих
стройках, спускалея в шахты метро, при-
езжал на стройку канала Москва-—Волга,
подымался на его шлюзы, выбирая пло-
щадку для строительства Дворца Советов и
обсуждал его проекты. Вместе с инженера-
ми товарищ Сталин отбирал образцы
гранита для набережных Москвы-
реки и Яузы. Он подавал советы строитз-
лям великолепных мостов, которые вырос-
ли Ha глазах москвичей по 0бе стороны
Кремлевского холма.
	В грозные дни Великой Отечественной
войны Сталин оставался в Москве. 19 ок-
тября 1941 года радиостанции передали
постановление Государственного Комитета
Обороны о защите столицы. Под ним етоя-
ла подпись товарища Сталина, значилось
«Москва, Кремль»...

Сталин в Москве! Сталин в Кремле! Он
среди защитников столицы. Эта весть 0б0д-
ряла народ, вдохновляла воинов: там, THe
Сталин, там победа!

В канун Октябрьской годовщины немцы
были в Рузе. Их танковые колонны продол-
жали рваться в столицу. Но в «энском за-
ле», теперь мы знаем, что это была стан-
ция метро «Маяковская», точно в назна-
ченный чае поднялся на трибуну Сталин.
Когда дежурные распахивали двери, они
ельышшали грохот зениток, сливавшийся ‘©
гулом оваций. На московском небе шел же-
стокий бой © отборными эскадрильями Ге-
ринга.
	На утро, как веегла в день годовщины
Велико Октября, Сталин поднялся на
крыло ФТенинского мавзолея. Ранняя рус-
ская зима засыпала снегом участников. па-
рада. Равняясь на Сталина, шли защитни-
ки столицы: от Красной площади на фронт,
вилотную прадвинувшийся к городу. Они
шли твердо, неся в сердцах напутетвенное
слово своего полководца,
	шей советской земли громовым эхом зву- Еще сорок лет прожила в мире и труде
чит это ©лово — бессмертное в веках. Московская Русь. Новая троза надвинулась
Вознесенная над холмом старая кре-   на нее но © Востока. де Запала. Нахлесты-
	вая коня, примчалея запыленный гонец.
Идет беда... Ольгерд Литовский тихо и
гайно перенел московский рубеж. Разбил
на Протве сторожевой полк. Ольгерд сие-
шит, зная, что князь Дмитрий не успеет
кликнуть клич, собрать свою рать. Но ухо-
дивигие в небо башни и сплониюе коль
каменных стен преградили путь врагу. Ка-
менный Кремль вырос перед чим, как чу-
до. Москвичи сидят в новой крепости, «как
за каменной стеной».

Сильный и властный Иван Ш сел в
1462 г. на московский престол, продолжая
великое дело об’ехинения родной земли. Он
возложил на себя титул великого государя
всея Руси. Иван Ш окончательно 05в0б0-
дил народ от татарского ига. Расширяя и
укрепляя русское государство, он раеши-
рил и заново отстроил древний Кремль.
	В 1508 году пюдымается вода в запруде
на Неглинной у нынешней площади Резо-
люции, и бурный поток заполняет ров
вдоль Кремлевской стены. On перерезает
все пространство нашей Красной площади
от реки Неглинной хо Москвы-реки. Вюд-
пая преграда завершила укрепления Крем-
ля. Глубокий ров выложен камнем и во вею
длину защищен зубчатой стенкой. Вода
окружила Иремль со всех сторон. Он вы-
ситея, как неприступный замок на остро-
ве. Только по спущенным мостам можно
проникнуть теперь в креностные ворота.
	пость — живая камевнзя летопись, каж-
дая страница которой повествует нам $
жизни города в веках, о жизни вели-
кого русского народа. Перед тобой, молодой
москвич, не просто древние камни. Ты
стоишь перед крепостью, стойко оборопчв-
шей родную землю. Злесь — нынешний
центр великой советской державы. И нет
человека, который, проходя по набереж-
ным, не окинет еще раз взглядом Времль.
Здесь жил и работал Ленин. Тут живет

величайший наш современник И. В.
Сталин.
	Высоко поднимается над гребнем крем-
левского холма здание Большого Времлев-
ского дворца. Лепной герб советского госу-
ларства укреплен на фасаде. В дни ©`ездов
и сессий алый стяг полощетея на высоком
флагштоке.

В Георгиевеком зале Большого ВКремлев-
ского дворна, в росписанной палешанами
и стоящей более четырех веков Грановитой
палате правительство принимает лучших
представителей советского народа. В этом
дворце выступал Ленин. Здесь избранни-
` ки народа внимали слову своего вождя и
полководца Сталина. Самый вместительный
из залов страны распахнул здесь четыр-
падцать лет назад свои массивные двери.
Это зал васеланий Верховного Совета, СОСР.
	Утром, эекортируемый двумя эскадрона-
ми конной гвардии, Наполеон в’ехал в
Кремль. Удивленный, хмуро оглядывал он
притихший город. Где триумфальный коло-
кольный звон? Где ключи от древнего го-
	пода?’
	horta назавтра Наполеон вернулся из
юла в Кремль перзое плама занялось
	торода в Времль, первое пламя занялось
над городом. За Краеной площадью заго-
релея Гостинный двор, огонь охватывал
одну лавку за другой.

Вечером во дворце не зажигали свечей,
было светло, как лнем. Император нервни-
	чал, он Полбегал к окнам, от стекол веяло
	нестерпимым жаром. «Вакое страшное 3е-
лище, — повторял он. — Это они сами
себя поджигают... Какая решимость! Ka-
кие люди! Это — скифы!».

Грохотали барабаны, слышались звуки
набата. Пламя становилось хозяином но-
ложения. Теперь уже весь Кремль был
охвачен пояеом огня.

Наполеон еще пыталея навести порядок.
Он слал гонцов к Кутузову и Александру.
Ответа не было. Был устроен смотр вой-
скам. Гвардия прошла церемониальным
маршем. Но в разгар парада император
поднял голову:

— Yo 910, — артиллерня, грохот ору-
дий, в чем дело, господа?

— Кутузов вышел из своего лагеря, —
доложил зд’ютант, — он напал на Мюрата,
нанее ему поражение.

Через несколько дней к мостам устре-
мились нестройные толпы: армия Наполео-
на покинула Москву.

..Шли годы. Москва феодальная, кре-
постническая превращается в капитали-
стический город, где памятники про-
шедших времен живут по соседству с на-
рождающимся, растущим  капитализмюм.
	Столица советской
державы
	3 ALO, у вековых стен Кремля, 0ез мало-
го тридцать лет назад шли завершаю-

щие бои за власть рабочих и крестьян. Бои,
начавшиеся в районах, перекидываются на
Красную площадь. Темным октябрьским ве-
чером на площадь выступает отряд солдат
«двинцев». «Кула?» — елышен окрик юн-
	С трибуны Большого Времлевекого двор-
ца на весь мир не раз звучали речи
Сталина. Вождь народов выступал здесь пе-
тед колхозниками-ударниками, перед ста-
хановцами, перед депутатами советской
страны. На торжественных приемах соби-
рались под сводами дворпа лучшие люди
нашего времени:  герои-летчики, закален-
ные полярники, прославленные полковод-
цы, передовые ученые советской страны,
деятели культуры и искусства, мастера
спорта. В этом дворце была принята Кон-

зцрульнла вромаь LY BOUL LiVUH, Vib ВБ
сител, как неприступный замок на остро-
проникнуть тенерь в крепостные ворота.

Заезжие иностранцы © уважением огля-
дывают массивные стены. Осторожно вету-
пают они в темные переходы ворот. Из
узких щелей, над самой толовой, свеши-
BATCH готовые упасть острые решетки.
Кремль в Московии, по мнению инострая-
цев, превосходит прославленные  форте-
ции — Мец в Германии и Милан в Ита-
	ституция Союза ССР — самая демократи-   Лии.
ческая в мире — Конституция  победив- Зубчатые стены каменным треугольня-
	И ь а Е ВЕТ EO i м ТУЧА Ди ne

щего социализма. ком замкнули весь Времль в нынешних его

kkk: границах. А вокруг Москвы с ее белока-
ys менным Кремлем складывается националь-
ное русское государство.

Большой Кремлевский дворец.
Георгиевский зал.
Фото Б. Яковлева.
	Иосиф Виссарионович Сталин говорит:
«...интересы обороны от нашествия
турок, монголов и других народов Bo-
стока требовали незамедлительноге 0б-
разования централизованных государств,
способных удержать напор нашествия».
	Такое централизованное государство 909-
разуетея © веками вокруг крепости над
Москвой-рекой. Москва © древним ee
Кремлем стала центром единого русского
государства, представтего перед всем ми-
ром, как новая сила, созданная великим
трулом и кровью русского народа.

Но ие раз еще тревожный колокол с На-
батной башни Кремля будил город.

Городом-воином, городом — стражем род-
ной земли стоит в веках Москва. Отби-
вала она врата и в начале ХУП века,
когда войека пельских интервентов, заняв
московский Кремль, попытались утвердить-
ся на Руси. Но с широкой Волги и дрему-
чих ветлужеких лесов, с суздальских озер
ныи уже на Москву ратные люди. Ополче-
пиве Минина и Пожарского приближалось в
Москве, п 26 октября 1612 г. раеспахну-
лись ворота-—ополчение вошло в Еромль.
Враг был изгнан с земли русской.
	‹ДВИНЦеВ»?. СЪуда:» = CADEMCH ORDA Wil-  } rag MOI и сила!»
cepa. — «На охрану Московского Совета». а асе В
	—«Ни шагу дальше. Сдать оружие. Центр
охраняем ‘мы». Солдаты не хотят остаться
безоружными. нкера выхватывают ре-
вольверы, и кровь обагряет булыжную м0-
стовую, первая кровь октябрьеких боев.

День ото дня разгораются бои. Теперь
уже Красная твардия неуклонно сжимает
кольцо вокруг Кремля. Ленин и Сталин
шлют на помощь москвичам кронштадтеянх
моряков. Фрунзе ведет на штурм Думы и
Кремля так называемые «волжекие» час-
ти из Шуи, Владимира, Александрова и
Коврова. Ленин говорит на заседании Цеи-
трального Комитета партии большевиков:
«Нужно поитти на помощь москвичам, и
победа наша обеспечена».
	Кремль. Царь-пушка,
Фото Б. Яковлева.