Четверг, 14 августа 1947 г., № 99 (796).
			ыы
	ТРИУМФ СОВЕТСКОЙ
КУ ЛЬТУРРЬГ
	Из Праги в Москву x Ю. Ситковедкого. И:
	возвратилась труппа Безродного, BHOMOH-

участников = Между- БЕСЕДА С ЛАУРЕАТОМ челистов М. Pactpo-
народного фестиваля СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ повича и Ф. Лузано-
молодежи. И ЛАУРЕАТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО вал и других были

Лауреат Междуна- ФЕСТИВАЛЯ МОЛОДЕЖИ свидетельством высо-
родного фестиваля КОМПОЗИТОРОМ кого расцвета совет-
молодежи и лаурезт A. f. HOBHKOBbIM ской культуры. Каж-
Сталинской — премпи * дое выступление их
композитор А. Г. Но-

носило отпечаток,
	подлинного мастерства. 06 зтом восторжен-
но говорили зрители, участники фестива-
ля, члены жюри, виднейшие композиторы
й исполнители.
	В Праге мне пришлось встретиться с из-
вестным чешским композитором Добиат, ¢
которым я разделил первое место на кон-
курсе песен, а также с талантливым не-
гритянским певцом 0. Конором и рядом
других деятелей искусства. Й все они вы-
ражали восхищение советскими певцами й
музыкантами. 0. Конор однажды,  востор-
женно пожимая руки исполнителям, ска=
зал:

— Таких певцов я, кажется, не слышал.
Меня увлекли советские песни. В ближай-
шее время я подготоваю для исполнения
ряд ваших песен.

Встречи с мастерами искусств, предета-
вителями демократической молодежи, были
залогом крепнущей, нерушимой творческой
дружбы и солидарности.

06 огромных симпатиях к советскому
искусству и нашей стране говорит еще один
интересный факт. Обычно на стадионе Со-
коловны по вечерам на зеленом поле
вокруг площадки собиралась молодежь.
Горели традиционные костры.  Высту-
пали коллективы Чехословакии, Югосла-
вии, Франции, Америки и других стран.
Характерно, что песни многих стран испол-
нялись лишь их делегациями. Когда, же раз-
давалась советская песня, например, «По-
люйко-поле» или «Пееня о встречном» ПЮ-
стаковича, «Песня о Родине» или «Марш
‚веселых ребят», их полхватывали все.
	Советские песни исполнялись не только
во сцены. Они распеваются на улицах Пра-
ги, звучат в устах болгарской, чешской,
югославской, французской молодежи.

Мы слышали много хороших песен. В 3а-
лах Пражской филармонии звучали песни,
исполняемые хором французских учителей,
английским рабочим хором под руководет-
‘вом композитора Аллан Буш, польские,
югославские народные песни. Но советская
песня — бодрая и жизнеутверждающая —
пользовалась 060б0ой любовью и всеобщим
признанием. Недаром паши советские ком-
позиторы К. Хачатурян, А. Муравлев, М.
Блантер, В. Кручинин, А. Бабаджанян ока-
зались в числе лауреатов Международного
фестиваля.

Наряду со столичными мастерами ис-
кусств высокую культуру исполнения по-
казали такие коллективы, как струнный
квинтет и исполнители Бурят-Монгольской
республики. Они прекрасно исполняли не
Только свои, национальные песни, но и
песни на чешеком языке.

Триумф наших молодых мастеров искус-
ства был триумфом советской культуры,
открывшей молодежи широкую дорогу к ро-
сту и раецвету всех дарований. Это — тор-
жество культуры нашего талантливого на-
‚рода, стоящего во главе борьбы за прочный
мир, 3& подлинную демократию и свободу.
	виков поделилея с нашим корреспондентом
впечатлениями о блестящей победе  совет-
ской культуры на Международном фестива-
ле, о крепнущей дружбе демократической
молодежи мира,

— Международный фестиваль, — ска-
зал А. Г. Новиков, — явился серьезным
испытанием для нашей творческой молоде-
жи. И это испытание наши музыканты,
невцы и композиторы с честью выдержали,
завоевав почетное место среди представите-
лей других стран. 06 этом свидетельствует
решение комитета фестиваля о присужде-
нии первых и вторых мест посланцам на-
пей Родины.
	Мне хочется отметить ту любовь и уваже-
ние, с которыми встречала советскую деле-
гацию демократическая молодежь Чехосло-
вакии, Югославии, Болгарии и других
стран. Когда мы прибыли в Прагу, нас вос-
торженно встречала молодежь — с флага-
ми и пветами.
	Когда мы ехали по проспекту Сталина,
на всем протяжении до отеля «Флора» нае
приретствовали жители Праги.

В день открытия фестиваля над стадио-
ном прошел дождь. Несмотря на это, собра-
лись тысячи гостей. Стадион не мог вмес-
тить всех желающих. Вскоре выглянуло
солнце, и началея парэд. Ou проходил под
звуки марша дружбы демократической мо-
лодежи. Я горжусь, что этот марш написан
мной в Москве на слова поэта Льва Оша-
Нина.

Особенное впечатление на параде произ-
вела делегация советской молодежи, нес-
шая на своих знаменах портреты великих.
вождей Ленина и Сталина. Со всех концов
стадиона раздавались призывы:

—- Да здравствует Сталин!

Символом единства демократической мо-\
лодежи был торжественный  под’ем флага
фестиваля. Его поднимали представители
всех делегаций.

Выступления были самыми разнообраз-
ными. Например, итальянская молодежь
выступила в костюмах древних героев, под
звуки старинного марша. Самыми оптими-
стическими и солнечными были выступле-
ния советской молодежи, показавшей пере-
довую, современную культуру многонацио-
нального народа страны социализма.

На конкурсах представители советской
культуры привлекали всеобщее внимание.
С огромным успехом Челябинский хор ис-
целнил гимн Советского Союза, чешский
тимн и песню фестиваля. Из края в край
летели и повторялись слова солидарности:

В разных землях и странах,

На морях-океанах,

Каждый, кто молод,

Дайте нам руки —

В наши ряды, друзья!

Выступления наших певцов И. Петрова,
В. Борисенко, И. Масленниковой и Л. Mac-
ленниковой, пианистов А. Каплан, Т. Нико-
лаевой и Г. Федоровой, трубачей Т. Докши-
пер, И. Павлова, скрипачей Л. Коган.
	Павстречиу 00-летию Москвы
	Фото А. Гусева.

Москва сегодня. Новые дома на Красно прудной улице.
		Лагерь
московском
дворе
	Сигнал горна «Слушайте все!»—и тихий
переулок мгновенно оживает. Мальчики и
девочки торопятся во двор дома № 15 по
Товарищескому переулку. Через 5 минут
пионеры выстроены на линейке.

Поднимается флаг, и старший вожатый
об`являет распорядок дня. Вак много инте-
ресного предстоит сегодня! Подготовка К
военной игре и репетиция пьесы «Сестра»,
занятия литературного и хореографического
кружков, чтение вслух отрывка из романа
«Молодая гвардия» и просмотр кинофильма
и, наконец, спектакль кукольного театра
для малышей.

Пионерский лагерь № 1  Молотовекого
района открыт 2 июня этого года. С каж-
дым днем интереснее и содержательнее ста-
новилась жизнь пионеров, Они побы-
вали на выставке подарков товарищу
Сталину, в музее «Подпольная  типогра-
фия», на выставке образцов — трофейного
вооружения. Ездили в зоопарк, совершили
путешествие по каналу — Москва Волга,
выезжали на рыбную ловлю, устраивали
походы по окрестностям Москвы. Самюе
большое впечатление осталось у ребят от
похода в село Петрищево, где героически
погибла Зоя Космодемьянская.

При входе во двор, где помещается совет
лагеря, ребят встречает «Доска неожидан-
ностей». Каждый день ребятам задаются на
ней новые загадки и задачи. В лагерном
дневнике зацисано:

«Сетодня на доске появилась шифрован-
ная надпись: «подробности у девочки с пят-
HOM на левой руке», а внизу — точки и.
тире из азбуки Морзе. Мы долго искали
ключ, нашли и разобрали: «расшифровка
У человека с зонтиком». Стали смотреть на
прохожих и не заметили, что Наталта, Воло-
сатова спокойно сидит в углу двора с зон-
тиком, а у Иры нарисовано на руке пятно.
Оказывается, она искусно спрятала  при-
каз, который нам удалось найти по дорож-
ным знакам. Приказ гласил, чо в  неиз-
вестное число в парке Измайлово состоитея
военная игра, готовиться к которой нужно
немедленно. Когда же наступит это таин-
ственное число?».

После этого все отряды стали усиленно
изучать дорожные знаки и сигнализацию.

Наконец, день игры наступил: Ее прово-
дили два лагеря двух дворов одного пере-
улка. Воспользовавшись тем, что напада-
ющие отвлекли внимание дозора «против-
ника», пионеры второго лагеря связали
оставленных У знамени часовых и, овла-
дев знаменем, одержали победу.

В интересных пионерских делах крепнет
дружба ребят. Впереди еще много летних
дней. Пионеры готовятся к слету, посвя-
щенному 25-летию пионерской  организа-
ции, проведут костер, посвященный ленин-
ско-сталинскому комсомолу; лагерные тех-
ники, юннаты и художники покажут свои
работы на выставке, организованной во
дворе. Отарший отряд лагеря выедет на
уборочные работы в колхоз подшефного
района области. Жизнью лагеря и всей
пионерской работой руководят его органи-
заоры -— старший вожатый 468-й школы
Олег Ермаков, преподаватель Валентина
Ивановна Никольская и директор школы
Владимир Петрович Следнев:

И. ЛЕОНИДОВА.
Е

ЮБИЛЕЙНЫЕ
	РЕПРОДУК
	Издательство Музея изобразительных ис-
кусетв имени А. С. Пушкина выпустило
серию репродукций е литографий ХУШ-—
ХХ веков, изображающих старую Москву.
Из двадцати двух сюжетов особенно инте-
ресны общий вид Кремля середины ХХ ве-
ка, старый Охотный ряд, Валанчевская (ны-
не Комсомольская) площадь, старое здание
почтамта на Мясницкой улице (ныне ули-
ца Кирова).

Репродукции предназначены для 0форм-
ления выставок, иллюстрации лекций и до-
кладов о 800-летии Москвы.

Общий тираж серии — 250 тысяч экзем-
пляров.
	ние Московского Совета рабочих и ‹олдат-
ских депутатов 4 марта 1917 года. На од-
ном из снимков зафиксирован момент <ня-
тия царских регалий с Кремлевского двор-
ца.

’Любовно рассматривают посетители крас-
ные знамена московского пролетариата. На
cTare рабочих завода быв Михельсон (ныне
завод имени Владимира Ильича) вышиты
всего три слова: «Да здравствует  социа-
лизм!» и дала «1 марта 1917 года». Ло-
зунг, который тридцать с лишним лет на-
зад начертали на своем знамени москов-
ские рабочие, под руководством большеви-
стекой партии полностью претворен в
жизнь. Социализм в нашей стране вошел
в повседневный быт народа.
	Подробно отражен в музее период от фев-
раля до октября 1917 года. Возвращение
И; В. Сталина в Петербург из Туруханской
ссылки, приезд В. И. Ленина из эмиграции.
Апрельская конференция большевиков.
УТ с’езд партии. Мы видим, как большеви-
стская партия, Ленин и Сталин неутомимо
полготовляли массы к социалистической
революции. Рабочая Москва вместе с ре-
волюционным Питером деятельно готови-
лась к борьбе за свержение буржуазии и
установление власти Советов. На заводах
формировались красногвардейские отряды.
В музее бережно хранятся списки москов-
ских рабочих— первых добровольцев Крас-
ной Гвардии, устав и образцы билетов
краеногвардейцев.
	Б девятом зале музея перед нами встают
незабываемые в веках картины октябрьско-
td штурма в Петрограде. Вот партийный
центр по руководству восстанием, возглав-
ляемый товарищем Сталиным. Картина, ху-
ложника Сварога доносит до нас обстановку
боевого штаба революции.

На одной из картин мы видим, Как
Ленин в ночь на 25 октября идет в штаб
восстания — Смольный. Отсюда Ленин и
Сталин руководили революционным поры-
вом mace. Ha картинах Васильева и Куз-
нецоРа великие вожди запечатлены вместе
в исторический день 25 октября (7 ноября)
1917 года. Они беседуют © красногватдей-
	_ ЭКСКУРСИИ
ПО РОДНОМУ
ГОРОДУ
	С приближением  800-летия столицы
значительно возросло количество MOCKBH-
чей, желающих ознакомиться се историче-
ским прошлым родного города, с его рево-
люционными традициями и перспективами
строительства.
	Еще в сентябре прошлого года на специ-
	ально организованных Московским Topor-
	CRAM экскурсионным бюро курсах нача-
лась подготовка экскурсоводов. К чтению
лекций были привлечены виднейшие исто-
		Сейчас 60 квалифицированных экекхр-
	соволов обслуживают жителей столицы И
	транзитных Пассажиров, находящихся ирэ-
ездом в Москве. К проведению экскурсий
привлекаются также научные сотрудники
Музея истории и реконструкции Москвы.

Ежедневно экскурсоводы проводят 10
35—40 экскурсий по Москве и ее окре-
стностям, замечательным сооружениям ста-
линской эпохи; каналу Москва— Волга,
метрополитену имени 1. М. Кагановича, мо-
сковским музеям.

Экскурсионное бюро получает многочис-
ленные отзывы е выражением благодарно-
сти за интересные, содержательные экс-
курсии и восторженные письма, полные
гордости за столицу нашей великой Роди-
TEI.
	СБОРНИК
МАССОВЫХ
ПЕСЕН
	Издательство «Московский рабочии» вы-
пустило новый сборник песен «Москва
моя».

В первый раздел вошли песни © совет-
ской Москве: «Наша Москва» и «Москва
майская» — на слова В. И. Лебедева-Ку-
мача, «Хоропю на московском просгоре» —
слова В. Гусева, музыка Т. Хренникова, а
также другие песни. Многие из них ши-
роко известны в нашей стране.

Во втором разделе собраны песни о Мо-
скве, созданные в дни Великой Отече-
ственной войны: известная песня из кино-
фильма «Разгром немцев под Москвой»
(слова А. Суркова, музыка Б. Мокроусова),
«Дороги» (слова И. Молчанова), «Я по све-
ту немало хаживал..» и другие.

В заключительном разделе представлены
старинные русские песни: «Шумел, горел
пожар московский», «Бородино» (на слова
	М. Ю. Лермонтова), «Москва» (слова
Ф. Глинки) и народная песня «Над Моск-
вою заря занималася».

ххх
	Москва сегодня. На Калужском шоссе.
Фото В. Токарева.
	борьбу рабочих
«Серн и молот»).
	завода «Гужон» (ныне
	Все нраше и благоустроеннее
		годовщине Октября
прекрасный  район-
ный тезтр на плоша-
	С каждым днем
(талинский район .
столицы становится
	наш район
		EE NOE IAEA ESET A SPR RRA RENEE

gee краше и блало- РАЙОННОГО СОВЕТА ди Журавлева госте-

устроеннее, ЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ приимно распахнет
Бывшая окраина ни свои двери.

ar ee
	Оталиноюкий район
и сейчае является са-
	Москвы Благуша при Я
советской власти пре- *
вратилась в передовой индустриальный
район. Еще в 1940 году предприятия Ста-
линского района выпустили ©только про-
дукции, сколько вырабатывала вся москов-
ская промышленность в 1913 году.

(кобенно много новых фабрик и заводов
выросло в районе в годы первых сталин-
ских пятилеток. Район обогатилея такими
передовыми предприятиями, как Москов-
скай инструментальный завод, заводы Ав-
торемонтный, Электроламповый, Трансфор-
маторный, электрооборудования и другие.

До ревюлюции в Благуше было всего
три начальных школы. Сейчас в нашем
районе 21 школа. Большинство из них за-
нимает прекрасные четырехэтажные зда-
ния, За годы советской власти построено 7
яелей, больница, поликлиника © пронуск-
ной способностью 2.000 человек в день,
большие жилые корпуса, один из лучших
кинотеатров Москвы «Родина».

На территории района расположены три
манции метрополитена:  «Электрозавод-
ская», «Оталинская», «Измайловская», за-
хонченные строительством в годы Великой
(течественной войны. ~~

Х знаменательной дате — 800-летию
Москвы — туудящиеся нзлето района ro-
TBAT хороший подарок молодежи столи-
цы. 7 сентября будет открыт лучший в
стране бассейн. По своим размерам и 0б0-
рудованию он намного превзойдет действу-
ющие бассейны.

Большую помощь в строительстве бас-
сейна оказывает молодежь. Юноши и де-
вушки школы $30 обувщиков, артели
«Вперед», завода, где секретарем комитета
ВЛКСМ тов. Снежков,  деревообделочного
завода Мосжилетроя трудятся здесь во вне-
урочное время.

Молодежь района уже отработала 10 ты-
яч часов на строительстве театра. № 30-й
	Коллектив московского завола
	ЮБИЛЕЙНЫЙ „МОСКВИЧ“
	малолитражных
	БЕСЕДА С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ
ИСПОЛКОМА СТАЛИНСКОГО
	мым озелененным в столице. Один только
Измайловский парк культуры и отдыха
имени Сталина занимает территорию в
1.000 гекталюв.
	№ юбилею Москвы развернулись боль-
	шие работы пю благоустройству Хапилов-
ского сквера. На месте старого Хапилов-
ското пруда возникнет прекрасный зеленый
массив. Полностью работы, на которые ас-
сигновано 2 миллиона рублей, будут за-
вершены в течение пятилетки. Но уже к *
сентября усилиями молодежи закончится
разбивка дорожек, клумб, газонов, будут
высажены тысячи цветов, установлены ог-
рады.
	Велик вклад дорожников в благоустрой-
ство Сталинского района. Они закончили
зефальтировку нашей центральной  маги-
страли — Щербаковской улицы.

Приводятся в порядок Электрозаводская,
Большая Семеновская улицы, Семеновская
площадь. Ремонтируются и красятся фаса-
ды зданий, благоустраиваются магистрали.

В Измайловском поселке на Никитинской,
Советской и других улицах вновь установ-
лены 400 мощных электрических фонарей.

Подготовка к новому учебному году еов-
пала сейчас е юбилейными днями. Госу-
	дажтвенная комиссия уже приняла после
	ремонта с хорошей оценкой 15 школ. Ре-
MOHT остальных 6 школ будет закончен Е
20 августа. Надо отметить большую работу
предприятий, шефетвующих над школами.
Коллективы фабрик и заводов проявили
огромную заботу о ребятах, выполняя за-
казы на ремонтные работы вне всякой
очереди.

Трудящиеся района, носящего имя вели-
кого Сталина, приложат все усилия, чтобы
встретить 800-летие любимой столицы но-
выми успехами в тоуде.
	автомобилей в ознаменование
		B BUCIIC
О НАГРАЖДЕНИИ ЛУЧШИХ СПОРТСМЕНОВ
	Секретариат ВИСПС вынес постановле-
ние о поощрении спортеменов — победите-
лей в спортивных соревнованиях.

Учреждены жетоны — посеребренные
для награждения спортеменов, занявших
первые места, и’бронзовые — для завое-
вавших вторые и третьи места в соревно-
вании на первенстве ВЦСПС.

Бронзовыми жетонами награждаются и
физкультурники, занявшие первые, вто-
рые и третьи места в соревнованиях на
	первенство центральных советов CIOPTAB-
ных обществ профсоюзов. Победителям в
соревнованиях областных и районных со-
ветов спортивных обществ. коллективов
физической культуры предприятий, уч-
реждений и учебных заведений будут
присуждаться грамоты.
	Установлевы также денежные призы
для награждения команд и отдельных
спортсменов. _

(ТАСС).
	800-летнего юбилея столицы взял обязательство выпустить 100 автомашин «Москвич»
	улучшенной конструкции. Па этих машинах будут установлены хромированные рыча-
ги ручного тормоза и переключения передач. Все. приборы (манометр, показатель ско-
рости и др.) окрашиваются в светлые, нарядные тона. Внешнюю отделку автомобилей
решено сделать двухциветной. На радиаторе устанавливается специальный значок с эм-
	блемой, посвященной юбилею Москвы.
	15 августа завод приступит к производству юбилейных автомобилей. Сейчас ком-
		сомольцы и молодежь завода
обязательства.
	деятельно готовятся к выполнению
	‚ ПО МУЗЕЯМ СТОЛИЦЫ -
		Бюльшюй интерос представляют экепона-
ты, повествующие о первых годах строи-
тельства молодой советской республики. В
марте 1918 года в Москву из Петрограда,
переехало советское правительство. С тех
пор Москва стала штабом борьбы и труда
всего советского народа. Карты, схемы, до-
кументы показывают, как Ленин и Сталин
руковолили из Москвы героической борьбой
Красной Армии на фронтах гражданской
войны, как здесь, в столице, закладывались
основы советской государственности и
социалистической экономики.
	Отромный интерес представляет храня-
щийся в музее протокол заседания Прези-
диума Всероссийского Центрального Иепол-
нительного Комитета от 27 ноября 1919
года. В этом протоколе — вынесенное по
инициативе В. И. Ленина постановление о
награждении товарища И. В. Сталина за
исключительные заслуги перед Родиной на
фронтах гражданской войны орденом Kpac-
ного Знамени.
	В двух залах музея размещается вы-
ставка подарков, присланных товарищу
Сталину народами Советского Союза и все-
го мира. Хотя эта самостоятельная выстав-
ка и не входит в основную экспозицию му-
зея, между ее экспонатами и материалами,
размещенными в остальных залах музея,
существует глубокая внутренняя связь. В
дарах народной любви, в разнообразных
творениях мастеров искусств различных
стран и народов, посвященных товарищу
Сталину, отражены итоги тех замечатель-
ных побед, которые одержал наш народ в
результате торжества Великой Октябрьской
революции.
	С чувством огромного внутреннего пол’
ема, гордости за наш народ, за его замеча-
тельное революционное прошлое покилает
советский человек залы этого музея. И это
чувство соединяется с другим — с горя-
чим стремлением быть достойным пролол-
жателем прекрасных традиций своего нато-
да, отдать все силы и знания делу лаль-
нейшего расцвета могущества советского
государства. ,
Е < С. АЛЕКСАНДРОВ.
	Цами, дают напутствие солдатам револю-
ции. 4

Полотна Кузнецова,  Соколова-Скаля,
Савицкого воспроизводят величественную
картину штурма Зимнего дворца. А рядом—
подлинные документы: исторические  де-
креты П Всероссийского с’езда Советов,
который провозгласил советскую власть И
образовал первое в мире рабоче-крестьян-
ское правительство во главе © В. И.
Лениным.

Документы и картины, фотографии и o6-
разцы оружия, личные вещи участников
октябрьских боев... От этих. драгоценных
реликвий веет дыханием тех боевых дней,
когла рождалось советское государство,
когда начиналась новая эра в истории че-
ловечества — эра социализма.

Следующий, десятый зал целиком по-
священ событиям октябрьских дней 1917
тода в Москве, В то время, как в Петро-
граде уже существовала советская власть,
в Москве еше в течение нескольких дней
шли упорные, жестокие бои.

Посреди зала — несколько необычный
экспонат: старая деревянная балка. В ней
застрял снаряд. Опирающиеся на балку
железные листы изрешечены пулями. Эта
балка доставлена < чердака дома 25/4 у
Никитских ворот, разрушенного во время
октябрьеких боев. Рядом — пулемет, 00-
стоявший на вооружении одного из краено-
гвардейских отрядов. Вартины художников
Котова, Мешкова, Юона отображают dou
за Времль- Фотографии и документы, доцол-
няя эти картины, воссоздают обстановку
октябрьских битв на улицах и площадях
Москвы. В ряде случаев бои происходили
на тех же улицах и площадях, что и в де-
кабре 1905 года. Спова мы видим револю-
ционную Красную Просню, Арбат, Замос-
кворечье. Во главе вооруженных рабочих
шли большевики. Соратник Ленина и
Сталина, пролетарский полководец М. В.
Фрунзе так же, как и в декабре 1905 года,
возглавлял вообуженные отряды  Москов-
ских рабочих. Он руковолил важнейшими
операциями против белогвардейцев на Лу-
бяпке, при взятии гостиницы «Метрополь»
и Кремля. _
	Реликвии трех революций
	Сталина на рабочем митинге в Надзаладеви
18 октября 1905 года». В этом выступле-
нии 26-летний Сталин, раз’ясняя рабочим,
что царский манифест 17 октября — л0-
вушка, говорил: «Что нужно нам, чтобы
действительно победить? Для этого нужны
три вещи: первое — вооружение, второе—
вооружение, третье — ещё и- ещё раз во-
оружение».

Мы видим, кзк эту классически сформу-
лированную в далеком Тифлисе ленинско-
сталинскую идею рабочий классе Москвы
претворял в боевые дела. Вот образцы opy-
una рабочих дружин Москвы в период ре-
волюции 1905 года: шашки, винтовки, ре-
вольверы, гранаты. Часть из них была за-
хвачена в уличных боях, другие, несмотря
на все преграды, переправлялись больше-
виками из-за границы, третьи ‘— с неимо-
верными трудностями изготовлялись здесь
же, в подполье. С благоговением рассматри-
валют посетители музея самодельные шапки,
с которыми московские рабочие бесстрашно
сражались против вооруженных до зубов
царских жандармов. А вот винтовка «Бер-
дана» и револьвер «Бульдог», принадле-
жавшие М. В. Фрунзе, который в декабре
1905 года во главе дружины ивановеких
рабочих прибыл на помощь восставшему
пролетариату Москвы и участвовал в улич-
ных боях.
	На стене план  баррикадных oer
в Москве в декабре 1905 года. Знакомые
места — Пресня, Замоскворечье, Семенов-
ская застава... Рабочие районы города бы-
ли центрами вооруженного восстания. Здесь
рождалась революционная слава московских
пролетариев. Картины очевидца событий
1905 гола в Москве знаменитого худож-
ника В. Поленова и художника Г. Са-
Випкого показывают. баррикады на Садо-
вой-Кудринекой. «Баррикада у Гопбатого
моста». —так пазвая художник Карпов
полотно, ярко отобразившее революциониую
	В многовековой истории нашей Родины,
в восьмисотлетней истории Москвы много
великих событий, славных дат, незабывае-
мых имен. Но ни один период истории по
своей насыщенности героическими события-
ми не может сравниться с первой полови-
ной двадцатого века. Именно в этот период
нарды нашей страны, под руководством
партий большевиков, под  водительством
Ленина и Сталина, явились творцами co-
бытий всемирно-исторического значения. В
огне революционных битв они завоевали
подлинную ‹вободу, создали советское го-
сударство и, отстояв его от посягательств
многочисленных врагов, построили социа-
листическое общество.
	Ныне, в преддверии двух знаменатель-
ных дат -— 30-летия советского государ-
ства и 800-летия Москвы, — советские лю-
ри вновь и вновь обращаются к событиям,
ерязанным с подтотовкой и победой Вели-
кой Октябрьской социалистической рево-
ЛЮЦии.

Изучая пожелтевшие от времени доку-
менты, вглядываясь в фотографии и кар-
тины, знакомясь с бесценными реликвиями
трех революций, собранными в Музее рево-
люции СССР, советский человек вновь и
вновь убеждается, какая выдающаяся роль
в истории советского государства принадле-
жит славному рабочему классу Москвы, его
героической большевистской организации.
	Первые залы музея знакомят нас © CO
бытиями революции 1905 года, этой гене-
ральной репетиции Великого Октября. Уже
тогла, рабочие Москвы проявили чудеса ре-
волюционнюго героизма. Ленииеко-сталин-
скал идея вооруженного восстания, как
средства свержения самодержавия и вавое-
вания республики, вдохновляла московский
пролетариат.

Вот небольшая картина  художни-

ка П Васильева — «Выступление И. В.
	По документальным фотографиям мы
узнаем и другие исторические места, столи-
цы, связанные © революцией 1905 года.
Вот митинг рабочих и студентов во дворе
Московского университета. Осада универси-
тета царскими войсками в октябре 1917
года... Похороны Н. 9. Баумана... Баррика-
ды на Малой Бронной, в Палашевском нпе-
реулке, на Арбате... Поднятие красного
флага на доме генерал-губернатора (ныне
здание Московского Совета)...
	0с000е внимание привлекает фотография
дома на Большюй Никитской (ныне улица
Герцена), в котором В. И. Ленин в январе
1906 года присутствовал на заседании
лекторской группы ЦЁ большевиков.

Свыше сорока лет, насыщенных вели-
чайшими событиями, отделятот нас от эпохи,
о которой повествуют эти фотографии и
документы. До неузнаваемости изменилась
за это время столица. С тем большим вни-
манием вематриваются москвичи в фотогра-
фни, вчитываются в документы беспример-
ной борьбы, которую в декабре 1905 года
вели вооруженные рабочие Москвы против
царского самодержавия.

Подолгу задерживаются посетители У
витрин с печатными изданиями, выпущен-
ными Московским комитетом. большевиков
в 1905 году. Мы видим здесь «Две такти-
ки», «А деревенской бедноте» и другие pa-
боты В. И. Ленина, большевистскую газету
«Пролетарий», в которой неоднократно пе-
чатались статьи Владимира Ильича, газеты
«Рабочий», «Борьба» и другие. Вот номер
московского «Пролетария» от 29 августа
1906 года. В нем была напечатана извест-
ная статья Владимира Ильича «Уроки
московского восстания».
	Переходя из зала в зал, мы словно пе-
релистываем великую книгу революционной
борьбы рабочего класса, руководимого пар-
тией большевиков, 34 власть Советов. Вот
фотографии Москвы времен Февральской
буржуазно - демократической революции
1917 года. Митинги и манифестации, орга-
низованные большевиками. Первое засела-