Вторник, 2 сентября 1947 г., № 107 (804):
	N0CTLOBCOHLAG

К 500-ДЕТИЯИЮ МОСЕВЫ

НА СНИМКЕ: студенты философского факультета Московского Государственного университета (слева направо): А. Неуго-
дова, Е. Ионин, Я. Аскинадзе, Н. Лаптева, А. Смирнова,  Н. Смирнов, Б. Дронова, Н. Французова. { Фото А. Гусева.
		ской интеллигенции. За годы - советской
власти МГУ выпустил около 30.000 cue-
пиалистов для различных областей народ-
ного хозяйства. Научная работа универси-
тета неуклонно развивается, ориентируясь
на нужды социалистического строительства.
Теперь в университете наряду © учеными
старого поколения работают ученые, про-
шедшие советскую выучку.
	При совелекой власти здесь работал за-
мечательный астроном, ученый и рево-
люционер—большевик П. K. Штернберг.
Именем его названы Московская обсерва-
ии и Астрономический институт пря
Li TI ит
	Сейчас в университете работает корифей
русской химии Герой Социалистического
Трула академик Зелинский, воспитавший
пелую плеяду химиков, ведущих болыную
самостоятельную работу. Здесь трудятся
известные всему миру ученые: академик
Греков, академик Прянишников, академик
А. Н. Колмогоров. Здесь работал при’ со-
зетекой власти классик естествознания
К. А. Тимирязев, занимающий в истории
разватия биологии ‘место рядом с Чарльзом
Дарвином, великий ученый, борец, ре-
волюционер, отдавший все свои знания и
сеплы делу торжества социализма.
	Выдаюшщееся место в зоологии занимает
основатель орнитологии, первый советский
ректор университета М. А. Мензбир.
	В 1940 году страна отметила 1б9-летие
старейшего выспюто учебного заведения
столицы. За зылающиеся заслугя в обла-
сти подготовки высококвалифицированных
специалистов университет был награжден
орденом Ленина. Одновременно была награ-
жлена орденами и медалями группа профес-
соров и преподавателей. В ознаменование
славной исторической даты университету
было присвоено имя его великого основа-
теля М В Ломоносова.
	Когда подлый враг напал на нашу Ро-
лину, тысячи студентов и преподавателей
МГУ ушли на фронт. В годы Великой Оте-
чественной войны университет -внес боль-
пюй вклад в дело обороны страны. Ученые
университета разработали новые методы 1ю-
лучения металлических сплавов, создали
новые образцы вооружения, широко вне-
дрили в сельское хозяйство новые способы
искусственного  мнотоплодия животных
ит. д. В общей сложности за голы войны
университетом выполнено 1.600 научных
работ. 34 его ученым присуждены сталин-
ские премии. 150 профессоров и препода-
вателей награждены орденами.
	В настоящее время Московский универ-
ситет располагает большими возможностями
для самого широкого развития научных ис-
следований. Мощный коллектив преполава-
тельского состава насчитывает в своих ря-
дах около 300 профессоров, 36 академиков
n 52 члена-корреспондента Академии
наук СССР. Здесь трудятся 399 доцентов и
500 аспирантов. Около 9 тысяч студен-
тов 38 национальностей учатся на 12 фз-
культетах.
	В новой сталинской пятилетке Москов-
ский государственный университет строит
широкие планы дальнейшего роста научной
и учебной работы. Предполагается органи-
зация новых кафедр и отделений, строи-
тельство комплексных зональных научно-
исследовательских станций, которые будут
всесторонне изучать флору, фзуну, кли-
мат, почвы различных районов нашей
страны.

Послевоенная пятилетка открывает
яотые перспективы для дальнейшего pac-
пвета университетской науки. Изред созет-
скими научными кадрами стоят величай-
шие задачи, когда-либо выдвигавшиеся пе-
ред нашей наукой: перегнать в ближайшее
время передовые достижения буржуазной
науки.
	Ё концу послевоенной пятилетки Мо-
сковский университет превратится в один
из крупнейших университетов мирз с
пелой армией научных работников, с пе-
лой сетью научно-исследовательских ин-
ститутов, в которых развернется небывалая
по размаху, гигантская по своим масшта-
бам научная работа.
	Профессор Г. НОВИЦКИЙ,
	(C OUHATHCTHMECKAA Москва — крупнейший культурно-просветительный
цевяр мира. С именем советской столицы связано все самое дорогое и зна-
чнтельное в исторни нашего государства, в развитии его культуры и искусства.
Под руководством большевистской партии, вдохновляемые великим Сталиным,
советские ученые добились выдающихся успехов на поприще науки и народного
просвещения. В самых различных областях знания Москва предстает’ перед
всем мнром, как путеводный маяк, к которому с надеждой обращают свои взоры
	переловые ученые Запада.
	похновляемые великим Сталиным,
ков на поприще науки и народного
знания Москва предстает’ перед
_с надеждой обращают свои взоры

омная научно-исследовательская и
тнением грандиозных задач новой
ельный труд кипит в великолепно
в многочисленных лабораториях, в
	В нашей любимой столице ведется огромная научно-исследовательская и
культурная работа, тесно связанная с выполнением грандиозных задач новой
сталинской пятилетки. Вдохновенный созидательный труд кипит в великолепно
оборудованных институтах Академни наук, в многочисленных лабораториях, в
кабинетах ученых, где успешно решаются научные проблемы мирового значения.
Сбылись пророческие слова великого русского ‘патриота, гениального критика
Виссариона Григорьевича Белинского, который пнсал много лет назад: «Зави-
дуем внукам и правнукам ‘нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году
— стоящую во главе образованного мира, дающую законы и науке и искусству
н принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человс-
		В труде
и на отлыхе
	Ж По инициативе комсомольцев истори-
	ческого факультета университет взял
шефство над Московским заводом малоли-
тражных автомобилей. Студенты обязались
помочь заводской комсомольской организа-
ции в налаживании внутрисоюзной и куль-
турной работы. Они приходили в цехи, по-
могали комсоргам составлять планы рабо-
ты, проводить собрания. Активно участво-
вали студенты и в выпуске стенных газет.
Молодые строители автомобилей посещали
политические и литературные кружки, ко-
горыми руководили студенты МГУ.

® В дни каникул многие комсомольцы
решили помочь  колхозам в уборке
урожая. Около 400 юношей и девушек
уехали в подшефный Зарайский район. Они
создали 14 молотильных бригад. Прошло
немного дней, и на доске показателей вы-
работки уже значилось, что шефы перевы-
полняют нормы. К 1 сентября намолочено
1.800 тонн зерна, выработано более 8 тысяч
трудодней. Среди молодых колхозников
Зарайского района широко известно имя
студентки Сенягиной, чья бригада 3a
20 дней намолотила более 200 тонн зер-
на и выработала 1020 трудодней. Хоро-
шо работала и бригада химического факуль-
тета (бригадир тов. Давыдов). Она сдала
государству 190 тонн зерна.

«Молнии», боевые листки, стенгазеты,
беседы, лекции — все средства агитации
были использованы студентами, чтобы 60-
гатый урожай быстрее поступил в закрома.

В подшефный Зарайский район несколь-
ко раз выезжала агигмашина. Театральный
коллектив университетского клуба показал
колхозникам свою лучшую постановку —
пьесу Малюгина «Старые друзья». Для
красных уголков переданы подарки студзн-
тов — 5 радиоприемников и свыше 3.000
книг.

В дни празднования 800-летия столицы
студенты ожидают к себе дорогих гостей
— молодых колхозников района, которые
добились наилучших результатов в уборке
урожая.

\Ж В большом почете у студентов спорт.
1.800 членов насчитывает спортивный клуб.
В нем работают 32 секции. В соревнованиях
команд спортивного общества «Наука» во-
лейболисты университета заняли второе ме-
сто и вышли в финал кубка Москвы.

Секретарь комсомольского бюро механи-
ко-математического факультета Мухин вы-
играл первенство в соревнованиях тенниси-
стов 3-го разряда спортивного общества
«Наука».

\ж В Тушине в красивом двухэтажном
каменном доме расположился детский дом
№ 17 Здесь учатся и воспитываются дети,
родители которых погибли в боях за Ро-
дину. Вот уже три года, как студенты уни-
верситета стали здесь частыми гостями.
Комсомолка Малышева ведет литературный
кружок с детьми старшего возраста. Успеш-
но прошла читательская конференция,
посвященная роману Фадеева «Молодая
гвардия». Студент исторического факуль-
тета Яковлев рассказал ребятам об исто-
рии Москвы, о грандиозном плане рекон-
струкции столицы. Кружок юных натура-
листов организовал студент Теплых.
	3х В Крыму, недалеко от берега Черно-
го моря, расположен дом отдыха универ-
ситета. Он может одновременно принять
300 отдыхающих. Дом отдыха в Геленджи-
ке создан еще в 1928 году. Ежегодно в ка-
никулярное время студенты приезжают сю-
ла отдохнугь, набраться сил. Этим летом
здесь уже побывали ‹ 724 человека. 1.036
студентов провели свои каникулы в подмос-
ковном  Красновидовском доме отдыха.
Нуждающиеся в лечении получили путевки
в здравницы Прибалтики, Крыма, Мине-
ральных Вод.

ЖЖ Около 60 стенных факультетских и
курсовых газет издается в университе-
те. Лучшая из них — стенная газета фи-
лологического факультета «Комсомолия».
Редколлегия имеег четыре сменных редак-
ции. Это позволяет студентам факультета
еженедельно выпускать газету.
	Дваднать второй год существует много-
	тиражная газета «Московский  универси-
тет». Ее активными корреспондентами яв-
ляются комсомольцы.

% Шумно и оживленно по вечерам в
клубе. Литературный кружок проводит ве-
чера и диспуты. Театральный коллектив
показырает свон работы. В прошлом сезоне
им были подготовлены «Чайка» Чехова и
«Старые друзья»  Малюгина.
	Сбылась
моя мечта
	Далекий путь проделала я от бурят-мон-
тольского городка Городок до столицы Со-
ветского государства. Пемню солнечный
день, когда мать моя, простая, неграмотнзя
женщина, прощалась со мной. «Вот, до-
ченька, скорс будешь жить в Москве! Уви-
дишь Кремль, Сталина! Люби Москву,
помни, что, зашишзя ее от фашистов, жиз-
ни своей не пожалел твой отец!».

300 километров проехала я на автомо-
биле до станции Джила. Потом села в по-
езд. 6.000 километров отделяют Джиду от
Москвы. В пути я почувствовала, как ве-
лика и обширна наша страна. Сначала до
Улан-Удэ были горы. потом началея озер-
ный край-—ТГусиное озеро, синий Байкал.
Йх сменили равнины, сибирские леса. Я
глядела в окно и думала: «Неужели еще
несколько дней, и я буду в Москве!». Мы
знали о ней в глухом бурят-монгольском
городке по книгам, кинокартинам. Несколь-
ко раз я смотрела фильмы: «Парад молодо-
сти», «Небо Москвы», «Здравствуй, Мос-
ква». Смотрела потому, что они рассказы-
вали о любимой столице.

В первый же день по приезде я пошла
на Красную плошаль, была в мавзолее,
увидела лорогие черты Влалимира Ильича.
Долто любовалась алыми звездами на баш
нях Кремля.

Бурят-монгольский народ, раскрепощен-
ный революцией. жално тянется к просве-
	щению, культуре. Я горжусь, что по OROH-
	чании университета смолу принести ПолЬБ-
	зу своему народу.
Р. МЕРЛУСОВА.
	i

др, ое

студентка отделения журналисти-
ки филологического факультета
МГУ.
	Москза ежегодно вносит огромный вклад в подготовку новых тружеников
науки и техники, литературы и искусства. В 78 вузах столицы готовятся высо-
	всех отраслей народного хозяйства.
тысячи юношей и девушек со всех
	коквалифицированные специалисты для
Пол своды московских вузов стекаются
	концов нашей великой Родины, из самых отдаленных ее уголков. Они проходат
полный курс наук у виднейших профессоров и раз езжаются по стране, чтобы при-
нять горячее участие в строительстве светлого здания коммунизма.
	116 тысяч студентов заняли вчера после летних каникул зудитории высших
учебных заведений Москвы. Подавляющее большинство столичных вузов — 58
из 78 -- создано после Великой Октябрьской социалистической революцин. В
годы сталинских пятилеток выросли такие институты, как Энергетический,
Азиационный, Нефтяной, Станкоинструментальный, Цветных металлов и золота,
	Институт стали и многие другие,
	Невзиданно расцвело за годы советской власти старейшее высшее учебное
заведение столицы —Московский государственный университет. Блестяще оправ-
дались слова великого ученого М. В. Ломоносова, выражавшего надежду, что
Московский университет принесет истинную пользу и славу отечеству. За вы-
дающиеся заслуги в развитии русской науки и культуры, за большие успехи в
деле подготовки высококвалифицированных специалистов Московский универси-
тет награжден высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

История Московского государственного университета неразрывными узами
связана со всей историей Москвы. До Великой Октябрьской социалистн-
ческой революции на протяжении многих десятков лет университет постоянно
переживал тяжесть гонений и преследований царских сатрапов. Но даже в самые
мрачные годы реакции в стенах университета ярким ‘пламенем горел священный
огонь любви к Роднне. Здесь учились и воспитывались выдающиеся деятели
стечестренной культуры — Герцен, Огарев, Белинский, Лермонтов, Грибоедов,
	Тургенев, Ушинский и другие.
	После Великой Октябрьской социалистической революции МГУ превратил-
ся в крупнейший очаг передовой социалистической культуры. Об истории уни-
верситела и о том, с какими достижениями приходит он к 800-летию Москвы, мы
сегодня рассказываем читателям на этой странице.
			МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
				нев, Гончаров, Островский, Успенский; Че-
хов и другие, творчество которых увенчало
славой отечественную литературу, назы-
тнло ее духом правды, идеей свободы.

С Московским университелом связано
многое ценное и передовое в развитии рус-
ской освободительной мысли. Здесь развер-
тывалась общественная деятельность Гер-
цена и Огарева. Станкевича и других, ко-
торые в тяжелые голы николаевской резк-
ции выступали верными хранителями тра-
диций революционной борьбы за счастье
народа.

В венок славы Московского университз-
	Вт он, старейший русский универси-

тет! Прекрасные колонны, строгие
линии величественного ансамбля, широ-
кие, истертые поколениями ступени парад-
ных лестниц. По ним сюда вступало не од-
но поколение и выходило, унося с собой
непокоретво, свободу мысли. призыв к по
	Тесту, Е революционному лействию. Б на-
	ши дни из университета выходит повБоле-
ние — новое, молодое, счастливое! Оно
смело идет вперед, ломая устаревшие тра-
дицин и нормы, неся своему народу новые
завоевания науки и техники.
	Университет был открыт 25 апреля
	[уть в науку
				Гениальный русекий самородок, основа-
тель Московского университета М. В. Ломо-
носов два Beka назад мечтал о таком высшем
учебном заведении, воспитанники которого
были бы способны не только «обучаться
наукзм, но и произволать оные». На претя-
зении всей многолетней истории универен-
тета его лучшие, передовые лрофессора
стремились научить студентов искусству
творчески решать сложные научные нроб-
лемы, умению самостоятельно мыслить.

За годы советской власти МГУ благодаря
неустанной заботе партии и правительства
превратился в одно из крупнейших азучных
учреждений страны, в подлинный очаг пере-
довой социалистической ‘науки. В велина
лепно оборудованных лабораториях сотни
наших воспитанников ведут самостоятель-
ные иселелозания в разных областях зна-
ния. До войны в университете сущезтвова-
ла широкая сеть научных студенческих
кружков. В марте 1945 года по инициативе
комитета ВЛЕСМ у нас было создано нзуч-
ное студенческое общество, имеющее  пе-
лью дать дополнительные знания студен-
там, развить у них интерес к самостоя-
	тельной работе, расленоить рамки YE
	ных протрамм.
	ческие работы в области естественных И
гуманитарных наук, подготовленные члена-
ми общества). В ближайшее время работа
студента Севастьянова будет опубликована
в «Докладах Академии наук СССР».

Студент 5-го курса химического факуль-
тета В. П. Лебедев ‘написал интересное ис-
следование на тему «Современное учение о
каталитической активности». В этой работе
он развил ряд орнганальных идей. Науч-
ный труд Лебедева был отмечен специальной
премией Министеретва высшего образова“
НИЯ.

Сложным проблемам образования Ери-
сталлической ‘решетки посвятил свею рабо-
ту студент физического факультета тов.
Перелешин. В исследовании на эту тему
автор нашел условия, при которых заря
женные частицы (так называемая плазма)
могут образовать кристаллическую струк
туру. Научная работа Перелешина имеет
большое значение для изучения строения
вещества. Она удостоена первой премии на
конкурсе студенческих работ на физическом
факультете МГУ.

Многне члены научного студенческого об-
щества успешно занимаются самостоятель-
ными исследованиями в области гуманитар-
ных наук. Оригинальный труд на тему
	«Социальная утопия в комедиях Аристофа-.
	на» представил студент филологического фа-
хультета В. Н. Ярхо. Его работа получила
высокое признание в университете — она
отмечена Ломоносовской премией.

Монографию на тему «Герцен и Огарев
как историки движения декабристов» пред-
ставила студентка исторического факульте-
та Н. Новикова. Подобных примеров можно
привести много. Они свидетельствуют о
том, как много дает научная работа каж-
дому, кто начинает заниматься ею еще на
стуленческой скамье.

Мы периодически проводим научные кон-
ференции, которые способствуют творческо-
му общению студентов различных факуль-
тетов. В эти дни готовится юбилейная кон-
ферелция общества, посвященная 800-ле-
тию Москвы —— БУЛЬТУрного и научного
пентра нашей Родины.

Сейчас, после летних каникул, члены
научного студенческого общества  Москов-
ского университета с новой энергией берут-
ся за работу. Мы стремимся отметить при“
ближающееся славное тридцатилетие CO”
ветской влаети новыми научными трудами.
	Профессор А. СОКОЛОВ.
	Вчера, 1 сентября, Мо-
сковский  государствен-
ный университет имени
М. В. Ломоносова начал

свой новый, 193-й учеб-
ный год. Около девяти

тысяч студентов запол-
нили лекционные залы,
многочисленные аудито-
рии, лаборатории и
учебные кабинеты. Нача-
ла работать 161 кафедра.
Крупнейшие ученые стра-
ны, среди которых
62 лауреата  Сталин-
ской премии, будут ру-
ководить занятиями сту-
дентов. В числе профес-
соров МГУ имеется не-
мало молодых ученых,
питомцев университета.
Среди них — 29-летний
доктор физико-математи-
ческих наук профессор
Н. А. Леднев.

НА ВЕРХНЕМ СНИМ-
КЕ: студенты первого
курса физического фа-
культета МГУ слушают
лекцию профессора Н.А.
Леднева.

НА НИЖНЕМ СНИМ-
КЕ: студентки третьего
курса И. Найденова (сле-
ва) и Г. Каржавина на
ззнятиях в лаборатории.
	Фото А. Гусева.
	eee ed NN NRE 9 FESR PER

1159 года по инициативе великого руеска- 1
Е та вплетены лавры воспитателя пелого ря-
	Овеянный при самом своем возникнове-

нии могучим гением Ломоносова, MOCKOR-
ский университет становится OCHOBHHIM
историческим центром развития русской
  культуры и науки. Нод сводами его росла
п развивалась не только наша наука, — в
его стенах жила и крепла передовая обще-
ственная мысль старой России, расчищая
‚почву для великих освободительных идей
будущего, идей, за которые боролись с цар-
`ским самотержзвяем целые поколения пи-
 томцев университета, его лучшие профес-
copa.

Создание Московского университета зна-
меновало собой начало развития русского
просвещения, того самого просвещения, ко-
`торое должно было служить народу.
	Высокое общественное призвание Уни-
‚ верситета предсказано было еше его духов-
` ным отйом и основателем — Ломоносовым.
	` Вера в силы евоего народа составляла отли-
	‘чительную черту Beek деятельности Ломо-
Носова. Эта вера и положила начало слав-
‘ным традициям Московского университета.
Ло конца ХУШ века у колыбели универ-
ситета появляются такие светила русского
’ просвещения, смелые вольнодумцы своего
`’века, как Новиков и Фонвизин.
	да поколений. Мы до сеголняшнего дня
чтим гений критиза Белинского, восхищз-
euca публицистикой Герцена, склоняем го-
лэвы перед корифеями мировой науки Сто-
тетовым, Сеченовым, Тимирязевым. Драма-
тургия Фонвизина и Грибоедова,  ноэзия
Лермонтова, проза Тургенева и Чехова —
Вбе это булет жить в веках.
	Вопреки попымкам царского твравитель-
ства затлушить всякую прогрессивную
мысль, Московский университет сделался
центром культуры, просвещения и передо-
вой науки. В его лабораториях и кабии?-
тах рождались русская ‚физика, русская
физиологическая школа и аэродинамика
	‘физнологическая школа и аэродинамика
Жуковского. В началу ХХ века унивежитет
	привлек на ©свон кафедры ученых ‹ име-
нами, хоропю известными в мнровой на-
уве: Н. Е. Жуковского, А. П. Павлова,
К.А. Тимирязева, Н. А. Северцева, П. Н.
Лебедева и многих других.
	В условиях царского режима ученые вы-
нуждены были затрачивать невероятные
усилия на преодоление косности царских
чиновников, боявшихся распространения
науки в широких массах народа.
	Только после Великой Октябрьской с9-
цналистической революции могла осуще:
ствиться мечта М. В. Ломоносова — Мо-
сковский университет дёйствительно пре-
вратилея в рассадник самой передовой на-
уки и культуры. Только великие завоева-
вия советской власти раскрепостили тру-
дящийся народ и обеспечили небывалый
расцвет творчества советских ученых.
Еще в годы гражданской войны величай-
шие революпионные деятели нашей эпохи
Ленин и Сталин думали о новой интелли-
генции, о новых советских ученых, о пе-
редовой социалистической науке. В 1920
году при Московском университете соз-
дается первый рабочий факультет. Он да-
ват рабочим и крестьянам среднее обра-
з6вание. Аудитории университета тогда
были полны людей в красноармейских. ши-
нелях и кожаных куртках. пришедших
«Учиться, учиться и учиться». Это были
годы, когда освобожденные трудящиеся
массы России потянулись к свету, зна-
ниям, культуре.
	Благодаря неустанным заботам партии,
правительства и лично товарища Сталина
Московский университет превратился в
очаг передовой науки и в замечательную
кузницу кадров COBETCKOH, социалистиче-

2920005088909 00005550000850505005520069000755250000000505509
оке уса о вн тво что тар това осо серотиочуетсст в!

АБАЧАРА ГУСЕИНАЕВ
	Манежная
плошадь
	Прохожу и в знойный час, и в
снежный,
У Кремля приветствуя рассвет,
По тебе, по площади. Манежной,
В храм науки — в университет.
Я ступаю легкими шагами,
Как еще нигде я не ступал,
Чтобы под моими каблуками
Камень твой от боли не
страдал...
	Горы, горы,

Мы сейчас в разлуке,

Но вернусь и расскажу вам я,
Как по этой площади к науке
Проходила молодость моя.
	Перевод с лакского
Я. КОЗЛОВСКОГО.
	Около 500 лучших студентов — членов
общества — принимает активное участие в
научной работе кафедр, в проведении теоре-
тических конференций. Многие из них про-
явили себя пытливыми иселедователями, ко-
торые не удовлетворяются общепринятыми
методами решения научных проблем, а ищут
новые, оригинальные пути в науку. Чрез-
вычайно интересный научный труд закон-
чил недавно член общества студент 5-го
курса механико-математического факульте-
та Б. А. Севастьянов. Его исследование на
тему «Статистика цепных реакций» имеет
большюе практическое значение.
	В своем отзыве 0б исследовании Cesa-
етьянова видный советский ученый акаде-
мик А. Н. Колмогоров пяшет: «Эта ра-
бота представляется мне выдающейся по
интересу полученных в ней результатов и
тонкости математического анализа. Ее сле-
довало бы признать выхающейся над сред-
ним уровнем, если бы она была представле-
на в качестве канлилатской диссертации».
	Труд Б. А. Севастьянова представлен на-
ми на соискание Ломонасовской премии (в
университете ежегодно присуждаются две
премии имени Ломоносова за лучиие студен-